В данной главе начинается повествование о Моисее об этом выдающемся человеке, известном благодаря своему близкому знакомству с небом и замечательному служению на земле, который стал самым ярким прообразом Христа во всем Ветхом Завете, будучи пророком, спасителем, законодателем и посредником. У иудеев есть книга о жизни Моисея со множеством историй о нем, в отношении которых у нас есть основания полагать, что они просто вымысел. То, что он сам написал о себе, тому мы вправе и доверять, ибо знаем, что написанное им истина; и это то, чем мы можем довольствоваться, ибо именно это Безграничная Мудрость посчитала достойным сохранить и передать нам. В данной главе говорится, что:
(I) Рождение и младенчество Моисея сопряжено с риском (ст. 1−4).
(II) Несмотря на риск, Моисей выживает; его высокое положение в детстве и юности (ст. 5−10).
(III) В зрелые годы благодаря народу Божьему он сделал благочестивый выбор.
(1) Он предложил народу служение в настоящем, если бы только тот пожелал его принять (ст. 11−14).
(2) Моисей удалился, дабы сохранить себя для будущего служения (ст. 15−22).
(IV) Наступает рассвет дня избавления Израиля (ст. 23 и далее).
Стихи 1−4. Моисей был левитом как по отцу, так и по матери. Иаков оставил Левия в немилости (Быт 49:5); тем не менее вскоре появляется его потомок Моисей, который послужит прообразом Христа, Пришедшего в подобии греховной плоти и Сделавшегося проклятием за нас. Левиино колено стало выделяться среди остальных благодаря рождению Моисея; впоследствии мы найдем тому много замечательных примеров. Что же касается этого новорожденного младенца, обратите внимание:
I. Как его прятали. Похоже, как раз во время его рождения и был издан жестокий закон об убиении всех еврейских детей мужского пола. И многие, вне сомнения, погибли во время исполнения такового. У родителей Моисея были Мариам и Аарон, оба ребенка старше Моисея, родившиеся до издания того указа и вскормленные без особого риска; однако входящий в мир мирно не знает, какие беды могут постигнуть его прежде, чем он из него выйдет. Вероятно, мать Моисея была полна беспокойства, ожидая его рождения теперь, когда указ вошел в силу, и была готова сказать: «Блаженны неплодные, и утробы неродившие…» (Лк 23:29). Лучше так, чем рожать детей убийце (Ос 9:13). Тем не менее этот младенец становится славой дома своего отца. Так зачастую происходит с наибольшим нашим страхом: он, как в данном случае, становится наибольшей нашей радостью. Обратите внимание, как прекрасен Божий промысел: как раз в то время, когда жестокость фараона приобрела такие масштабы, родился избавитель, хотя явился он много лет спустя. Следует заметить: когда люди замышляют уничтожение Церкви, Бог готовится к ее спасению. Моисей, которому впоследствии предстояло вывести Израиль из этого дома рабства, сам рисковал пасть жертвой ярости угнетателя, причем Господь распорядился так, что, узнав об этом потом, Моисей был еще сильнее движим святой ревностью об освобождении своих братьев из рук таких жестоких людей.
1. Родители заметили, что их ребенок очень красив, больше, чем просто красив; он был прекрасен пред Богом (Деян 7:20). Они считали, что в его облике есть некое великолепие больше, чем человеческое, образец сияния лица, которое имело место впоследствии (Исх 34:29). Следует заметить, что иногда Господь рано дает залог Своих даров и заранее являет Себя в тех, для кого и кем Он замышляет творить великие дела. Так, Бог рано наделил силой Самсона (Суд 13:24−25), рано наделил усердием Самуила (1Цар 2:18), рано сотворил избавление Давиду (1Цар 17:37) и с Тимофеем начал работать заранее (2Тим 3:15).
2. Поэтому родители с особым усердием позаботились о том, чтобы уберечь его, ибо увидели в том знак некого Божьего намерения в отношении ребенка и доброе знамение о чем-то великом. Следует заметить, что живая действенная вера способна найти ободрение в малейшем знаке Божьего расположения; милостивый намек провидения вдохновит тех, чей дух прилежен в поисках; три месяца Моисея скрывали в укромном месте своего дома, хотя, возможно, и с риском для собственной жизни, будь дитя обнаружено. Здесь Моисей выступает прообразом Христа, с которым в младенчестве вынуждены были бежать, причем тоже в Египет (Мф 2:13), и которого дивным образом уберегли, когда многих младенцев безжалостно убили. Писание говорит, что родители Моисея скрывали его верою (Евр 11:23); существует мнение, что они получили особое откровение о том, что из их чресл произойдет избавитель; однако обетование о сохранении Израиля было общим, именно на его основании они поступали по вере и этою верою скрывали ребенка, не боясь кары, предусмотренной царским повелением. Следует заметить, что вера в Божье обетование настолько далека от предрассудков, что скорее всего будет побуждать и вдохновлять к использованию законных средств для достижения милости. Наше дело исполнять свой долг, события же располагает Господь. Опять-таки, вера в Бога позволит нам подняться над опутывающим сетью страхом перед людьми.
II. Как он был оставлен в уязвимом положении. По истечению трех месяцев, вероятно, когда производились обыски с целью найти спрятанных детей, и родители не могли более скрывать Моисея (возможно, их вера теперь начинает ослабевать), они поместили его в ковчег из камыша у берега реки (ст. 3) и посадили неподалеку сестричку, чтобы она наблюдала, что с ним произойдет и в чьи руки он попадет (ст. 4). Господь расположил сердце родителей, чтобы они поступили именно так, дабы исполнились Его собственные намерения и Моисей попал бы к дочери фараона, и такое спасение от неминуемой опасности стало бы образцом для избавления Божьей Церкви, которая тоже теперь пребывала в уязвимом положении. Следует заметить:
(1) Господь проявляет особую заботу об изгнанниках Израиля (Пс 147:2); они Его изгнанники (Ис 16:4). Казалось, что Моисея бросили его близкие; родная мать не осмеливается признать его своим; но теперь Господь принял его под Свою защиту (Пс 26:10).
(2) Когда наступают времена крайней нужды, весьма полезно сдаться на милость провидения Господня. Если бы у родителей была возможность уберечь малыша, а они бы бросили его на произвол судьбы, то это стало бы искушением провидения; но поскольку возможности уберечь не было, то их поступок оценивается как доверие провидению. Без риска не победишь. «И если погибнуть погибну».
Стихи 5−10. Здесь:
I. Моисей спасается от гибели. Вы только посмотрите на место, где лежал этот великий человек, будучи младенцем: он лежал в корзинке из тростника у берега реки. Его оставили там, он, должно быть, вскоре умер бы от голода, если еще раньше его не унесло бы течением или не проглотил крокодил. Угоди он в чьи-то другие руки, а не в те, куда попал, с ним не захотели бы или не осмелились бы поступить иначе, как бросить прямо в реку. Однако провидение приводит туда не кого иного, как дочь фараона, именно в тот момент и именно в то место, где лежит этот брошенный малютка, который побуждает ее сердце сострадать, на что осмеливается только она, и никто другой. Никогда еще младенцу не удавалось заплакать так своевременно и удачно, как этому: дитя плачет, что вызвало у принцессы жалость; несомненно, она не осталась равнодушной и к красоте ребенка (ст. 5, 6). Следует заметить:
(1) Воистину жестокосерд тот, кто не испытывает нежного сострадания к беспомощному младенцу. Как трогательно говорит Господь о Своем сострадании к израильтянам в их достойном жалости состоянии! (Иез 16:5−6).
(2) Весьма похвально, когда люди, занимающие высокое положение, знают о страданиях низших слоев общества, помогают и благотворят им.
(3) Воздавая Господу хвалу, нам надлежит часто вспоминать о Его заботе о нас, когда мы были младенцами. И хотя нас так не бросали (а не бросали по милости Господней), тем не менее нас в младенчестве подстерегало множество опасностей, от которых избавил нас Господь (Пс 21:10−11).
(4) Господь часто дает Своему народу друзейдаже из среды его врагов. Фараон беспощадно ищет уничтожения Израиля, но его собственная дочь милосердно сочувствует еврейскому ребенку, более того, она непреднамеренно сохраняет для Израиля избавителя. Господи! Ты совершил дивное!
II. У Моисея появилась хорошая кормилица не хуже собственной матушки (ст. 7−9). Дочь фараона сочла подходящим, чтобы кормилицей младенца была еврейка (жалко, чтобы такое красивое дитя сосало груди темнокожей мавританки), и сестра Моисея ловко и со знанием дела предлагает на место кормилицы, к великому благу для ребенка, его мать; ибо наилучшие кормилицы это матери, и та, чьи груди обрели благословения вместе с утробой, поступает несправедливо, если отдает их не тому, ради которого она сии благословения обрела; мать же Моисея, которая принимает сына, как ожившего из мертвых, испытывает невыразимое удовольствие и может теперь без страха наслаждаться общением с ним. Порыв ее радости по поводу такого счастливого поворота событий, надо полагать, был довольно сильным и мог бы выдать в ней настоящую мать (будь на сей счет какие-либо подозрения) даже менее проницательному, чем Соломонов, глазу (3Цар 3:27).
III. Моисею посчастливилось стать сыном фараоновой дочери (ст. 10). Возможно, здесь его родители не только уступили необходимости, вскормив ей ребенка, но и были весьма довольны честью, оказанной их сыну, ибо улыбки мира более сильное искушение, чем его хмурые взгляды, противостоять им гораздо труднее. По иудейскому преданию, у дочери фараона не было своих собственных детей, и сама она была у отца единственным ребенком, поэтому после усыновления Моисей имел благоприятные перспективы для царского венца; несомненно то, что в должное время ему открылись наилучшие преимущества двора, а пока у него была возможность получить самое хорошее воспитание и образование при дворе, благодаря которому, будучи весьма одаренным, Моисей овладел всеми законными знаниями египтян (Деян 7:22). Следует заметить:
(1) Подчас провидению угодно поднять из праха бедного и посадить его среди князей (Пс 112:7−8). Многие, кто, казалось, от рождения носил метку безвестности и нищеты, дивными деяниями провидения поднялись восседать на вершинах мира, дабы люди познали, что Всевышний владычествует.
(2) Господь найдет способы заблаговременно подготовить и соответственно обучить тех, кого Он предназначил на великое служение. Моисей, получив образование при дворе, более всего подходил на роль правителя и царя Израиля; получив образование при ученом дворе (ибо такова тогда была репутация египтян), он более всего подходил на роль историка; и, получив образование при дворе в Египте, он более всего подходил для служения посланником во имя Господа в этом дворе.
IV. Моисею дали имя. Иудеи говорят, что отец при обрезании назвал его Иоакимом, но фараонова дочь дала ему имя Моисей «Извлеченный из воды» обозначает это имя на египетском языке. Наречение египетским именем законодателя иудеев является благоприятным предзнаменованием для языческого мира и дает упование на тот день, когда будет сказано: «благословен народ Мой Египтяне» (Ис 19:25). А воспитание Моисея при дворе стало залогом исполнения обетования: «И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими» (Ис 49:23).
Стихи 11−15. Теперь Моисей перешагнул сорокалетний рубеж своей жизни при дворе фараона, готовя себя к делу; и вот наступило время приступить к действию.
I. Он дерзновенно признает дело Божьего народа своим и предается таковому: когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их (ст. 11). Наилучшее объяснение данному стиху вышло из-под вдохновенного пера (Евр 11:24−26), где говорится, что здесь выражено (1) святое презрение Моисея к почестям и прелестям египетского двора; он отказался называться сыном дочери фараоновой, ибо вышел. Искушение действительно было очень сильным. У него была прекрасная возможность (как говорится) сделать себе состояние и, будучи притом полезным Израилю, не терять своих интересов при дворе. Он был обязан отблагодарить (и не только на словах) дочь фараона, тем не менее он верою обрел славную победу над своим искушением. Он почитал для себя большей честью и преимуществом называться одним из сынов Авраама, нежели сыном фараоновой дочери.
(2) Его трогательная забота о бедных братьях-рабах, с которыми он лучше захотел страдать (хотя легко мог бы избежать этого). Он смотрел на их бремена не только с сочувствием, но и с решимостью встать вместе с ними, а при удобном случае встать за них.
II. В двух незначительных эпизодах он являет образец тех великих дел, которые впоследствии ему предстоит свершить для Господа и Его Израиля и о которых, в частности, упомянул Стефан (Деян 7:23 и далее) с целью показать, как отцы народа всегда противились Духу Святому (Деян 7:51), и даже самому Моисею, когда тот впервые предстал как их избавитель; они умышленно закрывали глаза на заре своего освобождения. Несомненно, Моисей обнаружил в своих действиях божественное руководство и побуждение и понял, что он необычным способом призван к таковым Богом. Теперь обратите внимание:
1. Впоследствии Моисею предстояло быть задействованным в казнях, обрушившихся на египтян за зло, причиненное Божьему Израилю, испытанием ему в этом послужило убийство им египтянина, избивавшего еврея (ст. 11−12). Вероятно, это был один из египетских начальников работ, которого он застал, когда тот унижал раба-еврея, родственника (существует такое мнение) Моисея, человека того же колена. Таково было Божье предписание (которое не создает прецедента для обычных ситуаций), чтобы Моисей убил египтянина и спас своего угнетенного брата. Иудейское предание гласит, что он не убивал его оружием, но умертвил словом уст своих так же, как Петр умертвил Ананию и Сапфиру. Моисей скрыл его в песке, что символизирует имевший место впоследствии факт погребения фараона и всех его египтян в песке Чермного моря под действием жезла Моисеева. То, что он свершил сей акт правосудия тайно, когда никто из людей не видел, было проявлением необходимого благоразумия и осторожности и стало всего лишь пробой. Возможно, вера Моисея была еще довольно слаба в то время, и совершил он сие в некотором сомнении. Тот, кому предстояло стать мужем великой веры, начал с малого, и поначалу говорил с дрожью в голосе.
2. Впоследствии Моисею предстояло быть задействованным в управлении Израилем, испытанием ему в этом послужила попытка положить конец ссоре между двумя евреями, во время которой ему довелось пострадать (как и в дальнейшем на протяжении сорока лет) от их манер. Здесь обратите внимание:
(1) На злосчастную ссору между двумя евреями, свидетелем которой стал Моисей (ст. 13). Трудно сказать, что стало ее причиной; но что бы то ни было, очевидно, что со стороны евреев было крайне неразумно ссориться друг с другом, когда египтяне их всех угнетали и со всей строгостью ими управляли. Не достаточно ли им было побоев от египтян, что они еще дрались друг с другом? Следует заметить:
[1] Даже общие страдания не всегда объединяют людей, исповедующих Бога, как целесообразно было бы предположить.
[2] Когда Бог воздвигает для Церкви орудия спасения, у таковых найдется достаточно дел: и не только обуздание угнетателей-египтян, но и примирение сварливых израильтян.
(2) На подход, избранный Моисеем для общения с поссорившимися. Он определил того, кто был зачинщиком ссоры и поступил скверно, и стал вежливо убеждать его: зачем ты бьешь ближнего твоего? Обидчик-египтянин был убит, обидчика-еврея он всего лишь укорял, ибо то, что совершил первый, было укоренившейся злобой, а то, что сделал второй, можно предположить, было всего лишь следствием внезапной провокации. Мудрый Господь и по Его примеру все мудрые правители проводят различие между одним обидчиком и другим на основании ряда признаков одного и того же проступка. Моисей попытался подружить их благое дело. Так мы видим, что и Христос часто упрекает Своих учеников за споры (Лк 9:46 и далее; Лк 22:24 и далее), ибо Он был пророком как и Моисей пророком исцеляющим, миротворцем, посетившим своих братьев с целью уничтожить всякую вражду. Нарекание, данное Моисеем, не утратило своей актуальности: зачем ты бьешь ближнего твоего? Следует заметить, что бить ближнего скверно в любом случае, особенно среди евреев: бить языком или рукой, путем гонений или спорами и распрями. Подумай о человеке, которого ты бьешь: он твой ближний, такая же тварь Божья, как и ты, твой брат-христианин, твой соратник по служению, твой друг по несчастью. Подумай о действии: зачем ты бьешь? Может быть совершенно беспричинно или несправедливо или по причине, не заслуживающей внимания.
(3) На неудачный исход попытки Моисея: «А тот сказал: кто поставил тебя начальником?» (ст. 14). Поступивший неправедно таким образом спорил с Моисеем; пострадавшая сторона, похоже, была склонна к примирению, однако нарушитель выказал свое раздражение. Следует заметить: нетерпимое восприятие упреков признак вины; чаще бывает легче убедить пострадавшего вынести неприятную обиду, чем обидчику вынести обличение за причиненную обиду (1Кор 6:7−8). Моисей выразил свой укор вздорному еврею весьма вежливо и мудро, но тот не смог его вынести, пошел против рожна (Деян 9:5) и вступил с нарекавшим в спор, задавая ему вопросы.
[1] Он ставит под сомнение его власть: «Кто поставил тебя начальником?» Для того, чтобы высказать дружеский укор, не нужно обладать большой властью, ибо делается сие из добрых побуждений; однако этому человеку угодно истолковать поступок Моисея как стремление властвовать и представить упрекнувшего высокомерным диктатором. Таким же образом, когда людям не нравятся благочестивые рассуждения или уместное увещевание, они называют таковые проповедями, как будто бы говорящий слово о Боге или против греха слишком много на себя берет. Тем не менее Моисей на самом деле был начальником и судьей, он знал об этом и думал, что евреи это поймут, и вмешался; но они видели все в ином свете, по-своему, и оттолкнули его (Деян 7:25,27).
[2] Он упрекает Моисея в том, что тот убил египтянина: не думаешь ли убить меня? Смотрите, какие низменные объяснения самым лучшим словам и действиям дает злоба. Моисей за свой упрек тотчас же был обвинен в намерениях убить скандалиста. Покушение на его грех было истолковано как покушение на жизнь, а убийство египтянина сочли достаточным основанием для подозрения в том, что Моисей не проводил различия между египтянином и евреем. Раз Моисей ради защиты права пострадавшего еврея отдал жизнь в его руки и убил египтянина, то ему надлежит подчиняться не только как другу евреев, но как другу, который обладает не совсем обычной силой и ревностью. Но прямо в лицо брошено обвинение в преступлении, а ведь это был смелый поступок, задуманный как образец обещанного избавления. Если бы иудеи воспользовались этой возможностью и пришли к Моисею как к своему другу и вожаку, вполне вероятно, что избавление произошло бы прямо тогда; но из-за их презрения к своему избавителю избавление справедливо отсрочено, а рабство продлилось еще на сорок лет, как и впоследствии из-за презрения к Ханаану вхождение народа в землю также было отсрочено на сорок лет. Я желаю, а вы нет. Следует заметить: люди не знают, что делают, и не подозревают, что являются врагами собственным интересам, когда противятся и презирают верные укоры и укоряющих. Когда евреи боролись с Моисеем, Господь отправил его в землю Мадиамскую, и на протяжении сорока лет они так ничего о нем и не услышали; таким образом то, что касалось их покоя, было спрятано от их глаз, потому что они не знали дня посещения своего. Что же касается Моисея, то надо полагать, что данный случай вызвал у него разочарование и упадок духа. Вот, он лучше захотел страдать с народом Божьим и принять поношение Христово, а теперь при первом же предприятии своем сталкивается со страданием и поношением от народа, что стало весьма суровым испытанием для его решимости. Он мог бы сказать: «Если таков дух иудеев, вер-нусь-ка я лучше во дворец и буду сыном фараоновой дочери». Заметьте, что, во-первых, мы должны следить, чтобы не настраивать себя против путей Божьих и Его народа из-за глупости и сварливости отдельных личностей, называющих себя религиозными. Во-вторых, для лучших друзей Церкви нет ничего нового в том, что они сталкиваются с довольно сильным сопротивлением и разочарованием в попытках исцелять и спасать даже со стороны детей их собственной матери; Самого Христа отвергли строители, и до сих пор отвергают те, кого Он желает спасти.
(4) На побег Моисея вследствие этого в землю Мадиамскую. Публичное оскорбление, которое потерпел Моисей, в конечном счете оказало ему добрую услугу; благодаря ему он понял, что об убийстве египтянина известно, и у него было время для побега, иначе гнев фараона обрушился бы на него внезапно и уничтожил. Следует заметить, что Бог господствует даже над словесными распрями, для того чтобы так или иначе обратить их во благо Своему народу. До фараона дошли сведения (и хорошо еще, если доносчиком не стал тот самый еврей, которого укорил Моисей) об убийстве египтянина; выдано предписание о задержании Моисея, которое и заставило его перебраться в другое место ради собственной безопасности он убежал в землю Мадиамскую (ст. 15).
[1] Моисей поступил так, благоразумно заботясь о своей собственной жизни. Если речь идет о побеге из Египта, о котором апостол говорит как о совершенном верою (Евр 11:27), то этот случай учит нас: если мы оказались в беде и нам угрожает опасность при исполнении служения, то благодать веры позаботится о нас, предприняв необходимые меры, дабы нас сохранить. И хотя апостол сказал: «не убоявшись гнева царского», здесь говорится: Моисей испугался (ст. 14). Он испугался не страхом робости и изумления, который мучает и парализует, но страхом усердия, который поторопил его встать на путь, приготовленный провидением ради его сохранения.
[2] Бог распорядился так во исполнение мудрых и святых целей. Еще не все созрело для избавления Израиля: мера беззакония египтян еще не исполнилась; евреи пока еще недостаточно смирились и не возросли до того множества, которое задумал Господь; Моисею требовалась дальнейшая подготовка для служения, и поэтому он был в данное время удален, пока не наступит срок, назначенный для помилования Израиля. Господь направил Моисея в землю Мадиамскую, потому что мадианитяне были от семени Авраамова и сохранили у себя поклонение истинному Богу, так что поселение среди них Моисея было для него не только безопасным, но и удобным. И он повел потом Израиль через эту страну, с которой (дабы у него это вышло наилучшим образом) теперь имел возможность ознакомиться. Он пришел туда и сел у колодезя, усталый и задумчивый, будучи в затруднительном положении и ожидая увидеть, по какому пути направит его провидение. Для Моисея это была огромная перемена, поскольку еще на днях он беззаботно жил при дворе фараона; так Господь испытывал его веру, и она оказалась достойной похвалы и чести.
Стихи 16−22. Моисей находит пристанище в земле Мадиамской, подобно тому как когда-то его отец Иаков нашел в Сирии (Быт 29:2 и далее). Оба этих случая должны вдохновить нас доверяться провидению и следовать за Ним. События, которые казались нам незначительными и совершенно случайными, впоследствии предстают как устроенные мудростью Всевышнего для весьма благих целей и важных последствий для Его народа. Случайные, мимолетные происшествия подчас приводят к крутым и счастливым поворотам в жизни человека. Примите во внимание:
I. Что касается семи дочерей Рагуила, священника или правителя мадианитян.
1. Они были смиренными и очень трудолюбивыми и по роду занятий, принятому в этой земле, начерпали воды… чтобы напоить овец отца своего (ст. 16). Если их отец был правителем, здесь мы узнаем, что даже люди благородного происхождения, знатные и уважаемые в своей стране, все равно занимаются каким-нибудь полезным делом, и все, к чему прилагают руки свои, они делают от души. Праздность никому не делает чести. Если отец девушек был священником, то здесь мы извлекаем урок, что детям служителей Божьих надлежит быть особым примером смирения и трудолюбия.
2. Они были скромными и не пригласили этого незнакомого египтянина пойти вместе с собой домой (хотя он был красив и весьма учтив), пока их отец не послал за ним. Скромность украшение женщины.
II. Что касается Моисея. Его приняли за египтянина (ст. 19); чужестранцы должны довольствоваться тем, что в отношении их ошибаются. Но следует отметить, (1) с какой готовностью Моисей помог дочерям Ра-гуила напоить их стадо. Хотя он воспитывался при дворе и был обучен наукам, тем не менее Моисей знал, как протянуть руку помощи в подобном деле, когда подвернулся случай; к тому же он не научился у египтян презирать пастухов. Следует заметить, что получившие гуманитарное образование не должны сторониться физического труда, потому что не знают, что готовит им провидение и не встанет ли перед ними необходимость работать для себя, и не предоставит ли им провидение возможность послужить другим. Эти молодые женщины, похоже, столкнулись с некоторым сопротивлением, выполняя свою работу, и оно было сильнее, чем могли преодолеть они сами и их слуги. Существует мнение, что пастухи соседнего правителя или некие бездельники, называвшие себя пастухами, отогнали их овец, но Моисей, хотя и был в горе и печали, встал и защитил их, помог не только избавиться от пастухов, но, когда сие было сделано, напоил стадо. Он поступил так не только из любезности к дочерям Рагуила (хотя это тоже весьма ему приличествовало), но потому что, где бы он ни был, при удобном случае [1] Моисей любил восстанавливать справедливость и вставать на защиту обиженных, как должен поступать каждый человек, насколько это в его силах.
[2] Моисей любил творить добро. Куда бы ни забросило нас Божье провидение, мы должны желать и стремиться быть полезными. И если мы не можем делать то доброе, что хотели бы, то должны делать то доброе, что можем. А тому, кто верен в малом, будет дано больше.
(2) Как хорошо ему заплатили за добрую службу. Когда девушки рассказали своему отцу о любезности, оказанной им этим незнакомцем, он отправил их пригласить его в свой дом и уделил ему много внимания (ст. 20). Так и Господь воздаст за любезности, оказанные его детям, в любое время; они никоим образом не останутся без награды своей. Вскоре Моисей заслужил уважение и добрые чувства со стороны правителя Мадиамской земли, который взял его в свой дом и с течением времени выдал за него одну из своих дочерей (ст. 21), от нее у него родился сын, которого он назвал Гирсам «пришелец там» (ст. 22), чтобы, если Господь даст ему когда-нибудь собственный дом, он мог бы хранить в памяти землю, в которой был пришельцем. Итак, поселение Моисея в Мадиамской земле было замыслом провидения:
[1] Чтобы дать ему на то время кров. Господь найдет убежище для своего народа в день бедствия его; более того, Он Сам будет для народа святилищем и защитит его как под небом, так и на небе. Но [2] в отношении Моисея был также замысел подготовить его к великому служению, которое ему предстояло совершить в дальнейшем. Его образ жизни в Ма-диамской земле, где он пас стадо своего тестя (не имея собственного, чтобы пасти), должен был ему пригодиться, во-первых, чтобы приучиться к трудностям и бедности, дабы уметь жить в нужде так же, как и в достатке. Тех, кого Господь намеревается возвысить, Он сначала смиряет. Во-вторых, чтобы приучить его к размышлению и поклонению. Египет сделал его ученым, господином, государственным деятелем, воином все эти достижения ему в дальнейшем пригодились; не хватало только одного, в чем египетский двор не мог ему посодействовать. Тот, кому предстояло делать все по Божьему откровению, должен знать по многолетнему опыту, что значит проводить жизнь в общении с Господом; и в этом он мог достичь большого успеха благодаря уединению и удалению, которыми изобиловала жизнь пастуха Мадиамской земли. Первое подготовило его к управлению Израилем, а второе к общению с Богом на горе Хорив, возле которой он провел большую часть своего времени. Кто знает, что значит оставаться наедине с Господом в упражнениях в святости, тот познал радости, несравненно лучше тех, которые Моисей вкусил при дворе фараона.
Стихи 23−25. 1. Израиль продолжает оставаться в рабстве в Египте (ст. 23). Вероятно, умерщвления младенцев уже не было; сия часть скорби народа имела место во время, непосредственно связанное с рождением Моисея, и послужила для оповещения о таковом. Теперь египтян устраивало увеличение израильтян, они обнаружили, что Египет обогащается их трудом; имея их рабами, египтяне не заботились об их численности. Поэтому они стремились держать их всех за работой и выжать все, что можно, от их труда. После смерти одного фараона на его место встал другой, который руководствовался теми же принципами и был по отношению к Израилю так же жесток, как и его предшественники. Если иногда и случалось небольшое послабление, то за ним неминуемо следовало еще большее ужесточение; и, вероятно, чем больше Израиля угнетали, тем сильнее он умножался, поэтому, чем сильнее народ умножался, тем больше его угнетали. Следует заметить: иногда Господь допускает, чтобы жезл нечестивых надолго и весьма тяжело ложился на жребий праведных. Если Моисей, будучи в земле Мадиамской, когда-нибудь начинал задумываться о том, насколько бы лучше ему жилось, останься он среди придворных, то ему надлежало бы также задуматься и о том, насколько бы хуже ему жилось, раздели он жребий своих братьев: пасти овец в земле Мадиамской стало для него понижением, но сие было гораздо лучше, чем делать кирпичи в Египте. Размышление над скорбями наших братьев призвано помочь нам смириться с собственными.
2. Наконец-то имеет место пролог к избавлению народа.
(1) Сыны Израилевы… вопияли (ст. 23). Теперь наконец, под гнетом своих бед, они стали думать о Боге и обратились к Нему от идолов, которым служили (Иез 20:8). До сих пор они лишь раздражались на орудия своих бед, но о Боге не помышляли. Таким образом и лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы (Иов 36:13). Но прежде чем освободить народ от уз, Господь положил на сердце людей побуждение воззвать к Нему, согласно объяснению в Чис 20:16. Следует заметить, что хорошим знаком того, что Господь приближается к нам с избавлением, является то, что Он склоняет нас и дает силы воззвать к Нему о таковом.
(2) И услышал Бог (ст. 24−25). Особый смысл имеет то, что имя Божье предшествует четырем разным наименованиям добрых помышлений Всевышнего в отношении народа.
[1] Услышал Бог стенание их; то есть сделал очевидным то, что принял во внимание их сетования. Стоны угнетенных громко звучат в ушах праведного Бога, которому принадлежит отмщение, в особенности сие касается стонов духовного Израиля. Господь знает бремена, под которыми стонет Его народ, и благословения, о которых народ вздыхает, и то, что благословенный Дух этими воздыханиями ходатайствует в них.
[2] И вспомнил Бог завет Свой, который, казалось, забыл, но о котором помнит всегда. Именно на завет смотрит Господь и на нем основывается в Своих деяниях для людей, а не на каких-либо их заслугах (см. Лев 26:42).
(3) И увидел Бог сынов Израилевых. Моисей, увидев их, сжалился над ними (ст. 11); но теперь их увидел Бог и помог им.
(4) И призрел их Бог, благосклонно уделил им внимание как Своим собственным. Частое повторение имени Бога здесь подразумевает, что сейчас нам следует ожидать чего-то великого, Opus Deo dignum работы, достойной Бога. Глаза Всевышнего, обозревающие землю вдоль и поперек, теперь остановились на Израиле, дабы Господу явить Себя сильным, явить Себя Богом, выступающим за этот народ.
толкование Мэтью Генри на Исход, 2 глава