Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Песня Песней | 5 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Христос благосклонно принимает приглашение Своей Церкви. Описание посещения Христа (ст. 1).

(II) Невеста повествует о том, какой неразумной она была, пренебрегая Им, и в какую беду она попала, когда Он удалился (ст. 2−8).

(III) Дочери Иерусалимские спрашивают о преимуществах Возлюбленного невесты (ст. 9); она конкретно отвечает на этот вопрос (ст. 10−16). «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность…»

Стих 1. Эти слова Христа — ответ на молитву Церкви, прозвучавшую в конце предыдущей главы: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой…»; и вот — Он пришел и дает ей об этом знать. Видите, с какой готовностью Христос слышит молитву, с какой готовностью Христос принимает приглашение от Своего народа, хотя мы медлим услышать Его призывы и принять Его приглашение. Он без принуждения снисходит к нам, тогда как мы стесняемся взойти к Нему. Обратите внимание: Он не только ответил на просьбу взаимностью, но и превзошел ее.

1. Невеста назвала Его «возлюбленный мой» (таким Он и был в действительности) и пригласила Его, потому что любила, Он называет ее в ответ «сестра моя, невеста», как и несколько раз ранее (гл. 4). Того, кто возлюбит Христа более всего, Христос признает Своим самым близким и дорогим родственником.

2. Невеста говорит о саде как о Его саде, и сладкие плоды — тоже Его, Христос это признает: «Это — Мой сад, это — Мои ароматы». Когда Господь был недоволен Израилем, Он присвоил народ Моисею: «…народ твой…» (Исх 32:7); а также назвал введенные народом праздники «…праздники ваши…» (Ис 1:14), но теперь, когда народ обрел Его благосклонность, Господь признает его Своим садом. «Хоть и малой толикой, но он — Мой». Тому, кто искренне посвятил себя и все, что имеет и способен сделать, Иисусу Христу, Он окажет честь и запечатлит, и поставит Свое клеймо на все имение и дела посвятившего, и скажет: «Это — Мое».

3. Невеста пригласила Возлюбленного прийти в сад Свой, и Он говорит: «Пришел я в сад мой…», возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» (Ис 58:9). Когда Соломон молился, чтобы Господь пришел и завладел домом, который тот для Него возвел, Господь пришел, и слава Господня наполнила дом Господень (2Пар 7:2), и Он дал народу знать, что избрал и освятил дом, чтобы имя Его было там во веки (2Пар 7:16). Тот, кто распахнет двери своей души Иисусу Христу, увидит, что Он готов войти; и на всяком месте, где Он положит память имени Своего, Он придет к Своему народу и благословит его (Исх 20:24).

4. Невеста пожелала, чтобы Возлюбленный вкусил сладкие плоды его, принял жертвы, принесенные в храм, которые подобны плодам Его сада, и Он это делает, но видит, что плоды не собраны и не готовы, чтобы их есть, поэтому Он сам собирает их. Поскольку плоды — Его, то и подготовка плодов Его; Возлюбленный видит, что Его сердце не готово к угощению, но Сам принимается проявлять те благодатные привычки, которые насадил. Мы бы растеряли и ту малую толику добра, которая в нас, если бы Христос не собрал и не приберег ее для Себя.

5. Невеста хотела, чтобы Возлюбленный лишь вкусил плодов сада, однако Он принес с Собой нечто большее — мед, вино и молоко — весьма питательную еду — продукты Ханаана, земли Эммануила. Христос находит великое наслаждение в том, что пожаловал Своему народу и произвел в нем. Или же мы можем предположить, что все это приготовила сама невеста, подобно тому как Есфирь приготовила царю, своему мужу, пир с вином; это всего лишь простая естественная пища — мед и молоко, но приготовленное с добром, с добром и принимается, а к несовершенствам — снисходительное отношение; соты съедаются вместе с медом, и немощи плоти прощаются, потому что дух бодр. Когда Христос явился своим ученикам после воскресения, Он ел с ними сотовый мед (Лк 24:42−43) — в этом исполнилось данное место Писания. Возлюбленный пил не только вино, напиток для людей, для великих людей, но и молоко — напиток для детей, для младенцев, ибо был Святым Сыном Иисусом, Который нуждался в молоке.

6. Невеста пригласила прийти Его Одного, но Возлюбленный, взяв с Собой угощение, приводит также Своих друзей и приглашает их разделить с Ним трапезу. Мы говорим: чем больше, тем веселее; и здесь собралось великое множество, что отнюдь не помешало трапезе. Когда наш Господь Иисус накормил 5 тысяч одновременно, то ели все и насытились. Христос предлагает всем Своим друзьям выпить вина и молока (Ис 55:1), которые и Сам Он пил, приглашает на трапезу из тучных яств, на трапезу из чистых вин (Ис 25:6). Великий труд искупления человека и богатство завета благодати — настоящий праздник для Господа Иисуса, что должно стать праздником и для нас. Приглашение весьма сердечное, чувственное и непринужденное: «Ешьте, друзья…» Если Христос приходит вечерять с нами, то и мы вечеряем с Ним (Откр 3:20). «Ешьте, друзья…» За этот стол приглашаются только друзья Христа. Его враги, которые не хотят, чтобы Христос царствовал над ними, не имеют в сем части и жребия. «…Пейте и насыщайтесь…» Христос в своем Евангелии основательно позаботился о бедных душах. Он алчущих исполнил благ; здесь хватит всем и каждому; Его благодать не умаляется, не будем же и мы умалять собственное лоно. Откройте уста свои, и Христос наполнит их. И не упивайтесь вином… но исполняйтесь Духом (Еф 5:18). Тот, кто готовит для Христа угощение, должен просить, чтобы и Его друзья пришли с Ним. Христос был приглашен на брачный пир вместе с учениками (Ин 2:2), а также все друзья Иисуса будут радоваться вместе с Ним в день Его бракосочетания с Церковью и в знак того будут пировать вместе с Ним. Не следует бояться избытка радости духовной и небесной; там мы будем пить из потока радостей Господних (Пс 35:9) и насытимся (Пс 64:5).

Стихи 2−8. В этой песни любви и радости мы встречаем весьма печальный эпизод; здесь невеста говорит не своему Возлюбленному, как прежде (ибо Он удалился), но о Нем; и это грустная история — повествование о собственной неразумности и плохом поведении по отношению к Нему, несмотря на Его доброту. Здесь приводятся справедливые упреки в адрес невесты. Возможно, речь идет о собственном отступничестве Соломона от Господа и печальных последствиях отступничества, имевшего место после того, как Господь пришел в его сад и завладел храмом, который Соломон построил и в котором он вместе с Господом ел жертвенное (ст. 1). Однако это применимо к слишком распространенным случаям с церквами и отдельными верующими, которые своим легкомыслием побуждают Христа удалиться от них. Обратите внимание:

I. На нежелание невесты и апатию, охватившую ее: «Я сплю, а сердце мое бодрствует…» (ст. 2). Здесь показано (1) тление, проявившееся в поступке: «Я сплю». Мудрые девы дремали. Невеста была на ложе своем (Песн 3:1), но теперь она спит. Духовная хандра, если с ней сразу же не бороться, склонна прорастать внутри нас и укореняться. Она спала, то есть благочестивые чувства охладели, она пренебрегла своим долгом, и нерадивость ее росла, она потакала своей лени, довольствуясь этим, и не проявляла бдительности. Иногда подобное является негативным последствием самой обычной свободы — достаточное основание. Сам св. Павел рисковал возгордиться от изобилия откровений и мог бы сказать: «Душа! Покойся», из-за чего ему просто необходимо было жало в плоть, дабы удержать его от сна. Ученики Христа, когда Он пришел в сад, сад Своих мук, крепко спали и не смогли бодрствовать с Ним. Истинные христиане не всегда одинаково живы и энергичны в религии.

(2) Тем не менее благодать остается в привычке: «…а сердце мое бодрствует; моя собственная совесть осуждает меня за это и не прекращает попыток пробудить меня от дремы. Дух бодр, и по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем и умом моим я ему служу. В данное время меня одолело искушение, но не все происходит одинаково во мне. Я сплю, но это не мертвый сон; я борюсь с ним; это не крепкий сон; я не могу смириться с такой хандрой». Примите во внимание следующее:

[1] Нам следует замечать в себе духовную дремоту и хандру и размышлять об этом с сожалением и стыдом за то, что заснули, когда Христос был рядом с нами в Своем саду.

[2] Когда мы сетуем по поводу своих недостатков, то не должны упускать из виду благо, сотворенное в нас и сохранившее нас в живых: «Мое сердце бодрствует во Христе, Который дорог мне, как собственное сердце, и является моей жизнью; когда я сплю, Он не дремлет и не спит».

II. На призыв Христа к невесте, когда она пребывала в состоянии апатии: вот, голос моего возлюбленного. Она знала и вскоре убедилась в этом — знак того, что сердце ее бодрствовало. Подобно отроку Самуилу, она услышала призыв с первого раза, но, в отличие от Самуила, не перепутала Его ни с кем, ибо знала, что то был голос Христа. Он стучит, чтобы мы пробудились, встали и впустили Его, стучит своим Словом и Духом, стучит посредством скорбей и нашей собственной совести; и хотя Писание не повторяет в точности данных слов, вероятно, подразумевает это: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр 3:20). Христос приглашает грешников вступить с Ним в завет, а святых — к общению. Кого Он любит, того не оставит один на один с собственным легкомыслием, но найдет тот или иной способ пробудить, обличить, дисциплинировать. Когда мы нечутки ко Христу, Он думает о нас и заботится, чтобы наша вера не угасла. Петр отрекся от Христа, но Господь повернулся и посмотрел на него и таким образом привел его к Себе снова. Обратите внимание, каким волнующим был этот призыв: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя…»

1. Тот, Кто вправе потребовать, чтобы Ему открыли, просит об этом. Он стучится, хотя мог бы легко сломать двери.

2. Возлюбленный называет невесту всевозможными ласковыми именами: сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя; Он не только избегает неприятных эпитетов и не бранит ее сурово за то, что она легла, не дождавшись Его, но, напротив, усердно старается выразить ей Свои самые нежные чувства. Милости же Своей не отнимет. Тех, кто верою обручен Христу, Он почитает Своими сестрами, возлюбленными, голубицами — всем самым дорогим. И, будучи облаченными в Его праведность, они чисты. Руководствуясь этим, невеста решила открыть Ему. Любовь Христа должна побудить нас ответить Ему любовью, даже до крайнего самоотречения. Отвори мне. Можем ли мы не впустить такого друга, такого гостя? Разве мы не захотим продолжить общение с Тем, Кто более чем достоин знакомства с нами и кто так страстно того желает, хотя только мы от этого и выигрываем?

3. Возлюбленный ссылается на невзгоды и умоляет впустить Его «sub forma pauperis — под видом бедного странника», которому нужен кров: «…голова моя вся покрыта росою, ночной влагой; подумай о тех тяготах, которые мне пришлось перенести, дабы заслужить тебя, дабы мне, несомненно, заслужить от тебя столь малую любезность». Когда на Христа надели терновый венец, от которого, вне всякого сомнения, Его благословенная голова начала кровоточить, тогда она была покрыта росою. «Подумай, как я скорблю, подвергшись такому жестокому обращению; так же страдает нежный супруг, когда жена не впускает его в дом в ненастную ночь». Оставляем ли мы Христа в такой нужде за Его любовь? Пренебрежение, с которым легкомысленные души относятся к Иисусу Христу, равны для Него непрестанной капели в дождливый день.

III. На повод, придуманный невестой, чтобы оправдать свое нежелание откликнуться на призыв: «Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его?» (ст. 3). Она пребывала в полудреме; она узнала голос своего Возлюбленного; она знала, что это Он стучался, но не открыла Ему своего сердца. Она была раздета, хотя ей не составляло большого труда одеться снова. Она вымыла ноги свои и не пожелала мыть их вновь. Она не могла послать кого-то другого открыть двери (впустить Христа в сердце — собственный поступок и деяние каждого из нас), но тем не менее сама не проявила желания сделать это. Она не сказала: «Не открою», но: «Как же мне?» Следует заметить, что несерьезные оправдания свидетельствуют об инертности в религии. Христос призывает нас открыться Ему, а мы притворяемся, что не понимаем, что у нас нет сил или времени, а посему думаем, что сие может служить оправданием, и уподобляемся ленивцу, который зимой не пашет. И те, кому надлежит ожидать явления Господа с препоясанными чреслами, если распояшутся и скинут хитоны, то увидят, как тяжело вернуть прежнюю решительность и одеться снова; поэтому лучше держать такое облачение ближе к телу. Извинения-отговорки (Лк 14:18) истолковываются как пренебрежение ко Христу (Мф 22:5) — так оно и есть. Кто в своем сердце не способен ради Христа выдержать холодного порыва ветра или встать с постели, тот выказывает величайшее презрение к Нему.

IV. На мощное влияние Божьей благодати, которая побудила невесту встать и открыть своему Возлюбленному. Когда Ему не удалось убедить ее словами, Он протянул руку свою сквозь скважину, чтобы снять засов, как бы утомившись от ожидания (ст. 4). Под этим подразумевается работа Духа в душе невесты, обратившая ее нежелание в готовность (Пс 109:3). Об обращении Лидии говорится, что Господь отверз ее сердце (Деян 16:14), и о Христе сказано, что Он отверз ум учеников к разумению (Лк 24:45). Образовавший дух человека внутри него знает все пути к нему и входы; Он способен найти скважину в двери и протянуть руку, чтобы победить предубеждения и внести Свое собственное учение и закон. У Него есть ключ Давидов (Откр 3:7), которым Он открывает двери сердца самым подходящим образом, так как ключ подогнан к выемкам замка, дабы не совершать насилия над естеством, а только над естеством нечестивым.

V. На уступчивость, проявленную, наконец, невестой под действием Божьей благодати: «…внутренность моя взволновалась от него». Благая работа, совершенная над чувствами, помогла ей собраться с волей: «…внутренность моя взволновалась от него»; подобное случилось с двумя учениками, когда Христос заставил их сердца гореть внутри. Невеста была движима состраданием к Возлюбленному, потому что голова Его была покрыта росою. Следует заметить, что чуткость духа и сердце из плоти готовят душу, дабы та приняла Христа; и поэтому Его любовь к нам представлена именно таким наиболее действенным образом. Не из сострадания ли Он нас искупил? Так примем же и мы Его с состраданием, а ради Него и тех, кто принадлежит Ему, когда бы они ни оказались в нужде. Благая работа, совершенная над чувствами невесты, подняла ее и заставила устыдиться собственной неразумности и лени: «Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему…» (ст. 5), причем Его благодать побудила невесту поступить так и одолела сопротивление неверия. Это был поступок невесты, но произвел его в ней Возлюбленный. И сейчас с рук ее капала мирра…на ручки замка.

1. Либо она обнаружила мирру, когда прикоснулась к замку, чтобы открыть его; Тот, Кто протянул руку Свою сквозь скважину, оставил мирру в доказательство того, что был там. Когда Христос сильно воздействует на душу, Он оставляет в ней благословенную свежесть, весьма приятную для души. Возлюбленный смазал миррой замок, чтобы тот легче открывался. Следует заметить, что если мы занимаемся служением в живом проявлении веры и под влиянием Божьей благодати, то увидим, что оно протекает энергичнее и приятнее, чем мы ожидали. Стоит нам только встать, чтобы открыть Христу, — и мы убедимся, что трудности, которых опасались, самым дивным образом преодолены; тогда мы скажем вместе с Даниилом: «Говори, господин мой; ибо ты укрепил меня» (Дан 10:19).

2. Либо сама невеста принесла туда мирру. Внутренность ее взволновалась от Возлюбленного, так долго стоявшего на холоде и в сырости, когда она пришла открыть Ему и приготовила помазание для Его головы, дабы таким образом укрепить и утешить Его, а возможно, и уберечь от простуды. Она так торопилась встретить Его, что не пожелала тратить время на обычные приготовления, но погрузила руку в сосуд с елеем, дабы сразу помазать Ему голову, как только Он войдет. Тот, кто открывает двери своего сердца Христу, двери вечные, должен встретить Его живым проявлением веры и других благодатей — и этим помазать Его.

VI. На горькое разочарование невесты, когда она, наконец, открыла своему Возлюбленному. Это самая печальная часть истории: «Отперла я возлюбленному моему, как и намеревалась, но, увы, возлюбленный мой повернулся и ушел». Возлюбленный мой ушел, ушел — так говорит Слово.

1. Невеста не открыла Возлюбленному, когда Он постучал в первый раз, а сейчас было слишком поздно, чтобы наследовать это благословение впоследствии. Христа нужно искать, когда Его еще можно найти; если мы пропускаем свое время, то рискуем потерять возможность. Следует заметить:

(1) Христос справедливо упрекает нас за то, что мы медлим и отказываемся от Него, а посему приостанавливает сообщение утешения тем, кто нерадив и вял в исполнении своего долга.

(2) Уход Христа дает верующим серьезный повод для великой скорби и плача. Царь-псалмопевец никогда ни на что не жаловался с таким трагизмом, как на то, что Господь спрятал от него лик Свой, отринул его и оставил. Невеста готова рвать на себе волосы и раздирать одежду, заламывать руки с воплем: «Он ушел, ушел»; и что более всего разбивает ей сердце — так это то, что за все она может «благодарить себя», она сама спровоцировала Его уход. Если Христос удаляется, то это по причине недоброго к Нему отношения.

2. Теперь обратите внимание на то, что в данном случае делает невеста и что с ней происходит.

(1) Она продолжает называть Его своим Возлюбленным и полна решимости, каким бы пасмурным и мрачным ни был день, не избавляться от родства с Ним, не терять интереса в Нем. Мы проявляем слабость, делая жесткие выводы в отношении своего духовного состояния по случаю любого опасения собственной неудачи или удаления Господа. Не всякий уход означает безнадежность. Я скажу: «верую, Господи!», хотя должен сказать: «…помоги моему неверию». Невзирая на то что Он оставил меня, я люблю Его; Он — мой.

(2) Теперь она вспоминает слова, которые Он ей сказал, когда звал ее, а также впечатление, которое они на нее произвели, упрекая себя при этом за неразумность — за то, что не послушалась собственных обличений сразу: «Души во мне не стало, когда он говорил; меня глубоко тронули Его слова о том, что голова Его покрыта росою; и все же, как недостойно с моей стороны было оставаться в постели, придумывая оправдания, и не открыть Ему». Нам будет весьма горько осознавать, что мы смягчали и душили обличения собственной совести, когда Господь откроет нам глаза. Подчас слово не воздействует на сердце мгновенно, но растапливает его потом после повторного размышления. Итак, души во мне не стало, когда Он говорил, — от слов Его, сказанных ранее.

(3) Невеста не стала снова ложиться, но отправилась на поиски Возлюбленного: «…я искала его…звала его…» Она могла бы избавить себя от этих трудов, если бы пошевелилась сразу, как только Он ее позвал; но мы предпочитаем взвалить на себя кучу работы и навлечь на себя крупные неприятности из-за собственной лени и небрежения, когда могли бы воспользоваться предоставленной возможностью. Однако невесту можно похвалить за то, что, когда Возлюбленный удалился, она принялась Его искать; ее желание к Нему после Его ухода стало еще сильнее, а поиски — более усердными. Она зовет Его в молитве, зовет в поисках, умоляет Его вернуться; она не только молится, но и прибегает к другим средствам, она ищет Его такими способами, какими когда-то нашла.

(4) Невесте все еще не удается найти Возлюбленного: «я…не находила его…он не отзывался мне». Свидетельств Его благосклонности у невесты не было, не было утешения, но все покрылось мраком, и возникли сомнения — любит ли Он ее. Следует заметить: тот, кто истинно любит Христа, но не получает сразу ответа на свои молитвы и не видит Его улыбки, тем не менее должен знать, что вместо этого Христос укрепляет его и дает душе силы продолжать поиски (Пс 137:3). Св. Павел не достиг того, чтобы из его плоти было удалено жало, но в ответ обрел достаточно для себя благодати.

(5) С невестой плохо обошлись стражи: «Встретили меня стражи… избили меня, изранили меня…» (ст. 7). Они приняли ее за распутную женщину (ибо она бродила по улицам в такое время ночи, когда они делали обход), поэтому избили ее. Безутешных святых могут принять за грешников и будут соответственно тому осуждать и упрекать. Так и Анну, когда она молилась в скорби души, ранил и покарал Илий, один из верховных стражей, сказав ей: «…доколе ты будешь пьяною?», считая ее негодной женщиной (1Цар 1:14−15). Нет ничего нового в том, что стражи Сионские ошибочно принимают преданных и любящих подданных Царя Сиона за врагов и нарушителей спокойствия царства; они не могут унизить и преследовать их иначе, как пороча их имена. Существует мнение, что речь здесь идет о священниках, которые, хотя и являются стражами в силу своего служения, неправильно преподают Слово пробужденным душам и из-за своего неумения или презрения к их бедам добавляют скорби скорбящим и опечаливают сердце праведника, которое Господь не хотел опечаливать (Иез 13:22), удручают тех, кого надлежит ободрить, умножая страдания уязвленных Господом (Пс 68:27). Те стражи, которые не смогли или не захотели помочь невесте в поисках Возлюбленного, были недостаточно хороши (Песн 3:3), но эти оказались куда хуже — они подвергли ее суровому и немилосердному осуждению, избили и изранили невесту своими упреками, и несмотря на то что были хранителями стены Иерусалимской; они как будто бы разрушили ее, сняли с нее покрывало грубо и жестоко, словно оно служило для притворства в скромности, дабы скрыть нечто, совсем противоположное. Тот, чей внешний облик вполне благообразен, но кто тем не менее несправедливо обвиняется в лицемерии и подвергается гонениям, имеет основания сетовать, как здесь невеста, на то, что с него срывают покрывало.

(6) Из-за жестокого обращения с ней стражей невеста лишилась сил для дальнейшего продолжения поисков самостоятельно и обратилась к окружавшим ее за помощью: «Заклинаю вас, дочери Иерусалимские! Все мои друзья и знакомые, если вы встретите Возлюбленного моего, возможно, именно вы встретитесь с Ним раньше меня, что скажете вы Ему?» — существует такое чтение стиха. «Замолвите обо мне доброе слово, скажите Ему, что я изнемогаю от любви». Здесь обратите внимание:

[1] В каком состоянии была невеста. Она любила Иисуса Христа до такой степени, что в Его отсутствие заболела, сильно заболела, нестерпимо, и она мучилась от желания, чтобы Он вернулся, подобно женщине в родах; так же сильно и Ахав возжелал Навуфеева виноградника вплоть до того, что заболел. Это изнеможение невесты является знаком здорового состояния души, исход обязательно будет благоприятным, болезнь приведет не к смерти, а к жизни. Лучше заболеть любовью ко Христу, чем благоденствовать в любви к миру.

[2] Какой путь невеста избрала в этом состоянии. Она не впала в отчаяние и не пришла к выводу, что умрет от своей болезни, но послала за своим Возлюбленным; она попросила совета у ближних и умоляла их молиться за нее, дабы они ходатайствовали о ней перед Женихом. «Скажите Ему, что я повела себя легкомысленно и неразумно, была ленива и встала открыть Ему не так быстро, как следовало бы, но все же я люблю Его; Он знает все, Он знает, что я люблю. Расскажите Ему обо мне, что я искренна, хотя часто и не справляюсь со своим долгом, представьте Ему меня искренней, хотя часто и не справляющейся со своим долгом, более того, представьте меня Ему достойной Его сострадания, дабы Он пожалел меня и помог мне». Невеста не просит рассказывать Возлюбленному о том, как ее обидели стражи, как неправедно они в данном случае поступили, она признает, что Господь праведен, а посему терпеливо это переносит. «Но скажите, что я страдаю от любви к Нему». Благодатные души переживают уход Христа тяжелее, чем какую бы то ни было другую беду. Languet amaus, non languet amor — Томится тот, кто любит, но не его любовь.

Стихи 9−16. Здесь представлен:

I. Вопрос, который задали невесте дочери Иерусалимские о ее Возлюбленном в ответ на данное им поручение (ст. 9). Обратите внимание (1) на почтительное обращение к невесте: прекраснейшая из женщин! Наш Господь Иисус воистину делает Свою невесту прекрасной не только в собственных глазах, но и с точки зрения дочерей Иерусалимских. Церковь — самое прекрасное в мире общество, общение святых — наилучшее общение, а красота святилища — превосходная красота. Святые — достопочтенный народ; святость — гармония души, это — согласие с собой; для всех сведущих судей ее высокая оценка не вызывает сомнения. Даже тот, кто совсем немного знаком со Христом — как упомянутые здесь дочери Иерусалимские, — не может не заметить дивной красоты тех, кто носит Его образ, который и нам надлежит любить, где бы мы его ни увидели, пусть даже в разном облачении.

(2) На вопрос о ее Возлюбленном: «Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных? Если ты хочешь, чтобы мы тебе Его нашли, дай нам Его приметы, дабы мы смогли узнать Его при встрече».

[1] Существует мнение, что в данном вопросе звучит насмешка и обвинение в том, что невеста создает вокруг Него много суеты: «Зачем ты так неистово ищешь своего Возлюбленного, с большей силой, чем ищут своих другие? Почему ты так на Нем зациклилась — больше, чем другие, которые тоже к Нему добры?» Равнодушные к религии удивляются ревности верующих. Множество легкомысленных людей насмехается над немногими, кто рассудителен и серьезен. «Что в Нем такого притягательного, чего недостает другим? Если Он ушел, ты, будучи прекраснейшей из женщин, скоро найдешь другого такого же великолепного». Следует заметить, что плотские сердца не видят ничего необычного или превосходного в Господе Иисусе, в Его личности или служении, в Его учении или милостях; как будто познание Христа и общение с Ним не дает больше, чем познание мира и обращение в таковом.

[2] Иного мнения придерживаются остальные, считая вопрос серьезным и полагая, что в намерения задавших его входило (а) утешить невесту, которая, как они знали, воспрянет духом, стоит ей только поговорить немного о своем Возлюбленном; ничто не доставит ей большей радости и не отвлечет от страданий так сильно, как приятная возможность описать достоинства своего Возлюбленного.

(б) Получить для себя информацию; вопрошавшие уже слышали о превосходстве и славе Возлюбленного, но пожелали узнать более подробно. Их заинтересовало, что побудило невесту с таким усердием и заботой дать им поручение относительно ее Возлюбленного, и поэтому пришли к выводу, что в Нем есть нечто, не присущее другим возлюбленным, и они хотели, чтобы их в этом убедили. Именно тогда, когда люди начинают задаваться вопросом о Христе и о Его непревзойденном совершенстве, у них появляются первые проблески надежды. И порой необычайная ревность в поисках Христа одними может послужить средством побуждения к тому многих (2Кор 9:2); так и апостол, благодаря вере язычников, возбуждал иудеев к святому подражанию (Рим 11:14; см. Ин 4:10).

II. Сообщение о Возлюбленном, прозвучавшее из уст невесты в ответ на этот вопрос. Нам следует всегда быть готовыми наставить и помочь тем, кто ищет Христа. Опытным христианам, которые сами хорошо Его знают, надлежит делать все, что в их силах, дабы познакомить с Ним других.

1. Она заверяет вопрошавших, что, вообще говоря, ее Возлюбленный обладает несравненным совершенством и непревзойденным достоинством (ст. 10): «Разве вы не знаете моего Возлюбленного? Могут ли дочери Иерусалимские не ведать о том, Кто — венец Иерусалима и его коронованная глава? Тогда позвольте вам сказать, (1) что все в Нем мило и прекрасно: возлюбленный мой бел и румян; эти цвета являют совершенную красоту. Сие не имеет ничего общего с физической красотой Христа в его земном воплощении (о маленьком Иисусе не сказано ничего подобного тому, что говорится о маленьком Моисее — когда тот родился, он был прекрасен (Деян 7:20); более того, о Христе сказано, что в Нем не было ни вида, ни величия, Ис 53:2); но Его божественная красота и абсолютная внутренняя гармония как Посредника делают Его истинно прекрасным в глазах всех просвещенных для духовного различения. В Нем мы можем созерцать красоту Господню; Он был Святым Сыном Иисусом; и в том состояла Его красота. Если мы взираем на Него как на даровавшего нам мудрость, праведность, освящение, и искупление, Он является нам прекрасным во всем. Его любовь к нам делает Его восхитительным. Он бел по безупречной невинности Своей жизни, румян — в кровавых муках, через которые Он прошел в Своей смерти; бел — в Своей славе как Бог (в момент преображения одежды Его сделались белыми, как свет), румян — в принятии на себя человеческого естества (Адам — «красная почва»); бел — в доброте по отношению к Своему народу, румян — в Своем ужасном лике, обращенном к собственным врагам и к врагам Его народа. Внешний вид Христа — весьма благословенное сочетание.

(2) Что Ему присуще очарование, которым никто не обладает: Он лучше десяти тысяч других, идеал красоты, прекраснее сынов человеческих, любого из них; такого, как Он, нет, нет Ему подобного; все иное надлежит почитать тщетою… почитать за сор по сравнению со Христом (Флп 3:8). Он — превыше царей земли (Пс 88:28), Ему дано имя выше всякого имени начальств и властей как вышнего, так и земного мира (Флп 2:9; Евр 1:4). Он — образец для десяти тысяч других (так говорит Слово), самый высокий и самый красивый из всей компании. Он Сам станет, как знамя для народов (Ис 11:10), под которым нам надлежит собраться и на которое равняться. А посему Он имеет абсолютно все основания занять в наших душах сокровеннейшее и высочайшее место, ибо Он — лучше десяти тысяч других Сам по Себе и достойнее двадцати тысяч других для нас.

2. Невеста подробно перечисляет достоинства своего Возлюбленного, не утаивая Его силы и красоты пропорциональных форм. Все в Христе привлекательно. Десять примеров внешних достоинств Возлюбленного, которые невеста здесь приводит, не требуют от нас особых усилий при толковании, дабы не выжать из них кровь и не исказить таковых. В общем, замысел сего — показать, что Христос во всех отношениях соответствует Своей миссии и обладает всем достойным нашей похвалы, почтения, любви и доверия. Явление Христа Иоанну (Откр 1:13 и далее) можно сравнить с описанием, которое приводит здесь невеста; цель как одного, так и другого заключается в том, чтобы представить Его непревзойденную славу, которая подразумевает и величие, и благодать, делая Его милым взору верующих, а их — блаженными в Нем.

(1) Голова его — чистое золото. А Христу глава — Бог (1Кор 11:3), и Он обещал святым, что Вседержитель будет их золотом (Иов 22:25), их защитой и сокровищем; тем более — для Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9). Голова Христа свидетельствует о Его суверенном владычестве над всем сущим и о живом влиянии на Его Церковь и всех ее членов. Это — как золото, золото — первое слово в подлиннике означает сияющее золото, а второе — прочное чистое золото; владычество Христа и прекрасно, и могущественно. Царство Навуходоносора сравнивается с золотой головой (Дан 2:38), ибо оно превзошло все остальные царства, то же относится и к владычеству Христа.

(2) Кудри его волнистые, черные, не как шатры Кидарские, чернота которых была их дефектом (с ними, по этой причине, сравнивает себя Церковь, Песн 1:4), но черные, как ворон — именно черный окрас делает эту птицу красивой. Временами волосы Христа представлены белыми (Откр 1:14), что символизирует Его вечность и то, что Он — Ветхий днями; но здесь они — черные и волнистые, что обозначает Его вечную молодость: то, что в Нем нет никакого тления и Он никогда не состарится. Все, что принадлежит Христу, красиво с точки зрения верующего, даже Его волосы. Жаль, что они покрылись, как это и было, росою, и кудри стали мокрыми от ночной влаги, пока Он ждал, являя благодать (ст. 2).

(3) Глаза его — как голуби, ясные и чистые, невинные и добрые, при потоках вод, в которых голуби находили отраду и в которых, как в зеркале, видели себя. Они омыты и чисты, купающиеся в молоке, которое делает их белыми, сидящие в довольстве, не улетают и не тонут. Чистым очам Христа не свойственно глядеть на злодеяния (Авв 1:13), ибо это — глаза голубя. Все верующие говорят о всеведении Христа с такой же радостью, как здесь невеста — о Его глазах. Ибо, несмотря на то что для врагов они будут как пламень огненный (Откр 1:14), для друзей глаза Христа — красивы и полны утешения, как глаза голубя, ибо являются свидетелями их непорочности. Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Святы и блаженны те, кто всегда ходит под взором Христа.

(4) Щеки его (выдающаяся часть лица) — цветник ароматный из пряностей, взращенных в садах, — украшение и богатство каждого сада, гряды благовонных растений, или башни из ароматов. Именно это в облике Христа приятно взору всех святых при мимолетном взгляде на Него, ибо щеки — всего лишь часть лица. Половина откровений о Себе, которые Христос дает душе, оживляют и укрепляют, они ароматнее самых дорогих цветов и благовоний.

(5) Губы его — лилии, но не белы, как лилии, а красивы и очаровательны. Таковы же и слова Его уст, которые для всех освященных слаще меда и капель сота; таковы же и поцелуи Его уст — все, передающее Его благодать; благодать излилась из уст Его, и все, слышавшие Его, дивились словам благодати, исходившим из уст Его. Губы его — как лилии, источают текучую мирру. Лилии в природе никогда не источали мирры, однако ничто в природе не способно полностью описать красоту и превосходство Христа, и поэтому в сравнениях должна присутствовать композиция из образов.

(6) Руки его — золотые кругляки, усаженные топазами, замечательным драгоценным камнем (ст. 14). Великие мужи украшали пальцы своих рук золотыми кольцами с алмазами и другими драгоценными камнями, но в глазах невесты руки Возлюбленного сами по себе были как золотые кольца (кругляки); все примеры Его власти, дела Его рук, все явления Его промысла и благодати — все они богаты и чисты и драгоценны, как золото, как драгоценный оникс и сапфир, все соответствуют своему предназначению, как золотое кольцо подходит пальцу, все они красивы и весьма привлекательны, подобно кольцам, усаженным топазами. Руки Возлюбленного, простертые вперед, дабы принять Свой народ и одаривать его, именно поэтому богаты и красивы.

(7) Внутренность его — как изваяние из слоновой кости — здесь более уместно слово внутренность, а не живот, ибо это же слово встречаем в стихе 4, именно оно часто употребляется применительно к Господу (Ис 63:15; Иер 31:20)9 и обозначает нежное сострадание и чувства к невесте, а также любовь, которую Он к ней испытывает, несмотря на ее состояние одиночества и опустошения. Его любовь подобна изваянию из слоновой кости, безупречно выточенному и богато украшенному сапфирами. Сама по себе любовь сильна и непоколебима, ее примеры и проявления ярки и блистательны, что делает ее бесценной.

(8) Голени его — мраморные столбы, весьма сильные и стройные, и просто не может быть никакого презрения к золотым подножиям, на которых они поставлены (ст. 15). Сие свидетельствует о стойкости и непоколебимости Возлюбленного; Он будет твердо стоять там, где поставил стопы Свои; Он сможет вынести всю тяжесть правления, возложенного на Его плечи, ноги никогда не подогнутся под Ним. Этим объясняется величавость и пышность шествия Бога нашего, Царя нашего во святыне (Пс 67:25), а также постоянство и равномерность Его домостроительства по отношению к Своему народу. Пути Господа правы; они — вся благодать и истина; эти мраморные столбы долговечнее столпов небес.

(9) Вид Его (осанка и лицо) подобен Ливану, этой величавой возвышенности; вид Его прекрасен и очарователен, подобно пейзажу дивного леса или парка, величествен, как кедры, которые по высоте и силе превосходят другие деревья и находят отличное применение. Христос прекрасен; чем больше мы на Него смотрим, тем красивее Его находим.

(10) Уста его — сладость; сама сладость; сладость (так говорит Слово); это — чистое благоухание, более того — квинтэссенция всех услад (ст. 16). Слова уст Его — сладость для верующего, они сладки — как молоко для младенцев (которым оно подходит), как мед для взрослых (Пс 118:103), которые находят его весьма вкусным. Поцелуи Его уст, все знаки Его любви — непревзойденная сладость для верующих и самое великое наслаждение для тех, чьи духовные чувства навыком приучены. Он для вас, верующих, драгоценность.

3. Завершает невеста с полной твердостью как веры, так и надежды, совладав, таким образом, со своей бедой.

(1) Здесь — абсолютно твердая вера в отношении доскональной красоты Господа Иисуса: «…весь он — любезность. Зачем мне так настойчиво упоминать частности, когда у Него вообще нет недостатков?» Невеста осознает, что поступает по отношению к Возлюбленному дурно, приводя такое детальное описание, в котором она далека от достижения цели, если учесть Его достоинство и заслуги, и поэтому прерывает повествование обобщающим панегириком: «…Он, истинно, — любезность, весь Он. В Нем нет ничего, кроме приятного, и ничто не приятно, если только не в Нем. Он — самый желанный; в Нем есть все, что только можно пожелать». Поэтому все ее желания — к Нему, поэтому она ищет Его так старательно и не может успокоиться, пока Его нет. Разве может кто-нибудь не любить Того, Кто так любезен?

(2) Здесь — абсолютно твердая надежда в отношении собственного интереса невесты во Христе: «Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой; поэтому не удивляйтесь, что я так стремлюсь к Нему». Видите, с каким святым дерзновением невеста претендует на родство с Ним, и затем с какой святой серьезностью она об этом заявляет. Именно обладание подслащивает превосходство. Видеть Христа и знать, что Он не наш, будет скорее пыткой, чем блаженством; но видеть такого любезного и знать, что Он наш, — совершенное удовлетворение. Здесь истинный верующий [1] дает Христу полное согласие: «Он — Мой, Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), мой — по евангельскому завету, мой — во всех дарованных мне отношениях, дабы стать для меня всем, в чем нуждается моя душа».

[2] Находит в Христе полное удовлетворение. Здесь об этом говорится весьма торжественно: «Это Тот, Кого я выбрала и Кому отдала себя. Никто, кроме Христа. Никто, кроме Христа. Именно Ему принадлежит мое сердце, ибо Он — мой самый Возлюбленный. Именно Ему я доверяю и от Него жду всех благ, ибо Он — друг мой». Следует заметить: тому, чьим Возлюбленным становится Христос, Он станет и другом; Он был, есть и будет особым другом для всех верующих. Он любит тех, кто любит Его; и те, чьим другом Он является, имеют основание гордиться Им и говорить о Нем с восторгом: «Пусть другие руководствуются любовью мира и ищут счастья в мирской дружбе и покровительстве, вот Кто возлюбленный мой, и вот Кто друг мой. Другие вольны поступать, как им угодно, но Он — выбор моей души, покой моей души, моя жизнь, моя радость, Он — все для меня; Он — Тот, с Кем я желаю жить и умереть.

* * * * *

Сноски:

9 В синодальном переводе Библии на русский язык использованы такие слова: «благоутробие» (Ис 63:15), «внутренность» (Иер 31:20). В английском переводе Библии короля Иакова в данных местах Писания употреблено слово bowels, переводимое как «кишечник, внутренние органы», в то время как в Песни песней 5:14 слово belly — «живот, внутренности», а в Песни песней 5:4 — bowels.

толкование Мэтью Генри на песнь песней Соломона, 5 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.