Данная глава говорит о том, что:
(I) Грешникам не удастся избежать суда, которым им угрожают (ст. 1−4), ибо их поразит всемогущая сила (ст. 5−6), а народ Израиля заслужил его как греховный народ (ст. 7−8); тем не менее народ не будет полностью истреблен (ст. 8) и благочестивому остатку удастся спастись (ст. 9). Но нечестивцы погибнут (ст. 10).
(II) Обещана милость, которая будет дарована в последние дни (ст. 11−15), что следует из ссылки на это место (Деян 15:16) во дни Мессии. И этими утешительными обетованиями, которые следуют за обличениями и угрозами, заканчивается данная книга.
Стихи 1−10. В данных стихах справедливость Бога выносит приговор непокорному народу; и обратите внимание:
I. С какой торжественностью выносится этот приговор. В видении пророк увидел Господа стоящим над жертвенником (ст. 1), жертвенником для всесожжений, ибо Господь имеет жертву и толпы должны были пасть жертвами Его справедливости. Он покинул престол милости, находившийся между херувимами, и стал над жертвенником, престолом суда, на который обычно опускался огонь Божий, чтобы поглотить жертвы. Он стал над жертвенником, чтобы показать, что основанием для Его противостояния этому народу послужило осквернение ими Его святынь; Он стал там, чтобы отомстить за осквернение Своего жертвенника и показать, что грех дома Израилева подобен греху дома Илия, чья вина не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек (1Цар 3:14). Он стал над жертвенником, чтобы запретить жертвоприношение. Дано повеление: «Ударь в притолоку над воротами храма, по колонне, ударь ее так, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их; сокруши двери дома Божьего или его дворов в знак того, что Бог уходит оттуда и покидает его, и тогда на него обрушатся все суды». Или эти слова означают, что в первую очередь будет уничтожено то, что в плане защиты для народа является косяками дверей, и поэтому когда они будут сокрушены, то государство станет похоже на город без ворот и запоров. «Ударь царя, которого можно сравнить с колонной, ударь князей, которые являются косяками дверей, чтобы они потряслись, обрушь их на головы, придави всех их, как придавливают поленья для костра. Остальных же из них Я поражу — их потомков и их семьи; Я поражу последних: их и всех, кто им служил». Или можно понять так: «Я поражу их всех — всех, кто останется в живых, пока не поражу последнего человека; это будет всеобщее истребление». Не останутся в живых те, в адрес кого Бог сказал: «Я поражу их»; перед Его мечом невозможно устоять.
II. Какие эффективные методы будут предприняты, чтобы никому не удалось избежать наказания, определенного приговором. Это подробно описано в данных стихах и предназначено для предостережения всех, кто раздражает Бога. Пусть грешники прочтут об этом и затрепещут; с Богом не только невозможно бороться, но и невозможно убежать от Него. Когда Его суды приходят по поручению, то они одолевают наисильнейших, которые думают храбро встретить их, и настигают самых быстрых, которые думают убежать от них (ст. 2). Те, которые побегут. надеясь спастись бегством, очень скоро начнут задыхаться и не смогут избежать опасности. И хотя нечестивый бежит, когда за ним никто не гонится. но он не сможет убежать. когда его будет преследовать Бог, как бы он ни силился убежать от руки Его. Более того, желающий спастись, который думает, что ему удалось достичь своей цели, не спасется. Зло преследует грешников, и оно завладеет ими. Об этом здесь подробно говорится и демонстрируется, что, куда бы грешник ни бежал в поисках убежища от Божьей справедливости, она достигнет его и убежище окажется убежищем л леи. То. что Давид говорит о вездесущности Бога (Пс 118:7−10), здесь говорится о сфере действия Божьей силы и справедливости.
(1) Сам ад (хотя в английском языке это слово происходит от слова насыпать. покрывать или прятать) не сможет укрыть их (ст. 2): «Хотя бы они зарылись в преисподнюю, в центр земли или самое удаленное и темное место, то и оттуда рука Моя возьмет их и выведет, чтобы они стали всеобщим монументом божественной справедливости». Могила — это сокрытое место отдыха для праведника от злобы этого мира (Иов 3:17), но она не станет местом, где праведник сможет укрыться от справедливости Бога; и оттуда Божья рука возьмет их, когда они воскреснут в великий день на вечное поругание и посрамление.
(2) Хотя слово небеса в английском языке происходит от слова поднимать или возносить. но и они не укроют их от судов Божьих: как ад, так и небеса не смогут спрятать их. Хотя бы они взошли на небо в своем воображении, и оттуда свергну их. Кого Бог Своей благодатью возносит на небеса, те никогда не будут свергнуты оттуда, а кто сам взбирается за счет своей самоуверенности и упования на самого себя, тот будет свергнут оттуда и покрыт стыдом.
(3) Гора Кармил — одна и высочайших частей земли в той стране — не защитит их: «И хотя бы они скрылись там. где. по их представлению, никто не отыщет их. и там отыщу и возьму их: ни самые густые рощи, ни самые темные пещеры на вершине Кармила не помогут им спрятаться».
(4) Даже дно морское не сокроет их: хотя они надеются там спрятаться, но даже там суды Божьи найдут их и завладеют ими: «Там Я повелю морскому змею уязвить их — это будет змей изгибающийся, чудовище морское» (Ис 27:1). Они найдут казнь и смерть там, где надеются обрести убежище и защиту: погружение в морские глубины не поможет им так же, как и восхождение на вершины.
(5) Отдаленные страны не смогут помочь им. равно как незначительные суды не избавят их от великих судов (ст. 4): «И если пойдут в плен впереди врагов своих, которые у ведут их на далекие расстояния и там они смешаются с чужим народом. среди которого, похоже, затеряются, то и это не поможет им: «Я повелю мечу и там убить их — мечу вражескому или другому мечу»». Когда Бог судит, то Он побеждает. Все эти беды постигнут их. сделают их спасение невозможным, а гибель — неизбежной из-за того, что Бог обратит на них очи Свои на беду им, а не во благо. Его глаза — на всяком месте, они видят всех людей и все пути человеческие, но на одних они обращены во благо, чтобы от их имени явить Свою силу, а на других — во зло, чтобы обратить внимание на их грехи (Иов 13:27) и использовать все возможности, чтобы наказать их за грехи. Воистину бедственное положение у тех. против кого направлено провидение Божье во всех его проявлениях, причиняя им зло.
3. Как велик и могуществен Бог. Который выносит им этот приговор и приведет его в исполнение Своими собственными руками. Угрозы более или менее опасны в зависимости от силы того, кто угрожает. Мы смеемся. видя бессильный гнев, но не таков гнев Божий: он всесилен. Кто знает силу его? Он сделает то, что сказал раньше (Ам 8:8): Он поколеблет землю — и она растает, и восплачет каждый живущий на ней. и поднимется вся она как река, и вся страна опустится и окажется под водой, как от реки Египетской (ст. 5. англ. пер.). Но сможет ли Он исполнить Свои слова? — Да, конечно; Он только коснется земли — и она растает, коснется гор — и они воздымятся. Он легко может сделать это, ибо (1) Он — Господь Бог Саваоф, Бог воинств (в англ. пер.). Который решил сделать это. Бог, Который в Своей руке имеет всю власть, и все творения — в Своем распоряжении. Который всех их сотворил, дал им различные способности и использует их и их способности так. как Ему угодно. Бедственное положение у тех, против кого выступает Бог Саваоф, ибо против них выступают Его воинства: все творения воюют против них.
(2) Он — Творец и Владыка высшего мира: Он устроил горние чертоги Свои на небесах — расположил небесные орбиты, или сферы, одна против другой, как чертоги в величественном и высоком дворце. Они принадлежат Ему, ибо Он устроил их вначале, когда сказал: «Да будет твердь... и стаю так», и продолжает устраивать их постоянно; это не означает, что их нужно чинить, но Своим провидением Он поддерживает их: Его сила — столпы небесные, с помощью которых они держатся. Несомненно, нужно бояться Того, Кто имеет в Своем распоряжении эти чертоги, ибо оттуда, как из замка. Он может пролить огонь на Своих врагов или забросать их камнями града, как хананеян, или повелеть звездам на своих орбитах — украшению этих чертогов — сражаться против них, как против Сисары.
(3) Он также управляет и повелевает нижним миром, состоящим из земли и воды, в котором мы живем: землей и морем: и поэтому, каким бы образом Его враги ни пытались сбежать от Него, Он найдет их и противостанет — будет их достойным соперником. Они думают сразиться с Ним на земле? Он образовал войско Свое на земле (ст. 6, англ. пер.); оно состоит из воинов, которые находятся в Его распоряжении и используются для защиты Его подданных и наказания Его врагов. Все творения на земле представляют из себя одну связку стрел (как написано на полях), откуда Он достает то, что Ему угодно, чтобы поразить преследователей (Пс 7:13). Они — одна армия, одно тело, очень крепко связанное и согласованно действующее совместно ради достижения целей своего Творца. Они думают сразиться с Ним на море? — Он будет слишком сильным соперником для них, ибо в Его распоряжении воды морские, даже волны морские — самые беспокойные и непокорные волны; они также повинуются Ему. В ходе Своего общего провидения Он призывает воды морские и из них возводит облака, изливает их дождем — малым и сильным дождем — по лицу земли; это упоминалось ранее как основание, почему мы должны искать Господа (Ам 5:8) и делать Его своим другом, а здесь приводится в качестве основания, почему мы должны бояться Его и опасаться, чтобы не сделать Его своим врагом.
4. Насколько справедлив приговор, вынесенный Богом народу Израиля. Он не уничтожает их по праву Своего верховного владычества, а действует по справедливости, ибо (ст. 8) это грешное царство и очи Господа устремлены на него, раскрывая, что оно именно такое; Он видит, насколько велика его греховность, и поэтому истребит его с лица земли — Отметьте: если царства, такие как Израиль (которые, согласно своему названию и исповеданию, были святыми), становятся грешными царствами, то нужно быть готовыми к тому, что они будут уничтожены и оставлены: ничего другого не стоит ожидать. Пусть грешные царства, грешные семьи и грешные люди узнают, что очи Господа устремлены на них, они видят все их нечестие и хранят память о них для дня воздаяния. Посмотрите, с какой легкостью Бог доказывает, что это царство грешное (ст. 7):
(1) Из-за взаимоотношений, сложившихся между ними: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» Какая печальная в них произошла перемена! Сыны Израилевы стали похожи на Ефиоплян!
[1] Такими они стали по своей сути: в этом заключался их грех. То, что сыны Израилевы часто становятся похожи на сыновей Ефиоплян, нужно сильно оплакивать: эти сыны благочестивых родителей деградировали и стали противоположностью тем, которые шли перед ними. Они были хорошо обучены, наставлены в познании и страхе Божьем, хорошо начали свой путь и дали хорошее обещание, но оставили свое исповедание и стали такими же плохими, как наихудшие из людей. Как потускло золото.
[2] Таковыми они были в глазах Бога, и такое наказание их ожидало. Он ценил их не больше, чем сыновей Ефиоплян, хотя они были сынами Израилевыми. В Псалме 7:1 мы читаем о Аусе (Ефиоплянине, как считают некоторые) из калена Вениаминова. Если те, которые по рождению и исповеданию являются сынами Израиля, при этом деградируют и становятся нечестивыми, то для Бога они все равно что сыны Ефиоплян. В этих стихах подразумевается отвержение неверующих иудеев во дни Мессии, ибо они не приняли доктрину Христа; за это Царство Божье будет отнято у них, они лишатся Церкви, будут исключены из завета и станут, как дети Ефиоплян; и таковыми они остаются до сегодняшнего дня. Это также касается тех, которые называют себя христианами, но не живут соответственно своему названию и исповеданию, которые сохранили вид благочестия, но живут под воздействием царствующей в них силы беззакония; таковые для Бога как сыны Ефиоплян; Он отвергает их и их служения.
(2) Как легкомысленно они отнеслись к милостям, которые Бог оказал им. Они думали, что Он не будет и не сможет отказаться от них и поставить их на одну ступень с другими народами, ибо Он сделал для них больше, чем для любого другого народа; поэтому, думали они, Он так сильно привязан к ним, что никогда не оставит их. «Нет, — говорит Бог, — оказанные вам милости не дают вам таких привилегий, как вы думаете. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской? Да, это сделал Я, но Я также вывел Филистимлян из Кафтора, или Каппадокии» — их родной земли или места пленения, или того и другого»; они называли себя остатком острова Кафтора (Иер 47:4) и объединились с Кафторимом (Быт 10:14). Подобным образом сирийцы были выведены из Кира, когда их увели туда (4Цар 16:9). Отметьте: если Божий Израиль теряет свою отличительную черту — святость, то теряет и свои особые привилегии; то, что предназначалось как милость и проявление особой благодати, предстанет в другом свете, ее сущность изменится, и она станет действием обычного провидения; если исповедующие Бога уподобляются этому миру, то Бог приравняет их к этому миру. А если мы не живем достойно оказанным нам Божьим милостям, то лишаемся их славы и утешений.
5. Насколько милостиво Бог будет отделять драгоценное от порочного в день воздаяния. Хотя нечестивые Израильтяне будут подобны нечестивым Ефиоплянам и то, что они называются Израильтянами, не поможет им, тем не менее участь благочестивых Израильтян не будет такой же, как нечестивых; не может Судия всей земли поступить неправосудно и погубить праведного с нечестивым (Быт 18:25). Очи Господа — на грешное царство, чтобы найти в нем тех, кто сохранил свою непорочность и плыл против течения, кто взывал и стенал из-за мерзостей, совершаемых на этой земле, и таковые будут отмечены для спасения, следовательно, истребление не будет всеобщим: «Я дом Иакова не совсем истреблю, не уничтожу его в целом — плохих и хороших вместе; Я разделю их, как и приличествует праведному судье». Дом Израилев будет рассыпан, как зерна в решете; их будут подгонять, трясти, бросать из стороны в сторону, но при этом они будут оставаться в руках Бога — в Его обеих руках, как сито остается в руках того, кто просеивает (ст. 9): «Я рассыплю дом Израилев по всем народам». Всякий раз, когда их трясут и рассеивают, глаз Бога следит за ними, чтобы отделить зерна от шелухи, к чему Он и стремился, просеивая их.
(1) Ни один из праведных израильтян, которые подобны твердой пшенице, не погибнет; они будут либо избавлены от бедствий, постигших царство, либо благополучно переживут их; ни одно, даже самое малое зерно, не падет на землю и не будет потеряно и забыто — даже наименьший камешек (написано на полях), ибо хорошее зерно весит столько же, сколько камень, по сравнению с мякиной. Отметьте: какие бы потрясения ни обрушивались на мир, Бог эффективно позаботится, чтобы ни один из тех, кто действительно принадлежит Ему, не был несчастен.
(2) Все нечестивые израильтяне, ожесточившиеся в своих грехах, погибнут (ст. 10). Посмотрите, какой степени порочности они достигли. Они говорят: «Не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» Они думают, что невиновны и не заслуживают наказания; или что их исповедание отношений с Богом исключит и избавит их от наказания; или надеются, что смогут успешно противостоять судам Божьим: будут так стремительно убегать от них, что те не настигнут их; или будут так бдительно следить за их приближением, что те не смогут одолеть или поразить их. Отметьте: надежда на безнаказанность является обманчивым убежищем для нераскаявшихся грешников. Но посмотрите, чем все это закончится: «Все грешники, которые подобным образом льстят себе и оскорбляют Бога, от меча умрут — меча войны, который для них будет мечом божественной мести; более того, хотя это будут грешники из народа Моего, их исповедание не послужит им защитой». Отметьте: зло часто оказывается ближе всего к тем, кто дальше всего отодвигает его от себя.
Стихи 11−15. О Том, о Котором свидетельствуют все пророки, свидетельствует Амос в заключительной части этой книги. Он говорит о том дне, о тех днях, которые грядут, когда Бог совершит великие дела для Своей Церкви, учредив царство Мессии; а в вышеприведенных стихах пророчествуется, что за отречение от этого царства иудеи будут отвержены. Приведенное здесь обетование согласуется с насаждением христианской Церкви, и тогда оно исполнилось (Деян 15:15−17). Здесь обещано:
I. Что в Мессии царство Давида будет восстановлено (ст. 11); оно названо скинией Давида, то есть его домом и семьей, ибо хотя оно велико и утверждено, но по сравнению с царством небесным является убогим, как передвижная скиния. В своем нынешнем положении Церковь является воинствующей — скинией Давида, она живет в палатках пастухов и солдат. Божья скиния является скинией Давида, ибо Давид желал и предпочел жить в скинии Божьей вечно (Пс 60:5).
1. В то время эти скинии пали и начали угасать, царская семья обеднела и была урезана в правах, ее честь была запятнана и лежала в прахе, ибо многие представители этого народа деградировали и в плену потеряли свои царские достоинства. Страна подверглась суровым атакам и лежала в руинах. То же самое происходило с иудейской Церковью; в последние ее дни ее слава угасла; что касается ее чистоты и процветания, то она была похожа на падшую и разрушенную скинию.
2. Благодаря Иисусу Христу эти скинии были восстановлены и устроены. В Нем исполнился завет, который Бог заключил с Давидом; и слава этого дома, которая не только была запятнана, но и почти угасла, вновь воссияла; ее трещины были заделаны и руины восстановлены, как в дни древние, более того, духовная слава семьи Христа намного превзошла временную славу семьи Давида, когда она была в расцвете. В Нем также исполнился Завет, заключенный Богом с Израилем, и в евангельской Церкви Божья скиния была вновь учреждена среди людей и восстановлена из руин Иудейского государства. Эти слова процитированы на первом синедрионе в Иерусалиме как ссылка на призвание язычников, ибо Бог хотел составить из них народ во имя Свое. Отметьте: пока мир стоит, Бог будет иметь в нем Свою Церковь, и если она падет в одном месте или среди одного народа, то Он воздвигнет ее в любом другом месте.
II. Что это царство будет увеличиваться; его территории далеко протянутся за счет присоединения к нему многих других стран (ст. 12), чтобы дом Давида овладел остатком Едома и всеми народами, то есть чтобы все они были отданы Христу в наследие и пределы земли во владение Ему (Пс 2:8). Те, которые раньше были чужими и врагами, станут добровольными и верными подданными Сына Давидова и добавятся к Церкви; или же речь идет о тех, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, то есть о тех, которых избрала благодать и они предуставлены к вечной жизни (Деян 13:48), ибо одна и та же истина касается и язычников и иудеев: избранные получили, а прочие остались слепыми (Рим 11:7, англ. пер.). Христос умер, чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино — тех, кому было возвещено Его имя. Это обетование всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян 2:39). Св. Иаков истолковывает его как обетование о том, что взыщут Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Господне. Но можно ли уповать на это обетование? — Да, это сказал Господь, Который может сделать и делает это; Он принял решение сделать, и сила Его благодати участвует в этом; для Него — сказать и сделать — не два разных дела, как для нас.
III. Что в царстве Мессии будет великое изобилие всех благ, которые производит страна (ст. 13): «Пахарь застанет еще жнеца, то есть каждый год они будут собирать такой богатый урожай и хлеба будет так много, что жатва будет длиться все лето до самой осени, когда настает время вновь распахивать землю». Подобным образом сбор винограда будет продолжаться до времени посева, и винограда будет так много, что даже горы источать будут виноградный сок в сосуды для сбора винограда, а холмы, которые были сухими и бесплодными, напитаются влагой и потекут, то есть (как мы говорим) будут источать тучность, или сочность, почвы. Сравните это место с Книгой Иоиля 2:24 и 3:18. Безусловно, эти слова нужно понимать как обетование об изобилии духовных благословений и небесных благ, которыми благословляются и будут благословлены все, кто искренне прилепился ко Христу и Его Церкви; они будут щедро вознаграждены благами дома Божьего, благодатями и утешениями Его Духа; они будут иметь хлеб, хлеб жизни для укрепления своего сердца, и вино божественных утешений, которое веселит сердце человека, — пищу и питье, блага, которые питают душу человека словом и Духом Божьим. В течение долгого времени эти блага ограничивались виноградником иудейской Церкви; божественное откровение и сопутствующую ему силу можно было найти только в его пределах, но в евангельское время горы и холмы языческого мира будут обогащены этими привилегиями через проповеданное Евангелие Христа, они будут исповедовать его и примут в полноте его силы. Когда огромные толпы людей обратились в веру Христа и народы сразу родились, когда проповедники Евангелия торжествовали, видя успех своих проповедей, тогда пахарь застал еще жнеца; а когда языческие церкви обогатились всяким словом и всяким познанием и всякими духовными дарами (1Кор 1:5), тогда горы начали источать виноградный сок.
IV. Что царство Мессии будет густо населенным; восстановятся не только деревни, но и города; для пищи будет достаточно ртов (ст. 14). Из плена вернутся те, которые насильно были туда уведены; врагам не удастся удержать их в плену, равно как и они сами не захотят поселиться там; остаток народа вернется и застроит опустевшие города и поселится в них. Они обоснуют христианские церкви, утвердят чистую доктрину, поклонение и дисциплину в своих кругах в соответствии с требованиями Евангелия, согласно которым учреждаются христианские города, будут радоваться их привилегиями и утешениями; они насадят виноградники и разведут сады. Хотя горы и холмы будут источать виноградный сок и привилегии евангельской Церкви будут принадлежать всем, но они оградят их для себя: не для того, чтобы монополизировать эти привилегии и исключить для других, а чтобы присвоить и применить эти привилегии вместе с другими; они будут пить вино и есть плоды своих виноградников и садов, ибо, кто прилагает усилия в религии, как приходится трудиться земледельцам в виноградниках и садах, те получат удовольствие и прибыль от них. Обетование о возврате из плена Божьего Израиля может быть ссылкой на отмену церемониального закона, который долгое время для Израильского народа был подобен игу рабства; благодаря ей Христос пришел, чтобы сделать Свою Церковь свободной, и они смогли войти в свободу (Гал 5:1).
V. Что царство Мессии глубоко укоренится в этом мире и никогда не будет искоренено из него (ст. 15): «Я водворю их на земле их». Божий духовный Израиль будет насажден десницей самого Бога на земле, предназначенной для него; и они более не будут исторгаемы из земли своей, как происходило раньше с иудейской Церковью. Бог сохранит их и не позволит, чтобы они были изгнаны из нее из-за всеобщего отступничества или злобности их врагов; Церковь может стать порочной, но никогда полностью не откажется от Бога, она может подвергнуться преследованиям, но не будет полностью оставлена Богом, и врата ада своими искушениями или своими ужасами не одолеют ее. Два факта гарантируют вечность Церкви:
(1) Дары, которыми Бог облагодетельствовал ее: «Это земля, которую Я дал им»; Бог утвердит и сохранит то, что Он дал. Он дал Своему народу благую часть, которая никогда не отнимется у него; Он не будет аннулировать акт Своего дарения, и все силы земли и ада не смогут сделать его недействительным.
(2) Она имеет часть в Нем: Он — Господь Бог твой, Который сказал эти слова и исполнит их. Он — Твой Бог, Израиль. Он будет царствовать вовеки и останется твоим для всех поколений. А раз Он живет, то и Церковь будет жить.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Амоса, 9 глава