Пророки посылались для обличения, чтобы сказать людям об их ошибках и предостеречь о судах Божьих, которым они подвергают себя своими грехами; этим и занят пророк в данной и следующих главах. Здесь он выступает в роли адвоката Царя царей, который предъявляет обвинение народу Израиля, старается обличить ого во грехе, его бедственном положении и опасности, которой он подвергается из-за греха, чтобы убедить его покаяться и измениться.
(I) Он показывает, что послужило основанием и побудило Бога противостать им: преобладание у них порочности и нечестия (ст. 1−2), их невежество и то, что они забыли Бога (ст. 6−7), мирской образ мышления священников (ст. 8), пьянство и нечистота (ст. 11), колдовство и ворожба (ст. 12), жертвоприношения на высотах (ст. 13), прелюбодеяние (ст. 14,18) и взяточничество среди гражданских властей (ст. 18).
(II) Он показывает, каковы будут последствия этого противостояния. Бог накажет их за эти грехи (ст. 9). Вся земля будет опустошена (ст. 3); все люди — истреблены (ст. 5); они лишатся своей славы (ст. 7); плотские утешения не будут доставлять им удовлетворения (ст. 10), и они устыдятся их (ст. 19). В качестве самого сурового наказания, которое здесь упоминается несколько раз, — они будут оставлены в своих грехах (ст. 17) и не будут обличать друг друга (ст. 4); Бог не будет наказывать их (ст. 14), более того, Он позволит им процветать (ст. 16).
(III) Он предупреждает Иуду не идти по стопам Израиля, ибо они увидят, что их дорога ведет в ад (ст. 15).
Стихи 1−5. I. Собран суд, и от присутствующих требуется внимание: «Слушайте слово Господне, сыны Израиля, ибо вам послано слово обличения, независимо от того, будете вы его слушать или нет». От кого Бог может ожидать, что Его будут внимательно слушать и примут Его честные предостережения, как не от сынов Израилевых — народа, исповедующего Его? Конечно, они готовы слушать, когда Бог говорит им утешительные слова, но захотят ли они слушать Его, когда Он противодействует им? Да, они обязаны выслушать Его, когда Он выступает против них и желает предъявить им обвинение: «Суд у Господа с жителями сей земли — этой святой земли». Отметьте: грех — самый большой злодей, он сеет разногласие между Богом и Израилем. Бог видит грех в Своем народе и хорошие действия, которые совершит против них за этот грех. Против Его народа направлены определенные действия, которые Он не использует против других грешников. Он конфликтует с ними за нарушение завета, заключенного с Ним, за то, что они позорят Его и неблагодарны за оказанные Им милости. Противостояние Бога будет оправдано судами Его уст до того, как оно будет оправдано судами Его руки, чтобы Он был оправдан во всех Своих делах и показал, что не желает смерти грешников; нужно быть внимательными к заявлениям Бога, ибо рано или поздно о них услышат.
II. Заслушан акт, в котором весь народ обвиняется в отвратительном преступлении, которым Бог очень недоволен.
1. Они обвиняются в том, что весь народ не исполняет самые важные обязанности: «Нет ни истины, ни милосердия, ни справедливости, ни благотворительности; они оставили важнейшее в законе, как считал наш Спаситель (Мф 23:23): суд, милость и веру». Похоже, большая часть народа вообще не понимала, что такое честность; они не задумывались о том, что говорили и делали, хотя это противоречило истине и причиняло вред их соседям. Еще меньше они задумывались о милосердии и своих обязанностях сострадать и помогать бедным. И неудивительно, что нет истины и милосердия там, где нет Богопознания на земле. Что хорошего можно ожидать там, где нет знания о Боге? Огромной привилегией той земли было то, что в Израиле Бог был ведом и имя Его было велико (Пс 75:2), поэтому то, что они не знали Его, лишь усугубляло их грех.
2. Отсюда вытекают государственные преступления, выраженные в самых отвратительных грехах, нарушающих заповеди первой и второй скрижали, ибо они не уважали ни одну, ни другую. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство нарушали третью, девятую, шестую, восьмую и седьмую заповеди; эти грехи можно было обнаружить во всех уголках страны среди людей разных сословий (ст. 2). Порочность была всеобщей; находившиеся среди них благочестивые люди либо утерялись, либо скрывались. Эти пороки крайне распространились, то есть преступили все границы благоразумия, совести и божественного закона, и умножились (Иов 36:9); они были чрезмерно нечестивы (Еккл 7:17) и позволили своим порокам вырваться наружу; те сами прорвались и снесли на своем пути все, что препятствовало им и могло остановить их греховный рост, как вода затапливает берега. Отметьте: грех обладает чрезмерной силой, и когда человеческие сердца расположены делать зло (Еккл 8:11, англ. пер.), то что ограничит их действия? (Быт 11:6, англ. пер.). Когда пороки крайне распространяются, тогда кровопролитие следует за кровопролитием, то есть во всех частях страны происходит много убийств, которые следуют одно за другим. Caedes aliae aliis sunt contiguae — убийство следует за убийством. Потоки крови текли у всех на виду, даже царской крови. Именно в то время было пролито много крови за обладание короной: Селлум убил Захарию, Менаим поразил Селлума, Факей убил Факию, а Осия убил Факея; между другими соперникам кровь лилась так же, и поэтому земля осквернилась кровью (Пс 115:38), она была наполнена кровью от края до края (4Цар 21:16).
III. Выносится приговор этой виновной и оскверненной земле (ст. 3). Она будет полностью уничтожена и опустошена. Вся земля была поражена грехом, и за то восплачет земля сия от суровых Божьих судов; она будет скорбеть, лишившись всего своего богатства и красоты. Как, по словам Писания, долины будут восклицать и петь, когда будет изобилие и мир, так здесь сказано, что они восплачут, когда из-за войны и голода станут опустошенными. Закон угрожал, что вся земля будет — сера и соль, пожарище (Втор 29:23). Они нарушили все Божьи заповеди, а теперь Бог угрожает лишить их всех утешений. Земля скорбит, когда нет ни травы для скота, ни зелени для пользы человека; и тогда все, живущие на ней, изнемогут от недостатка пищи для поддержания изнуренной жизни и будут недовольны недостатком привычных деликатесов, необходимых для наслаждения. Звери полевые изнемогут (Иер 14:5−6). Более того, плоды земли будут так основательно уничтожены, что птицам небесным нечего будет поклевать, чтобы поддержать свою жизнь. Они будут страдать вместе с человеком, и их медленное умирание или угасание будет наказанием для тех, чьи столы были полны дичью. Более того, даже рыбы морские погибнут или соберутся вместе, чтобы косяком уйти к другому берегу, и тогда торговля рыбой замрет. В этом смысле данное опустошение будет более всеобщим, чем потоп во дни Ноя, ибо тот не коснулся морской рыбы, а этот затронет и ее. Одним из наказаний Египта было то, что Бог уморил рыбу их (Пс 114:29); когда вода высохла, то рыба в ней умерла (Ис 50:2; Соф 1:2−3). Отметьте: когда человек становится непослушен Богу, тогда вполне справедливо нижние твари перестают быть полезными для человека. Так какое у нас есть основание восхищаться терпимостью Бога и Его милостью к нашей земле, раз, несмотря на то, что на ней присутствует много клятв, лжи, убийств, воровства и прелюбодеяния, на наших столах все еще присутствует изобилие мяса, рыбы и птицы!
IV. Суд повелел, чтобы никто не прилагал усилий для приведения к покаянию осужденных преступников; приводятся основания для этого приказа. Обратите внимание:
(1) На само повеление (ст. 4): «Но никто не спорь, не обличай другого; никакие средства не должны использоваться, чтобы воздействовать и исправить их; пусть их врачеватели откажутся от них, как от отчаянных случаев, не поддающихся лечению». Эти слова означают, что, пока есть хоть какая-то надежда, мы должны обличать грешников в их грехах; наша обязанность — обличать друг друга и принимать обличения; это был один из законов Моисея (Лев 19:17): «Обличи ближнего твоего»; это является примером братской любви. Иногда необходимо резко обличить человека, не только обличить, но бороться с человеком — так неохотно люди расстаются со своими грехами. Но когда Бог говорит: «Никто не обличай другого», то это признак того, что эти люди и народ оставлены и предоставлены гибели. Эти слова нужно понимать так же, как повеление Бога, которое иногда Он давал пророкам, не молиться о них, хотя те, несмотря на приказ, продолжали молиться, но значение их таково: они сильно ожесточились во грехе и созрели для гибели, поэтому бессмысленно обращаться к ним или к Богу с просьбой о них. Отметьте: плохи дела того народа, чьи обличители замолкли, когда те, кто должен свидетельствовать против грехов того времени, удаляются и оставляют дело (см. 2Пар 25:16).
(2) На основании для данного повеления. Пусть не обличают друг друга, ибо:
[1] Они решили продолжать грешить и никакие обличения не исцелят их от этого: «Твой народ — как спорящие со священником»; они стали очень дерзкими во грехе, надменными и нетерпимыми к обличениям и готовы бросить вызов самому священнику, если он попробует хоть немного обуздать их, невзирая на его должность и служение. Так разве смогут они принять обличение от обычного человека? Отметьте: сердца тех грешников, которые ссорятся со служителями за то, что они честно обращаются с ними, нечестивы и ожесточены; а кто восстает против обличения служителя, которое является постановлением Бога для их исправления, таковые также лишаются братских порицаний, которые весьма полезны. Возможно, это ссылка на недавний нечестивый поступок царя Иудеи Иоаса и его народа, который побил камнями Захарию, сына Иодая священника, за то, что он передал им послание от Бога (2Пар 24:21). Он был священником; с ним они спорили, когда он выполнял свое служение и находился между храмом и жертвенником; и д-р Лайтфут полагает, что именно эту ситуацию он имел в виду, когда говорил, что кровопролитие следует за кровопролитием (ст. 2); кровь приносящего жертву смешалась с кровью жертвы. Это, говорит он, было пиком их нечестия, и отсюда нужно отсчитывать дату их гибели (Мф 23:35); то, что они спорили со священником, свидетельствовало об их неисправимости, и поэтому никто не должен обличать их ибо:
[2] Бог также решил предать их гибели (ст. 5): «Так как ты не принимаешь ни обличения, ни совета, то падешь ты, и бессмысленно думать о том, чтобы предотвратить твое падение, ибо указ изречен. Ты преткнешься и падешь днем, и пророк, который тебе льстил и совращал тебя, падет с тобою ночью; ты и твой пророк падете ночью и днем, вы будете постоянно попадать в ту или иную беду; тьма ночная не поможет тебе скрыться от беды, равно как и дневной свет не поможет убежать от нее». Пророки — слепые вожди, а народ — слепые последователи, а для слепого все равно: день или ночь, ибо оба упадут в яму. «Ты падешь днем, когда меньше всего будешь бояться упасть и считать себя в полной безопасности; это случится днем, когда другие увидят твое падение, и это особенно постыдит тебя. Пророк падет ночью, когда ему особенно страшно». Отметьте: гибель тех, кто помогал гибнуть другим, будет особенно невыносимой. И неужели дети думают, что когда они окажутся в опасности упасть, то их мать поможет им? Напрасно они надеются на это, ибо «Я истреблю матерь их», — говорит Бог; речь идет о Самарии, городе-матери всего государства или царства, который являлся матерью для любой его части. Ей придется замолчать. Отметьте: когда вина лежит на всех, то все должны быть готовы к тому, что погибнут.
Стихи 6−11. В данных стихах Бог продолжает обличать священников и народ. Народ спорил со священниками (ст. 4), когда имел священников, исполнявших свой долг; но большая часть священников пренебрегала своим долгом, и данное слово обращено именно к ним и к людям, которым нравилось данное положение дел (Иер 5:31). Следует обратить внимание, насколько наказание соответствует греху и как Бог для оправдания Своих действий одно противопоставляет другому.
I. Народ спорил со священниками, которые учили их знанию о Боге, и поэтому вполне справедливо они будут истреблены за недостаток ведения (ст. 6). Отметьте: кто восстает против света, тот должен быть готов к тому, что погибнет во тьме. Или это обвинение, выдвинутое тем священникам, которые должны были учить народ знанию (Еккл 12:9), но не делали этого, или если и делали, то так, словно не делали ничего, и поэтому не было Богопознания на земле, а так как не было ведения, то народ погибал (Притч 29:18, англ. пер.). Отметьте: неведение не только не может породить благоговение, но и уничтожает его; недостаток знания губит любого человека и народ. Они — народ Мой, и он будет истреблен; то, что они были народом Бога и состояли в родстве с Ним, усугубляло их грех — нежелание прилагать усилия, чтобы обрести знания о Боге, с Которым они состояли в завете и Чьи повеления должны были исполнять; в подобном грехе были виновны те, кто должен был учить их; Бог послал Своих детей к ним в школу, но они не обращали на них внимания и не старались.
II. И священники, и народ отвергали ведение, и поэтому вполне справедливо Бог отвергнет их. Народ не учился, а священники не наставляли народ не потому что не имели света, а потому что ненавидели его: не потому что у них не было возможности познать Бога и передать это знание, а потому что не желали делать этого; они отвергли ведение. Они не хотели знать путей Божьих, отвергали их и закрывали глаза от света; поэтому «и Я отвергну тебя; Я откажусь признавать тебя и считать Своим; ты не будешь знать Меня, а просить, чтобы Я удалился; и тогда Я скажу: «Отойдите от Меня, не знаю вас; Я отвергну вас от священнодействия предо Мною»».
1. Священники будут лишены своих привилегий, и им не будет позволено совершать служение, больше Бог не будет принимать их, как мы читаем в Книге Иезекииля 44:13. Отметьте: служители, которые отказываются от знания, абсолютно невежественны и ведут позорный образ жизни, не должны считаться священниками, ибо то, что они имеют, отнимется у них (Лк 8:18).
2. Народ не будет таким, как раньше, — царством священников, царским священством (Исх 19:6). Народ Божий, отказавшись от ведения, лишает себя почестей и оскверняет собственный венец.
III. Они забыли закон Бога, не желали и не прилагали усилий, чтобы сохранить его в своем разуме и передать запомнившееся своему потомству; поэтому Бог вполне справедливо забудет их и детей их — детей этого народа; они не наставляли их должным образом в познании Бога и их долга перед Ним, и поэтому Бог откажется от них и будет относиться как к не состоящим в завете с Ним. Отметьте: если родители не учат своих детей помнить своего Творца, когда они молоды, то пусть будут готовы к тому, что Творец забудет их. Или, возможно, здесь имеются в виду дети священников; они не будут наследовать их служение и становиться священниками, а обеднеют, как Бог угрожал дому Илии (1Цар 2:30).
IV. Они бесчестили Бога тем, что было их славой, и поэтому Бог справедливо лишит их ее (ст. 7). Их слава заключалась в том, что они умножались в количестве, возрастали в богатстве, силе и положении. Начало этого народа было незначительным, но со временем они умножились и стали значительным народом; семья священников возросла поразительным образом. Но чем больше они умножались, тем больше грешили против Бога. Чем более многочисленным становился народ, тем больше он грешил и становился мирским; их богатство, слава и сила сделали их лишь более дерзкими во грехе. Поэтому, говорит Бог, славу их обращу в бесславие. Они славятся своей численностью? — Бог уменьшит их и сделает незначительными. Они славятся своим богатством? — Бог сделает их бедными и презренными, и тогда они будут стыдиться того, чем славились. Их священники станут презренными и униженными (Мал 2:9). Отметьте: если мы бесчестим Бога тем, что является нашей славой, то рано или поздно Бог обратит эту славу в бесславие, ибо бесславящие Бога будут посрамлены (1Цар 2:30).
V. Священники кормились грехами народа Божьего, и поэтому они будут есть — и не насытятся.
1. Они злоупотребляли содержанием, которое определялось священникам — священникам дома Ааронова по закону Божьему и ложным священникам — согласно их уставу (ст. 8): кормились грехами народа Моего, то есть жертвами за грех. Если здесь имеются в виду ложные священники, почитавшие тельцов, то подразумевается, что они захватили то, на что не имеют прав; они узурпировали доход священников, хотя сами не были священниками. Если же имеются в виду законные священники, то подразумевается их жадность к наживе и привилегиям, сопутствующим их служению, хотя на самом деле они не старались исполнить свой долг. Они пиршествовали своей частью из жертвоприношений Господу, но забывали о работе, за которую получали плату. К беззаконию народа стремится душа их, то есть они радовались, когда люди грешили, ибо тогда они были обязаны принести жертву для искупления своего греха, часть которой принадлежала им; чем больше грехов, тем больше жертв, и поэтому их не беспокоило, насколько народ погряз во грехе. Вместо того, чтобы предупреждать народ не грешить, размышляя о жертвах, показывающих, насколько грех был оскорбительным для Бога, раз за него требовалось искупление, они ободряли людей грешить, раз искупление можно было получить за такую малую цену. Так они кормились грехами народа и поддерживали то, с чем должны были бороться. Отметьте: очень нечестиво поступают те, кто потакает грехам других, так как тем или иным образом это им выгодно.
2. Поэтому Бог перестанет благословлять их содержание (ст. 10): «Они будут есть — и не насытятся». Хотя они будут иметь избыток благодаря многим приносимым жертвам, но это не будет приносить им удовлетворения: то ли пища не будет для них хорошим питанием, то ли она не сможет удовлетворить их алчный аппетит. Отметьте: что нечестно добыто, то не сможет принести удовлетворение при использовании, равно как и то, чего чрезмерно хочется; справедливо, что ненасытные желания остаются неудовлетворенными, и тот никогда не будет иметь достаточно, кто не знает, когда имеет достаточно. (см. Мих 6:14; Агг 1:6).
VI. Чем больше их становилось, тем больше они грешили (ст. 7), и поэтому, хотя они будут блудить и использовать самые нечестивые способы, чтобы умножить свой народ, но не размножатся. Хотя у них будет много жен и наложниц, как у Соломона, но из многочисленного потомства не смогут построить больше семей, чем было. Отметьте: кто хочет добиться умножения любыми, даже незаконными методами, тот разочаруется. Бог разрушит все их планы, ибо они оставили служение Господу, было время, когда они уважали Бога, Его власть над ними и Его заинтересованность в них, но все это они оставили; они не обращали внимания на Его слово и провидение и не видели Его в них. Они оставили Его, чтобы не слушать Его; они настолько отступили от Него, что не обращали на Него внимания и жили без Бога в мире. Отметьте: кто перестает слушать Господа, тот оставляет все блага и должен быть готов к тому, что все блага оставят его.
VII. Народ и священники ожесточали друг друга во грехе, и поэтому вполне справедливо они подвергнутся одинаковому наказанию (ст. 9): «Что будет с народом, то и со священником». И народ и священники одинаково характеризовались невежеством, мирским образом жизни, невнимательностью к Богу и своему долгу, склонностью к идолопоклонству, и поэтому их условия будут одинаковыми; Бог наведет на них суды, которые окажутся разрушительными и для священника, и для народа; голод, который лишает людей пищи, лишит священников хлебных приношений (Иоиль 1:9). Описание всеобщего опустошения, которое грядет, говорит: что будет с народом, то и со священником (Ис 24:2). Когда суды Божьи приходят с поручением, то они не проводят различии. Отметьте: кто грешил вместе с другими. тот должен быть готов вместе с другими погибнуть. Так Бог накажет их по путям их и воздаст им по делам их. Он сделает так. что их дела вернутся к ним (дословно); когда грех совершен, то грешник думает, что грех ушел и он больше никогда не услышит о нем, но увидит, что грех вновь призывается и возвращается то ли для его смирения, то ли для его осуждения.
VIII. Они потакали своим чувственным наслаждениям, чтобы укрепить свое сердце, но увидят, что они завладели сердцем их (ст. 11): «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их». Некоторые присоединяют это выражение к предыдущим словам: «Они оставит Господа ради блуда, вина и напитков», или добавляют: «Так как они завладели сердцем их». Чувственные радости отвлекли их от поклонения и заглушили все хорошее, что в них было. Или мы можем считать эти слова отдельной фразой, содержащей великую истину, которая каждый день подтверждается нашим жизненным опытом: пьянство и нечистота являются грехами, которые одурманивают и сводят с ума и ослабляют людей. Они лишают их разума и смелости.
Стихи 12−19. В этих стихах, как и в предыдущих:
I. Народ Израиля обвиняется в грехах, за которые Бог конфликтует с ними; вот эти грехи:
1. Духовный блуд, или идолопоклонство. В них пребывает дух блуда — сильная тяга к этому греху; склонности и стремления их сердец направлены в ту сторону; в этом заключается их беззаконие; их влечет к нему необъяснимая сила, которая вводит их в заблуждение. Отметьте: ошибки и заблуждения в суждениях чаще всего являются результатом порочных привязанностей; человек имеет хорошее мнение о грехе, так как расположен к нему. И неудивительно, что, имея ошибочное представление об идолах и страстную привязанность к ним, с такой головой и таким сердцем они, блудодействуя, отступили от Бога своего (ст. 12). Когда-то они подчинялись Ему как своей Главе и мужу, находились под Его водительством и руководством, но отреклись от своей верности Ему и предпочли водительство и защиту ложных богов. Так Израиль блудодействовал (ст. 15); их поведение при поклонении идолам напоминало поведение блудницы — распутной и дерзкой. Упорен стал Израиль, как неверная телица (англ. пер.), как дикая телица (в одних переводах), как упрямая или непокорная телица (в других переводах), как телица, которая, освободившись от пут, безумно бегает по лугу, или, если на нее надето ярмо (на что, похоже, ссылается данное место), то она пятится назад, вместо того чтобы идти вперед, и старается освободить шею от ярма, а ноги — от борозды. Таким неуправляемым, неукротимым и необузданным был народ Израиля. Они начали тащить ярмо Божьих заповедей, но отступили, как сыны дьявола, которые не могут вынести ярма; и когда были посланы пророки с жезлами обличений, чтобы подгонять их идти вперед, то они пошли против рожна и побежали назад. Итог всего этого таков (ст. 17): «Привязался к идолам Ефрем; он женился на них; его привязанности прилепились к ним, равно как и его сердце». Приводятся два примера их духовного прелюбодеяния, в каждом из которых они воздавали своим идолам почести, причитающиеся только Богу.
(1) Они советовались с ними как с пророками, используя гадание, которому научились у священников, служивших идолам (ст. 12): «Народ Мой вопрошает свое дерево — своих деревянных богов; они обращались к ним за советом и наставлением, как им следует поступить, или за информацией о каком-то событии, говоря дереву: «ты мой отец» (Иер 2:27); и если оно было отцом, то заслуживало эти почести». Но то, что они вопрошали свое дерево, в высшей степени оскорбляло Бога, Который безусловно был их Отцом и посылал к ним живых пророков; к ним они имели свободный доступ и возможность обратиться за советом в любое время. Они ожидали, что их жезл даст им ответ, какой путь нужно выбрать и какое событие их ожидает впереди. Возможно, это является ссылкой на некоторые нечестивые методы гадания, использовавшиеся среди язычников, которым иудеи у них научились, где использовалось дерево или жезл, как гадание Навуходоносора с помощью стрел (Иез 21:21). Отметьте: кто оставляет пророков Божьих, следуя миру и плоти, тот фактически советуется с деревом и жезлом.
(2) Они приносили им жертвы как богам, стараясь обрести их благоволение и опасаясь их гнева (ст. 13): «Они приносят им жертвы, чтобы искупить грех и усмирить их, совершают каждение, чтобы угодить им, и благодаря этому надеются понравиться им». Бог выбрал место, где должно быть написано Его имя, но они, оставив Его повеление, избрали себе места для своих богохульных обрядов, которые угождали их фантазиям. Они выбрали:
[1] Вершины гор и холмы, безрассудно воображая, что возвышенность земли дает им преимущество и приближает к небесам.
[2] Тенистые места под дубом, тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень, особенно в жарких странах, и поэтому они считали, что так будет приятней их богам; или они воображали, что густая тень содействует размышлениям, наполняет разум благоговением и поэтому является подходящим местом для поклонения.
2. Телесный блуд был еще одним грехом, в котором они обвинялись: «Они совершенно предались блудодеянию» (ст. 18). Они погрязли в нечистоте; она стала у них постоянной практикой и совершалась повсеместно, а не эпизодически, ибо глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха (2Пет 2:14). И здесь о мерзкой нечистоте и похоти Израиля говорится (1) как о факторах, сопутствующих идолопоклонству; к этому их привлекли ложные боги, ибо дьявол, которому они поклонялись, хоть и является духом, но духом нечистым. Поклоняющиеся идолам сами на стороне блудниц и с любодейцами приносят жертвы, ибо так как они не заботились иметь Бога в разуме, а бесчестили Его, то предал их Бог порочным страстям, потакая которым они сквернили сами свои тела (Рим 1:24,28).
(2) Как о наказании за грех. Поклонявшиеся идолам были на стороне блудниц, посещавших обряды идолопоклонников, как это было при поклонении Ваал-Фегору (Чис 25:1,2). Чтобы наказать их за это, Бог предал их жен и дочерей подобным порочным привязанностям. Они любодействовали и прелюбодействовали (ст. 13), что сильно огорчало и позорило их мужей и отцов, ибо те, которых нельзя назвать целомудренными, хотели бы, чтобы их жены и дочери были таковыми. Но таковым было наказание за их грех, подобно тому как прелюбодеяние Давида было наказано тем, что его наложницы были совращены его сыном (2Цар 12:11). Отметьте: когда тот же грех в других, который они совершали сами, огорчает и заставляет людей страдать, то они должны признать, что Господь справедлив.
3. Извращение правосудия (ст. 18). Князья их (да будет сказано к их стыду) любят постыдное, то есть любят взятки и постоянно говорят об этом: «Давай, давай». Они стали корыстолюбивы, каждый имеющий с ними дело должен быть готов, что они спросят: «Что ты дашь?» Хотя как князья, согласно своей должности они должны поступать справедливо, но никто из них не вершит правосудие без платы, и можно быть уверенным, что за деньги они поступят несправедливо. Отметьте: любовь к деньгам губит справедливость и является корнем всех беззаконий. Но из всех людей именно для князей, которые должны быть мужами, боящимися Бога и ненавидящими корысть, позорно любить взятки. Возможно, именно это частично подразумевается в данном обвинении: «Их питье прокисшее (англ. пер.); оно безжизненное и пропавшее». Правосудие, осуществленное должным образом, освежает, как питье для жаждущего, а когда оно извращено и князья берут награду то ли за оправдание виновного, то ли за осуждение невинного, тогда питье их прокисшее; они суд превращают в отраву (Ам 5:7). Или эти слова могут быть ссылкой на развращенные нравы всего народа; они потеряли жизнь и дух и были так же оскорбительны для Бога, как пропавшее и прокисшее вино для нас (см. Втор 31:32−33).
ІІ. Приводятся знаки недовольства Бога ими за их грехи.
1. Их жены и дочери не будут наказаны за оскорбление и позорное поведение для своей семьи (ст. 14): «Я оставлю наказывать дочерей ваших, а не получив наказания за своей грех, они будут продолжать блудодействовать». Отметьте: безнаказанность одного грешника часто становится наказанием другого. Или нужно понимать так: «Я не буду наказывать их так, как накажу вас, ибо вы должны признать, как это сделал Иуда в отношении своей невестки, что она правее его» (Быт 38:26).
2. Они сами какое-то время будут процветать, но процветание ускорит их гибель. Оно придет к ним как знак гнева Божьего (ст. 16): «Будет теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище;у них будет тучная и пространная пажить, на которой они будут питаться досыта наилучшей пищей, но тем самым их будут готовить для заклания, как агнцев, которых так же кормят». Если они утучнеют и станут упрямыми, то это будет хорошо для мясника. Но другие будут их питать как обычных агнцев, безусловно на пространном месте, но там, где трава невысокая и они будут подвержены опасностям. Пастырь Израиля прогонит их со Своих пажитей и лишит Своей защиты.
3. Ничего не будет делаться, чтобы привести их к покаянию (ст. 17): «Привязался к идолам Ефрем, он сильно полюбил и привязался к ним, и поэтому оставь его (как в ст. 4). Не обличай его. Пусть отдастся похотям своего сердца и ходим по своим помыслам: мы хотели исцелить его, но он не хотел исцелиться, поэтому оставь его». Посмотри, какой будет конец их (Втор 32:20). Отметьте: когда человек оставлен в своем грехе, то это является для него суровым наказанием, ибо Бог сказал о грешнике: «Он привязался к своим идолам, миру н плоти; он неизлечимо горд, корыстен и нечестив, неизлечимый пьяница и прелюбодей: оставь его; совесть, оставь его, служитель, оставь его; провидения, оставьте его. Пусть его пробудит уже пламя ада». Отец уже не наказывает непокорного сына, если решил лишить его наследства. Кто не потревожен в своих грехах, тот будет уничтожен за них.
4. Их уничтожение будет быстрым и позорным (ст. 19): «Охватит их ветер своими крыльями и унесет в рабство внезапно, стремительно и неумолимо; их унесет вихрь» (Пс 57:10). И тогда устыдятся они жертв своих: устыдятся своих грехов, когда приносили жертвы идолам, устыдятся своего безрассудства, когда тратились на богов, не имеющих силы и возможности помочь им, и тем самым сделали врагом Бога, обладающего всемогущей властью и возможностью уничтожить их. Отметьте: есть жертвы, которых однажды люди будут стыдиться. Кто жертвовал свою силу, славу и утешения миру и плоти, вскоре постыдится этого. Более того, кто приносил Богу слепое и хромое — бездушные жертвы — тот скоро постыдится этого.
II. Дается предостережение Иуде не грешить по примеру Израиля. В заключение говорится (ст. 14): «Невежественный народ гибнет»; должны упасть те, кто не понимает, как избежать или преодолеть камни преткновения, с которыми он сталкивается (и поэтому кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть), в частности два колена (ст. 15): «Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда». Хотя Израиль погрязнет в идолопоклонстве, но пусть Иуде эта инфекция не передается.
1. Это было весьма своевременным предостережением. Мужи Израиля были братьями и ближайшими соседями мужей Иуды; в то время Израиль был более многочисленным и процветал, и поэтому появилась опасность, что мужи Иуды научатся их путям и попадут в сеть для их души. Отметьте: чем ближе мы ко греху и большей опасности заразиться подвергаемся, тем более бдительными должны быть.
2. Это очень разумное предостережение: «Если Израиль блудодействует, то пусть этого не делает Иуда, ибо у Иуды было больше средств познания, чем у Израиля: он имел храм и священство, имел царей из дома Давидова; от Иуды должен был произойти Силом, и для Иуды Бог хранил великие благословения; поэтому пусть не грешил бы Иуда, ибо от него ожидается больше, чем от Израиля, и ему придется за большее ответить, если он согрешит, ибо для Бога это будет особенно оскорбительно. Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть Иуда не делает этого, ибо тогда у Бога в этом мире не останется исповедующего Его народа». В данном месте Бог обращается к Иуде, как Христос — к двенадцати ученикам, когда многие повернулись к Нему спиной: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин 6:67). Отметьте: кто до сих пор твердо держался своей непорочности, тот, по этой причине, должен продолжать крепко ее держаться даже во времена всеобщего отступничества. Чтобы оградить Иуду от согрешения по примеру Израиля, ему даются два правила:
(1) Чтобы не оказаться виновными в идолопоклонстве, они должны держаться подальше от мест, где поклоняются идолам: «Не ходите в Галгал, где было все зло их (Ос 9:15; Ос 12:11) и где они умножали преступления (Ам 4:4); возможно, там они заразились благоговением к этому месту, ибо Иисусу Навину было сказано: «Место, на котором ты стоишь, свято» (Иисус Нав 5:15)»; поэтому им было запрещено ходить в Галгал (Ам 5:5). По той же причине им не разрешалось ходить в Вефиль, здесь названный домом суеты, ибо именно это обозначает Беф-Авен, а не дом Божий, что означает Вефиль. Отметьте: кто хочет удержаться от греха и не попасть в руки дьявола, тот должен методически избегать всяких поводов к согрешению и не становиться на землю дьявола.
(2) Чтобы не быть виновными в идолопоклонстве, они должны остерегаться богохульства и не клясться: «Жив Господь!» Им велено клясться: «Жив Господь!» в истине, суде и правде (Иер 4:2), и поэтому данный запрет подразумевает, что нельзя клясться неискренно, ложно и торопливо, обманывая, или клясться Богом и идолом (Соф 1:5, англ. пер.). Отметьте: кто хочет оставаться верным Богу, тот должен быть исполнен благоговением и почтением к Богу, должен всегда говорить о Нем торжественно и уважительно, ибо говорящие несерьезно об истинном Боге сделают бога из чего угодно.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 4 глава