Скорби сопровождают греховные времена, и связь между ними необходима; вновь и вновь звучит угроза, что смех превратится в плач.
I. Видение «корзины со спелыми плодами» символизирует приближение гибели, которой им угрожали (ст. 1−3); это изменит их характер.
II. Притеснители призваны к ответу за то, что обижали бедных; предсказана их гибель, что вызовет их скорбь (ст. 4−10).
III. Голод по слову Божьему станет наказанием народа, который идет, блудодействуя, за иными богами (ст. 11−14), но это не заставит их скорбеть, хотя является самым скорбным и суровым судом.
Стихи 1−3. В основном грешники откладывают свое покаяние de die diem — изо дня в день, потому что думают, что Бог подобным образом откладывает Свои суды, и нет более эффективной песни, с помощью которой они себя убаюкивают, чем эта: «Мой Бог откладывает Свое пришествие». Поэтому Бог через Своих пророков часто описывал Израилю день Своего гнева не только как справедливый и определенный, но очень близкий и стремительно приближающийся; то же Он делает в этих стихах.
I. Приближение грозной гибели представлено в виде корзины со спелыми плодами, которую Амос увидел в видении, ибо его открыл ему Господь (ст. 1) и обязал обратить на него внимание (ст. 2): «Что ты видишь, Амос?» Отметьте: мы должны задавать себе вопрос, действительно ли мы видим то, что Бог хочет показать нам, и слышим то, что Он хочет сказать, ибо Бог много говорит, показывает однажды и дважды, но люди не замечают. Пребываем ли мы среди видений Всемогущего? Давайте задумаемся, что мы видим. Он увидел корзину со спелыми фруктами, собранными и готовыми к употреблению. Это видение символизировало, (1) что они созрели для истребления, созрели и прогнили, и настало время, чтобы Бог приложил серп Своих судов и отсек их. Более того, фактически это уже было сделано, и они лежали, готовые к употреблению.
(2) Что год Божьего терпения приближался к завершению; уже настала осень, год приближался к концу, и их ожидала мрачная зима.
(3) Спелыми плодами мы называем те, которые не могут долежать до зимы и их нужно сразу съесть; они символизировали этот народ, который не имел в себе ничего твердого или постоянного.
II. Цель и значение данного видения такова: оно символизирует: приспел конец народу Моему, Израилю. Слово ketz, означающее конец, по своему происхождению близко к слову kitz. которое используется для обозначения спелых плодов. Бог долго щадил и терпел их, но теперь Его терпение иссякло. Конечно, Израиль — Его народу но их конец, о котором им так часто напоминали и о котором они совсем забыли, теперь настал. Отметьте: если грешники не расстаются с грехом, то Бог покончит с ними, несмотря на то, что они — Его народ, Израиль. Что было сказано в главе 7, стих 8, здесь повторяется как твердое решение Бога: «Не буду более прощать ему: не буду больше смотреть на них сквозь пальцы и не отвращу приближающийся суд».
III. Следствием этого будет всеобщее опустошение (ст. 3): «Когда придет конец, то скорбь и смерть восторжествуют: они привыкли идти вместе, и теперь наконец-то пойдут вместе». Хотя на небесах ни смерти. ни плача не будет (Откр 21:4), но здесь, в греховном мире, в греховном народе (1) царствует скорбь, царствует в такой степени, что песни чертога в тот день обратятся в рыдание: песни храма Божьего в Иерусалиме или, скорее, их храмов, посвященных идолам, где они обычно ели и пили или играли, прославляя золотых тельцов. Возможно, это были распутные, богохульные песни; и было ясно, что рано или поздно они превратятся в рыдание. Или если они воспевали и демонстрировали благочестие и религиозность, но это не исходило из сердца и не воспевалось ради славы Божьей, то Бог не дорожил их песнями и справедливо обратит их в рыдание. Отметьте: скорбь будет сопутствовать греховному веселью, более того, священному веселью, если оно неискреннее. А когда повсюду свирепствуют суды Божьи, то они скоро превратят величайшую радость в величайшее горе, а храмовые песни, которые раньше так приятно звучали, — не только в воздыхания и стоны, но в громкие рыдания, звучащие уныло. Они придут в храм, но увидев, что он лежит в руинах, будут рыдать особенно горько.
(2) Царствует смерть, и царствует в такой степени, что будет много трупов. много мертвых тел на всяком месте (Пс 119:6), убитых мечом или эпидемией. Убитых будет так много, что выжившие не будут успевать хоронить их с надлежащей для похорон торжественностью и пышностью; у них не будет возможности даже позвонить в погребальный колокол, и они будут бросать их молча; они будут хоронить мертвых ночью, просить окружающих молчать и не говорить об этом, то ли потому что не имеют необходимых средств для похорон, то ли потому что убившая их болезнь заразна и никто не будет подходить к ним из страха заразиться, или они будут бояться, что враг разгневается, если услышит их плач по убитым. Или они будут убеждать себя и других тихо подчиниться руке Божьей, обрушившей эти суды, не жаловаться и не роптать на Бога. Или здесь может идти речь не о терпимом, а мрачном молчании: их сердца ожесточатся, и все эти суды не смогут выжать из них ни одного слова признания праведности Бога или собственной неправедности.
Стихи 4−10. В данных стихах Бог продолжает бороться с гордыми притеснителями и показывает им:
I. Насколько отвратителен грех, в котором они виновны; вкратце, они имели характер неправедного судьи (Лк 18:2), который Бога не боялся и людей не стыдился.
1. Посмотрите на обряды их поклонения — и вы скажете: «У них нет благоговения перед Богом». Несмотря на свою порочность, они сохранили видимость благочестия: они соблюдали субботы и новолуния. сохранили некое отличие между этими и остальными днями, но очень скоро устали и разлюбили их, ибо их сердца были полностью сосредоточены на этом мире и его благах. Их нехорошее расположение характеризуется сказанными ими словами: «Когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб?» Такое же расположение имеют многие, называющие себя христианами.
(1) Они устали от суббот. «Когда же они пройдут?» Они устали от ограничений, налагаемых субботами и новолуниями, и желали, чтобы они закончились, потому что не могли делать никакой работы. Они устали от дел или служений. совершаемых в субботу и новолуния, пренебрегали ими (Мал 1:13) и были похожи на Дойка, медлившего перед Господом (1Цар 21:7. англ. пер.); они с радостью были бы где угодно, только не у Божьих жертвенников. Отметьте: субботние дни и дела, которые необходимо совершать в субботу, являются бременем для плоских сердец, которые всегда боятся, чтобы не сделать слишком много для Бога и вечности. Разве можно провести время лучше, чем в общении с Богом? Насколько больше времени мы проводим, получая удовольствие от этого мира? Разве не может суббота уйти до того, как мы совершим все сопутствующие ей дела и пожнем ее выгоду? Тогда почему мы так торопимся расстаться с ней?
(2) Они любили базарные дни; им очень нравилось продавать хлеб и открывать житницы. Когда они были заняты религиозным служением, то думали о своих базарных сделках; сердце их увлекается за корыстью их (Иез 33:31); и так дом моего Отца стал домом торговли, более того, притоном воров. Они устали от святых обязанностей, ибо в то время их мирской бизнес не продвигался; в нем они чувствовали себя как рыба в воде, а в Божьем святилище I как рыба на берегу. Отметьте: те незнакомы с Богом и являются врагами для себя, кто любит базарные дни больше суббот, кто с радостью будет продавать хлеб, а не поклоняться Богу.
2. Посмотрите на их образ жизни — и вы увидите, что они не стыдятся человека; чаще всего одно следует за другим; потерявшие благоухание благочестия не долго смогут хранить чувство честности. Они не действуют справедливо и не любят дела милосердия.
(1) Они обманывают тех, кто имеет с ними дело. Когда они продают свой хлеб, то обманывают покупателя, отвешивая товар и получая за него деньги. Они отвешивают хлеб, используя собственную меру, и делают вид, что дают именно столько, сколько нужно, но при этом уменьшают меру. Такая мера недостаточна, не утверждена, и поэтому они таким образом причиняют людям зло. Когда же они принимают от человека деньги, то должны взвешивать их правильно на своих весах, чтобы знать точный вес; но при этом цена сикля, с помощью которого они взвешивают, больше стандарта: они увеличивают цену сикля, чтобы полученные деньги казались легче и за счет этого можно было получить их больше. Так они обманывали покупателей, и все это делалось под видом честности и справедливости. Подобными нечестивыми поступками люди демонстрируют свою алчность и любовь к этому миру, любовь к самому себе, презрение к человечеству в общем и в частности к тем людям, с которыми имеют дело, презрение к святыми законам справедливости; и все доказывает, что в их сердцах нет ни страха, ни любви к Богу, Который четко сказал, что неверные весы — мерзость пред Ним. Еще одним примером их мошенничества служит тот факт, что они продавали высевки из хлеба и, используя неведение своего ближнего или его нужду, брали за них ту же цену, что и за тук пшеницы.
(2) Они были жестоки и немилосердны к нищим: поглощали бедных и губили нищих.
[1] Они высоко ценили себя благодаря богатству и смотрели на бедных, которые окружали их, с максимально вообразимым презрением; они ненавидели, не могли выносить их, не желали иметь с ними дело и поэтому делали все возможное, чтобы положить им конец. Они не старались помочь и избавить их от бедности, а прилагали усилия, чтобы избавиться, уничтожив их, чтобы, по крайней мере, их не было на этой земле. Но кто подобным образом ругается над нищим, тот хулит своего Творца, в руках Которого богатый и бедный встречаются друг с другом.
[2] Они так хотели умножить свое богатство и сделать его более значительным, что грабили бедных и за счет этого обогащались; они охотились за бедными и обирали их, так как те не могли ни отплатить им, ни противостать или отомстить притеснителям за насилие. Богатство, добытое за счет угнетения бедных, погубит тех, кто губит их. Они поглощали бедных, заставляя тех заключать с ними невыгодные сделки и мошенничая при этом, ибо обманывали неверными весами, не только чтобы обогатиться самим, иметь деньги в своем распоряжении и, следовательно, все остальное (как они думали) тоже, но и для того, чтобы довести до обнищания окружающих и сделать их настолько бедными, чтобы заставить стать их рабами; а лишив их всего, могли получать их труд даром или почти даром. Таким образом они покупали неимущих за серебро, уводили их и их детей в рабство, ибо им нечем было уплатить за купленный хлеб (см. Неем 5:2−5). А так как таковых было много и они были доведены до крайности, то их цена была очень низкой; притеснители сбили ее до такого уровня, что могли покупать бедняка себе в рабы за пару обуви. Вначале посягали на имущество, а затем — на свободу; притеснители вначале делали людей бедными, а потом — своими слугами. Так было утеряно достоинство человеческой природы из-за бедственного положения тех, по кому топтались, а ее милосердие — из-за греха тех, кто топтался по ним.
II. За этот грех их постигнет суровое наказание. Когда бедных обижают, то они взывают к Богу, а Он слышит их вопль и наказывает тех, кто обижает, а так как они находятся под Его опекой, то Он воспринимает причиненное им зло как причиненное Ему самому (Исх 22:23−24).
1. Бог вспомнит их грех, причиненный бедным: «Клялся Господь славою Иакова (ст. 7), самим Собою, ибо не мог поклясться ничем большим». И Кто еще является славой и величием Иакова? Он поклялся теми знаками Своего присутствия с ними и Своим благоволением к ним, которые они осквернили, которыми злоупотребляли, делая все возможное, чтобы сделать себя отвратительными в Его глазах, ибо Он сказал (Ам 6:8), что гнушается высокомерием Иакова. Он клянется во гневе, клянется Своим именем — именем, которое было хорошо известно и возвеличено в Израиле. Он клянется: «По истине во веки не забуду ни одного из дел их, а при всякой возможности буду вспоминать им это». В этих словах больше подразумевается, чем выражается. Сказать: «Во веки не забуду ни одного из дел их» — все равно что сказать: «Я никогда не забуду их», а эти слова возвещают, что ситуация этих бесчестных и жестоких людей весьма плачевна, и такой же будет в вечности; горе, великое горе тому человеку, кого Бог Своей клятвой отсек от привилегий прощающей милости; и у тех, которые не оказали милости, есть основания бояться подвергнуться суду без милости.
2. Он сокрушит и полностью истребит их. Это событие здесь подробно описано с использованием разнообразных экспрессивных выражений, чтобы, если возможно, страх перед ним привел их к искреннему покаянию и реформации.
(1) Все люди будут объяты ужасом и оцепенением: «Не поколеблется ли от этого земля (ст. 8) — эта земля, откуда вы думали изгнать бедных? И не восплачет ли каждый живущий на ней!» — Конечно, восплачет. Отметьте: кто не трепещет и не скорбит, как должно, из-за грехов, процветающих в государстве, того заставят трепетать и скорбеть суды, обрушившиеся на государство. Бог найдет способ заставить трепетать от ярости угнетателей и скорбеть из-за собственных потерь и страданий, причиненных угнетателями, тех, кто без беспокойства смотрит на грехи притеснителей (которые должны заставить его трепетать) и на бедствия притесненных (которые должны заставить его скорбеть).
(2) Повсеместно будет наблюдаться потоп и опустошение. Когда Бог выйдет против них, то воды бедствий и тревог взволнуются, как одна река, которая бурлит, когда на ее пути оказывается преграда, и очень скоро преодолевает ее. Все будет противостоять им. То, с помощью чего они надеялись остановить продвижение Божьих судов, лишь еще усилит их. Суды проложат себе путь, как прорвавшаяся вода. Вся земля будет подниматься и опускаться и окажется под водой, как земля Египетская каждый год в период, когда река Нил разливается. Или, возможно, эти выражения ссылаются на прежние суды Божьи. Их гибель взволнуется, как река, как потоп Ноя, покрывший всю землю; так и в этот раз она покроет всю землю, а земля будет подниматься и опускаться как река Египетская. Подобным образом фараон со своей египетской армией были погребены в Красном море, которое стало для них рекой Египетской — судами, угрожавшими им, и наказанием за насилие и притеснение, за которые отомстил Бог.
3. Это наказание поразит их; оно придет, когда они меньше всего будут думать о нем (ст. 9): «Я произведу закат солнца в полдень, когда оно обычно сияет во всей силе, — в их полдень, когда они будут строить планы на вторую половину дня и думать, что у них впереди по крайней мере еще половина хорошего дня. Земля станет мрачной среди светлого дня, когда все вокруг выглядит красиво и обнадеживающе». Такими зыбкими являются все наши утешения, получаемые от творений, и радости — даже сама жизнь; часто на смену крепкому здоровью и процветанию приходит болезнь и несчастья. Для Иова солнце зашло в полдень; многие забираются в расцвете своих дней, и их солнце омрачается в полдень. Мы умираем в расцвете сил. Так ужасны суды Божьи для тех, которые дремлют, считая, что находятся в безопасности; они для таковых подобны солнцу, которое заходит в полдень; чем меньше их ожидают, тем большее замешательство они производят. Когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, как сеть (Лк 21:35).
4. Это изменит их настроение и омрачит веселье (ст. 10): «Я обращу праздники ваши в сетование, как и (ст. 3) песни чертога обратятся в рыдание». Отметьте: веселье и радость грешника заканчиваются скорбями. Как для правого во тьме восходит свет, который дает им вместо плача — елей радости, так и на нечестивых посреди дня опустится тьма, которая их смех превратит в плач и радость — в печаль. Опустошение будет таким великим и всеобщим, что на всех чреслах будут возложены вретища и плешь — на всякой голове, вместо завитых волос и богатой одежды, к которой они привыкли. Плач в тот день будет подобен плачу о единственном сыне, что означает особенно горькие и продолжительные рыдания. Но разве нет надежды, что они изменятся, когда их положение дойдет до крайности, и что уже вечером будет светло? Нет, и конец будет — как горький день, день горькой скорби; положение раскаявшихся грешников становится хуже и хуже, и их последний день будет наихудшим из всех. Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете.
Стихи 11−14. Эти стихи грозят:
I. Всеобщим судом, который придет в виде духовного голода и обрушится на всю землю. Этот голод — жажда слышания слов Господних: не будет пророков и хороших проповедей. Об этом говорится как о событии, которое произойдет в недалеком будущем: наступают дни, они вскоре наступят, когда тьма другого свойства опустится на эту землю света. Когда Амос пророчествовал и некоторое время спустя у них было много пророков и большие возможности слышать слово Божье во время и не во время; у них была заповедь на заповедь, правило на правило; пророчество было их хлебом насущным, и, возможно, они пресытились им, как Израиль пресытился манной, и поэтому Бог грозит, что вскоре Он лишит их этих привилегий. Возможно, в земле Израильской не было много пророков в то время, когда на них обрушилось опустошение, как в земле Иудейской; и когда десять колен отправились в плен, у них не было ни знамений, ни пророков, кто знал бы, доколе это будет (Пс 73:9). После Малахии Иудейская Церковь на протяжении многих веков не имела пророков, и некоторые полагают, что эта угроза касается более отдаленного времени — слепоты, которая частично поразила Израиль во дни Мессии, и завесы в сердцах неверующих иудеев. Они отвергли Евангелие и Его служителей, посланных Богом, и желали иметь своих пророков, как у их отцов, но у них не будет ни одного, ибо отнимется от вас Царство Божие и дано будет другому народу. Обратите внимание:
1. Что из себя представляет наказание, которым им угрожают. Это голод: недостаток не только хлеба и воды (которые необходимы для поддержания тела и отсутствие которых является весьма печальным фактом), но и более суровый суд — голод слышания слов Господних. Не будет собраний, где служители могли бы проповедовать, не будет служителей, которые могли бы проповедовать, равно как не будет наставлений и способностей передавать их у тех, кто поставлен проповедовать, чтобы они могли исполнить свое служение. Слово Господне будет ценным и редким; не будет видений (1Цар 3:1). У них будет написанное слово — Библия для чтения, но не будет служителей, чтобы истолковать и применить ее истины к их ситуациям — будет вода в колодце, но нечем будет ее почерпнуть оттуда. В Книге Исайи 30:20 звучит милостивое обетование, что хотя им будет не хватать хлеба, но они будут иметь в изобилии средства благодати. И даст им Господь хлеб в горести и воду в нужде, но их глаза будут видеть своих учителей; у пуритан было хорошее высказывание: «Ты имеешь достаточно, если у тебя есть черный хлеб и Евангелие». Но данная угроза утверждает, что, наоборот, они будут иметь достаточно хлеба и воды, но у них не будет учителей.
(1) Из-за этого значительная часть их славы покинет их землю. Именно то, что им вверено слово Божие, делало их народ великим и превознесенным; но когда слово Божье было отнято у них, их красота потускнела, а их честь оказалась во прахе.
(2) Это было знаком того, что Бог в высочайшей степени недоволен ими. Безусловно, Он гневался на них, когда отказывался говорить с ними, как это было раньше, и предал их гибели, когда лишил средств, которые привели бы их к покаянию.
(3) Это сделало все другие бедствия, в которых они оказались, воистину скорбными: у них не было пророков, которые наставили бы их и утешили, ссылаясь на слово Божье; некому было обнадежить их. Мы должны говорить в любое время и во время бедствий, что голод слова Господнего — это самый суровый голод и самое тяжелое наказание.
2. Чем все это закончится (ст. 12): «Они будут ходить от моря до моря — от моря Галилейского до Великого моря, от одной границы страны — до другой, чтобы увидеть, не пошлет ли Бог им пророков морем или сушею из других стран; раз среди них не найдется таковых, то они будут скитаться от севера к востоку, когда в одном месте их постигнет разочарование, то отправятся в другое и будут метаться, как люди в недоумении, которые прилагают отчаянные усилия, ища слова Господня, расспрашивая, есть ли где какие-нибудь пророки, какие-нибудь пророчества и послания от Бога, но не найдут его».
(1) Хотя для многих это вообще не будет страданием, но некоторые ощутят его и будут сильно скорбеть, будут с радостью путешествовать далеко, чтобы послушать хорошую проповедь. Таковые сильно ощутят потерю милостей, которых другие лишились из-за греха.
(2) Даже те, которые с пренебрежением относились к пророкам, когда имели их, будут жалеть о них, когда лишатся их, как жалел Саул о Самуиле. Многие не познают цену милостей, пока не начнут нуждаться в них. Или эти слова могут означать следующее: хотя они скитались от моря к морю в поисках слова Божьего, но не нашли его. Отметьте: средства благодати могут перемещаться; и подсвечник, даже если он стоит очень твердо, может быть убран со своего места (Откр 2:5), а те, которые сейчас пренебрегают днями Сына Человеческого, могут напрасно желать увидеть их. В дни этого голода красивые девы и юноши будут истаивать от жажды (ст. 13); те, от которых ожидалось, что они справятся с тяжелым трудом, погибнут от него. Некоторые полагают, что под девами и юношами подразумеваются иудейские церкви и учители синагогу они потеряют слово Божье и божественное откровение и будут истаивать из-за их отсутствия, они потеряют свою силу и красоту. Уповающие на свою силу и праведность и думающие, что им не нужен Христос, полагают, что под красивыми девами и юношами подразумеваются другие; таковые будут истаивать от жажды, в то время как алчущие и жаждущие праведности Христа будут полностью удовлетворены и насытятся.
II. Отдельным истреблением вождей идолопоклонства (ст. 14). Обратите внимание:
(1) На грех, в котором они обвиняются: они клянутся грехом Самарийским, то есть богом Самарийским — идолом, которому поклонялись в Вефиле, недалеко от Самарии. Так они славились своим позором и клялись им как своим богом, в чем и заключалось их беззаконие. Они думали, что им поможет то, что на самом деле погубило их, и воздавали высочайшие почести тому, на что должны были смотреть с максимальной ненавистью и отвращением. Они говорили: «Жив бог твой, Дан!» Это был еще один золотой телец — немой идол, но его любили и восхваляли, словно он был живым и истинным Богом. Они говорили: «Жив путь Вирсавии!» (англ. пер.); тем самым они клялись религией и манерой поклонения в том месте, которое считали священным, и поэтому клялись и взывали к нему как к судье разногласий. Так паписты клянутся мессой, как идолопоклонники клялись путем Вирсавии.
(2) На истребление, которым им угрожают. Кто подобным образом отдает идолам славу, которая должна принадлежать только Богу, тот убедится, что Бог, которого тем самым они оскорбили, стал их врагом; поэтому они падут, и боги, которым они служат, не смогут им помочь; они падут и уже никогда не встанут. Они увидят, что Бог ревнивый и возмущен нанесенным Ему оскорблением, что Он одержит победу и поэтому нет смысла бороться с Ним.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Амоса, 8 глава