Здесь Бог приближается к завершению того, что Он должен был сказать Моисею на горе, где тот пребывал с Господом уже сорок дней и сорок ночей; тем не менее иных записей о том, что Бог говорил Моисею на протяжении всего этого времени, кроме того, что мы читаем в предшествующих шести главах, нет. В данной главе:
(I) Господь определяет, какие умельцы должны быть задействованы в возведении и обустройстве скинии (ст. 1−11).
(II) Господь повторяет закон о субботе и о ее строгом соблюдении (ст. 12−17).
(III) На прощание Господь вручает Моисею две скрижали откровения (ст. 18).
Стихи 1−11. Господь повелел сделать в скинии весьма много искусной работы; материалами должен обеспечить народ, а кто придаст таковым форму? Моисей сам научен был всей мудрости египетской, более того, он был хорошо знаком со словами Божьими и с видениями Всемогущего, но не умел ни гравировать, ни вышивать. Мы вправе предположить, что среди израильтян были очень талантливые люди, но, проведя все свои дни в рабстве в Египте, вряд ли кто-либо из них был наставлен в сих изящных искусствах. Они знали, как делать кирпичи и работать с глиной, но работать с золотом и гранить алмазы их никогда не учили. Как же можно выполнить работу со всей требуемой точностью и аккуратностью, когда нет золотых дел мастеров или ювелиров, и что же выйдет у каменотесов и кирпичных дел мастеров? Мы вправе предположить, что нашлось достаточно тех, кто с радостью бы подрядился и старался бы, как мог, но найти подходящего человека, который возглавил бы работы, было сложно. И кто способен к сему? Однако Бог позаботился и об этом.
I. Господь назначает людей, которых надлежит задействовать, и сам делает выбор, чтобы израильтяне не состязались за высокое положение и не завидовали тем, кому отдано предпочтение.
1. Веселиилу предстояло стать зодчим или мастером (ст. 2). Он был из колена Иудина, которое Богу было угодно удостоить чести, и внуком Ора, возможно, того Ора, который поддерживал руки Моисея (Исх 17 гл.; а в данное время, в отсутствие Моисея, вместе с Аароном он был уполномочен управлять народом (Исх 24:14). Мастер был выбран из известного в Израиле рода, и чести рода немало способствовало то, что отпрыск его был занят, пусть всего лишь на механической или ремесленнической работе, в служении скинии. Иудейское предание гласит, что Ор был мужем Мариам; и, даже если так, все равно было необходимо, чтобы на сие служение его определил Бог, иначе, сделай это сам Моисей, его обвинили бы в лицеприятии по отношению к своим родственникам, учитывая, что и брат его Аарон был выдвинут на священство. Богу угодно удостоить чести родственников Моисея, но так, чтобы было очевидно, что Моисей не сам присваивает себе или членам своей семьи почести, но сии действия исключительно Господни.
2. Аголиав из колена Данова назначен вслед за Веселиилом его партнером (ст. 6). Двоим лучше, нежели одному. Христос посылал Своих учеников, которым предстояло воздвигнуть евангельскую скинию, парами, и мы читаем о двух Его свидетелях. Аголиав был из колена Данова, одного из менее почетных колен, дабы колена Иуды и Левия не превозносились, как будто им предстояло завладеть всеми выгодными должностями; чтобы предотвратить разделения в теле, Бог удостаивает чести менее совершенное (1Кор 12:24). Не может голова сказать ногам: вы мне не нужны. Хирам, ставший мастером при возведении Соломонова храма, тоже был из колена Данова (2Пар 2:14).
3. Были и другие, нанятые этими двумя мастерами и работавшие под их руководством на разных участках строительства скинии (ст. 6). Следует заметить: когда у Бога есть работа, у Него никогда не будет недостатка в орудиях для ее исполнения, ибо каждое сердце и каждая голова пребывает под Его взором и в Его руке; и те, у кого есть основания считать, что Господь тем или иным образом призвал их на служение, могут радостно приступить к любому служению для Господа и продолжать таковое, ибо кого Он призывает, того Он признает и поддержит.
II. Господь готовит сих людей к служению: Я исполнил его Духом Божиим (ст. 3); и в сердце всякого мудрого вложу мудрость (ст. 6). Отметьте:
(1) Мастерство в обычных ремеслах и профессиях дар Божий; от Господа мы берем как способности, так и развитие таковых. Именно Он влагает даже сию мудрость в сердце (Иов 38:36). Бог учит порядку земледельца (Ис 28:26), а также ремесленника; и Его надлежит славить за это.
(2) Бог распределяет сии дары разнообразно, один дар одному, другой другому, и каждый на благо всего тела как человечества в целом, так и Церкви. Моисей более всех годился для управления Израилем, а Веселиил больше, нежели Моисей, годился для строительства скинии. Всеобщему благу весьма способствует многообразие способностей и склонностей людей; одаренность одних делает их полезными в одном, одаренность других в другом, все же сие производит один и тот же Дух (1Кор 12:11). Это запрещает гордыню, зависть, плотскую ревность и укрепляет узы взаимной любви.
(3) Тех, кого Бог призывает к какому-либо служению, Он найдет или сделает пригодными для такового. Если Бог дает поручение, Он в определенной мере даст и способности, соответствующие его выполнению. Работа, которую предстояло совершить, заключалась в изготовлении скинии и ее принадлежностей, которые здесь подробно перечислены (ст. 7 и далее). И для этой цели занятые в сей работе люди обрели способности работать из золота, серебра и меди. Когда Христос посылал Своих апостолов возводить евангельскую скинию, Он излил на них Свой Дух, дабы они обрели способность говорить на языках о великих делах Божьих: работать не с металлом, но с людьми; настолько превосходнейшими были дары, насколько большею и совершеннейшею скиниею (как говорит о ней апостол) была та, которую предстояло установить (Евр 9:11).
Стихи 12−18. Здесь звучит:
I. Строгий приказ об освящении субботнего дня (ст. 13−17). Закон о субботе был дан израильтянам прежде любого другого закона, когда речь шла о приготовлении к субботе (Исх 16:23); он был введен в основу морального закона четвертой заповедью; он был добавлен к закону, регулировавшему отношения между людьми (Исх 23:12); и здесь он прилагается к первой части церемониального закона, потому что соблюдение субботы на самом деле самая выдающаяся часть всего закона; когда к этому относятся несознательно то прощай благочестие и честность, ибо в моральном законе сия заповедь стоит посредине между двумя скрижалями. Существует предположение, что закон о субботе здесь упомянут по другим соображениям. Как раз в это время давались указания о том, что скинию следует возвести и обустроить как можно скорее; однако, дабы люди не подумали, что такого рода дело и требуемая поспешность оправдывает их работу по субботам ради ее скорейшего завершения, весьма своевременно вводится сие предостережение: истинно тем не менее субботы Мои соблюдайте. Хотя израильтянам надлежало ускорить работу, но спешить, чтобы людей насмешить, не следовало; им нельзя нарушать закон о субботе в своей спешке: даже работа в скинии должна уступать место субботнему покою; так ревнует Бог о почтении к Своим субботам. Примите во внимание, что здесь говорится о дне субботнем.
1. Господь облачает честью и учит нас ценить субботу, раскрывая ее природу, смысл и предназначение. О субботе здесь сказано разное:
(1) Это — знамение между Мною и вами (ст. 13 и 17). Учреждение субботы явило замечательный пример Божьей благосклонности к сынам Израилевым и знак того, что Господь выделил их из всех других народов; соблюдение же субботы с их стороны было замечательным примером служения и послушания Господу. Освящением сего дня у них Бог дал израильтянам знать, что Он освятил их и отделил Себе на служение; в противном случае Он не открыл бы им Своих священных суббот для поддержания религиозного рвения среди народа. Или же сие может быть ссылкой на закон о субботе: субботы Мои соблюдайте… дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. Следует заметить: если Господь Своей благодатью склоняет наше сердце соблюдать закон четвертой заповеди, сие будет доказательством доброй работы, произведенной в нас Его Духом. Если мы освящаем Божий день, то сие есть знамение между Господом и нами, что Он освятил наши сердца, а посему блаженному мужу присуще хранить субботу от осквернения (Ис 56:2). Иудеи, соблюдая один день из семи после шести дней труда, свидетельствовали и заявляли о своем поклонении Богу, сотворившему мир в шесть дней и почившему на седьмой, и таким образом выделяли себя из других народов, которые, утратив сначала субботу, установленную в память о сотворении мира, постепенно утратили ведение о Творце и отдали твари честь, принадлежащую только Ему одному.
(2) Она свята для вас (ст. 14), то есть: «Суббота предназначена вам во благо, равно как для славы Бога». Суббота для человека. Или: «Вы будете почитать субботу святой и соответственно этому соблюдать, и на осквернение субботы будете смотреть как на святотатство».
(3) Суббота покоя, посвященная Господу (ст. 15). Она отделена от обыденных дел и предназначена для почитания и служения Богу, соблюдением ее мы приучаемся успокаиваться от мирских стремлений и служения плоти и посвящать себя самих полностью и все, что имеем, и все, что умеем, во славу Господу.
(4) Ее надлежало праздновать в роды их, в каждом веке, как завет вечный (ст. 16). Сему предстояло стать одним из самых продолжительных знамений завета, заключенного между Богом и Израилем.
2. Закон о субботе. Ее надлежит хранить (ст. 13−14,16): хранить, как сокровище, как доверительную собственность, праздновать и сохранить ее, беречь от осквернения, поддерживать, как знамение между Богом и Его народом, беречь и никогда с ней не расставаться. У язычников были ежегодные праздники в честь их богов, но только у иудеев был еженедельный праздник, и поэтому таковой надлежало тщательно соблюдать.
3. Основание для соблюдения субботы: ибо Божьи законы не только поддерживаются наивысшей властью, но и подкрепляются самыми вескими основаниями. Важнейшее основание собственный пример Бога (ст. 17). Поскольку дело сотворения мира достойно такой памяти, то и великий Творец достоин такого подражания в виде святого покоя на седьмой день после шести дней труда, в особенности потому что мы надеемся в будущем следовать тому же Примеру и вскоре почить вместе с Ним от всех наших трудов.
4. Наказание, которое налагается за нарушение этого закона: «Каждый, кто осквернит субботу тем, что станет в оную делать дело, кроме дел благочестия и милосердия, должен быть истреблен из среды народа своего (ст. 14); да будет предан смерти (ст. 15). Судье надлежит истребить его мечом справедливости, если преступление может быть доказано; если же не может быть доказано или судья нерадив и не исполняет своего долга, то Бог возьмет сие дело в Свои собственные руки и истребит преступника ударом с небес, и его род будет искоренен из Израиля». Следует заметить, что неуважение и осквернение субботнего дня это преступление, караемое судьями; и если люди не накажут таковое, то накажет Бог сразу или потом, если в нем не покаются.
II. Вручение двух скрижалей откровения Моисею. Бог пообещал ему сии скрижали, когда призвал его взойти на гору (Исх 24:12), и теперь, отправляя Моисея вниз, Господь вручил их ему, чтобы бережно и с почестями поместить таковые в ковчег (ст. 18).
1. Десять заповедей, произнесенные Богом с горы Синай во всеуслышание народа, теперь были записаны in perpetuam rei memoriam — на вечную память, потому что написанное остается.
2. Они были записаны на скрижалях каменных, подготовленных, как могло бы показаться, не Моисеем (ибо подразумевается, Исх 24:12, что Моисей нашел их уже готовыми с письменами, когда взошел на гору), но служением ангелов. Закон был записан на скрижалях каменных, что означает вечный срок действия такового (что может быть более долговечным, нежели записанное на камне и сохраненное?), а также означает ожесточенность наших сердец: намного легче писать на камне, чем писать что-либо доброе на наших растленных и греховных сердцах.
3. Они были написаны перстом Божьим, то есть непосредственно по воле Всевышнего и Его силой без употребления каких-либо орудий. Только Бог может записать Свой закон в сердце; Он дает сердце плотяное и затем Своим Духом, Который есть Перст Божий, пишет Свою волю на плотяных скрижалях сердца (2Кор 3:3).
4. Они были записаны на двух скрижалях, для того чтобы указать нам на наш долг как по отношению к Богу, так и по отношению к людям.
5. Они названы скрижалями откровения, потому что сии письмена закона открывали как волю Господа в отношении людей, так и Его добрую волю по отношению к ним и свидетельствовали бы против них в случае непослушания.
6. Они были вручены Моисею, вероятно, с указанием показать их народу, прежде чем положить в ковчег, чтобы их могли увидеть и прочесть все люди, дабы теперь на память им пришло то, что они уже слышали слухом уха. Таким образом закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
толкование Мэтью Генри на Исход, 31 глава