В данной главе повествуется еще о трех казнях египетских.
I. Моровая язва на скоте, ставшая для последнего смертельной (ст. 1−7).
II. Нарывы на людях и на скоте (ст. 8−12).
III. Град с громом и молнией.
1. Предупреждение об этой казни (ст. 13−21).
2. Казнь наведена к величайшему ужасу (ст. 22−26).
3. Фараон в страхе возобновляет переговоры с Моисеем, но тотчас нарушает свое слово (ст. 27 и далее).
Стихи 1−7. В этих стихах:
I. Дается предупреждение о следующей казни, а именно о моровой язве скота. Когда сердце фараона ожесточилось после того, как он, казалось, смягчился под действием предыдущей казни, Моисей послан сказать ему, что грядет еще одна казнь, дабы проверить, поможет ли это оживить впечатления о предшествовавших казнях. Так и гнев Всевышнего открывается с неба в Слове Его и в делах на всякое нечестие и неправду человеков.
1. Моисей предлагает фараону вполне справедливый способ предотвратить казнь: отпусти народ Мой (ст. 1). Требование остается прежним. Бог желает освобождения Израиля, фараон этому противится, вопрос в том, чье слово сбудется. Видите, как ревнует Господь о Своем народе. Когда год Его искупленных настанет, Он отдаст Египет в выкуп за них; скорее это царство будет погублено, чем Израиль не увидит избавления. Видите, как обоснованны Божьи требования. На чтобы Он ни претендовал, оно Его собственное: «Это народ мой, поэтому отпусти его».
2. Моисей описывает казнь, которая придет в случае отказа фараона (ст. 2−3). Рука Господня непосредственно Аарону не придется простирать свою руку будет на скоте, из которого много представителей разных видов погибнет как бы от эпидемии. Ожидался огромный урон для владельцев скота; они сделали нищими израильтян, теперь Бог желает сделать нищими их. Заметьте, что руку Божью следует видеть даже в болезни и смерти скота или в каких-то других постоянных убытках; ни одна малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего.
3. Доказательством необычного присутствия в том руки Божьей и Его особой любви к Своему собственному народу стало предсказание, что ничто из скота израильтян не погибнет, хотя он будет дышать тем же воздухом и пить ту же воду, что и скот египтян: и разделит Господь (ст. 4). Следует заметить, что, когда Божьи суды масштабны, они могут пасть как на праведных, так и на нечестивых, однако Господь проводит различие, дабы одна и та же участь не постигла тех и других (см. Ис 27:7). В жизни домашних животных следует с благодарностью признавать Божье провидение, ибо Господь хранит человеков и скотов (Пс 35:7). 4. Чтобы предупреждение выглядело более убедительно, назначено время: завтра сие будет сделано (ст. 5). Мы не знаем, что несет день грядущий, поэтому не можем сказать, что будем делать завтра, у Бога же все иначе.
II. Казнь наведена. Скот вымер (ст. 6). Следует заметить, что из-за греха человека тварь покорилась суете и по своему положению обязана служить его нечестию и разделить его долю в наказании, как это было во время вселенского потопа (Рим 8:20,22). Фараон и египтяне согрешили, а эти овцы, что сделали они? Тем не менее они пострадали от казни, ибо скот гибнет за нечестие жителей земли (см. Иер 12:4). Впоследствии (а существует мнение, что и тогда) египтяне поклонялись своему скоту; именно у них израильтяне научились делать золотого тельца; таким образом, данная казнь постигает их за это. Следует заметить, что Господь поступает справедливо, когда удаляет от нас или делает для нас горьким то, что мы сделали своим идолом (см. Ис 19:1).
III. Различие между скотом египтян и скотом израильтян по Божьему слову: из скота же сынов Израилевых не умерло ничего (ст. 6−7). Заботится ли Господь о быках? Да, Его провидение распространяется на малейшую из тварей. Сие также написано ради нас, чтобы, доверившись Богу и сделав Его своим убежищем, мы не боялись язвы, ходящей во мраке, даже если бы пали подле нас тысячи (Пс 90:6−7). Фараон послал посмотреть, поражен ли скот израильтян, не для того, чтобы успокоить свою совесть, но чтобы удовлетворить любопытство, или же замыслил ответными мерами восстановить свои собственные потери за счет их стада, и, поскольку доброго намерения в его запросе не было, полученные сведения не произвели на него впечатления, но, напротив, сердце его ожесточилось. Следует заметить: для того, кто сознательно слеп, даже методы убеждения, данные для жизни, станут запахом смертоносным на смерть.
Стихи 8−12. Здесь примите во внимание то, что касается казни воспалениями с нарывами.
I. Когда на египтян не подействовала смерть их скота, Господь послал казнь, поразившую их собственные тела, затронув их за живое. Если меньшая кара не приводит к результату, Бог пошлет большую. Так давайте же смиримся под крепкую руку Божию и пойдем навстречу Ему по пути Его судов, дабы Он отвратил от нас Свой гнев.
II. Знамением, посредством которого была призвана казнь, стало разбрасывание горячего пепла из печи к небу (ст. 8,10), что должно было означать разогревание воздуха такой инфекцией, которая вызовет на теле египтян воспаленные нарывы зловонные и болезненные. Сразу же после разбрасывания пепла в воздухе появилась едкая роса, и, куда бы она ни падала, там возникали волдыри. Следует заметить, что подчас Господь показывает людям их грех в наказании; египтяне притесняли израильтян у печей, и теперь пепел печей стал для них таким же мучителем, каким были начальники работ для сынов Израиля.
III. Сама по себе казнь была очень тяжкой таковым было бы даже обычное высыпание, особенно для нежных и чувствительных, но эта сыпь была воспаленной, как у Иова. Впоследствии она будет названа проказою Египетскою (Втор 28:27), как некая новая, неведомая прежде болезнь, которая впредь будет известна под таким названием. Следует заметить, что язвы на теле надлежит рассматривать как наказание за грех и прислушиваться к ним, как к призывам к покаянию.
IV. Волхвы сами были поражены этими нарывами (ст. 11).
1. Таким образом они были наказаны (1) за то, что способствовали ожесточению фараонова сердца, подобно тому как и Елима был наказан за то, что пытался совращать с прямых путей Господних. Господь сурово воздаст тем, кто поддерживает руки злодеев в их нечестии.
(2) За то, что притязали на повторение предшествовавших казней, найдя в том развлечение для себя и фараона. Те, кто желал произвести мошек, произведут, вопреки своей воле, нарывы. Следует заметить: это скверное отношение к Божьим судам, и оно представляет опасность большую, чем игра с огнем. Не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче.
2. Таким образом волхвы были опозорены в глазах своих поклонников. Насколько слабыми были их чары, если не смогли даже их самих просто уберечь! Дьявол не способен предоставить защиту тем, кто с ним в тайном сговоре.
3. Таким образом волхвы вышли из игры. Их сила была ограничена ранее (Исх 8:18), но они продолжали противостоять Моисею и утверждать фараона в его неверии, пока наконец не были вынуждены удалиться и не стоять на пути Моисея, на что ссылается апостол (2Тим 3:9), когда говорит, что их безумие обнаружится перед всеми.
V. Фараон продолжал упорствовать, ибо теперь Господь ожесточил его сердце (ст. 12). До того фараон сам ожесточал свое сердце и противился Божьей благодати; а теперь Бог справедливо предал его похотям собственного сердца, превратному уму и сильным заблуждениям, позволяя сатане ослеплять и ожесточать его, отныне располагая все так, чтобы он все более и более упорствовал. Следует заметить, что сознательное ожесточение обычно жестоко карается законом. Если человек прикрывает свои глаза от света, Бог вправе закрыть его глаза. Давайте же будем бояться этого, как самого мучительного суда, который может обрушиться на человека по эту сторону ада.
Стихи 13−21. Здесь приводится:
I. Общее возвещение о гневе Господа на фараона за неуступчивость последнего. Хотя Бог и ожесточил фараоново сердце (ст. 12), Моисею надлежит повторить адресованное ему заявление; Господь удерживает Свою благодать, но тем не менее требует послушания в наказание фараону за то, что он вымогал от сынов Израилевых кирпичей, не давая им соломы. Подобным же образом Бог являет образец долготерпения и медлит, чтобы помиловать народ мятежный, детей лживых. Шесть раз звучало сие требование тщетно, однако Моисей должен произнести его в седьмой раз: отпусти народ Мой (ст. 13). Моисею здесь велено передать фараону весьма страшное сообщение, будет он слушать или нет.
1. Моисей должен сказать фараону, что тот обречен на поражение и сейчас является мишенью, в которую Господь выпустит все стрелы Своего гнева: «В этот раз Я пошлю тебе все язвы Мои» (ст. 14,15). Теперь, когда в сердце фараона не нашлось места покаянию, ничто не сможет уберечь его от полного краха, ибо только покаяние могло бы предотвратить таковое. Теперь, когда Господь начал ожесточать сердце фараона, его случай безнадежен. «Я пошлю все язвы Мои в сердце твое: не только преходящие язвы на тело, но и духовные язвы на душу». Отметьте: Бог может послать язвы на твою душу. Следует заметить, что Бог может послать язвы на сердце, либо делая его бесчувственным, либо делая его безнадежным, и это наихудшие язвы. Теперь фараону не стоит ждать никакой передышки, никакого перемирия, но только одну казнь за другой, пока они его полностью не уничтожат. Отметьте: когда Господь будет судить, Он победит; никому еще не удавалось процветать, ожесточив против Него сердце.
2. Моисей должен сказать фараону, что тому предстоит войти в историю вечным памятником справедливости и силы Божьего гнева: «Но для того Я сохранил тебя и воздвиг на престол в это время и до сих пор позволял пережить потрясения казней, чтобы показать на тебе силу Мою» (ст. 16). Провидение распорядилось, чтобы Моисею пришлось иметь дело с человеком такого жестокого и упрямого духа; и все было устроено в их общении таким образом, чтобы показать, как самые знаменательные и памятные явления Божьей силы смиряют и низлагают самых гордых врагов Господа. Все действует согласованно, дабы знаменовать, что Божье имя (то есть Его непреложное владычество, неодолимая сила и непреклонная справедливость) возвещается всей земле не только во всех ее частях, но и во всех веках, пока стоит земля. Следует заметить, что подчас Господь воздвигает к почестям и власти весьма плохих людей и долгое время щадит и терпит их, чтобы они надмевались сверх всякой меры, дабы Ему тем паче прославиться в их гибели в самом конце. Обратите внимание, как в то время соседние народы использовали поражение фараона во славу Господу. Иофор тогда сказал: «Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов» (Исх 18:11). Апостол объясняет на этом примере учение о Божьем владычестве (Рим 9:17). В подтверждение правоты Господа в Его решениях Моисею дано указание спросить фараона: «Ты еще противостоишь народу Моему?» (ст. 17). Фараон был великим царем; израильтяне в лучшем случае были бедными пастухами, а теперь бедными рабами; и тем не менее фараон потерпит поражение, если противостанет им, ибо считается, что он противостал Богу. Это был не первый случай, когда Господь ради Своего народа упрекает царей и ставит их в известность, что не потерпит, чтобы Его народ попирали и притесняли, пусть даже самые могущественные правители.
II. Особое предсказание о казни градом (ст. 18) и милостивый совет фараону и его народу отослать с поля слуг и скот, дабы они смогли укрыться от града (ст. 19). Следует заметить: когда Божья справедливость угрожает Его милости, она в то же время показывает нам выход, ибо не желает Господь, чтобы кто погиб! Обратите внимание, какую заботу проявил Бог, чтобы провести различие не только между египтянами и израильтянами, но и между одними египтянами и другими. Если фараон не желает уступить и таким образом предотвратить саму кару, то тем не менее возможность спастись от общей участи дается тем, кто имеет хоть какой-то страх перед Богом и Его словом. Следует заметить: кто пожелает внять предупреждению, тот сможет укрыться, а кто не пожелает, тот сможет винить только себя за то, что пал под всепоглощающей карой и градом, которым истребится убежище лжи (Ис 28:17). Обратите внимание, какое разное действие произвело данное предупреждение:
(1) Одни убеждались словами и испугались; они забрали своих рабов и стада в дом (ст. 20), подобно Ною (Евр 11:7), и в том проявили мудрость. Даже среди слуг фараона были такие, кто трепетал от слова Божия; так разве не убоятся его сыны Израилевы?
(2) Но другие не поверили, несмотря на то, что все предсказанные Моисеем казни в точности соответствовали предсказанию; и даже если бы у них было хоть какое-то основание подвергать сие сомнению, они не понесли бы больших убытков, укрыв свой скот на один день, и так, посчитав случай сомнительным, выбрали бы более надежную позицию. Однако они были настолько безрассудно дерзки в своем отрицании правды Моисея и силы Господа (уже достаточно испытав на себе и ту, и другую), что оставили свой скот на полях (возможно, и сам фараон показал им пример такой самонадеянности, ст. 21). Следует заметить, что упрямое неверие, которое глухо к самым внятным предостережениям и к самым мудрым советам, оставляет кровь погибающих на их же собственных головах.
Стихи 22−35. Казнь градом, о которой предупреждали, призывается здесь могучей рукой и жезлом Моисея (ст. 22−23) и покоряется призыву или, скорее, Божьему повелению, ибо огонь и град исполняют слово Божие (Пс 148:8). Здесь мы также узнаем:
I. Какое опустошение она причинила земле. Гром и огонь с неба (или молнии) сделали эту казнь еще страшнее и разрушительнее (ст. 23−24). Следует заметить, что Бог создает облака не только как хранилища, из которых щедро поит Свой народ, но и как склады боеприпасов, из которых, когда Ему угодно, может извлечь весьма грозный запас артиллерии для уничтожения Своих врагов. Сам Господь говорит о сокровищницах града, которые Он бережет на день битвы и войны (Иов 38:22−23). Страшное разорение принес этот град на землю египетскую. Он убил и людей, и скот и побил не только траву, но и деревья (ст. 25). Зерновые, которые успели взойти, были уничтожены, сохранились только те, что к тому времени еще не взошли (ст. 31−32). Следует заметить, что у Бога есть много способов взять назад хлеб Свой в его время (Ос 2:9) либо таинственной порчей, либо сильным градом. Сказано, что во время этой казни удары молнии, а также град погубили стада египтян (Пс 77:47−48; см. также Пс 104:32−33). Возможно, Давид упоминает это событие, когда, описывая славное явление Господа для разгрома врагов, говорит о граде и об огненных углях, посланных на них Всевышним (Пс 17:13−14). Сие событие явно имеет связь с тем, что произошло при выливании седьмой чаши (Откр 16:21). Здесь также отмечается, что земля Гесем была защищена от какого-либо ущерба, связанного с этой казнью (ст. 26). Господь направляет движение туч, Он посылает дождь на одни города и не посылает на другие, как милуя, так и карая.
II. В какой ужас повергла эта казнь фараона. Видите, какое действие она произвела на него.
1. Он смирился перед Моисеем, заговорив на языке кающегося грешника (ст. 27−28). Ни один человек не сказал бы лучше. Он признает себя неправым в том, что вступил в состязание с Богом евреев: «…я согрешил в том, что столь долго не сдавался». Фараон признает справедливость Божьих действий против него: Господь праведен и должен быть оправдан в Своих речах, даже если говорит Он громом и молнией. Фараон обвиняет себя и свой народ: «А я и народ мой виновны и заслуживаем того, что нас постигло». Он умоляет Моисея о молитве: «Помолитесь Господу обо мне, чтобы Он удалил эту зловещую казнь». И наконец он обещает отказаться от своих пленников: «…и отпущу вас». Чего еще желать? Тем не менее все это время сердце его было ожесточенным. Следует заметить, что страх перед жезлом часто вынуждает произносить покаянные речи тех, кто не испытал истинного раскаяния; будучи застигнутым врасплох бедою и стеная под ее гнетом, человек вскакивает и произносит нечто, вполне уместное, но не потому, что глубоко сие прочувствовал, но потому, что знает, как следует поступить и что должно говорить.
2. Сразу же вслед за этим Моисей становится ходатаем за фараона пред Богом. Невзирая на то, что у него были все на свете основания думать, что фараон тотчас же раскается в своем покаянии, о чем Моисей ему и сказал (ст. 30), тем не менее Моисей обещает оказать ему такую любезность при небесном дворе. Следует заметить, что мы должны продолжать молиться и увещевать даже тех, кто кажется нам совсем безнадежным (1Цар 12:23). Обратите внимание:
(1) Какое место Моисей выбрал для ходатайства. Он вышел из города (ст. 33) не только чтобы уединиться в общении с Господом, но также показать, что отваживается выйти в поле, невзирая на град и молнии, которые удерживали фараона и его слуг в помещении, ибо знал, что каждую градину направлял Его Господь, который не замышлял ему вреда. Следует заметить, что мир с Господом делает людей неуязвимыми для грозы, ибо гром это голос их Отца.
(2) На жест Моисея: он простер руки свои к Господу внешнее проявление искреннего желания и смиренного ожидания. Кто приходит к Господу за милостью, тот должен стоять в готовности получить таковую.
(3) На цель, которую преследовал Моисей, ходатайствуя за фараона: «…дабы ты узнал и убедился, что Господня земля» (ст. 29), то есть: поскольку Господь является Верховным Владыкою над всеми тварями и всеми ими руководит, так и тебе следует покориться Его власти. Видите, какие разнообразные методы применяет Господь, чтобы вразумить людей. Кара посылается, кара устраняется и все ради одной цели дабы люди знали, что Господь царствует.
(4) На успех ходатайства.
[1] Он достиг цели у Бога (ст. 33).
[2] Но не достиг цели у фараона: и продолжал грешить, и отягчил сердце свое (ст. 34−35). Молитва Моисея, как и Илии, отворила и затворила небо (Иак 5:17−18), такой же силой обладают два свидетеля Божьих (Откр 11:6); тем не менее ни Моисей, ни Илия, ни два тех свидетеля не в силах подчинить ожесточенные сердца людей. Фараон проявил податливость, испугавшись кары, но стоило таковой закончиться, как его убеждения исчезли и прекрасные обещания были забыты. Следует заметить, что не стоит особо доверять признаниям, добытым путем пытки. Заметьте также: кто не исправляется под действием судов и милостей, тот обычно становится только хуже.
толкование Мэтью Генри на Исход, 9 глава