В данной главе повествуется еще о трех казнях египетских.
I. Казнь жабами:
(1) Угроза о таковой (ст. 1−4); (2) поражение (ст. 5−6); (3) имитация волхвами (ст. 7); (4) устранение по смиренной просьбе фараона (ст. 8−14), который, тем не менее, ожесточает свое сердце и, вопреки своему обещанию, данному, пока над ним была казнь (ст. 8), отказывается отпустить Израиля (ст. 15).
II. Казнь мошками (ст. 16−17):
(1) которая сбила с толку волхвов (ст. 18−19); (2) тем не менее фараон ожесточен (ст. 19).
III. Казнь песьими мухами.
1. Фараон предупрежден о ней заранее (ст. 20−21), и ему сообщили, что сия казнь не распространится на землю Гесем (ст. 22−23).
2. Казнь наведена (ст. 24).
3. Фараон ведет с Моисеем переговоры об освобождении Израиля и смиряет себя (ст. 25−29).
4. Вследствие этого казнь устранена (ст. 31), а фараоново сердце ожесточается (ст. 32).
Стихи 1−15. Здесь фараону сначала угрожают, а потом наводят казнь жабами, как и дальше в этой главе мошками и песьими мухами, пусть малыми, жалкими и ничтожными тварями, но тем не менее из-за своего огромного количества ставшими суровой казнью для египтян. Бог мог бы покарать их львами, медведями, волками, грифами или другими хищными птицами, но Он избрал сии презренные орудия, (1) дабы возвеличить Свою собственную силу. Он Господь воинств всего творения, все они под Его командованием, и Он извлекает из них такую пользу, какую Сам пожелает. Если сила Божья в равной степени явлена как в создании муравья, так и в создании слона, то и Его провидение служит Его собственным целям посредством наименьших тварей так же действенно, как и посредством наисильнейших, дабы превосходство Его силы в суде, равно как и в милости, было от Бога, а не от твари. Как видите, мы имеем все основания благоговеть перед этим Богом, который, когда Ему угодно, способен вооружить против нас малейших представителей творения. Если Бог наш враг, то все твари враждуют против нас.
(2) Дабы смирить фараонову гордость и покарать его дерзость. Каким же унижением для этого надменного монарха было видеть себя преклонившим колени и вынужденным подчиниться из-за таких презренных средств! Обычно любое дитя способно справиться с подобными «захватчиками» и восторжествовать над ними; однако на сей раз их войска были настолько многочисленными, а нападения такими мощными, что фараон со всеми своими колесницами и возничими не мог выступить против них. Так Господь изливает бесчестие на князей, которые выразили свое презрение к Нему и к Его верховному владычеству, чтобы показать тем, кто не желает признавать Его власть над собой, что Он может сделать так, что самая ничтожная тварь поразит их и будет попирать. Что же касается казни жабами, то обратите внимание:
I. Какую угрозу получил фараон. Моисей, несомненно, каждый день обращался к божественному Величеству за новыми наставлениями и (возможно, когда река еще была кровью) получил указание уведомить фараона о новой каре, которая грядет в случае, если он будет продолжать упорствовать: если же ты не согласишься отпустить, то себе на погибель (ст. 1−2). Следует заметить, что Господь не карает людей за грех, если только они не упорствуют в таковом. «…Если кто не обращается. Он изощряет Свой меч…» (Пс 7:13), что подразумевает милость, если обращается. Поэтому здесь слова: «если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою…» подразумевают, что, если бы фараон пошел на уступки, то конфликт немедленно утих. Казнь, которая грозила ему в случае отказа, носила зловещие масштабы. Ожидалось такое нашествие жаб, что от них не будет спасения ни в домах, ни в постелях, ни за столом; невозможно будет ни есть, ни пить, ни спать в тишине, но куда ни пойдешь все кишит жабами (ст. 3−4). Следует заметить:
(1) Божье проклятье будет преследовать человека, куда бы он ни пошел, и довлеть над ним тяжким грузом, что бы он ни делал (см. Втор 28:16 и далее).
(2) Избежать Божьих судов невозможно, когда они настигают по поручению.
II. Как была наведена эта казнь. Поскольку фараон не придал значения предупреждению об опасности и абсолютно не был расположен уступить требованиям, Аарону дан приказ вывести войска и, вытянув вперед руку с жезлом, дать сигнал к бою. Dictum factum сказано сделано. Войско выстроилось; под управлением и командованием невидимой силы великое множество жаб завладело землей, а египтяне со всем своим искусством и со всей своей мощью не могли остановить продвижения животных, тем паче заставить их отступить. Сравните сие с пророчеством о полчищах саранчи и гусениц (Иоиль 2:2 и далее; см. также Ис 34:16−17). Жабы вышли, повинуясь божественному призыву, и покрыли землю. Следует заметить, что у Господа есть много способов лишить покоя тех, кто живет в свое удовольствие.
III. Как волхвам было позволено подражать чуду (ст. 7). Они тоже вывели жаб, но не смогли удалить тех, что навел Господь. Нечистые духи, выходящие из уст дракона, о которых сказано, что они подобны жабам, выходят к царям земли, дабы обмануть их (Откр 16:13−14), что, вероятно, имеет отношение к этим жабам, ибо сие сообщение следует за описанием превращения воды в кровь. Дракон, как и волхвы, намеревался при помощи жаб обмануть, однако Господь вознамерился погубить жабами тех, кто поддался обману.
IV. Как фараон смягчился под действием этой казни: он поступил так впервые (ст. 8). Фараон умоляет Моисея ходатайствовать об удалении жаб и четко обещает отпустить народ. Тот, кто совсем недавно с вопиющим пренебрежением говорил и о Боге, и о Моисее, теперь рад положиться на милость Господа и молитвы Моисея. Следует заметить: кто ни во что не ставит Господа и молитву, тот в день крайнего отчаяния, рано или поздно, почувствует нужду и в Господе и в молитве и возопит: «Господи! Господи!» (Мф 7:22). Насмехавшийся над молитвой оказался в ситуации, когда вынужден был умолять о ней, подобно тому, как богач, презиравший некогда Лазаря, стал выпрашивать у него каплю воды.
V. Как Моисей договаривается с фараоном о времени, а затем его молитва об удалении жаб достигает у Господа цели. Моисей, дабы показать, что исполнение никак не зависит от сочетания или противостояния планет, а также не зависит от более удачного, чем другие, часа, просит фараона самому назначить время. Nellum occurrit tempus regi — никакое время, назначенное царем, не встретит возражения. Будь так любезен, назначь мне сам, когда помолиться за тебя (ст. 9). Сие было задумано для убеждения фараона, дабы, если казнь не открыла ему глаза, их открыло устранение таковой. Так разнообразны методы, к которым прибегает Бог, чтобы привести человека к покаянию. Фараон назначает время на завтра (ст. 10). А почему не тотчас же? Неужто ему так нравились его гости, что он хотел провести с ними еще одну ночь? Нет, но, вероятно, фараон надеялся, что они сами уйдут, и он избавится от казни, не будучи обязанным ни Богу, ни Моисею. Однако Моисей соглашается с принятым фараоном решением: «Будет по слову твоему, сие будет сделано именно тогда, когда ты пожелаешь, дабы ты узнал, на что бы там ни претендовали волхвы, что нет никого, как Господь Бог наш. Никто не имеет такой, как Он, власти над всеми тварями, и никто другой не прощает с такой готовностью тех, кто смирился перед Ним». Следует заметить: великий замысел судов и милостей заключается в том, чтобы убедить нас, что нет иного такого, как Господь Бог наш: такого же мудрого, могущественного и благого; нет врага более грозного, а друга более желанного и ценного. После этого Моисей обращается к Богу, усердно Ему молится о том, чтобы вернуть жаб на место (ст. 12). Следует заметить, что мы должны молиться за наших врагов и гонителей, даже злейших, как поступал Христос. В ответ на молитву Моисея жабы, которые вышли за один день, умерли на следующий или через день. Они все умерли (ст. 13), и, чтобы не было сомнения, что жабы были настоящими, их мертвые тела были оставлены, дабы они в грудах вместе разлагались, и зловоние было ощутимым (ст. 14). Следует заметить, что великий Вседержитель мира распоряжается жизнью и смертью Своих тварей, как Ему угодно; и Тот, кто дает жизнь для служения одной цели, может, не изменяя Своей справедливости, тот час же забрать ее ради другой цели.
VI. Что произошло вследствие этой казни: и увидел фараон, что сделалось облегчение, и, не поразмыслив о том, что ему довелось недавно пережить и чего он имел основания бояться, ожесточил свое сердце (ст. 15). Следует заметить:
(1) До тех пор, пока сердце не обновится Божьей благодатью, впечатления, произведенные силою скорби, надолго в нем не задерживаются; обличения стираются, а вынужденные обещания забываются. Пока климат не переменится, то, что тает на солнце, будет снова замерзать в тени.
(2) Нераскаявшиеся грешники бесстыдно злоупотребляют Божьим терпением. Они ожесточаются от отсрочки, которую дает им Господь, чтобы привести их к покаянию; и пока Он милостиво предоставляет им передышку, дабы они обрели покой, они используют сие, как возможность снова собрать воедино разобщенные силы упрямой неверности (см. Еккл 8:11; Пс 77:34).
Стихи 16−19. Здесь приводится краткое описание казни мошками. Не похоже, чтобы о ней предупредили заранее. Злоупотребление со стороны фараона дарованной ему передышкой могло послужить достаточным предупреждением о том, что ему надлежит ждать новой казни: ибо если устранение скорби ожесточает нас и мы теряем преимущества такового, то можем прийти к выводу, что скорбь уходит, чтобы вернуться или же освободить место для еще худшей. Примите во внимание:
I. Как сия казнь мошками была наведена на египтян (ст. 16−17). Жабы были выведены из воды, мошки же ожили из персти земной, ибо из любой части Своего творения Господь может сделать бич для наказания тех, кто восстанет против Него. В Его колчане много стрел. Даже персть земная повинуется Ему. «Не бойся, червь Иаков, ибо Господь может употребить тебя, как молотящее орудие, если Ему будет угодно» (Ис 41:14−15). Эти мошки, вне всякого сомнения, досаждали египтянам неимоверно, а также были позором для них. Хотя у египтян и была передышка, она была недолгой. Второе горе прошло, но вот уже спешит третье горе (Откр 11:14).
II. Как волхвы были сбиты с толку этой казнью (ст. 18). Они пытались воспроизвести ее, но не смогли. Потерпев неудачу, волхвы, видимо, пробовали устранить казнь, ибо говорится: «и были мошки на людях и на скоте» назло им. Это заставило их признать себя побежденными: это перст Божий (ст. 19), то есть: «должно быть, сила свыше наложила на нас ограничение и препятствие». Следует заметить:
(1) Господь держит в узах дьявола и ограничивает его во лжи и разрушении: «сюда дойдет, но не далее». Посланники дьявола, когда Господь им позволяет, способны вершить великие дела; но если Он накладывает запрет одним лишь Своим перстом, они ничего не смогут сделать. Неспособность волхвов совершить меньшее чудо показывает, откуда они брали силы в предыдущих, казалось бы, более сложных случаях и что у них не было силы против Моисея, кроме той, что была дана им свыше.
(2) Рано или поздно Господь потребует даже от Своих врагов признания того, что Он является Вседержителем и Верховным Владыкою. Несомненно, в конечном счете они все должны покориться, как поступил Юлиан Отступник, умирающие уста которого признали: «Ты победил меня, о Галилеянин!» Господь не только будет весьма суров со всеми противниками, но и заставит их это признать.
III. Как фараон, вопреки этому, становился все более и более упрямым (ст. 19). Даже те, кто обманывал его прежде, теперь сказали достаточно, чтобы вывести его из заблуждения, тем не менее его упрямство росло. Даже чудеса и казни были для него запахом смертоносным на смерть. Следует заметить: те, кто не исправляется Божьим Словом и провидением, как правило, становятся только хуже под действием таковых.
Стихи 20−32. Здесь повествуется о казни песьими мухами, а именно:
I. Прежде чем навести, о ней предупредили, как и о казни жабами. У Моисея было указание (ст. 20) встать рано утром и встретиться с фараоном, когда тот выйдет к воде, и там повторить свои требования. Следует заметить:
(1) Кто желает вершить для Господа и своего поколения великие дела, тот должен вставать рано и пользоваться утренними часами. Фараон с утра был на ногах, дабы совершить суеверное поклонение реке, так стоит ли нам побольше спать и дремать, когда надлежит совершать служение, которое должно достойно выглядеть, когда будем давать отчет в тот великий день?
(2) Кто желает представить себя Господу верным слугой, тот не должен бояться лица человеческого. Моисею надлежало явиться перед лицом фараона, такого гордого, и сообщить ему нечто в высшей степени смиренное, а также бросить ему вызов (если фараон откажется отпустить своих пленников), задействовав любое войско из песьих мух, повинующихся, в отличие от фараона, Божьим приказам. О подобной угрозе читаем у пророка: даст знак (или свист) Господь мухе… и пчеле (Ис 7:18) прийти и служить Его целям.
II. Какое поразительное различие между египтянами и евреями было проведено этой казнью (ст. 22−23). Вероятно, во время предыдущих казней различие было не столь явным и значительным, как сейчас. Подобно тому как казнь мошками стала более убедительной, чем все предшествовавшие ей, благодаря тому, что «посадила на мель» волхвов, так и эта казнь стала убедительной благодаря различию между египтянами и евреями. Фараон должен узнать, что Бог Господь среди земли; по этому различию предстоит узнать сие и не подвергать сомнению.
1. Не один рой мух, летящих, как может показаться, наобум, будет явно руководим высшим разумом, тогда как управлению человека мухи неподвластны. Моисей говорит: «Сюда они полетят, а сюда не полетят»; и все совершается в точности с сим предписанием; сравнив исполнение с предписанием, видим, что Постановивший сие и Исполнивший одно лицо, а именно Тот, кто обладает безмерной силой и мудростью.
2. Служителей и поклонников великого Иеговы уберегут от участия в общих бедствиях той местности, где они живут, так что казнь, постигшая всех их соседей, их самих не коснется; и сие станет неопровержимым доказательством того, что Бог Господь среди земли. Учитывая все это, видим, что очи Господа обозревают всю землю, а также воздух, дабы направить то, что кажется совсем случайным, на служение некоему великому замыслу, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2Пар 16:9). Обратите внимание на повторение: «Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим» (ст. 23). Следует заметить, что Господь знает Своих и сделает очевидным, может быть, и в этом мире, а наверняка в ином, что Он отделил их для Себя. Наступит день, когда вы снова увидите различие между праведником и нечестивым (Мал 3:18), между овцами и козлами (Мф 25:32; Иез 34:17), несмотря на то, что сейчас они перемешались.
III. Как была наведена казнь на следующий день после предупреждения: налетело множество песьих мух (ст. 24), мух разных видов, таких, которые жалились (Пс 77:45). Князь, господствующий в воздухе, прославился как Вельзевул бог мух; но здесь доказано, что и в этом он притворщик и узурпатор, ибо даже множеством мух Господь борется против его царства и побеждает.
IV. Как фараон после этого нападения пошел на переговоры и заключил с Моисеем и Аароном договор о том, чтобы отпустить пленников, однако обратите внимание, как неохотно он уступает.
1. Его вполне устраивает, чтобы они принесли жертву своему Богу, но при условии, что жертвоприношение состоится в земле египетской (ст. 25). Следует заметить, что Господь может заставить терпимо относиться к поклонению Ему даже злейших врагов такого поклонения. Фараон под сильным ударом жезла согласен, чтобы евреи совершили жертвоприношение, и готов дать Божьему Израилю свободу совести даже в собственной земле. Но Моисей не желает принять его уступку, ибо не вправе так поступить (ст. 26). Если бы евреи принесли египетские жертвы, сие было бы мерзостью пред Господом, а приношение жертв, как надлежит евреям, стало бы мерзостью для египтян, поэтому народ Божий не может принести жертву в этой земле, не навлекая при этом на себя либо недовольства своего Господа, либо недовольства своих начальников работ; посему Моисей настаивает: «Мы пойдем в пустыню, на три дня пути» (ст. 27). Следует заметить, что тот, кто желает принести жертву, приятную Господу, должен (1) отделиться от злых и нечестивых, ибо мы не можем одновременно иметь общение с Отцом света и с делами тьмы, со Христом и Велиаром (2Кор 6:14 и далее; Пс 25:4−5).
(2) Удалиться от развлечений мира сего и как можно дальше уйти от его шума. Израиль не может совершить праздник Господу ни среди печей для обжига кирпича, ни среди египетских котлов с мясом. Нет, мы пойдем в пустыню (Ос 2:14; Песн 7:12).
(3) Соблюдать Божье предписание: «Мы принесем жертву так, как велит нам Бог, а не иначе». Хотя евреи были абсолютно порабощены фараоном, однако в поклонении Господу они должны соблюдать Его повеления, а не фараоновы.
2. Когда это предложение было отклонено, он согласился отпустить народ в пустыню при условии, чтобы люди не уходили далеко, не так далеко, чтобы их невозможно было вернуть назад (ст. 28). Вероятно, фараон слышал о планах в отношении Ханаана и подозревал, что, покинув Египет, евреи уже никогда не вернутся, и поэтому, будучи вынужденным согласиться отпустить народ (о необходимости этого жужжат над ухом полчища мух), он все же не желает, чтобы они шли за пределы досягаемости. Так и некоторые грешники, мучаясь обличениями, расстаются со своими грехами, однако не склонны отпускать их слишком далеко, чтобы, когда сильный испуг пройдет, к ним можно было бы вернуться. Здесь мы наблюдаем борьбу между обличениями фараона и его порочностью. Обличения сказали: «Отпусти народ», а порочность: «Но не слишком далеко»; однако сам фараон выступил на стороне порочности против обличений, что его и погубило. Это предложение Моисей принял, поскольку пообещал на его основании устранить казнь (ст. 29). Здесь обратите внимание:
(1) С какой готовностью Господь принимает повиновение грешников. Фараон всего лишь говорит: «помолитесь обо мне» (хотя и не без сожаления, что ему пришлось так сильно смириться), а Моисей тотчас же обещает: «помолюсь Господу», дабы фараон увидел, что истинное назначение казни состояло не в том, чтобы привести его к погибели, но чтобы привести его к покаянию. С каким удовольствием Господь сказал: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав?» (3Цар 21:29).
(2) Как сильно мы нуждаемся в увещевании быть искренними в своем повиновении: только фараон пусть перестанет обманывать. Тот, кто обманывает, находится под справедливым подозрением, и такового надлежит предостеречь, чтобы он не повторял глупость свою, после того как Господь еще раз провозгласил мир. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает; если мы думаем сыграть с Господом шутку притворным покаянием и ложным подчинением Ему, то в конечном счете окажется, что мы сыграли смертельную шутку с собственной душой.
И наконец, в результате Бог милостиво устранил казнь (ст. 30−31), однако фараон вероломно вернулся к своему ожесточению и не отпустил народа (ст. 32). Гордость не позволила ему расстаться с таким цветком своего венца, как господство над Израилем, алчность же его не позволила расстаться с таким источником дохода, как работа народа Божия. Следует заметить, что господствующие похоти пробиваются сквозь крепчайшие узы и делают людей крайне самонадеянными и бесстыдно вероломными. Поэтому не позволим греху главенствовать, ибо, в противном случае, он предаст нас и доведет до вопиющей глупости.
толкование Мэтью Генри на Исход, 8 глава