То, что следовало сказать и сделать по сошествии Моисея с горы в первый раз, если бы золотой телец не нарушил всех допустимых границ и не привел к полному беспорядку, теперь, наконец, после того как с большим трудом достигли примирения, начинает говориться и делаться; и великое дело учреждения поклонения Господу вернулось в прежнее русло и протекает теперь беспрерывно.
I. Моисей дает Израилю те полученные им от Бога наставления, которые требуют немедленного соблюдения:
(1) О субботе (ст. 1−3); (2) о пожертвованиях, которые необходимо сделать для возведения скинии (ст. 4−9); (3) о сооружении скинии и изготовлении ее принадлежностей (ст. 10−19).
II. Люди приносят свои пожертвования (ст. 20−29).
III. Назначаются главные мастера (ст. 30 и далее).
Стихи 1−19. Сказано в общем: Моисей заповедал им все, что говорил ему Господь (Исх 34:32). И здесь даются обстоятельные указания по поводу возведения и отделки скинии, ибо к этой работе нужно было приступить немедленно.
I. Все общество призвано внимать (ст. 1), то есть главам и начальникам сего общества, представителям разных колен надлежало получить от Моисея наставления, полученные им от Господа, а затем сообщить людям. Подобным же образом Иоанн, получив повеление написать семи церквам то, что было открыто ему, пишет ангелам, или пасторам, церквей.
II. Моисей поручил им все то (и только то), что Бог повелел ему; таким образом он проявил себя верным по отношению как к Господу, так и к Израилю, между которыми был посланником, или посредником. Если бы Он добавил, изменил или отнял что-либо, то обманул бы и Бога, и народ. Но, поскольку обе стороны оказали Моисею доверие, он сие доверие оправдал; между тем Моисей был верен лишь как служитель, тогда как Христос как Сын (Евр 3:5−6).
III. Он начинает с закона о субботе, потому что в полученных им повелениях требование соблюдения такового звучит весьма настоятельно (ст. 2−3): шесть дней делайте дела, работу для скинии, актуальную работу, которую сейчас необходимо выполнить в свой день; у израильтян было мало других дел в пустыне, где они не занимались ни земледелием, ни торговлей, не добывали пищу и не шили одежду; но в день седьмой вам нельзя и палец о палец ударить, даже в обустройстве скинии: почтение к субботе превосходило почтение к святилищу, более древнее и более длительное; сей день должен быть у тебя святым днем, посвященным Господу, его нельзя проводить в обычных делах. Это суббота покоя. Это суббота суббот (существует такое чтение), более почетный и превосходный, чем любой из остальных праздников, и он должен пережить их все. Суббота субботства, согласно другому чтению, прообраз того субботства, или покоя, как духовного, так и вечного, которое для народа Божия еще остается (Евр 4:9). Это суббота покоя, то есть в сей день надлежит весьма строго и тщательно соблюдать отдых от всех мирских трудов. Это суббота и маленькая суббота, как было угодно понимать некоторым из иудеев: не только соблюдение целого дня в субботу, но и одного часа перед ее наступлением и часа по ее окончании, которые добавляют до и после к собственно субботнему времени и называют маленькой субботой, чтобы показать свою радость от приближения субботы и нежелание расставаться с ней. Это суббота покоя, но покой сей Господу, в честь которого должен быть посвящен. Здесь говорится и о наказании за нарушение субботы: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти. Дано также особое запрещение: не разжигать в день субботний огонь для какой-либо рабской работы, такой как работа кузнеца или паяльщика.
IV. Он дает указание начать подготовку к возведению скинии. Предстояло сделать две вещи:
1. Все, кто в состоянии, должны жертвовать: сделайте от себя приношения (ст. 5). Скинию предстояло посвятить в честь Господа и использовать ее для служения Ему, и поэтому все, что приносили для ее возведения и обустройства, являлось приношением Господу. Наша благотворительность простирается не к Богу, а к тому, что лежит в основе поддержания Его царства и интереса среди людей, и сие Господу угодно принять как приношение Себе; Он требует, чтобы так мы признавали, что получаем от Него все, что у нас есть, и так подтверждали, что все, что имеем, посвящаем Ему. Правило гласит: каждый по усердию пусть принесет. Сие не должно стать налагаемым на народ налогом, но благотворительным или добровольным вкладом, что для нас означает:
(1) Бог не налагает на нас тяжкого ига. Он правитель, который не обременяет своих подданных налогами и не заставляет служить Себе хлебным приношением, но узами человеческими влечет и предоставляет нам самим судить, чему быть должно; у Него такое правление, на которое нет причин сетовать, ибо Он не господствует над нами с жестокостью.
(2) Бог любит доброхотно дающего, и более всего Ему угодно добровольное приношение. Он приемлет служение, которое исходит от усердного сердца готового народа (Пс 109:3).
(2) Все умельцы должны работать: всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает (ст. 10). Смотрите, как разнообразно распределяет Бог Свои дары; и служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1Пет 4:10). Кто богат, тот должен приносить материалы для работы; кто искусен, тот должен служить скинии своим искусством; как те и другие нуждались друг в друге, так и скиния нуждалась и в тех и в других (1Кор 12:7−21). Дело лучше спорилось, когда одни помогали своим кошельком, а другие своими руками, и все усердным сердцем. Моисей, рассказав людям, что надлежит приносить (ст. 5−9), дает им общие указания, что надлежит сделать (ст. 11−19), чтобы, видя, сколько дел лежит перед ними, они энергично взялись за работу и каждая рука была занята; и израильтяне, получив представление о том, каким будет запланированное сооружение, не могли не стремиться увидеть его завершенным.
Стихи 20−29. После того как Моисей объявил израильтянам Божью волю, они разошлись по домам и тотчас приступили к воплощению того, о чем услышали (ст. 20). О, если бы все общество так же переходило от слышания Слова Божия к полной решимости быть исполнителями такового! Здесь обратите внимание:
I. На приношения, сделанные для служения скинии (ст. 21 и далее), в отношении которых можно отметить много интересного.
1. Подразумевается, что приношения были сделаны немедленно, люди тотчас же покинули свои шатры, чтобы доставить приношения, не давая себе времени на размышления, дабы их пыл не охладел от промедления. Если Бог поставил нас в известность о долге и призвал нас к таковому, нам надлежит поспешно приняться за его исполнение. Времени, более подходящего, чем сейчас, не будет.
2. Сказано, что людей располагал дух (ст. 21) и влекло сердце (ст. 29). То, что они делали, они делали с радостью и бескорыстно. Они сами того желали без принуждения извне, только по побуждению своего духа. Именно любовью к Богу и к Его служению, желанием, чтобы Он присутствовал с ними в Своих таинствах, чувством благодарности за великие дела, которые Господь совершил для них, верою в обетование о том, что Он сделает для них в дальнейшем (или, по крайней мере, размышлением о Его дивных делах в настоящем), объяснялась готовность израильтян жертвовать. То, что мы жертвуем и делаем для Бога, Он приемлет только тогда, когда сие исходит от добрых побуждений сердца и духа.
3. Когда говорится, что приносил каждый, кто хотел приносить (ст. 22), можно предположить, что были и такие, кто не хотел приносить, кто любил свое золото больше Бога и не желал с ним расставаться даже для служения скинии. Для таковых, хотя они и желают именоваться израильтянами, не послужит стимулом ни то, что дело это правое, ни то, что этого ждет от них Бог, ни добрый пример окружающих; они ничем не желают жертвовать ради интересов царства Божия; они за истинную религию, при условии, что она обходится дешево и ничего им не будет стоить.
4. Приношения были разнообразными, соответственно тому, что имели; имевшие золото и драгоценные камни приносили их, не считая, что есть что-либо слишком хорошее или слишком дорогое, чтобы с сим нельзя было расстаться в честь Господа. Не имевшие драгоценных камней приносили козью шерсть и бараньи кожи. Если мы не в состоянии сделать для Бога столько, сколько делают другие, мы все равно не должны сидеть сложа руки: даже если малые приношения, соответствующее нашим возможностям, не сделают нам имени среди людей, они не останутся незамеченными у Бога, который требует смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет (2Кор 8:12; 4Цар 5:23). Две лепты от бедного Господу более угодны, чем множество талантов от богача. Бог смотрит на сердце дающего больше, чем на ценность дара.
5. Многие из приносимых вещей были украшениями израильтян, их кольцами и перстнями, привесками, или медальонами (ст. 22); и даже женщины расставались с этим. Забывает ли девица украшение свое? А они так забыли, что даже предпочли украшению самих себя украшение святилища. Так пусть же это научит нас, в общем, расставаться ради Господа, когда Он к тому призывает, с очень дорогим для нас, с тем, что мы ценим и чем оцениваем себя в общем; и пусть это научит нас, в частности, пренебрегать своими украшениями, отказывать себе в них, если таковые могут послужить соблазном для других или способны питать нашу собственную гордыню. Если мы считаем евангельские правила относительно одежды слишком строгими (1Тим 2:9−10; 1Пет 3:3−4), то, боюсь, у нас вряд ли получилось бы поступить так, как поступили сии израильтяне. Если они сочли за лучшее принести свои украшения в дар скинии, неужели мы не сочтем, что недостаток украшений прекрасно восполняют благодати Духа? (Притч 1:9).
6. Можно предположить, что дорогие вещи, которые приносил народ, были трофеями от египтян, ибо израильтяне в Египте жили в бедности, пока не выпросили все это на прощание. И, можно предположить, у князей вещи были получше (ст. 27), потому что, имея большее влияние среди египтян, князьям удалось выпросить побольше. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь богатство Египта найдет такое хорошее применение? Тем не менее таким образом Бог подчас делает, что земля помогает жене (Откр 12:16). Именно благодаря особому провидению и обетованию Господа израильтяне раздобыли все эти трофеи, и поэтому было весьма уместно посвятить часть таковых на служение Богу, которому они всем этим были обязаны. (1Кор 16:2). Пусть каждый человек дает, сколько позволит ему состояние (1Кор 16:2). Свою признательность за необычные успехи следует выражать необычными приношениями. Сие применимо к человеческим знаниям, искусству и наукам, которые, так сказать, позаимствованы у египтян. Кто обогатился таковыми, тот должен посвятить их на службу Господу и Его скинии: они могут пригодиться как помощь к разумению Писания, а также как украшение или служение Божественному. Но тогда нужно проявить особую бдительность, чтобы к египетскому золоту не примешались египетские боги. Моисей, хотя и был научен всем знаниям египтян, никоим образом не притязал на внесение правок в образец, показанный ему на горе. Украшение скинии египетскими богатствами, возможно, служило хорошим предзнаменованием для язычников, которые в полноту времени будут приглашены в евангельскую скинию вместе со своим золотом и серебром (Ис 60:9); и будет сказано: «Благословен народ Мой — Египтяне» (Ис 19:25).
7. Можно предположить, что воспоминание о приношениях, сделанных золотому тельцу, заставило людей более охотно жертвовать в этот раз. Те, кто тогда расстался со своими серьгами, не пожелали засвидетельствовать о своем покаянии, отдавая то, что осталось, на служение Богу: печаль ради Бога производит такое взыскание (2Кор 7:11). И те, кто сохранил себя неоскверненным от идолослужения, тем не менее рассуждали в себе: «Они с такой готовностью жертвовали идолу, неужели мы замедлим или станем увиливать от приношения Господу?» Так нечто доброе вышло даже из того зла.
II. На работу, которую нужно было сделать для служения скинии: все женщины… пряли своими руками (ст. 25). Одни работали с тонкой пряжей, голубой и пурпурной; другие с грубой из козьей шерсти, но и о них сказано, что работали мудро (ст. 26, англ. пер.). Как Бог принимает не только дорогие дары, так Он принимает не только тонкую работу. Здесь отмечена хорошая работа женщин для Бога, равно как и работа Веселиила и Аголиава. Достойное воздаяние получит даже самый мизерный вклад в дело Божие. Люди будут помнить о том, что Мария помазала голову Христа (Мф 26:13); хранится запись о женщинах, подвизавшихся в скинии благовестия (Флп 4:3) и помогавших Павлу во Христе Иисусе (Рим 16:3). Чертою добродетельной жены названо то, что она протягивает руки свои к прялке (Притч 31:19). Сие занятие поставлено здесь на службу благочестию и до сих пор может оставаться таковым (хотя нам и не приходится делать завесы для скинии) по примеру благотворительности Серны, делавшей рубашки и платья для бедных вдов (Деян 9:39). Даже те, кто не в состоянии делать благотворительные пожертвования, могут заниматься благотворительным трудом, и таким образом бедный может помочь бедному, а те, у кого ничего не осталось кроме конечностей и чувств, могут быть весьма благотворительными в труде любви.
Стихи 30−35. Здесь приводятся указания Бога относительно мастеров-работников, чтобы избежать борьбы за это служение и чтобы все занятые в работах следовали распоряжениям и давали отчет этим главным руководителям; ибо Бог Бог порядка, а не замешательства. Обратите внимание:
(1) Тех, кого Господь призвал по имени к этому служению, Он исполнил Духом Божиим, подготовив к таковому (ст. 30−31). Мастерство в мирских занятиях это Божий дар, нисходящий свыше (Иак 1:17). От Господа и способности, и их развитие. Поэтому все знания надлежит посвящать в Его честь и нам нужно учиться, как служить Ему этим. Работа, на которую был назначен Веселиил, была необычной, и поэтому он был для нее необычным образом подготовлен; так, когда апостолы были назначены мастерами-строителями в устроении евангельской скинии, они исполнились Духом Божиим, мудростью, разумением.
(2) Они были назначены не только изобретать, но и работать (ст. 32), делать всякую работу (ст. 35). Обладатели выдающихся дарований, которые способны руководить другими, не должны считать, что это оправдает их праздность. Многие достаточно изобретательны, чтобы распределять работу другим, и могут сказать, что должен делать тот-то и тот-то, и налагают на людей бремена, а сами и одним перстом своим не дотрагиваются до них. Таковые попадут под определение ленивых рабов.
(3) Им надлежало не только изобретать и работать самим, но и научить других (ст. 34). Веселиил был наделен властью не только управлять, но и взять на себя труд наставника. Те, кто руководит, должны и учить; и тем, кому Бог дал знания, надлежит охотно передавать их на благо другим, а не стремиться единолично обладать таковыми.
толкование Мэтью Генри на Исход, 35 глава