Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


В данной главе:

(I) Против Израиля и Иуды выдвигается серьезное обвинение в грехах, которые послужили основанием для противостояния им Бога (ст. 1−2). В частности, Ефрем обвиняется в мошенничестве и несправедливости (ст. 7), хотя он сам оправдывается в этом грехе (ст. 8). Грех идолопоклонства (ст. 11) рассердил Бога и побудил Его выступить против них (ст. 14).

(II) Грехи, в которых они обвиняются, усугубляются тем, что Бог почтил их отца Иакова (ст. 3−5) и возвысил их из ничтожного и презренного положения, сделав народом (ст. 12−13); Он также побеспокоился, чтобы их душам была оказана помощь через пророков, которых Он посылал им (ст. 10).

(III) Звучит призыв к необращенным душам обратиться к Богу (ст. 6).

(IV) Звучит намек на милость, которую Бог хранил для них (ст. 9).

Стихи 1−6. В данных стихах:

I. Бог убеждает Ефрема в безрассудстве, раз тот полагается на Египет и Ассирию, оказавшись в стесненных обстоятельствах:

(1) «Ефрем пасет ветер», то есть питает себя напрасными надеждами получить помощь от людей, когда вступил в конфликт с Богом; столкнувшись с неприятностями, он продолжает ту же игру, страстно желает и гоняется за восточным ветром, поймать которого он не может, а если и смог бы, то тот не напитал бы его, более того, был вреден для него. О ветре с востока мы говорим: «Он вреден и для человека и для животного». Писание говорит: «Он сеял ветер» (Ос 8:7), а что сеешь, то и пожинаешь (он и пожал бурю), а что пожнешь, то и будешь есть; вот он и питался ветром, восточным ветром. Отметьте: кто делает творения своим упованием, тот делает себя глупцом, прилагая значительные усилия, чтобы обмануть свою душу, и готовит неприятности самому себе.

(2) «Он каждый день умножает ложь», то есть умножает общение со своими соседями и заключает с ними новые союзы, которые окажутся ложными для него; более того, они навлекут на него разорение. Народы, которые он делает своим прибежищем, навлекут на него гибель. Кто любит ложь, тот будет стремиться умножать ее, чтобы на ней строить свои надежды; они сильно заблуждаются, думая, что множество лжи, переплетающейся между собой, окажется истиной, или множество надломленного и гниющего тростника может поддерживать друг друга; это приведет к великому разорению, ибо, чем больше умножают суетных и ложных богов чтущие их, тем больше огорчений они готовят для себя и удаляются от милостей, ожидающих их. Так поступили мужи Ефрема, когда думали защитить свои интересы с помощью ассирийцев, заключив с ними союз, подписав договор, запечатав и поклявшись быть верными: «Заключат они союз с Ассуром, но увидят, что он не соблюдает его — могущественный владыка был верен своему слову лишь до тех пор, пока ему этого хотелось». Они думали сохранить египтян в качестве союзников с помощью богатых подарков из продуктов, производимых в их стране, чтобы не только приобрести их благоволение, но и показать, что их дружба того стоила: «В Египет отвозится елей». Но египтяне, получив взятку, потеряли к ним интерес, и никогда благодаря им положение Ефрема не улучшалось. Oleum perdidit et ореrat — И елей, и старания были напрасными. Так Ефрем пас ветер: он умножал ложь и разорение.

II. Бог также борется с Иудой и Иаковом, который включал в себя Ефрем и Иуду (ст. 2): «Но и с Иудой у Господа суд, ибо хотя совсем недавно он царствовал с Богом и был верен со святыми, но теперь начал деградировать». Или подразумевается, что хотя он был верен дому Давидову и дому Ааронову и в их лице — заветам царства и священства, но таковым оставался в определенных вопросах: верным дому Давидову и царствовал с Богом, верным дому Аароному и святым; что же касается других вопросов, то Бог судился с ними и хотел наказать их. Отметьте: если люди поступают правильно в некоторых вопросах, то это не избавляет их от наказания, а следовательно, и от порицания в тех вопросах, где они поступают неверно. Таковыми были семь церквей Азии, о которых Христос отозвался с похвалой, но при этом добавил: «Но имею против тебя то, что...» Так и здесь: хотя семя Иакова — народ, близкий к Богу, но Бог накажет их соответственно злым путям, на которых они были найдены, и злым делам, в которых были виновны, ибо Бог видит грех даже в Своем народе и взыщет с них за него.

III. Ефрему и Иуде напоминают об их отце Иакове, чьими потомками они были и чьи имена носили (и это было их славой), напоминают о необычных делах, совершенных им и совершенных Богом для него, чтобы они еще больше устыдились себя и своего отступничества от такого прославленного предка, устыдились того, что запятнали сияние такого великого имени. Об этом им напоминают также для того, чтобы побудить и ободрить их вернуться к Богу, Богу их отца Иакова, в надежде ради него обрести Божье благоволение. Он назвал этот народ Иаковом (ст. 2), угрожая наказать их; но далее говорит: «Как предам тебя? Как смогу забыть это дорогое для Меня имя?»

1. В данных стихах народу Иакова напоминают о трех прославленных моментах в жизни Иакова; это лишь краткие намеки на те события, ибо предполагается, что они знают, о чем идет речь.

(1) Его борьба с Исавом в утробе: «Еще во чреве матери запинал он брата своего» (ст. 3). Об этом рассказывается в книге Бытие 25:26. Это было раннее проявление смелости и попытка добиться первенства — благочестивое стремление получить заветное право первородства, которого Исав был справедливо лишен из-за своего пренебрежения им. Но его деградирующие потомки, смешавшись с народами и заключив с ними союзы, осквернили этот венец и похоронили во прахе честь, которую он так славно добыл. Тогда ему было отдано владычество: «Больший будет служить меньшему». Тогда он был признан Богом как Его возлюбленный: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Но из-за своих грехов они лишились любви Бога и владычества над своими соседями.

(2) Его борьба с ангелом. «Вспомни, как отец твой Иаков, возмужав, боролся с Богом; он получил эту силу в дар от Бога, Который не в полном могуществе стал состязаться с ним, а вложил в него силу» (Иов 23:6, англ. пер.). Ангел, с которым он боролся, назван Богом, и поэтому предполагается, что это был Сын Божий — ангел завета. «Сражаясь с Иаковом, Бог был и противником, и его помощником, вкладывая больше силы в помощь, чем в противление, сражаясь против него как бы левой рукой, а за него — правой и именно в нее вкладывая больше силы», — так истолковывает это место д-р Покок. Провидение Бога сражалось против него, когда, возвращаясь домой, он сталкивался то с одной, то с другой проблемой, но благодать Бога помогала ему бодро идти по своему пути; и когда его вера действовала соответственно божественному обетованию, то преодолевала страхи, которые зарождало в нем божественное провидение, ополчившееся против него; тогда, возмужав, он боролся с Богом. Но особенно этот стих ссылается на его молитву о спасении от Исава и о благословении: «Он боролся с Ангелом — и превозмог, ибо плакал и умолял Его». Наряду с величайшей смелостью в нем присутствует величайшая нежность, ибо Иаков борется, как победитель, и тем не менее плачет, как ребенок. Отметьте: молитвы и слезы являются тем оружием, с помощью которого святые одерживают самые славные победы. Так Иаков стал Израилем — сражающимся с Богом; его потомство называлось Израиль, но оно было недостойно этого имени, ибо лишилось его, потеряло общение с Богом и свою часть в Нем, отступив от своих обязанностей перед Ним.

(3) Его встреча с Богом в Вефиле: Бог нашел его в Вефиле, и там говорил с нами. В первый раз Бог нашел его в Вефиле, когда он шел в Месопотамию (Быт 28:10), а во второй раз — когда он возвращался (Быт 35:9 и далее). Возможно, эти слова касаются обоих случаев, ибо и в том и в другом Бог говорил с Иаковом и обновлял Свой завет с ним; поэтому пророк вполне мог сказать: «Там Он говорил с нами» — потомками Иакова, ибо всякий раз, когда Бог разговаривал с ним в Вефиле, Он говорил о его потомках: «И будет потомство твое, как песок земной (Быт 28:14); потомству твоему по тебе дам землю сию (Быт 35:12)». Такой завет Бог заключил тогда с ним и его потомством, которое придет после него. И теперь их справедливо упрекают в этом, ибо именно на том месте, которое их отец Иаков назвал Вефиль — дом Божий, в память об общении с Богом, они поставили одного из тельцов и поклонялись ему; так они превратили Вефиль в Беф-Авен — дом беззакония. Там Бог говорил с ними, давая великие и драгоценные обетования, которыми они пренебрегли и из-за этого лишились привилегий.

2. Из этих рассказов об Иакове для наставления его потомков можно сделать два вывода.

(1) Чем полезна эта информация. Из происшедшего между Богом и Иаковом мы можем познать, что Иегова, Бог Саваоф — Бог Израиля; Он был Богом Иакова и таково имя Его для всех поколений Иакова (ст. 5); это особенно позорит тех, кто забыл имя своей Церкви, оставил Бога своих отцов и сменил Бога Саваофа на Ваала. Отметьте: только те достойны назваться народом Божьим, кто хранит память о Боге — помнит те имена, какие Он присвоил себе, с помощью которых Он открылся нам и желает, чтобы мы помнили о Нем. Вот два имени, благодаря которым Он отличается от всех остальных, по которым мы должны признавать Его и восхищаться Им.

[1] Первое означает Сущий в Себе. Он — Иегова, который был, есть и будет, безграничный, вечный и неизменный. Иегова — имя Его, Его особое имя.

[2] Второе имя означает Его владычество над всем. Он — Бог Саваоф (Бог воинств в англ. пер.), имеющий в Своем подчинении все небесные и земные воинства, которые Он использует, как Ему угодно. Иаков видел Маханаим — Бога двух воинств, когда боролся с ангелом (Быт 32:1−2), и тогда научился называть Бога Богом воинств и передал это имя нам. Имена Бога, Его титулы и отличительные черты напоминают нам о Нем; для этого не нужны истуканы. То, что для одного было откровением о Боге, стало Его именем для многих поколений.

(2) Для чего используется это увещевание (ст. 6). «Раз твой отец Иаков имел общение с Господом Богом Саваофом и Его имя осталось таким же, то [1] пусть те, которые отошли от Бога, обратятся к Нему: «Обратись и ты к Богу твоему». Тот, Который был Богом Иакова, является Богом Израиля, Он — Бог твой, от Которого ты бесчестно и незаслуженно отошел, поэтому вернись к Нему покаянием и верой, обратись к Нему как к своему Богу, люби Его, повинуйся Ему и уповай на Него».

[2] Пусть обратившиеся к Нему живут с Ним, хранят святой образ жизни и благочестие: «Храни милость и суд (англ, — пер.) — милость, когда помогаешь бедным и огорченным, суд, воздавая каждому по правде; будь добр ко всем и никому не делай зла». «Храни благочестие и суд, — можно и так прочитать, — живи праведно и благочестиво в нынешнем веке; поступай благочестиво и честно не время от времени, а будь постоянен, внимателен и добросовестен всегда».

[3] Пусть пребывающие с Богом ободрятся и живут, уповая на Него: «Уповай на Бога твоего всегда, надейся и верь, что получишь от Него всю необходимую тебе помощь и подкрепление». Кто живет, подчиняясь Божьим правилам, тот может уповать на Него и иметь в Нем утешение, если только из-за собственной ошибки не лишится его. Пусть наши очи всегда будут к Господу, чтобы мы сохранили святую уверенность и спокойствие разума, находясь под защитой божественной силы и под влиянием божественного благоволения, взирая без беспокойства на неопределенные события и верой храня наш дух спокойным и уравновешенным. Это значит — уповать на Господа как на Бога, состоящего с нами в завете, и в таком состоянии мы должны пребывать постоянно.

Стихи 7−14. В данных стихах вплетаются:

I. Обличения во грехе. Когда Бог выступает бороться со Своим народом, чтобы продемонстрировать собственную праведность, то Он также демонстрирует их неправедность. Ефрема призывали обратиться к своему Богу и хранить суд (ст. 6); и теперь, чтобы показать, что этот призыв был необходим, он обвиняется в том, что отвернулся от своего Бога и увлекся идолопоклонством, нарушив законы справедливости и извратив суд.

1. В данных стихах он обвиняется в несоблюдении заповедей второй скрижали (ст. 7−8). Здесь обратите внимание:

(1) В каком грехе в связи с этим он обвиняется: «Он — купец» (англ. пер.). В сноске и в русском переводе написано имя собственное: «Он — Ханаан, или Хананеянин, недостойный именоваться потомком Иакова и Израиля, заслуживающий изгнания с проклятием с этой доброй земли, как было с хананеянами» (см. Ам 9:7). Но слово Ханаан иногда означает «купец», и поэтому, скорее всего, именно это значение подразумевается в данном месте, где Ефрем обвиняется в мошенничестве при торговле. Хотя Бог дал Своему народу землю, текущую молоком и медом, но при этом не запретил им обогащаться за счет торговли, и они значительно превзошли хананеян в этом, равно как и в земледелии: они высасывали богатства моря и сокровища, сокрытые в песке (Втор 33:19). И если бы они были честными торговцами, то в их адрес не было бы никаких порицаний, а лишь хвала и благословение. Но они были такими же купцами, как хананеяне, которые только внешне выглядели честными людьми, а на самом деле, если могли, то обманывали всех, с кем имели дело. Так же поступал и Ефрем; он обманывал, а значит — угнетал. Отметьте: можно угнетать не только силой, но и мошенничеством. Не только князья, вельможи и хозяева угнеталн своих подчиненных, арендаторов и слуг; купцы и торговцы часто виновны в угнетении тех, с кем они имеют дело, когда пользуются их неведением или необходимостью для заключения с ними нечестной сделки, или становясь безжалостными и суровыми, требуя с них долги. Ефрем обманывал:

[1] С большим искусством и изобретательностью: «С неверными весами в руке». Он использует весы и отвешивает товар с помощью мер и весов, словно желает быть очень точным. Но его весы неверные, он имеет неверные гири и чаши; и таким образом под видом честного поступка совершает величайшее зло. Отметьте: Бог взирает на торговцев и купцов, когда они отвешивают свой товар и платят деньги — поступают ли они честно или мошенничают. Он обращает внимание на то, какие весы они держат в руке и как они держат их; и хотя имеющие с ними дело могут не знать о жонглерстве, с помощью которого они делают весы неверными, но Бог видит и знает это. Человеческий разум делает торговлю тайной, но как жаль, что из-за человеческого греха она становится тайной беззакония.

[2] С удовольствием и гордостью: «Он любит обижать». Обижать людей плохо, но любить обижать — намного хуже. Совесть такого человека не контролирует и не обличает его, как должно; если бы она делала это, то, согрешая, он не получал бы от этого удовольствия, но его пороки настолько сильны и одерживают верх над обличениями, что ему не только нравится прибыль, получаемая в результате угнетений, но он любит угнетать и грешит ради того, чтобы грешить, получая удовольствие, когда удается перехитрить и обмануть тех, кто не подозревает его.

(2) Как он оправдывает эти грехи (ст. 8). Нечестивцы всегда имеют что сказать в свое оправдание, когда им говорят об их ошибках, — некие поверхностные вопросы, с помощью которых можно уклониться от обличений слова. Ефрем обвинялся в обычном обмане. Но посмотрите, что он предъявляет в качестве ответа на предъявленное обвинение. Он не отрицает обвинение и не настаивает на своей невиновности; в то же время он не исповедует его и не раскаивается, не просит прощения, а настаивает на своем оправдании. Представьте, что он действительно использует неверные весы, но при этом [1] он ссылается на то, что приобрел значительное имущество. Пусть пророк говорит все что угодно о его мошенничестве, об этом грехе и проклятии Божьем, сопутствующем ему, — он не согласен с тем, что в нем присутствует опасность и этим грехом он причиняет вред, ибо уверен, что именно благодаря ему он процветает: «Однако я разбогател, накопил себе имущества. Как бы вы к этому ни относились, но я нагрел на этом руку». Отметьте: плотские сердца часто утверждаются в хорошем мнении о своих злых путях благодаря мирскому процветанию и успешности на этих путях. Но это большая ошибка. Каждое слово, произнесенное здесь Ефремом, возвещает о его глупости. Во-первых, глупо называть богатство этого мира имуществом, ибо вот — и его уже нет (Притч 23:5). Во-вторых, глупо думать, что мы приобретаем его благодаря себе, говорить (как читают некоторые): «Я сделал себя богатым; все, что я имею, добыто благодаря моей изобретательности и трудолюбию — я накопил его, моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». В-третьих, глупо думать, что все, что мы имеем, предназначено для нас. «Я накопил себе имущества», — говорит Ефрем, словно мы получаем его для личного употребления и выгоды, в то время как оно вверено нам только как управляющим. В-четвертых, глупо думать, что богатство — это то, чем нужно хвалиться и говорить с ликованием: «Я разбогател». Богатство не прославляет душу, оно не присуще наилучшим людям и не является надежным для нас, поэтому да не хвалится богатый богатством своим (Иак 1:9−10). В-пятых, глупо думать, что, обогащаясь греховным путем, мы остаемся невиновными, что таким образом мы будем защищены и свободны, ибо процветание глупцов обманывает и губит их (см. Ис 47:10; Притч 1:32).

[2] Он ссылается на то, что сохранил хорошую репутацию. Очень часто грешники, когда служители справедливо упрекают их, взывают к своим соседям, так как те не знают о них ничего плохого или не хотят ничего говорить, или думают хорошо о том, в чем пророки обличают их как во грехах. Тогда таковые бросают в лицо своим обличителям: «Во всех моих трудах (говорит Ефрем) не найдут ничего незаконного, что было бы грехом». Отметьте: плотские сердца склонны строить благоприятное мнение о самих себе на основании хороших характеристик о них своих соседей. Ефрем был очень самонадеян, ибо, во-первых, все соседи знали, что он был весьма усерден в своем деле; они видели все его труды и одобрительно отзывались о них. Люди прославят тебя, что ты удовлетворяешь себе. Во-вторых, никто из них не знал, что они мошенничали в своем деле. Они действовали с такой хитростью, что никто не мог отрицать того, что они поступали честно. Они (1) скрывали мошенничество так, что никто не мог раскрыть его: «Даже если мошенничество присутствует, они не найдут ничего», словно Бог недоволен и осуждает душу лишь в том случае, когда преступление явно и позорно. Какая польза нам в том, что люди не находят в нас ничего незаконного, если Бог находит его много и выведет на суд тайные дела, даже если это тайное мошенничество?

(2) Либо оправдывали мошенничество так, что никто не мог осудить их: «Они не найдут ничего беззаконного, что было бы грехом — ничего плохого, а лишь то, что легко можно оправдать: только некие простительные грехи, о которых не стоит даже говорить». Они думали, то Бог будет смотреть сквозь пальцы на эти грехи, потому что они так делают. Это стильное беззаконие, оно привычно; так поступает каждый; оно доставляет удовольствие, приносит прибыль, и поэтому, как они полагают, в данном преступлении нет греха; за мошенничество никто не станет думать о них хуже. Но Бог видит не так, как человек; Он судит не так, как человек.

2. В данных стихах его обвиняют в идолопоклонстве — преступлении против заповедей первой скрижали, в беззаконии, которое в определенном смысле является суетой, в создании и поклонении истуканам, которые суть — суета (ст. 11): «Они суетны, не приносят прибыли, а только обманывают». Пророк называет два места, известных своим идолопоклонством:

(1) Галаад по одну сторону Иордана, который был заклеймен за это раньше (Ос 6:8): «Есть ли беззаконие в Галааде?» (англ. пер.); это то, чему стоит удивляться и оплакивать. Как, беззаконие в Галааде? Идолопоклонство? Галаад был плодородной, красивой страной (его красота вошла в поговорку, Иер 22:6), так неужели он так плохо отплатил Богу? Он располагался на границе и часто подвергался нападению врагов, поэтому нуждался в особой божественной защите; так как же он мог своим беззаконием лишить себя этой защиты? Есть ли беззаконие в Галааде? — Да.

(2) И в Галгале тоже; там они закалали в жертву тельцов (Ос 9:15), и там их жертвенники, которые они поставили чужим богам в противовес утвержденному Божьему жертвеннику, стояли как груды камней на межах поля, которые предстояло засеять (Ос 8:11). «Есть беззаконие только в Галааде? — читают некоторые, — только ли в таких удаленных частях страны, которые граничат с другими странами, люди такие суеверные?» — Нет, так же плохо дела обстоят и в Галгале. В Галааде Бог защитил их отца Иакова (о котором Он им говорил раньше) от ярости Лавана, так неужели там вы будете творить беззаконие?

II. Угрозы о пролитии гнева за эти грехи. Одни понимают так (ст. 9): «Я опять поселю тебя в кущах, как в определенное время (англ. пер.), то есть Я создам тебе такие условия, в которых оказались израильтяне, когда жили в палатках и в течение сорока лет блуждали в пустыне; это было время, определенное для проживания в пустыне». Ефрем забыл, что Бог вывел его из Египта и воспитал таким, как он стал; он возгордился своим богатством и стал на греховные пути обогащения, поэтому Бог грозит, что он опять вспомнит скинию и окажется в бедственном, презренном, заброшенном и неустроенном положении. Отметьте: когда люди с помощью греха превращают свои палатки в дома, то Бог поступает справедливо, вновь превращая их дома в палатки. Тем не менее это суровая угроза: сильно раздражил Ефрем Господа (ст. 14). Посмотрите, как люди обманываются в своем мнении о самих себе и как однажды их обман раскроется. Ефрем считал, что в нем не было беззакония, которое можно было бы назвать грехом (ст. 8), но Бог сказал, что в нем было то, что называется грехом, и он будет раскрыт, если только Ефрем не покается и не изменится, ибо (1) этот грех весьма оскорбителен для Бога: «Сильно раздражил Ефрем Господа своими беззакониями, которые были весьма отвратительны для Бога и для него самого будут иметь горестные последствия». Он был настолько упрям, согрешая против знания и обличений, что всякий видевший это мог сказать, что единственное, к чему он стремился, — так это разгневать Бога в высшей степени.

(2) Это несомненно погубит его; ничто другое не может произойти с тем, кто гневит Бога и разжигает огонь Его гнева. Поэтому, в качестве конфискации:

[1] Бог отнимет у него жизнь: за то кровь его оставит на нем, то есть не будет считать невиновным, а пошлет смерть, которая является платой за грех. Кровь твоя на голове твоей (2Цар 1:16), ибо его беззакония свидетельствовали против него, и ему одному придется отвечать за них. Отметьте: когда грешники погибают, то их грех остается на них.

[2] Бог отнимет у него честь: поношение его обратит Господь на него. Бог — его Господь; своим идолопоклонством и другими грехами он опозорил Господа, обесчестил Его, Его имя и Его семью и тем самым дал возможность другим порицать Его; и теперь Бог обратит этот позор на него, согласно изреченному Им слову, которое гласит, что бесславящие Его будут посрамлены. Отметьте: постыдные грехи будут накачаны с позором. Если Ефрем с презрением стал относиться к своему Богу, то он окажется в таких стесненных обстоятельствах, что все соседи будут смотреть на него с презрением.

III. Эти стихи напоминают о прежней милости, чтобы обличить их в низменной неблагодарности, которую они проявили, когда отошли от Бога. Пусть со стыдом вспомнят:

1. Что Бог возвысил их из презренного положения. Когда Ефрем разбогател и возгордился, то забыл, что Бог (дабы он не забыл) обязал их каждый год признавать это (Втор 26:5): «Отец мой был странствующий Арамеянин». И здесь Бог напоминает им об этом (ст. 12): пусть помнят не только о славных поступках своего отца Иакова и о том, что он боролся с Богом (ст. 3), ибо к этой славе они непричастны, пока оставались непокорны Богу, но и о том, каким презренным слугой он был у Лавана; и этих воспоминаний было достаточно, чтобы смирить тех, кто возгордился своим значительным имуществом. Убежал Иаков на поля Сирийские от своего злобного брата и там служил алчному дяде за жену, и за жену стерег овец, ибо у него не было имущества, чтобы материально обеспечить жену. Иаков был беден, занимал презренное положение и был беглецом, поэтому его потомству нечем гордиться. Он был простым человеком, который жил в палатках и стерег овец, поэтому им не приличествовало иметь неверные весы. Он служил за жену, которая не была хананеянкой, как жены Исава, поэтому они поступили постыдно, опустившись до хананеян и смешавшись с народами. Бог чудесным образом сохранил его во время бегства и в служении, и поэтому он значительно умножился, и от этого корня в земле сухой произошел славный народ, носящий его имя. Все это возвеличило милость Бога, проявленную к нему и к ним, и возложило на них пятно неизменной благодарности по отношению к Богу, Который был их основателем и Даятелем.

2. Что Бог спас их от беды, возвысил до того положения, в котором они были, избавив не только от бедности, но и от рабства (ст. 13), что еще больше обязывало их служить Ему и усугубляло их виновность в служении другим богам.

(1) Господь вывел Израиля из Египта, чтобы он служил ему, а, искупив из рабства, приобрел особые права на него и на его служение.

(2) Он охранял их, как бережно охраняет овец пастырь. Он охранял их от ярости фараона, защищал у Красногоморя, хранил от всех опасностей пустыни и обеспечивал всем необходимым. Он делал это через пророка Моисея, который хотя и назывался царем Израиля (Втор 33:5), но для Израиля был пророком, наставляя их от Бога и силой Его слова. Знаком его власти был не царский скипетр, а жезл Бога, с помощью которого он призывал казни для Египта и благословения для Израиля. Моисей, как пророк, был прообразом Христа (Деян 3:22), и именно через Христа, как через пророка, мы были выведены из Египта греха и сатаны силой Его истины. И все это показывает, какими недостойными и неблагодарными были эти люди:

[1] Отвергнув Бога, выведшего их из Египта, ибо во вступлении к заповедям особенно упоминается, что они не должны иметь других богов, кроме Него, в качестве основания для получения этой милости.

[2] Презирая и преследуя Его пророков, которых они должны любить и высоко ценить; на их примере они должны были научиться соответствовать цели Бога, пославшего их, ибо ради этого пророка Бог вывел их из Египта и сохранил в пустыне. Отметьте: привилегии, которые мы имеем благодаря слову Божьему, значительно усугубляют наш грех и безрассудство, если мы оказываем пренебрежение слову Божьему.

3. Что Бог заботился об их воспитании по мере их возрастания. Этот пример Божьей милости описан в ст. 10. Как через пророка Он спас их, так и через пророков Он продолжал говорить с ними. Человек, сотворенный из земли, питается землей; так и народы, образованные через пророчество, пророчеством питаются и наставляются; мы читаем, что начиная с Моисея и заканчивая всеми пророками, служившими на протяжении нескольких веков Церкви, они обучались благодаря божественному откровению.

(1) Пророки избирались из их среды (Ам 2:11), они наследовали друг друга и каждый из них, от Моисея до Малахии, в большей или меньшей мере обладал Духом пророчества.

(2) Эти пророки были провидцами; они имели видения и сны, в которых Бог непосредственно открывал им Свои мысли, заверяя в том, что это Его мысли (Чис 12:6).

(3) Эти видения были умножены; Бог говорит не однажды и в другой раз, а много раз; если на одно видение не обратили внимания, то Он посылал другое. Пророки получали различные видения, которые часто повторялись.

(4) Бог говорил с ними через пророков. То, что пророки получали от Господа, они вразумительно и правдиво пересказывали людям. Народ у горы Синай умолял Бога, чтобы Он говорил с ними через людей, подобных им, и Он так и сделал.

(5) Разговаривая с ними через пророков, Он употреблял притчи, чтобы переданные им послания были понятны, оказали большее воздействие и лучше запомнились. Полученные ими видения часто представляли собой притчи, и таким образом разговор был украшен искусными сравнениями. Бог как через Своих пророков, так и через Своего Сына употреблял притчи, ибо отверзал в притчах уста Свои. Отметьте: Бог обращает внимание, воспринимаем ли мы проповеди, которые слышим, или нет; и тем, которые долгое время наслаждались средствами благодати в чистоте, изобилии и силе, которым часто, честно и доступно говорили о воле Божьей, придется ответить за многое в другой день, если они упорствуют на беззаконных путях.

IV. Среди разговоров о грехе и гневе даются намеки на милость, которую они обретут в будущем (как это понимают некоторые, ст. 9): «Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, Который там в то время избрал тебя Своим народом, Сам согласился стать твоим Богом и постоянно посылал милостивые провидения, и Я храню для тебя милость, каким бы плохим ты ни был. Я опять поселю тебя в кущах, но не как в пустыне, а как во дни праздника — праздника кущей, который праздновался с великой радостью» (Лев 23:40).

1. Благодаря благодати Божьей они увидят, что хотя богаты и накопили себе имущество, но продолжают жить в палатках и их мирское богатство не является постоянным городом.

2. Тем не менее у них будет повод возрадоваться в Боге, и они будут иметь возможность выразить свою радость в публичных постановлениях. Праздник кущей был первым торжественным праздником, который евреи отмечали после возвращения из Вавилона (Езд 3:4).

3. Это, как и другие обетования, полностью исполнилось при евангельской благодати, которая обеспечила верующих кущами на их пути к небесам, равно как и поводом для радости, святой радости, радости в Боге, которая присутствовала на празднике кущей (Зах 14:18−19).

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 12 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.