Похоже, что цель данной главы та же, что и предыдущей, и она указывает на те же события и причины. Как в той главе, так и здесь:
(I) Бог через пророка показывает им грех и обвиняет в том, что они приютили его у себя: это идолопоклонство, духовный блуд, служение другим идолам, пренебрежение Богом и своими обязанностями перед Ним (ст. 1−2,5,8).
(II) Он угрожает, что лишит их изобилия и благ, благодаря которым они служили своим идолам, и предоставит их гибели без какого-либо средства избавления (ст. 3−4,6−7,9−13).
(III) Тем не менее Он обещает в конце повернуться к ним с милостью ради Самого Себя (ст. 14) и восстановить их прежнее изобилие (ст. 15), исцелить их от склонности к идолопоклонству (ст. 16−17), обновить Свой завет с ними (ст. 18−20) и благословить всеми благами (ст. 21−23).
Стихи 1−5. Первые слова данной главы некоторые считают заключительной частью предыдущей главы и добавляют к приведенным там обетованиям о великих делах, которые Бог совершит для них. Когда они назначат Христа своим Главой и сосредоточатся в Нем, то пусть скажут друг другу с ликованием и восхищением («Пусть пророки скажут им», — написано в халдейском переводе; теперь их поручение: «Утешайте, утешайте народ Мой»): «Ammi и Ruhamah; теперь называйте их по-прежнему, ибо более они не подвержены порицаниям и приговору: «Lo-ammi и Lo-ruhamah»; теперь они вновь будут Моим народом и помилованным». Божий духовный Израиль, состоящий из иудеев и язычников, не имеющих отличия, теперь будут называть друг друга братьями и сестрами, теперь будут признавать друг друга народом Божьим и Его возлюбленным. И поэтому они будут любить друг друга и побуждать друг друга благодарить и жить достойно общего спасения, сопричастниками которого они являются. Или так как следующие слова, похоже, логично связаны с данными, то эти также предназначены для обличения и смирения. Похоже, матерь (ст. 2) означает то же самое, что братья и сестры (ст. 1) — Церковь десяти колен, народ, состоявший из братьев и имевший глав и лидеров, которые были матерью, воспитывавшей и питавшей остальных. Но кто такие дети, которые должны судиться со своей матерью?
1. Здесь могут подразумеваться благочестивые люди, живущие среди народа, которые свидетельствовали о беззакониях того времени; пусть смело идут и несут свое свидетельство, обличая идолопоклонников и чудовищную порочность, преобладающую среди них. Пусть те, которые не преклонили колен перед Ваалом, увещевают сделавших это и прилагают усилия, чтобы обличить их подобными аргументами, которые в данном месте вкладываются в их уста. Отметьте: отдельные люди на своих местах могут и должны выступать против и обвинять тех, кто публично оскверняет Божье имя и поклонение. Дети могут смиренно и сдержанно вступать в спор со своими родителями, когда они поступают неправильно: «Судитесь с вашей матерью, как Ионафан с Саулом относительно Давида».
2. Или могут подразумеваться живущие среди них страдальцы, которые разделяют бедствия своего времени. Пусть не жалуются на Бога, не спорят с Ним и не обвиняют Его, словно Он сурово обращается с ними, а не как любящий отец. Нет, пусть судятся со своею матерью и на нее возлагают вину, если ее нужно на кого-то возложить; сравните Ис 50:1: «За преступления свои отпущена мать ваша; она, как и вы, может винить себя за все ваши бедствия». Давайте посмотрим, как же они должны судиться с ней.
I. Они должны вспомнить, какие взаимоотношения были между ней и Богом: как добр Он был к ней, как много милостей оказал ей и какие милости хранил для нее в будущем. Пусть скажут своим братьям и сестрам, что они были Ammi и Ruhamah — народом Божьим и сосудами Его милости и такими же оставались бы, если бы не совершили ошибки (ст. 1). Отметьте: наши взаимоотношения с Богом и упование на Него значительно усугубляют нашу вину, когда мы восстаем против Него.
II. Во имя Бога они должны обвинить ее в нарушении брачного завета между нею и Богом. Пусть скажут ей, что Бог больше не считает ее своей женой, а Себя — ее супругом. «Скажите ей (ст. 2), что она не жена Моя, и Я не муж ее», что из-за своего духовного прелюбодеяния она лишена всех почестей и утешения от своих взаимоотношений с Богом и спровоцировала Его дать ей разводную. Отметьте: нет более сильного размышления, способного пробудить нас к покаянию, чем то, что своим грехом мы можем спровоцировать Бога отказаться и изгнать нас. Когда Бог угрожает отказаться от нас, то это самое подходящее время, чтобы осмотреться и подумать, каким путем нам следует идти, ибо горе нам, если Он не будет нашим мужем. Вот какие обвинения они должны предъявить ей (ст. 5): «Их мать блудодействовала; их общины блудодействовали, последовав за лжепророками (в халдейском переводе), или, скорее, за идолами, к чему их ободряли лжепророки; осрамила себя зачавшая их, делая и поклоняясь идолам». Идол назван постыдным (Ос 9:10) и идолопоклонство — постыдной вещью. Поклоняясь куску дерева (как сказал пророк), люди не только оскорбляют Бога, но и позорят себя. Или эти слова означают, что грешница была бесстыдна и дерзка в грехе и не краснела (Иер 6:15). Или эти слова означают, что она была постыжена, и все, видевшие ее, стыдились ее; ее дети стыдились родства с ней.
III. Они должны винить ее в вопиющей неблагодарности к Богу — ее Покровителю — за то, что она славила своих идолов за дары, которые Он давал ей, а затем привести это как основание, почему она воздавала им почести, которые должны принадлежать только Ему (ст. 5). И безусловно, она осрамила себя, когда говорила: «Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду». Здесь обратите внимание (1) на ее нечестивую решительность упорствовать в идолопоклонстве, несмотря на все, что Бог сказал ей через Своих пророков и Свои провидения, чтобы отвратить ее от него. Какие бы возражения ей ни приводили, она говорила: «Пойду за любовниками моими или теми, кто побуждает меня любить их, кого я не могу не любить». Халдеи считают, что здесь речь идет о народах, помогавших Израилю в нуждах, с которыми он хотел объединиться и на которые уповал. Но, скорее, здесь говорится об идолах, которым они поклонялись и называли своими любовниками, чтобы оправдать свою любовь к ним. Посмотрите, кто поступает постыдно: кто сознательно и упрямо грешит, кто открыто исповедует и принимает решение продолжать грешить. Посмотрите на безрассудство идолопоклонников: они называют своими любовниками тех, кто не имеет жизни; так давайте научимся называть Бога нашим возлюбленным; давайте поддерживать хорошие мысли о Нем, высоко ценить свою часть в Нем и Его любовь.
(2) На чудовищную ошибку, на которой основывается эта решительность: «Я пойду за моими любовниками, потому что они дают мне хлеб и воду, необходимые для подкрепления моего тела, шерсть и лен, необходимые, чтобы одеть тело, и приятные блага — елей и напитки, вино и крепкие напитки». Отметьте:
[1] Для плотского сердца самое главное — это чувственные блага, которые для них имеют огромную привлекательность, и, стремясь обрести их, люди не обращают внимания, за чем они следуют. Бог Израиля определил для них постановления и законы (Втор 4:8), которые вожделеннее золота, слаще меда и капель сота (Пс 18:11), пообещал им Свое благоволение, которое исполнит веселием их сердца более чем хлеб, вино и елей (Пс 4:8, англ. пер.), но они не получали удовольствия от всего этого. Они обращали свою любовь туда, откуда, как они считали, приходят елей и напитки. О curvae in terram animae et coelestium inancs — О развращенные умы, склоняющиеся к земле и избегающие всего небесного!
[2] Когда, стремясь обрести чувственные наслаждения, люди оставляют Бога, это оскорбляет и ранит Бога — Того, Кто дает ним не только лучшие, но также все блага. Идолопоклонники сделали Церера божеством хлеба. Бахуса — богом вина и т.д., а затем глупо вообразили, что именно от них получают свой хлеб и вино, забывая Господа Бога своего, Который дал им и эту добрую землю и силу приобретать богатство благодаря ей.
[3] Многие ожесточаются в грехе из-за своего мирского процветания. Они имели изобилие всего, когда служили своим идолам, и вообразили, что идолы дали им все; и это побуждало их служить им. Вот какие они приводили оправдания (Иер 44:17,19): «Пока мы кадили богине неба, то были сыты и счастливы».
IV. Они должны убедить ее покаяться и измениться. Бог откажется от нее, если она будет упорствовать в своем блудодействе: «Пусть она удалит блуд» (ст. 2). Убеди ее, что она может измениться, а с идолами, как бы дороги они ни были для нее, все-таки можно расстаться; и если она изменится, то у нее все будет хорошо. Отметьте: наши осуждения грешников должны побуждать их к покаянию, а не вызывать отчаяние. Пусть удалит блуд и прелюбодеяние; два слова, обозначающих одно и то же, и оба во множественном числе (в англ. пер.) обозначают, что они были виновны в различных идолопоклонствах и должны были оставить все его разновидности ради того, чтобы Бог примирился с ними. Пусть уберет их прочь с глаз своих (англ. пер.), как отвратительную вещь, которую не может видеть; пусть скажет им: «Прочь отсюда» (Ис 30:22). Пусть уберет их от лица своего и от грудей своих, то есть пусть не поступает так, как блудницы, которые раскрывают свои нечестивые наклонности и побуждают других к нечестию, разрисовывая лица, обнажая грудь и украшая ее; и, добавляя всевозможные развлечения и наслаждения к поклонению идолам, пусть не побуждает себя и не завлекает других. Пусть удалит все это. Упорствуя на всяком греховном пути, мы прелюбодействуем и удаляемся от Бога. И далее мы увидим, что значит искренне покаяться в этом грехе и отвернуться от него.
1. Истинно раскаявшиеся грешники оставят явные грехи и уберут не только прелюбодеяние, которое у всех на виду, но и то, которое совершается втайне: у их грудей, — грех, который перекатывали под языком, как конфетку.
2. Они будут избегать внешних проявлений греха и умерщвлять внутреннюю расположенность к нему. Идолопоклонники идут вослед своим глазам, которые блудят вослед своим идолам (Иез 6:9; Втор 4:19), и поэтому они должны убрать их прочь с глаз, чтобы не подвергаться искушению поклониться им. Не смотри на вино, как оно краснеет. Но этого недостаточно: топор должен быть приложен к корню; порочные наклонности сердца должны быть изменены и удалены от грудей, чтобы Христос занял там самое главное место (Песн 1:13).
V. Они должны показать ей полную гибель, которая безусловно будет фатальным последствием ее греха, если только она не покается и не изменится (ст. 3), «дабы Я не разоблачил ее донага». Эти слова звучат здесь не в качестве вынесенного ей приговора, а как предостережение, чтобы она могла предотвратить его: «Пусть она удалит блуд, дабы Я не разоблачил ее донага (можно и так прочитать)»; это подразумевает, что Бог ожидает, чтобы помиловать грешников, если только они сделают себя достойными этой милости. Здесь звучит угроза, что Бог поступит с ней, как справедливый и ревнивый муж поступает с женой блудницей, которая наполнила дом внебрачными детьми и не желает исправляться; он разворачивает ее и детей у дверей и посылает просить милостыню: «Я детей ее не помилую (ст. 4)»; отдельные люди, которых также касаются бедствия народа, и подрастающее поколение погибнут из-за этого, ибо они — дети блуда и ведут суетную жизнь, переданную им от отцов. Здесь в их адрес звучит угроза, что они будут раздеты донага и умирать от голода. Они думали, что их идолы давали им хлеб и воду, шерсть и лен, но Бог, прогоняя их, даст им понять, что все это давал им Он.
1. Она будет раздета донага: «Чтобы Я не сорвал с нее все украшения, которыми она гордится и соблазняет своих любовников, обнажи ее донага и выстави ее, как в день рождения ее; отошли ее в мир в том виде, в каком она пришла в него»; так поступает смерть (Иов 1:21). Я разоблачу ее донага, и тогда она будет не защищена от холода и постыжена; и вполне справедливо постыжены те, кто осрамил себя (ст. 5). День, когда Бог вывел их из Египта, где они были на положении рабов и нищих, был днем их рождения; и Бог угрожает, что вернет их в прежнее ничтожное и презренное положение, в каком нашел их. Они должны были лишиться всего, что приобретало им уважение или защищало от презрения соседей (см. Иез 16:4,39).
2. Она будет голодать и не только лишена почестей, но также утешений и необходимых благ. Она будет страдать от голода и станет похожа на пустыню и землю сухую, будет убиваема жаждою. Та, которая много хвалилась своим хлебом и водою, елеем и напитками, которые ее любовники давали ей, не будет иметь даже необходимого пропитания. Земля не будет производить пищу, необходимую для ее обитателей, из-за отсутствия дождя небесного; или если пища будет, то она будет отнята врагом, и поэтому ее справедливые владельцы погибнут от ее недостатка. Некоторые так понимают это место: «Я сделаю ее такой, какой она была в пустыне, и выставлю такой, какой она была в земле сухой, где иногда умирала от жажды». Так поясняется первая часть стиха: «Я выставлю ее, как в день рождения ее, ибо в огромной, унылой пустыне Израиль сформировался в народ». Они окажутся в таком же отчаянном положении, в каком были их отцы, чьи тела остались лежать в пустыне, и даже хуже, ибо их дети были сохранены, чтобы стать наследниками земли обетованной, но теперь Бог говорит: «Я детей ее не помилую, ибо блудодействовала мать их».
Стихи 6−13. Бог продолжает угрожать и рассказывает, что Он сделает с этим вероломным народом, предавшимся идолопоклонству; Он предостерегает, чтобы Ему не пришлось ранить, Он угрожает, чтобы не пришлось наносить удар. Если кто не обращается, Он изощряет Свой меч (Пс 7:13), если же обращается, то Он вкладывает его в ножны. Они не обратились, и поэтому все это обрушилось на них; а так как до этого им угрожали, то это показывает, что исполнился божественный приговор, вынесенный им за их нечестивость; это написано для нашего предостережения.
I. Они запутаются в своих планах и окажутся в тупике, разочаруются во всех своих ожиданиях. Эта угроза изложена в ст. 6−7, но к угрозе добавлено обетование, что это будет средством, которое убедит их в безрассудстве и вернет к своему долгу; и так из плохого выйдет хорошее в знак милости, которую Бог хранит для них. А так как это будет благословенным плодом и результатом бедствия, то не ясно, следует это предсказание или саму беду называть угрозой или обетованием.
1. Бог воздвигнет трудности и беды на их пути, и поэтому их государственные планы и дела будут безуспешны; они не смогут двигаться и достигать целей: «Я загорожу путь ее тернами» — такими препятствиями, которые, подобно терниям и волчцам, являются результатом греха и проклятия, которые царапают, разрывают, раздражают; и если наш путь огражден ими, то это останавливает наше продвижение и заставляет вернуться обратно. Она сказала: «Пойду за любовниками моими; я буду стремиться заключить союз с чужеземными силами и уповать на них». Но Бог говорит: «Ее планы будут сорваны, и она не сможет осуществить их. Я загорожу путь ее тернами, и если это не поможет, то обнесу ее оградою». Если она преодолеет незначительные трудности и не удастся разрушить ее планы, то Бог воздвигнет большие, ибо Он побеждает в суде Своем. Это будет такая ограда и стена, что она не найдет стезей своих. Смена личностей, к которым обращаются в данном месте («Я загорожу путь твой» (англ. пер.), а затем: «...и она не найдет его»), обычна для Писания, особенно при ревностном обращении. «Грешник, обрати внимание: Я загорожу путь твой, и тогда все наблюдатели увидят, что из этого выйдет; вы увидите, что она не сможет найти своего пути». Она будет похожа на путника, который не только не знает, какой путь выбрать из многих лежащих перед ним, но и вообще не может найти пути, чтобы двигаться вперед. Затем она погонится за любовниками своими, но не догонит их; она постарается договориться с ассирийцами и египтянами, чтобы они стали ее защитниками, но не достигнет своей цели; они либо не заключат договор с нею, либо не окажут помощи; их помощь будет тщетна и напрасна, подобна надломленному тростнику. Она будет искать их, но не найдет, будет искать свои идолы, но не найдет в них удовлетворения, на которое рассчитывала; боги, которым она верила и оказывала почтение, ничего не смогут сделать для нее; им нечего будет сказать, для ее ободрения.
(1) Это будет справедливое наказание, подобное тому, которому подверглись сирийцы (4Цар 6:18) и содомляне, когда были поражены слепотою и измучились, искав выхода (Быт 19:11). Отметьте: кто особенно решителен в своих греховных устремлениях, тот обычно сталкивается с самыми большими препятствиями. Терны и сети на пути коварного (Притч 22:5) — так Бог поступает с лукавым по лукавству его (Пс 17:27) и идет против тех. кто идет против Него (Лев 26:23−24). Плачущий пророк жалуется: «Он окружил меня стеною» (Плач 3:7,9). Путь Бога и своего долга часто окружен тернами, но у нас есть основания полагать, что греховный путь загорожен тернами.
(2) Это нежный упрек и, безусловно, милость, подобная той, с которой столкнулся Валаам, когда ангел стал у него на нуги, чтобы воспрепятствовать ему идти дальше проклинать Израиль (Чис 22:22). Отметьте: трудности и препятствия на злых путях являются великими благословениями, и именно такими их нужно считать. Они — Божья ограда, удерживающая нас от согрешений. ограничивающая от блужданий прочь от злачных пажитей, уводящая человека от какого-либо предприятия (Иов 33:17); они делают путь греха сложным, чтобы мы не могли продолжать идти по нему, и удерживают нас от него, независимо от того, хотим мы этого или нет. У нас есть основание благословить Бога за ограничивающую благодать и ограничивающие провидения.
2. Трудности, поставленные Богом на их пути, зародят в их разуме мысли о возвращении. Тогда скажет она: «Раз я не могу догнать своих любовников, то пойду и возвращусь к первому мужу моему, то есть вернусь к Богу, смирюсь перед Ним и попрошу вновь взять меня к себе, ибо когда я держалась его, то лучше было мне, нежели теперь». От этого деградирующего вероломного народа требуются две вещи:
(1) справедливое признание безрассудства собственного отступничества. Теперь они осознали, что им было лучше, когда они держались Бога, чем с того момента, как оставили Его. Отметьте: кто оставил служение Богу и начал служить миру и плоти, тот рано или поздно будет вынужден признать, что изменил все к худшему, им было лучше, пока они оставались в хорошем сообществе, исполняли свой долг и беспокоились, как тратят свое время, что говорят и делают; у них было больше истинного утешения и радости, чем с того момента, как они ушли прочь.
(2) Хорошая цель — вновь вернуться к своему долгу: «Пойду я и возвращусь к первому мужу моему»; она настолько хорошо знает, что он добр и готов простить ее, что говорит без малейших сомнений в том, что он вновь будет оказывать ей милость и создаст такие же условия, как раньше. Отметьте: разочарования, с которыми мы сталкиваемся, стремясь обрести удовлетворенность в творении, по крайней мере привлекут нас к Творцу (если ничто другое не может сделать этого), ибо только в Нем ее можно обрести. Когда Моав утомится подвизаться на высотах, то придет к святилищу (Ис 16:12), а когда блудному сыну пришлось питаться рожками — безусловно, ничтожной пищей, и он вспомнил, что в доме его отца достаточно хлеба, то сказал: «Встану, пойду к отцу моему» (Лк 15:17−18).
II. Они лишатся необходимых средств и жизненных утешений, так как с их помощью бесчестили Бога (ст. 8−9). Их земля была плодородной. и обратите внимание:
1. С какой любовью им было дано это изобилие. Бог дал им не только хлеб в качестве необходимой пищи, но и вино для веселья и елей для украшения. Более того. Он умножал их серебро и золото. благодаря которому они торговали с другими народами и привозили домой их товар, который могли накапливать для своего потомства. Золото и серебро будет храниться дольше, чем хлеб и вино и елей. Он давал им шерсть и лен, чтобы покрыть наготу и украсить себя (Иез 16:10). Отметьте: Бог — щедрый Даятель даже для тех. кто, как Он предвидит, будет неблагодарен Ему.
2. Как низменно они злоупотребляли своим изобилием.
(1) Они лишали Бога славы за полученные от Него дары: «Не знала она. что Я давал ей хлеб и вино; она не помнила этого». Закон и пророки вновь и вновь говорили им, что все свои утешения они получают от щедрого Божьего провидения, но лжепророки и священники идолов так часто говорили им. что они имеют хлеб благодаря одному идолу, а вино — благодаря другому, что они забыли о своей связи с великим Даятелем и о своих обязанностях перед Ним. Она не думала и не желала признавать этого. Они сознательно оставались в неведении и были более несведущи, чем вол. который знает владетеля своего, и осел, который знает ясли господина своего. Она не знала и поэтому не поблагодарила Бога за Его дары, равно как и не старалась узнать, чем должна отплатить; она не отдавала Богу причитающуюся Ему часть, а поступала так. словно не знала, кто дал ей все.
(2) Этими дарами они служили и почитали врагов Бога: они приготовили их для Ваала (англ. пер.). украшали серебром и золотом своих истуканов (Иер 10:4), а также себя для поклонения этим истуканам (ст. 13). (см. Иез 16:17−19). Из них (из серебра и золота) они сделали истукана Ваала (написано на полях и в рус. пер.). Отметьте: в высшей степени бесчестят Бога небес те, которые делают пищей и топливом для своих похотей дары Его провидения, данные Им, чтобы поддержать нас в служении Ему и сделать их маслом для колес нашего послушания.
3. Они справедливо будут лишены этого изобилия: «За то Я вернусь (англ. пер.); Я изменю Свое отношение к ним и пойду другим путем. Я возьму назад хлеб Мой и другие блага, которые давал ей». Я добьюсь возврата (юридический термин), как человек с помощью законов добивается возвращения того, что было справедливо удержано от него, или как в случае нанесения убытка владелец требует от арендатора возмещения locum vastatum — убытков. Обратите внимание: Бог называет их изобилие хлеб Мой и вино Мое, шерсть и лен Мои. Они называют это все своим (мои хлеб и моя вода, ст. 5 англ. пер.), но Бог дает понять, что это им не принадлежит; Он только позволил им пользоваться этими благами как арендаторам и поручил им распоряжаться ими как домоправителям, но право собственности сохранил за собой. «Это Мой хлеб и Мое вино». Бог даст нам знать, что не только от Него мы получаем все утешения, производимые творениями, и радости, но что Он все еще обладает неопровержимым правом на них, что они больше принадлежат Ему, а не нам, и поэтому использовать их нужно ради Него и Ему отчитываться за них. Он лишит их изобилия, так как они сами лишили себя его, отказываясь признавать Его права; подобным образом арендатор по решению суда, который проводится по желанию владельца, лишается своего имущества, если обращается с ним как свободный землевладелец. Он отнимет у них это изобилие, освободит или спасет его, чтобы им больше не злоупотребляли, как, по словам Писания, сама тварь освобождена будет от рабства тлению, от которого она стенает (Рим 8:21). Он возьмет его назад в его время и в его пору, как раз, когда будут ожидать, уверенные в том, что получат его. Это будет кораблекрушение в гавани и не куча жатвы будет. Он отнимет его несвоевременной погодой или с помощью безрассудных людей. Отметьте: кто злоупотребляет милостями, которые дает Бог, и бесчестит Его, тот должен быть готов, что недолго будет наслаждаться ими.
III. Они будут обесчещены и подвергнутся презрению (ст. 10): «Я открою срамоту ее, выведу на свет все ее тайные пороки и публично предам ее позору. Наказанием греха Я покажу, как он отвратителен, мерзок и оскорбителен. Факт не был признан, но теперь он станет очевидным, вина была приуменьшена, но теперь она проявится чрезмерно греховной. И все это будет сделано пред глазами любовников ее: перед глазами соседних народов, с которыми она хотела заключить союз и на которых уповала. Они будут презирать ее и стыдиться из-за ее слабости, бедности и плохого поведения и будут считать ее недостойной их дружбы». Все это исполнилось (Плач 1:8): «Все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его». Или подразумевается пред глазами солнца и луны, которым она поклонялась как своим любовникам. Перед ними открыта будет срамота ее. Сравните это место с Иер 7:1−2: «Выбросят кости царей и кости князей его... и раскидают их пред солнцем и луною, которых они любили и которым служили». Отметьте: грех порождает стыд, и пусть к этому будут готовы те, кто поступает позорно. На какую другую участь могла рассчитывать эта дерзкая прелюбодейка, как не на участь обычной блудницы, которую на телеге провозят через город? И когда Бог подобным образом будет поступать с ней, то никто не исторгнет ее из руки Его — ни боги, ни люди, на которых она полагалась. Отметьте: кто не желает предать себя в руку Божьей милости, тот не сможет избавиться от руки Его справедливости.
IV. Они лишатся всех своих радостей и предадутся грусти (ст. 11): «Я прекращу у нее всякое веселье». Похоже, хотя в то время они, блудодействуя, отступили от Бога своего, тем не менее в своих сердцах они радовались, как другие народы, что запрещалось (Ос 9:1). Отметьте: многие из тех, кто виновен и на кого готов пролиться гнев, в то же время веселы и жизнерадостны; но независимо от того, веселы или печальны они в своих сердцах, несомненно одно — концом их радости будет печаль, ибо Бог прекратит всякое их веселье. М-р Барругс (Burroughs) обращает внимание, что грех и веселье никогда долго не бывают вместе, и если человек не уберет грех из своего веселья, то Бог уберет веселье от их греха.
1. Бог лишит их поводов для священного веселья — праздников, новомесячий, суббот и всех торжеств. Бог постановил, чтобы эти даты религиозно праздновались и их нужно было соблюдать с весельем; и, похоже, хотя они удалились от чистого поклонения Богу, но продолжали соблюдать их, хотя и не в Божьем храме в Иерусалиме, ибо они давно уже покинули его, а скорее всего в Дане и Вефиле, где были тельцы, или в других местах встречи, установленных ими. Они соблюдали их не для того, чтобы почтить Бога или под воздействием истинного благоговения перед Ним, а лишь потому, что это было время веселья и пиршеств, музыки и танцев, встреч с друзьями — обычаи, перешедшие по традиции от их отцов. Так они потеряли силу благочестия и отказались от нее, но ради угождения суетному и плотскому разуму они поддерживали лишь ее внешний вид; из-за этого их новомесячия и субботы стали беззаконием, которого Бог не мог терпеть (Ис 1:13). Обратите внимание:
(1) Бог называет эти праздники их новомесячиями и их субботами, а не Его: Он отрекается or них.
(2) Он прекратит их. Отметьте: когда люди своими грехами лишают жизни и сущности Его постановления, тогда Бог поступит справедливо, если Своими судами прекратит их демонстрацию и прообраз.
2. Он лишит поддержки их плотской ум. Они любили новомесячия и субботы только потому, что это был хороший повод повеселиться и встряхнуться, а не ради религиозных обрядов, которые необходимо было совершать тогда: они оставили их давно: и теперь Бог лишит их продуктов, необходимых для этих торжественных праздников (ст. 12): «Я опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее». Отметьте: если люди уничтожают Божьи слова и постановления, с помощью которых Он должен почитаться на их торжественных праздниках, то Бог поступит справедливо, если уничтожит их виноградные лозы и смоковницы, с помощью которых они веселили себя. Пока они радовались им, то воздавали за них славу своим любовникам: «Это у меня подарки, которые подарили мне любовники мои: за это я могу благодарить свои звезды, которым я поклонялась: я могу благодарить за это своих соседей, с которыми заключила союз». Поэтому Бог уничтожит их: иссушит их ветром или приведет вражескую армию, которая опустошит страну. Так их виноградники превратятся в лес; ограда будет разрушена, как обычно бывает во время воины: все будет свалено вместе, и полевые звери поедят их виноград и смоквы. Пли они будут настолько иссушены восточным ветром, что фруктовые деревья будут использоваться в качестве дикого леса; но так как они высохнут и будут ни на что не годны, то все их плоды будут оставлены для полевых зверей. Или они будут уничтожены их врагами — людьми жестокими, как полевые звери.
(1) Это положит конец их веселью: Бог прекратит у них всякое веселье. Как Он это сделает? Лишая их новомесячий и суббот. Он ничего не добьется: они легко расстанутся с ними, это для них не потеря, поэтому Он решает: «Я опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, отниму у нее все чувственные наслаждения, и тогда она будет считать себя погибшей». Отметьте: уничтожение виноградной лозы и смоковниц положит конец веселью плотского сердца; тогда можно сказать, как Миха: «Вы взяли богов моих; чего еще более!»
(2) Это будет наказанием за их идолопоклонство (ст. 13): «Я накажу ее за дни служения Ваалам: Я накажу ее за поклонение всем Ваалам, которых они сделали богами со времени своих отцов и до нынешнего дня». Мы читаем о поклонении Ваалу, начавшемся во времена судей, и, насколько мне известно, это может касаться тех далеких дней, ибо во второй заповеди, запрещающей идолопоклонство, Бог угрожает наказать детей за вину отцов: и вполне справедливо этот грех наказывается более сурово, чем любой другой, ибо обычно он поддерживает сам себя правом давности и длительной традицией. Теперь, когда мера беззаконий Израиля наполнилась, им припомнили все их прежние грехи, и они будут взысканы от рода сего. Или под днями служения Ваалам подразумеваются торжественные праздничные дни, которые они соблюдали в честь своих идолов. За дни греховного веселья должно последовать наказание в дни скорби. В эти дни она кадила своим идолам, а чтобы придать торжественность, она украшала себя серьгами и ожерельями, дабы, явившись в таком почтенном виде, почести, воздаваемые Валааму, выглядели величественнее. Или она была похожа на жену, украсившую себя серьгами и ожерельями, купленными мужем, чтобы сделать себя привлекательной для любовников, за которыми она идет и о которых постоянно думает. Но она Меня забываю, говорит Господь. Отметьте: мы вероломно уходим от Бога, потому что забываем о Нем, о Его природе и Его отличительных чертах. Его отношении к нам и о своих обязанностях перед Ним. Многие, ссылающиеся на слабую память и жалующиеся, что забывают Божьи истины, тем не менее хорошо помнят другие вещи; более того, именно потому, что так много думают о ложной суете, они забывают об оказанных им милостях.
Стихи 14−23. Израиль, погибший из-за своего греха, не выглядел так мрачно и уныло в первой части данной главы, как государство Израильское, лишенное божественной благодати, ярким и привлекательным здесь, в последней части главы; особенно поражают обетования, следующие за угрозами; более того, что особенно удивляет, они присоединяются и вытекают из заявления об их греховности, на котором основываются угрозы об их гибели: «Она ходила за любовниками своими. а Меня забывала, говорит Господь. Посему вот, и Я увлеку ее». И поэтому вполне уместно после слова посему, которое связывает эти фразы, сразу следует выражение, фраза, выражающая восхищение: «Вот, и Я увлеку ее!» Кто-то мог бы подумать, что после слов «она забывала Меня» должно последовать: «Поэтому Я оставлю ее, Я забуду ее и больше никогда не буду заботиться о ней». Но далее следует: «Посему вот, и Я увлеку ее». Отметьте: Божьи мысли и пути милости бесконечно выше наших; все основания Он черпает в Самом Себе, а не в том, что есть в нас; более того, Его милость использует плохие качества человеческого характера, чтобы явиться более прославленной (Ис 57:17−18). Посему — так как она не будет остановлена пролитием гнева — Бог испытает, можно ли изменить ее, предложив милость. Некоторые считают, то эти слова можно перевести так: «Лотом или несмотря на это, Я увлеку ее». Но все сходится к одному; намерение четко видно: возвеличить свободную благодать по отношению к тем, кого Бог помилует только ради самой милости. В данных стихах Израилю обещано:
I. Что хотя сейчас они безутешны и готовы впасть в отчаяние, но вновь оживут благодаря утешениям и надеждам (ст. 14−15). Это выражено здесь со ссылкой на то, как Бог обращался со Своим народом, когда выводил его из Египта и проводил через пустыню Ханаанскую; подобным образом их жалкое и отчаянное положение в плену сравнивалось с их положением в Египте в день рождения их (ст. 3). Они будут сформированы по-новому благодаря чудесам любви и милости, как и в первый раз; и этому процессу будет сопутствовать такой же восторг и радость, как тогда. Трудно сказать, когда это пророчество исполнилось в царстве десяти колен; но в основном оно, безусловно, касается события, когда иудеи и язычники будут приведены в Церковь Евангелием Христа; оно также применимо, более того, у нас есть основания полагать, что оно особым образом касалось обращения отдельных душ к Богу. Теперь же обратите внимание:
1. Какие великодушные методы обращения с ними будет использовать Бог.
(1) Он приведет их в пустыню, как сделал в первый раз, когда выводил их из Египта, где наставлял их и заключил завет с ними. Земля пленения теперь для них будет тем же, чем была пустыня в тот раз — горнилом страданий, в котором Бог испытал их. См. Иез 20:35−36: «Я приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами». Бог сказал, что сделает их пустынею (ст. 3), что было угрозой; но теперь, когда в данном месте часть обетования гласила, что Он приведет их в пустыню, это могло означать, что Своей благодатью Он желает привести их мысли в соответствие с их условиями: «Под воздействием смиряющих провидений их сердца станут смиренными; став бедными, они будут нищими духом и примут наказание за свои беззакония, и только тогда будут готовы принять обещанное им утешение». Когда Бог выводил Израиль из Египта, то повел их в пустыню, чтобы смирить их и испытать их, чтобы впоследствии сделать им добро (Втор 8:2−3,15−16); и теперь Он сделает то же. Отметьте: тех, для кого Бог хранит милость, Он вначале приведет в пустыню — место уединения и покоя, чтобы они могли более свободно общаться с Ним и шум этого мира им не мешал, где они испытывали бы душевное страдание из-за осознания вины и ужаса перед грядущим гневом, из-за чего душа оказывается в недоумении и приходит в замешательство, и благодаря этим обличениям Он готовит ее к утешениям; а иногда это место, где душа испытывает внешние бедствия и страдания, благодаря чему ухо открывается для обучения.
(2) Тогда Он увлечет их и будет говорить утешительно с ними (англ. пер.), Он будет убеждать их и говорить к их сердцам, то есть Своим словом и Духом склонять их сердца вернуться к Нему и ободрять их сделать это. Он будет привлекать их обетованиями о Своем благоволении, как раньше пугал угрозами о Своем гневе; Он будет обращаться к ним дружелюбно через Своих пророков и Свои провидения так же, как раньше резко разговаривал с ними (Ис 40:1−2). «Через слуг Моих, пророков, Я буду говорить утешительно к сердцу ее», — написано в халдейском переводе. Это — ссылка на Евангелие Христа и предложение божественной благодати, присутствующее в Евангелии, с помощью которой нас привлекают оставить грехи и повернуться к Богу; она обращается к сердцу обличенного грешника особым образом, подходящим для его случая, и несет обильное утешение тем, кто скорбит о грехе и взывает к Господу. И когда благодаря Духу эти слова эффективно воздействуют на сердце и достигают совести (только Бог обладает исключительным правом совершать это), то происходит благословенная перемена! Отметьте: лучше всего обратить блуждающую душу к Богу с помощью честных средств — обетования о покое, которое мы обретем во Христе, если возьмем на себя Его ярмо, ибо побудить обратиться могут не только обличения, но и утешения.
(3) Он даст ей оттуда виноградники ее. С того момента и в том месте, где Он поражал ее и куда привел, чтобы она увидела свое безрассудство и смирилась, оттуда Он совершит ей добро; Он не только будет милостиво разговаривать с ней, но сделает ей благо и исправит то, что было направлено против нее. Он опустошил се виноградники (ст. 12), но теперь отдаст ей виноградники в целости, словно за каждый уничтоженный виноградник она получит — восстановленный и так ее ущерб будет возмещен сполна. Она будет иметь не только хлеб, необходимый для поддержания жизни, но и виноградники для удовольствия. Здесь подразумеваются привилегии и утешения Евангелия, приготовленные для тех, кто восходит от пустыни, опираясь на Христа — своего возлюбленного (Песн 8:5). Отметьте: Бог имеет виноградники утешений, приготовленные для тех, кто покается и обратится к Нему; Он может дать виноградники из пустыни, которые особенно привлекательны в качестве места покоя для уставшей души.
(4) Он даст ей долину Ахор в преддверие надежды. Долина Ахор была тем местом, где был побит камнями Ахан; это название означает «долина печали», ибо он опечалил Израиль и там Бог опечалил его. Здесь начались войны за овладение Ханааном; когда там они избавились от заклятого, то обрели основание надеяться, что Бог останется с ними и доведет до конца их победы. Поэтому, когда народ Божий возвращается к своему долгу и Бог поворачивается к нему с милостью, это подобно для них блаженному знамению. Если они из своей среды убирают заклятое и, умерщвляя грех, побивают Ахана, который печалил их стан, то тем самым подчиняют внутреннего врага, что является залогом их победы над всеми царями Ханаана. Или если ссылаться на название, то оно подразумевает печаль о грехе; если она искренняя, то открывает дверь надежде, ибо грех, который искренне печалит нас, не погубит. Долина Ахор была очень красивой и плодородной, некоторые полагают, что это долина Енгеди, известная своими виноградниками (Песн 1:14). Бог дал ее Израилю как пример и залог всей земли Ханаанской; так «Бог через Свое Евангелие даст всем верующим такие дары и утешения в этой жизни, которые будут предвкушением более совершенных благ царства небесного, даст им твердую надежду на обладание ими в должное время». Так истолковывает это образованный д-р Покок; и этот смысл имеет данный отрывок.
2. На великую радость, с которой они примут милостивое возвращение Бога к ним: «Она будет петь там, как во дни юности своей». Это является четкой ссылкой на пророческую и ликующую песнь, воспетую Моисеем и сынами Израильскими у Чермного моря (Исх 15:11). Когда они избавятся из плена, то повторят эту песнь, и для них эта песнь будет новой, ибо будет исполнена по новому поводу, а не будет поздней по отношению к первой. Бог сказал (ст. 11), что прекратит у нее всякое веселье, но теперь даст ей основание вновь ожить: она будет петь, как в день выхода своего из земли Египетской. Отметьте: когда Бог вторично оказывает прежние милости, то мы должны возносить прежнюю хвалу; мы читаем, что песнь Моисея пели в Новом Завете (Откр 15:3). Это обетование о пении Израиля исполнилось в Евангелии Христа, которое в изобилии обеспечивает нас поводами для радости и хвалы; и все, что мы принимаем в его силе, наполняет сердце радостью и хвалой; это и есть та земля, которая течет молоком и медом, для которой долина Ахор является преддверием надежды. Мы радуемся в скорби.
II. Что хотя они сильно увлеклись поклонением Ваалу, но теперь совершенно отвыкли от него, полностью отказались и оставили всякие проявления идолопоклонства и все, что приближало к нему, а прилепились к одному Богу и поклонялись Ему так, как Он велел (ст. 16−17). Отметьте: самый надежный залог и знак Божьего благоволения к какому-либо народу — это Его действенное отделение их от возлюбленного греха. Поклонение Ваалу было грехом, который с особой легкостью поражал народ Израиля; это было их беззаконие, грех, который владел ими. Но теперь идолопоклонство было основательно уничтожено и среди них не осталось и малейшего его проявления.
1. Идолы Ваала не будут более упоминаемы — ни один из Ваалов, упоминавшихся во дни служения с большим шумом: «О Ваале, услышь нас! О Ваале, услышь нас!» Сами имена Ваалов будут удалены от уст их; они выйдут из употребления и будут забыты, словно их никогда не знали в Израиле; они станут настолько ненавидимыми, что люди не смогут выносить их упоминания, равно как и сами произносить их, и поэтому потомки вряд ли будут знать, что это такое. Они будут настолько стыдиться прежней любви к Ваалу, что сделают все возможное, дабы стереть память о нем. Они будут ограничивать себя строгим буквальным значением закона, направленного против идолопоклонства (Исх 23:13): «...имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих», как Давид (Пс 15:4). Подобным образом апостол выражает отвращение, которое мы должны испытывать ко всем плотским похотям: «Они не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3). Но как может быть совершена эта перемена, подобная изменению кожи ефиоплянина? Ответ таков: сила Божья может сделать это, и она сделает: «Я удалю имена Ваалов», «Я истреблю имена идолов» (Зах 13:2). Отметьте: Божья благодать в сердце изменит язык, сделав отвратительным беззаконие, которое было возлюбленным (Соф 3:9): «Тогда опять Я дам народам уста чистые». Один из раввинов говорил: «Обетование, данное Евангелием Христа (1Фес 1:9), о том, что они отучатся от идолопоклонства, которому были преданны, касается язычников».
2. Само слово Ваал выйдет из употребления даже в своем самом невинном значении. Бог говорит: «Ты будешь звать Меня ”Ishi” (в англ. пер.), и не будешь более звать Меня ”Ваали”»; оба эти слова означают «муж мой» (как и переведено в рус. пер.), и оба использовались в адрес Бога. «Твой Творец есть супруг твой, твой Ваал (дословно), твой владелец, покровитель и защитник» (Ис 54:5). И возможно, что многие благочестивые люди, соответственно, использовали слово «Ваали» при поклонении Богу Израиля; и когда их нечестивые соседи склонялись перед Ваалом, то они славили Бога за то, что Он является их Ваалом. «Но, — говорит Бог, — больше ты не будешь Меня так называть, ибо Я удалю имена Ваалов». Отметьте: то, что само по себе было вполне невинно, должно быть уничтожено, став, в результате злоупотребления, объектом идолопоклонства; необходимо отказаться от самого использования этого предмета или слова, чтобы ничего не удерживало идолов в памяти и тем более не поддерживало их добрую репутацию. Если Бога также можно называть «Ishi» и это слово означает то же, что Ваали, то лучше использовать его, чтобы другие, услышав Его названным Ваали, не вспомнили о своих бывших Ваалах. Некоторые полагают, что существует другое основание, почему Бога следует называть Ishi, а не Ваали: оба эти слова означают «муж мой», но Ishi выражает любовь, сладость и близость, а Ваали — благоговение и подчинение. Ishi означает vir meus — муж мой, а Ваали dominus meus — господин мой. Во времена Евангелия Бог явил Себя таким образом, чтобы ободрить нас смело приступать к престолу Его благодати со святой и смиренной свободой; мы должны называть Бога своим Господином, ибо таковым Он является, но более наставлены называть Его своим Отцом. Ishi означает человек от Господа (Быт 4:1) и подразумевает, что в евангельские времена мужем Церкви будет человек Христос Иисус, ставший подобным Своим братьям, и поэтому они будут звать Его Ishi, а не Ваали.
III. Что хотя они постоянно бедствовали, словно все творение ополчилось против них, но теперь насладятся совершенным миром и покоем, словно пребывают в согласии со всем творением (ст. 18): «В то время, когда они оставят своих идолов и вверят себя божественной защите, Я заключу для них союз».
1. Они будут защищены от зла; ничто не причинит им вреда и не сделает какое-либо зло. Tranquillus Deus tranquillat amnia — Когда Бог с нами в мире, тогда Он делает каждое творение мирным для нас. Низшие творения не причинят им вреда, как это было, когда полевые звери поедали их виноградники (ст. 12) и лютые звери были одним из самых суровых Божьих наказаний (Иез 14:15). В этот завет включены птицы небесные и пресмыкающиеся, ибо, когда Бог использует их в качестве орудия Своей справедливости, они тоже могут принести много вреда; но больше они не будут такими; более того, благодаря этому завету они станут полезными для людей и будут содействовать их интересам. Отметьте: Бог имеет в Своем распоряжении нижних тварей и включает их в завет, который Ему угоден; Он может заставить полевых зверей славить Его (Ис 43:20) и содействовать утешению Своего народа. И если нижние твари подобным образом обязываются служить нам, то согласно нашей части завета, мы не должны злоупотреблять ими, а служить с их помощью Богу. Некоторые полагают, что это обетование исполнилось, когда Христос дал поразительную власть Своим ученикам брать змей (Мк 16:17−18). Это также согласуется с обетованиями, данными Израилю, когда он вернулся из плена (Иез 34:25): «Я удалю с земли лютых зверей», и с общими обетованиями, предназначенными для всех святых (Иов 5:22−23): «Будут звери полевые в мире с тобою», «На аспида и василиска наступишь» (Пс 90:13). Но это еще не все; для людей они сами представляют большую опасность, чем дикие звери, и поэтому далее обещано, что Бог войну истребит, Он разоружит врага: «И лук, и меч. и войну истреблю». Он может это сделать, если Ему угодно (Пс 43:10), и Он сделает это для тех, чьи пути угодны Ему, ибо Он и врагов их примиряет с ними (Притч 16:7). Это согласуется с обетованием о том, что во времена Евангелия перекуют мечи свои на oрала (Ис 2:4).
2. Они освободятся от страха перед злом. Бог будет не только хранить их. но к даст им жить в безопасности, как это бывает с теми, кто знает, что находится под нашитой небес, и поэтому не боится сил ада.
IV. Что хотя Бог и дал им разводную за их прелюбодеяние, но благодаря их покаянию вновь заключит с ними завет — брачный завет (ст. 19−20). То, что Бог заключил для них завет с нижними тварями, было великим благоволением, но это было ничто по сравнению с тем, что Он Сам заключил с ними завет и решил делать им добро. Обратите внимание:
1. На природу этого завета; это брачный завет, основанный на выборе и любви, образующий самые близкие отношения: «Я обручу тебя Мне», и вновь, и в третий раз: Я обручу тебя Мне». Отметьте: кто искренне посвятил себя Богу, тот обручен с Ним; Бог дает им самую священную и нерушимую уверенность (какую только можно вообразить) в том, что Он будет любить их, защищать их, заботиться о них — уверенность в том, что Он будет их мужем, склонит их сердца объединиться с Ним и милостиво примет их. Верующие души обручены Христу (2Кор 11:2). Евангельская Церковь является женой, невестой Агнца; и они никогда не вступили бы в такие взаимоотношения с Ним, если бы Он силой Своей благодати не обручил их себе. Отделение начинается с нашей стороны; мы удаляемся от Бога. А объединение начинается по Его инициативе; Он обручает нас себе.
2. На длительность этого завета: «Я обручу тебя Мне навек». Сам по себе этот завет нерушим; Бог со Своей стороны не нарушит его, равно как и вы; и его благословения будут вечными. Один из иудейских раввинов сказал: «Это обетование о том, что оно достигнет жизни грядущего мира, который представляет собой абсолютную вечность».
3. Как будет заключен этот завет.
(1) В правде и суде, то есть Бог будет искренен и честен при заключении с ними этого завета; они нарушили завет, а Бог праведен. «Но, — говорит Бог, — Я обновлю завет в правде». Вопрос будет так улажен, что Бог сможет принять вновь в Свою семью даже этих детей-отступников, не бросив тень на Свою справедливость; более того, Его справедливость будет удовлетворена в полной мере благодаря Посреднику этого завета, Который прославится за счет этого. Но на каком основании Бог вновь заключает завет с этим народом, который так часто предавал Его? Не бросит ли это тень на Его мудрость? «Нет, — говорит Бог, — Я сделаю это в суде: не торопливо, а после должных размышлений; предоставьте Мне одному приводить основание и оправдывать собственное поведение».
(2) В благости и милосердии. Бог будет нежен и милостив, заключая с ними завет; Он будет не только благ, как Его слово, а даже лучше; и Он будет не только справедлив, храня завет с ними, но и милостив, храня их в завете. Они подвержены многим слабостям, и если бы Он был настолько строг, чтобы отмечать все их промахи, то очень скоро они потеряли бы все привилегии завета. Поэтому Он обещает, что это будет завет благодати, составленный после сочувствующих размышлений об их слабостях, и поэтому всякое нарушение завета не исключит их из него; Он соберет их любовью вечною.
(3) В верности. Каждая статья завета будет точно исполнена. Верен призвавший, и Он совершит; Он не отречется.
4. На средства, с помощью которых они будут крепко и верно придерживаться своей части завета: «Ты познаешь Господа». Это не только обетование о том, что Бог явит Себя им полнее и четче, чем раньше, но и о том, что Он даст им сердце, чтобы познать Его; они больше узнают Его и узнают о Нем по-другому, не так, как раньше. Они отступили от Бога, так как не знали, что Он является их Даятелем (ст. 8); поэтому, чтобы этого впредь не было, все они будут наставлены и познают Его. Отметьте: Бог поддерживает в человеческих душах заинтересованность в Нем, давая им правильное понимание истин (Евр 8:11).
V. Что хотя небеса для них были как медь, а земля — как железо, но теперь небеса дадут свою росу и благодаря этому земля принесет свои плоды (ст. 21−22). И разве теперь, обручив Себе евангельскую Церковь и в ее лицо — всех верующих, смогут Бог и Его Сын не дать им все блага — все, что содействует жизни и благочестию, все, в чем они нуждаются и чего желают? Все — их, ибо они — Христовы и обручены Ему; и вместе с царством Божиим и Его правдой, которых они ищут прежде всего, все остальное приложится им. Тем не менее данное обетование о хлебе и вине нужно также воспринимать в духовном смысле (так думает образованный д-р Покок); под метафорой, выражающей временные благословения — росу небесную и тучность земли, следует понимать обещанное излияние тех благословений и благодатей, которые относятся к душе, хотя те поставлены первыми, как и в благословении Иакова (Быт 27:28). Бог угрожал (ст. 9), что Он возьмет назад хлеб и вино, но теперь обещает вернуть их благодаря обычному ходу природы. Пока над ними довлело наказание голодом, они взывали к земле о хлебе и вине, чтобы прокормить себя и свою семью. Земля с радостью обеспечила бы их, но не могла дать, пока не примет сама: она не может произвести хлеб и вино, пока не обогатится потоком Божьим (Пс 64:10), поэтому она призывает небеса, чтобы они дали дождь — ранний и поздний дождь в свое время; когда дождя нет, то лоза с грустью умоляет о нем. «Но, — говорят небеса, — мы не можем дать дождь, пока Тот, Кто имеет ключи, чтобы открывать облака, не отворит эти сосуды; и поэтому если Господь не поможет вам, то и мы не сможем». Но когда Бог заключит с ними завет, тогда колеса природы вновь начнут двигаться, благоволя к ним, и потоки милости потекут обычным руслом. «В тот день Я услышу, говорит Господь; Я приму ваши молитвы (так толкуют халдеи слово «услышу», употребленное первый раз)»; Бог милостиво обратит внимание на их обращение к Нему. «Тогда Я услышу небо; Я отвечу ему (можно и так прочитать), и тогда оно услышит землю, ответит ей и прольет на нее своевременный дождь; и тогда земля услышит хлеб и вино и напоит их водой; и сии услышат Изреель, напитают и подкрепят тех, кто населяет Изреель». Здесь обратите внимание на последовательность вторичных причин и их связь друг с другом, как в цепочке, на их зависимость от Бога — Первопричины. Отметьте: мы должны ожидать, что все наши утешения поступят от Бога обычным способом и с помощью определенных средств; и если в какое-либо время мы разочаровываемся в них, то должны взирать на Бога — к горам (Пс 110:1−2). Посмотрите, насколько творения готовы служить народу Божьему, как желают почтить его: хлеб взывает к земле, земля — к небесам, небеса — к Богу, и все это для того, чтобы напитать его. И посмотрите, насколько Бог готов помочь: «Я услышу, — говорит Господь, — услышу». И если Бог услышит, как небеса взывают о Его народе, то тем более услышит ходатайство о нем Своего Сына, превознесенного выше небес. Посмотрите, какое особое наслаждение могут получать те, кто состоит в завете с Богом, от сотворенных утешений, видя, что все они поступили от руки Божьей; они могут проследить все потоки до их источника и вкусить заветную любовь в обычных общих утешениях, которые от этого становятся вдвойне слаще.
VI. Что как бы в то время они ни были рассеяны не только как Симеон и Левий, разделены в Иакове и рассеяны в Израиле, а рассеяны по всему миру, — Бог обратит это проклятие в благословение, как делал раньше: «Я не только напою землю ради нее, но и посею ее для Себя на земле»; ее рассеяние не будет подобно тому, как отвеивают шелуху на гумне, когда ветер уносит ее прочь, а подобно тому, как сеют семена в поле, чтобы получить большой урожай; где бы ни были разбросаны, они пустят опять корень внизу и принесут плод вверху. «Доброе семя, это сыны Царствия. Я посею ее для Себя». Это ссылка на имя Изреель, которое означает «Богом насажденный», или «Божий»; так как она будет рассеяна Им (что также означают эти слова), то будет и посеяна Им, а кого Он сеет, того умножает. Когда во всех частях мира христианство стало на ноги и повсюду находились верующие, исповедующие его, тогда это обетование исполнилось: «Я посею ее для Себя на земле». Отметьте: величайшее благословение этого мира — то, что Бог имеет в нем Свою Церковь и от нее исходит вся слава, которую Он имеет в нем. Это то, что Он посеял для Себя и, следовательно, сохранит для Себя.
VII. Что хотя они были Lo-ammi — не Его народом и Lo-ruhamah — непомилованными Богом, но теперь вновь обретут Его благоволение и заключат с Ним завет (ст. 23): «Они были непомилованными и казались оставленными; они были не Моим народом и ничем не отличались от других, Я не обращался с ними, как со Своим народом, и их ждала участь всех других народов». Так обстояло дело с отверженными евреями; и в такой или более отчаянной ситуации был весь языческий мир (в адрес которого апостол ссылается на это место, Рим 9:24−25), который не имел надежды и жил без Бога в мире. Но когда огромные толпы иудеев и язычников благодаря вере во Христа, объединились в христианскую Церковь, тогда (1) Бог помиловал Непомилованную. Те, которые долгое время были лишены Его благоволения и являлись чадами гнева, обрели благоволение Бога и стали чадами любви; а если бы безграничная милость не вмешалась, то так было бы всегда. Отметьте: никто не должен отчаиваться в том, что обретет Божью милость, пока находится по эту сторону от ада.
(2) Он включит в Свой завет и установит заветные отношения с теми, которые были странниками и чужеземцами. Он говорит им: «Ты народ Мой, который Я признаю и благословлю, защищу и обеспечу», и они ответят: «Ты — мой Бог, Которому мы служим и поклоняемся, Чьей славе мы полностью и навечно посвящены». Отметьте:
[1] Итог общего блаженства верующих заключается во взаимоотношениях между ними и Богом: Он принадлежит им, а они — Ему; это — венец всех обетовании.
[2] Эти взаимоотношения основаны на свободной благодати. Не мы избрали Его, а Он — нас. Он вначале сказал: «Они — Мой народ» и сделал их достойными быть таковыми в день Своей силы, и тогда они признали Его своим.
[3] Чтобы быть счастливыми, нам не нужно желать большего, чем быть народом Божьим, а для того, чтобы быть беспечными и веселыми, достаточно, чтобы Он заверил нас в этом и сказал, свидетельствуя Своим Духом духу нашему: «Ты — народ Мой».
[4] Кто принял Господа своим Богом, тот должен признать это, прийти к Нему в молитве и сказать: «Ты — мой Бог!», должен быть готов исповедовать это среди людей.
[5] Завет с Богом дает нам утешение, к которому добавляется осознание того, что в нем мы имеем общность со святыми; хотя их много, но они — одно целое. Здесь не сказано: «Я скажу им: «Вы — Мой народ»», а: «Ты — Мой народ», ибо Бог считает их едиными во Христе и как к таковым Он обращается и заключает с ними завет. Они также не говорят: «Ты — наш Бог», ибо считают себя одним телом и желают единым разумом и едиными устами прославить Его, и поэтому говорят: «Ты — мой Бог!»; или эти слова подразумевают, что тот завет, который Бог в древние времена заключил со Своим народом Израилем в общем, теперь, во времена Евангелия, Он заключает с отдельными верующими и говорит каждому из них, даже самому незначительному, с таким же удовольствием, как в древние времена говорил тысячам Израиля: «Ты — Мой народ», приглашая и ободряя каждого из них сказать: «Ты — мой Бог!» и радоваться этому, как радовался Моисей и весь Израиль: «Он Бог мой, Бог отца моего» (Исх 15:2).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 2 глава