Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


В данной главе выдвинуто:

(I) Общее обвинение Израилю за страшные грехи и преступления, которыми они заградили путь потоку Божьего благоволения, направленного к ним (ст. 1−2).

(II) Частные обвинения:

(1) в адрес царского двора — царю, князьям и судьям (ст. 3−7); (2) Ефрему — в том, что он поступает по примеру народов (ст. 8), остается бесчувственным и глупым под воздействием судов Божьих (ст. 9−11), неблагодарным Богу за Его милости (ст. 13), неисправимым, несмотря на суды Божьи (ст. 14), презрительным по отношению к Богу (ст. 15) и лицемерным в своих притворных попытках вернуться к Нему (ст. 16). Им также угрожают суровыми наказаниями, которые смирят их (ст. 12), и если это не поможет, то их ждет полное истребление (ст. 13), в частности их князей (ст. 16).

Стихи 1−7. Некоторые толкователи последние слова предыдущей главы ставят началом этой главы: «Когда Я возвратил (или возвращу) плен народа Моего, когда Я решил приблизиться к ним путями милости, когда Я врачевал Израиля, тогда открылась неправда Ефрема (страны и простого народа) и злодейство Самарии, царского двора и главного города». В этих стихах мы можем обратить внимание:

I. На общее описание состояния государства Израиль (ст. 1−2). Посмотрите, как в то время у них обстояли дела.

1. Бог из милосердия решил сделать им добро: «Я врачевал Израиль». Израиль был болен и ранен; его болезнь была опасной и зловредной и скорее всего имела бы фатальные последствия (Ис 1:6). Но Бог предложил Себя в качестве врачевателя, чтобы исцелить их; в Галааде было достаточно бальзама, чтобы восстановить здоровье дочери Его народа; их ситуация была плохой, но не отчаянной, более того, обнадеживающей, раз Бог решил врачевать Израиль.

(1) С помощью Своих законов и пророков Он хотел изменить их, отделить их от грехов и очистить от пороков, процветавших среди них.

(2) Он хотел избавить их от бед, восстановить мир и процветание. Было совершено несколько попыток исцеления, и угасающее положение иногда подавало оптимистические надежды, но собственное безрассудство возвращало их в прежнее положение. Отметьте: если несчастным греховным душам не оказать помощь и не исцелить, но они погибнут во грехе и бедствии и не смогут в этом обвинить Бога, ибо Он и мог и врачевал их; Он предлагал взять гибель под Свой контроль. Есть определенное время, когда Бог являет Свою готовность исцелить Церковь и народ, чьи дела находятся в беспорядке; время от времени обнадеживающие кризисы (если за ними внимательно наблюдать и использовать) могут перевесить весы в сторону исцеления и жизни, даже если дела обстоят весьма плачевно.

2. Они действовали вопреки своим интересам и ставили препятствие на своей же дороге. Когда Бог врачевал Израиля, когда казалось вероятным, что они стремятся к изменению и миру, тогда открылась их неправда и злодейство, что остановило поток Божьего благоволения и все испортило.

(1) Тогда, когда их дело было рассмотрено и исследовано ради их исцеления, открылось злодейство, которое скрывалось и для которого они старались найти оправдание. Это не значит, что оно было скрыто от Бога, — просто здесь Он говорит как человек. Подобным образом, когда хирург исследует рану, чтобы исцелить ее, и обнаруживает, что она затрагивает жизненно важные органы и является неисцелимой, он больше не прилагает усилий для ее исцеления; так, когда Бог сошел и посмотрел, как обстоят дела у Израиля (подобное выражение встречается в Быт 18:21), имея милостивые намерения в их адрес, то увидел, что их злодейство достигло ужасающих пределов, а они сами настолько ожесточились в нем, стали дерзкими и упрямыми, что Он не смог с честью помиловать их, как намеревался сделать. Отметьте: грешники не исцеляются, потому что не хотят исцелиться. Христос хотел собрать их, но они не захотели.

(2) Когда некоторые усилия были приложены, чтобы изменить и исправить их, тогда порочность, которая была обуздана и находилась под контролем, вырвалась наружу, усилия Бога для их исцеления они использовали как повод, чтобы еще больше вызвать Его недовольство. Когда были использованы все возможности реформировать их, то люди нечестивые стали еще более дерзкими и неистовыми, все больше прогрессируя в этих качествах, как запертый поток. Когда они начали процветать, то возгордились, стали распутными и самонадеянными, тем самым остановив процесс исцеления. Отметьте: именно грех отводит в сторону направленные к нам потоки благ; и безрассудство, приводящее к гибели многих, заключается в том, что они поступают себе во вред, в то время как Бог желает сделать для них добро. Что же причиняло им такое зло? Выражаясь одним словом, они поступали лживо; поклонялись идолам (полагают одни), обманывали других (понимают другие) или, скорее, притворялись перед Богом, демонстрируя свое покаяние и почтение к Нему. Они говорили, что хотят исцелиться, и желают, чтобы Он руководил ими, но при этом льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним.

3. Основанием их нечестия было практическое неверие во всеведение и правление Божье (ст. 2): «Не помышляют они в сердце своем, никогда не говорили своим сердцам и не думали о том, что Я помню все злодеяния их», словно Бог не видит их, хотя Он — всевидящее око, не обращает на них внимания, хотя имя Его — Ревнитель, или забыл о них, хотя Он — вечный разум, который не может забыть и не взыскать за них, являясь Судьей неба и земли. В этом заключается неверие грешников, ибо все равно что сказать: «Нет Бога», или что Он чего-то не знает или забыл, сказать, что нет никого, судящего на земле, или что Он не помнит того, что должен судить. Тем самым они в высшей степени оскорбляют Его и убийственным образом обманывают себя. Они говорят: «Не увидит Господь» (Пс 93:7), но не могут не знать, что Бог помнит все их дела; об этом им говорили много раз; более того, если вы их спросите, то они не смогут не признать этого, но в то же время не помышляют об этом; они не думают об этом, хотя должны, и не применяют к себе и своим делам, в противном случае они не осмеливались бы так поступать. Но придет время, когда обманывавшие самих себя будут разоблачены: «Теперь окружают их дела их, то есть они достигли такой глубины порочности, что грехи окружили их со всех сторон; все соседи видят, насколько они нечестивы, так неужели они думают, что Бог не видит этого?» Или можно понимать так: «Наказание за их дела окружило их; беды окружили их и привели в замешательство, так что они не могут избавиться от них, а из этого следует, что грехи, за которые они побиваемы, — пред лицем Моим, и Я не только видел их, но и недоволен ими», ибо, пока Бог, благодаря прощению грехов, не забросит их за Свой хребет, они так и находятся перед Его лицом. Отметьте: рано или поздно Бог убедит тех, кто в свое время не задумывался об этом, что Он помнит все дела их.

4. Бог начал бороться с ними Своими судами в качестве залога грядущих событий: «Я входит вор, и разбойник грабит по улицам». Некоторые воспринимают эти слова как пример их злодеяний, то есть они грабили друг друга. Nec hospes ab hospite tusus — Хозяин и гость боятся друг друга. Но скорее таким было наказание за их грех: среди них было множество тайных воров, которые грабили их дома и магазины, опустошали их карманы, равно как и армии грабителей (анг. пер.) — чужеземных захватчиков, которые открыто и неистово грабили повсюду. Израиль не только не исцелился, но каждый день грабители и разбойники наносили ему новые раны — и все это было результатом греха; так они были наказаны за то, что обкрадывали Бога (Ис 42:24; Мал 3:8,11).

II. На отдельное описание грехов, совершаемых при царском дворе царем, князьями и придворными, на знаки Божьего недовольства, которые коснулись их.

1. Царь и князья были довольны порочностью и неверием своих подчиненных, и это ободряло их быть еще более дерзкими в своих злодеяниях (ст. 3): «Злодейством своим они увеселяют царя и князей». Им нравилось видеть, что народ следует их нечестивым законам и примерам при поклонении идолам и в других ситуациях, когда они поступали нечестиво и безнравственно; им нравилось, что те льстили им и одобряли их нечестивые пути. Когда Ирод увидел, что его злодеяния одобряются народом, то продолжил в том же духе; тем более так же поступал простой народ, видя, что это нравится их князю (Деян 12:3). В частности, они увеселяли их обманами своими — лживыми восхвалениями, которыми венчали фаворитов князей, и лживой клеветой и порицаниями в адрес тех, кто, по их сведениям, не нравился им. Кто показывает, что ему нравится клевета и злобные рассказы, тот в своем окружении всегда будет иметь многих, наполняющих его голову такими рассказами. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы (Притч 29:12), и они будут радовать его своими обманами.

2. При дворе процветало пьянство и веселье (ст. 5). «День нашего царя» был веселым днем для них; это был то ли день его рождения, то ли день инаугурации, который, возможно, отмечался каждый год, или назначенный им праздник, называвшийся в честь этого его днем. В этот день князья встречались, чтобы выпить за здоровье царя и повеселиться, чтобы разгорячить его вином до болезни (англ. пер.). Похоже, царь обычно не выпивал чрезмерно, но в этот знаменательный день из-за уловок князей и хорошего качества вина, искушающего к пьянству, благодаря веселой компании и пожеланиям хорошего здоровья именно этим все заканчивалось. Но пьянство было настолько непривычно для него, что он чувствовал себя больным; и вполне справедливо такое поведение считается преступлением, приравнивающимся к crimen laesae majestatis — измене со стороны тех, кто подобным образом навязывал ему пьянство и разгорячал до болезни. То, что это был день нашего царя, не могло послужить им оправданием, а скорее усугубляло их вину, равно как и то, что, притворяясь, что воздают ему высочайшие почести, они на самом деле бесчестили его. И раз в высшей степени оскорбляют и причиняют вред обычному человеку те, кто делает его пьяным, и за это им возвещено горе (Авв 2:15), то тем более это касается тех, кто так поступает с царем, ибо, чем выше положение человека, тем более позорно видеть его пьяным. Не царям, Лемуил, не царям пить вино (Притч 31:4−5). Посмотрите, какой ущерб наносит грех пьянства человеку, царю.

(1) Вред для его здоровья; он делает человека больным. Это насилие над природой, и поразительно, с помощью каких чар людей, достаточно благоразумных, удается привлечь к тому, что не только оскорбляет Бога и наносит ущерб их духовному и вечному благополучию, но в настоящее время вредит их здоровью и разрушает их тела.

(2) Вредит их чести. Когда царь опьянел, то протянул руку свою к кощунам; тогда тот, кому было вверено управление царством, потерял управление над самим собой настолько, что забыл о достоинствах царя и [1] опустился до уровня игроков и шутов, оказаться в обществе которых было позором.

[2] Присоединился к обществу атеистов и мирских людей, высмеивавших религию, которых должен был заставлять молчать и предавать позору; он сидел в собрании развратителей, достигших высочайшей степени нечестивости; он смешался с ними: говорил так, как говорят они, делал то, что делали они, проявлял свою власть и протягивал свою руку, содействуя им. Благочестие и благочестивые люди часто становились темой песен пьющих вино (Пс 68:13; Пс 34:16), но горе тебе, земля, когда царь твой отрок и протягивает свою руку к тем, кто делает их такими (Еккл 10:16).

3. Среди придворных процветали прелюбодейство и нечистота. Об этом говорится в ст. 4,6−7, и обвинение в пьянстве появляется посреди данной темы, ибо вино — это елей для огня похоти (Притч 23:33). Кто воспламенен плотскими похотями и является прелюбодеем (ст. 4), тот в данном месте вновь и вновь сравнивается с печью, растопленной пекарем (ст. 4): «Они делают сердце свое подобным печи (ст. 6); все они раскалены, как печь (ст. 7)». Отметьте:

[1] Нечистое сердце подобно растопленной печи, а его нечистые похоти и привязанности являются топливом, которое растапливает их. Это огонь внутренний, поддерживающий жар внутри себя; так прелюбодеи тайно разжигаются похотью (Рим 1:27). Жар печи интенсивен, особенно тот, который здесь описывается; растапливающий ее разжигает огонь и не перестает разжигать его, пока не замесит тесто и оно вскиснет и будет готово, чтобы отправиться в печь. Эти слова означают, что все они напоминают печь, максимально растопленную, более того, печь, слишком сильно растопленную для пекаря (так истолковывает образованный д-р Покок), когда она разогрета больше, чем он хотел, и тогда разжигающий огонь прекращает усиливать его, пока замешенное тесно не вскиснет, чтобы жар немного ослабел. Этот неистовый жар — похоти нечистого сердца.

[2] Нечистое сердце ожидает возможности осуществить свои нечестивые желания; подготавливая свое сердце, как печь, они поджидают, чтобы схватить свою добычу. Так око прелюбодея ждет сумерков (Иов 24:15). Пекарь их спит всю ночь, а утром она горит как пылающий огонь. Как пекарь, который развел огонь в своей печи и положил в нее достаточно топлива, отправляется в постель и спит всю ночь, а утром находит печь хорошо разогретой и готовой для употребления, так и эти злодеи, замыслив какой-то нечестивый план для утоления своих алчных, амбициозных, мстительных или нечестивых похотей, настолько целенаправленно настраивают свое сердце на совершение зла, что хотя и могут сдерживаться какое-то время, но огонь порочных привязанностей продолжает пылать внутри их и как только появляется возможность, планы, которые они задумали и вынашивали, осуществляются в действии, подобно тому как вырывается пламя огня, когда ему дают выход. Все они распалены, как печь. Отметьте: похоть в сердце подобна пламени разгоряченной печи, но грядет день, когда те, кто своими низменными привязанностями сделал себя похожим на раскаленную печь, станут печью огненной, раскаленной божественным гневом (Пс 20:10), если только этот огонь не будет затушен божественной благодатью; придет день, пылающий как печь (Мал 4:1).

4. Они противостояли уместным методам реформации и исправления и пожирали судей своих — тех немногих благочестивых судей, живших в то время, которые хотели погасить разведенный ими огонь; они пререкались с ними и не позволяли вершить правосудие, были готовы побить их камнями и, возможно, так и поступали. Или, как полагают некоторые, они спровоцировали Бога лишить их благословенных гражданских властей и оставить их дела в полном беспорядке: «Все цари их падают друг за другом, а вместе с ними и их семьи», что вполне закономерно вызывает смятение в царстве, делит его на соперничающие партии и является поводом для кровопролития. Их сердца горят внутри их; они распалены, как печь, яростью и злобностью друг ко другу, и это приводит к тому, что они пожирают судей своих, и цари их падают. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников (Притч 28:2), и посреди этих бедствий и беспорядка никто из них не взывает к Богу, никто в судах, обрушившихся на них, не видит Его протянутую руку и не ослабляет силу ее ударов; нет никого, или почти никого, кто положил бы крепко держаться за Боги (Ис 64:7). Отметьте: кто продолжает жить без молитвы, оказавшись в беде и отчаянии, тот не только разгорячен грехом, но и ожесточился во грехе.

Стихи 8−16. Увидев, насколько порочным и злобным был царский двор, теперь давайте посмотрим, как обстояли дела во всей стране, и мы увидим, что ничуть не лучше. Неудивительно, что физическое расстройство, охватившее голову, поразило все тело, так что в нем не стало крепости. Открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии — как князей, так и простого народа, — и здесь приводятся различные примеры этого.

I. Они не были избранным народом, полностью принадлежащим Богу, как должно быть (ст. 8).

1. Они не отличались от язычников и не придерживались отличий, установленных Богом: Ефрем смешался с народами, объединился с ними и стал подражать им; в определенном смысле он смешался с ними и утерял свое отличие от них. Бог сказал: «Вот, народ живет отдельно», но они смешались с язычниками и научились делам их (Пс 116:35). Они обращались к язычникам, чтобы те помогли им противостоять друг другу (читают некоторые), в то время как если бы держались Бога, то не нуждались бы ни в чьей помощи.

2. Они не были полностью посвящены Богу: Ефрем стал как неповороченный хлеб — с одной стороны сгоревший, а с другой сырой и, таким образом, совершенно непригодный. Как во времена Ахава, так и сейчас они колебались между Богом и Ваалом; иногда казалось, что они ревновали о Боге, а иногда — о Ваале. Отметьте: печально осознавать, что многие исповедующие религию оказываются непостоянными и несовместимыми, как хлеб неповороченный; они постоянно противоречат самим себе и впадают в те или иные крайности.

II. Они поразительным образом не осознавали, что на них обрушились суды Божьи, угрожающие им гибелью (ст. 9). Обратите внимание:

(1) В каком положении они оказались. В отношении их Бог не был как моль и как червь; они медленно и незаметно приближались к гибели своего государства частично из-за вторжения иностранцев: чужие пожирали силу его и съедали его — истощали их здоровье и богатство, уменьшали их количество и поглощали плоды земли. Одни поглотили их в открытой войне (как в 4Цар 13:7, когда царь Сирийский обратил их в прах на попрание), другие с помощью ложных договоров о мире и сотрудничестве лишили их богатства и заставили дорого заплатить за то, что на самом деле не принесло им ничего хорошо и за что впоследствии пришлось заплатить еще больше (2Цар 16:9). Вот чего добился Ефрем, смешавшись с язычниками и допустив, чтобы они смешались с ним, — они пожирали то, на что он полагался и чем поддерживал себя. Отметьте: кто не в Боге полагает крепость свою (Пс 51:9), тот увидит, что его сила скоро будет поглощена чужими. Частично они были ослаблены плохим государственным управлением: «Седина покрыла его (он покрыт морщинами, дословно), то есть в нем присутствуют печальные симптомы, свидетельствующие об угасании и приближении старости, о том, что он близок к уничтожению, а это результат бед и неприятностей». Cura facit canos — Беспокойство делает седым. Миндаль еще не зацвел, но начал менять свой цвет, а это громко возвещает о том, что приближаются тяжелые дни и годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» (Еккл 12:1,5).

(2) На их невнимательность к этим предостережениям: «...а он не знает; он не знает, что рука Божья простерлась против него; она вознесена, но он не видит ее» (Ис 26:11). Он не знает, что его гибель близка, и не старается предотвратить ее. Отметьте: невосприятие незначительных судов является предзнаменованием более суровых приближающихся судов.

III. Они упрямо продолжали идти своими нечестивыми путями и не исправлялись, когда подвергались порицаниям (ст. 10): «Гордость Израиля свидетельствует ему в лицо (англ. пер.)», как и раньше (Ос 5:5); подвергаясь смиряющим провидениям, их сердца оставались несмиренными, а похоти — неумерщвленными. Именно в надмении своем нечестивый пренебрегает Господа (Пс 9:25); они не обратились к Господу Богу своему покаянием и реформацией и не взыскали Его верой и молитвой. И хотя они отошли от Него, хотя не могли надеяться на благополучие, пока не вернутся к Нему, хотя напрасно искали помощи у других, но не подумали обратиться к Богу.

IV. Они обезумели от своих советов и использовали очень нечестивые методы, когда оказывались в беде (ст. 11−12): «Стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца». Весьма похвально быть безвредным и беззлобным, как голубь, и не причинять вреда другим, но быть глупым и бессердечным, как голубь, который не знает, как защитить себя и позаботиться о своих близких, — позорно.

1. Глупость голубя заключается в том, что (1) он не оплакивает потерю своих птенцов, когда их отбирают у него, а делает гнездо на том же месте; подобным образом и на Ефрема не воздействует то, что его народ уводят в плен враги, и он продолжает заключать договоры с теми, кто жестоко поступил с ними.

(2) Его легко заманить в клетку приманкой, ибо он без сердца, не разумеет и не видит опасности, как многие другие птицы (Притч 1:17). Так птичка кидается в силки, и не знает, что они — на погибель ее (Притч 7:23); так и Ефрем был втянут в союзы с другими народами, и это погубило его.

(3) Когда он напуган, то у него недостает смелости оставаться в своем гнезде, где он в безопасности и под бдительной защитой своего владельца, а он бьет крыльями и летит в поисках прибежища вначале в одно место, потом — в другое, тем самым подвергая себя еще большей опасности. Так и этот народ, оказавшись в беде, не искал Бога и не летел, как голуби, к голубятням своим, где они были бы защищены от хищных птиц, охотящихся за ними; они сами лишили себя Божьей защиты — звали египтян, чтобы те помогли им, и торопились в Ассирию в напрасных поисках той помощи, которую своим покаянием и молитвой могли найти у себя дома, в своем Боге. Отметьте: глупо и бессмысленно тем, кто имеет Бога на небесах, уповать на творения и верить, что они будут их прибежищем и помощью, которые можно найти только в Нем; поступающие так глупы и без сердца.

2. Посмотрите, что ожидает этого глупого голубя (ст. 12): «Когда они пойдут в Египет и Ассирию, Я закину на них сеть Мою». Отметьте: кто не живет, уповая на милость Бога, тот должен быть готов, что его будет преследовать Его справедливость. Здесь говорится, (1) что они попадут в сеть: «Я закину на них сеть Мою, приведу в стесненные обстоятельства, чтобы они увидели собственное безрассудство и подумали о возвращении». Отметьте: очень часто отошедшие от Бога находят сеть там, где надеются найти прибежище.

(2) Что они смирятся: «Они взлетят вверх, гордясь заключенными союзами с чужеземцами и уповая на них, но Я низвергну их, как бы высоко они ни взлетели, даже если они взлетят как птицы небесные, которые стремительно летают». Отметьте: Бог может и низринет тех, кто поднялся, как орел (Авд 1:3−4).

(3) Они будут поражаемы за свое безрассудство: «Я накажу их». Отметьте: разочарования в творениях, с которыми мы сталкиваемся, когда уповаем на них, являются необходимым наказанием, чтобы в другой раз мы были мудрее.

(4) Все это, как слышало собрание их, исполнилось; на их религиозных собраниях с помощью слова Божьего им много раз читалось, проповедовалось и воспевалось, что защита человеческая суетна и чтобы не надеялись на сына человеческого; они знали из закона и слышали от пророков, какие суды Бог обрушит на них за нечестие; и что они слышали, то теперь увидят и прочувствуют. Отметьте: мы должны стараться быть внимательными к слову Божьему, которое время от времени слышим в собраниях, и руководствоваться им, ибо скоро будем судимы им; и Бог будет справедлив, осуждая грешников и усугубляя их грех, раз об этом их открыто и четко предостерегали; об этом их собрание слышало много раз, но они не приняли предостережения. «Сын, вспомни, что тебе говорили, чем это закончится, и теперь ты увидишь, что это были не тщетные слова» (см. Зах 1:6).

V. Они отступили и восстали против Бога, несмотря на предпринятые Им многочисленные действия, чтобы сохранить их верность (ст. 13−15). Здесь обратите внимание:

1. Как милостиво и нежно Бог обращается с ними — как добрый владыка обращается с народом, который дорог для Него и чье процветание важно для Него. Он спасал их (ст. 13): вначале вывел из земли Египетской и с того времени много раз избавлял от всяких бед. Он перевязывал и укреплял мышцы их (ст. 15, англ. пер.). Когда их сила ослабла, подобно вывихнутой руке, Он перевязал ее, как поступает хирург с переломанной костью, чтобы она срослась. Бог даровал Израилю победы над сириянами (4Цар 13:16−17), восстановил пределы Израиля (4Цар 14:25−26), препоясал силой для битвы. «Хотя Я наказывал их за ошибки и тем самым учил их, — написано на полях, — но в то же время укреплял мышцы их и помогал им, используя и приятные и суровые средства, чтобы изменить их; но все было напрасно: ни милость, ни суд не оказали на них никакого воздействия.

2. Как бесстыдно было их поведение по отношению к Нему. Это написано для обличения и смирения всех тех, кто продолжает поступать нечестиво, чтобы они увидели, как чудовищен их грех и как он отвратителен, как истолковывает его Бог небес и негодует.

(1) Он привлекал их к Себе, заключил с ними завет, но они удалились от Него, словно для них Он был опасным врагом, хотя Бог доказывал, что всегда является их верным другом. Они удалились от Него, как глупый голубь от своего гнезда, ибо оставившие Бога не найдут покоя и убежища в творении, а будут бесконечно блуждать. Они ушли от Бога, когда перестали поклонятьсяЕму, оставили свое служение и отказались быть верными Ему.

(2) Он дал им Свои законы, которые были святыми, справедливыми и благими, с помощью которых Он хотел удержать их на верном пути, но они отпали от Него; Они грешили самонадеянно и упрямо, охотно и преднамеренно (дословно); они вышли за пределы ограды божественного закона и тем самым разрушили намерения божественной любви.

(3) Он явил им Свои истины и привел все возможные доказательства Своей доброй воли по отношению к ним, но они ложь говорили на Него. Они противопоставили Ему ложных богов, отрицали Его провидение и силу — так они солгали на Господа (Иер 5:12). Они отказывались принимать Его послания, переданные через Его пророков, и говорили, что будут иметь мир, хотя продолжали грешить вопреки тому, что Он говорил. Своим лицемерным исповеданием религии, показными обрядами поклонения и обещаниями измениться они лгали Господу, что Он воспринял как ложь на Самого себя.

(4) Он был их законным Господом и Царем и всегда справедливо руководил Иаковом на благо государства, но они восстали против Него (ст. 14 англ. пер.). Они не только удалились от Него, но и подняли против Него оружие, желая свергнуть Его, если это удастся, и поставить другого.

(5) Он желал им добра, а они умышляли злое против Него (ст. 15). Грех — это зло, зло, направленное против Бога, это измена Его венцу и титулу; это не значит, что грешники могут причинить вред своему Творцу (на что обращает внимание один из древних толкователей), но что могут, то они делают; особенно плохо, что они делают это не под внезапным побуждением или по невнимательности, а преднамеренно, с определенным умыслом. У евреев было высказывание, и д-р Покок его цитирует: «Мысли о злодеянии хуже самого злодеяния». В глазах Бога, замышляя зло, мы делаем его. По нашему закону замышляющий и представляющий смерть царя виновен в государственной измене. Замышляющему зло, даже если его замысел окажется тщетным (Пс 2:1), придется ответить за свой замысел.

3. Как они будут наказаны за это (ст. 13): «Горе им, что они удалились от Меня». Отметьте: кто удаляется от Бога, за тем вдогонку посланы бедствия, и его ситуация, безусловно, является бедственной. На них с небес откроется гнев Божий; слово Божье говорит: «Горе им»!», и посмотрите, что следует сразу за этим: «Гибель им!» Отметьте: бедствия, обещанные словом Бога, имеют реальное следствие, и гибель, обещанная им, осуществится. Суд руки Божьей исполнит суд, вынесенный Его устами. Те, кого Он проклинает и провозглашает несчастными, безусловно прокляты и несчастны.

VI. Их показное поклонение и реформация были лишь представлением; тем самым они лишь смеялись над Богом.

1. Они притворялись богобоязненными, но это было неискренно (ст. 14). Когда против них простерлась рука Божья, то они неким образом обратились к Нему. Когда Он убивал их, тогда они искали Его. Господи, в бедствии они искали Тебя, но притворно.

(1) Когда их постигли личные беды, то они тайно взывали к Богу, но при этом не были искренни: «Они не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих». Когда Он вразумлял болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях их (возможно, из-за ран, полученных на войне), то они вопили, стенали и жаловались в виде молитвы; возможно, при этом они использовали много хороших слов, вполне подходящих для обстоятельств, в которых оказались, и вопили: «Господи, помоги нам! Господи, призри на нас!» Но они не взывали сердцем своим, и поэтому Бог не воспринимал их вопли как призывы к Нему. Писание говорит, что Моисей вопиял к Богу (Исх 14:15), когда не произнес и слова, а только его сердце молилось с верой и ревностью. Эти же производили много шума и много говорили, но тем не менее не взывали к Богу, так как их сердца были неправы перед Ним: они не подчинялись Его воле, не посвятили себя Его славе и не служили Ему. Молиться — значит возносить душу к Богу, это суть молитвы. Если этого нет, то слова, даже хорошо подобранные, лишь ветер; если же это есть, то такая молитва благоприятна, хотя и представляет собой воздыхания неизреченные. Отметьте: кто не молится в духе, тот вообще не молится Богу. Более того, Бог не только не одобряет их молитвы и не принимает их, но и называет их воплем. Некоторые считают, что подразумевается шум, производимый их молитвами (они взывали к Богу так, как некогда вопили к Ваалу, когда думали, что этим можно разбудить его), или животные, неистовые страсти, которым они давали выход в своих молитвах; они рычали на камни и вопили от кнута, но не обращали внимания на руку. Или эти слова означают, что их лицемерные молитвы были не только неприятны Богу, но и оскорбляли Его; Он гневался на их молитвы. Песни чертога обратятся в рыдание (Ам 8:3). Бог не только не будет жалеть их, но и справедливо посмеется над бедствием тех, кто часто насмехался над Его властью.

(2) Даже когда, подвергнувшись государственным бедствиям, они собрались вместе, чтобы просить у Бога благоволения, то и тогда были лицемерны; они собирались, потому что было заведено объявлять торжественное собрание (Иоиль 2:15). Они собирались лишь для того, чтобы помолиться о хлебе и вине: только в этом они нуждались и боялись лишиться из-за отсутствия дождя, ибо тогда пребывали под судом. Они не молились о благоволении или благодати Божьей, чтобы Бог побудил их к покаянию, простил грехи и отвратил Свой гнев, а только о том, чтобы Он не отнял у них их хлеб и вино. Отметьте: плотские сердца в своих молитвах Богу просят только о временных милостях, опасаясь и возражая лишь против временных судов, ибо не осознают других.

2. Они делали вид, что изменяются, но и в этом были неискренни (ст. 16).

(1) Вот грех Израиля: «Они обращались, то есть делали вид, что обращаются; они притворялись, что раскаялись и исправили свои пути, но ничего не делали». Они не вернулись домой, к Богу, и не стали опять верными Ему, хотя Бог говорил (Иер 4:1): «Если хочешь обратиться, Израиль, ко Мне обратись; не только повернись, а обратись ко Мне». Это лицемерие делает их похожими на неверный лук, который кажется пригодным для дела, изгибается и натягивается, но когда к нему прикладывают силу, то либо сам лук ломается, либо тетива лопается, и стрела, вместо того чтобы лететь в цель, падает к ногам лучника. Такими же были их попытки покаяться и измениться.

(2) В чем заключался грех князей Израиля. Они обвиняются в дерзости языка своего, который спорил с Богом и Его провидением и со всеми окружающими, когда они препятствовали им. Князья думали, что могут говорить все что хотят и что их исключительное право позволяет им впадать в гнев и неистовствовать, проклинать и браниться, называть так, как им нравится; но пусть знают, что над ними есть Бог, Который призовет их к ответу за дерзость языка и сделает так, что языком своим они поразят самих себя.

(3) Израиль и его князья будут наказаны за свои грехи. Что касается князей, то они падут от меча, принадлежащего то ли врагу, то ли их народу: одни от одного, другие — от другого; и это будет посмеянием над ними — то, над чем будут смеяться в земле Египетской, когда они побегут к египтянам за помощью (ст. 11). Их грех и наказание станут посмешищем для всех окружающих. Отметьте: кто является предателем и обманщиком в своих взаимоотношениях с Богом, а также яростным и неистовым по отношению к людям, тот вполне справедливо станет посмешищем для своих соседей, ибо таковые выставляют себя нелепыми.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 7 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.