Несомненно, все Писание богодухновенно и полезно для поддержания и дальнейшего развития интересов Царства Божия среди людей, даже несмотря на то что в Библии есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают. По нашему убеждению, священное происхождение и духовное содержание данной книги издревле подтверждается надежными и непротиворечивыми свидетельствами как иудейской Церкви, которой было вверено слово Божие и которая никогда не подвергала сомнению авторитет Песни песней, так и христианской Церкви, благополучно унаследовавшей от иудеев доверие и уважение к этой книге.
I. Следует признать, что, с одной стороны, если человеку, поверхностно читающему эту книгу, задать вопрос, адресованный в свое время евнуху: «разумеешь ли, что читаешь?», то у него будет еще больше, чем у самого евнуха, оснований для ответа: «как могу уразуметь, если кто не наставит меня?» Исторические книги Писания и Пророки весьма схожи между собой, а Песнь песней Соломона сильно отличается от песен его отца Давида. В ней не упоминается имя Бога, она ни разу не цитируется в Новом завете; не найдем мы здесь и слов о религии или о благочестивом поклонении; написанию Песни песней не предшествовало видение, и книга не отмечена знаками непосредственного откровения. Похоже, данную книгу, равно как и любую другую книгу Писания, трудно превратить в запах живительный на жизнь, более того, если кто-то приступит к чтению Песни песней с плотским умом и тленными чувствами, то книга рискует стать для него запахом смертоносным на смерть, ибо уподобляется цветку, из которого читающий извлекает яд; поэтому-то иудейские богословы не рекомендовали читать Песнь песней молодым людям до достижения ими тридцати лет, дабы не осквернить самое чистое и священное (horrendum dictu — страшно произнести!) пламенем похоти, возгоревшимся от огня небес, предназначенным исключительно для жертвенника. Но:
II. Следует также признать, что, с другой стороны, опираясь на многие верные наставления, предназначенные для уразумения Песни песней, мы увидим, что данная книга подобна весьма яркому и сильному лучу небесного света, который способен зажечь в святых душах благочестивые и благоговейные чувства, зародить в них стремление к Богу, усилить радость в Нем и способствовать еще большему познанию и еще более тесному общению со Всевышним. Книга являет собой аллегорию, буква которой убивает того, кто довольствуется буквальным восприятием и не желает заглянуть глубже, в то время как дух книги животворит (2Кор 3:6; Ин 6:63). Это — притча, затрудняющая разумение духовного тому, кто не любит такового, для любящих же духовное — делает его простым и приятным (Мф 13:14,16). Опытные христиане увидят, что они переживали нечто подобное, и найдут сие вразумительным, тогда как не имеющий в сем доли и участия не поймет книги и не насладится ею. Это — песня Epithalamium, или свадебная песнь, в которой воспевается любовь жениха и невесты, служащая прообразом взаимных чувств между Богом и Его избранным остатком из людей. Это — пастораль; жених и невеста, дабы подчеркнуть их скромность и невинность, представлены как пастух и пастушка. Итак:
1. Вполне возможно, что иудейская Церковь воспринимала данную песнь в духовном смысле, ведь именно для ее нужд книга была изначально написана; похоже, подобным же образом песнь выглядит в халдейском изложении и в трудах самых древних иудейских толкователей. Господь обручил с Собою народ Израиля, вступил с ним в завет, и завет этот был брачным. Бог неоднократно и убедительно доказывал Свою любовь к Израилю и требовал, чтобы и народ любил Его всем сердцем и всею душою. Об идолопоклонстве часто говорилось как о духовном прелюбодеянии и безумной любви к кумирам, предотвратить которую и была призвана эта книга, воспевающая блаженство, которое Бог находит в Израиле и которое Израиль должен находить в Господе, и побуждающая народ хранить верность Всевышнему, даже если временами кажется, что Господь удалился и прячется, и ждать явления Господня в обетованном Мессии.
2. Тем более возможным представляется восприятие Песни песней в духовном смысле христианской Церковью, ибо в евангельское время божественная любовь ниспосылалась и передавалась намного обильнее, чем во времена закона, также и общение между небом и землей стало более тесным. Иногда Бог говорил о Себе как о муже иудейской Церкви (Ис 64:5, Ос 2:16,19), который радуется о невесте (Ис 62:4−5). Однако Христос предстает в облике жениха Своей Церкви чаще (Мф 25:1; Рим 7:4; 2Кор 11:2; Еф 5:32), а Церковь предстает Его невестой, женой Агнца (Откр 19:7; Откр 21:2,9). В соответствии с данной метафорой здесь описываются основанные на взаимном уважении и нежности отношения Христа и Церкви в целом, а также отношения между Христом и каждым верующим в отдельности. Лучшим ключом к Книге Песни Песней служит Псалом 46, имеющий отношение ко Христу в Новом завете — то же можно сказать и о данной книге. Вероятно, нам придется приложить усилия, дабы постичь, что подразумевал Дух Святой в нескольких частях книги; так многие песни Давида были понятны людям самого низкого происхождения, было в них и «мелководье» для ученых, и глубины, в которых мог бы плавать слон. Но когда смысл становится ясным, он самым восхитительным образом вызывает у нас благоговение и любовь; и истины, более доступно изложенные в других местах Писания, открывшись нам здесь, благотворно овладевают нашей душой. Принявшись за изучение этой книги, мы должны не только, подобно Моисею и Иисусу Навину, снять обувь с ног своих и предать забвению собственное тело, ибо место, на котором мы стоим, есть земля святая, но и вместе с Иоанном взойти сюда, расправить крылья и в благородном полете воспарить вверх, доколе верою и святою любовью не войдем во святилище, ибо это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
толкование Мэтью Генри на песнь песней Соломона, введение