Начиная с этой главы, идет повествование о повелениях и наставлениях в отношении возведения и оформления скинии в честь Господа, которые Бог дал Моисею на горе. Здесь изложены:
(I) Повеления о сборе приношений с этой целью среди народа (ст. 1−9):
(II) частные наставления (1) в отношении ковчега завета (ст. 10−22):
(2) стола для хлебов предложения (ст. 23−30) и (3) золотого светильника (ст. 31 и далее).
Стихи 1−9. Мы вправе предположить, что Моисей, войдя в середину облака и пребывая столь долго там, где святые ангелы сопровождали явление славы Господней, или Святое Величие, видел и слышал нечто весьма славное, относящееся к горнему миру, однако сие невозможно и незаконно описывать словами; и поэтому в повествовании о происходившем там он не упоминает ничего, что могло бы удовлетворить любопытство желающих вторгаться в то, чего не видели, но пишет лишь о том, что собирался пересказать сынам Израилевым. Ибо Писание предназначено для того, чтобы направлять нас на пути служения, а не забивать нам голову домыслами и не угождать нашей фантазии.
В этих стихах Бог говорит Моисею о Своем намерении в целом: чтобы сыны Израилевы построили Ему святилище, ибо Он определил обитать посреди их (ст. 8). Существует мнение, что раньше для религиозного поклонения использовали жертвенники и рощи, однако до сей скинии, возведенной Моисеем, никогда ни у какого народа не было дома или храма, построенного для священнодействий, и что все храмы, которые впоследствии так славились среди язычников, берут свое происхождение и взяли за образец скинию. Бог избрал народ Израиля, дабы он стал Ему особым народом (над всеми народами), среди которого поселится и утвердится Божье откровение и соответствующая таковому религия, и Сам Он стал его Царем. Как царь, Господь уже дал Своему народу в десяти заповедях и в следующих за ними пояснениях законы, регулирующие вопросы правления, отношений между людьми, включая некоторые общие правила религиозного поклонения, не противоречащие свету разума и законам природы. Но этого оказалось недостаточно, чтобы провести различие между израильтянами и другими народами и соответствовать масштабам завета, который Богу было угодно заключить с израильтянами, дабы быть их Богом; а посему:
I. Господь велит, чтобы народ воздвиг Ему у себя царский дворец, названный святилищем, жилищем святыни, о котором сказано: престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего (Иер 17:12). Сие святилище надлежит почитать:
1. Церемониалом, совместимым с другими установлениями сей диспенсации, который заключался в обрядах, относящихся до плоти (Евр 9:10), откуда следует его название святилище земное (Евр 9:1). Там Господь, как Царь Израилев, держал Свой двор.
(1) Там Он явил израильтянам Свое присутствие среди них, и святилище имело предназначение стать знаком или знамением присутствия Господа, чтобы, пока Он был среди них, они больше никогда не вопрошали: есть ли Господь среди нас, или нет? И поскольку в пустыне израильтяне жили в шатрах, то даже царскому дворцу Бога надлежало быть в виде скинии, чтобы они могли носить ее с собою и сие стало примером снисхождения Божьей милости.
(2) Туда Господь приказал своим подданным являться с благоговением и приношениями. Туда им надлежит приходить, чтобы послушать Его слова, туда им надлежит приносить жертвы, и там должен встречаться весь Израиль, дабы всем вместе оказывать почтение Богу Израилеву.
2. Прообразом; рукотворные святилища были по образу истинного устроенные (Евр 9:24). евангельская Церковь скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр 8:2). Тело Христово, посредством которого Он совершил искупление, было большею и совершеннейшею скиниею (Евр 9:11). И Слово стало плотию, и обитало с нами, как в скинии.
II. Когда Моисею предстояло возвести сей дворец, требовалось, чтобы он сначала получил указания, где взять материалы и образец, ибо он никогда не смог бы изобрести его самостоятельно и взять на себя издержки по строительству; поэтому здесь он получает указания относительно того и другого.
1. Снабдить Моисея материалами должны люди, но не посредством налогообложения, а добровольными пожертвованиями. Это первое, в отношении чего здесь даны повеления.
(1) Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения (ст. 1); у них были все в мире основания сделать это, ибо [1] именно Господь не только освободил их, но и обогатил трофеями от египтян. Бог наставил их попросить, а египтян склонил дать, так что свое богатство они обрели от Него, а посему было бы справедливо посвятить таковое Господу и употребить для Него и таким образом с благодарностью выразить признательность за обретенные ими милости. Следует заметить, что, во-первых, лучше всего нам употребить мирское богатство, чтобы почтить им Господа в делах благочестия и благотворительности. Во-вторых, когда мы обрели благословение в виде огромного успеха в своих делах и получили, как говорится, хороший оборот, от нас на законном основании ожидается какое-либо необычайное деяние во славу Господа: посвящение прибыли, некоторой ее приемлемой доли, Владыке всей земли (Мих 4:13).
[2] Святилище, которое предстояло построить, предназначалось на благо и утешение израильтян, поэтому они должны были взять на себя расходы. Они были бы недостойны сей привилегии, если бы стали выражать неудовольствие по поводу данного поручения. Они вполне могли позволить себе щедрые приношения в честь Господа, поскольку жили на всем готовом, ежедневно получая для себя и своих семей дождем с неба пищу. Мы также должны признать: все, что у нас есть, мы имеем от Божьей щедрости, а посему нам следует употребить все во славу Господа. Поскольку мы у Него на иждивении, то и жить должны для Него.
(2) Сие пожертвование должно быть добровольным, от всего сердца, то есть [1] не было предписания, что и сколько давать, но все зависело от щедрости людей, дабы они могли явить свое усердие о доме Господнем и о служении таковому, дабы было среди народа святое соревнование, чтобы ревность нескольких поощрила многих (2Кор 9:2). Нам следует спрашивать не только: «Что мы должны сделать?», но и: «Что мы могли бы сделать для Бога?»
[2] Что бы они ни давали, давать следовало с радостью, без ропота и без принуждения, ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор 9:7). То, что потрачено на служение Господу, нам надлежит почитать хорошим вознаграждением.
(3) Здесь упомянуто то, что, в частности, надлежало приносить (ст. 3−7) все это пригодится для скинии или для служения в ней. Заметим, что среди перечисленного есть золото, серебро и медь, но нет железа; этот металл для военных нужд, а скинии предстояло стать домом мира. Все из предусмотренного было весьма дорогим, красивым и высококачественным, ибо Бог самый лучший, а посему должен иметь наилучшее.
2. Бог Сам пожелал обеспечить Моисея образцом: все, как Я показываю тебе (ст. 9). Бог показал Моисею точный план скинии в миниатюре, согласно которому во всех деталях он должен построить ее. Таким же образом и Иезекииль узрел в видении вид храма и расположение его (Иез 43:11). Следует заметить: все, что ни делается в служении Господу, должно делаться по Его усмотрению, а не наоборот. Однако Бог не только показал Моисею образец во всех деталях, но и дал ему подробные указания, как устроить скинию в соответствии с этим образцом во всех деталях, о чем обстоятельно повествуется в этой и последующих главах. Когда Моисею в начале Книги Бытие предстояло описать сотворение мира, несмотря на всю величавость и доскональность мироздания с великим множеством и разнообразием его составляющих, он приводит краткое и общее повествование, не идущее ни в какое сравнение с тем, что мудрость мира сего желала и ожидала от записывавшего Божье откровение; однако, описывая скинию, Моисей делает сие с величайшим прилежанием и со всей вообразимой точностью. Кто не снабдил нас данными о параллелях и меридианах земного шара, о диаметре Земли, об удаленности и звездной величине светил, тот скрупулезно описал размеры каждого из брусьев и каждого покрывала скинии; ибо Божья Церковь и религиозные установления для него дороже и значительнее, чем весь остальной мир. И Писания предназначались не для того, чтобы рассказать нам о делах природы, общего вида которой достаточно, дабы подвести нас к познанию и служению Творцу, но чтобы познакомить нас со средствами благодати и с тем, что можно узнать только из Божьего откровения. Блаженство будущего состояния представлено понятием о Новом Иерусалиме полнее, нежели понятием о новом небе и о новой земле.
Стихи 10−22. Первое, что здесь приказано сделать, ковчег со всеми необходимыми принадлежностями то, что должно находиться в Святом святых и является особым знаком Божьего присутствия, быть вместилищем которого и надлежит скинии, ради чего ее и возвели.
I. Сам ковчег был ящиком, или сундуком, в котором предстояло с почестями разместить и бережно хранить две скрижали закона, записанного перстом Божьим. Даны точные распоряжения в отношении его размеров. Если иудейский локоть был, по подсчетам некоторых ученых, на три дюйма длиннее половины ярда (в целом двадцать один дюйм), то этот ящик, или шкафчик, был около пятидесяти двух дюймов в длину, тридцать один в ширину и тридцать один в высоту. Изнутри и снаружи он был обложен тонкими пластинами из золота. Вокруг него был золотой венец, или карниз, были также кольца и шесты, чтобы носить ковчег; в него Моисею надлежало положить откровение (ст. 10−16). Скрижали закона названы откровением, потому что в них Господь действительно открыто утвердил Свою волю: то, что Он дал израильтянам закон, было знаком Его благосклонности к ним, а то, что они его приняли, было знаком их подчинения и послушания Ему. Сей закон был свидетельством для них, дабы направлять их на пути служения, и был бы свидетельством против них, если они грешили. Ковчег назван ковчегом откровения (Исх 30:6), а скиния названа скинией откровения (Чис 10:11) или скинией свидетельства (Деян 7:44). Евангелие Христово также названо свидетельством (Мф 24:14). Достоин внимания тот факт, (1) что скрижали закона заботливо хранились в ковчеге; это должно было научить нас высоко ценить Божье Слово и спрятать его в наших сердцах, в наших самых сокровенных мыслях, подобно тому как ковчег был помещен во Святое Святых. Сие также подразумевает тщательность, с которой провидение Всевышнего всегда хранило и будет хранить Божье откровение в Церкви, так что даже в последние дни в храме Божьем увидят ковчег завета Его (см. Откр 11:19).
(2) Что сей ковчег был главным знаком Божьего присутствия, откуда мы извлекаем урок, что самым первым и величайшим свидетельством и заверением Божьей благосклонности к нам служит то, что закон Его положен в сердце. Бог обитаем там, где правит Его закон (Евр 8:10).
(3) Что были предусмотрены меры, чтобы израильтяне носили ковчег с собой, куда бы ни перемещались, для себя же мы делаем вывод, что, куда бы ни шли, мы должны брать с собой свою религию и всегда нести любовь Господа Иисуса и Его закон.
II. Крышка, покрывавшая ковчег, или ящик, была сделана из чистого золота и в точности соответствовала размерам ковчега (ст. 17,21). Сие умилостивительное покрытие, как вполне можно перевести, было прообразом Христа, Великого Умилостивления, искупительная жертва Которого полностью отвечает требованиям закона; оно покрывает наши преступления и встает между нами и проклятием, которого мы заслуживаем. Поэтому Христос конец закона к праведности.
III. Золотые херувимы крепились к крышке и, будучи ее частью, распростерли над нею свои крылья (ст. 18). Предположительно, предназначение этих херувимов представлять святых ангелов, которые всегда сопровождали явление славы Божьей (shechinah), или Святое Величие, в особенности когда давался закон; речь идет не о портрете, но о неком символическом изображении ангельского естества, вероятно, одного из четырех лиц, о которых говорится в Книге Иезекииля 1:10. Какими бы ни были эти лица, они были обращены друг ко другу и оба смотрели вниз на ковчег, в то время как крылья были распростерты так, что касались друг друга. Апостол называет их херувимами славы, осеняющими очистилище (Евр 9:5). Сие означает сопровождение ими Искупителя, при Котором они были служащими духами, их готовность исполнять Его волю, их особое присутствие в собраниях святых (Пс 67:18; 1Кор 11:10), их желание проникнуть в тайны Евангелия, над которым они прилежно размышляют (1Пет 1:12). О Боге сказано, что Он обитал, или восседал, на Херувимах (Пс 79:2), и здесь Он обещает впредь на будущее, что будет встречаться с Моисеем и говорить с ним (ст. 22). Там Ему угодно дать закон и там Он будет давать аудиенцию, подобно правителю на престоле; таким образом Господь показывает, что желает примириться с нами, поддерживать с нами общение во Христе и при посредничестве Христа. Со ссылкой на крышку ковчега о нас сказано, что мы приступаем с дерзновением к престолу благодати (Евр 4:16); ибо мы не под законом, который находится под крышкой, но под благодатью, которая явлена открыто; ее крылья распростерты, и нас приглашают приходить в тень под ними (Руфь 2:12).
Стихи 23−30. Здесь дается (1) повеление изготовить из дерева и обложить золотом стол, который должен стоять не во Святом-святых (где не было ничего, кроме ковчега с его принадлежностями), а во внешней части скинии, названной святое или святилище (Евр 9:2,23 и далее). Там также должны находиться обычные принадлежности буфета, блюда, ложки и т.д., и все золотое (ст. 29).
(2) Этому столу надлежало быть всегда накрытым и обеспеченным хлебами предложения (ст. 30), или хлебами лиц, насчитывавшими двенадцать буханок, по одной на каждое колено, и расположенными в два ряда, по шесть в каждом; см. соответствующий закон (Лев 24:5 и далее). В скинии, как в доме Господа, в которой, как Ему угодно было сказать, Он будет обитать среди народа, Бог желал, чтобы поддерживался образцовый порядок. В царском дворце надлежит быть царскому столу. Существует мнение, что двенадцать хлебов представляли двенадцать колен, предложенных Богу в качестве Его народа и сына гумна Его, как они названы в Книге Исайи 21:10. Подобно тому как ковчег символизировал Божье присутствие с израильтянами, так и двенадцать хлебов символизировали их присутствие с Богом. Предназначением сего хлеба было [1] благодарное признание благости Бога к израильтянам: когда Он давал им хлеб насущный, манну в пустыне, где приготовил для них стол, а в Ханаане произведения земли сей. Таким образом народ признавал свою зависимость от провидения не только в том, что касается зерна в поле, за которое они благодарили приношением первых снопов жатвы, но и за хлеб в их домах за то, что, когда его приносили домой, то Господь не развевал (Агг 1:9). Христос учил нас каждый день молиться о хлебе на сей день.
[2] Стать знаком общения народа с Богом. Хлеб на Божьем столе выпекался из того же зерна, что и хлеб на столах людей, выходит, что Бог и Израиль действительно ели вместе в залог дружбы и общения; Господь вечерял с израильтянами, и они с Ним.
[3] Стать прообразом духовного попечения, которое имеет место в Церкви посредством Евангелия Христа для всех, кого Он сделал священниками Богу нашему. Дом Отца нашего избыточествует хлебом, по буханке на каждое колено. Все приходящие в дом Божий насыщаются от тука его (Пс 35:9). Духовные утешения это непреходящий пир для святых душ, несмотря на то, что есть такие, для кого трапеза Господня и пища ее (потому что это простой хлеб) не стоит уважения (Мал 1:12). У Христа в Его Царстве есть стол, за которым все Его святые будут всегда есть и пить вместе с Ним (Лк 22:30).
Стихи 31−40. I. Следующее повеление касалось украшения Божьего дворца роскошным и величавым светильником, который был сделан из чистого золота, цельным, без полостей. Данные здесь в отношении такового конкретные указания свидетельствуют, (1) что светильник был великолепным настоящее украшение для сего места: от основного стебля отходило множество ветвей, на которых были не только необходимые для светильника чаши (в них помещали масло и зажженный фитиль), но и шарообразные выступы и цветы для украшения.
(2) Что он был очень удобным достойное восхищения изобретение, позволявшее не только освещать скинию, но и беречь ее чистой от дыма и копоти.
(3) Что он имел огромное значение. В скинии не было окон, пропускавших дневной свет, и весь свет шел от светильника, что подразумевает относительный мрак того периода, пока еще не взошло Солнце правды и Восток свыше не посетил Свою Церковь. Тем не менее Бог не переставал свидетельствовать о Себе и не оставил народ без наставления; заповедь стала светильником, закон светом, а пророки ветвями этого светильника, неся свет на протяжении нескольких эпох Ветхозаветной Церкви. Церковь все еще пребывает во тьме, как и скиния, по сравнению с тем, что будет на небе, но Слово Божие светильник, сияющий в темном месте (2Пет 1:19); поистине мрачным был бы мир без него. Дух Божий, в Его различных дарах и благодатях, сравнивается с семью светильниками, которые горели перед престолом (Откр 4:5). Церкви золотые светильники, светила в мире, содержащие слово жизни, как светильник свет (Флп 2:15−16). Служителям предстоит зажигать лампады и снимать с них нагар (ст. 37), открывая Писания. Сокровище сего света сейчас находится в глиняных сосудах (2Кор 4:6−7). Ветви светильника простираются во все стороны, что обозначает распространение света Евангелия во всех уголках благодаря христианскому служению (Мф 5:14−15). Дары различны, но один и тот же Дух дает каждому на благо всех.
II. Среди сих наставлений звучит недвусмысленное предостережение для Моисея, чтобы он не отходил от данного образца: сделай их по тому образцу, какой показан тебе (ст. 40). Для изобретательности Моисея, фантазии мастеров и прихоти людей не остается места; но в каждой детали надлежит строго соблюсти волю Божию. Таким образом, (1) все провидения Бога в точности соответствуют Его воле, и копии никогда не отличаются от подлинника. Безмерная мудрость никогда не изменяет своих измерений; что бы ни было замышлено, непременно исполнится.
(2) Все Божьи установления должны осуществляться соответственно предписаниям Господа. Подобное наставление дал и Христос Своим ученикам: соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28:20).
толкование Мэтью Генри на Исход, 25 глава