В данной главе:
(I) Дочери Иерусалимские под действием повествования Церкви о Христе начинают Его искать (ст. 1).
(II) Церковь направляет их туда, где они могут с Ним встретиться (ст. 2−3).
(III) Теперь Христа нашли те, кто Его искал, и в адрес невесты звучит похвала за ее потрясающую красоту (ст. 4−7), Возлюбленный предпочитает ее всем другим (ст. 8−9), советует всем окружающим любить ее и уважать (ст. 10) и, наконец, признается, какое сильное впечатление произвела на Него красота невесты и какую великую радость Он в ней нашел (ст. 11−12).
Стихи 1−3. В этих стихах:
I. Дочери Иерусалимские осведомляются о Христе (ст. 1). Они не изменили своего высокого мнения о Церкви и по-прежнему называют ее прекраснейшей из женщин, ибо истинная святость поистине прекрасна. И сейчас они улучшили свое мнение о Христе: куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою. Если бы Песнь песней не имела духовного смысла, подобная любезность выглядела бы неприлично и неуместно; ибо любовь подразумевает ревность к соперникам, влюбленная желает обладать предметом своей страсти единолично и вряд ли потерпит, чтобы к поискам возлюбленного присоединились другие. Тот же, кто истинно любит Христа, желает, чтобы и другие полюбили Его и пришли к Нему; более того, лучшим примером долга и почтения, который дети Церкви могут явить своей матери, — это вместе с ней искать Христа. Дочери Иерусалимские, которые уже спрашивали: «Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных?» (Песн 5:9), удивляясь, почему невеста так страстно любит Его, теперь изменили свое мнение и полюбили Его сами; ибо (1) невеста описала своего Возлюбленного, показала Его достоинства и совершенства; и поэтому, хотя дочери Иерусалимские Его не видели, но, веря, полюбили Его. Тот, кто недооценивает Христа, поступает так, потому что не знает Его; когда Бог Своим Словом и Духом открывает Его душе, этот луч света зажигает пламя любви ко Христу.
(2) Невеста рассказала о своей собственной любви к Нему, о покое, который она нашла в этой любви, и гордилась ею: вот кто возлюбленный мой; искры пламени из ее груди проникли в их души. Подобно тому как греховные похоти, вырываясь наружу, оскверняют многих, так и благочестивая ревность одних способна поощрить многих (2Кор 9:2).
(3) Невеста сама обращалась к ним за помощью в поисках Возлюбленного (Песн 5:8); теперь же они умоляют ее помочь им, ибо поняли, что туча, покрывавшая ее ранее, начала рассеиваться, небо прояснилось, и пока невеста описывала им своего Возлюбленного, она сама обрела в Нем утешение вновь. Поникшие духом христиане могли бы убедиться, какую пользу извлекут для себя, если будут говорить о Христе и делать добро другим. Итак, здесь:
[1] Дочери Иерусалимские спрашивают о Нем: «Куда пошел возлюбленный твой? Куда нам направиться в поисках Его?» Следует заметить, что тот, кто узнал о достоинствах Христа и о благах интереса в Нем, не успокоится, пока не узнает Его еще больше, пока не узнает, где с Ним можно встретиться.
[2] Они предлагают невесте свои услуги по сопровождению ее в поисках: «мы поищем Его с тобою». Кто желает найти Христа, тот должен искать Его, искать своевременно, искать прилежно; лучше всего искать Христа сообща, присоединиться к тем, кто Его ищет. Общения со Христом мы должны искать в общении со святыми. Мы знаем, куда пошел Возлюбленный наш; Он отправился на небо к Отцу Своему и Отцу нашему. Он потрудился известить нас об этом, дабы нам знать направление к Нему (Ин 20:17). Верою мы должны видеть Его там и в молитве искать Его там, с дерзновением входить во святилище, и в этом присоединиться к роду ищущих Его (Пс 23:6), и даже ко всем призывающим имя Его во всяком месте (1Кор 1:2). Мы должны молиться вместе с другими и о других.
II. Ответ невесты на заданный вопрос (ст. 2−3). Теперь она более не сетует, как это было прежде: «Он ушел, ушел» (Песн 5:6), что не знает, где Его искать, или боится, что потеряла Его навсегда; нет:
1. Теперь она прекрасно знает, где Он (ст. 2): «Мой возлюбленный не на улицах города, не в шумной его толпе; там я напрасно искала Его» (подобно тому как и родители искали Его между родственниками и знакомыми... и не нашли); «но Он пошел в сад Свой, в место уединения». Чем больше мы удаляемся от мирской суеты, тем вероятнее встретимся со Христом, Который брал с Собою в сад учеников, дабы там они стали свидетелям мук Его любви. Сад Христовой Церкви огражден и отделен от открытой общинной земли мира; это — Его сад, который Он посадил так же, как и сад Эдема, его Он возделывает и им наслаждается. И хотя Возлюбленный ушел в рай небесный, Он ходит в Свой земной сад; сад находится внизу, однако Он снисходит, дабы посетить его, и это — дивное снисхождение. Богу ли жить с человеками на земле? Те, кто желает встретиться со Христом, смогут найти Его в Его саду, в Церкви, ибо там Он положит память имени Своего (Исх 20:24); они должны сопровождать Его в постановлениях, Им учрежденных, в Слове, в таинствах и молитве — там, где Он будет с нами всегда, до конца веков. Здесь невеста ссылается на слова Христа: «Пришел я в сад мой...» (Песн 5:1). Она как бы говорит: «Какой неразумной я была, изводя себя до изнеможения в поисках там, где Его не было, тогда как Он мне Сам сказал, где Его искать!» Слова наставления и утешения зачастую не доходят до нас, когда могли бы нам пригодиться, до тех пор, пока благословенный Дух не напомнит их нам; и тогда удивляемся, как это мы могли упустить их из виду. Христос сказал нам, что придет в сад Свой; следовательно, именно там нам и нужно Его искать. Цветники — маленькие сады в большом саду — это отдельные церкви, места собраний Божиих на земле (Пс 73:8); ароматные специи и лилии — это отдельные верующие, насаждение Господа, приятные Его очам. Христос нисходит к своей Церкви, чтобы (1) пасти в садах, пасти Свое стадо, которое Он пасет не как другие пастыри на открытых полях, но пасет в Своем саду — там, где есть все необходимое (Пс 22:2). Он приходит давать Своим друзьям пищу и развлекать их; здесь вы сможете найти не только Его, но и богато накрытый стол, а также сердечный прием. Он приходит питаться Сам, то есть наслаждаться плодами Своей собственной благодати в Его народе, ибо благоволит Господь к боящимся Его. У него есть множество садов, много отдельных церквей, разных по величине и по форме; но пока они принадлежат Ему, Он пасет их всех, являет Себя им и доволен ими.
(2) Собирать лилии, за которыми Ему угодно ухаживать и украшать Себя таковыми. Он срывает лилии одну за другой и берет их Себе; в день великий будет общая жатва, когда Он пошлет ангелов Своих собрать все Его лилии, дабы восхищаться и прославиться в них навеки.
2. Невеста вполне уверена в своем собственном интересе в Нем: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне (ст. 3); это отношение взаимное, завязан узел, который невозможно развязать: ибо он пасет между лилиями, и общение с Ним — верный знак моего интереса в Нем». Она уже говорила об этом (Песн 2:16); но (1) здесь она повторяет то, чему решила оставаться верной и в чем находит невыразимое наслаждение и удовлетворение; она слишком довольна своим выбором, чтобы ему изменить. Наше общение с Господом наилучшим образом поддерживается и сохраняется, если мы часто обновляем завет с Ним и находим в таковом радость.
(2) У нее есть повод повторить это, потому что она плохо повела себя по отношению к Возлюбленному; и за то, что невеста так поступила, Он просто удалился от нее; поэтому нужно воспользоваться возможностью заново ухватиться за завет, который между Христом и верующими прочно сохраняется, невзирая на неудачи последних и недовольство Христа (Пс 88:31−36). «Я была легкомысленна и пренебрегла своим долгом, и все же я принадлежу Возлюбленному моему», ибо каждый проступок не исключает нас из завета. «Он просто спрятал от меня Свой лик и лишил меня Своего утешения, и все же Возлюбленный мой принадлежит мне, ибо упреки и наказания не только не противоречат завету, но и проистекают от заветной любви».
(3) Если мы не вполне уверены в любви Христа, нам надлежит жить в верной приверженности Ему. «Хотя я и не испытываю утешения, которое было раньше, тем не менее буду крепко держаться того, что я принадлежу Христу, а Он — мне.
(4) Хотя невеста и произносила те же слова раньше, теперь она меняет их порядок и в первую очередь заявляет о Его заинтересованности в ней: «Я принадлежу Возлюбленному моему, полностью посвятила себя и преданна Ему»; а затем говорит о своей заинтересованности во Христе и Его благодати: «…Он принадлежит мне, и я счастлива, поистине счастлива в Нем». Если собственное сердце может всего лишь свидетельствовать нам, что мы принадлежим Христу, то не остается места для сомнений в том, что Он наш; ибо Он никогда не нарушает завета со Своей стороны.
(5) Теперь, как и тогда, для нее служит утешением то, что Он пасет между лилиями, что находит радость в Своем народе и свободно с ним беседует, как и мы поступаем с теми, кого кормим; и поэтому, несмотря на то что в данное время Он удалился, «я встречусь с Ним снова; я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Стихи 4−10. Теперь, надо полагать, Христос милостиво вернулся к Своей невесте, от которой ранее удалился, вернулся, чтобы побеседовать с нею (ибо Он обращается к ней и дает ей услышать радость и веселие), возвращает ей свою благосклонность, простив и забыв ее немилосердное поведение, ибо говорит с невестой весьма нежно и почтительно.
I. Возлюбленный заявляет, что невеста по-настоящему привлекательна: «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца» (ст. 4); Фирца — город колена Манассиина, его название обозначает «приятный, миловидный», обстановка в котором, вне всякого сомнения, благополучна, строения красивы и гармоничны. Любезна, как Иерусалим, город, слитый в одно (Пс 121:3), построенный и облагороженный Соломоном, радость всей земли. Для мира было большой честью (независимо от того, считал он так или нет), что в нем такой город. Это был святой город, и святость — величайшая его красота. Сравнение Церкви с Иерусалимом вполне уместно, ибо он служил ее прообразом. Евангельская Церковь — вышний Иерусалим (Гал 4:26), небесный Иерусалим (Евр 12:22); в ней — святилище Господа и Его особое присутствие; именно отсюда исходит дань хвалы Всевышнему; здесь Его покой навеки, и поэтому невеста-Церковь любезна, как Иерусалим; и при том — грозна, как полки со знаменами. Порицания от имени Церкви, должным образом преподанные, вызывают в совести людей благоговейный страх; Слово (оружие ее брани) пленяет всякое помышление (2Кор 10:5), серьезность святых постановлений доводится до сознания и судит даже неверующего (1Кор 14:24−25). Святые верою побеждают мир (1Ин 5:4); более того, подобно Иакову, они борются с Богом и одолевают (Быт 32:28).
II. Возлюбленный признается в любви к невесте (ст. 5). И хотя на время в пылу гнева Он спрятал от нее Свое лицо, теперь удивляет невесту проявлением Своей вечной милости (Ис 54:8). Обрати очи твои ко Мне (существует и такое чтение стиха), «обрати очи твоей веры и любви, ибо они возвеличили Меня; посмотри на Меня и утешься». Когда мы взываем к Богу, чтобы Он обратил к нам очи Своей благосклонности, Он призывает нас обратить к Нему очи нашего послушания. Мы читаем, и данное выражение любви кажется нам дивным: «Уклони очи твои от меня, потому что не могу вынести их блеска; они весьма волнуют меня; я сражен вплоть до того, чтобы не вспоминать прошлого», подобно тому как Бог сказал Моисею, когда тот ходатайствовал об Израиле: «Итак, оставь Меня, иначе Мне придется уступить» (Исх 32:10). Христу угодно заимствовать такие слова любви у пылко влюбленного лишь для того, чтобы выразить милость и сострадание Искупителя, а также радость, которую Он находит в искупленных и в действии в них Своей собственной благодати.
III. Возлюбленный повторяет почти слово в слово часть приведенного ранее описания красоты невесты (Песн 4:1−3), ее волос, зубов, ланит (ст. 5−7) не потому, что не способен найти других слов и сравнений, но дабы показать, что Он по-прежнему так же ценит невесту после немилосердного с ее стороны отношения и Своего ухода. Дабы она не подумала, что хотя Он и не изгнал бы ее вон, однако мог бы сложить о ней наихудшее мнение, пока ее знал, сейчас Он говорит о ней те же слова, что и прежде, ибо тот, кому прощено больше, будет любить сильнее, а посему будет больше любим, ибо Христос сказал: «Любящих Меня я люблю». Он доволен Своим народом, когда, несмотря на немощи, люди искренне раскаиваются в таковых и возвращаются к своему служению, и Он хвалит их, как если бы они уже достигли совершенства.
IV. Возлюбленный предпочитает невесту всем соперницам и видит в ней присутствие и средоточие всех достоинств и совершенств, присущих остальным: «Может быть, есть шестьдесят цариц, которые, подобно Есфири, благодаря своей красоте обрели царский сан и достоинство, и восемьдесят наложниц, которых, как более очаровательных, цари предпочитали своим собственным царицам, а таковым прислуживали фрейлины — девицы без числа, являвшиеся во всем своем великолепии на балах при дворе, красотой своей ослепляя взирающих на них; но голубица моя, чистая моя, единственная, святая» (ст. 8−9).
1. Она превосходит их всех. Обойдите весь мир, посмотрите на сообщества людей, которые считают себя мудрыми и счастливыми, на царства, дворы, парламенты, советы или на любое собрание, которое вы считаете значимым, — никто из них не сравнится с Церковью Христовой; их честь и достоинства — ничто по сравнению с ее честью и достоинствами. Кто подобен тебе, Израиль! (Втор 33:29; 4:6−7). Есть отдельные личности, как девицы без числа, которые славятся своими достижениями, красотой своих речей, языка и представлений, но красота святости превыше любой другой красоты: «…голубица моя, чистая моя; единственная, обладает одним достоинством — именно тем, что она — голубица, голубица чистая и моя, и благодаря этому превосходит цариц и девиц, хотя их всегда было так много».
2. Она включает в себя их всех. «У других царей есть много цариц, наложниц и девиц, они услаждают себя, общаясь с ними, но Моя голубица, чистая Моя, заменяет Мне всех, она одна дает Мне больше, чем все царицы, наложницы и девицы другим царям». Или: «Хотя есть много отдельных церквей, более или менее достойных, с долгой или короткой историей, с разными дарами и достижениями, более или менее выдающихся, однако все они составляют единую вселенскую Церковь, все они — лишь часть того целого, названного Мною голубицей моей, чистой моей». Христос — центр единства Церкви; Он собирает воедино всех детей Божьих, рассеянных по миру (Ин 11:52), они встречаются в Нем (Еф 1:10), и все они — Его голубицы.
V. Возлюбленный показывает невесте, как высоко ее ценил не только Он Сам, но и все, кто ее знал и состоял с ней в родстве. К похвале добавляется то, (1) что она дорога своей матери; с самого детства она обладала чем-то, что вызывало особую любовь ее родителей. Подобно тому как и о Соломоне сказано, что он был нежно любимый и единственный сын у матери своей (Притч 4:3), так и невеста единственная она у матери своей; то есть дорога ей настолько, как если бы была у нее единственным ребенком, а если было много детей, она все равно — отличенная у родительницы своей, намного превосходит все сообщества людей, произведенных когда-либо этим миром. Все царства мира и слава их — ничто по сравнению с Церковью, с точки зрения Христа, Который создал ее из дивных Своих на земле, сынов Сиона драгоценных, равноценных чистейшему золоту, праведников, указывающих ближнему своему путь.
(2) Что невестой восхищались все ее знакомые, не только девицы, которые были младше ее, но даже царицы и наложницы, имевшие основания завидовать ей как сопернице; все они превознесли ее, благословили, пожелали добра, восхвалили ее, говорили о ней хорошо. Дочери Иерусалимские называли невесту прекраснейшей из женщин; все согласились отдать ей первенство по красоте, и каждый сноп поклонился ее снопу. Следует заметить:
[1] Любой благоразумный человек не может не иметь в своем сознании твердого убеждения (что бы там ни говорили), что благочестивые люди — отличный народ; многие скажут о них доброе слово, тем более — отнесутся благожелательно.
[2] Иисус Христос принимает во внимание, что люди думают и говорят о Его Церкви, а также Он весьма доволен теми, кто уважает боящихся Господа, и негодует в отношении тех, кто презирает богобоязненных людей, в особенности когда те в печали, соблазняет малых сих.
VI. Возлюбленный от Своего имени произносит прозвучавшее в адрес невесты восхваление: «Кто эта блистающая, как заря…» (ст. 10). Это применимо как к Церкви в мире, так и к благодати в сердце.
1. Они прелестны, как свет, прекраснее всего видимого. Христиане являются или должны быть светилами в мире. Церковь патриархов смотрела вперед10, как заря, когда впервые стало известным обетование о Мессии, и Восток свыше посетил этот темный мир. Иудейская Церковь была прекрасна, как луна; обрядовый закон был несовершенным светом, он сиял благодаря отражению, был переменчив, как луна, не делал дня, и Солнце правды тогда еще не взошло. Но христианская Церковь — светла, как солнце, и являет свет великий сидящим во тьме. Или же речь идет о царстве благодати, евангельском царстве.
(1) Восходя, оно блистает, как заря после темной ночи, помогает разоблачать (Иов 38:12−13), весьма приятно и блистает красиво, как ясное утро; но в самом начале оно мало, едва различимо.
(2) В этом мире, в лучшем случае, оно всего лишь — как прекрасная луна, которая сияет отраженным светом, имеет свои фазы и затмения, а также пятна, а в полнолуние управляет только ночью. Но (3) когда оно достигнет совершенства в царстве славы, то станет светлым, как солнце, Церковь, облаченная в солнце — во Христа — Солнце правды (Откр 12:1). Те, кто любит Христа, будут тогда как солнце, восходящее во всей силе своей (Суд 5:31; Мф 13:43); они засияют в неописуемой славе, тогда же настанет совершенное; и не будет там ни пятен, ни тьмы (Ис 30:26).
2. Красота Церкви и верующих не только приятна взору, но и грозна, как полки со знаменами. Церковь в этом мире — как армия, как стан Израилев в пустыне; она — в состоянии войны; она окружена врагами и втянута в постоянную борьбу с таковыми. Верующие — воины этой армии. У церкви есть знамена; Евангелие Христа — знамя (Ис 11:12), любовь Христа — знамя (Песн 2:4). Армия идет строем, подчиняется строгому порядку и дисциплине. Она грозна для своих врагов — таким был Израиль в пустыне (Исх 15:14). Когда Валаам увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, под разноцветными знаменами, то произнес: «Как прекрасны шатры твои…Израиль!» (Чис 24:5). Сохраняя свою чистоту, Церковь обеспечивает себе честь и победу; если она прекрасна, как луна, и светла, как солнце, тогда — поистине велика и неодолима.
Стихи 11−1311.
Теперь, когда Христос вернулся к своей невесте и разрыв отношений полностью устранен, после размолвки любовь двух возлюбленных возрождается, и Христос повествует об отдалении и примирении.
I. Когда Он удалился от своей Церкви-невесты и не утешал ее, даже тогда Христос следил за ней как за Своим садом, о котором заботился12: «Я сошел в ореховый сад…или к мускатным орехам, посмотреть на зелень долины, с заботой и удовлетворением, ибо сад — Мой» (ст. 11). Скрывшись из виду, Возлюбленный не удалялся от сада, но прятался среди его деревьев в низкой и темной долине; там Он следил — распустилась ли виноградная лоза, дабы сделать все необходимое и помочь ей распуститься, а также наслаждаться ею, как поступил бы любой человек в своем плодоносном саду. Он ходил посмотреть — расцвели ли гранатовые яблоки. Христос наблюдает первые побеги доброй работы благодати в душе и первые набухшие почки благоговейных чувств и намерений, которые Ему весьма приятны, как нам — цветение весны.
II. Однако Он не мог довольствоваться этим долго и внезапно ощутил внутри сильное, непреодолимое побуждение вернуться к Своей Церкви — Своей невесте, ибо был тронут ее плачем по Нему, ее мучительным желанием к Нему: «Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего, Я больше не мог пребывать в удалении; я сгорал от сожаления и теперь решил лететь назад в объятья Моей любви, моей голубицы» (ст. 12). Подобным же образом и Иосиф некоторое время делал вид, что он чужой своим братьям, дабы покарать их за прежнее немилосердие и испытать их характер теперь, до тех пор пока не смог более себя сдерживать, и не знал, как зарыдал и сказал: «я — Иосиф» (Быт 45:1,3). И теперь, подобно Давиду, невеста чувствует, что хотя в смятении своем она думала: «отверженная от очей Твоих», но в то же время Он услышал голос молитвы ее (Пс 30:23) и стал, как колесницы Аминадиба13, славившиеся своей красотой и скоростью. Моя душа влекла меня к колесницам моего усердного народа (есть и такое чтение стиха), «к колесницам его веры, надежды и любви, его желаний, молитв и упований, которыми они «посылали за Мной» и «доставили Меня обратно» на колеснице огненной и огненных конях». Следует заметить:
(1) Народ Христа — усердный народ, и таким ему надлежит быть.
(2) Если народ настойчиво ищет Христа и стремится к Нему, то даже когда кажется, что Христос удалился, Он милостиво вернется к народу в должное время, возможно, раньше, чем думали, и это будет приятным сюрпризом. Ни одна из колесниц, посланных за Христом, не вернется пустой.
(3) Всякое милостивое возвращение Христа к Своему народу исходит от Него Самого. Не люди, но Его собственная душа влечет Христа к колесницам Его народа; Он милостив, ибо хочет быть милостивым, и любит Израиля, ибо желает любить людей народа Своего не ради их самих, да будет им известно.
III. Вернувшись к Церкви, Он любезно просит ее вернуться к Нему, невзирая на разочарования, которые ей довелось пережить. Да не отчаивается она обрести столько же утешения, сколько имела до разлуки, но пусть примет утешение от возвращения Возлюбленного (Песн 7:1). Здесь (1) Церковь названа Суламитой: либо по сходству с именем Соломона, выступившего в роли прообраза Жениха, именем которого она называлась в знак родства и единства с ним (так и верующие называются христианами по имени Христа); либо от названия Салим, места ее рождения и проживания, подобно тому как женщина из Сонама называлась сонамитянкой. Небо — это Салим, место рождения и гражданства святых; те, кто принадлежит Христу и отправится на небо, будут называться суламитами.
(2) Невесту приглашают вернуться, и приглашение звучит весьма настойчиво: «Оглянись, оглянись…» и снова — «…оглянись, оглянись, обрети вновь мир, который ты потеряла и которым ты поплатилась; вернись к былому своему спокойствию и бодрости духа». Следует заметить, что добрым христианам зачастую трудно умиротвориться, если нарушен их мир, их нужно старательно убеждать снова вернуться в свой покой. Подобно тому как злостных грешников нужно постоянно призывать: «Обратитесь, обратитесь… для чего вам умирать?», так и разволновавшихся святых нужно призывать снова и снова: «Вернитесь, вернитесь, зачем вам унывать?» Что унываешь ты, душа моя?
(3) Лицо невесты хотят увидеть, после того как она обернулась: и мы посмотрим на тебя. Не ходи более с таким траурным лицом. Пусть те, кто примирился со Всевышним, поднимут к Богу лицо свое (Иов 22:26); пусть они с дерзновением приступают к престолу благодати. Христу угодна бодрость и смиренная уверенность Его народа, Он желает, чтобы народ выглядел хорошо. «…Мы посмотрим на тебя, не только Я, но и святые ангелы, которые утешению святых радуются так же сильно, как и обращению грешников; не только Я, но и все дочери». Христу и верующим приятна красота Церкви.
(4) Краткое описание того, что надлежит увидеть в невесте. Задан вопрос: «Что вам смотреть на Суламиту?» и звучит ответ: «…как на хоровод Манаимский».
[1] Существует мнение, что данный ответ звучит из уст самой невесты. Она стесняется появиться, не желает, чтобы на нее смотрели, полагая, что не имеет ни вида, ни величия. «Увы, — говорит она, — что вам смотреть на Суламиту? Вы не увидите ничего, достойного внимания, ничего кроме, как если бы было собрание двух армий14. Если бы действительно собрались две армии, то ничего, кроме резни и крови, не увидели бы. Стражи избили ее и изранили, на лицо невесты — следы ранений, она выглядит как после драки. Невеста уже говорила: «Не смотрите на меня, что я смугла…» (Песн 1:5), а здесь она говорит: «Не смотрите на меня, ибо я в крови». Или же это может означать непрерывную борьбу между благодатью и тлением в душах верующих; подобно двум армиям, они постоянно перебраниваются, отчего невесте стыдно показать свое лицо.
[2] Согласно другому мнению, данные слова произносит о невесте Возлюбленный: «Я скажу вам, что вы увидите в Суламите: вид ее благороден, как вид двух армий или двух частей одной армии, выстроенных в боевом порядке; она выглядит не только, как полки со знаменами, но как две армии, то есть вдвое величественнее того, что о ней говорилось ранее. Она подобна ополчению Маханаимскому — двум войскам, которые видел Иаков: воинство святых и воинство служащих им ангелов (Быт 32:1−2); Церковь сражающуюся и Церковь побеждающую». Вот две армии, и в обеих Церковь прекрасна.
* * * * *
Сноски:
10 Дословный перевод употребленного в данной части стиха глагольного сочетания look forth — смотреть вперед. (Речь идет об английском переводе Библии короля Иакова).
11 Песн 6−13 в английском переводе Библии короля Иакова соответствует Песн 7:1 синодального перевода Библии на русский язык.
12 Согласно русскому переводу Библии, здесь повествование ведется от имени невесты; в английском переводе отсутствие у глаголов грамматических признаков рода не позволяет сделать однозначный вывод. Очевидно, автор при толковании приписывает данные слова Возлюбленному.
13 В английском переводе Библии данная часть стиха звучит так: «…my soul made me like the chariots of Amminadib» — «…моя душа сделала меня подобным колесницам Аминадиба» (Песн 6:12).
14 Согласно английскому переводу Библии: What will ye see in the Shulamite? As it were the company of two armies — «Что вы увидите в Суламите? Как если бы было собрание двух армий».
толкование Мэтью Генри на песнь песней Соломона, 6 глава