Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иоиль | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Приводится дальнейшее описание ужасного опустошения, нанесенного земле Иудейской саранчой и червями (ст. 1−11).

(II) Звучит серьезный призыв к народу, на которого обрушился суровый суд, обратиться и покаяться, поститься и молиться, искать у Бога милости вместе с наставлениями, как это сделать правильно (ст. 12−17).

(III) Дается обещание, что в случае их покаяния Бог удалит суд, исправит повреждения, нанесенные им, и восстановит изобилие всех благ (ст. 18−27).

(IV) Предсказывается учреждение царства Мессии в мире, благодаря излиянию Духа в последние дни (ст. 28−32). Так начало данной главы вызывает ужас знаками гнева Божьего, а ее конец утешителен благодаря заверениям в Его благоволении; но эта благословенная перемена может быть только в случае покаяния; и поэтому только последний параграф главы прямо указывает на евангельское время, в то время как ее основная часть может послужить прообразом проклятий закона, которые постигнут людей за их грехи, и утешений Евангелия, текущих к ним в случае, если они покаются.

Стихи 1−11. Данные стихи повествуют о гом. что Бог боролся со Своим народом, исповедующим Его, за его грехи и привел в исполнение наказание, написанное в законе (Втор 28:42): «Плоды земли твоей поест червь» (англ. пер.), что было одной из египетских язв, которую Бог навел на них (Втор 28:60).

I. В данных стихах возвещена война (ст. 1): «Трубите трубою на Сионе»; это велено делать то ли для того, чтобы собралась армия захватчиков и затем труба дала сигнал к атаке, то ли, скорее, чтобы привлечь внимание Иудеи и Иерусалима к приближению суда и они могли приготовиться к встрече со своим Богом, выступившим со Своими судами, чтобы с помощью молитв и слез — наилучшей церковной артиллерии — они могли отвратить удар. Трубить трубою было обязанностью священников (Чис 10:8): и в том случае, когда они взывали к Богу в день бедствия, и в то время, когда созывали людей собраться вместе, чтобы искать Его лица. Отметьте: задача священников — предостерегать словом Божьим о фатальных последствиях греха и показывать Его гнев с небес, который прольется против нечестивых и неправедных людей. И хотя Сион и Иерусалим не имели привилегии, гарантировавшей, что их не коснутся суды Божьи, даже если они будут гневить Его, но при этом они имели привилегию получать предостережение о них и возможность примириться с Богом. Даже на святой горе необходимо бить тревогу, а там звуки трубы звучат особо устрашающе. Трубит ли в городе труба, в святом городе, — и народ не испугался бы? (Ам 3:6). Да трепещут все жители земли; они будут вынуждены трепетать от самого суда, поэтому пусть трепещут при звуке тревоги, возвещающей о нем.

ІІ. В данных стихах приводится общая идея о дне битвы, который наступает, ибо он близок; невозможно избежать его. Это день Господень — день Его суда, когда Он явит и возвеличит Себя. Это день тьмы и мрака (ст. 2) в буквальном смысле: стаи саранчи и гусениц будут такими большими и плотными, что затемнят небо (Исх 10:15); или, если воспринимать фигурально, это будет очень печальное время — время суровых страданий. Он придет, как утренняя заря распространяется по горам; тьма этого дня наступит так же внезапно и неумолимо, как приходит утренний свет, распространится так же далеко и овладеет ими, как утренний свет.

ІІІ. Армия выстроится в боевом порядке (ст. 2): «Это народ многочисленный и сильный». Каждый, увидевший огромное количество саранчи и гусениц, опустошающих землю, скажет (как и на нас больше всего воздействует событие, свидетелями которого мы стали): «Истинно — не было подобного ранее и никогда не будет». Отметьте: исключительные суды — нечастые явления, которые редко случаются, что является примером Божьего терпения. Когда Бог однажды потопил мир. то обещал впредь не делать этого. Армия в данном месте описана (1) очень отважной и дерзкой: «Вид его (этого народа) как вид коней — боевых коней, которые спешат вступить в сражение и не робеют (Иов 39:22); и скачут они как всадники (ст. 4), подталкиваемые военным духом и яростью». Некоторые древние толкователи обращают внимание, что голова саранчи по форме очень похожа на голову коня.

(2) Очень энергичной и шумной: шум при ее приближении сравнивается со стуком колесниц, многих колесниц, которые неистово гонят по ухабистой земле по вершинам гор (ст. 5). Именно отсюда частично позаимствовано описание саранчи, которую св. Иоанн видел выходящей из бездны (Откр 9:7,9): «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну... и шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну». Историки говорят, что шум, производимый полчищами саранчи в тех странах, которые наводнены ими, можно было слышать на расстоянии шести миль. Этот шум также сравнивается с ревом огня — с треском огненного пламени, пожирающего солому, который особенно страшен, потому что указывает, что пожирает ее. Отметьте: когда повсюду свирепствуют суды Божьи, то они производят большой шум, ибо это необходимо, чтобы пробудить самонадеянный и глупый мир.

(3) Они действуют согласованно и во время движения сохраняют свои ряды; хотя их армии многочисленны и жаждут добычи, тем не менее они ведут себя как сильный народ, выстроенный к битве (ст. 5): «Каждый идет своею дорогою. прямо, словно они были обучены строевой подготовке держаться своего места и следить за человеком справа». Они не сбиваются с путей своих и не давят друг друга (ст. 7−8). Их многочисленность и стремительность передвижения не станут причиной беспорядка. Посмотрите, как Бог может заставить действовать по правилам творения, у которых нет разума, чтобы так действовать, когда желает, чтобы они послужили Его целям. И посмотрите, насколько необходимо, чтобы все, кто занят служением Богу, соблюдали порядок, держались своих мест, продолжали свою работу и не становились на пути друг у друга.

(4) Они очень стремительны, и скачут они как всадники (ст. 4), как борцы бегут они (ст. 7); они бегают по городу и поднимаются на стены (ст. 9). Когда Бог посылает слово Свое на землю, то оно быстро течет (Пс 117:4). Ангелы имеют крылья, равно как и саранча, когда Бог использует ее в Своих целях.

IV. Описывается ужасное истребление, нанесенное этой грозной армией, (1) в селах (ст. 3). Если посмотреть на армию спереди, то вы увидите, что пред нею пожирает огонь; она пожирает все перед собой, словно дышит огнем. Если вы посмотрите на нее с тыла, то увидите, что ее замыкающие ряды так же яростны, как и нападающие: за ними палит пламя. Когда они уйдут, то будет видно, какое опустошение они нанесли. Если посмотреть на поля, еще не подвергшиеся их нападению, то они как сад Едемский, приятный для глаз и изобилующий добрыми плодами; они являются гордостью и славой страны. Но посмотрите на поля, съеденные саранчой и гусеницами: они похожи на опустошенную степь; трудно представить, что когда-то они были похожи на сад Едемский, тем не менее, возможно, вчера они были такими же; трудно представить, что ныне цветущие станут похожи на опустошенную степь, но, возможно, завтра ночью они уже будут такими. Никому не будет спасения от них, кто годится им в пищу. Никто не должен гордиться красотой своих полей, равно как и красотой своего тела, ибо Бог может очень быстро изменить их внешний вид.

(2) В городе. Они будут влезать на стену (ст. 7), они будут влезать на дома и входить в окна, как воры (ст. 9). Когда Египет был наказан нашествием саранчи, то она наполнила дома фараона и дома всех рабов его (Исх 10:5−6). Саранча, вышедшая из бездны, — это агенты сатаны и посланники человека греха, и она действовала так же, как эта саранча. Божьи суды, когда они приходят по поручению, также нельзя удержать запорами и препятствиями; они найдут или проложат себе путь.

V. Это все определенным образом воздействует на людей. Они увидят, что нет смысла сопротивляться. Враг неуязвим и поэтому неодолим: когда падают на копья, то остаются невредимы (ст. 8). А того, кого нельзя поразить, нельзя и остановить, поэтому при виде их у всех лица побледнеют (ст. 6); подобным образом купцы страдают из-за своих торговых кораблей, когда слышат, что они оказались в руках врага. «Один страдает из-за своего поля, другой — из-за своего виноградника, и у всех лица почернели» (англ. пер.), что подразумевает невообразимый ужас. Испуганные люди бледнеют, а у отчаявшихся лица чернеют; бледность, как результат внезапного испуга, проходит, и лицо чернеет. То, что было объектом гордости и наслаждений, Бог может легко превратить в объект наших страданий. Ужас, которым будет объята страна (ст. 10), описан в фигуральных выражениях: «Потрясется земля, поколеблется небо»; даже сердца, казавшиеся бесстрашными и такими твердыми, что ничто не испугает их, такими же непоколебимыми, как небо или земля, будут охвачены ужасом. Или когда обитатели земли содрогнутся, то им покажется, что все окружающее тоже трепещет. Под воздействием страха или из-за нехватки средств к существованию, которые обычно у них были в избытке, их глаза потускнеют и зрение истощится, и поэтому солнце и луна помрачатся и звезды потеряют свой свет. Отметьте: когда Бог осуждает людей, лишая их света небесного, то радость покидает их; это происходит потому, что человек, восстав против своего Творца, лишился привилегий всех творений. И хотя эти слова следует понимать фигурально, но настанет день, когда они исполнятся буквально: когда небеса свернутся, как свиток книжный, а земля и все дела на ней сгорят. Детальное описание судов должно пробудить нас задуматься о главном суде.

VI. Стих 11 направляет нас взглянуть на главнокомандующего этой грозной армии, то есть самого Бога. Это Его воинство и полчище Его. Он поднял его, дает ему приказы, дает глас Свой перед ним, подобно тому как генерал дает приказы своей армии, что делать, и произносит речь, чтобы воодушевить воинов. Именно Господь дает повеления всем этим животным, которые они точно исполняют. Некоторые полагают, что вместе с роем саранчи Бог послал ужасный гром, ибо здесь он назван гласом Господа и был еще одной казнью, обрушившейся на Египет; Он заставит трепетать небо и землю. Это был день Господень (как он назван в ст. 1), ибо мы уверены, что в этой войне Он одержит победу; она должна принадлежать Ему, ибо Его полчище велико и многочисленно. Тех, против кого Он выступает с войной, Он может одолеть количественно; и кого бы Он ни задействовал в качестве исполнителя Своего слова и служителя Своей справедливости, тот несомненно будет силен и par negotio — способен исполнить порученное дело. Кому Бог дает поручение, того препоясывает силой для исполнения этого поручения. Это делает день Господень страшным для всех, кому предстоит стать монументом Его справедливости, — и кто выдержит его? Никто не сможет избежать посягательств гнева Божьего. никто не может поднять голову против его силы или выстоять под его тяжестью (1Цар 6:20; Пс 75:8).

Стихи 12−17. В данных стихах звучит ревностное увещевание покаяться; основанием для него послужил описанный ранее опустошительный суд, которым им угрожали: «Обратитесь к Господу».

1. «Так вы правильно отреагируете на цель и предназначение данного суда, ибо он был послан, чтобы обличить вас в ваших грехах, смирить вас, вернуть вас к правильному мышлению и вновь сделать верными». Бог приводит нас в стесненные обстоятельства, чтобы побудить к покаянию и вернуть Себе.

2. «Так вы сможете остановить продвижение суда. Ваши дела обстоят плохо, но так вы сможете помешать им стать еще хуже; более того, если вы пойдете этим путем, то скоро ваши дела пойдут лучше». В этих словах звучит милостивое приглашение:

I. К личному покаянию каждой души: чтобы покаялось каждое племя особо, и жены их особо (Зах 12:12). Когда суды Божьи свирепствует повсеместно, то каждая душа должна сделать свой взнос в общую молитву, ибо она добавила грехов к общему греху. Каждый должен стать лучше и скорбеть, и тогда все мы станем лучше, равно как и скорбящими Божиими. Обратите внимание:

1. К чему нас призывают и что означает каяться, ибо того же Господь Бог наш требует от нас сейчас: чтобы мы совершили труд покаяния.

(1) Мы должны искренно смириться за свои грехи, сожалеть, что своими грехами оскорбили Бога, и стыдиться того, что грехом причинили себе зло — неверно судили и нанесли вред личным интересам. Мы должны внешне выразить скорбь и позор: поститься, рыдать и скорбеть; это будет результатом слез о грехе. Но какая польза от внешних проявлений, если внутреннее состояние не соответствует им и не является их корнем и источником, рождающим их? Поэтому далее следует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Хотя, согласно обычаям того времени, вполне уместно для них было раздирать свои одежды в знак великой скорби о своих грехах и святого негодования против собственного безрассудства, но эти слова следует понимать так: «Не останавливайтесь на достигнутом, словно этого достаточно, а прилагайте больше усилий, чтобы в день поста и смирения привести свой дух в соответствующее состояние, а не одежду; более того, не раздирайте свои одежды вообще, пока не начнете раздирать свои сердца, ибо внешнее проявление без внутреннего состояния всего лишь насмешка и притворство, которое оскорбляет Бога». Бог ищет и требует, чтобы мы раздирали свои сердца; только сердца сокрушенного и смиренного Он не презрит (Пс 50:19). Когда в душе мы глубоко скорбим из-за греха, так что наше сердце разрывается, когда мы думаем о том, как им мы обесчестили Бога и унизили себя, когда в нас зарождается отвращение ко греху и мы ревностно желаем и прилагаем усилия, чтобы избавиться от его влияния и никогда больше не согрешать, тогда мы раздираем свои сердца из-за греха и именно тогда Бог расторгнет небеса и сойдет к нам с милостью.

(2) Если мы отпали из-за греха, то должны основательно обратиться к нашему Богу и прийти к Нему. «Обратитесь ко Мне», — говорит Господь (ст. 12), и вновь: «Обратитесь к Господу Богу вашему» (ст. 13). Наши посты и рыдания ничего не стоят, если при этом мы не обращаемся к Господу как нашему Богу. Мы обращаемся к Господу Богу нашему, если полностью убеждены, что наш долг и выгода заключаются в том, чтобы поддерживать хорошие отношения с Богом, если искренне сожалеем, что когда-то повернулись к Нему спиной, и поэтому приняли твердое и неизменное решение сделать целью своей жизни Его прославление, своим правилом — Его волю, а своим блаженством — Его благоволение; это все, что нам велено делать; это то, к чему нас приглашают данные стихи.

2. Какие аргументы используются в данной ситуации, чтобы убедить этот народ именно таким образом обратиться к Господу — обратиться к Нему всем сердцем своим. Когда сердце разрывается о грехе и отрывается от него, тогда оно подготовлено всецело обратиться к Богу и полностью посвятить себя Ему, ибо Он желает иметь все или ничего. Чтобы прийти к подобному состоянию, давайте задумаемся:

(1) мы уверены, в общем, что Он Бог добрый. Мы должны обратиться к Господу Богу нашему не только потому, что Он справедлив и праведен, когда наказывает нас за грехи и страх перед этим наказанием влечет нас к Нему, но и потому что Он благ и милосерд, когда принимает наше покаяние, и надежда, что Он примет его, влечет нас к Нему. Он благ и милостив и не радуется смерти грешников, а желает, чтобы они обратились и жили. Он долготерпелив к тем, кто оскорбляет Его, и многомилостив к тем, кто хочет угодить Ему. Именно эти выражения используются, когда Бог провозгласил Свое имя и Его милость вместе со всей славой прошли перед Моисеем (Исх 34:6−7). Он сожалеет о бедствии, но не потому что изменил Свое мнение, а потому что Бог меняет Свое отношение к грешнику, когда тот меняет свое намерение; тогда приговор пересматривается и проклятие закона отменяется. Отметьте: искреннее, открытое евангельское покаяние вытекает из твердой веры в милость Бога, против Которого мы согрешили, а не как результат отчаяния. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Если мы правильно понимаем милосердие Бога, то оно не ободряет нас грешить, а является самым могущественным побудительным стимулом к покаянию (Пс 119:4). Закон об освобождении от уголовной ответственности приводит к Богу тех, кого акт об осуждении отталкивает от Него.

(2) У нас есть основание надеяться, что в случае покаяния Он даст нам то благо, которого мы лишились из-за своего греха (ст. 14), что Он обратится и сжалится (в англ. пер.), что Он не будет выступать против нас, как раньше, а будет благоволить к нам. Поэтому давайте покаемся в своих грехах, совершенных против Него, и вернемся к Нему и своему долгу, ибо только в таком случае сможем надеяться, что Он пожалеет о Своих судах, направленных против нас, и повернется к нам с милостью. Обратите внимание:

[1] Стиль выражения очень смиренный и сдержанный: «Кто знает...» Некоторые полагают, что оно выражает сомнение для того, чтобы проверить уверенность и самонадеянность народа и подтолкнуть его быть осмотрительным и энергичным в своем покаянии (как в Нав 24:19). Или, скорее, оно выражает сомнение, так как в результате они надеялись, что будет удалено это временное наказание, в чем не могли быть уверены так же, как в том, что, в общем, Бог благ и милостив. Нет основания сомневаться в том, что если мы искренно покаемся в своих грехах, то Бог простит их и примирится с нами, а вот в том, удалит ли Он то или иное бедствие, от которого мы страдаем в настоящее время, мы вполне можем сомневаться; тем не менее вероятность этого должна ободрять нас к покаянию. Обетования о временных благах часто содержат в себе вероятность: «...может быть, вы укроетесь...» (Соф 2:3). Так Грех Давида был прощен, но ребенок должен был умереть: и когда Давид молится, чтобы ему была сохранена жизнь, то говорит: «Кто знает, не помилует ли меня Господь и в этом вопросе?» (2Цар 12:22). В результате подобного размышления жители Ниневии покаялись и изменились (Иона 3:9).

[2] Их надежды очень благочестивы. Они надеются, что Бог повернется к ним и сжалится над ними: оставит благословение после Себя (в англ. пер.), но не так, словно Он собирается отойти от них и им придется удовлетвориться любым благословением вместо Его присутствия, а оставит благословение после Себя, то есть после того, как перестанет бороться с ними, Он дарует им благословение. Что это за благословение? Это хлебное приношение и возлияние Господу Богу нашему. Плоды земли названы благословением (Ис 45:8), так как они зависят от Божьего благословения и являются необходимым благословением для нас. Они же были лишены их, но больше всего их огорчало то, что при этом Божий жертвенник лишился своих приношений, равно как и священники Бога — своего содержания. Поэтому они утешали себя надеждой на то, что изобилие вернется к ним в том случае, если хлебные приношения и возлияния будут щедро приноситься к Божьему жертвеннику; они больше желали изобилия на Божьем жертвеннике, чем изобилия пищи и питья на своих столах. Подобным образом, когда у Езекии появилась надежда, что ему удастся выздороветь после своей болезни, то он спросил: «Какое знамение, что я буду ходить в дом Господень, а не воссяду на престол суда или возглавлю заседание совета?» (Ис 38:22). Отметьте: когда мы во всей полноте, силе и чистоте наслаждаемся Божьими постановлениями, то это является самым ценными примером государственного процветания и величайшим благословением, какого только можно желать. Если Бог благословляет хлебным приношением и возлиянием, то они сопровождаются другими благословениями, которые освящают, услаждают и оберегают их.

II. Ко всенародному гражданскому покаянию, которое должно совершиться во время торжественного собрания как всенародный акт; тем самым они воздадут славу Богу, ободрят друг друга, а соседние народы узнают и смогут увидеть, что сделало их достойными того, чтобы Бог повернулся к ним с милостью, восхищенными свидетелями чего они могут стать. Давайте посмотрим, (1) как нужно объявить торжественное собрание (ст. 15−16). Ранее нужно было трубить трубою (ст. 1), чтобы поднять боевую тревогу, а сейчас нужно вострубить трубою для заключения мирною соглашения. Богу угодно явить милость Своему народу, если только Он посчитает их достойными, и поэтому Он призывает их собраться и назначить пост (святить пост в англ. пер.). По закону назначались многие ежегодные праздники, но только один день в году соблюдался как постовой — это день очищения, когда они смиряли свои души; и если они держались Бога и исполняли свой долг, то не было оснований назначать другие посты. Но теперь, когда своими грехами они навлекли на себя суды Божьи, их часто призывали поститься. То, что сказано в Иоиль 1:14, здесь повторяется: «Объявите торжественное собрание; соберите народ (заставьте их собраться по этому поводу); назначьте пост; заранее назначьте время для торжественной подготовки и напоминайте, чтобы они готовили себя. Не исключайте самых знатных, а пригласите старцев, судей и представителей гражданской власти. Не забудьте о самых незначительных членах общества, а соберите отроков и грудных младенцев». Хорошо, если вы приносите на религиозные собрания маленьких детей, которые что-то начинают понимать; это позволит им своевременно познать путь, которым следует идти. Но в данном случае велено принести грудных младенцев, чтобы они также участвовали в посте и из-за их настойчивых криков, требующих молока, сердца родителей склонились покаяться во грехе, которые Бог мог справедливо посетить, коснувшись детей и сделав так, что язык грудного младенца прилипает к гортани его, а мог помиловать, как помиловал младенцев Ниневии (Иона 4:11). Из числа созванных не следует исключать молодоженов: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы, пусть не считают свое положение особенным, не надевают украшения и не потакают своему веселью, а примут участие в государственном посте с такой же серьезностью и печалью, как их близкие. Отметьте: личная радость всегда должна уступать место государственной скорби о страданиях и грехе.

(2) Как этот пост должен совершаться (ст. 17).

[1] Священники, служители Господни, должны руководить собранием и быть устами Бога к народу, равно как и устами народа к Богу; кто должен стать в пролом и отвратить гнев Божий, как не те, чья задача — ходатайствовать в подобных ситуациях?

[2] Они должны совершать богослужение между притвором и жертвенником. Они ранее посещали это место, чтобы совершить жертвоприношение, и поэтому сейчас, когда у них нет жертв, чтобы сделать это, или практически нет, в том же месте они должны принести духовные жертвы. Там люди должны видеть их плачущими и борющимися, как их отец Иаков, и помощь, которую они получат в таком же благоговейном состоянии. Сами служители должны быть взволнованы тем, с помощью чего они хотят повлиять на других. Между притвором и жертвенником Захария, сын Иодая, был предан смерти за свою верность; Бог взыщет с их рук эту драгоценную кровь, и поэтому, чтобы отвратить суд, которым им угрожают, они должны плакать.

[3] Они должны молиться. Данные стихи вкладывают в их уста слова, которые они могут возносить в своих молитвах. Вот о чем они должны просить: «Пощади, Господи, народ Твой!» Находясь в бедствии, народ Божий может ожидать спасения от Божьей справедливости только со стороны Его милости. Они не могут сказать: «Господи, защити нас!», а только: «Господи, пощади нас!» Мы заслуживаем наказания; оно необходимо для нас, но Господь смягчает его. Просьба грешника звучит так: «Пощади нас, милостивый Господь». Их прошение должно основываться на отношениях, в которых они состоят с Богом: «Они — народ Твой и наследие Твое, поэтому помилуй их», но особенно — на их заботе о славе Божьей в данной ситуации, когда они оказались в беде: «Господи, не предай наследия Твоего на поругание — на поругание голоду, чтобы земля Ханаанская, которая так долго была известна как слава всей земли, теперь не стала объектом для насмешек всей земли и чтобы не царствовали над ними язычники (англ. пер.), чего они легко добьются, если Твое наследие обеднеет и не сможет содержать себя. Не допусти, чтобы язычники издевались над ними и чтобы вошли в поговорку слова: «Бедный и нищий, как израильтянин »». Отметьте: всем, кто желает благополучия своей стране, следует желать и молиться об особом благословении — сохранении доброго имени среди соседей. И особенно следует опасаться и энергично выступать против порицания Церкви, которое бросает тень на Бога: «Пусть не говорят между народами: «Где Бог их — тот Бог, Который обещал помогать им, Которым они так хвалились и на Которого так уповали?» Если наследие Бога будет уничтожено, то соседи скажут: «Бог был либо слабым и не мог помочь им, либо недобрым и не захотел помочь им». «Где боги их, твердыня, на которую они надеялись?» (Втор 32:37). Подобным образом Сеннахирим ликовал над ними: «Где боги Емафа и Арпада?» Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они сказали в адрес Израиля: «Где Бог их?», ибо мы уверены, что наш Бог на небесах (Пс 113:10−11), в Своем храме (Пс 10:4).

Стихи 18−27. Посмотрите, насколько Бог готов оказать помощь Своему народу, как Он медлит, чтобы помиловать. Как только они смирятся под Его рукой, начнут молиться и взыщут Его лица, Он сразу встретит их со Своими милостями. Они молились, что бы Бог пощадил их, — и посмотрите, каким благими и утешительными словами Он ответил им, ибо Божьи обетования являются действенным ответом на молитвы веры; для Бога слово и дело — одно действие. Обратите внимание:

I. Каково происхождение этой обещанной милости (ст. 18): возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. При этом Он будет взирать (1) на Свою честь и репутацию Своего завета с Израилем, благодаря которому Он передал им эту хорошую землю, которая очень высоко ценилась; и теперь Он не позволит, чтобы она была презираема или опозорена, а возревнует о добром имени этой земли и ее обитателей, которые считались счастливым народом и на этом основании не должны подвергаться открытому порицанию как народ презренный.

(2) На их бедствие: Он пощадит народ Свой и из жалости вернет им утешения, которых они были лишены. Сострадание Бога — это великое ободрение тем, кто приходит к Нему как раскаявшийся грешник и проситель.

II. Какой будет Его милость на некоторых примерах.

1. Армия, уничтожавшая все перед собой, будет рассеяна и поражена (ст. 20): «...пришедшего от севера удалю от вас — армию саранчи и гусениц, напавших на вас с севера и прилетевших на крыльях северного ветра, остановить продвижение которой вы не смогли». Но раз вы заключили мир с Богом, то Он избавит вас от воинов, расположившихся у вас, и изгонит их в землю безводную и пустую — ту самую огромную и унылую пустыню, по которой блуждал Израиль, где, после пресыщения изобилием Ханаана, они должны были погибнуть из-за недостатка пищи. Те, чьи лица обращены к морю восточному (Мертвому морю, расположенному восточнее Иудеи), погибнут в нем, а остатки армии затеряются в западном море, названном Великим. Они оставили землю безводной и пустой, и теперь Бог изгони! их в пустую и безводную землю. Так Бог впоследствии взыскивает с тех, кою использует для наказания Своего народа; жезл бросаемся в огонь. Ничего не останется от этих полчищ насекомых, кроме зловония. Когда Египет был избавлен от казни саранчой, то ее унесло в Красное море (Исх 10:19). Отметьте: когда страдание завершает свою работу, то оно милостиво удаляется, как саранча в Ханаане была унесена от раскаявшегося народа, а не гак, как была удалена саранча в Египте от нераскаявшегося царя — во гневе, чтобы дать место другой казни. Многие толкователи считают, что под армией с севера подразумевается армия Сеннахирима, которая была рассеяна после того, как Бог с ее помощью совершил все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме (Ис 10:12). Этот враг будет изгнан, так как он много наделал зла: возвеличился, чтобы совершить его, и совершил в гордости своего сердца. Поэтому далее следует (ст. 21): «Господь совершит великое (англ. пер.) для Своего народа, как враг совершил великое зло против них»; это должно было убедить их, что как бы надменно ни вели себя враги, но Бог выше их, и все то великое зло, которое они совершили, они делали лишь с позволения Бога. Как Он сказал им: «Придите», и они пришли, так они уйдут, когда Он скажет им: «Уйдите», чтобы показать, что эти воины у Него в подчинении.

2. Опустошенная земля напитается водой и станет плодородной. Хотя армия рассеяна, но что делать, если земля, подвергнувшаяся ее нападению, так и остается опустошенной? Поэтому обещано (ст. 22), что пастбища пустыни, которые саранча оставила пустыми, как пустыню, вновь произрастят траву, и дерево принесет плод свой, особенно смоковница и виноградная лоза. Но когда мы видим, насколько была опустошена страна, то испытываем искушение сказать: «Оживут ли кости сии? Даже если бы Господь и открыл окна на небе, то этого не произошло бы». Но так будет, ибо (ст. 23) Бог даст вам дождь в меру и будет посылать дождь ранний и поздний. А раз Бог дает с милостью, то дает умеренно, и поэтому дождь не превратится в суд; Он даст дождь в нужное время: поздний дождь в первый месяц (в англ. пер.), когда в нем больше всего нуждаются и больше всего ожидают. Они утешатся, увидев, что он дан рукой Божьей и по велению Его мудрости, ибо лишь в таком случае мы можем быть уверены, что все определено правильно. Он дал вам учителя праведности (написано на полях, ибо слово, означающее дождь, также означает учитель, а то слово, которое мы переводим как в меру, означает по правде). «Этот учитель праведности, — говорит один раввин, — и есть Царь Мессия», и многие полагают, что здесь речь идет о Нем, ибо Он учитель, пришедший от Бога, Который показал нам путь праведности. Другие же полагают, что здесь имеется в виду любой пророк, который наставляет в праведности: в частности, что это Езекия или Исаия. Отметьте: то, что Бог посылает народу учителей праведности и пасторов по сердцу Своему, является добрым знаком, что Он хранит милость для Своего народа.

3. Все их потери будут возмещены (ст. 25): «Я воздам вам за те годы, которые пожирала саранча; вы получите утешение соответственно времени, в течение которого страдали, и будете наслаждаться годами изобилия, которые компенсируют годы голода». Так Господь над рабами Своими умилосердится, если они покаются, и, чтобы показать, насколько полно Он примирился с ними, Он возместит им ущерб, нанесенный Его судами и, как стражник, омоет раны их. Хотя Он справедливо наложил арест на их имущество и не причинил им зла, тем не менее из жалости возместил их ущерб; подобным образом отец блудного сына после его возвращения возместил все, что тот потерял из-за греха и собственного безрассудства, и принял в свою семью в его прежнем положении. Саранча и черви здесь названы великим войском Божьим, которое Он послал на них, и Он компенсирует то, что они уничтожили, так как это была Его армия.

4. Они будут в изобилии иметь все блага. Земля даст урожай, и они будут радоваться ему. Загляните в житницы, где они складывали свой урожай, — и вы увидите гумна, наполненные хлебом, а подточилия, переполненные виноградным соком и елеем (ст. 24), в то время как во дни бедствия высох виноградный сок и завяла маслина, а кладовые были разрушены (Иоиль 1:10,17). Посмотрите на их столы, где они выставляют то, что хранится в кладовых, — и вы увидите, что они до сытости едят и насыщаются (ст. 26). Они не едят чрезмерно и не пресыщаются; мы надеемся, что благодаря последним страданиям пьяницы исцелились от чрезмерной любви к вину и крепким напиткам, ибо хотя им пришлось рыдать из-за отсутствия напитков (Иоиль 1:5), но теперь они вновь воспевают их изобилие. Теперь все будут иметь достаточно и знать, что имеют достаточно, ибо Бог сделает их пищу питательной, а их — удовлетворенными ею. Это милости, обещанные Богом; Он велик, чтобы совершить это (ст. 21), и дивное соделал со Своим народом (ст. 26). Тем самым Он прославил Свою силу и показал, что может оказать помощь Своему народу, в какой бы беде тот ни оказался; Он прославил Свое милосердие, показав, что сделает в случае их покаяния, хотя их преступления были очень велики. Отметьте: когда Бог поступает милостиво с бедными грешниками, обратившимися к Нему, то нужно признать, что он поступает дивно и творит великие дела. Некоторые толкователи считают эти обетования фигуральными: такими, которые указывают на евангельскую благодать и исполнятся в изобилии утешений, хранящихся для верующих в завете благодати, благодаря которым душа будет удовлетворена. Когда Бог посылает нам Свои обетования для нашего утешения, то Его благодать является его основанием, а Божий Дух — его творцом, и мы можем признать, что Он послал нам (согласно Своему обетованию, как в данном случае, ст. 19) хлеб, и вино, и елей, или то, что неизреченно лучше, и у нас есть основания удовлетвориться всем этим.

III. Как они воспользуются вновь оказанной им милостью Бога и какую выгоду извлекут из этого.

1. Всем этим Бог прославится, ибо они будут радоваться и веселиться о Господе Боге своем (ст. 23), и то, что будет поводом для их радости, послужит и темой их благодарения; они будут славить имя Господа Бога своего (ст. 26), а не своих идолов, и не будут называть хлеб и вино подарками, которые надарили им любовники. Отметьте: изобилие утешений, получаемых от творений, безусловно является для нас милостью, если благодаря им наши сердца переполняются любовью и благодарностью к Богу, Который щедро обеспечивает нас всем необходимым для радости, хотя мы служим Ему очень скудно. Когда Бог возвращает нам изобилие после того, как мы познали недостаток, то это вдвойне приятней для нас, поэтому мы должны быть больше благодарны Богу за это. Когда Израиль вышел из пустыни и вошел в Ханаан и там наелся досыта, тогда он, несомненно благословил Господа многими чувственными проявлениями радости за добрую землю, которую Он дал ему (Втор 8:10).

2. Благодаря этому они будут иметь добрую репутацию, утешения и духовные привилегии. Когда Бог вновь дарует им изобилие и они будут удовлетворены им, тогда (1) их добрая репутация вновь восстановится; когда они вернутся к Нему и вновь начнут исполнять свой долг, а Он повернется к ним с милостью (ст. 19), то их и их Бога больше не будут осуждать как неверных друг другу: «Я более не отдам вас на поругание народам, чтобы они радовались вашим бедам и оскорбляли вас»; и далее (ст. 26−27): «Не посрамится народ Мой во веки, как это было раньше, своей доброй земли, которой он хвалился, а вновь и всегда будет иметь повод хвалиться ею». Отметьте: то, что восстанавливает славу народа Божьего, в значительной степени воздает славу Богу; а Его народ хотя временами и будет поругаем народами, но, безусловно, так будет не всегда; если мы искренне стыдимся своих грехов против Бога, то никогда не постыдимся, воздавая Ему славу.

(2) Их радость оживет (ст. 23): «Радуйся и веселись, земля и ее обитатели». Времена изобилия чаще всего являются временами радости; но благоволение Бога исполняет сердце веселием больше, чем умножение хлеба и вина. Но особенно радуйтесь и веселитесь вы, чада Сиона, о Господе Боге вашем (ст. 23). Они скорбели о Сионе (ст. 15) и поэтому теперь должны радоваться о нем, ибо кто сеет слезами раскаяния, тот, несомненно, пожнет радость и благодарение. Чада Сиона, которые руководили другими во время поста, теперь должны руководить ими в радости. Но обратите внимание: они должны веселиться о Господе Боге своем, а не радоваться благам, которые даны им, — радоваться доброй руке, которая дала их, и в ответ на оказанное благоволение радоваться завету, знамением и залогом которого стали эти блага. Веселье во время жатвы и веселье праздника должны пребывать в Боге, любовь Которого мы должны вкушать во всех дарах Его щедрости, чтобы сделать Его своей основной радостью, ибо Он является нашим основным благом и источником всех благ, текущих к нам.

(3) Их вера в Бога утвердится и усилится. Когда временные милости сотворены благодатью Божьей и приносят нам духовную выгоду, а изобилие не становится врагом тела (как оказывается для многих), а содействует процветанию души, тогда они, безусловно, являются для нас милостью. Это обещано в данных стихах (ст. 27): «И узнаете, что Я — посреди Израиля, среди тебя — Святый (Ос 11:9), что Я — Господь Бог ваш, и нет другого». Это доказывает не только то, что Господь есть Бог и нет другого, ибо Он поражает, и Он исцеляет, Он образует свет и тьму, Он воздает добром и злом (Ис 45:7; Втор 32:39), но и то, что Он — Бог Израиля, Бог, состоящий в завете со Своим народом и являющийся их Отцом — Отцом, Который наказывает их, когда они непокорны Ему, и утешает, когда они каются. В пророчестве Иезекииля звучала такая угроза: «То и другое зло Я наведу на вас, и вы познаете, что Я — Господь». Та же самая фраза в данном месте стала венцом обетований: «До сытости будете есть и насыщаться, и узнаете, что Я — Господь». Отметьте: мы должны прилагать усилия, чтобы возрастать в познании Бога через Его провидения, милостивые и поражающие. Когда Бог дает Своему народу изобилие, мир и радость, после того как они возвращаются к Нему, то тем самым Он дает им понять, что Ему нравится их покаяние, что Он простил их грехи и сейчас принадлежит им, как раньше: что Он опять заключил завет с ними, ибо Он — Господь Бог их, что они имеют то же общение с Ним, ибо Он — посреди них и близок к ним, когда ни призовут Его. Как солнце находится в центре вселенной, так и Бог — посреди них, чтобы распространять Свое благоприятное влияние на все части Своей земли.

3. Милость Божья коснется даже нижних тварей и облегчит их существование: «Не бойся, земля!» (ст. 21), «Не бойтесь, животные!» (ст. 22). Они страдали за грех человека и из-за вражды Бога с ним, а теперь, благодаря тому, что человек покаялся и примирился с Богом, их участь станет лучше. Более того, Писание говорит, что животные взывали к Богу (Иоиль 1:20), а теперь они получили ответ на свои призывы и им велено не бояться, ибо будут иметь изобилие во всем, чего пожелают. Бог, пощадив Ниневию, пожалел и скот (Иона 4:11), ибо скот крепко вопиял к Богу (Иона 3:8). Это может привести нас к мысли о возмещении всех убытков, раз тварь, которая покорилась суете и стенает, будет освобождена и приведена если и не к славной радости, то в свободу славы детей Божиих (Рим 8:21).

Стихи 28−32. Обетования предшествующих стихов о хлебе, вине и елее были очень желанны для опустошенной страны, но здесь нас учат не останавливаться на этом. Бог хранит для нас нечто лучшее, и данные стихи говорят об этих благах, принадлежащих царству благодати и славы, равно как и о блаженстве истинных верующих. Здесь говорится:

I. Что царство благодати испытает на себе обильное излияние Духа (ст. 28−29). Не трудно постигнуть значение данного обетования; мы также не сомневаемся относительно того, на какое событие оно ссылается и когда осуществилось, ибо апостол Павел точно пояснил и привязал его к определенному событию, заверив нас в том, что когда Дух излился на апостолов в день Пятидесятницы (Деян 2:1 и далее), то это и было событие, предреченное пророком Иоилем (Деян 2:16−17). Это был дар Духа, который, согласно данному обетованию, должен был прийти, и нам не нужно было ждать другого, равно как н другого исполнения обетования о Мессии.

1. Обещанное в данном месте благословение — излияние Духа Божьего: Его даров, благодатей и утешений, творцом которых является благословенный Дух. В Ветхом Завете мы часто читали о Духе Господнем, который словно по каплям сходил на судей и пророков, поставленных Богом для необычного служения; а теперь Дух изольется обильно, полным течением, как было обещано со ссылкой на новозаветные времена (Ис 44:3): 1Излию дух Мой на племя твое».

2. Определено время, когда это совершится: после того; это обетование исполнится после исполнения предыдущих обетований. Св. Петр полагает, что здесь речь идет о последних днях, днях Мессии, через Которого мир получит свое последнее откровение о божественной воле и благодати в последние дни иудейской Церкви, незадолго до ее рассеяния. 3. На кого распространится данное благословение и кому оно будет даровано. Дух изольется на всякую плоть: не так, как раньше, на одних евреев, но и на язычников, ибо во Христе нет различия между иудеем и эллином (Рим 10:11−12). До сих пор божественное откровение передавалось только потомкам Авраама, и Дух пророчества имели только жители земли Израиля; но в последние дни узрит всякая плоть славу Господню (Ис 40:5) и придет перед лицом Господним на поклонение (Ис 66:23). Иудеи считают, что здесь речь идет о всякой плоти в земле Израиля, и сам Петр не был уверен в том, что здесь говорится о язычниках, пока не увидел осуществление данного обетования в день схождения Святого Духа на Корнилия и его друзей, которые были язычниками (Деян 10:44−45); им был дан тот же дар, что и в день Пятидесятницы. Дух изольется на всякую плоть, то есть на всех, чьи сердца стали плотяными — мягкими и чувствительными — и таким образом были подготовлены принять влияние и воздействие Святого Духа. Слова «на всякую плоть» означают, что Дух изольется на представителей разных видов людей; теперь дары Духа не будут такими редкими или так сильно ограничены, как было раньше, а станут более обильными и доступными. Дух изольется (1) на представителей обоих полов: не только сыны ваши, но и дочери ваши будут пророчествовать; мы читаем о четырех сестрах из одной семьи, которые были пророчицами (Деян 21:9). Не только родители, но и дети исполнятсяДухом; это подразумевает, что данный дар будет последовательно передаваться в Церкви на протяжении нескольких веков.

(2) На людей разного возраста: старцам вашим, растратившим свою энергию, и тем, чей дух начинает угасать, будут сниться сны, а юноши ваши, которые неопытны и мало знают о божественных истинах, будут видеть видения. Бог явит Себя в снах и видениях и старцам и молодым.

(3) На представителей самого низкого сословия, проживающих в самых плохих условиях: на рабов и на рабынь. Иудейские толкователи говорят: «Право получить пророчество имеют лишь те люди, которых можно охарактеризовать мудрыми, храбрыми и богатыми, а не души людей бедных или людей в скорби». Но во Христе нет раба, ни свободного (Гал 3:28). Многие призванные были рабами (1Кор 7:21), но это не воспрепятствовало им принять Святой Дух.

(4) Это благословение будет иметь последствия: они будут пророчествовать; они получат новые откровения о божественных истинах не только для личной пользы, но и для пользы Церкви. Они будут толковать Писание и говорить о тайнах давних и грядущих, которых не могли бы предвидеть или в суть которых не могли бы проникнуть благодаря величайшей проницательности и благоразумию, равно как и за счет своих природных способностей. Благодаря этим необычным дарам христианская Церковь была основана, писания написаны и учреждено служение, которое при помощи обычного воздействия и влияния Духа должно было сохраняться и поддерживаться.

II. Царство благодати будет представлено глобальными изменениями в природе (ст. 30−31). Излияние Духа будет очень утешительным событием для праведных, а неправедные пусть услышат о нем и затрепещут. Наступит день Господень, великий и страшный; о нем будет возвещено знамениями на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма, солнце превратится во тьму и луна — в кровь. Это пророчество полностью исполнится (как полагает образованный д-р Покок) в день суда в конце времен, перед которым эти знамения исполнятся буквально; тем не менее, они частично исполнились во время смерти Христа, которая названа судом этому миру, ибо тогда земля потряслась и померкло солнце; это был день великий и страшный. Более полно оно исполнилось при разрушении Иерусалима, которое было прообразом великого суда и которому предшествовало много поразительных знамений, помимо потрясений в государствах и царствах, о которых пророчествовалось в фигуральных выражениях: солнце превратится во тьму, луна — в кровь, услышите о войнах и о военных слухах (Мф 24:6−7); наш Спаситель говорит о них как о начале болезней (Мф 24:8). Но перед последним судом несомненно будут знамения на небе и на земле: и небо и земля исчезнут без всякой метафоры. Суды Божьи над грешным миром, частое уничтожение нечестивых царств огнем и мечом являются предисловием и преддверием к суду над этим миром в последний день. Те, на кого изольется Дух, будут предвидеть и предсказывать великий и страшный день Господень и истолковывать знамения на небе и земле, которые будут предшествовать ему, ибо, как о Его первом, так и о Его втором пришествии свидетельствовали и свидетельствуют пророки (Откр 10:7).

III. Во время и первого, и второго пришествия Иисуса Христа все истинные верующие будут в безопасности и блаженстве (ст. 32). Здесь говорится об отдельных людях, ибо Новый Завет чаще, чем Ветхий, обращается к ним, а не к царствам и народам. Обратите внимание:

(1) Совершится спасение. Хотя день Господень будет великим и страшным, тем не менее на горе Сион и в Иерусалиме будет спасение; там они будут избавлены от него. День Господень — это день Его суда, и Он знает, как отделить драгоценное от ничтожного. В вечном Евангелии, которое пришло с Сиона, в Церкви первенцев, прообразом которой послужила гора Сион и которой является Иерусалим в вышних, будет спасение; путь, как избежать грядущего гнева, найден и открыт. Сам Христос является не только Спасителем, но и спасением; Он остается таким до края земли. Это спасение, хранившееся для нас в завете благодати, является исполнением обетований, данных отцам. Будет спасение, как сказал Господь (см. Лк 1:72). Отметьте: основанием для утешения и надежды грешников является тот факт, что какая бы опасность ни грозила им, для них также хранится спасение, если только они сами не совершат ошибку. И если мы тоже хотим иметь спасение, то должны обратиться к евангельскому Сиону и Божьему Иерусалиму.

(2) Что есть остаток, который имеет часть в этом спасении и для которого это спасение будет совершено. У остальных (т.е. среди них) будет спасение, в их душе и духе; этому есть залоги и свидетельства: Христос в вас, упование славы. Они названы остатком (в англ. пер.), так как их немного по сравнению с толпами, которые погибнут; это небольшой остаток, но избранный — остаток по избранию благодати. И в данных стихах нам говорится, кто будет избавлен в великий день.

[1] Это те, которые искренне призывают Бога: всякий, кто призовет имя Господне, все равно, еврей или язычник (так поясняет апостол, когда излагает великий принцип Евангелия, согласно которому мы будем судимы, Рим 10:13), спасется. Эти слова предполагают, что человек должен знать Его, верить в Него, стремиться к Нему, уповать на Него и, как свидетельство своей искренности во всем этом, быть послушным Ему, ибо без всего этого восклицания: «Господи, Господи» не принесут нам никакой пользы. Отметьте: именно молящийся остаток спасется. И смерть погибающих усугубится тем, что они могли спастись при таких легких условиях.

[2] Те, которые действенно призывают Бога. Безусловно, будет спасение у остальных, которых призовет Господь не только общим призывом Евангелия, обращенным ко многим неизбранным, а особым призывом к общению с Иисусом Христом, Которого Господь предопределил или подготовил (в халдейском толковании). Св. Петр позаимствовал эту фразу (Деян 2:39). Отметьте: в великий день будут спасены только те, которые действенным образом призваны от греха к Богу, от своего «эго» ко Христу, от нижнего мира к высшему.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иоиля, 2 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.