Данная глава представляет собой еще один отдельный алфавит плача о разрушении Иерусалима, как и две предыдущие главы.
(I) Здесь пророк оплакивает раны и оскорбления, нанесенные тем, кому раньше оказывалось почтение (ст. 1−2).
(II) Он оплакивает ужасные последствия голода, который им пришлось испытать из-за осады (ст. 3−10).
(III) Он оплакивает захват, ограбление и поразительное уничтожение Иерусалима (ст. 11−12).
(IV) Он признает, что грехи его вождей были причиной всех этих бедствий (ст. 13−16).
(V) Он считает всех соотечественников приговоренными к полной гибели, ибо их враги слишком сильны для них (ст. 17−20).
(VI) Он предсказывает уничтожение едомитян, радовавшихся падению Иерусалима (ст. 21).
(VII) В конце он предсказывает, что настанет конец пленения Сиона (ст. 22).
Стихи 1−12. В данной главе элегия начинается с оплакивания весьма печальной и скорбной перемены, которую суды Божьи произвели в Иерусалиме. Город, который раньше был как золото, как золото наилучшее такой богатый и великолепный, который называли совершенством красоты, радостью всей земли, стал тусклым и изменился, потерял свое сияние и ценность и теперь не тот, каким был; он стал мусором. Увы! Какая страшная перемена произошла в нем!
I. Храм, который был славой и защитой Иерусалима, опустошен. Он был отдан в руки врагов. Некоторые полагают, что золото, о котором говорится в стихе 1, было золотом храма наилучшим золотом, которым он был обложен (3Цар 6:22); когда храм был объят огнем, то его золото дымилось и загрязнялось, словно оно стоило недорого. Его выбрасывали вместе с мусором; оно изменилось, его применяли для общего пользования и невысоко ценили. Камни святилища, искусно оформленные, были разбросаны халдеями, когда они разрушали его; или они были свергнуты силой огня, излиты и раскиданы по всем перекресткам, они валялись среди обычных руин и ничем не отличались от них. Когда грех побудил Бога святилища покинуть его, то неудивительно, что камни этого святилища были подобным образом осквернены.
II. По князьям и священникам, которые были сынами Сиона, топтались и подвергали оскорблениям (ст. 2). И дом Божий и дом Давида находились в Сионе. И сыновья обоих домов считались драгоценными, так как были наследниками двух заветов священства и царства. Они были равноценные чистейшему золоту. Именно благодаря им Израиль был богат, а не благодаря сокровищницам золота и серебра. Но теперь они были сравнены с глиняною посудою; их бросали, как сосуды, ни на что не годные. Они стали бедными, были уведены в плен, и их считали жалкими и презренными; всякий мог топтаться по ним и оскорблять их. Отметьте: презрение, оказанное народу Божьему, должно быть темой нашего плача.
III. Маленькие дети умирали от голода из-за отсутствия хлеба и воды (ст. 3−4). Так как кормящие матери не имели пищи для себя, то у них не было и молока в груди, чтобы кормить младенцев, и поэтому хотя их положение заслуживало сострадания, но фактически они казались жестокими, подобными страусам в пустыне, который оставляет яйца свои на земле (Иов 39:14−15); не имея пищи для младенцев, они были вынуждены пренебрегать ими и делать все возможное, чтобы забыть их, так как было болезненно думать о них, не имея ничего, что можно было дать им; в данной ситуации они были хуже тюленей или чудовищ, или китов (как понимают некоторые), которые подают сосцы и кормят своих детенышей, в то время как дочери народа моего не делают это. Дети не могут позаботиться о себе, как взрослые. И поэтому особенно болезненно было смотреть, как язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды, ибо не было и капли воды, чтобы увлажнить его, болезненно было слышать детей, которые только научились говорить и просят хлеба у своих родителей, а им нечего дать и нет друзей, которые могли бы помочь им. Насколько горестны наши мысли о данной ситуации, в той же степени они должны быть благодарны за великое изобилие, которым мы наслаждаемся, и за хлеб насущный, который мы имеем для себя и наших детей и тех, кто принадлежит нашему дому.
IV. Люди, занимавшие важное положение, были доведены до нищеты (ст. 5). Кто родился в достатке, получил хорошее воспитание, привык к лучшей пище и одежде, ел сладкое, имел все самое наилучшее (они называли это хорошо питаться, хотя хорошо питаются те, кто ест во славу Божью) и каждый день пиршествовал блистательно, таковые не только продвинулись к багрянице, но и с самого начала воспитывались в багряном (англ. пер.); они никогда не сталкивались с бедностью и скудостью. Они воспитывались на багрянице (дословно). Их обувь и ковры, по которым они ходили, были багряными; тем не менее они, лишившись всего из-за войны, истаевают на улице, ибо у них нет дома, чтобы приклонить голову, одежды, чтобы прикрыться ею, и огня, чтобы согреться. Они жмутся к навозу, они бы с радостью улеглись там, чтобы получить немного покоя, и, возможно, порылись, чтобы найти что-то поесть, как блудный сын, который рад был наполнить чрево свое рожками. Отметьте: кто живет в роскоши и изобилии, тот не знает, до какой нищеты он может быть доведен до того, как умрет; иногда Бог из брения возвышает нищего, а сытые работают из хлеба (1Цар 2:5). Поэтому мудро поступит тот, кто, имея изобилие, не становится неженкой, ибо тогда трудности, когда они придут, станут вдвойне тяжелее (Втор 28:56).
V. Люди, известные своими достоинствами, более того, возможно, святостью, вместе с другими будут разделять общие бедствия (ст. 7−8). Особенно обвиняются его назореи. Некоторые полагают, что здесь речь идет только о его знатных людях, о юношах благородного воспитания, которые были очень чистыми, аккуратными, хорошо одетыми, вымытыми и благоухающими. Но я не вижу причин, почему бы нам не полагать, что здесь речь идет о всех благоговейных людях, находящихся среди народа Божьего, которые посвятили себя в назорейство Господу (Чис 6:2). То, что среди него были таковые в самые плохие времена, следует из Ам 2:11: «Я избирал из юношей ваших в назореи». Хотя этим назореям не разрешалось стричь волосы, но благодаря умеренной диете, частым омовениям, особенно благодаря наслаждению, которое они получали, поклоняясь Богу и общаясь с Ним, их лица сияли, как лицо Моисея; они были чище снега и белее молока; так как они не пили ни вина, ни крепких напитков, то цвет их лица был более здоровым и радостным, чем у тех, кто пиршествовал ежедневно кровью виноградных гроздьев, как у Даниила и его друзей, которые питались только овощами и водой. Или эти слова могли означать великое уважение и благоговение, которое испытывали к ним все благочестивые люди; хотя, возможно, для обычного глаза в них не было ни вида, ни величия, но так как они были отделены Господу, то ценились выше коралла, вид их был, как сапфир. Но теперь их лик обезображен (как было сказано о Христе, Ис 52:14); темнее всего черного лицо их; они выглядят жалкими частично из-за голода, частично из-за скорби и растерянности. Не узнают их на улицах; ранее уважавшие их люди теперь не обращают на них внимания, а близкие знакомые теперь с трудом узнают их так сильно бедствия, сопутствовавшие осаде, изменили их внешность. Кожа их прилипла к костям их, их плоть износилась и исчахла; она высохла и стала суха, как дерево, как сухая и твердая ветка. Отметьте: стоит оплакивать, что даже отделенные для Бога часто вместе с другими страдают от общих бедствий, когда повсюду бушуют опустошительные суды Божьи.
VI. Иерусалим медленно разрушался и умер медленной смертью, ибо голод более других судов способствовал его уничтожению. В связи с этим наказание Иерусалима превышает казнь за грехи Содома (ст. 6), ибо тот был низринут мгновенно: один дождь из огня и серы уничтожил его и руки человеческие не касались его, он не переживал длительной осады, как Иерусалим; Он пал мгновенно от рук Господа, Который нанес удар, и не попал в руки человеческие, из-за своей слабости они долго совершали бы казнь (Суд 8:21). В течение многих месяцев Иерусалим страдал от боли и бедствий, умирая понемногу, чтобы прочувствовать процесс умирания. И когда беззакония Иерусалима превзошли грехи Содома, то неудивительно, что и наказание было больше. Содом никогда не имел тех средств благодати, которые имел Иерусалим, не имел пророчеств Бога и Его пророков, и поэтому приговор Иерусалиму был более суровым (Мф 11:23−24). Крайность, которой достиг голод, представлена двумя пугающими примерами:
(1) Причина того мучительная смерть (ст. 9); многие были убиты голодом, они страдали от голода, их запасы были использованы, а гражданские склады настолько истощились, что от них не было никакой помощи. Они были поражаемы недостатком плодов полевых, от голода люди умирали с такой неизбежностью, словно их поражали оружием или наносили удар; только их положение было более мучительным. Умерщвляемые мечом скоро переставали ощущать боль: они мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов 21:13). Они не испытывали ужас, как те, которые видели медленное приближение смерти и вряд ли ощущали его, когда удар был нанесен; лишь один жестокий поединок и дело сделано. И если мы готовы перейти в иной мир, то не должны бояться короткого перехода; чем быстрее, тем лучше. А умирающие от голода чахнут; голод оказывает пагубное влияние на дух и постепенно истощает его; более того, он мучит дух, наполняет его недовольством, а это является большим мучением как для разума, так и для тела. В смерти есть страдания (анг. пер. Пс 72:4).
(2) Это привело к варварским убийствам (ст. 10): «Руки мягкосердых женщин вначале убивали, а затем варили детей своих». Ранее пророк уже оплакивал это (Плач 2:20); и этот факт нужно сильно оплакивать, чтобы, не было настолько нечестивого человека, который так поступал бы, и никто не был доведен до такой крайности, подвергаясь подобным искушениям. Но угрозы об этих ужасных последствиях звучали ранее (Лев 26:29; Втор 28:53), особенно в адрес Иерусалима при его осаде халдеями (ст. 10; Иер 19:9). Ситуация была настолько плачевной, что им нечем было кормить своих детей и не из чего готовить им пищу (ст. 4); но намного хуже было то, что в их сердце было желание питаться своими детьми и готовить из них пищу. Я не уверен, является ли это примером, демонстрирующим силу нужды или силу беззакония, ибо как языческие идолопоклонники были преданы постыдным страстям (Рим 1:26), так и эти иудейские идолопоклонники, в особенности женщины, делавшие пирожки для богини неба и учившие этому детей, были лишены природных чувств к своим собственным детям. Таким образом, бесчестие собственной природы было справедливым наказанием за бесчестье Бога.
VII. Иерусалим разрушился абсолютно и чудесным образом.
1. Его опустошение было полным (ст. 11): «Совершил Господь гнев Свой, Он совершил это дело тщательно; Он исполнил все, что во гневе спланировал против Иерусалима; не смягчил ни одной части приговора». Он излил полные чаши Своего яростного гнева, излил их полностью и даже осадок на дне. Он зажег на Сионе огонь, который не только поглотил дома и сровнял их с землей, но и помимо того, что делает обычный пожар, пожрал основание его, словно больше на нем ничего не будут строить.
2. Это было поразительное разрушение (ст. 12). Это событие поразило царей земли, которые были ознакомлены и интересовались информацией о соседних государствах; более того, то же самое испытали все живущие во вселенной, которые знали об Иерусалиме, слышали или читали о нем. Они не могли поверить, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима, ибо (1) знали, что Иерусалим хорошо укреплен не только стенами и бастионом, но и количеством и силой его обитателей; твердыня Сиона считалась неприступной.
(2) Они знали, что это город великого Царя, где Господь всей земли имел особое Свое жилище; это был святой город, и они считали, что он находится под могущественной божественной защитой, и поэтому враги напрасно пытались атаковать его.
(3) Они знали, что многие попытки напасть на него потерпели крах, о чем свидетельствовала атака Сеннахирима. Поэтому они были удивлены, услышав, что халдеи стали его хозяевами, и сделали вывод, что он был отдан им в руки непосредственно рукой Бога; именно по Его поручению враг прорвался и вошел в ворота Иерусалима.
Стихи 13−20. В данных стихах приводятся:
I. Грехи, в которых они обвиняются, за что Бог и послал им это опустошение; это должно было оправдать Бога в Его действиях (ст. 13−14): «...за грехи лжепророков его и за беззакония священников его». Это не значит, что люди были невиновны; нет, они любили свой грех (Иер 5:31), и именно для того, чтобы угодить им, пророки и священники так поступали; но вина в основном возлагается на них, ибо они должны были учить их хорошему, должны были обличать, увещевать их и говорить, чем все это закончится; с рук стражников, которые не предостерегли их, спросится их кровь. Отметьте: именно грехи священников и пророков делают народ созревшим для гибели и быстрее наполняют их чашу. Особенный грех, в котором они обвиняются, это преследование; лжепророки и порочные священники объединили свои усилия, чтобы пролить кровь праведников среди него кровь Божьих пророков и тех, кто держался их. Они проливали кровь не только невинных детей, которых освящали Молоху, но и кровь праведников, живших среди них, которых они принесли в жертву этому особенно жестокому идолу, враждующему с истиной и истинной религией. Это был грех, который Господь не прощает (4Цар 24:4) и который повлек за собой полное разрушение Иерусалима (Иак 5:6): «Вы осудили, убили Праведника». Священники и пророки были вождями преследований; так и во времена Христа первосвященники и книжники возбуждали против Него народ, который в противном случае упорствовал бы, восклицая «Осанна!» Именно они бродили, как слепые по улицам (ст. 14). Они отошли от путей правды, были слепы ко всему хорошему, но зато скоры на всякое злое дело. Бог говорит о порочных судьях: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят» (Пс 81:5), а Христос говорит о порочных учителях: «Они — слепые вожди слепых» (Мф 15:14). Они настолько осквернились невинной кровью, кровью святых, что невозможно было прикоснуться к одеждам их; они сделали себя отвратительными для всех окружающих, и поэтому благочестивые люди стыдились прикасаться к ним, как к мертвому телу, что влекло за собой церемониальное осквернение, или как к одежде, запачканной кровью убитого человека, чего не могут вынести люди слабодушные. Именно дух преследования делал пророков и священников отвратительными.
II. Свидетельство, выдвинутое соседями против них, для того чтобы обличить их во грехе и показать справедливость действий Бога, направленных против них. Некоторые люди, ставшие очень дерзкими во грехе, хвастались, что им все равно, что скажут люди, но Бог через пророка хотел, чтобы евреи обратили внимание на то, что люди говорят о них и какое мнение о них имеют (ст. 15−16), чтобы обратили внимание, что говорили, более того, кричали им язычники, особенно в адрес порочных священников и лжепророков.
1. Они порицали их за притворную чистоту, ибо в действительности те вели порочный образ жизни. Они кричали им: «Сторонитесь; нечистый. Вы были настолько щепетильны, что не прикасались к язычникам, вопия: «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя»» (Ис 65:5). Подобным образом преследователи Христа не хотели входить в преторию, чтобы не оскверниться. Но сможете ли вы запретить язычникам касаться вас теперь, когда Бог предал вас в их руки? Если вы убежите и будете блуждать, то тогда сможете велеть им не приближаться и не прикасаться, ибо они нечисты. Но напрасно; эти змеи не будут очарованы или околдованы подобным образом; они лица священников не уважают и старцев не милуют; самые уважаемые люди будут для них презренными.
2. Они порицали их за грехи: за то, что за эти грехи на них пролился гнев Божий и за ужасные последствия этого гнева. Они кричали им: «Сторонитесь, нечистый». Они кричали и позорили их и легко могли предвидеть, что Бог не позволит такому непокорному народу долго владеть такой хорошей землей. Они знали, что их уставы и суды праведные и ожидали, что те будут народом мудрым и разумным (Втор 4:6). Но увидев, что они совсем другие, воскликнули: «Сторонитесь, сторонитесь»; они вскоре прочли их приговор и узнали, что земля извергнет их, как и их предшественников, и, увидев рассеянного Иакова, уходящего в смущении, сказали ему об этом. Они сказали: «Гнев Господень рассеял их (англ. пер.) во все страны, потому что они лица священников не уважают благочестивых священников, живших среди них, таких, как Захария, сын Иодая, Иеремия и другие; они также старцев не миловали, а презирали их и их власть, когда те пришли, чтобы ограничить их порочные пути. Даже язычники предвидели, что это погубит их.
3. Они радовались их гибели, как непоправимой. Увидев их изгнанными с родной земли, они сказали: «Их более не будет; они окончательно попрощались и никогда больше не вернутся, ибо Бог уже не призрит на них, а как же тогда они смогут помочь себе?» В этом они ошибались. За все это Бог не отказался от них, но в этих словах многое подразумевается: все окружающие обратили внимание, что они своим поведением сильно гневили Бога, и поэтому было основание ожидать, что Он покинет их.
III. Отчаяние, которое овладело ими в результате этих бедствий. Услышав, что о них говорили между народом, давайте теперь послушаем, что они сами говорили о себе (ст. 17): «Мы считаем нашу ситуацию безнадежной. Приблизился конец наш (ст. 18) конец Церкви и конец государства; мы стоим на краю гибели; более того, пришел конец наш, мы погибли; пришел конец всем нашим утешениям; исполнились дни нашего благополучия; они исчислены и подошли к концу». Так их страхи совпадали с надеждами их врагов что Господь уже не призрит на них, ибо (1) защитники, к которым они бежали, разочаровали их. Они ожидали помощи от того или иного могущественного союзника, но напрасно; это было бесполезное упование. Помощь, которой они ожидали, не пришла. Или, по крайней мере, они не добились ожидаемого успеха, а их глаза истомились, ожидая то, что так и не пришло (ст. 17); со сторожевой башни своей они ожидали; они ожидали долго с большой ревностью и нетерпимостью народа, пообещавшего им помощь, но те подвели и разочаровали их ожидания. Они не могли спасти их; они были слишком слабыми, чтобы соперничать с армией халдеев, и поэтому отступили. Помощь творений бесполезная помощь (Пс 59:13), и мы можем высматривать ее, пока наши глаза не утомятся, пока наши сердца не исчахнут, но она не оправдает наших ожиданий.
(2) Преследователи, от которых они бежали, догнали и схватили их (ст. 18): «Они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим». Когда халдеи обложили город осадой, то подняли свои орудия так высоко, выше стен, что могли контролировать город и стрелять в людей, проходящих по улице. Они подстерегали их со своими стрелами и следили за ними от места к месту. Когда город был разрушен, а все воины бежали, то преследовавшие их были быстрее орлов небесных, когда они охотятся за добычей (ст. 19). Невозможно было сбежать от них; преследователи гонялись за ними по горам, и когда им казалось, что они избавились от них, то сразу попадали в руки тех, кто ставил засаду для них в пустыне, чтобы отрезать им путь для отступления и схватить отставших. Более того, из-за крайне тяжелого положения самому царю не удалось удрать, хотя можно было предположить, что у него были все преимущества совершить благополучный побег, ибо божественное мщение преследовало его и их (ст. 20): «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их». Некоторые полагают, что здесь говорится об Иосии, который был убит в сражении царем Египта; но скорее всего здесь имеется в виду Седекия, который был последним царем дома Давидова; его преследовали халдеи и схватили в долинах Иерихонских (Иер 39:5). Он был помазанником Господним, наследником семьи, которую Бог определил править страной. На него возлагали большие надежды в иудейском государстве. Они говорили: «Под сенью его мы будем жить среди народов». Они надеялись, что остаток после пленения Иехонии под защитой правительства пустит опять корень внизу и принесет плод вверху. Хотя они оказались в таких стесненных обстоятельствах, что не могли помышлять о том, чтобы царствовать над язычниками, но думали, что смогут приспособиться и жить среди них, чтобы их не оскорбляли и не разрывали на части. Подобным образом тонущие не только хватаются за каждую соломинку, но и думают, что она спасет их. Иерусалим погиб от истощения и расстройства. Даже испуская последний вздох, он выискивал некие обнадеживающие симптомы и на их основании строил надежды на выздоровление; но что из этого вышло? Тень, под которой они надеялись благополучно жить, оказалась растением Ионы, которое высохло ночью. Тот, который был помазанником Господним, был пойман в ямы их, словно был добычей так мало значил для них человек, считавшийся священным и не подлежащим насилию. Отметьте: когда мы делаем какое-либо творение дыханием жизни нашей и надеемся, что благодаря ему будем жить, тогда Бог поступает справедливо, останавливая это дыхание и лишая той жизни, которую мы надеялись иметь благодаря ему, ибо Богу должна принадлежать вся слава за то, что Он единственный является жизнью и долготой дней твоих.
Стихи 21−22. Псалмы плача Давида чаще всего заканчиваются словами утешения, которые являются жизнью после смерти и светом, сияющим во тьме; так и плач, представленный в данной главе. Народ Божий в то время оказался в великой беде, их будущее выглядело весьма плачевно и пугающе, а недоброжелательные соседи едомитяне нападали и делали все, что было в их силах, чтобы возмутить и настроить губителей против них. Так притеснял он своего брата Иакова (Авд 1:10, так недоброжелателен он был к Иерусалиму, что восклицал: «Разрушайте, разрушайте до основания его» (Пс 137:7). И здесь для ободрения народа Божьего предсказывается:
I. Что бедам Сиона будет положен конец (ст. 22): «Дочерь Сиона! Наказание за беззаконие твое кончилось! Оно совершилось не во всей полноте наказания, как того заслуживал их грех, а в том объеме, который был определен Богом и необходим для достижения определенной цели для прославления Бога и уничтожения их греха». Плен, который был наказанием за его беззаконие, кончился (Ис 40:2), и Он не будет более держать тебя в плену (анг. пер.); Он не будет больше содержать тебя в плену (можно и так прочитать), Он возвратит твой плен и совершит для тебя славное освобождение. Отметьте: бедствия народа Божьего будут продолжаться до тех пор, пока они не совершат ту работу, для которой были посланы.
II. Что будет положен конец ликованию едомитян. Об этом здесь говорится с иронией (ст. 21): «Радуйся и веселись, дочь Едома! Продолжай нападать на Сион, находящийся в беде, пока ты не наполнишь чашу своего беззакония. Продолжай в том же духе; радуйся, что в настоящее время тебя не постигла участь соседних народов». Подобными словами Соломон упрекал юношу в безудержном веселье (Еккл 11:9): «Веселись, юноша, в юности твоей; радуйся, если можешь, когда Бог придет, чтобы воздать тебе по делам твоим, что Он сделает уже скоро. Чаша трепета, которую испить до дна теперь настала очередь Иерусалима, и до тебя дойдет; она пойдет по кругу и дойдет до тебя». Отметьте: мы не должны оскорблять находящегося в беде, ибо сами ходим в теле и не знаем, как скоро можем оказаться в подобной ситуации. Но кто радуется бедствиям Церкви Божьей, тот может готовиться, что его постигнет та же участь, как пособников и подстрекателей, являвшихся инструментами их бедствий. Этот же пророк предсказал истребление едомитян (Иер 49:7), и народ Божий, страдающий от их угнетения и грубости, может ободрять себя видением этого события.
1. Это будет позорное истребление: «Чаша, которая до тебя дойдет, одурманит тебя (а это позорит любого человека); напьешься допьяна, ты лишишься разума, будешь пребывать в недоумении, колебаться во всех своих советах и претыкаться в любом предприятии. И тогда, подобно пьяному Ною, ты обнажишься и подвергнешься всеобщему презрению». Отметьте: кто высмеивает народ Божий, тот справедливо будет предоставлен самому себе и своими поступками рано или поздно сделает себя посмешищем.
2. Это будет справедливое истребление. Тем самым Бог посетит твое беззаконие и обнаружит грехи твои: Он накажет их и тем самым оправдает себя, Он обнаружит их и покажет, что имеет справедливый повод подобным образом обращаться с ними. Более того, наказание за грех будет так точно соответствовать греху, что он сам раскроет себя. Иногда Бог таким особым образом посещает беззаконие, что грешник может узнать свой грех в его наказании. Но рано или поздно грех будет раскрыт и наказан, а все сокрытые дела тьмы выведены на свет.
толкование Мэтью Генри на Плач Иеремии, 4 глава