В данной главе повествуется:
(I) О начале работ в скинии (ст. 1−4).
(II) О повелении народу прекратить приносить приношения (ст. 5−7).
(III) О сооружении самой скинии и изготовлении ее тонких покрывал (ст. 8−13), грубых покрывал (ст. 14−19), брусьев (ст. 20−30), шестов (ст. 31−34), завесы отделения (ст. 35−36) и завесы у входа (ст. 37 и далее).
Стихи 1−7. I. Работники принялись за дело без промедления. И стали работать (ст. 1). Сначала Бог подготовил их к работе, а потом они приступили к ней. Следует заметить: таланты, которые нам вверены, надлежит не прятать, а применять, не держать под спудом, а вкладывать в дело. Зачем нам все эти дары, если не творить ими благо? Работники приступили к делу, когда их призвал Моисей (ст. 2). Даже те, кого Господь подготовил и расположил к служению скинии, должны ждать сигнала, либо экстраординарного, например от пророков или апостолов, либо обычного от пасторов или учителей. И обратите внимание, кого призвал Моисей: всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость ради этой цели, мудрость, превосходившую их природные способности, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать очень серьезно. Следует заметить: призывать к сооружению евангельской скинии надлежит тех, кого Бог Своей благодатью сделал в какой-то мере пригодными для работы и свободными, чтобы заниматься ею. Способности и готовность (решительная) это два обстоятельства, которые надлежит брать в расчет перед призывом духовных служителей. Дал ли им Господь, кроме знаний, еще и мудрости? (Ибо тот, кто желает обращать души, должен быть мудрым, и сердце должно влечь его приступить к работе, и не только ради почестей; выполнять работу, а не только говорить о ней). Пусть таковые приступают к работе с искренним намерением сердца довести дело до конца. Материалы, которые принес народ, Моисей доставил работникам (ст. 3). Те не могли ни сотворить скинии, то есть создать ее из ничего, ни работать, если не было бы с чем; поэтому люди приносили материалы, а Моисей вручал их работникам. Драгоценные души это материал евангельской скинии, из них возводится дом духовный (1Пет 2:5).
С этой целью они приносят себя в дар Господу для Его служения (Рим 15:16), и тогда поручаются попечению Его служителей, как строителей, чтобы те поработали над ними своим назиданием и возрастанием в святости, пока они все, подобно покрывалам скинии, не придут в единство веры, чтобы стать святым храмом (Еф 2:21−22; Еф 4:12−13).
II. Сдерживание приношений. Народ продолжал приносить добровольные дары каждое утро (ст. 3). Следует заметить: нам следует взять себе за правило каждое утро приносить дары Господу, а наипаче духовные дары молитвы и хвалы и сокрушенное сердце, полностью покорившееся Богу. Сего требует ежедневный долг. Божьи милости обновляются каждое утро, то же должно происходить и с нашим долгом перед Богом. Вероятно, среди израильтян были такие, кто поначалу медлил приносить пожертвования, однако усердие соседей растормошило их и пристыдило. Усердие нескольких побудило многих. Есть люди, которые согласны следовать за кем-то, тогда как сами не любят подавать пример в добром деле. Лучше всего быть в числе первых, тем не менее и позже лучше, чем никогда. Или, возможно, те, кто сделал приношения в самом начале, найдя радость в размышлениях о таковых, приносили еще; будучи весьма далекими от того, чтобы жалеть о пожертвованиях, они удвоили свои приношения. Таким образом, благотворя, давай часть семи и даже восьми; дав много, дай больше. Итак, примите во внимание:
(1) Честность работников. Сделав выкройки и увидев, сколько пойдет материала, тогда как люди все еще охотно приносили, они пошли все вместе к Моисею и сказали, что пожертвований больше не нужно (ст. 4−5). Ищи они своего, у них появилась бы сейчас прекрасная возможность обогатиться за счет даров народа, ибо могли бы сделать работу и пустить излишки на собственные нужды, воспользовавшись преимуществами своего служебного положения. Однако они были порядочными людьми, которым претило заниматься такими недостойными делами, как наживаться за счет людей и обогащаться тем, что принесено Господу. Самые большие мошенники те, кто обманывает народ. Как и в случае убийства, лишение жизни многих преступление более тяжкое, чем лишение жизни одного (такое же правило верно в отношении надувательства общин); и ограбление церкви или государства преступление намного более серьезное, чем залезть в карман одному человеку. Но эти работники не только готовы были отчитаться за все, что получили, но и не желали получать больше, чем требовалось, дабы не впасть в искушение и не попасть под подозрение в том, что присвоили излишки себе. Это были люди, которые знали, сколько им надобно.
(2) Щедрость народа. Хотя люди и видели изобилие пожертвований, они продолжали приносить, пока им не приказали прекратить специальным воззванием (ст. 6−7). Редкий случай! Большинству нужен толчок, чтобы пробудиться к благотворительности, и лишь немногим узда, их сдерживающая, однако именно это имело место здесь. Задайся Моисей целью обогатиться, он мог бы позволить людям и далее приносить пожертвования, и когда работа была бы закончена, забрал бы себе оставшееся; но он тоже предпочел общественное личному и явил в том добрый пример всем заведующим благотворительными фондами. Сказано (ст. 6), что перестал народ приносить; израильтяне сочли сие за ограничение сделать что-то большее для скинии, таково было усердие людей, которые давали, будучи доброхотны по силам и сверх сил и весьма убедительно просили сборщиков принять дар (2Кор 8:3−4). Таковы были плоды первой любви; в эти последние дни мы сильно охладели к благоворительности, чтобы ожидать чего-либо подобного.
Стихи 8−13. Первым делом, за которое принялись, было сооружение здания, что надлежало сделать прежде, чем будут готовы предметы его обстановки. Здание предстояло возвести не из дерева или камня, но из искусно украшенных, скрепленных между собою покрывал. Сие служило прообразом состояния Церкви в этом мире дворца Божьего царства среди людей.
1. Хотя это здание находится на земле, его основание не в земле, как у обычного дома; нет, Царство Христово не от мира сего и не имеет в нем своего основания.
2. Сие здание скромное, подвергающееся изменениям и находящееся в состоянии боевой готовности; пастыри жили в палатках, а Бог Пастырь Израилев; воины жили в палатках, а Господь муж брани, Его Церковь передвигается по земле врага и должна с боем прокладывать себе дорогу. Цари земные заключают себя в кедр (Иер 22:15), Божий же ковчег приютился лишь среди покрывал.
3. Тем не менее святыне присуще благолепие; покрывала были вышиты, так и Церковь украшена дарами и благодатями Духа, она в сей испещренной одежде (Пс 44:15). 4. Все отдельные сообщества верующих объединены в одно, и, как здесь, стала скиния одно целое; ибо один Господь, одна вера, одно крещение.
Стихи 14−34. Здесь говорится (1) о прикрытии и особой защите, под которой находится Церковь, что символизируется покрывалами из козьей шерсти, простиравшимися над скинией, покровом из красных бараньих кож и покрышкой сверху из кож синих (ст. 14−19). Бог обеспечил Своему народу осенение днем от зноя и защиту от непогод и дождя (Ис 4:6). Его народ вооружен против любой непогоды; солнце и луна не поразят его, и он защищен от бурь Божьего гнева того града, которым истребится убежище лжи (Ис 28:17). Те, кто живет в Божьем доме, увидят, что, какой бы сильной ни была буря и каким бы затяжным ни был ливень, в сие жилище дождь не попадает.
(2) О силе и прочности Церкви (хотя она представляла собой всего лишь скинию), что символизируют шесты и брусья, поддерживающие покрывала (ст. 20−34). Брусья соединялись и скреплялись вместе при помощи шестов, которые проходили через них; ибо единство Церкви и сердечное согласие тех, кто является ее опорой и поддержкой, весьма способствуют ее силе и стабильности.
Стихи 35−38. При сооружении здания много работы было связано с дверями и линиями раздела. В скинии они соответствовали остальному материалу; там были завесы при входе и завесы для отделения.
1. В скинии была завеса, служившая линией раздела между святилищем и Святым-святых (ст. 35−36). Сие символизировало, что на том этапе общения Бога с людьми многое было сокрыто и Господь держал народ на расстоянии по сравнению с Новым Заветом, который отчетливее явил Божью славу и пригласил нас приблизиться; это также символизировало скрытность и дистанцию нашего настоящего состояния по сравнению с небесами, где мы всегда с Господом будем и увидим Его, как Он есть.
2. В скинии была завеса, служившая вместо двери (ст. 37−38). У сей двери собирался народ, хотя внутрь ему заходить запрещалось; ибо, пока пребываем в нашем настоящем состоянии, нам надлежит подойти к Господу как можно ближе.
толкование Мэтью Генри на Исход, 36 глава