Данная глава предваряет торжественное вручение закона на горе Синай, ставшее одним из самых потрясающих явлений Божьей славы, когда-либо имевших место на этой земле. Здесь описываются:
(I) Обстоятельства времени и места (ст. 1−2).
(II) Установление завета между Богом и Израилем в общем. Милостивое предложение, адресованное Богом народу (ст. 3−6), и согласие людей с этим предложением (ст. 7−8). (III) Данное за три дня сообщение о намерении Бога вручить закон из густого облака (ст. 9). Повеления, данные людям, дабы они подготовились принять закон (ст. 10−13), тщательность, с которой выполнялись сии повеления (ст. 14−15).
(IV) Внушающее страх явление Божьей славы на горе Синай (ст. 16−20).
(V) Требование тишины и строгие приказания израильтянам о соблюдении приличия, пока Бог будет с ними говорить (ст. 21 и далее).
Стихи 1−8. Здесь приводится:
I. Дата сей великой хартии, в которую был включен Израиль.
1. Время, указывающее на дату: в третий месяц (ст. 1) после того, как израильтяне вышли из Египта. Согласно подсчетам, закон был дан как раз по прошествии пятидесяти дней после выхода из Египта, в память о чем на пятидесятый день после Пасхи праздновали Пятидесятницу, и в соответствии с этим Дух был излит на апостолов в день Пятидесятницы, пятьдесят дней спустя после смерти Христа. В Египте израильтяне говорили о трех днях пути в пустыню к месту жертвоприношения (Исх 5:3), но оказалось, что путешествие растянулось почти на два месяца; мы так часто ошибаемся в подсчетах времени, что все совершается дольше, чем ожидалось.
2. Место, указывающее на дату: от горы Синай, местность, которую природа, а не искусство, сделала возвышенным и заметным, ибо оно было самым высоким во всей горной цепи. Таким образом Бог выразил презрение к городам и дворцам, к величественным сооружениям, установив Свой шатер на вершине высокой горы в сухой и бесплодной пустыне, чтобы там продолжить переговоры. Гора носит название Синай из-за множества колючих кустов, покрывавших ее.
II. Сама хартия. Моисей был призван на гору (на вершине которой Бог раскинул Свой шатер, и у подножия которой израильтяне разбили свои) и задействован как посредник или, вернее, не более как посланник завета: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым (ст. 3). Здесь ученый епископ Патрик делает наблюдение, что народ назван как по имени Иакова, так и по имени Израиля, дабы напомнить: те, кто недавно был унижен как Иаков в Месопотамии, теперь возвеличились до того, каким Бог сделал патриарха по возвращении оттуда (справедливо обогатив трофеями, доставшимися от угнетавшего его) и назвал его Израилем. Теперь обратите внимание, (1) что автором и инициатором завета является Сам Господь. Сей неразумный и легкомысленный народ сам ничего не сказал и не сделал ради этого: ни единого движения, ни единого прошения о Божьей милости, но сия благословенная хартия была дарована ex mero motu исключительно по доброй воле Господа. Следует заметить, что, когда бы мы ни имели дела с Господом, дарованная нам благодать предвосхищает нас благословениями благости, и всем своим утешением мы обязаны не тому, что знаем Бога, а тому, что Он знает нас (Гал 4:9). Мы любим Его, посещаем Его и заключаем с Ним завет, потому что Он прежде возлюбил нас, посетил нас и заключил с нами завет. Бог Альфа, а потому должен быть и Омегой.
(2) Что по сути своей завет был не только справедливым и превосходным, не обременяющим народ никакими трудностями, но милостивым и благодатным, дающим народу величайшие привилегии и всевозможные преимущества.
[1] Господь напоминает народу о том, что Он для него сделал (ст. 4). Он защитил права людей и отомстил за них гонителям и угнетателям: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, как много жизней было принесено в жертву чести и интересам Израиля». Господь явил народу бесподобный пример Своего расположения к нему и заботы о нем: «Я носил вас на орлиных крыльях» патетическое описание дивной доброты Господа к израильтянам. Объяснение сему находим в Книге Второзаконие 32:11−12. Подразумевается большая скорость. Господь не только подставил крыло ради их избавления (а когда настал назначенный час, Он оседлал херувима и действительно летал), но и ускорил таковое, словно на крыльях. Господь совершает сие весьма непринужденно, с силой, равно как и со стремительностью орла: о тех, кто не устает и не утомляется, говорится, что они поднимут крылья, как орлы (Ис 40:31). Главным образом сие обозначает особую заботу и любовь к ним Бога. Даже Египет, эта печь железная, был гнездом, в котором вывелись сии птенцы, где они впервые из зародыша образовались в народ; и когда, умножением своего числа, они достигли некой зрелости, то были вынесены из этого гнезда. Другие птицы носят своих птенцов в когтях, но орел (так говорят) на крыльях, поэтому даже лучники, охотящиеся на пернатых, не могут ранить орлят, не убив сначала взрослого орла. Итак, на Чермном море столп облачный и огненный знак Божьего присутствия встал между израильтянами и их преследователями (линия защиты, которую невозможно одолеть, стена, через которую невозможно прорваться), однако это еще не все: путь израильтян, столь дивно проложенный и защищенный, был выдающимся, еще более выдающимся будет его завершение: принес вас к Себе. Израильтян привели не только к свободе и почету, но к завету и общению с Господом. Именно этим было славно их избавление, равно как и наше избавление, когда Христос умер, праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу. Такую цель ставит Господь, когда прибегает ко всем славным методам Своего промысла и благодати: привести нас снова к Себе, против Кого мы взбунтовались, и привести нас домой к Себе, в Ком единственном мы можем обрести блаженство. Господь взывает к ним самим и к их собственному наблюдению и опыту, на подлинности которого Он здесь настаивает: вы видели, что Я сделал, дабы не усомнились в Боге, если только не усомнятся сначала в собственных глазах. Израильтяне видели, что все происшедшее было исключительно деянием Господа. Не они устремились к Богу, но Он привел их к себе. Было сделано удачное наблюдение: о Ветхозаветной Церкви сказано, что ее несут орлиные крылья, дабы подчеркнуть силу сего промысла, осуществленного рукою высокою, мышцею простертою, а о Новозаветной Церкви сказано, что ее собрал Господь Иисус, как птица собирает птенцов своих под крылья (Мф 23:37), дабы подчеркнуть благодать и милосердие сего промысла, а также достойное восхищения снисхождение и уничижение Искупителя.
[2] Господь четко говорит израильтянам, чего Он от них ждет и требует, одним словом послушания (ст. 5): чтобы слушались гласа Его и соблюдали завет Его. Он спас их дивным образом, поэтому и настаивает, что им надлежит пребывать под Его руководством. Много позже Он ссылается на обоснованность сего требования: что в тот день, в который Он вывел их из земли Египетской, было одно условие завета: слушайтесь гласа Моего (Иер 7:23), и именно в этом Он их усердно уверяет (Иер 11:4,7). Только если будете слушаться, а не просто заявлять и обещать, будете слушаться без притворства, но искренне. Бог явил израильтянам истинные милости, а посему требовал истинного послушания.
[3] Господь заверяет израильтян в чести, которую Он на них возложит, и в милости, которую им явит в случае, если они будут соблюдать Его завет: то будете Моим уделом (ст. 5−6). Он говорит не конкретно о какой-то одной милости, как, например, дарование народу земли Ханаана, но сии слова обозначают нечто, включающее в себя все блаженство, то, что Господь будет для них Богом в завете, а им надлежит быть Ему народом.
(а) Бог здесь утверждает Свое верховное владычество над всем видимым творением и Свое право собственности на таковое: Моя вся земля. Поэтому Он не нуждался в израильтянах; Тот, кто обладал такими обширными владениями, был весьма велик и счастлив, даже не обременяя себя заботами о таком маленьком уделе, как Израиль. Обладая всеми народами на земле, Господь мог выбрать себе в особый удел кого угодно и действовать как Верховный Владыка.
(б) Господь предопределяет Израиль Себе. Во-первых, как народ, который Ему дорог: будете особым сокровищем; не то чтобы Бог обогатился израильтянами, как человек своим сокровищем, но Ему было угодно ценить их и дорожить ими, как сокровищем; они так дороги в очах Его и многоценны (Ис 43:4); Господь принял их (Втор 7:7), взял их под особое попечение и защиту, словно сокровище, которое держат под замком. На остальной мир Господь смотрел лишь как на отребье и хлам, по сравнению с ними. Давая им божественное откровение, таинства и обетования, включая обетование о вечной жизни, посылая к ним Своих пророков и изливая на них Святой Дух, Бог выделил их и возвысил над всеми народами. Такой же честью обладают все святые, для Бога они народ особенный (Тит 2:14), собственность Его, когда Он собирает Свои драгоценные камни (англ. пер.). Во-вторых, как народ, посвященный Ему, Его чести и служению, царство священников и народ святой (ст. 6). Все израильтяне, в отличие от других народов, были священниками Богу, благодаря своей близости к Нему (Пс 148:14), непосредственному служению и тесному общению с Ним. Когда они впервые стали свободным народом, сие означало, что они могли принести жертву Господу, Богу Своему, как священники; они пребывали под непосредственным руководством Господа, и данные израильтянам законы преследовали цель провести различие между ними и другими народами и привлечь к Богу как святой народ. Так и все верующие посредством Христа делаются царями и священниками Богу нашему (Откр 1:6), родом избранным, царственным священством (1Пет 2:9).
III. Принятие Израилем этой хартии и его согласие с условиями таковой.
1. Моисей верно передал народу послание Господа: он предложил им все сии слова (ст. 7); не только объяснил людям, что ему поручил Господь, но и предоставил им выбор принять сии обетования на таких-то условиях или нет. Предложил значит передал на рассмотрение совести.
2. Израильтяне охотно согласились с предложенным заветом. Они пожелали взять на себя обязательство слушаться голоса Господа и сочли великой милостью стать Ему царством священников. Они все как один ответили (nemine contradicente ни одного голоса против): все, что сказал Господь, исполним (ст. 8). Так они заключают соглашение, принимая то, что Господь будет им Богом, и предоставляя себя в Его распоряжение, дабы быть Ему народом. О, если бы они и в глубине своего сердца были такими!
3. Моисей, будучи посредником, передал слова народа Богу (ст. 8). Таким же образом и Христос, Посредник между нами и Богом, как пророк открывает нам Божью волю, заповеди и обетования, и затем как священник приносит Господу наши духовные жертвы: не только молитву и хвалу, но и преданную любовь и твердость в благочестии работу Его собственного Духа в нас. Поэтому Он тот блаженный Посредник, который кладет руку Свою на обоих нас.
Стихи 9−15. В этих стихах:
I. Господь сообщает Моисею о цели Своего сошествия на гору Синай в видимом явлении Своей славы в густом облаке (ст. 9); ибо Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле (2Пар 6:1), и мрак сделал покровом Своим (Пс 17:12), поставив престол Свой на горе Синай, распростер над ним облако Свое (Иов 26:9). Сему густому облаку надлежало препятствовать проявлению любопытства о тайном и внушить благоговейный страх перед тем, что открылось. Бог сойдет пред глазами всего народа (ст. 11); и, хотя люди не увидят никакого образа, они увидят достаточно, чтобы убедиться, что Бог воистину был среди них. Гора Синай была настолько высокой, что предполагалось: не только стан Израилев, но и окружающие страны разглядят на вершине горы некое экстраординарное явление славы, которое наведет на них ужас. Кроме того, сие явление, видимо, имело еще одно предназначение облечь честью Моисея: дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда (ст. 9). Так зримым явлением Божьей славы впервые был установлен обмен сообщениями, который впоследствии осуществлялся без особого шума через служение Моисея. Подобным же образом во время крещения Христа на Него зримо сошел Святой Дух, и все присутствующие услышали, как Бог говорил с Ним (Мф 3:17), чтобы впоследствии Ему верили без повторения таких зримых знамений. Так же Дух сошел разделяющимися языками и на апостолов (Деян 2:3), чтобы им верили. Примите во внимание, что, когда израильтяне заявили о своей готовности слушаться гласа Господа, Бог пообещал, что они услышат Его голос, ибо, если кто будет полон решимости творить волю Его, тот узнает о сем (Ин 7:17).
II. Господь повелевает Моисею сделать необходимые приготовления к этому важному событию, дав ему на сие два дня времени.
1. Моисею надлежит освятить народ (ст. 10), как Иов перед этим посылал за своими сыновьями и освящал их (Иов 1:5). Он должен пробудить ожидания израильтян, сообщив о том, что Богу угодно сделать, и помочь им в подготовке, наставляя в необходимых действиях. «Освяти его», то есть «отзови народ от мирских дел и призови к религиозным упражнениям, размышлению и молитве, чтобы людям принять закон из уст Господа с благоговением и преданностью. Чтоб быть готовыми» (ст. 11). Следует заметить, что, когда мы ожидаем Господа в торжественных таинствах, нам надлежит позаботиться о том, чтобы освятить себя и быть готовыми загодя. Следует собрать блуждающие мысли, оставить нечистые чувства, подавить неуемные страсти и, мало того, удалить и отложить на это время все мысли о мирских делах, дабы наши сердца могли приблизиться к Господу. Израильтянам в особенности были предписаны две вещи в качестве признаков и требований подготовки.
(1) В знак очищения себя от всей скверны греха, дабы быть святыми Богу, израильтянам надлежало вымыть одежды свои (ст. 10), что они и сделали (ст. 14); не потому что Бог смотрит на нашу одежду, но, когда они ее стирали, Господь побуждал их думать об омовении своих душ покаянием от грехов, которыми они заразились в Египте и после освобождения. Нам приличествует являться в чистой одежде, когда мы наносим визит великим мира сего, такими же чистыми должны быть и наши сердца при служении великому Богу, который видит сердца так же просто, как люди видят одежду. Сие абсолютно необходимо, дабы наше поклонение было угодно Богу (см. Пс 25:6; Ис 1:16−18; Евр 10:22).
(2) В знак полного посвящения себя религиозным упражнениям, и по этому случаю им надлежит в течение сих трех дней воздерживаться даже от любых дозволенных наслаждений и не прикасаться к женам (ст. 15, см. 1Кор 7:5).
2. Моисею надлежит провести черту со всех сторон (ст. 12−13). Вероятно, он проложил линию, или ров, вокруг подножия горы, чтобы никто не перешел под угрозой смерти. Сие предназначалось, дабы объяснить (1) тот смиренный благоговейный трепет, который должен охватывать души всех поклоняющихся Господу. Мы низкие твари пред лицом великого Творца, отвратительные грешники перед святым праведным Судией, а посему нам приличествует благочестивый страх и стыд (Евр 12:28; Пс 2:11).
(2) Расстояние, на котором держались поклоняющиеся во время сего промысла и на которое нам следует обратить внимание, чтобы больше ценить свои евангельские привилегии, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа (Евр 10:19).
3. Моисею надлежит приказать израильтянам, дабы те вняли призыву, который будет дан: «во время протяжного трубного звука пусть займут свои места у подножия горы и сядут у ног Господа» (ст. 13), согласно объяснению, приведенному в Книге Второзаконие 33:3. Никогда еще не собиралось вместе столь великое общество, чтобы одновременно внять проповеди, как было здесь. Ни одному человеческому голосу не удавалось убеждать такое множество, это оказалось под силу лишь Богу.
Стихи 16−25. И вот, наконец наступает тот памятный день, тот страшный день Господень, день суда, в который Израиль слышал глас Господа Бога, говорящего к нему из среды огня, и остался жив (Втор 4:33). Никогда еще, ни до ни после, не произносилась проповедь, подобная сей, обращенной к Церкви в пустыне. Ибо:
I. Проповедником был Сам Бог. Господь сошел в огне (ст. 18), и сошел Господь на гору Синай (ст. 20). Shechinah, или слава Господня, явилась пред взором всего народа; Господь воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых (Втор 33:2), то есть в сопровождении, как всегда подобает Божественному Величию, множества святых ангелов, которые украшали церемонию и помогали во время таковой. Поэтому сказано, что закон был дан при служении Ангелов (Деян 7:53).
II. Кафедрой (или, скорее, престолом) служила гора Синай (над которой свисало густое облако, ст. 16), окутанная дымом (ст. 18) и сильно сотрясавшаяся. Именно теперь земля трепетала пред лицем Господа, и горы прыгали, как овны (Пс 113:4,7), так что сам Синай, несмотря на свою твердость и каменистость, таял от лица Господа Бога Израилева (Суд 5:5). Именно теперь, увидев Его, вострепетали горы (Авв 3:10) и свидетельствовали против жестокосердного, равнодушного народа, на которого ничто не подействует.
III. Общество было созвано вместе трубным звуком весьма сильным (ст. 16), который становился сильнее и сильнее (ст. 19). Сие было осуществлено посредством служения ангелов, и мы читаем об ангелах, трубивших в трубы, в Книге Откровение 8:6. Трубный звук был таким, что заставил весь народ вострепетать, ибо знали, в чем провинились, и имели основание ожидать, что звук сей трубы служит для них тревогой брани.
IV. Моисей привел слушателей к месту собрания (ст. 17). Тот, кто вывел народ из Египетского рабства, теперь вел его принять закон из уст Господа. Общественные деятели, несомненно, благословение для общества, когда они, не жалея сил, каждый на своем месте, содействуют общественному поклонению. Моисей во главе собрания поклонявшихся Богу, поистине, был так же велик, как Моисей во главе войска на поле брани.
V. Вступлением к служению стали громы и молнии (ст. 16). Они предназначались для наведения страха на людей, для пробуждения и привлечения их внимания. Спал ли народ? Громы призваны разбудить его. Смотрел ли народ в другую сторону? Молнии призваны заставить его повернуть лицо к Говорящему с ним. Гром и молния вызываются силами природы, но Писание по-особому наставляет нас обратить внимание на силу Господа и ужас Божий, проявляющиеся в таковых. Гром это глас Господень, молния огонь Божий, они весьма хороши, дабы задействовать зрение и слух органы чувств, посредством которых мы получаем много информации.
VI. Моисей Божий служитель, которому сказано потребовать тишины и обеспечить порядок в собрании: Моисей говорил (ст. 19).
Существует мнение, что именно тогда он сказал: «я в страхе и трепете» (Евр 12:21); однако Бог успокоил его страхи Своим особым к нему расположением, призвав на вершину горы (ст. 20), чем также испытал веру и мужество Моисея. Не успел Моисей подобраться к вершине горы, как снова был отправлен вниз, дабы удержать народ, чтобы он не порывался к Господу видеть Его (ст. 21).
Даже священники или правители, главы домов своих отцов, служители для соответствующих родов, благодаря чему о них сказано, как о приближающихся к Господу в любое другое время, теперь должны были держаться на расстоянии и вести себя весьма осмотрительно. Моисей ссылается на то, что они не нуждаются в дальнейших приказах, ибо о предотвращении каких-либо вторжений позаботились достаточно хорошо (ст. 23). Однако Господь, знавший об их своеволии и самонадеянности, а также о том, что было сейчас на сердце у некоторых из них, торопит Моисея спуститься вниз с данным указанием, чтобы никто из священников и из народа не вздумал нарушить установленной границы и не порывался к Господу, кроме Моисея и Аарона людей, которых Господу было угодно удостоить особой чести. Обратите внимание:
(1) Что запретил народу Господь прорываться, чтобы пристально смотреть; достаточно усилий было приложено к тому, чтобы пробудить совесть людей, однако потворствовать их праздному любопытству не разрешалось. Они могли бы видеть, но не вглядываться. Некоторые из них, вероятно, горели желанием обнаружить некоторое подобие, чтобы знать, как изготовить образ Бога, о предотвращении чего Господь позаботился, ибо люди не видели никакого образа (Втор 4:15). Следует заметить: в том, что касается Бога, мы не должны домогаться знать больше, чем Богу угодно дать нам знать, и Он позволил нам ровно столько, сколько нам полезно. Желание обладать недозволенными знаниями погубило наших первых прародителей. Кто желал превзойти в своей мудрости написанное и вторгнуться в невидимое, тот нуждается в сем увещевании: чтобы не порывались увидеть.
(2) Под страхом какого наказания сие было запрещено: чтобы не поразил их Господь (ст. 22−24) и чтобы не пали многие. Следует заметить:
[1] Все ограничения и предостережения Божьего закона предназначены нам во благо, дабы удержать нас от опасности, в которую мы в противном случае по собственной глупости попали бы.
[2] Если мы нарушаем границы, установленные для нас Господом, и вторгаемся в недозволенное, то делаем сие на свой собственный риск. Вефсамитяне и Оза дорого заплатили за свое своеволие. Даже в том случае, когда нас призывают приблизиться к Господу, мы должны помнить, что Он на небе, а мы на земле, а посему нам подобает проявлять благоговение и благочестивый страх.
толкование Мэтью Генри на Исход, 19 глава