В данной главе:
(I) Бог через Своего пророка продолжает судиться с Моавом так же, как ранее судился с другими народами (ст. 1−3).
(II) Он показывает, какой спор у Него был с Иудой (ст. 4−5).
(III) Наконец, Он выдвигает Свое обвинение против Израиля, для которого все предыдущие обвинения являются лишь вступлением. Обратите внимание:
(1) На грехи, в которых они обвиняются: несправедливость, угнетение, блуд (ст. 6−8).
(2) Эти грехи усугубляются временными и духовными милостями, которые Бог даровал им, за что они так неблагодарно отплатили Ему (ст. 9−12).
(3) Бог жалуется на них за эти грехи (ст. 13) и угрожает им истреблением, предотвратить которое они будут совершенно неспособны (ст. 14−16).
Стихи 1−8. I. Данные стихи описывают суд над Моавом — еще одним народом, граничившим с Израилем. Моавитяне обвиняются и будут наказаны за три преступления и за четыре, как и упоминавшиеся ранее.
1. Четвертым преступлением Моава, как и ранее призванных на суд, была жестокость. Приведенный пример не касается народа Божьего, а таких же, как они сами, язычников: царь Моава пережег кости царя Едомского в известь. Мы читаем о войне между едомлянами и моавитянами, во время которой царь Моава в отчаянии или ярости принес собственного сына во всесожжение, дабы угодить своему божеству (4Цар 3:26−27). Похоже, что позднее он или его преемники, чтобы отомстить едомлянам за то, что они довели его до такой крайности, получив преимущество над царем Едома, схватили его живым и сожгли дотла, или убили и сожгли его тело, или выкопали кости мертвого царя, доведшего их царя до такой крайности, и в знак его гнева и ярости сожгли их в известь. Возможно, при этом они использовали порошок из его костей для отбеливания и покраски стен и потолка его дворца, чтобы их царь мог радоваться, видя памятник своей мести. Est vindicta bonum vita jucundius ipsa — Месть слаще, чем жизнь. Варварски поступают те, кто оскверняет человеческие тела, ибо мы сами пребываем в теле; глупо поступают те, кто оскверняет мертвые тела, более того, таковые поступают нечестиво, ибо мы верим и ожидаем их воскресения; а осквернение мертвых тел царей (чьи личности и имена мы должны определенным образом уважать и благоговеть перед ними) — это оскорбление величия. Если по мертвому льву топчется тот, кто трепетал перед ним живым, то это свидетельствует о низменном духе.
2. Моаву вынесен приговор за это преступление.
(1) Его ожидает смерть. Кто поступает жестоко, с тем будут поступать тоже жестоко (ст. 2): «Погибнет Моав». Моавитяне будут истреблены мечом войны, который убивает среди разгрома с шумом, при звуке трубы — при обстоятельствах, которые вызывают еще больший ужас, подобно тому как львиный рык еще больше устрашает добычу, когда он разрывает ее. Ибо всякое сражение воина сопровождается устрашающим шумом (Ис 5:9. англ. пер.).
(2) Это суд над их судьей, который вынес приговор костям царя Едомского, чтобы они сожгли его в известь. «Я истреблю судью, — говорит Бог (ст. 3), — и он будет знать, что есть Судья выше его». Царь, главный судья и все нижестоящие судьи и князья будут истреблены вместе. Если простой народ иногда страдает за грехи своих правителей, то самим правителям не удастся избежать наказания (Иер 48:47): «Доселе суд на Моава».
II. Иуда также являлся близким соседом Израиля, и поэтому теперь, когда справедливость совершает осмотр, ему также будет уделено внимание. Его народ сделался похожим на язычников и смешался с ними, поэтому здесь ему предъявляется обвинение в той же форме, что и всем остальным: «За три преступления Иуды и за четыре не пощажу его». Они грешат так же много, как и другие народы; они смешались с ними и поступают так же (Иер 9:26): «Что касается Египта, Иудеи и Едома, то смешай их вместе, ибо все они одинаковы». И здесь им выносится тот же приговор, что и другим (ст. 5): «Я пошлю огонь на Иуду, хотя это земля, где знают Бога; огонь пожрет чертоги Иерусалима, хотя это святой город и когда-то Бог в жилищах его был ведом, как заступник (Пс 47:4)». Но грех, в котором здесь обвиняется Иуда, отличается от других. Остальные народы были наказаны за зло, причиненное людям, а Иуда будет наказан за оскорбления, нанесенные Богу (ст. 4).
1. Они с презрением относились к Его уставам и упорствовали в своем непокорстве им: «Они отвергли закон Господень, словно он не заслуживал их внимания и не имел в себе ничего стоящего»; тем самым они пренебрегли мудростью, справедливостью и благостью, равно как властью и владычеством Законодателя. Фактически именно так они поступали, когда не сохраняли Его постановлений, не старались узнать и исполнять их.
2. Они чтили своих противников, своих идолов, здесь названных ложью (в англ. пер.), которые совратили их с пути, ибо истукан — это литой лжеучитель (Авв 2:8). А кто совратился с пути и увлекся идолопоклонством, тот совершает много других ошибок. Uno dato absurdo mille sequuntur — Одна глупость влечет за собой тысячу других. Бог — бесконечный вечный Дух, но когда идолопоклонство подменяет истину Божью и превращает ее в ложь, то появляется опасность, что все другие истины также подменятся. Так их идолы совратили их, и Бог вполне справедливо предал их сильным заблуждениям. Они также не могли оправдаться тем, что это были идолы, вслед которых ходили отцы их, ибо, увидев, что они гибнут, имея обман в правой руке своей, им следовало принять это предостережение, а не следовать их примеру.
III. И теперь мы непосредственно переходим к словам, которые Амос слышал в видении об Израиле. Обличения и угрозы, пройдя по кругу, остановились в центре. В адрес Израиля он начинает говорить те же слова, что и в адрес остальных: «За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его» раз все народы должны быть наказаны за свои беззакония, то почему Израиль должен остаться ненаказанным?» Обратите внимание: за какие грехи Бог хотел наказать его.
1. За извращение правосудия. В этом грехе виновны те, кому было вверено вершить правосудие: судьи, гражданские власти и все группы чиновников, кого это касалось. Им ничего не стоило продать за серебреник правого человека и его дело, когда они расследовали его; приговор выносился не по существу вопроса, а взятка всегда перевешивала весы правосудия, в результате суд продавался на аукционе лицу, предложившему наибольшую цену. Они продавали жизнь и имущество бедного за пару сандалий, за наименьшую прибыль, которая предлагалась им; дайте им лишь пару сандалий — и дело бедного человека, который не мог предложить даже этого, будет извращено и отдано на милость тех, кто не имеет милости. Они скорее разыграют маленькую игру, чем останутся ни с чем. Такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. Отметьте: кто вредит своей совести ради любой выгоды, тот в конце концов будет делать это почти даром; кто начинает продавать справедливость за серебро, тот со временем станет таким корыстным, что будет делать это за пару сандалий и старых туфель.
2. За угнетение бедных и старания получить выгоду, причиняя им зло: они жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных; они пожирают бедных с крайней ненасытимостью и охотятся за теми, кто в скорби покрыл голову свою прахом: за бедными сиротами, скорбящими о своих родителях; они хватают их, чтобы прибрать их имущество к своим рукам; они никогда не успокоятся, пока головы бедных не будут во прахе и по ним не будут топтаться. Или можно понимать так: они жаждут праха земного, то есть серебра и золота — белой и желтой пыли; они жаждут ее очень ревностно и облагают налогами и своими несправедливыми поборами головы бедных. Отметьте: старания людей обогатиться за счет обнищания других — это преступление, наказание за которое Бог недолго будет откладывать. Тем самым они путь кротких извращали, замышляя причинить зло тем, которые, как они знали, тихого и спокойного нрава и будут терпеть зло. Они посягали на их права, лишали законных средств, препятствовали правосудию выступить на их защиту и не позволяли им отстоять свое праведное дело; это и означает извращать их путь. Отметьте: чем более терпеливо люди сносят причиненное им зло, тем в большем грехе виновны те, кто обижает их, и у них есть больше оснований быть готовыми к тому, что Бог возместит их ущерб и отомстит за них. А я, как глухой, не слышу, поэтому Ты услышишь.
3. За омерзительную нечистоту и инцест, который не упоминается даже у язычников: когда некто вместо жены имеет жену отца своего (1Кор 5:1), его наложницу: отец и сын ходят к одной женщине. Это черный пример (как и любой другой) беспредельной и беспорядочной похоти; где наблюдаются прежние беззакония угнетения и вымогательства, там присутствует и этот грех, ибо законов скромности редко придерживаются те, кто расторг узы справедливости и свергнул с себя их оковы. Их нечестие настолько позорно для религии и ее исповедания, что виновные в нем рассматриваются как замышляющие тем самым бесславить святое имя Бога и сделать его ненавистным среди язычников, словно Он одобряет мерзости тех, кто претендует на родство с Ним, и Сам является таким же, как они.
4. За то, что они пиршествуют сами и делают вид, что почитают своего Бога тем, что добыли благодаря угнетению и вымогательству (ст. 8). К беззакониям они добавляют идолопоклонство и думают, что идолопоклонством искупят свои беззакония.
.
(1) Они веселятся и пиршествуют тем, что несправедливо отняли у бедных. Они важно возлежат в беспечности и потягиваются на одеждах, взятых в залог, которую, согласно закону, должны были возвратить той же ночью (Втор 24:12−13). Они пьют вино, взыскиваемое с обвиненных — тех, кого они чрезмерно оштрафовали, тратя на чувственные наслаждения то, что добыли с помощью несправедливости.
(2) Эти грехи они надеются искупить пиршеством при всяком жертвеннике за счет добычи, полученной с помощью притеснения. Они пили вино в доме Бога своего (в англ. пер.) — в храмах, где поклонялись своим тельцам; им казалось, что, сделав Бога участником добычи (совершая служение, вполне подходящее для ложных богов), они делали Его соучастником своих преступлений. Но истинный Бог не позволит, чтобы над Ним так насмехались; Он заявил, что ненавидит грабительство ради жертвоприношений и принимает лишь то, что добыто честным путем.
Стихи 9−16. В данных стихах:
I. Бог напоминает Своему народу о великих делах, которые Он совершил для них, когда отдал им во владение землю Ханаанскую, большей частью которой в то время наслаждались десять колен (ст. 9−10). Отметьте: нам нужно часто напоминать о полученных нами милостях, что значительно усугубляет совершенные нами грехи. Бог дает щедро и не упрекает нас в ничтожности и незначительности, в несоответствии между Его дарами и нашими заслугами; но Он справедливо укоряет нас в неблагодарности и в том, что мы злом платим за Его милости. Он напоминает, что сделал для нас, чтобы постыдить за то, что мы не воздаем соответственно оказанным нам милостям. «Сын, вспомни; Израиль, вспомни, (1) что Бог вывел тебя из дома рабства, спас из земли Египетской, где ты в противном случае погиб бы в рабстве».
(2) Что Он водил вас в пустыне сорок лет и питал вас, где вы в противном случае погибли бы от голода. Милости, оказанные нашим предкам, оказаны и нам, ибо если бы они погибли, то нас не было бы.
(3) Что Он приготовил для них место в Ханаане, очистив его от коренных жителей с помощью серии чудес, которые были не намного незначительнее тех чудес, с помощью которых они были выведены из Египта: «Я истребил пред лицем их Аморрея», где под аморреями подразумеваются все закланные народы. Обратите внимание на величие врагов, стоявших у них на пути; это делается для того, чтобы еще больше возвеличить Бога, покорившего их. Они были высокими (их высота была как высота кедра), и народ Израиля на их фоне был похож на кустарник. Они были не только высокими, но обладали большой силой и были крепкого телосложения: этот народ был крепок как дуб. Их царство было известно среди народов, и его подданные превосходили всех своих соседей. Его поддержка и защита казались несокрушимыми; оно было прекрасно и величаво, как кедр; оно также было прочно и стойко, как дуб; тем не менее, когда Бог решил насадить там виноградную лозу (Пс 79:9−10), то не только срубил, но и искоренил его: «Я истребил плод его вверху и корни его внизу», так что аморреи уже не были народом и больше о них нигде не упоминается. Так высоко Бог ценил Израиль. Он отдал других людей за тебя, и народы за душу твою (Ис 43:4). Как же неблагодарны оказались те, которые с таким презрением отнеслись к Нему!
(4) Что Он отдал им в наследие землю Аморрейскую: не только отдал им в руки так, что они стали ее хозяевами jure belli — по праву завоевания, но и дал им лучшее право на владение, согласно которому они стали наследниками по обетованию.
II. Он также упрекает их в том, что они, как народ святой, пользовались духовными привилегиями и преимуществами (ст. 11). Они имели помощь для своей души, благодаря чему знали, как правильно пользоваться временными радостями, и поэтому эта помощь была особо ценной. Правда, что десять колен не имели храма Божьего, жертвенника и священства, но они сами были виновны в том, что оставили их, и за это вполне справедливо сами были оставлены в полной тьме. Но Бог не переставал свидетельствовать о Себе и не оставил их без водителей, которые показывали им путь.
1. Они имели пророков — сильных наставников в благочестии, которые были вдохновлены свыше и посланы с поручением известить их о намерениях Бога: чтобы показать, что Богу нравится, а что не нравится, чтобы обвинять их в ошибках и предупреждать об опасностях, чтобы направлять их в трудных ситуациях и утешать в бедах. Бог поставлял им пророков, вдохновлял их для этого служения и занимал им. Из сыновей их Он избирал в пророки, из таких же, как они, как Моисей и Христос, из братьев их (Втор 18:15). Он почтил их народ и их семьи, раз они имели собственных детей, которые были для них посланниками Бога, говорили на родном языке, а не были иноземцами, посланными из другой страны, которых они могли подозревать в предвзятости к ним самим и их земле — избрал тех, кого они знали и кто желал им добра. Отметьте: верные служители являются великим благословением для любого народа, и именно Бог избирает таковых, чтобы они справедливо могли считаться славой семьи, к которой принадлежат.
2. Они имели назореев, которые были яркими примерами благочестия: «Я избирал из юношей ваших в назореи; это были люди, которые обетом связали себя с Богом и служением Ему, и которые, исполняя его, отказывали себе во многих законных чувственных наслаждениях: таких, как употребление вина и винограда». Среди них находились юноши в расцвете сил, которые могли бы наслаждаться радостями этой жизни, и тем не менее они добровольно отказались от них; таковых Бог избирал силой Своей благодати, чтобы они были монументами Его благодати, Его славой и Его свидетелями, выступавшими против нечестивости того деградирующего века. Отметьте: великим благословением для любого места является наличие в нем выдающихся благочестивых христиан, равно как и выдающихся хороших служителей, ибо в таком случае они имеют примеры для подражания. Мы должны признать, что очень хорошо для любого народа, если Бог поднимает среди них подающих надежды молодых людей и делает этих юношей назореями — благочестивыми и добросовестными служителями, которые убили в себе любовь к чувственным наслаждениям; такие назореи чище снега, белее молока; несомненно, это благовоспитанные молодые люди, ибо вид их был, как сапфир (Плач 4:7). Имеющие таких юношей в своем обществе обладают особым преимуществом для наставления и ободрения быть религиозными, и если они не воспользуются им, то будут призваны к отчету в другой день. С Израиля будет взыскано не только за пророков, но и за назореев, выросших среди них. Относительно этой истины Он обращается к ним самим: «Не так ли это, сыны Израилевы? Сможете ли вы отрицать это? Неужели вы не осознали своего преимущества, которое имели благодаря присутствию среди вас пророков и назореев?» Отметьте: даже совесть грешников будет свидетельствовать в пользу Бога о том, что у них было достаточно средств благодати, и если они погибают, то лишь потому, что не использовали эти средства. Мужи Иуды рассудят Бога с Его виноградником: мог ли Он еще что-нибудь сделать для него (Ис 5:3−4).
III. Он обвиняет их в злоупотреблении средствами благодати, которыми они наслаждались, и в противостоянии Божьим замыслам, ради осуществления которых Он дал им эти средства (ст. 12). Они так сильно не желали ходить во свете, что восстали против него и делали все возможное, чтобы погасить его и он не светил им в лицо, обличая их.
1. Они делали все возможное, чтобы развратить благочестивых людей: отвлечь их от серьезного отношения к религиозным обрядам и строгости в своей повседневной жизни: «Вы назореев поили вином, вопреки их обету, чтобы, нарушив его в этом вопросе, они не старались соблюдать все остальные». Одних они удивляли или привлекали к этому и множеством ласковых слов убеждали покориться; других запугивали и заставляли, позорили и вынуждали, если они оказывались более стойкими, чем их соседи; уговаривая их пить вино, они делали их негодными для назорейства. Отметьте: сатана и его слуги постоянно стараются развратить умы молодых людей, взирающих на небеса; и многих, которые могли бы быть назореями, они побеждают, давая им пить вино, увлекая их любить веселье, удовольствия и выпивающие компании. Многие юноши, которые могли бы стать выдающимися людьми в религии, начали заблуждаться от вина и навсегда погибли. Как часто слуги ада одерживали победу, совращая назорея!
2. Они делали все возможное, чтобы заставить молчать благочестивых служителей и закрыть им уста: «Вы пророкам приказывали, говоря: «Не пророчествуйте», и угрожали им, если те продолжали пророчествовать (Ам 7:12), словно посланники Бога должны были выполнять ваши приказы и не могли исполнять свое поручение, пока вы им не позволите. Так вы не только напрасно принимали благодать Бога, давшую вам этих пророков, но и наносили максимально вообразимое оскорбление Богу, во имя Которого говорили эти пророки». Отметьте: тем придется за многое ответить, кто не может вынести честную проповедь и подавляет ее.
IV. Он жалуется на зло, которое они причинили Ему своими грехами (ст. 13): «Вот, Я придавлен вами (англ. пер.), стеснен вами и не могу больше выносить этого; посему удовлетворю Я Себя над противниками Моими (Ис 1:24). Я придавлен вами и бременем ваших грехов, как придавлена колесница, нагруженная снопами и хлебом посреди веселья жатвы, и которая остается таковой, пока на ней что-то лежит». Отметьте: великий Бог жалуется на грехи, особенно на грехи Своего исповедующего народа как на бремя для Него. Он горевал о роде этом (Пс 94:10, англ. пер.), сокрушался из-за их блудного сердца (Иез 6:9, англ. пер.), и размышление об этом сделает ужасной гибель грешника, если только он глубоко не раскается. Великий Бог, Который держит мир, никогда не жалуется, что придавлен его весом (Он не утомляется и не изнемогает), но жалуется, что Ему тяжело нести грехи Израиля и его лицемерные служения (Ис 1:14). Неудивительно, что стенает обремененная тварь (Рим 8:22), раз Сам Творец говорит: «Я придавлен ими».
V. Он угрожает им неизбежной гибелью. И поэтому некоторые читают: «Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами; суды будут давить на них, пока они не погибнут под их тяжестью, и при этом произведут звук, похожий на перегруженную колесницу». Кто не подчинится обличениям слова, кто не покорится благодаря слову или убеждениям окружающих, тот погибнет под тяжестью судов Божьих. Если Бог каждый день нагружает нас Своими милостями, а мы, несмотря на это, нагружаем Его своими грехами, то чего еще мы должны ожидать, как не того, что Он придавит нас Своими судами? И в последних трех стихах звучит угроза, что когда Бог выйдет сразиться с этим раздражающим Его народом, то они не смогут устоять перед Ним, убежать от Него или справиться с Ним, ибо когда Бог судит, то побеждает. Хотя Его терпение иссякло, но не Его сила, и грешник убедится в этом на собственном опыте. Когда Ассирийская армия придет, чтобы опустошить страну мечом и увести всех в плен, то никому не удастся сбежать и каждого коснется общее опустошение.
1. Напрасно надеяться сбежать от врага, который пришел вооруженный с поручением уничтожить: у проворного не станет силы бежать. Кому раньше удавалось удачно сбежать и спастись отступлением, тот теперь увидит, что его мастерство подвело его: у них не будет времени бежать, или они не найдут путь, чтобы бежать, или у них не хватит сил и духа, чтобы сделать попытку; они окажутся в тупике и очень скоро их бегству будет положен конец. Они, подобно Асаилу, легки на ноги, как серна в поле (2Цар 2:18)? — Да, как и он, они побегут быстро к собственной гибели: скороход не убежит (ст. 15). Они говорят (как сказано в Ис 30:16): «Мы на конях убежим, мы на быстрых ускачем»? — Но их настигнут. Сидящий на коне не спасет своей жизни от преследователя. Ненадежен конь для спасения.
2. Напрасно надеяться выиграть сражение. Бог будет воевать с ними, и разве они сильнее Его! Разве есть такая армия, которая могла бы считаться равным соперником Всемогущего Бога? — Нет, и крепкий не удержит крепости своей. Кто привык действовать силой, тот не сможет проявить ее, когда для этого представится случай. А храбрый, который должен защищать и спасать других, не сможет спасти свою жизнь и избавить душу свою (дословно). Тогда пусть сильный не хвалится своей силой и не полагается на нее, а укрепляет себя в Господе Боге своем, ибо в нем — вечная сила. Военное оружие окажется таким же несостоятельным, как телесная сила. Оружия, как и мышцы, будет недостаточно: и стреляющий из лука не устоит; хотя он и стоит на расстоянии, но побежит и не будет полагаться на свой лук, что он спасет его. Как бы ни была сильна мышца и хорошо подготовлено оружие, но они ничего не смогут, если подведет дух (ст. 16): «И самый отважный из храбрых, который привык смотреть опасности в лицо и не пугаться, и он убежит нагой в тот день». Он не только будет безоружен, выбросив свое наступательное и оборонительное оружие, но и лишится своего богатства, которое думал прихватить с собой, подумав, что лучше душа его будет вместо добычи ему. Так Бог, когда Ему угодно, отнимает ум у глав народа земли и заставляет тех, которые раньше хвалились своей смелостью и дерзкими боевыми действиями в сражении, блуждать в пустыне, где нет пути (Иов 12:24).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Амоса, 2 глава