Показав суетность учебы, развлечений, бизнеса и доказав, что счастье нельзя найти в философских школах, садах эпикурейцев, как и при обмене богатством, в этой главе автор развивает дальше свою доктрину и делает из нее вывод, что мы должны с радостью удовлетворяться и пользоваться тем, что Бог нам дает. Тем самым автор показывает:
(I) Изменчивость человеческих дел (ст. 1−10).
(II) Незыблемость божественных планов в отношении человека и непостижимость этих намерений (ст. 11−15).
(III) Суетность мирской славы и власти, которой злоупотребляют для поддержки угнетения и преследований, если люди не руководствуются страхом Божьим, употребляя их (ст. 16). Чтобы ограничить гордых угнетателей и показать им их суетность, автор напоминает, (1) что в ином мире им придется дать об этом отчет (ст. 17), (2) что их участь в этом мире (ибо он говорит именно о нем) не лучше участи животных (ст. 18−21). Поэтому он делает вывод, что мудрее использовать данную нам власть для собственного утешения, а не для угнетения других.
Стихи 1−10. Цель этих стихов — показать, (1) что мы живем в мире перемен и различные во времени события и условия человеческой жизни отличаются друг от друга; тем не менее время от времени они происходят, и мы постоянно сталкиваемся с ними, как при смене каждого дня и года. Находясь в кругу жизни (Иак 3:6), человек одно время занимает главенствующее положение, но вскоре — наоборот; в природе наблюдаются постоянные приливы и отливы, изобилие и недостаток; из одной крайности в другую переходят образы этого мира; так всегда было, и так будет.
(2) Каждая касающаяся нас перемена в определенный период и время твердо определена всевышней властью, а мы должны воспринимать вещи такими, какими они приходят, так как не можем изменить того, что нам предназначено. Это приводится как основание, почему в процветании мы должны быть спокойны, но не самонадеянны: не быть самонадеянными, так как живем в мире перемен и поэтому не имеем оснований говорить: «…завтра то же будет, что сегодня» (самые низкие долины соседствуют с самыми высокими горами), но в то же время быть спокойными и, как советовал автор (Еккл 2:24), услаждать душу свою от труда своего, смиренно уповая на Бога и Его провидение, не возносясь в надеждах, не угнетаясь страхом, а спокойствием разума готовясь к любому событию. В этих стихах:
I. Изложено общее утверждение: «Всему свое время» (ст. 1).
1. Те вещи, которые, похоже, особо противоречат друг другу, в процессе смены времен займут свое место и сыграют свою роль. День уступит место ночи, а ночь — дню. Сейчас лето? Скоро будет зима. Сейчас зима? Подождите немного, и скоро настанет лето. Каждая цель имеет свое время. Самое чистое небо затягивается тучами, post gaudia luctus — радость сменяет печаль; самое мрачное небо прояснится, post nubila Phoebus — солнце прорвется сквозь облака.
2. То, что нам кажется случайным и непредвиденным, очень четко определено в намерениях и предвидении Бога; определено время их совершения, их нельзя ни ускорить, ни отложить на мгновение.
II. Приводится доказательство и иллюстрация этой истины с помощью индуктивного метода, рассматривающего детали; всего их двадцать восемь, согласно периоду обращения луны, в течение которого она постоянно растет или убывает, находясь между критическими точками. Некоторые из этих перемен полностью зависят от Бога, другие находятся в большей зависимости от воли человека, но все они определены божественными планами. Всякая вещь под небом изменчива, но на небесах пребывает неизменное состояние, и все небесное управляется неизменными советами.
1. Есть время рождаться, и время умирать. Эти времена определяются божественными целями; мы родились в определенное время, и так же нам придется умереть (Деян 17:26). Некоторые обращают внимание, что есть время рождаться, и время умирать, но нет времени жить; оно настолько коротко, что его не стоит упоминать; как только мы рождаемся, так начинаем умирать. Не только определено время рождаться и умирать, настанет время и воскреснуть — определенное время, когда вспомнят о тех, кто лежит в могиле (Иов 14:13).
2. Есть время для Бога насаждать народ, как это было с Израилем в Ханаане, и для этого вырывать посаженное — семь народов, — чтобы освободить для него место; по крайней мере, было время, когда Бог обращался к народу Израиля, чтобы искоренить и погубить, когда чаша их беззакония наполнилась (Иер 18:7,9). Существует для людей время насаждать — время года и время их жизни; но если посаженное вырастает бесплодным и бесполезным, то приходит время вырывать.
3. Есть время убивать, когда суды Божьи обрушиваются на землю и опустошают ее; но когда Господь возвращается на пути милости, тогда настает время врачевать то, что было поражено (Ос 6:1−2), время утешать народ после того, как Он поражал его (Пс 89:15). Есть время, когда правители поступают мудро, используя суровые методы, но есть время, когда они проявляют мудрость, поступая мягко, применяя смягчающие средства, а не разъедающие.
4. Есть время разрушать семью, состояние, царство, когда оно созрело для погибели; но Бог найдет время и восстановить разрушенное, если они обратятся к Нему и покаются. Есть время, определенное время, созидать Сион (Пс 101:14,17). Есть время для людей разрушать дома, прекращать торговлю и таким образом разрушать то, что было построено теми, кто возлагал надежды и готовился к строительству.
5. Есть время, когда Божьи провидения призывают плакать и сетовать, когда человеческая мудрость и благодать откликнутся на призыв и будут плакать и сетовать, как это было во времена всеобщих бедствий и опасности, когда нелепо смеяться и плясать и веселиться (Ис 22:12−13; Иез 21:10); но, с другой стороны, есть время, когда Бог призывает веселиться — время смеяться и плясать; тогда Он ожидает, что мы будем служить Господу с веселием и радостью сердца. Обратите внимание: время для сетования и плача стоит раньше времени, определенного для смеха и плясок, ибо вначале мы должны сеять со слезами, а затем пожинать с радостью.
6. Есть время разбрасывать камни, разрушая и свергая твердыни, когда Бог посылает мир на границах и в них уже нет необходимости; но есть время собирать камни для строительства крепостей (ст. 5). Это время, когда старые башни должны пасть, как это было в Силоаме (Лк 12:4), и храмы — быть разрушены, чтобы не осталось камня на камне; есть также время возводить башни и памятники, когда дела государства процветают.
7. Есть время обнимать друга, когда он хранит верность, и есть время уклоняться от объятий, когда оказывается, что он нечестен и неверен, и у нас есть повод подозревать его; тогда мы поступим благоразумно, если будем осторожны, держась на расстоянии. Часто это место применяют к супружеским объятиям и поясняют с помощью Писания (1Кор 7:3−5; Иоиль 2:16).
8. Время приобретать (англ. пер.): зарабатывать деньги, продвигаться, заключать удачные сделки и получать хорошие проценты, когда подворачиваются хорошие возможности. Это время, когда мудрый человек ищет (дословно), когда он выходит в этот мир и его семья умножается; это наилучшее время, когда он процветает и имеет хороший бизнес. Тогда настает время ему трудиться и складывать сено, когда сияет солнце. Есть время приобретать мудрость, знание и благодать, когда он узнает цену. Но потом пусть готовится к тому, что придет время тратить, когда всех средств не хватит для поставленной цели, и тогда придет время терять, когда быстро приобретенное так же быстро потратится и не устоит долго.
9. Время сберегать: когда мы используем то, что имеем, без риска вступить в конфликт со своей совестью; но может настать время бросать, когда любовь к Богу обязывает нас раздавать имущество, ибо нам придется отречься от Христа или навредить совести, если мы будем удерживать его (Мф 10:37−38), и мы скорее согласимся расстаться со всем, чем потерпеть крушение веры. Более того, это будет время, когда любовь к себе заставит нас выбросить груз ради спасения собственной жизни, как это сделали моряки, перевозившие Иону, когда сбросили груз в море.
10. Есть время раздирать одежды по поводу великой скорби и время сшивать их вновь в доказательство того, что скорбь прошла. Время уничтожать то, что мы сделали, и время восстанавливать разрушенное. Иероним применяет эти слова к разделению еврейской Церкви, после чего зародились и построились евангельские церкви.
11. Есть время, когда мы поступаем мудро и исполняем долг, храня молчание, если настало злое время (Ам 5:13), когда говорить будет все равно что метать жемчуг перед свиньями, или когда есть опасность сказать неверно (Пс 38:3); но есть также время говорить во славу Бога и для назидания других, когда молчание будет предательством для религии и уста исповедывающие должны будут говорить ко спасению. Значительная часть благоразумия христиан заключается в том, чтобы знать, когда говорить, а когда хранить свой мир.
12. Время любить и демонстрировать свое дружелюбие, быть открытым и веселым — это приятное время; но может настать время ненавидеть, когда мы увидим повод прервать дружеские отношения с теми, кто нам раньше нравился, и быть сдержанными, имея повод к подозрительности, которую так неохотно допускает любовь.
13. Время войне, когда Бог достает меч для суда и дает ему повеление пожирать, когда мужи достают меч справедливости, чтобы сохранить свои права, и народ расположен к войне. Но мы можем надеяться, что настанет время миру, когда меч Господень вкладывается в ножны и Он прекращает брань (Пс 45:10), когда цель, ради которой развязывалась война, достигнута и все стороны расположены к миру. Война не будет вечно длиться, как и никакой мир нельзя назвать длительным по эту сторону вечного мира. Поэтому во всех этих переменах Бог противопоставляет одно другому, чтобы мы плакали, как не плачущие, и радовались, как не радующиеся.
III. Из всех этих наблюдений сделан вывод. Если наша нынешняя жизнь подвержена таким превратностям, (1) тогда мы не должны надеяться здесь получить свою долю, так как ее блага непродолжительны и неопределенны (ст. 9): «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» На что может рассчитывать человек, насаждая и строя, если то, что он считает достигшим совершенства, может вскоре (и, несомненно, так и будет) быть вырвано и разрушено? Все наши усилия не изменят изменчивость природы вещей или неизменные планы Бога относительно их.
(2) Тогда мы должны считать себя проходящими испытательный срок, пока живем. Безусловно, нет никакой пользы от того, над чем мы трудимся; сама по себе вещь, когда мы ее добиваемся, приносит нам мало хорошего; но если мы правильно используем проявления провидения, касающиеся ее, то в этом получим пользу (ст. 10): «Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они не искали в ней счастья, но чтобы упражнялись в том, чтобы различными событиями испытывались их различные благодати, а каждое изменение испытывало их упование на Бога; чтобы они упражнялись в том и научились жить и в скудости, и жить в изобилии» (Флп 4:12). Отметьте:
[1] Сынам человеческим приходится много трудиться и много бедствовать. Труд и скорби наполняют мир.
[2] Труд и бедствия — это то, что Бог предопределил для нас. Он не хотел, чтобы этот мир стал для нас покоем, поэтому и не предназначал нам здесь покоя.
[3] Для многих это оказывается подарком. Бог дает его человеку, как врач дает лекарство своему пациенту, чтобы сделать ему хорошо. Труд дан нам, чтобы мы устали от этого мира и желали удалиться на покой. Он дан нам, чтобы мы постоянно были в действии и у нас всегда была работа, ибо никто не был послан в этот мир бездельничать. Каждая перемена поручает нам какую-то новую работу, к которой мы должны проявлять больше внимания, чем к самому событию.
Стихи 11−15. Мы посмотрели, какие перемены происходят в мире, и убедились в тщетности надежд на то, что он будет более безопасный для нас, чем для других. А теперь Соломон показывает, что в них во всех участвует рука Божья. Именно Он заставляет каждое творение относиться к нам определенным образом, и поэтому мы всегда должны взирать на Него.
I. Мы должны наилучшим образом использовать данные обстоятельства, верить, что это — наилучшее для нас в настоящее время, и приспосабливаться к этим условиям: все соделал Он прекрасным в свое время (ст. 11); и поэтому, пока длится время, мы должны примириться с ними, более того, радоваться красоте этого мира. Отметьте:
(1) Все остается таким, каким его создал Бог; все остается таким, каким Бог предопределил ему быть, а не таким, как нам кажется.
(2) То, что в настоящее время нам кажется особо неприятным, в нужное время станет привлекательным. Холод так же соответствует зиме, как жара — лету; когда настает время ночи, то она несет свою красоту, как и день — красоту дня.
(3) Во всех проявлениях провидения присутствует некая чудесная гармония, так что если поразмыслить обо всех его событиях во взаимосвязи и развитии, а также о его своевременности, то они окажутся очень красивыми к славе Бога и для утешения тех, кто уповает на Него. Хотя мы не видим во всем объеме красоту провидения, но мы увидим ее во славе, когда исполнится тайна Божья. Тогда окажется, что каждое событие произошло в самое подходящее время, и это будет чудо вечности (Втор 32:4; Иез 1:18).
II. Мы должны с терпением ожидать, пока полностью не откроется то, что сейчас кажется запутанным и сложным, признавая, что не можем постичь дел, которые Бог делает, от начала до конца, и поэтому ни о чем не должны судить преждевременно. Мы должны верить, что Бог все соделал прекрасным. Все сделано очень хорошо и при сотворении, и в провидении, и мы увидим это, когда настанет конец, но до того момента мы являемся некомпетентными судьями. Когда картина рисуется, а дом строится, мы не видим красоту ни того, ни другого, но когда художник своей рукой кладет последний мазок, тогда она оказывается очень хорошей. Мы видим лишь часть Божьих дел — их середину, но не начало (тогда бы мы увидели, как восхитительно все было задумано божественными планами) и не их конец, который венчает действие (тогда бы мы увидели славный итог), а должны ждать, пока занавес разорвется, не требовать у Бога ответа за Его действия и не пытаться их судить. Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а не нам. Слова «Он вложил мир в сердце их» понимают по-разному.
1. Некоторые считают, что они являются основанием, почему мы можем знать о делах Божьих больше, чем сейчас; так полагает м-р Пембл: «Бог не оставил нас без свидетельства о Своей праведности, справедливости и прекрасном порядке вещей, а явил их, чтобы мы могли увидеть их в книге мира; поэтому Он вложил мир в сердце человека, дал огромное желание и силу в определенной мере постигать и понимать историю природы, ход человеческой истории, чтобы люди, посвятив себя точному наблюдению за вещами, могли осознать и восхититься порядком и замыслом».
2. Другие воспринимают их как основание, почему мы не знаем о делах Божьих больше, чего можно было бы достигнуть; так полагает епископ Рейнольдс: «В наших сердцах так много мира, мы так поглощены мыслями и беспокойством о мирских благах, так много из-за него испытываем мук, что у нас нет ни времени, ни духа, чтобы видеть во всем этом руку Божью». Мир не только завладел сердцем, но и сформировал предубеждение против красоты Божьих дел.
III. Мы должны быть довольны своей участью в этом мире, радостно покоряться Божьей воле, касающейся нас, и приспосабливаться к ней. Нет ничего определенного, вечного и доброго в этих вещах; ст. 12−13 говорят, что же хорошего в них присутствует. Мы должны правильно их использовать (1) для блага других. Нет для них ничего лучшего, как делать доброе с их помощью для наших семей, соседей, бедных, государства, его гражданских и религиозных интересов. Для чего нам дана жизнь, возможности и имущество, как не для того, чтобы оказать пользу своему поколению? Мы ошибаемся, если думаем, что родились для самих себя. Нет, наша обязанность — делать доброе; именно совершая доброе, мы получаем истинное удовольствие; а то, что тратится подобным образом, является наилучшим вложением и принесет наивысшую прибыль. Обратите внимание: нет ничего лучшего, как делать доброе в жизни своей, которая коротка и неопределенна; у нас есть немного времени, чтобы сделать добро, и поэтому мы должны дорожить временем. Именно в этой жизни мы находимся в состоянии испытания на готовность для другой жизни. Жизнь каждого человека — это возможность сделать то, что пригодится ему в вечности.
(2) Для нашего личного утешения. Давайте успокоимся, развеселимся и порадуемся, увидев доброе во всяком труде своем, ибо это — дар Божий. Давайте таким образом возрадуемся в Боге, вкусим Его любовь, поблагодарим и сделаем Его центром нашей радости: ешьте и пейте во славу Его, служите Ему с радостию сердца и при изобилии всего. Если все в этом мире так неопределенно, то глупо человеку скупо экономить сейчас, чтобы накопить на будущее; лучше жить весело и использовать то, что мы имеем; пусть завтрашний день сам позаботится о себе. Если мы имеем благодать и мудрость, чтобы поступать так, то это дар Божий; это хороший дар, венчающий дары Его предопределенной щедрости.
IV. Мы должны быть полностью удовлетворены всеми действиями божественного провидения, касающегося наших лично и государственных дел, анализировать их, так как Бог с их помощью осуществляет все, что Он предназначил для нас, поступая соответственно Своей воле; и эти стихи нам говорят, (1) что Его намерения нельзя изменить, поэтому мы поступим мудро, сделав вид, что поступаем добровольно, подчинившись им. Должно быть так, как желает Бог: я знаю (и знает каждый, кто знает что-либо о Боге), что все, что делает Бог, пребывает вовеки (ст. 14). Он тверд; и кто отклонит Его? То, что Он задумал, всегда исполняется; Он никогда не принимает новые планы, Его цели всегда будут достигнуты, и весь мир не сможет отменить или провалить их. Поэтому нам следует сказать: «Да будет воля Божья», ибо как бы это ни противоречило нашим планам и интересам, воля Божья — это Его мудрость.
(2) Его планы нельзя изменить, ибо в них нет ошибки и ничего, что следовало бы улучшить. Если бы мы за один раз могли обозреть все вместе, то увидели бы их совершенство и то, что к тому нечего прибавлять, так как в них нет недостатка, и от них нечего убавить, так как в них нет ничего лишнего или того, что можно было бы исключить. Как слово Бога, так и Его дела, каждое из них в отдельности, совершенно в своем роде, и мы слишком самонадеянны, если либо добавляем, либо исключаем из них (Втор 4:2). Поэтому нам не только выгодно, но и наш долг — подчинять свою волю воле Божьей.
V. Мы должны учиться соответствовать цели, которую Бог достигает Своими провидениями; она в общем заключается в том, чтобы сделать нас религиозными. Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его, дабы убедить людей в том, что существует всевышний Бог, обладающий неограниченной властью над ними, что они и их пути в Его распоряжении, что в Своих руках Он держит их время и все касающиеся их события, и поэтому они должны направить свои глаза на Него, поклониться Ему и восхищаться Им, признавать Его во всех своих путях, во всем стараться угодить Ему и бояться оскорбить Его чем-либо. В зависимости от этого Бог меняет Свои распоряжения, в то же время оставаясь неизменным в Своих планах; Он старается не смутить нас, тем более не желает довести нас до отчаяния, а хочет научить нас долгу перед Ним и побудить к нему. То, что Бог замышляет при управлении миром, служит для поддержки и распространения религии среди людей.
VI. Какие бы перемены мы ни видели и ни ощущали в этом мире, мы должны признавать непоколебимую твердость Божьего правления. Солнце встает и садится, луна растет и уменьшается, но в то же время и то и другое находится на том же месте, а их кругооборот совершается так же, как и с самого начала, согласно уставов неба. То же самое можно сказать о событиях провидения (ст. 15): «Что было, то и теперь есть…». Это не новый метод, которым начал пользоваться Бог. Нет, вещи всегда были изменчивы и неопределенны, как и сейчас, и так будет в будущем: «…что будет, то уже было…». Поэтому мы говорим необдуманно, если утверждаем: «Безусловно, мир никогда не был таким плохим, как сейчас», или: «Никто никогда не сталкивался с такими разочарованиями, как мы», или: «Времена никогда не станут лучше»; они могут улучшиться вместе с нами, и после времени сетования настанет время радоваться, но оно будет связано с общей ситуацией и общей судьбой. Мир как был, так и будет постоянным в своем непостоянстве, ибо Бог воззовет прошедшее, то есть повторит то, что уже было, и при этом будет обращаться с нами так же, как и раньше обращался с благочестивыми людьми, ибо неужели для нас опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? Любая обрушившаяся на нас перемена, как и всякое овладевшее нами искушение часто бывает между людьми. Давайте не будем гордыми и самоуверенными в период процветания, ибо Бог может воззвать прошедшую беду, чтобы она завладела нами и испортила наше веселье (Пс 29:8); и давайте не падать духом в беде, ибо Бог может вернуть прежние утешения, как Он сделал это для Иова. Мы также можем применить эти истины к нашим прошлым поступкам и своему поведению во время поразивших нас перемен. Бог призовет нас к ответу за прошлое; поэтому, вступая в новые условия, мы должны судить себя за грехи, совершенные в предыдущем состоянии, было ли оно процветающим, либо страдающим.
Стихи 16−22. Соломон продолжает показывать, что все в этом мире без благочестия и страха Божьего — суета. Отнимите религию — и у людей ничего ценного не останется, ничего, ради чего мудрому человеку стоило бы жить в этом мире. В этих стихах он показывает, что власть (именно ею больше всего жаждут обладать люди) и сама жизнь (ибо именно ее больше всего любят и о ней больше всего ревнуют люди) ничего из себя не представляют без страха Божьего.
I. Здесь представлена суетность человека могущественного, находящегося в наилучших условиях, восседающего на престоле, человека, чьей власти подчиняются, который вершит суд, к чьей мудрости и справедливости взывают, который, если он руководствуется законами религии, является наместником Бога. Более того, он принадлежит к тем, кому сказано: «Вы боги»; но без страха Божьего все это — суета, ибо лишите человека страха Божьего — и:
1. Судья будет судить несправедливо; он будет неправильно использовать свою власть и злоупотреблять ею. Вместо того чтобы с ее помощью творить добро, он будет причинять вред, и тогда это будет не только суета, а ложь и обман для себя и всех окружающих (ст. 16). Прочитав о прежних временах, услышав истории о других странах, понаблюдав за порочными судьями, которые были даже в Израиле, несмотря на все его старания выдвигать мужей праведных, Соломон постиг, что беззаконие присутствует на месте суда. Совсем не так происходит над солнцем: Бог не может совершать беззаконие или извращать справедливость, но под солнцем часто то, что должно быть убежищем для попранной невинности, оказывается тюрьмой. Человек, который в чести и неразумен (хотя должен быть разумен), подобен животным, которые погибают (Пс 48:21). Не только от присяжных, восседающих на суде, но и в месте, где притворялись в том, что совершался суд, и где ожидалась правда, — и там беззаконие; люди сталкивались с величайшим злом в судах, куда они обращались в поисках справедливости. Все это суета и томление духа, ибо (1) для народа было бы лучше вообще не иметь судей, чем иметь таких.
(2) Для судей лучше было бы не иметь власти, чем иметь и использовать ее подобным образом для нечестивых целей; так они скажут в другой день.
2. Судья сам будет судим за то, что судил неправильно. Увидев, как извращен суд среди людей, Соломон обратил свой взор к Богу, к Судье, с нетерпением ожидая дня Его суда (ст. 17): «И сказал я в сердце моем, что этот неправедный суд не является окончательным, как его воспринимают обе стороны, ибо будет пересмотр суда; праведного и нечестивого будет судить Бог, Он встанет на сторону праведных и вступится за их дело, хотя сейчас оно в пренебрежении». Бог выступит против нечестивых и воздаст им за то, что они постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения (Ис 10:1). Глазами веры мы можем увидеть не только этот период, но и наказание гордых и жестоких преследователей (Пс 91:8), а пересмотр их дела принесет неизреченное утешение угнетенным. Поэтому давайте ожидать с терпением, ибо есть иной Судья, который стоит у дверей. И хотя день страданий может длиться долго, в то же время есть определенное время для исследования всякой вещи и всякого дела, совершенного под солнцем. Сейчас настал день для людей, но день Божий приближается (Пс 36:13). У Бога есть время для повторного слушания дел, для компенсирования скорбей, для аннулирования несправедливых указов, хотя здесь мы не видим этого (Иов 24:1).
II. Суетность человека, как смертного творения. Теперь автор в общем говорит о положении сынов человеческих в этом мире, об их жизни и существовании на земле и показывает, что их разум, лишенный религии и страха Божьего, мало отличает их от животных. Обратите внимание:
1. К чему он стремится, описывая положение человека.
(1) Чтобы Бог был почтен, оправдан и прославлен — чтобы они могли снять подозрения с Бога (написано на полях); если в этом мире люди имеют беспокойную жизнь, полную суеты и томления, то в этом должны винить себя, а не Бога. Пусть оправдают Его и не говорят, что Он сотворил этот мир, чтобы тот был тюрьмой для человека, а его жизнь — его наказанием. Нет, Бог сотворил человека, чтобы почтить и утешить его и не много умалил его пред Ангелами; а если он ничтожен и несчастен, то это его вина. Или чтобы Бог (то есть мир Божий) был явлен им (англ. пер.) и раскрыл им себя, чтобы они увидели, что Он стремителен и всесилен, что может судить о человеческих характерах; чтобы мы осознали, что открыты для Его познания и суда.
(2) Чтобы люди смирились, осознали свой позор и умертвили себя, чтобы увидели, что сами по себе — животные. Нелегко убедить гордого человека, что он лишь человек (Пс 9:21), тем более убедить плохого человека, что он — животное, что без религии люди подобны животным, которые погибают, как конь, как лошак несмысленный. Гордые угнетатели подобны рыкающему льву и голодному медведю. Более того, всякий человек, который заботится лишь о теле, а не о душе, становится на уровень животного и должен желать, по крайней мере, умереть, как они.
2. Манера, с помощью которой он подтверждает свое описание. Он решает доказать, что мирской, плотский, привязанный к земле человек не имеет преимущества перед скотом, потому что все, к чему он привязывается своим сердцем, на что уповает и благодаря чему надеется обрести блаженство, — суета (ст. 19). Некоторые считают, что здесь используется язык атеистов, оправдывающих свои беззакония (ст. 16) и уклоняющихся от аргумента, вытекающего из грядущего суда (ст. 17); они ссылаются на то, что после этой жизни нет иной, а со смертью человека ему приходит конец, и поэтому, пока он живет, может жить, как ему хочется. Но другие полагают, что здесь Соломон говорит то, что думает, и эти слова нужно понимать так же, как и слова его отца (Пс 48:15): «Как овец, заключат их в преисподнюю…», которыми он хотел показать суетность мирского богатства и славы. «При равных условиях люди и животные отличаются лишь внешним видом», — толкует эти слова епископ Рейнольдс.
(1) Одних и других касаются одни и те же события (ст. 19): «Участь сынов человеческих и участь животных — одна»; значительная часть знаний о человеческом теле получена благодаря анатомии тел животных. Когда потоп смыл старый мир, то вместе с людьми погибли животные. Лошади и люди в сражении во время войны убиваются одним и тем же оружием.
(2) Конец обоих для глаз разума также схож: «…одно дыхание у всех», они дышат тем же воздухом, и общее для них описание гласит, что дыхание духа жизни в ноздрях их (Быт 7:22), и поэтому как те умирают, так умирают и эти. В их смерти нет видимых различий, и она производит такие же перемены в твари, что и в человеке.
[1] Что же касается их тел, то в них происходят одинаковые изменения, за исключением различных почестей, оказываемых им оставшимися в живых. Да будет человек погребен ослиным погребением (Иер 22:19), так какое же преимущество человек имеет перед скотом? По закону Моисея прикосновение к мертвому телу человека считалось большим церемониальным осквернением, чем прикосновение к туше даже нечистой твари или птицы. И здесь Соломон обращает внимание, что все идет в одно место; мертвые тела и людей и скотов одинаково разлагаются; все произошло из праха в своем первоначальном состоянии, ибо мы видим, что в процессе тления все вновь возвратится в прах. Как же мало у нас оснований гордиться своими телами или телесными достижениями, раз они очень скоро не только превратятся в прах, но их постигнет участь животных, а наш прах смешается с их прахом!
[2] Что же касается духов, то между ними существует огромная разница, но она невидима (ст. 21). Несомненно, что дух сынов человеческих после смерти восходит; он восходит вверх, к Отцу духов, сотворившему их, к миру духов, которому они принадлежат; дух не умирает вместе с телом, а избавляется от власти преисподней (Пс 48:16). Он восходит вверх, чтобы подвергнуться суду и услышать приговор о своем неизменном состоянии. Несомненно, что дух животных сходит вниз, в землю; он умирает вместе с телом; он погибает, когда приходит смерть. Душа животного с приходом смерти угасает, как свеча, — ей настает конец, в то время как душа человека напоминает свечу, вынутую из потайного фонаря, которая оставляет бесполезную колбу и сама по себе начинает светить ярче. Между духами людей и животных существует большая разница, и это является хорошим основанием, почему мы должны помышлять о горнем и возносить свои души к небесному, не позволяя им, словно это души животных, привязываться к земле. Но кто знает об этой разнице? Своими телесными глазами мы не можем видеть, как один дух восходит, а другой сходит, поэтому тот, кто живет чувствами, как все плотские сластолюбцы, которые ходят по путям сердца своего, не допускают никаких новых открытий и судят по своим собственным правилам, у того нет преимущества перед скотом. Кто знает, то есть кто задумывается об этом? (Ис 53:1). Лишь немногие. Если бы об этом почаще задумывались, то мир был бы лучше, но большинство людей здесь живет, словно они всегда будут здесь жить, или словно когда они умрут, то им придет конец. Поэтому не странно, что тот, кто живет, как животное, и умрет, как животное, а его благородные способности мыслить теряются и остаются неиспользованными.
3. Вывод, сделанный из всего этого (ст. 22): «…нет ничего лучше в этом мире и ничего лучшего нельзя извлечь из богатства и славы, как наслаждаться человеку делами своими», то есть (1) хранить чистую совесть и никогда не позволять беззаконию занимать место праведности. Каждый да испытывает свое дело, и в нем представит себя Богу, и тогда будет иметь похвалу только в себе (Гал 6:4). Пусть добивается и хранит лишь то, в чем он может возрадоваться (см. 2Кор 1:12).
(2) Живите весело. Если Бог умножает дела наших рук, то давайте радоваться и утешаться этим, а не делать дело бременем для себя, чтобы другие радовались ему; ибо это — доля наша, а не доля наших душ (несчастны те, кто имеет свой удел в этой жизни, Пс 16:14, как и глупцами являются те, кто выбирает его и посвящает себя ему, Лк 12:19), это удел тела — то, чему мы радуемся в этом мире. Это то, что мы должны иметь и использовать наилучшим образом, а также основание, почему никто не может посмотреть на то, что будет после нас, кто будет владеть нашим состоянием или как оно будет использоваться. Когда мы уйдем, то не сможем увидеть, что будет после нас, так как знаем, что сообщения между тем и этим миром нет (Иов 14:21). Находясь в другом мире, все будут полностью поглощены им и поэтому будут безразличны к тому, что происходит в этом; а пока мы находимся здесь, мы не можем предвидеть, что будет после нас в нашей семье или стране. Не наше дело знать времена или сроки, что будет после нас, и это должно не только ограничивать наше беспокойство об этом мире, но и быть основанием для заботы о другом. Раз смерть — это последнее прощание с этой жизнью, то давайте смотреть дальше, на другую жизнь.
толкование Мэтью Генри на книга Екклезиаста, или Проповедника, 3 глава