В данной главе:
(I) Израильский народ обвиняется в вопиющей порочности при поклонении Богу и ему грозят уничтожением его идолов и жертвенников (ст. 1−2,5−6,8).
(II) Они обвиняются в порочности при отправлении правосудия и им грозят уничтожением системы государственного управления (ст. 3−4,7).
(III) Они обвиняются в подражании грехам своих отцов, в том, что, продолжая грешить, считают себя в безопасности; за это в их адрес звучат угрозы поразить их смиряющими судами (ст. 9−11).
(IV) Их искренне приглашают покаяться и измениться и угрожают гибелью, если они этого не сделают (ст. 12−15).
Стихи 1−8. Обратите внимание:
I. В каких грехах здесь обвиняется Израиль: в государственных грехах, которые повлекли за собой суд над всем государством. Пророк откровенен с ними, ибо какая польза для них, если он будет им льстить?
1. Они были бесплодны и не приносили плодов праведности для славы Бога. С этого начались все остальные преступления Израиля (ст. 1): «Израиль — бесплодный виноград» (англ. пер.). Церковь Бога уместно сравнивается с виноградной лозой, слабой и внешне не подающей надежд, но быстро растущей и плодоносной. Верующие — ветви этой лозы, питающиеся от ее корня и тучности. Но таков был характер Израиля: он был бесплодной лозой, не имеющей в себе ни сока, ни добродетели, и поэтому не стоило ожидать, что он произведет какой-нибудь добрый плод, которым мог быть почтен Бог и человек. Отметьте: хотя многие и не стали дикой лозой, но являются бесплодной лозой, не приносящей добрый плод. Лоза более всех других деревьев ни на что не годна, если не приносит плод. В таком случае она бесполезна (Иез 15:3,5). А лоза, которая не приносит виноград, скоро начнет приносить дикие ягоды; кто не делает добро, тот будет причинять вред. Он — бесплодный виноград, ибо умножает для себя плод. То, что в нем есть хорошего, не предназначено для славы Бога — он воздает ее себе и гордится ею. Христиане живут не для себя (Рим 14:6), а лицемеры делают центром себя: они едят и пьют для себя (Зах 7:5−6). Или подразумевается, что Израиль после судов Божьих опустошен и разграблен; он лишился всего данного ему Богом богатства, так как использовал его для служения своим похотям, а не для славы Бога. Отметьте: мы можем лишиться того, что неправильно употребляем.
2. Они умножали свои жертвенники и истуканов, и чем более щедрым становилось по отношению к ним Божье провидение, тем более расточительными они были в служении своим идолам: «Чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры». Отметьте: мы в высшей степени оскорбляем Бога и злоупотребляем Его милостью, если, получая от Него больше милостей, больше грешим против Него: когда люди, становясь богаче, больше причиняют зла. И разве не должны мы быть такими же щедрыми в своем служении Богу, какими были они в служении своим идолам? Если наше богатство умножается, то мы должны пропорционально умножить дела благочестия и благотворительности.
3. Их сердца разделились (ст. 2).
(1) Они разделились между собой. Они ссорились из-за своих идолов: одни предпочитали одних, другие — других, они ссорились из-за царей, чьи раздельные интересы создавали партии в царстве, и из-за этих партий сердца многих разделились и удалились друг от друга; в результате среди народа невозможно было найти искренней дружбы; и поэтому далее следует: «В том они были виновны» (англ. пер.). Отметьте: разделения и враждебность приводят ко многим грехам и предшествуют гибели.
(2) Они разделились между Богом и своими идолами. В своих сердцах они сохранили привязанность к Богу, но любовь к идолам преобладала. Они колебались между Богом и Ваалом, и это разделило их сердца. Но Бог — полновластный владыка сердца, и Он ни в коей мере не потерпит соперника; Ему нужно либо все, либо ничего. Сатана же, как лживая мать, говорит: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите»; и если дело обстоит так, то Бог говорит: «Более того, пусть берет все». Сердце, которое делится подобным образом, будет виновно, оно получит отказ, как вероломное и неверное завету, заключенному с Богом. Отметьте: сердце, разделяющееся между Богом и мамоной, хотя и может приспособиться и выглядеть благовидным, но в день, когда откроются тайны, будет найдено виновным.
4. Они не задумывались со всей ответственностью о том, что говорили и делали самым торжественным образом (ст. 4):
(1) О своих словах, подтвержденных клятвой, что является самой торжественной речью. Они говорят слова пустые; это только слова, ибо они не поступали так, как говорили; они verba dare — произносили слова. Они клянутся ложно, заключая завет; они обманывали, заключая завет с Богом: когда заключали завет обрезания и, оказавшись в беде, обещали измениться. Поэтому неудивительно, что лгавшие своему Богу лгали всему человечеству. Они были настолько заражены предательством, что не ставили ни во что самые святые узы и разрушили их: подданные нарушали свои клятвы верности, а цари — клятвы, данные при коронации; они нарушали договоры, заключенные с дружественными народами, и никто не старался придерживаться соглашений, заключенных между двумя людьми.
(2) Как они вершили правосудие, что было самым торжественным действием. Невозможно вершить правосудие, когда люди с легкостью нарушают клятву, ибо в таком случае суд, который должен быть исцеляющим лекарственным растением и иметь приятный запах, превратится в ядовитую траву, отвратительную и вонючую, на бороздах поля — того поля, которое было распахано для хорошего зерна. Отметьте: порочность в высшей степени оскорбляет Бога, и не только та, которая проявляется при поклонении Ему, но и та, которая присутствует во взаимоотношениях между людьми; нечестность будет основанием для Его противостояния, как идолопоклонство и нечестивость, ибо Божьи законы изобретены для выгоды человека и на благо общества, равно как и для славы Бога; а за осквернение правосудия будет отмщено так же верно, как за осквернение храмов.
II. Какими судами будет наказан за эти грехи Израиль; они грешили и в гражданских, и в религиозных вопросах и в этих сферах будут наказаны.
1. Они не будут радоваться своим царям и их правлению. Так как правосудие превратится в притеснение, то на тех, кому вверено руководство и кто должен быть благословением для государства, будут жаловаться как на бремя (ст. 3), а те, кто не хочет справедливо руководить своим народом, не смогут и защитить его: «Теперь они говорят: «Нет у нас царя, то есть создается впечатление, что нет никого, кто сделал бы нам добро или заступился за нас, кто поддержал бы нас и не позволил уничтожать самих себя или быть уничтоженными врагом, кто сохранил бы гражданский мир и не допустил, чтобы мы сражались; все это справедливо пришло на нас. Бог отказался от нас, ибо мы не убоялись Господа, когда были в безопасности под защитой наших царей, а теперь царь — что он нам сделает? Что хорошего мы можем ожидать от царя, если лишились благоволения нашего Бога?»» Отметьте: кто изгоняет страх Божий, тот, скорее всего, не будет получать радости от утешений, даруемых творением; без религии даже верность подданных своему князю не поможет им, ибо хотя она и может побудить его заступиться за них, но что хорошего это даст им, если Бог будет против них? Кто хранит себя в страхе и благоволении Бога, тот может сказать с ликованием: «Что плохого могут сделать нам величайшие люди?» А тем, кто лишает себя Его защиты, придется с отчаянием сказать: «Чем могут нам помочь величайшие люди?» Один царь сказал: «Если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе?» И только глупец мог сказать: «Если царь не поможет нам, то мы погибнем» (что подразумевается в ст. 3), ибо Бог может для нас сделать то, чего цари не могут. Было время, когда они страстно желали иметь царя, но теперь разве может царь (который, как они думали, может все) помочь им? Бог может сделать так, что люди разочаруются в своем уповании на творения, которые они особенно любили. Именно на это они жаловались, когда их царь оказался неспособным помочь им, но это не самое худшее; их государственное правительство не только ослабеет, но будет практически ликвидировано (ст. 7): «Исчезнет в Самарии, царском городе, единственно уцелевшем, царь ее — как пена на поверхности воды». Пена плавает на поверхности воды и заметна в первую очередь, но это всего лишь скопление пузырьков, поднятых разбушевавшейся водой. Такими были цари Израиля после того, как восстали против дома Давидова, — всего лишь пена; их правление не имело основания. Такими же становятся другие цари, когда начинают противостоять Богу; когда Бог приходит, чтобы сразиться с ними Своим судами, то Он с легкостью может рассеять и растворить их, превратить в ничто, как пену на поверхности воды.
2. Они не будут получать радости от своих идолов и поклонения им. Печально положение того народа, чьи боги подвели его, когда цари оказались бессильными.
(1) Сделанные ими идолы и жертвенники, воздвигнутые в их честь, будут разрушены, уничтожены и унесены в качестве трофеев врагом, одержавшим над ними победу: «Он разрушит жертвенники их». Бог сделает это руками ассирийцев, которые поступят по повелению Бога. «Он сокрушит кумиры их» (ст. 2). Отметьте: Бог поступает справедливо, разрушая и сокрушая то, из чего люди делают идола. Но телец Вефиля был главным идолом, которого особенно любили жители Самарии, и здесь предсказано, что он будет уничтожен: «Слава его отойдет от него (ст. 3). когда он будет свергнут и уничтожен. и никто не будет ему поклоняться». Но это еще не все: «Сам он будет отнесен в Ассирию (как, по предположениям некоторых, ранее был отнесен телец Дана) в дар царю Иареву». Он будет отнесен ему как богатая добыча (ибо это был золотой телец, возможно, украшенный дарами и приношениями поклонявшихся ему) и как трофей победы над врагом; и разве мог быть более прославленный трофей, чем этот, или более неопровержимое доказательство их абсолютной победы? Поэтому сказано: «Истреблен будет грех Израиля (ст. 8)», то есть идолы, которые они сделали основанием своего греха; об этих идолах Писание говорит: «Они стали грехом для всего Израиля» (3Цар 12:30). Отметьте: если благодати Божьей не удается разрушить в нас любовь ко греху, то тогда вполне справедливо провидение Божье может уничтожить пищу и топливо для этого греха. Вместе с идолами истреблены будут высоты Авена, то есть Беф-Авена (ст. 5), или Вефиля; он был назван домом Божьим (именно это означает Вефиль), но теперь называется домом беззаконий, более того, беззаконием. Цари мечом правосудия не истребили высоты, хотя должны были сделать это, и поэтому Бог истребит их мечом войны, и в результате тернии и волчцы вырастут на жертвенниках их, то есть они будут лежать в руинах. Пока эти жертвенники стояли, то были как тернии и волчцы оскорбительными для Бога и благочестивых людей — плодами греха и проклятием, и поэтому теперь они будут справедливо погребены в терниях и волчцах.
(2) Уничтожение идолов, жертвенников и высот будет поводом для их скорби, позора и страха.
[1] Это будет поводом для их скорби. Когда телец в Вефиле будет разрушен, то восплачет о нем народ. Они считали тельца защитником своего народа, и когда его не стало, решили, что всем им придется погибнуть, что заставило невежественный народ, который был введен в заблуждение и любил его, горько плакать, как Миха (Суд 18:24): «Вы взяли богов моих; чего еще более?» Священники, которые радовались ему, теперь будут скорбеть о нем вместе с народом. Отметьте: людям придется скорбеть об утере того, что они сделали богом, а чрезмерная скорбь об утере какого-либо мирского блага является знаком того, что его сделали идолом. Раньше они много веселились при поклонении своим идолам, а теперь будут оплакивать их, ибо греховное веселье рано или поздно обернется скорбью.
[2] Это будет поводом для них стыдиться (ст. 6): постыжен будет Ефрем, когда увидит унесенными в плен своих богов, на которых он уповал; посрамится Израиль от замысла своего, когда он чрезмерно уповал на них и восхищался ими. Божий ковчег и Его жертвенники не были свергнуты до тех пор, пока люди не отказались от них, а жертвенники идолопоклонников были свергнуты, когда люди чрезмерно полюбили их; это показало, что они с презрением относились к первым и восхищались последними, и было теми грехами, за которые Бог посетил их.
[3] Это послужит поводом, вызвавшим в них страх (ст. 5): «Вострепещут жители Самарии»; они будут страдать за своих богов и бояться потерять их или, скорее, будут страдать за себя, своих детей и свои семьи, когда увидят, что на них обрушились суды Божьи, которые начались с их идолов, подобно тому, как Бог над всеми богами Египетскими произвел суд (Исх 12:12). Так идолопоклонники вострепещут, когда Бог восстанет, чтобы сокрушить землю (Ис 2:21). И в данном случае (ст. 8) скажут они горам: «Покройте нас», и холмам: «Падите на нас!» Так идолопоклонники будут напрасно призывать скалы и горы, чтобы они укрыли их от гнева Божьего (Откр 6:15).
Стихи 9−15. В данных стихах:
I. Им напоминают о грехах их отцов и предшественников, за которые теперь Бог хотел взыскать с них. Им было сказано (Ос 9:9), что они развратились, как во дни Гивы, а здесь (ст. 9): «Больше, нежели во дни Гивы, грешил ты, Израиль». Это означает, что в них ожило и пришло в действие не только нечестие, которое вершилось в то время, ставшее копией того оригинала, а то, что злодеяния, совершавшиеся в то время, продолжались непрерывно и наследовали друг друга на протяжении всех этих веков до настоящего времени, так что мера их беззаконий наполнялась в течение долгого времени; и к ней было совершено добавление. Или нужно понимать так: «Хотя грешил ты, Израиль, больше, нежели во дни Гивы (можно и так прочитать), но грехи этого века превзошли самые вопиющие грехи предыдущих веков. Та ситуация была плохой, ибо там они устояли; преступники защищали себя, а колена Израиля, которые должны были наказать их за злодеяния, оказались в недоумении, когда в первом и втором сражении преступники одержали победу и война в Гаваоне против сынов нечестия не постигла их, пока против них не выступили в третий раз; но и тогда им не удалось догнать их, ибо 600 из них удалось сбежать. Но твой грех хуже их греха, и поэтому тебе не стоит надеяться, что сражение против сынов нечестия не постигнет и не одолеет тебя».
II. Их предостерегали, честно предостерегали, что суды Божьи обрушатся на них (ст. 10). До сих пор Бог жалел и щадил их. Хотя они очень сердили Его, но Он хотел испытать, можно ли изменить их терпением и снисходительностью; но теперь: «По желанию Моему накажу их, — говорит Бог, — это то, к чему Я стремлюсь и от чего получу удовольствие». Так будет радоваться Господь, погубляя вас (Втор 28:63). Отметьте: так как Бог не желает смерти и гибели грешников, то Он желает их наказания. И посмотрите, в чем заключается это наказание: «Соберутся против них народы, как остальные колена собрались против колена Вениаминова в сражении при Гиве». Один из раввинов так высказывается по этому вопросу: «Так как они не приняли наказания от Меня через Моих пророков, которые от Моего имени порицали их, то Я накажу их руками народов, которые соберутся против них, когда они будут связаны в своих двух бороздах (англ. пер.)», то есть когда подумают, что укрепили себя как бы двойным окопом, или «когда они будут связаны за двойное преступление» (написано на полях), подозревая их телесный и духовный блуд, в котором их так долго обвиняли, или двух тельцов в Дане и Вефиле, или то великое зло, которое упоминалось в Книге Иеремии 2:13». Или нужно понимать так: «Когда они будут привязаны к своим двум бороздам, то есть когда Я отдам их в рабство ассирийцам, которые будут держать их в ярме, как вола, запряженного в плуг и привязанного к двум бороздам поля, чтобы пахать и ходить туда и обратно, который из страха перед палкой боится на шаг отойти от них». Халдеи говорят: «Собравшиеся против них будут владычествовать над ними, и они будут похожи на двух телиц, привязанных к своим двум бороздам». Так те, которые не захотели быть свободными подданными Бога, станут рабами своих врагов, и они познают разницу между служением Богу и служением царствам земным (2Пар 12:8).
III. Им придется узнать, что их незнание о страданиях и трудностях не избавит их от бедственного плена (ст. 11). Посмотрите, каким привлекательным, нежным и утонченным был Ефрем; он был похож на обученную телицу, привычную к молотьбе, которая любит эту работу, так как в процессе работы (при отсутствии намордника) ей позволено есть в свое удовольствие, а сама по себе работа — легкая и не грязная; она была и ее развлечением, и ее платой. «Но, — говорит Бог, — у Меня есть ярмо, чтобы возложить на тучную шею ее, такое же широкое, как и ее шея. На Ефреме будут верхом ездить, то есть Я укрощу их, или сделаю так, что на них верхом будут ездить ассирийцы и другие завоеватели, которые будут с жестокостью руководить ими, как поступают люди по отношению к животным, на которых они едут верхом (Пс 65:12). Также и Иуда будет пахать и Иаков вынужден боронить», то есть с ними тоже будут сурово обращаться, но не так, как с Ефремом. Отметьте: Бог справедливо заставляет познать, что такое трудности, тех, кто слишком потакал себе, заботился о покое и удовольствиях. Образованный д-р Покок придает другой смысл этим словам, полагая, что здесь подразумеваются мягкие и ласковые методы, с помощью которых Бог обращается со Своим народом, чтобы сделать его послушным Своему закону, как основание, почему он должен вернуться к этому послушанию; Он руководил ими как земледелец поступает со скотом, обучая его работе. Ефрем был покорной телицей, пригодной для работы, и Бог взял ее за тучную шею, чтобы приручить к Своей руке, запряг ее, или возложил на нее ярмо Своих заповедей, дал Своему народу Израиля закон, чтобы, будучи наставленными в Его постановлениях, они не были искушаемы обычаями язычников; Он использовал все честные и подходящие средства, чтобы удержать их в послушании, поставил Иуду пахать, а Иакова боронить — занял их соблюдением соответствующих для них заповедей. Но они не захотели остаться послушными и отступили.
IV. Их приглашают и ободряют вернуться к Богу молитвой, покаянием и изменением (ст. 12−13). Посмотрите:
1. К каким обязанностям их призывают. Они — соработники у Бога (1Кор 3:9), и их обязанности выражены словами, позаимствованными у земледельца. Если они не хотят оказаться в рабстве у угнетателей, то пусть вернутся и служат Богу.
(1) Пусть распахивают у себя новину: очищают свои сердца от порочных привязанностей и страстей, которые похожи на волчцы и тернии; пусть смиряются за свои грехи, имеют кающийся, сокрушенный дух; пусть при воспоминании о них испытывают скорбь и стыд и приготовятся принять божественные заповеди подобно почве, которая распахана, чтобы принять семена и они могли укорениться (см. Иер 4:3).
(2) Пусть сеют себе в правду.; пусть вернутся и совершают добрые дела согласно закону Божьему, который является движущей силой праведности; пусть изобилуют делами благочестия по отношению к Богу и делами справедливости и благотворительности по отношению друг к другу и тем самым пусть сеют в дух, как сказал апостол (Гал 6:7−8). Каждый поступок — это посеянное семя. Пусть сеют себе в правду, пусть сеют то, что должны сеять, и делают то, что должны делать, и это принесет им выгоду.
(3) Пусть взыщут Господа; пусть ищут у Него Его благодати и просят Его благословить посеянное. Земледелец должен пахать и сеять, взирая на Бога, прося у Него своевременный дождь.
2. Какие аргументы используются для того, чтобы убедить их исполнять эти обязанности. Задумайтесь:
(1) Настало время исполнить их — ибо время. Земледелец сеет, когда настает время для посева, и если время истекает, то он принимается за работу с особым усердием. Отметьте: искать Господа нужно каждый день, но есть особые обстоятельства, дарованные провидением и благодатью Божьей, когда, в определенном смысле, наступает время искать Его.
(2) Если мы со своей стороны сделаем все необходимое, то Бог сделает все от Него зависящее. Если мы будем сеять себе в правду — внимательно и усердно исполнять свой долг, уповая на Божью благодать, — то Он прольет на нас Свою благодать, дождем прольет на нас правду: то, что особенно нужно тем, кто сеет в правду, ибо благодатью Бога мы являемся такими, как есть. Некоторые полагают, что здесь говорится о Христе, Который должен прийти при полноте времени и для Чьего пришествия они должны приготовить себя. Он придет как Господь нашей праведности и дождем прольет на нас правду — ту вечную правду, которую Он принес и щедро дарует нам. Предсказано (Пс 71:6), что Он сойдет, как дождь.
(3) Если мы сеем в правде, то пожнем милость; эти слова согласуются с обетованием: а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Мы пожнем соответственно тому, насколько мы милостивы (дословно); это будет великая награда, соответственно богатству милости — награда, принять которую недостойны такие низменные творения, каковыми мы являемся, но дать которую может Бог безграничной милости: это воздаяние не по долгу, а по милости. Мы пожинаем из милости, а не соответственно нашим заслугам. Это то, что посеяно; Бог дает телу так, как Ему угодно.
(4) Мы возделывали нечестие и пожинаем беззаконие; именно так мы поступали в прошедшее время жизни (ст. 13). «Вы прилагали значительные усилия, служа греху и трудясь для него в самом пламени, так неужели вы не согласитесь нести бремя и жар в день служения Богу, участвуя в том, что даст вам преимущества? Вы навлекли много проклятий на ваши души, так неужели вы не захотите уничтожить те злые дела и сделать хоть немного, чтобы спасти их?»
(5) Мы ничего не получаем, служа греху. Они возделывали нечестие (т.е. выполняли тяжелую работу греха) и пожинали беззаконие, то есть получили то, что заслужили; они продолжали дело, пока не созрел урожай, и что получили? — Ложь. Они ели плод лжи, плод, который собой представляет ложь: внешне красив, но внутри гнилой; дела тьмы бесплодны (Еф 5:11; Рим 6:21). Даже приобретения, даруемые грехом, не приносят грешнику удовлетворения.
(6) Если мы служим греху, то наши утешения, равно как и упования, обманут нас: «Ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих; ты уповал на творения, на собственную силу и благоразумие и поэтому осмеливался возделывать нечестие, но твои ожидания обманули тебя. Поэтому приди и взыщи Господа и твои упования на Него не обманут тебя».
V. Им угрожают полным истреблением за их нечестивые поступки и плотское упование (ст. 14−15). Так как вы посеяли нечестие и надеялись на свой путь, то произойдет смятение в народе твоем, то ли из-за восстания в твоей стране, то ли из-за нападения извне, каждое из которых приведет царство в смятение и поднимет великий шум, тем более оба вместе.
1. Их города и крепости станут добычей врага: твердыни, на которые они полагались и в которые верили, будут захвачены и ограблены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани. Это ссылка на недавно произошедшее событие, которое более нигде не упоминается; возможно, Салман — это Салманассар, царь Ассирийский, который недавно захватил некий город, или замок, или дом (Бет-Арбел означает дом Арбела в день брани; возможно, это было начало его завоеваний, и он сражался с жестокостью, чтобы напугать другие гарнизоны и вынудить их сдаться по первому требованию. Бог говорит нам, что подобным образом будет разрушена Самария.
2. Обитатели будут преданы мечу, как это было в Бет-Арбеле; когда он был захвачен, то мать была убита с детьми, то есть все они были убиты яростью солдат. Посмотрите, какой жестокой бывает война. Jusque datum sceleri — Ничто не препятствовало нечестию. Поразительно, что человеческая раса может быть такой бесчеловечной. Но посмотрите, к чему приводит грех. Homo homini lupus — Человек человеку волк, а затем homo homini agnus — человек человеку агнец.
3. Даже царская кровь смешается с кровью, пролитой в сражении: «На заре погибнет царь Израильский» (Ос 10:15 англ. пер., Ос 11:1 рус. пер.). Осия был последним царем Израиля; в его лице было уничтожено все царство, и ему пришел конец; эти слова могут касаться то ли его самого, то ли его предшественника: оба были убиты из-за предательства. Это случится на заре, очень быстро — так же внезапно, как настает утро, или в определенное время, ибо именно так настает утро — приходит в точно определенное для него время. Или это произойдет на заре, когда все будут думать, что ночь бедствий уже позади, и ожидать наступления дня; тогда все их надежды будут сокрушены внезапной гибелью их царя (ст. 7). Хотя для нас цари являются богами, но для Бога они люди и умирают они как люди. И наконец, что послужило причиной всех этих опустошений? Каков источник этого кровопролития? Он говорит нам (ст. 15): «Вот, что причинит вам Вефиль». Вефиль — это одно из мест, где был поставлен телец; Галгал, где было все их зло, находился недалеко; там пребывало их крайнее нечестие, зло их зла (дословно) — суть и квинтэссенция их греха; оно принесет им великое опустошение, ибо именно их нечестие спровоцировало Бога обрушить все это на них. Он не говорит: «Вот, что причинит вам царь Ассирийский», а: «Вот, что причинит вам Вефиль». Отметьте: всякое причиняемое нам зло совершает грех. Наши крепости разрушены? Женщины и дети убиты? Царь погиб? — Все это сделал грех. Именно грех уничтожает душу, тело и имущество. Вот, что причинит вам Вефиль. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Осии, 10 глава