Цель данной главы — продолжить увещевание народа Израиля приготовиться к встрече с их Богом, начатое в заключительной части предыдущей главы. В ней пророк говорит израильтянам:
(I) Каким образом они должны готовиться. Они должны «взыскать Господа» и не искать больше идолов (ст. 4−8); они должны искать добра и возлюбить его (ст. 14−15).
(II) Почему они должны таким образом подготовиться, чтобы встретить Своего Бога.
1. Из-за своего нынешнего плачевного состояния, в котором они оказались (ст. 1−3).
2. Так как в данном положении они оказались из-за своего греха (ст. 7,10−12).
3. Так как, взыскав Бога, они станут блаженными и смогут найти Его (ст. 8−9,14).
4. Если они не взыщут Его, то Он во гневе доведет их до полной гибели (ст. 5−6,13,16−17). 5. Все, на что они уповали, окажется несостоятельным, если они не взыщут Бога и не сделают Его своим другом.
(1) Их мирское презрение к судам Божьим и открытое неповиновение не спасут их (ст. 18−20).
(2) Их внешние религиозные обряды и представления поклонения не смогут отвратить гнев Божий (ст. 21−24).
(3) Хотя они долго обладали церковными привилегиями и исполняли святые обязанности, но это не защитит их, если они будут продолжать соблюдать обычаи идолопоклонников (ст. 25−27). Поэтому у них остался только один способ спасти себя — с помощью покаяния и реформации.
Стихи 1−3. Эта глава, как и две предыдущие, начинается словами: «Слушайте это слово». Раз у Бога есть уста, чтобы обратиться к нам, то мы должны приготовить ухо, чтобы услышать; это наш долг, и это принесет нам выгоду, тем не менее большинство людей являются такими глупыми, что их нужно вновь и вновь призывать услышать слово Господа, прийти к Нему и быть внимательными. Слушайте это слово. Они должны услышать и обратить внимание на это обличающее и пробуждающее слово, так же как и на слова утешения и мира — на слово, осуждающее нас, равно как и на слово, одобряющее нас, ибо в зависимости от того, слышим мы или воздерживаемся, слово Божье воздействует на нас, и ни одна его йота не останется неисполненной. Это слово, в котором я подниму плач — не только пророк, но и пославший его Бог. Это слово, которое изрек Господь (Ам 3:1). Слово, которое нужно послушать, — это плач, плачевное описание нынешнего бедственного состояния царства Израильского и плачевное предсказание его полной гибели. Их положение очень плохое: упала дева Израилева (ст. 2) и не занимает более того высокого положения, как раньше; хотя прежнее положение не было чистым и целомудренным, как у девы, но она была красива, весела и очаровательна; она выглядела величественно, и многие заискивали перед ней как перед девой, но теперь она упала, стала бедной и презренной и всеми пренебрегаемой. Более того, ее положение беспомощно: она не встает более и никогда не достигнет прежнего достойного положения. Бог недавно начал отрезать части от Израильтян (4Цар 10:32), и так как они не покаялись, то вскоре собирался повергнуть Израиль.
1. Их князья, которые должны были помочь ей подняться, оказались несостоятельными: она повержена на земле своей. Ее подвели не только иноземцы, с которыми она заключила союз, но и домашние друзья оставили ее; она не будет уведена в плен в чужую страну до тех пор, пока не будет повержена на своей земле, и те, которые должны были бы содействовать ее истинным интересам, откажутся от нее. Некому поднять ее, никто не может этого сделать, и никто не старается протянуть ей руку.
2. Народ, который должен был помочь им, уменьшился (ст. 3): «Город, имевший милицию — 15 сильных и в начале войны хорошо вооруженных, экипированных и обученных воинов, — после сражения, осмотрев свои войска, увидел, что остался только с сотнею; и соответственно, город, пославший 100 воинов, обратно получит лишь 10. Такое великое кровопролитие произойдет и так мало мужей вернется домой в Израиль для государственной службы и защиты государства». Одному из десяти с трудом удастся спастись из рук врагов, чтобы помогать этому презренному и отверженному народу. Отметьте: уменьшение численности Божьего духовного Израиля в результате смерти или дезертирства является поводом для оплакивания, ибо как устоит Иаков и благодаря чему будет восстановлено угасающее благочестие, раз он очень мал?
Стихи 4−15. Это послание Бога дому Израилеву, в котором:
1. Им говорится об их ошибках, чтобы они увидели, какой повод у них был покаяться и измениться, и чтобы, когда их призывают обратиться, они не спрашивали: «Как нам обратиться?»
1. Бог говорит им в общем (ст. 12): «Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши, и вы также узнаете об этом». Когда мы с раскаянием вспоминаем наши грехи, то должны задуматься (как справедливо замечает в их адрес Бог и как Он будет делать это в великий день), что (1) они многочисленны, различны по своей природе и часто повторяются. О, какое огромное количество суетных и низменных мыслей хранится в нас! Какое огромное количество пустых, глупых и нечестивых слов произносится нами! Как часто в различных ситуациях мы потакаем и удовлетворяем наши порочные желания и страсти! Как часто мы совершаем ошибки, исполняя свой долг! Кто сможет уразуметь свои ошибки? Кто может сказать, как часто он обижает других? Бог точно знает, как много преступлений мы совершили; ни одно из них не прошло мимо незамеченным; мы знаем, что они неисчислимы; их больше, чем волос на голове нашей, и у нас есть возможность увидеть, какой опасности мы подвергаем себя своими грехами, как много мы совершили различных преступлений, требующих покаяния, и как многочисленны наши каждодневные грехи.
(2) Некоторые из них весьма отвратительны; это наши тяжкие грехи — грехи, чудовищно порочные по своей природе, совершенные самонадеянно, открыто, грехи против света природы, вопиющие преступления, которые могут одержать верх над нашими обличениями и навлечь на нас суды.
2. Он отдельно описывает некоторые из этих тяжких грехов.
(1) Они извратили поклонение Богу и обратились к идолам; это подразумевается в ст. 5. Они искали Вефиля, где стоял один из золотых тельцов; они часто посещали Галгал — место, которое избрали для своих идолов, так как оно стало известным во времена Иисуса Навина благодаря чудесным явлениям Бога, когда Он заступался за Свой народ. Вирсавия, место, известное во времена патриархов, в то время также стала одним из мест поклонения идолам, о чем мы читаем в Ам 8:14. Туда они странствовали, хотя это место располагалось довольно далеко, в земле Иудейской. И теперь, после того как они самым позорным образом, блудодействуя, ушли от Бога, они несомненно должны были стараться вернуться к Нему.
(2) В своей среде они извратили правосудие (ст. 7): «Вы суд превращаете в отраву, то есть, верша правосудие, вы делаете его горьким и тошнотворным, в высшей степени отвратительным для Бога и человека». Этот плод стал сорняком — сорняком в саду; как нет ничего более уважаемого и ценного, чем должным образом совершенное правосудие, так нет ничего более вредного и омерзительного, чем умышленное зло, совершенное под предлогом правосудия. Corruptio optimi est pessima — наилучшее, подвергшись извращению, становится наихудшим. «Вы правду повергаете на землю, словно совершающие зло подотчетны только Богу небес, а не князьям и судьям земли». Так же обстояли дела перед потопом, когда наполнилась земля злодеяниями.
(3) Они сильно угнетали бедных и делали их еще беднее; они попирали бедных (ст. 11), топтались по ним, обижали, делали их подножием для своих ног и были высокомерны и жестоки к тем, которые были самыми послушными и покорными; их не волновало, какому позору и рабству они предавали тех, кто был беден и от кого они не могли ничего получить. Судьи стремились лишь к собственному обогащению и поэтому с помощью вымогательства брали от бедного подарки хлебом в качестве взятки или излишков. У бедных не было другой возможности избежать притеснений, чтобы не быть растоптанными в прах, кроме как подарить им тот хлеб, за счет которого собирались существовать они сами и их семьи; их заставляли делать это. Они отбирали у бедного долги хлебом (читают некоторые). По закону они должны были заплатить то ли за аренду, то ли за одолженное зерно, и власти требовали заплатить тех, кто из-за провидения Божьего не мог этого сделать (как в Неем 5:2,5). Даже справедливо требуя возврата долга, мы должны остерегаться, чтобы не использовать нечестные методы и не поступать жестоко. В данных стихах они вновь обвиняются в грехе притеснения (ст. 12): «Вы — враги правого, и обращаете закон и меч справедливости против невинных и мирных земли», они ненавидели людей, так как те были более праведными, чем они сами, и поэтому удалявшийся от зла тем самым делал себя их добычей. Они брали взятки у богатых, чтобы защищать их и покровительствовать в притеснении бедных, и поэтому имеющий деньги в своей руке мог быть уверен, что суд будет на его стороне, какое бы преступление он ни совершил. Так они извращали в суде дела бедных, верша правосудие. Если бедный, не имеющий возможности дать взятку, искал справедливости или был настолько честен, что не хотел этого делать, то хотя судьи и видели правоту его дела, но извращали его и выносили несправедливый приговор, скрывая истину. Поэтому разумный безмолвствует в это время (ст. 13). Люди будут думать, что поступают благоразумно, если молчат и не жалуются гражданским властям, когда им причиняют зло и обижают, ибо это бессмысленно; они все равно не добьются правосудия.
(4) Они были злобными преследователями народа Божьего и Его служителей (ст. 10). Их сердца настолько полно были расположены причинять им зло, что они не выносили обличений:
[1] Вызываемых словом: когда читалось слово, истолковывался закон и пророки передавали им послания во имя Господа. Они ненавидят обличающего в воротах — в воротах дома Господнего, в судах правосудия или в местах, где собирался народ и где Премудрость возвышала свой голос (Притч 1:21). Обличающие в воротах являются обличителями согласно своему служению, и они ненавидели таковых, считая их врагами, ибо те говорили им правду, так Ахав ненавидел Михея. Они не только ненавидели их, но и враждовали с ними, изыскивая возможность причинить им зло. Кто ненавидит обличение, тот любит гибель.
[2] Вызываемых речью их честных соседей. Хотя в общем дела обстояли плохо, но среди них было немного тех, которые говорили правду и серьезно относились к своим словам. Это не только прославляло таковых, но позорило и осуждало тех, кто говорил ложь, как вера Ноя осудила неверующий старый мир. Поэтому они гнушались ими; они были такими закоренелыми врагами всего, что называлось честностью, что не могли выносить вида честного человека. Все, кто в какой-то степени заинтересован в благополучии человечества, будут любить и ценить тех, кто говорит правду, ибо правдивость — это узы человеческого общества; и какой же степени безрассудства и безумия достигли те, кто, изгнав из своего сердца всякие понятия о справедливости, хочет, чтобы они также были изгнаны из мира и таким образом человечество было ввергнуто в состояние войны, ибо гнушается тем, кто говорит правду! По этой причине разумный безмолвствует в это время (ст. 13). Пророки не могут и не осмеливаются безмолвствовать; воздействующая на них сила не позволяет им действовать согласно благоразумным размышлениям; они должны взывать громко и не удерживаться. Что же касается других мудрых и благочестивых людей, то они должны хранить молчание и считать подобное поведение разумным, ибо злое это время. Во-первых, они должны понимать, что жаловаться опасно, и поэтому безмолвствовать. Это был один из способов, с помощью которых они поражали праведных: своими ложными предположениями и искаженными инсинуациями они запутывали человека в словах (Ис 29:21); поэтому разумные, которые были мудры, как змей, были очень осторожны и старались ничего не говорить, так как не знали, как сказанное ими может быть неверно истолковано и представлено; тем самым они старались не ввергнуть себя в беду, ибо это было злое время. Отметьте: из-за беззакония, процветавшего в то время, благочестивым людям следовало не только скрываться, но и безмолвствовать, и поступающие так были мудры; когда сказано мало, то его легче исправить. Но они утешались тем, что могли свободно говорить с Богом, когда не знали, с кем еще можно говорить без опаски. Во-вторых, они должны понимать, что их бессмысленно обличать. Они видели все совершаемые преступления, и их дух возмущался, как возмутился дух Павла в Афинах; но они должны понимать, что благоразумнее открыто не свидетельствовать против них, так как это напрасно. Они привязались к своим идолам; оставьте их. Никто не спорь, не обличай другого, ибо это все равно что бросать жемчуг перед свиньями. Осторожные люди скажут дерзкому обличителю, как сказал Эразм Лютеру: «Бегом в свою келью и вопи: ”Помилуй меня, Господи!”» Пусть важные уроки и советы хранятся для лучших людей и лучших времен. Есть время молчать, и время говорить (Еккл 3:7). Злые времена не потерпят открытых отношений, то есть злые люди; и у людей, о которых в данных стихах говорит пророк, есть повод считать себя злыми, раз мудрые и благочестивые люди считают бессмысленно говорить с ними и боятся иметь с ними дело.
II. Они извещены об опасности и о судах, которые обрушатся на них за грехи.
1. Прежде всего опасности быть разрушенными подвергаются места их идолопоклонства (ст. 5). Галгал — основное место идолопоклонства — весь пойдет в плен: не только его обитатели, но и идолы; и Вефиль со своим золотым тельцом обратится в ничто. Победившие враги отнесутся к нему как к ничтожеству и с легкостью разрушат; они разрушат его основательно и превратят в ничто. Идолы всегда были суетой и ничтожеством, и именно такими они станут, когда Бог решит уничтожить их.
2. Все царство подвергается опасности быть разрушенным вместе с ними (ст. 6). Есть опасность, что если вы не взыщете Господа вовремя, то Он устремится на дом Иосифов, как огонь, и пожрет его, ибо наш Бог — праведный Судия; Он — огонь пожирающий, и мужи Израилевы как преступники предстанут перед Ним. Горе тем, кто делает себя топливом для пламени гнева Божьего. Далее следует: «И некому будет погасить его в Вефиле». Там находились их идолы и священники этих идолов; туда они приносили свои жертвы, там они возносили свои молитвы. Но Бог говорит им, что когда огонь Его судов разгорится на них, то все боги, которым они служили в Вефиле, не смогут угасить его; они не смогут отвратить суд и не смогут облегчить его для них. Так и те, которые делают этот мир своим идолом, увидят, что он является недостаточным, чтобы защитить их, когда Бог придет взыскать с них за духовное идолопоклонство.
3. У них отнимется все то, что они добыли благодаря насилию и вымогательству (ст. 11): «Вы построите дома из тесаных камней и будете считать, что они вечные, но жить не будете в них, ибо враги сожгут их дотла, или сами завладеют ими, или уведут вас в плен. Вы разведете прекрасные виноградники, будете стараться сделать их лучше и надеяться провести там много приятного времени, но вам придется покинуть их, и вина из них вы пить не будете». Закон с любовью побеспокоился о тех, кто построил дом или посадил виноградник и разрешал таковым не участвовать в войне (Втор 20:5−6), но в то время ситуация будет такой неизбежной и срочной, что это им не будет позволено; всем придется идти на войну, и тем, которые недавно построили дом или посадили виноградник, придется пасть в сражении; они никогда не насладятся тем, ради чего трудились. Недолго смогут наслаждаться тем, что было нечестно добыто.
III. Они извещены о своем долге; им дан добрый залог и хорошее основание, ободряющее к этому. Предписанные им обязанности — это благочестие и честность, серьезность при обращении к Богу и справедливость во взаимоотношениях с людьми; каждое из требований усиливается увещеванием, содержащим подходящие аргументы.
1. Их увещевают быть искренними и благоговейными в своих обращениях к Богу (ст. 4). Бог говорит дому Израилеву: «Ищите Меня» и для этого приводит хорошее основание: «Не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис 8:19). К кому еще они могут обратиться за защитой? Израиль одолел Бога, и поэтому пусть его потомки взыщут Господа, как это сделал он, и они тоже одолеют Его. Но чтобы сделать это, они должны оставить свое идолопоклонство. Бога можно взыскать истинно только в том случае, если взыскать Его одного, ибо Он не потерпит соперников: «Взыщите Господа и не ищите Вефиля (ст. 5), не ищите совета у лжепророков, служащих идолам, и не спрашивайте его у уст священников Вефиля; не ищите там золотого тельца, чтобы получить защиту, и больше не приносите туда или в Галгал ваши молитвы и жертвы, ибо тем самым вы оставляете Бога вашего Милосердного ради суетных и ложных богов. Взыщите Господа (ст. 6,8); стремитесь к Нему, спрашивайте о Нем, стремитесь сделать Его намерения своим правилом, чтобы сохранить Его благоволение в качестве Своего блаженства». Чтобы усилить это увещевание, нам велено задуматься о том, (1) что мы обретем, если взыщем Бога. Мы будем живы, мы найдем Его и будем счастливы в Нем. Он сам говорит им (ст. 4): «Взыщите Меня и будете живы». Кто ищет умирающих богов, тот сам погибнет с ними (ст. 5), а кто ищет живого Бога, тот будет жить с Ним: «Вы будете избавлены от разрушительных судов, которыми вам угрожали, ваш народ будет жить и восстановится после периода своего угасания; ваши души будут живы; вы будете освящены и утешены и станете навсегда счастливыми. Вы будете живы.
(2) Каким является Бог, Которого мы должны взыскать (ст. 8−9).
[1] Он — Бог, обладающий всемогущей властью. Идолы были бессильны и не могли сделать ни добра, ни зла, и поэтому было глупо бояться или довериться им, а Бог Израиля делал все, Он мог сделать все, и поэтому Его мы должны были искать; имеющий всю власть в Своей руке требует, чтобы мы оказывали Ему уважение, и поэтому нам выгодно иметь Его на своей стороне. В данных стихах приводятся различные доказательства и примеры силы Бога как Творца в царстве природы, которые проявились при образовании и управлении этого царства (ср. Ам 4:13). Во-первых, звезды — это дело Его рук; звезды, которым поклонялись язычники (ст. 26) — звезды бога вашего сотворены Господом и являются Его слугами. Он сотворил семизвездие и Орион — два знаменитых созвездия, за движением которых Амос, пастух, наблюдал, охраняя стада ночью. Он сотворил их в начале и все еще творит их, чтобы они оставались по отношению к земле такими же, и то ли связывает, то ли разрешает узы Плеяд и Ориона — двух упомянутых здесь созвездий. Похоже, в данном месте Амос ссылается на Книгу Иова 38:31; 9:9, напоминая им о древних явлениях славы Божьей до того, как Он был назван Богом Израиля. Во-вторых, в Его управлении находится постоянная смена дня и ночи, поддерживаемая Его силой и провидением. Именно Он претворяет ночь (которая темна, как тень смертная) в ясное утро, поднимая солнце, а, опуская его, день делает темным, как ночь; и той же силой для смирившихся раскаявших грешников Он может легко превратить страдания и скорби в процветание и радость, но с такой же легкостью Он может обратить процветание самонадеянных грешников во тьму, во тьму полную. В-третьих, дождь поднимается и проливается по Его указанию. Он призывает воды морские, из них жар солнца поднимает пары, которые собираются в облака, и затем Он разливает их по лицу земли, чтобы напоить ее и сделать плодородной. Именно эта милость недавно была удержана от них (Ам 4:7), и поэтому к кому еще они могут обратиться, как не к Тому, Кто обладает властью давать ее? Ибо все боги языческие не могли дать дождь, равно как и небо само — дать ливень (Иер 14:22). Все это сотворил Бог; Иегова имя Его — имя, которым Бог природы и всей земли явил Себя Своему народу Израиля и заключил с ним завет.
[2] Он не только сам по Себе Бог, обладающий всемогущей властью, но Он дает силу и крепость народу Своему, который ищет Его, и обновляет силу тем, кто потерял ее, если они уповают на Него, ибо (ст. 9) Он укрепляет ограбленного против сильного (англ. пер.) до такой степени, что ограбленный входит в крепость и смело атакует тех, кто ограбил их. Это — ободрение народу Божьему взыскать Господа; если они сделают это, то увидят, что Он может восстановить их дела, когда они доведены до крайности; хотя они ограблены и их враги сильны, но если они смогут привлечь Бога, чтобы Он заступился за них, то скоро восстановят ряды своей армии и будут не только агрессорами, но и победителями. Они войдут в крепость, чтобы взять то, что по праву принадлежит победителю, и завладеть ею.
2. Во взаимоотношениях с другими их увещевают быть честными и справедливыми (ст. 14−15). Здесь обратите внимание:
(1) что требуется от них: «Ищите добра, а не зла. Возненавидьте зло и возлюбите добро и восстановите у ворот правосудие; восстановите его там, откуда оно было изгнано» (ст. 7). Отметьте: все не так плохо, если можно провести изменения и пойти правильным путем; мы не должны отчаиваться, ибо скорби могут быть заглажены и упущения исправлены, а справедливость может восторжествовать там, где властвовала несправедливость. А для этого нужно любить и искать добра, а зло нужно возненавидеть и больше не искать его. Мы должны полюбить хорошие принципы и придерживаться их, полюбить делать добро и изобиловать добрыми делами, полюбить благочестивых людей, благочестивую речь и благочестивый долг; и все хорошее, что мы делаем, должны делать из любви, выбирать добро и делать его с удовольствием. Кто именно так любит добро, тот ищет его, тот старается сделать все добро, которое в его силе, ищет возможности совершить добро и прилагает максимальные усилия, чтобы совершить его. Они также возненавидят зло; они гнушаются самой мысли совершить бесчестный поступок и удерживаются от всяких проявлений зла. Мы напрасно притворяемся в своих религиозных действиях, что ищем Бога, если не стараемся вести благочестивый образ жизни.
(2) Для этого приводятся основания.
[1] Это твердый путь быть счастливыми и иметь постоянно присутствие Бога с нами: «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых и избежать наказания за зло, которое вы искали и любили (праведность освобождает от смерти), чтобы вам иметь благоволение Бога, которое является вашей жизнью и лучше, чем жизнь, чтобы вам иметь утешение и вы жили ради определенных хороших целей. Вы будете жить, ибо Господь Бог Саваоф будет с вами и будет вашей жизнью». Отметьте: кто хранит себя и исполняет свой долг, с тем присутствует Бог как Бог воинств Саваоф) и Бог всемогущей власти. «Он будет с вами, как вы говорите, то есть как вы хвалились. Он действительно будет с вами, хотя, когда вы ходили путями неправедными, то только делали вид или хвалились, что Он с вами». Кто искренне покаялся и изменился, тот сможет насладиться тем утешением, которое раньше только воображал и которым обманывал себя, убеждая, что обладает им. Или: «Он будет с вами, как вы молились, когда взыскали Господа. Живите согласно своим молитвам, и у вас всегда будет, о чем молиться».
[2] Это наилучший способ сделать народ счастливым: «Если вы будете искать и любить добро, то будете способствовать спасению своей земли от гибели». Может быть, Господ Бог Саваоф помилует остаток Иосифов; хотя сейчас есть лишь остаток, но если Бог будет милостив к этому остатку, то он вновь умножится и станет великим народом; и если некоторые из них отвратятся от греха, особенно если у ворот восстановится правосудие, то есть большая вероятность (хотя мы в этом не уверены), что в гражданских делах страны будет наблюдаться новый счастливый поворот и все изменится, если люди изменят свою жизнь. Временным обетованиям обычно предшествует выражение «может быть»; и соответственно этому должны быть составлены наши молитвы.
Стихи 16−20. В данных стихах звучит:
I. Страшная угроза о приближающемся истреблении (ст. 16−17). Раз они не пошли правильным путем, чтобы обрести благоволение Бога, то Бог предпримет эффективные меры, чтобы заставить их прочувствовать тяжесть Его недовольства. Угрозы звучат необычно и торжественно, чтобы внушить им благоговейный страх; это не только слово пророка (если бы это было так, то к нему можно было отнестись легкомысленно); это говорит Господь Иегова, безграничный и вечный, Господь воинств, обладающий безграничной и непреодолимой силой, Адонай — Господь, обладающий абсолютным и неоспоримым владычеством; именно Он, Который может исполнить свои слова, говорит их. Он говорит, (1) что земля Израильская будет скорбеть, искренне скорбеть, что повсюду будет слышен плач скорбящих о бедствиях, обрушившихся на них. Загляните в города — на всех улицах будет плач: на главных улицах и боковых улочках. Загляните в деревни — на всех дорогах будут восклицать: «Увы, увы! Мы все пропали!» Плач будет таким великим, что его нельзя будет удержать за дверью и в пределах благопристойности, он будет слышен на всех улицах и дорогах, он будет распространяться. Из-за бедствий, постигших страну, земледельцы бросят свои плуги, чтобы естественным образом выразить свою скорбь; и так как будет не хватать людей, выражающих суть вопроса, то будут призваны профессиональные плакальщики, искусные в своем деле, чтобы своей притворной скорбью и восклицаниями: «Ahone, ahone» подчеркнуть горе скорбящих в действительности. Даже в виноградниках, где обычно царило веселье и наслаждение, будет стоять всеобщий плач, когда чужеземные войска нападут на страну, опустошат ее и нельзя будет ни поднять против них голову, ни выйти с оружием, а останутся лишь молитвы и слезы.
(2) Что земля Израильская будет опустошена и результаты этого опустошения станут поводом для плача. «Я пройду среди тебя, — говорит Господь, — как ангел-губитель прошел по земле Египетской, чтобы уничтожить первенцев, но тогда он прошел мимо домов Израильтян». Суды Божьи часто проходили мимо них, но теперь они пройдут через них.
II. Справедливое и суровое обличение в адрес тех, кто легкомысленно отнесся к этим угрозам и дерзко бросил вызов правосудию Божьему и Его судам (ст. 18). Горе желающим дня Господня — тем, которые действительно желают, чтобы настали времена войн и беспорядков, как это бывает у людей, имеющих беспокойный дух, которые желают перемен или любят половить рыбку в мутной воде, надеясь возвысить свою семью, как иногда поступали некоторые, используя бедственное положение своей страны. Но пророк говорит, что опустошение будет таким великим, что никто от него не получит выгоды. Или эти слова обращены к тем, которые, оплакивая бедствия, постигшие их страну, желали бы умереть и быть избавленными от страданий, как пожелал Иов во гневе. Пророк показывает таковым безрассудство подобных мыслей. Разве они знают, какой будет смерть для тех, кто не готов к ней и насколько страшнее она всего, что может постигнуть их в этой жизни? Или, скорее всего, эти слова обращены к тем, кто легкомысленно говорит о дне Господнем, о котором пророк говорит очень серьезно; они желают его, то есть бросают ему вызов. Они говорят: «Пусть Он совершит наихудшее, пусть Он поспешит и ускорит дело Свое» (Ис 5:19). «Где обетование пришествия Его!» (2Пет 3:4). Эти слова подразумевают, (1) что они не верят, что он наступит. Они говорят, что желают, чтобы он пришел, так как не верят, что он придет; они не поверят, пока не увидят его.
(2) Что они не боятся его; хотя, возможно, они немного верят в него, но так мало задумываются о нем и их мысли настолько поглощены другими вещами, что они вообще не осознают, что погибнут в тот день; вместо того, чтобы осознанно бояться его, они с любопытством желают его. В ответ на это [1] он показывает безрассудство тех, кто дерзко желает каких-либо судов Божьих и высмеивает ужасы Господни: «Для чего вам день Господень и вы желаете его пришествия? Вы убедитесь в том, что он верен и печален: над ним не стоит подшучивать, равно как и сомневаться, придет он или нет, или относиться как к событию, которое можно с легкостью пережить, когда оно настанет. День Господень — это тьма, а не свет (ст. 18). Разве день Господень не мрак (ст. 20)? Разве ваша совесть не говорит вам, что именно таким он будет, что он — тьма, и нет в нем сияния!» Отметьте: день Господень будет темным, мрачным и унылым для всех нераскаявшихся грешников; таким будет день суда и иногда — день бедствия, постигшего их в настоящее время. И когда Бог делает день темным, то весь мир не сможет сделать его светлым.
[2] Он показывает безрассудство тех, кто нетерпеливо желает перемены за счет судов Божьих, надеясь, что настанут более благоприятные и терпимые времена. Они желают дня Господнего, надеясь, что их положение улучшится (хотя их сердца и образ жизни не изменились), или, по крайней мере, они узнают наихудшее. Но пророк говорит им, что они сами не знают, чего просят (ст. 19). Это то же, как если бы кто убежал от льва — и попался бы ему навстречу медведь — хищник более жестокий и жадный, чем лев; или то же, как если бы человек, избежавший опасности в чужой стране, пришел бы домой и оперся рукою о стену, чтобы расслабиться и отдохнуть, и там змея ужалила бы его. Отметьте: кто не изменяется под воздействием судов Божьих, того они будут преследовать; и если избегут одного, то придет другой, готовый поразить его. Ужас и яма и петля окружат таковых (Ис 24:17−18). Поэтому безрассудно поступают те, которые не придают значения дню Господнему.
Стихи 21−27. Цель данных стихов — показать, как мало ценит Бог их внешние показные обряды поклонения, совершаемые в то время, как они продолжают грешить, более того, насколько сильно Он ненавидит их. Обратите внимание:
I. Насколько неприятно, более того, неугодно Богу их лицемерное служение. Они собирались на праздники в Вефиле, подражая праздникам, отмечавшимся в Иерусалиме, во время которых притворно радовались пред Богом. Они торжественно собирались для религиозного поклонения и в это время принимали благоговейный вид тех, которые приходят перед Богом, как приходит Его народ, и садятся перед ним, как садится Его народ. Чтобы почтить Бога, они приносили Ему всесожжения вместе с хлебными приношениями, которые по закону нужно было приносить вместе; они приносили благодарственные жертвы, чтобы выпросить у Бога благоволение: приносили их из тучных тельцов, которых имели (ст. 21−22). Подражая музыке, звучащей в храме, у них был слышен шум песней и звуки гуслей (ст. 23) — вокал и инструментальная музыка, которой они славили Бога. Этими служениями они надеялись изменить отношение Бога к грехам, совершенным ими, и получить позволение продолжать грешить; и поэтому их служение было не только неугодно Богу, но и омерзительно для Него. Он ненавидел и отвергал их праздники — не только презирал, как ничего не стоящее служение, совершенное для Него, но и возненавидел их как оскорбление и провокацию в Его адрес. Так и нам не нравится общаться с людьми, которые лицемерят и притворяются, что уважают нас, хотя это не так. Нет ничего более отвратительного и ненавистного, чем лицемерие. Кто громко хвалит друга своего, того сочтут за злословящего, если окажется, что он лицемерит. Бог не выносит запах жертв во время их торжественных собраний, ибо для Него в них нет ничего приятного, а все только оскорбляет Его. В них нет для Бога приятного благоухания, как в жертвах, приносимых Ноем (Быт 8:21). Он не примет их; Он не обратит на них внимания и не уважит их; Он не услышит мелодию их гуслей, ибо грех издает неприятный звук в гармонии, он раздражает слух. «Удалите все это, — говорит Бог, — Я не могу вынести этого». Данные слова подразумевают, (1) что сами жертвы не имеют большого значения для Бога по сравнению с нравственными обязанностями; любить Бога и своего ближнего лучше жертв и всесожжении.
(2) Что жертвы нечестивцев действительно являются для Него мерзостью (Притч 15:8). Притворное благочестие — это двойное беззаконие; и если в аду есть места более жаркие по сравнению с другими, то там будут находиться лицемеры.
II. Что требуется для того, чтобы их жертвы были благоугодными, и без чего ни одна жертва не будет принята (ст. 24): «Пусть у вас, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток», то есть (1) пусть среди вас наблюдается общее изменение образа жизни; пусть религия (суд Божий) и правда оказывают на вас влияние; пусть ваша земля будет напоена ими и пусть они снесут всю оппозицию порока и зла; пусть они текут широким, наполненным и сильным потоком».
(2) «В частности, пусть гражданские власти и правители должным образом вершат правосудие и пусть его поток не останавливается лицеприятием или взятками; пусть течет свободно, как воды потока текут своим естественным ходом; пусть он будет чистым, как текущий поток и пусть к нему не примешиваются порочность и все, что может извратить правосудие. Пусть правосудие течет, как сильный поток, не имеющий на своем пути препятствий и не замедляющий свое течение из страха перед людьми. Пусть все имеют к нему свободный доступ и получают от этого выгоду, как дерево, посаженное при водах». Израилю предъявляется серьезное обвинение в том, что он суд превращает в отраву (ст. 7); и в этом вопросе они должны измениться (Зах 7:9). Именно этого: Бог желал больше, чем жертв (Ос 6:6; 1Цар 15:22).
III. Как мало внимания Бог оказывает закону о жертвах (хотя это был Его закон), по сравнению с нравственными заповедями (ст. 25): «Приносили ли вы Мне жертвы в пустыне в течение сорока лет? — Нет, не приносили». Из-за необустроенности их образа жизни большей частью жертвоприношений в то время пренебрегали; после второго года блужданий пасха не соблюдалась до момента, когда они вошли в Ханаан, подобным образом не соблюдались и другие постановления; но так как Бог желает иметь милость, а не жертву, Он никогда не вменял им это в вину, а продолжал заботиться о них и быть добрым к ним; только их ропот и неверие не нравились Ему. Бог, признававший Свой народ, хотя они не приносили Ему жертву, но в других вопросах были близки к Нему, безусловно откажется от них, если они будут совершать жертвоприношения, но в других вопросах удаляться от Него. Хотя можно обойтись без ритуальных жертвоприношений, но не без духовных жертв; даже справедливость и честность не послужат оправданием, если нет молитвы и хвалы, сокрушенного сердца и любви к Богу. Стефан цитирует этот отрывок (Деян 7:42), чтобы показать, что иудеи не должны считать странным упразднение церемониального закона, раз с самого начала он был довольно незначительным. (Сравните Иер 7:22−23).
IV. Как мало у них оснований надеяться, что их жертвы будут приняты Богом, раз они сами и их отцы на протяжении всего времени поклонялись иным богам. Некоторые так воспринимают ст. 25: «Приносили ли вы Мне жертвы, то есть Мне одному? — Нет, поэтому ваши жертвы Мне неугодны», ибо закон о поклонении Господу Богу нашему гласит: «Ему одному служи». «Но вы носили скинию Молохову, — говорит Бог (ст. 26), — небольшие святыни, которые всегда имели при себе, карманных идолов для личного религиозного поклонения, когда не желали поклоняться им на виду у всех. Вы носили изображения Молоха — своего царя (возможно, в виде солнца, восседающего над остальными небесными телами), или звезду Рефама (как называет его Стефан в Книге Деяния 7:43 согласно переводу в Септуагинте), которая предположительно символизировала Сатурн — самую высокую из семи планет». Поклонение солнцу, луне и звездам было самым древним, главным и благовидным идолопоклонством. Они сделали себе звезду своего Бога — некую определенную звезду, которую считали своим богом или имя которой дали своему богу. С самого начала Израиль был склонен к данному виду идолопоклонства (Втор 4:19), и сохранившим привязанность к ложным богам не стоило надеяться обрести благоволение истинного Бога.
V. Какое наказание Бог навлечет на них за идолопоклонство (ст. 27): «За то Я переселю вас за Дамаск». Сатана увлек их в плен идолопоклонства, и поэтому Бог пошлет их в плен, где они будут находиться среди идолопоклонников; раз им так нравились чужие боги, то Он отправит их в чужую землю. В результате они были уведены за Дамаск, так как Ассирийский плен находился намного дальше плена Сирийского, ибо если незначительные суды не совершают ту работу, ради которой они были посланы, то Бог посылает значительные. Или данные слова означают, что плен, в котором оказался Израиль, когда им завладел Салманассар, оказался более отдаленным, чем плен Дамаска, когда они были под властью Феглаффелласара, более суровым и разрушительным, что было предсказано в главе 1, ст. 5. Ибо так как грехи народа, исповедующего Бога, значительнее грехов других, то можно быть готовым к тому, что и их наказание будет более значительным. Мы читаем о том, что богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис 8:4). Стефан читает: «Я переселю вас далее Вавилона (Деян 7:43), дальше места, куда будет уведена Иудея — так далеко, что они не вернутся». И чтобы этот приговор выглядел более суровым и пугающим, то вынесший его называет себя Господом, чье имя — Бог Саваоф (Бог воинств), и поэтому Он может привести в исполнение Свой приговор, имея в Своем распоряжении воинства.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Амоса, 5 глава