В данной главе:
(I) Приводится общее название данного пророчества (ст. 1) и его главное предназначение (ст. 2).
(II) Описывается противостояние Бога Сирии (ст. 3−5), Палестине (ст. 6−8), Тиру (ст. 9−10), Едому (ст. 11−12) и Аммону (ст. 13−15) за их жестокость к народу Божьему и за причиненное ему зло. Это объясняет, почему Бог судится с народами (Иоиль 3:2).
Стихи 1−2. I. Общий характер этого пророчества. Оно являет собой слова, которые пророк слышал в видении. Разве могут быть в видении слова? — Тем не менее это так; таковы слова Божьи; апостолы говорят о Слове жизни„ которое они не только слышали, но и видели своими очами, рассматривали и осязали руками своими (1Ин 1:1) — таким реальным и существенным является слово Божье. Пророк видел эти слова (в англ. пер.), то есть (1) они были явлены ему в видении; подобным образом Иоанн говорит, что видел голос, говоривший с ним (Откр 1:12):
(2) События. предсказанные с их помощью, были для него такими же надежными, словно он видел их своими телесными глазами. Это подразумевает, что он был силён в своей вере, которая собой представляет уверенность в не видимом.
II. Личность, с помощью которой это пророчество было послано. Это был Амос — один из пастухов Фекойских. Одни полагают, что он был богатым скотоводом, ибо то же слово используется в адрес царя Моавитского, который был богат скотом (4Цар 3:4); возможно, благодаря этому бизнесу он зарабатывал деньги, но ему пришлось оставить его, чтобы в качестве пророка следовать за Богом. Другие считают, что он был бедными скотоводом, ибо мы читаем (Ам 7:14−15), что он к тому же собирал сикоморы, а это было неприбыльное занятие, благодаря которому (мы можем предположить) он мог добыть лишь хлеб, и Бог взял его так же, как Давида, когда тот присматривал за стадом, и Елисея, когда тот пахал. Многие мужи воспитывались для великих дел, занимаясь тихим, невинным и созерцательным служением пастуха. Когда Бог решил послать пророка, чтобы обличить и предостеречь Свой народ, то задействовал для этой цели пастуха, скотовода, ибо Его народ стал как конь, как лошак несмысленный, более того, хуже вола, который знает владетеля своего. Иногда Бог избирает немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1Кор 1:27). Отметьте: не стоит пренебрегать или отвергать из-за незначительности происхождения или образа жизни тех, кого Бог обеспечил способностями для Своего служения. Хотя сам Амос не стыдится признаться, что был пастухом, но и другие не должны упрекать его за это или думать, что из-за этого он хуже их.
Личности, которых касается пророчество данной книги; это пророчество об Израиле — десяти коленах, которые в то время погрязли во грехе и быстро созревали для гибели. Бог среди них самих избирал им пророков (Ам 2:11), но на них не обращали внимания, поэтому Он послал им пророка из земли Фекойской, которая располагалась в Иудее, чтобы его больше ценили как представителя другой страны; или, возможно, Он выслал его из собственной страны, так как там к нему относились с презрением из-за его профессии пастуха (см. Мф 13:55−57).
IV. Время, когда это пророчество изрекалось.
1. Эта книга датирована, как обычно делалось по закону, днями царей, при царствовании которых жили пророки. Она была написана во дни Озии, царя Иудейского, когда дела этого царства шли очень хорошо, и во дни Иеровоама, второго царя Израильского, когда дела этого царства обстояли довольно благополучно. Но именно тогда им обоим нужно было сказать о грехах, в которых они были виновны, и о судах, которые приближались к ним за эти грехи, чтобы благодаря нынешнему проблеску процветания они не потакали своему мнению о собственной невиновности и не уповали на постоянство своей защиты.
2. Оно также датировано определенным событием, на которое ссылается данное пророчество: это было за два года перед землетрясением — тем самым землетрясением, которое упоминается в Писании как имевшее место во дни Озии (Зах 14:5); оно вызвало ужас у народа, ибо сказано, что они бежали от него. Но как они могли убежать от него? Некоторые выдвигают предположение, что землетрясение было в то время, когда Исаия видел свое видение и поколебались верхи врат (Ис 6:4). Согласно традиции евреи считают, что это случилось как раз в то время, когда Озия самонадеянно посягнул на служение священника и вошел в храм, чтобы воскурить фимиам (2Пар 26:16). Иосиф Флавий упоминает это землетрясение (Antiq. 9.225) и говорит: «Половина горы была разрушена и перемещена в долину на расстояние в полмили; она уничтожила царские сады». Через этого пророка Бог предостерег народ о том, что Он поразит их дома за два года до этого события (Ам 3:15).
V. Вступление к этим пророчествам, которое содержит общую для них цель (ст. 2): «Господь возгремит с Сиона». Его угрозы, переданные через Его пророков, и исполнение этих угроз в Его провидении будут так же ужасны, как львиный рык для пастухов и их стад. В данном месте Амос говорит те же слова, что и его современники Осия (Ос 11:10) и Иоиль (Иоиль 3:16). Лев рычит, прежде чем разорвать добычу, а Бог предостерегает, прежде чем поразить. Обратите внимание:
(1) Откуда приходит это предостережение — с Сиона и Иерусалима, от изреченных там пророчеств Бога, ибо ими раб Твой предостерегается (Пс 18:12, англ. пер.). Наш Бог, обителью Которого является это место, выдаст предписание, словно из места суда, для осуществления судов над землей (см. Иер 25:30). На Сионе находился престол милости, и там Господь возгремит; эти слова подразумевают, что действия Божьей справедливости согласуются с милостью; в них присутствует милость, и они смягчены милостью; более того, сами предостережения являются проявлением милости. Нас наказывают, чтобы потом мы не были осуждены.
(2) Каковы будут последствия этого предостережения: восплачут хижины пастухов, то ли испугавшись львиного рыка, то ли предчувствуя, что символизирует это сравнение и каковы будут последствия великой засухи (Ам 4:7), в результате чего иссохнет вершина Кармила, где располагались самые плодородные поля, и станет пустыней (Иоиль 1:12−17).
Стихи 3−15. То, что в данных стихах говорит Господь, можно пояснить Его же словами, сказанными в Книге Иеремии 12:14 — «Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их». Дамаск был ближайшим соседом Израиля с севера. Тир и Газа — с запада. Едом — с юга, Аммон и Моав (упоминающиеся в следующей главе) — с востока; и все они в определенное время тем или иным образом были колючим терном и волчцем для Израиля и его злыми соседями. И так как Бог поддерживает дело Своего народа, то называет их его злыми соседями и выступает, чтобы наказать их. Метод, применяемый для воздействия на каждого из них, один и тот же, и поэтому в данном месте мы сопоставляем их, хотя в каждом случае есть что-то особенное.
I. Давайте посмотрим, какие слова, касающиеся их всех, повторяются в качестве обвинения и приговора. Противостоянию Бога каждому из них предшествуют слова: «Так говорит Господь Иегова, Бог Израиля». Хотя эти народы не поклоняются Ему как своему Богу, но они должны знать, что им придется дать отчет Ему как их Судье. Бог Израиля — Бог всей земли, и Ему есть что сказать им; от Его слов они вострепещут. Против них Господь возгремит с Сиона. Ранее Бог через пророков угрожал Иудее и Израилю, а здесь возвещает суды против тех народов, которые Он использовал в качестве бича для Своего народа, за их дела, что должно было обуздать их гордость и насилие и дать облегчение Его народу, находившемуся в подавленном состоянии, ибо благодаря этому они могли увидеть, что Бог не совсем отказался от них, и надеяться, что не потеряли своей части в Нем. Что касается всех народов, которые здесь привлечены к суду, то:
1. Им всем предъявлено одно и то же обвинение:
(1) За три преступления и за четыре, то есть за многие преступления (как, говоря об одном или двух, мы подразумеваем мало, так три и четыре подразумевают много, подобным образом на латыни об очень счастливом человеке говорят, что он terque quarterque beatus — в три или четыре раза счастливее), или они обвиняются за три и за четыре преступления, то есть виновны в семи преступлениях — число совершенства, подразумевая, что они наполнили меру своих беззаконий и созрели для гибели; или обвиняются за три (т.е. в различных грехах) и за четыре отдельных преступления, которые специфичны для каждого в отдельности, чего нельзя сказать о трех предыдущих, как в Притч 30:15,18,21,29, где мы читаем о трех и четырех вещах, одна из которых особым образом подразумевается.
(2) В отдельном грехе, который установлен и в котором они погрязли: это грех преследования — то или иное зло, причиненное народу Божьему. Каждый из них по отдельности обвиняется в этом, ибо преследование — это грех, наполняющий меру беззаконий любого народа, и именно за этот грех с них будет взыскано. «Алкал Я, и вы не дали Мне есть», ситуация намного хуже, если можно сказать: «Алкал я, и вы забрали у меня мою пищу».
2. Им выносится один и тот же приговор.
(1) Их грехи достигли такой высоты, что Бог не пощадит их. Хотя Он даровал им длительную отсрочку и часто щадил их, но теперь не пощадит их больше, а справедливость восторжествует. «Я не отменю наказания», — читают некоторые; «Я не отзову Свой глас, который возгремел с Сиона и из Иерусалима (ст. 2), возвещающий смерть и ужасы греховным народам». Это окончательный приговор. Бог вынес его и не отзовет. Отметьте: хотя Бог долго терпит, но не всегда будет терпеть тех, кто раздражает Его, а когда приказ будет издан, то Он исполнит его.
(2) Бог пошлет огонь среди них; это говорится в адрес всех злых соседей (ст. 4, 7,10,12,14). Бог пошлет огонь в их города. Когда преднамеренно или умышленно возгорается огонь, который после себя оставляет лежать в пепле города, деревни и дома, то во всем этом нужно признать руку Божью; это Он послал его. Грех возбуждает огонь Его ревности, а этот огонь зажигает другой огонь.
II. Давайте посмотрим, какие слова приводятся в качестве обвинения и приговора каждому из них в отдельности, чтобы каждый получил свою часть.
1. В адрес Дамаска, главного города Сирии — царства, которое часто беспокоило Израиль.
.
(1) Отличительный грех Дамаска заключался в том, что он жестоко обращался с жителями Галаада: «Они молотили Галаад железными молотилами» (ст. 3); эти слова можно понимать буквально как свидетельства о мучениях и жестоких смертях, которым подвергались жители Галаада, попавшие им в руки, подобно тому как Давид положил под пилы и железные молотилки аммонитян (2Цар 12:31). Мы читаем, с какой бесчеловечностью Азаил, царь Сирийский, преследовал Израиль в своих войнах (4Цар 8:12): он грудных детей их убивал, и беременных женщин у них рассекал. И посмотрите, какое опустошение он нанес их земле (4Цар 10:32−33). Или эти слова можно воспринять фигурально как выражающие разорение, которое он нанес стране, ибо это сравнение ранее использовалось в истории (4Цар 13:7): «...истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание». Отметьте: часто люди поступают несправедливо и совершают нечестивые поступки, за которые будут сурово наказаны; Бог лишь позволяет им делать это. Церковь названа измолоченным и сыном гумна Божьего (Ис 21:10), но если люди подвергаются молотьбе и становятся прахом, то они наверняка услышат об этом.
(2) Особое наказание для Дамаска заключалось в том:
[1] Что посланный ему огонь охватит в первую очередь царский дворец: не главный город и деревенские города, а дом Азаила, построенный им. Он пожрет чертоги Венадада — царские дворцы, в которых обитали цари Сирии, многие из которых носили это имя. Отметьте: даже царские дворцы не смогут защититься от судов Божьих, хотя они сильно укреплены и богато отделаны.
[2] Что враг проложит дорогу в город (ст. 5): «Я сокрушу затворы Дамаска, и тогда его ворота распахнутся. Или эти слова следует понимать фигурально: все, кто полагается на силу и защищенность этого великого города, погибнут, ибо его защита окажется недостаточной. Когда Божьи суды приходят по заданию, то напрасны попытки отвратить их.
[3] Что народ будет уничтожен мечом: «Я истреблю жителей долины Авен — долины идолопоклонства (ибо боги сириян были богами долин (3Цар 20:23) и им поклонялись в долинах, в то время как израильтяне поклонялись своим идолам на холмах) и держащего скипетр власти — некого незначительного царя, который хвалился скипетром Беф-Едена — дома удовольствий». Предавшиеся идолопоклонству и чувственным наслаждениям будут истреблены вместе.
[4] Что весь народ будет уведен. И пойдет народ в плен в Кир, который находился в стране мидян. Мы видим, что это пророчество исполнилось (4Цар 16:9) спустя приблизительно пятьдесят лет, когда пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил по подстрекательству Ахаза, царя иудейского.
2. В адрес Газы — города филистимлян, в то время главного города страны.
(1) Отличительный грех филимстимлян заключался в том, что они вывели всех в плен — жителей Израиля или Иудеи. Некоторые полагают, что речь идет о вторжении в Йорам, когда они захватили всех царских сыновей и все его имущество (2Пар 21:17); или о захвате тех, кто бежал в поисках прибежища, когда Сеннахирим напал на Иудею, и продаже их Еллинам (Иоиль 3:4−6); или, как в данном случае — едомлянам, которые всегда были заклятыми врагами народа Божьего. Они не пощадили никого, а увели всех, на кого смогли положить руку, желая, если только возможно, чтобы не вспоминалось более имя Израиля (Пс 82:5−8).
(2) Особое наказание филистимлян таково: огонь, посланный Богом, пожрет дворцы Газы, а жители других городов филистимских — Азота, Аскалона и Екрона — будут истреблены. Бог основательно совершит Свое дело и уничтожит их, как они поступили с народом Божьим, когда весь увели в плен, ибо погибнет и остаток филистимлян (ст. 8). Отметьте: Бог окончательно истребит тех, кто старается положить конец Его Церкви и Его народу.
3. В адрес Тира — города, известного своим богатством и силой, который сам по себе был царством (ст. 9).
(1) Особый грех Тира заключался в том, что они предали всех пленных Едому, то есть продали едомлянам израильтян, которые бежали к ним в поисках прибежища или каким-то другим образом попали к ним в руки. Жителям Тира было все равно, на какие страдания они обрекают пленных, раз благодаря этому могли получить прибыль. Своим поступком они продемонстрировали, что забыли братский союз, заключенный между Соломоном и Хирамом, царем Тира (3Цар 5:12), согласно которому Хирам называл Соломона своим братом (3Цар 9:13). Отметьте: нарушение дружеского и братского союза значительно отягчает враждебность и злобность.
(2) В наказании Тира нет ничего особенного, кроме того, что огонь пожрет чертоги его, это произошло, когда Навуходоносор захватил его после тринадцатилетней осады. Его купцы жили как князья, а их личные дома выглядели как дворцы, но после них останется столько же пепла, сколько после деревенских домов.
4. В адрес Едома — потомка Исава.
(1) Его особенный грех заключался в том, что он был немилосерден и неутомим в преследовании народа Божьего и использовал все возможности, чтобы причинить ему зло (ст. 11). Он преследовал брата своего мечом не только в старые времена, когда царь Едома взял в руки оружие, чтобы не дать сынам Израилевым пройти через него (Чис 20:18), но с того момента во всех других ситуациях; у едомлян не было достаточно сил и смелости, чтобы сразиться с Израилем лицом к лицу на поле боя, но как только другой враг заставлял Израиль или Иуду бежать, они присоединялись к преследователям, нападали с тыла и убивали тех, кто и так был наполовину мертв; и (как обычно бывает с трусами, когда они имеют преимущество над врагом) они подавили чувство жалости (в англ. пер.). Чаще всего люди трусливые оказываются наиболее жестокими. Таким был Едом; злоба уничтожила его сострадание (дословно); он отбросил чувствительность человека и стал безжалостным, как хищник, и подобно им свирепствовал постоянно во гневе своем. Его жестокость была ненасытимой; он не знал, когда же в достаточной степени насытится кровью Израиля, и подобно конской пиявке постоянно вопил: «Давай, давай». Более того, он всегда сохранял ярость свою; когда отсутствовали объекты, на которые можно излить гнев, и возможность сделать это, то он хранил его (гнев покоился в его недрах), он перекатывал его под языком, как сладкую конфетку, и был готов выплюнуть ее в лицо Израилю при первой же возможности. Да будет проклят такой жестокий гнев, такая свирепая и неистовая ярость, делающая людей похожими на дьявола, который постоянно ищет, кого поглотить, и непохожими на Бога, Который не вовек негодует. Злобность Едома была противоестественной, ибо он преследовал своего брата, которого должен был защищать; она передалась ему по наследству, словно передавалась в семье по праву с того момента, как Исав возненавидел Иакова, и само время не смогло истощить ее, равно как и братское отношение Израиля к Едому (Втор 2:4). А четкий закон, данный Израилю, гласил: «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой» (Втор 23:7).
(2) В их наказании нет ничего особенного: Бог пошлет огонь на их дворцы (ст. 12). Отметьте: огонь гнева, направленный против наших братьев, разжигает огонь гнева Божьего против нас.
5. В адрес аммонитян (ст. 13−15).
(1) Посмотрите, как сильно разгорелся огонь их гнева против народа Божьего; они не только радовались его бедствиям (о чем мы читаем в Иез 25:2,6), но и сами жестоко обращались с ним: они рассекали беременных в Галааде — совершали жестокость, при упоминании о которой человека охватывает ужас. Трудно представить, что человеческий род может быть таким бесчеловечным. В этом был виновен Азаил (4Цар 8:12). Это делалось не только с жестокой яростью, которая без раздумий обрушивается на все, что видит перед собой, но и с дьявольским умыслом истребить род Израиля, убив не только всех рожденных, но и тех, которые только должны были родиться. Они поступали хуже, чем египтяне, и делали это для того, чтобы расширить пределы свои и сделать землю Галаада своей собственностью, чтобы тогда не нашлось никого, кто мог бы предъявить на нее права и помешать им владеть ею. Мы читаем (Иер 49:1), что аммонитяне наследовали Гад (т.е. Галаад) под предлогом того, что в Израиле не осталось ни сыновей, ни наследников. Мы знаем, насколько омерзительной была вина и какой суровый приговор ожидал тех, кто сказал: «Это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше благодаря оккупации». Посмотрите, причиной какой жестокости становится алчность и какие ужасные преступления часто совершают те, кто жаждет расширить пределы свои.
(2) Посмотрите, как неистово разгорелся на них гнев Божий; и неужели не должен Бог наказывать за это зло, причиненное любому народу, особенно Его собственному народу? И не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Конечно, отомстит. Бог запалит огонь среди крика в день брани, то есть этот огонь будет разожжен войной; этот огонь будет сопровождаться мечом или ревущим пламенем, который будет создавать звук, подобный шуму, производимому солдатами, готовыми выступить в бой; он будет вихрем в день бури, который налетает стремительно, яростно и сметает все перед собою. Или же эта буря и вихрь будут подобны мехам для огня, которые разожгут его еще сильнее и распространят дальше. В частности, в их адрес звучит угроза, что пойдет царь их в плен и князья его вместе с ним, уведенные царем Вавилонским вскоре после Иудеи. Посмотрите, какие перемены часто совершает над людьми Божье провидение, или, скорее, их собственные грехи: цари становятся пленниками, а князья — узниками. «Милхом пойдет в плен»; некоторые полагают, что здесь речь идет о боге аммонитян, которого они называли Молох — царь. «Он и князья его, и священники его, служившие при нем, пойдут в плен»; их идолы не только не защитят их, но и пойдут в плен с ними. Отметьте: кто насилием и обманом старается расширить свои границы, тот справедливо будет изгнан из собственных границ; неудивительно, если те, которые не стыдятся посягать на права других людей, не смогут противостоять тем, кто посягает на их права.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Амоса, 1 глава