Данная глава имеет отношение к самому Моисею и к делам в его собственной семье.
I. Тесть Моисея Иофор приводит к нему его жену и детей (ст. 1−6).
II. Моисей принимает своего тестя с великим почтением (ст. 7), с полезным повествованием (ст. 8−11), с жертвоприношением и угощением (ст. 12).
III. Иофор советует Моисею, как лучше справляться со служением судьи Израилева, взяв себе в помощь подчиненных судей (ст. 13−23), и Моисей некоторое время спустя следует его совету (ст. 24−26), и так они расстаются (ст. 27).
Стихи 1−6. Мы вправе допустить, что описываемое событие вполне могло произойти именно так, как представлено здесь до того, как закон был дан, и не там, где некоторые размещают его в связи с тем, что записано в Чис 10:11,29 и след. Жертвоприношения совершались прежде; в отношении упомянутого здесь (ст. 12), очевидно, что его принес Иофор, а не Аарон. Что же касается совета Иофора Моисею о том, как организовать подчиненных ему судей, то, хотя сказанное здесь подразумевает, что совет был дан на другой день (ст. 13), отсюда следует лишь то, что Моисей мог все организовать несколько позже после того, как был дан закон, согласно Втор 1:9. Очевидно, что и сам Иофор не стал бы настаивать, чтобы Моисей внес сии изменения в управление до получения об этом указаний от Бога (ст. 23), что произошло несколько позже. Иофор пришел:
I. Чтобы поздравить Израиля с этой удачей и, в частности, чествовать Моисея, своего зятя. И теперь Иофор считает, что ему полностью воздалось за всю доброту, которую он явил Моисею, когда тот пребывал в стесненных обстоятельствах, и что его дочь нашла лучшую партию, чем та, на которую он мог уповать. Иофор не мог не услышать то, о чем гудела вся сия земля о славном явлении Господа Своему народу Израиля (ст. 1); и он приходит, чтобы спросить и узнать об этом лучше (см. Пс 110:2), чтобы порадоваться с теми, к кому и к чьему Богу он относится с истинным почтением. И несмотря на то, что он, как мадианитянин, не имел с израильтянами доли в обетованной земле, он разделял их радость по поводу избавления. Таким же образом и мы можем утешения других считать своими, радуясь вместе с Господом преуспеванию праведных.
II. Чтобы привести Моисееву жену и детей. Похоже, что Моисей ранее отправил их обратно, вероятно, еще с места той стоянки, где неодобрительное отношение жены к обрезанию их сына едва не стоило ему жизни (Исх 4:25); опасаясь, как бы и в дальнейшем они не помешали ему, Моисей отправил их домой к своему тестю. Он предвидел, с какими разочарованиями ему, вероятно, придется столкнуться при дворе фараона, и поэтому не пожелал брать с собою кого-либо из членов своей семьи. Он был из того колена, представители которого, когда предстояло совершать служение Господу, говорили о своих родителях: «я на них не смотрю» (Втор 33:9). Таким же образом и ученики Христовы, когда им предстояло исполнять миссию, не сильно отличавшуюся от Моисеевой, должны были оставить жену и детей (Мф 19:29). Но, несмотря на то, что у Моисея и его жены могла быть причина для временной разлуки, они должны сойтись снова, как только представится удобный случай. Таков закон этого родства. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами (1Пет 3:7). Можно предположить, что Иофор был рад обществу дочери и обожал ее детей, однако он не мог удерживать их от мужа и отца (ст. 5−6). Моисею надлежало быть со своей семьей, чтобы, руководя Церковью Божьей, являть добрый пример благоразумного управления собственным домом (1Тим 3:5). Теперь на Моисея возложена большая честь и большая ответственность, и было весьма уместно, чтобы рядом была жена, дабы делить с ним и то, и другое. Особое внимание обращается на значение имен его сыновей.
1. Старшего звали Гирсам (ст. 3), пришлец, таким образом Моисей намеревался не только увековечить свое собственное положение, но также напоминать сыну о его положении: ибо все мы пришельцы на земле, как и наши отцы. У Моисея был двоюродный дед почти с таким же именем Гирсон пришелец; и, хотя тот родился в Ханаане (Быт 46:11), все же патриархи признавали себя там пришельцами.
2. Другого сына он назвал Елиезером (ст. 4), Мой Бог помощь, можно перевести, оглядываясь на избавление Моисея от рук фараона, когда он совершил побег, убив египтянина; но, если (существует мнение) именно этому сыну было сделано обрезание во время стоянки в пути, то я бы перевел имя, как бы глядя вперед, что совпадет с подразумеваемым в первоисточнике Господь моя помощь, Он избавит меня от меча фараона, ибо у Моисея были основания опасаться, что меч сей обернется против него, когда он будет вызволять Израиля из рабства. Следует заметить, что, когда мы принимаемся за какое-либо трудное служение для Господа и своего поколения, полезно утешать себя тем, что Господь наш помощник Тот, кто избавил, избавляет и будет избавлять.
Стихи 7−12. Здесь обратите внимание:
I. Как сердечно приветствовали друг друга Моисей и его тесть (ст. 7). Несмотря на то, что Моисей был пророком Господа, великим пророком, и царем Израиля, тем не менее он оказал смиренное почтение своему тестю. Как бы высоко ни было угодно Господу, в Его провидении, нас поставить, нам надлежит добросовестно оказывать почтение, кому должно, и никогда не смотреть свысока на своих бедных родственников. Занимающие высокое положение по милости Господа не освобождаются, благодаря оному, от долга перед людьми и не оправдываются в горделивом и высокомерном своем поведении. Моисей вышел навстречу Иофору, поклонился и целовал его. Религия не искореняет хороших манер. Они спросили друг друга о благосостоянии (англ. пер.). Обращается внимание даже на любезное «как поживаете?», которым они обменялись, выражая и укрепляя взаимную любовь и дружбу.
II. Моисей рассказал своему тестю о великих деяниях Бога для Израиля (ст. 8). Сие было одной из причин, по которой пришел Иофор: более подробно и полно узнать о событиях, о которых слышал в общих чертах. Следует заметить, что разговор о чудных делах Божиих полезный разговор, он добр для назидания в вере (Пс 104:2, ср. Пс 144:11−12). Вопросы о новостях и их сообщение, а также обсуждение таковых не только допустимы при разговоре они предоставляют возможность настроить повествование на благой лад, обратив внимание на Божий промысел, а также на действия и проявления сего промысла во всем случившемся.
III. Впечатление, произведенное этим повествованием на Иофора.
1. Иофор поздравил Израиля Божия: Иофор радовался (ст. 9). Он радовался не только чести, оказанной его зятю, но и о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю (ст. 9). Следует заметить, что всеобщие благословения становятся всеобщей радостью духа. В то время как сами израильтяне роптали, невзирая на всю благость к ним Господа, некий мадианитянин радовался. Это был не единственный случай, когда вера язычников пристыдила неверие иудеев (см. Мф 8:10). На сторонних наблюдателей милости, явленные Израилю, повлияли сильнее, чем на получивших таковые.
2. Он воздал славу Богу Израиля: «благословен Иегова (ибо под этим именем Его теперь знают), Который избавил вас, Моисей и Аарон, из руки фараоновой, так что, хотя фараон и замышлял вам смерть, ему не удалось достичь сего, и посредством вашего служения Господь избавил народ» (ст. 10).
Следует заметить: о чем бы мы ни радовались, должны хвалить за сие Бога.
3. Благодаря этому вера Иофора утвердилась, и он воспользовался случаем, чтобы торжественно исповедать сие: ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов (ст. 11). Примите во внимание (1) саму суть его веры: что Бог Израиля велик более всех самозванцев, всех ложных и лицемерных божеств, незаконно присвоивших себе божественные почести; Господь заставляет таковых замолчать, подавляет их, Он сильнее их всех, а посему Он Сам единственный Бог живой и истинный. Кроме того, Господь выше всех правителей и монархов (которые называются богами), Он обладает неоспоримой властью и неодолимой силой, дабы надзирать и господствовать над ними; Он руководит всеми так, как Ему угодно, и показывает на них Свою славу, какими бы великими они ни были.
(2) Утверждение и развитие его веры: ныне узнал я; он знал это и прежде, но сейчас узнал лучше; после сего нового свидетельства вера Иофора возросла до полной убежденности. Те, кто не знает, что Господь велик паче всех богов, упрямо закрывают глаза от ярчайшего света.
(3) Основание и рассуждение, на котором зиждется вера Иофора: в том самом, чем они превозносились волхвы и идолы, которым поклонялись египтяне, или фараон и его царедворцы (все они противились Богу и принимались состязаться с Ним), Он превзошел их. Волхвы были сбиты с толку, идолы поколеблены, фараон унижен, его силы сломлены, и, вопреки всем заговорам, Божий Израиль был вырван из их рук. Следует заметить, что рано или поздно Бог возвеличится над теми, кто своим гордым поведением состязается с Ним. Кто возвышает себя над Богом, тот унижен будет.
IV. Выражение радости и благодарности. Родственники разделили трапезу и вместе совершили жертвоприношение (ст. 12). Иофо-ра, проявившего доброжелательность к интересам Израиля, с радостью приняли в круг Моисея и старейшин Израилевых, несмотря на то, что он был мадианитянином, потому что и он сын Авраама, хотя из младших потомков.
1. Вместе они приняли участие в благодарственном жертвоприношении: принес Иофор… всесожжение и жертвы Богу и, вероятно, возложил их сам, ибо был священником Мадиамским и поклонником истинного Бога, а у Израиля тогда еще священство не было установлено. Следует заметить, что дружеские отношения освящаются совместным поклонением. Очень хорошо, когда родственники и друзья собираются, чтобы вместе принести духовную жертву молитвы и хвалы, встретившись в объединяющем их Христе.
2. Вместе они приняли участие в трапезе радости, в трапезе после жертвоприношения. Моисей по этому поводу пригласил в свой шатер на угощение родственников и друзей обычай весьма похвальный среди друзей, ибо Христос не только оправдывал сие, но и поощрял, принимая подобные приглашения Сам. Трапеза была скромной: ели хлеб; этим хлебом, предположительно, была манна. Иофору надлежало увидеть и вкусить сей хлеб с неба, и, хотя он не был иудеем, был допущен к нему наравне с израильтянами; и до сих пор язычники так же допускаются к Христу хлебу жизни. Сия трапеза была посвящена Богу: ели хлеб пред Богом сдержанно, с благодарностью, в страхе Божием, и беседа за столом была такой, что приличествует святым. Подобным же образом и нам надлежит есть и пить во славу Господа, ведя себя за столом, как знающие, что очи Господа на нас.
Стихи 13−27. Здесь описано:
I. Великое усердие и прилежание Моисея как судьи.
1. После выполнения миссии освобождения Израиля из дома рабства Моисей и далее продолжает служить прообразом Христа, будучи задействованным в служении законодателя и судьи среди народа.
(1) Он должен отвечать на вопросы и сообщать людям волю Божью в спорных делах, объяснять законы Божии, которые Господь им уже дал в отношении субботы, человека и т.д., помимо законов природы, касающихся благочестия и справедливости (ст. 15). Народ приходил просить суда у Бога; и как повезло людям, что у них был такой оракул! Как часто мы жалеем, что не располагаем таким надежным способом познания Божьей воли, когда не знаем, как поступить. Моисей был верен как Тому, кто поставил его, так и тем, кому давал советы и объявлял им уставы Божии и законы Его (ст. 16). Его делом было не создавать законы, но сообщать о Божьих законах, он занимал всего лишь место слуги.
(2) Моисею надлежало разбирать споры и разрешать конфликты, возникавшие между людьми (ст. 16). И если израильтяне были и между собой такими же сварливыми, какими они были с Богом, вне сомнения, Моисею приходилось решать очень много дел, тем более, что разрешение таковых не требовало от людей никаких расходов, да и суд обходился им не дорого. Когда ссора вспыхнула в Египте и Моисей пожелал примирить соперников, его спросили: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» Но теперь не вызывало сомнения, что Моисея поставил Бог, и люди смиренно приходили к тому, кого когда-то гордо отвергли.
2. К такому занятию был призван Моисей, и, очевидно, что выполнял он его (1) с великой рассудительностью, что, существует мнение, выражала его поза: он сел судить (ст. 13), невозмутимый и спокойный.
(2) С великим снисхождением к людям, стоявшим перед ним (ст. 14). Он был весьма доступен; самый ничтожный израильтянин мог свободно прийти к нему со своим делом.
(3) С великим постоянством, не удаляясь от сути прошения.
[1] И хотя у Моисея гостил его тесть, что могло послужить хорошим поводом для отпуска (он мог бы отложить суд в тот день или, по крайней мере, сократить его), тем не менее он сидел на следующий же день после прихода тестя с утра до вечера. Следует заметить, что необходимые дела должны всегда совершаться с особой пунктуальностью. Мы слишком любезны к своим друзьям, если предпочитаем их общество своему долгу перед Богом, который необходимо исполнить, притом не оставляя невыполненными и прочие дела.
[2] Хотя Моисей занимал весьма почетное положение, он не использовал сие как повод переложить на плечи других бремя своих дел и забот; нет, он считал, что высокое положение не освобождает его от служения, а, наоборот, к таковому еще более обязывает. Весьма высокомерны те, кто считает ниже своего достоинства творить добро. Быть полезными честь даже для самих ангелов.
[3] И хотя ранее люди ругались с Моисеем и даже были готовы побить его камнями (Исх 17:4), тем не менее он готов быть слугою всем. Следует заметить: если другие не исполняют своего долга перед нами, сие не значит, что мы должны пренебрегать своим долгом перед ними.
[4] И хотя Моисей был преклонных лет, тем не менее он занимался своим делом с утра до вечера и почитал своею пищею и питием исполнение такового. Господь наделил и тело и мозг Моисея великой силой, благодаря чему он был способен совершать много работы с легкостью и удовольствием; и, дабы вдохновить других посвятить себя служению Господу, силы Моисея после всех трудов не убывали. Кто надеется на Господа и служит Ему, те обновятся в силе.
II. Великое благоразумие и рассудительность Иофора как друга.
1. Ему не понравился подход Моисея к делу, и он не постеснялся ему об этом сказать (ст. 14,17−18). Иофор подумал, что работы слишком много, чтобы Моисей брался за нее в одиночку, что это может нанести вред его здоровью и вызвать сильную усталость, и, кроме того, отправление правосудия таким образом будет утомительно для людей; и поэтому Иофор просто говорит Моисею: «Не хорошо это». Следует заметить, что переусердствовать можно даже в благом деле, и поэтому в своем рвении мы всегда должны руководствоваться благоразумием, чтобы наше доброе не хулилось. Полезно прислушиваться к мудрости, дабы не довольствоваться меньшим, чем должно, и не взваливать на себя задачи, выполнить которые нам не под силу.
2. Иофор посоветовал Моисею такую модель управления, которая лучше бы отвечала его намерениям:
(1) Он должен оставить себе все обращения к Господу: будь ты для народа посредником пред Богом (ст. 19); это была честь, которую никто другой не был достоин с ним разделить (Чис 12:6−8). А также все, что касалось общества Израи-лева в целом, должно проходить через его руки (ст. 20). Но (2) что он должен назначить судей над несколькими коленами и семьями, которые будут расследовать разногласия между людьми и разрешать их, что будет делаться с меньшим шумом и быстрее, по сравнению с решением вопросов в большом собрании, где председательствовал Моисей. Таким образом народом должен управлять верховный властитель и уполномоченные им судьи в его подчинении (1Пет 2:13−14). Так многими руками будет выполняться несложная работа, дела будут скорее выслушаны, и людям будет легче, если правосудие приблизится ко входу в их шатры. Хотя (3) прошение могло, если на то была веская причина, передаваться нижестоящими судами на рассмотрение Моисея, по крайней мере, если сами судьи оказывались в затруднении: и о всяком важном деле доносят тебе (ст. 22). Таким образом этот великий человек был бы более работоспособным, занимаясь лишь великими делами. Следует заметить, что люди, обладающие выдающимися дарованиями и высоким положением, могут достичь в своей работе намного больше, если воспользуются помощью тех, кто во всех отношениях стоит ниже их и кого посему они не должны презирать. Голова нуждается в руках и ногах (1Кор 12:21). Великие люди не только должны научиться быть полезными сами, но и придумать, как сделать полезными других, соответственно их способностям. Таким был совет Иофора, из которого становится очевидным, что, хотя Моисей и превосходил своего тестя в пророчестве, тот превзошел Моисея в политике; хотя:
3. Иофор добавляет к своему совету две оговорки:
(1) Что следует проявить особую тщательность в подборе людей, которым будет оказано сие доверие (ст. 21); таковые должны быть людьми способными и т. д. Необходимым требованием было то, чтобы эти люди обладали наилучшими чертами характера:
[1] Могли вершить суд и принимать решения, были способными людьми, здравомыслящими, разбирающимися в делах и смелыми, которых не обескуражат хмурые взгляды и шумные протесты. Светлая голова и храброе сердце делают судей хорошими.
[2] Были благочестивыми и религиозными: боящимися Бога, верующими в то, что над ними есть Бог, око которого на них, которому они подотчетны и перед судом которого благоговеют. Добросовестные люди, которые не позволят себе поступить подло, как бы тайно и надежно им ни сходило сие с рук. Страх Божий моральное качество, которое наилучшим образом укрепит человека против всех искушений поступить несправедливо (Неем 5:15; Быт 42:18).
[3] Были честными и порядочными: людьми правдивыми, чьему слову можно верить и на чью верность мог положиться любой; люди, которые ни за что на свете не солгут, не обманут доверия и не поступят коварно.
[4] Были благородными и искренне презирали мирское богатство: были бы ненавидящими корысть, не только не вымогающими взяток и не стремящимися к личному обогащению, но и не выносящими самой мысли о таковых; тот, и только тот, достоин стать судьей, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток (Ис 33:15).
(2) Что Моисею в этом деле надлежит следовать Божьим указаниям: если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе (ст. 23). Иофор знал, что у Моисея есть лучший, чем он, Советник, а посему упоминает о наставлении от Него. Следует заметить, что советы надлежит давать в смиренном подчинении Божьему Слову и промыслу, которые должны главенствовать всегда.
Итак, Моисей не пренебрег этим советом из-за того, что таковой исходил из уст человека, фактически, не знакомого со словами Божьими и видениями Всемогущего, но послушал Моисей слов тестя своего (ст. 24). Став размышлять над этим, он увидел обоснованность предложенного тестем и решил осуществить сие на практике, что и сделал вскоре, когда получил по этому вопросу наставления от Бога. Следует заметить: не так уж мудр тот, кто считает себя слишком мудрым, чтобы прислушиваться к советам; ибо мудрый (кто поистине таков) послушает — и умножит познания и не станет пренебрегать добрым советом, даже если таковой исходит от стоящего ниже. Моисей не предоставил выбор судей народу, который достаточно сделал для того, чтобы показать себя недостойным такого доверия; но выбирал и назначал сам, поставив кого над большим подразделением, кого над меньшим, судьи меньших подразделений, вероятно, подчинялись судьям больших. У нас есть основание ценить систему правления, как весьма великую милость, и благодарить Господа за законы и судей, так что мы не как рыбы в море, где большая пожирает меньшую.
III. Возвращение Иофора в свою землю (ст. 27). Он, несомненно, принес домой новые познания о Боге и передал их своим ближним в наставление. Предполагают, что Кинеяне (упомянутые в 1Цар 15:6) были потомками Иофора (сравните с Суд 1:16) и были взяты под особую защиту за любезность своего прародителя, оказанную здесь Израилю. Доброжелательное отношение к Божьему народу, даже в малом, никоим образом не останется неоплаченным, но будет вознаграждено, самое позднее при воскресении.
толкование Мэтью Генри на Исход, 18 глава