Данная глава дает описание того, как стан Израилев снабжался продовольствием.
I. Жалобы людей на нехватку хлеба (ст. 1−3).
II. Заблаговременно данное Богом уведомление о Его намерении позаботиться о них (ст. 4−12).
III. Господь посылает манну (ст. 13−15).
IV. Законы и постановления в отношении манны:
(1) Народ должен собирать ее каждый день себе в хлеб насущный (ст. 16−21); (2) в шестой день надлежит собирать вдвое больше (ст. 22−26); (3) в седьмой день манны не ожидается (ст. 27−31); (4) народу надлежит сохранить сосуд с манной в воспоминание (ст. 32 и далее).
Стихи 1−12. Похоже, что стан израильский, выходя из Египта в пятнадцатый день первого месяца, взял с собой месячный запас продовольствия, который к пятнадцатому числу второго месяца полностью иссяк; и здесь описывается:
I. Недовольство и ропот израильтян по этому поводу (ст. 2−3). Все собрание, большая его часть, объединилось в этом бунте; роптали люди не на Бога непосредственно, но (что было равнозначно) на Моисея и Аарона, Его наместников среди них.
1. При первых признаках несчастья ни на что иное, кроме как умереть в пустыне, они не рассчитывали. Если бы Богу было угодно лишить израильтян жизни, Он запросто сделал бы это еще в Чермном море; однако тогда Господь сохранил их, теперь так же запросто Он может обеспечить народ. Такое поведение свидетельствует о большом недоверии израильтян Богу, неверии в Его силу и благость, об их склонности в любой беде и при малейших признаках опасности отчаиваться и говорить только о скорой смерти.
2. С вопиющей несправедливостью израильтяне обвинили Моисея, что тот якобы замыслил уморить их голодом в пустыне, когда выводил из Египта; тогда как в своих поступках Моисей руководствовался как Божьими повелениями, так и помыслами об улучшении благосостояния сынов Израилевых. Следует заметить: нет ничего нового в том, что величайшую доброту воспринимают и подло представляют как величайший вред. Наилучшие деяния подчас изображают в самом мрачном свете.
3. Более того, израильтяне до сих пор недооценивают свое избавление, так что желали бы умереть в Египте, даже, в том числе, и от руки Господа, то есть от какой-нибудь из казней, погубившей египтян, как будто не рука Господня, а лишь Моисеева привела их в эту голодную пустыню. Людям свойственно говорить о боли, о болезни или о горе, в которых они не видят побочных причин: «Так Богу угодно», как будто они отличаются от тех, которые явно происходят по вине людей или от какого-либо несчастного случая. Чудовищное безумие! Они предпочли бы умереть у котлов с мясом в Египте, там, где у них было пропитание, чем жить под водительством небесного столпа в пустыне и получать пищу из рук Бога! Они заявляют, что лучше было бы попасть под уничтожение вместе с врагами Господа, чем вынести, как подобает детям, отцовское наказание! Вряд ли они были сказочно богаты в Египте, но с какой помпезностью теперь говорят о котлах с мясом; и вряд ли им стоило бояться смерти от нищеты в пустыне, когда при себе имели стада крупного и мелкого скота. Однако недовольство преувеличивает былое и поносит настоящее, не считаясь ни с истиной, ни со здравым рассуждением. Ни от кого не услышишь большей бессмыслицы, чем от ропщущих. Их нетерпимость, неблагодарность и недоверие к Богу были особо отвратительны, если учесть, как много чудесных милостей они получили в дальнейшем наряду со многими убедительными подтверждениями тому, что Бог не только способен помочь им в крайне тяжелых положениях, но и на самом деле приберег для них милость. Смотрите, как скоро забыли дела Его…и возмутились у моря, у Чермного моря (Пс 105:7−13). Следует заметить, что дарованные нам Божьи милости серьезно усугубляют нашу вину за недоверие и ропот.
II. Бог милостиво позаботился о снабжении израильтян. Он вполне справедливо мог бы сказать: «Пролью с неба дождь огненный и серный на этих ропщущих и истреблю их», но, напротив, Господь обещает пролить на них дождь хлебный. Обратите внимание:
1. Как Господь ставит Моисея в известность о своих милостивых намерениях, дабы тому не испытывать неловкость от ропота людей и не искушаться сожалением о том, что не оставил их в Египте.
(1) Бог обращает внимание на сетования народа: «Я услышал ропот сынов Израилевых» (ст. 12). Как Бог сострадания, Он учел потребности людей, ставшие причиной ропота; как справедливый и святой Бог, Он учел низкое и недостойное с их стороны осуждение Его раба Моисея и был весьма недоволен народом. Следует заметить: когда мы начинаем раздражаться и беспокоиться, нам надлежит вспомнить, что Бог всегда слышит наш ропот, даже если это безмолвный ропот сердца. Правители, родители, хозяева не слышат всего ропота против них со стороны своих подчиненных, и хорошо, что не слышат, ибо, быть может, они бы его не вынесли; но Бог слышит и тем не менее терпит. Нам не следует думать, что если Бог не воздал людям за их грехи сразу же, то Он их не заметил; нет, Он слышит ропот Израиля и огорчается по поводу рода сего, однако продолжает о нем заботиться, как нежный родитель о своевольном ребенке.
(2) Бог обещает израильтянам безотлагательное, достаточное и постоянное снабжение (ст. 4). Поскольку человек был создан из земли, его Создатель мудро постановил ему питаться от земли (Пс 103:14). Но народ Израиля, будучи прообразом церкви первенцев, написанных на небесах и рожденных свыше, и сам пребывая непосредственно под водительством и управлением с неба и получая с неба уставы, законы и поручения, с неба же получал и пищу: приняв закон при служении ангелов, питался ангельской пищей. Смотрите, что Бог замыслил осуществить, обеспечивая народ пищей: чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет.
[1] Таким образом Господь проверял, доверятся ли Ему израильтяне, будут ли поступать по закону веры или нет, смогут ли жить по принципу из руки да в рот и (как бы тяжело это ни было сейчас, когда запасы иссякли) смогут ли довольствоваться тем хлебом на день, который приносит сей день, и смогут ли полагаться на Господа в том, что Он обеспечит завтра свежую пищу.
[2] Таким образом Господь проверял, будут ли израильтяне служить Ему и всегда хранить верность столь доброму Господину, который так хорошо заботится о Своих слугах. И этим Он в результате явил всему миру, каким неблагодарным народом были израильтяне, которым ничто не могло привить чувство долга. Если они будут помилованы, то не научатся правде (Ис 26:10).
2. Как Моисей ставит Израиля в известность о сих намерениях, согласно повелению Господа. Здесь его пророком был Аарон, как и раньше перед фараоном. Моисей дал Аарону указания, что сказать всему обществу сынов Израилевых (ст. 9); и существует мнение, что, пока Аарон произносил публичное воззвание к собранию, дабы предстали перед лицом Господа, Моисей удалился помолиться, и явление славы Господней (ст. 10) стало ответом на его молитву. Призыв предстать пред Господом созвучен призыву: придите — и рассудим (Ис 1:18). Заметьте, что Бог снисходит до того, что готов беспристрастно выслушать даже ропщущих; стоит ли тогда нам пренебрегать доводами своих подчиненных, когда они спорят с нами (Иов 31:13)?
(1) Он убеждает их во вреде ропота. Люди думали, что бросают тень лишь на Моисея и Аарона, здесь же говорится, что, пронзив им бока, они задели Господа. На этом делается особый акцент: «не на нас ропот ваш, иначе бы мы промолчали, но на Господа (ст. 7−8), именно Он ввел вас в эти стесненные обстоятельства, а не мы». Следует заметить: когда мы ропщем на тех, кто служит для нас орудием каких-либо затруднений, справедливо ли или нет, нам нужно хорошо подумать, не бросаем ли мы при этом тень на Бога; люди всего лишь Божьи работники. Те, кто оспаривает порицания и обличения Слова и злится на своих пастырей, когда затрагиваются уязвимые места, не знают, что творят, ибо тем самым борются со своим Создателем. Так пусть навсегда умолкнут ропщущие уста, ибо ропот против Бога дерзкое нечестие, потому что Он Бог; ропот же против людей откровенная бессмыслица, потому что они всего лишь люди.
(2) Он заверяет израильтян в том, что их нужды будут восполнены, и поскольку те завели волынку о котлах с мясом, им на этот раз вечером достанется вдоволь мяса, а наутро и впредь каждый день хлеба (ст. 8,12). Есть многие, о которых мы образно говорим, что их легче прокормить, чем научить; однако в данном случае с израильтянами такое кормление было призвано научить. Ограждал его, смотрел за ним (Втор 32:10), и в отношении данного случая: питал тебя манною… дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор 8:3). Кроме того, здесь упомянуты две истины, которые Бог хотел преподать народу, посылая ему манну:
[1] По сему узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской (ст. 6). То, что Бог вывел израильтян из Египта, было достаточно очевидным; какими же тупыми и близорукими нужно быть, чтобы говорить, что это Моисей их вывел (ст. 3)? Теперь Господь послал им манну, дабы доказать, что именно безмерная сила и благость их вывела и способна совершить начатое до конца. Если бы только Моисей вывел народ из Египта, он не смог бы кормить его таким образом, поэтому израильтянам надлежит признать, что сие было деянием Господа, ибо оно, равно как и предыдущее, было дивно в очах их. Тем не менее много позже народу сему нужно было напомнить: не Моисей дал вам хлеб с неба (Ин 6:32).
[2] По сему узнаете, что Я Господь, Бог ваш (ст. 12). Это чудо подтверждало Его силу как Господа и Его особое к ним расположение как их Бога. Когда Господь навел казни на египтян, сие было сделано с целью довести до их сведения, что Он Господь. Когда Бог заботился об израильтянах, сие делалось с целью довести до их сведения, что Он их Бог.
3. Как Сам Бог явил Свою славу, чтобы утихомирить ропот людей и укрепить авторитет Моисея и Аарона (ст. 10). Пока Аарон говорил, слава Господня явилась в облаке. Само облако, можно предположить, было способно и повергнуть людей в благоговейный страх, и придать им бодрости. Однако несколько дней спустя оно стало для них таким привычным, что не производило на них никакого впечатления, если только не светило необычайно ярко. Отметьте: слова Божьих служителей, вероятно, лишь тогда принесут нам пользу, когда Божья слава прольет в наши души свет на сказанное.
Стихи 13−21. Теперь израильтяне начали снабжаться непосредственно из руки Божьей.
I. Господь устроил им вечером настоящий пир из деликатесной дичи, птиц пернатых (Пс 77:27), а посему не саранчи, как думают некоторые; налетели перепела или фазаны, или какая-то другая дичь и покрыли стан, такие ручные, что можно было брать сколько угодно. Следует заметить, что Господь дает нам от благ этой жизни не только по необходимости, но и для наслаждения, дабы мы не просто служили Ему, но служили с радостью.
II. На следующее утро Господь пролил на израильтян дождь из манны, которой предстояло и далее оставаться для них хлебом насущным.
1. То, чем Господь снабдил их, было манной, сошедшей с облаков, так чтобы в определенном смысле можно было сказать, что они «жили воздухом». Она сошла в росе, которая растаяла, сама же манна была такой густоты, чтобы служить питательной и укрепляющей пищей, не требующей ничего более. Израильтяне назвали ее манна или манху «Что это?» Либо презрительно: «Что это за нищенство?» Либо, восхищаясь: «Что за удивительная вещь!» Или: «Таков удел, что бы это ни было; это то, что нам предоставил наш Бог, мы возьмем сие и будем благодарны» (ст. 14−15). Эта пища была вкусна; иудеи говорят, что все находили ее приятною, как бы ни разнились вкусы. Эта пища была здоровой, легко переваривалась и была очень необходима (по словам доктора Грю), чтобы избавить людей от разных расстройств, которыми, по его мнению, они, наверное, в той или иной мере заразились во время своего рабства, вероятность распространения которых изысканная пища могла лишь усилить. Такое скудное и простое питание всех нас учит умеренности и запрещает желать лакомств и излишеств.
2. Израильтянам предстояло собирать манну каждое утро (ст. 21), сколько нужно на день (ст. 4). Таким образом им надлежало жить тем, что Бог усматривал каждый день, подобно птицам небесным, о которых сказано: «Даешь им — принимают» (Пс 103:28), а не по принципу «сегодня на завтра», ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Похоже, что наш Спаситель, ссылается на этот ежедневный дождь и собирание манны, когда учит нас молиться: хлеб наш насущный дай нам на сей день. Благодаря этому мы учимся (1) благоразумию и прилежанию в обеспечении пищей, подходящей для нас и наших домашних. То, что Бог щедро посылает, мы должны усердно собирать; работая в безмолвии, есть свой хлеб, а не хлеб праздности и не хлеб, приобретенный неправдою. Божья щедрость дает человеку возможность исполнить свой долг; так было, когда шел дождь из манны: не должны были есть, пока не собрали ее.
(2) Быть довольными и радоваться достатку. Народу надлежало собирать каждый по стольку, сколько ему съесть; когда достаточно это хорошо, как праздник, а когда более, чем достаточно, это плохо, как пресыщение. И тот, кто имеет очень много, для себя имеет лишь пищу, одежду и веселье, и тот, кто имеет самое малое, в общем-то, не лишен этого, так что у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка. Несоразмерность в благах и радостях мира сего, которыми наслаждаются разные люди, не столь велика как несоразмерность в собственности и имениях.
(3) Упованию на Божий промысел. «Никто не оставляй сего до утра (ст. 19), но научись ложиться в постель и спокойно спать, невзирая на то, что в шатре нет ни крошки хлеба, как нет и в целом стане, доверившись Господу в том, что на следующий день Он пошлет хлеб насущный». В Божьей кладовой надежнее и безопаснее, чем в собственной, и доставленный оттуда хлеб будет народу слаще и свежее. Прочтите также: «Не заботьтесь для души вашей…» (Мф 6:25 и далее). Видите, как здесь показана неразумность скопидомства. Манна, которую некоторые припасли (считая, что они мудрее и хозяйственнее своих соседей, раз позаботились о пропитании на тот случай, если на следующий день чуда не будет), сгнила, в ней завелись черви, и стала она ни на что не годной. Следует заметить: более всего растрачивается то, что с особой алчностью и недоверием стараются сберечь. Это гнилое богатство (Иак 5:2−3). Давайте призадумаемся [1] о великой силе Божьей, которая питала Израиля в пустыне и творила чудеса хлеба насущного. Что не под силу Богу, приготовившему стол в пустыне и щедро накормившему даже тех, кто ставил под сомнение, сможет Он сие или нет (Пс 77:19−20)? Никогда еще не было такого продуктового рынка, где сотни тысяч людей кормились каждый день без серебра и без платы. Никогда еще двери не открывались так широко, как Бог открыл в пустыне на сорок лет кряду, и нигде не угощали так радушно и щедро. Пир Артаксеркса, устроенный царем, чтобы показать великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего (Есф 1:4), не идет ни в какое сравнение с этим. О манне сказано: когда же обогревало солнце, оно таяло (ст. 21), как если бы солнечный зной забирал оставшееся в воздух, чтобы оно стало зерном урожая следующего дня, и так изо дня в день.
[2] О постоянном попечении со стороны Бога, который дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его (Пс 135:25). Он великий домоправитель, обеспечивающий все творение. Те же мудрость, сила и благость, которые низводили теперь с облаков каждый день пищу, задействованы в неизменном круге жизни, ежегодно производя пищу из земли и давая нам всё обильно для наслаждения.
Стихи 22−31. Здесь (1) дается явное указание о соблюдении седьмого дня субботы; это было сделано не только до того, как был дан закон на горе Синай, но еще до выхода Израиля из Египта, а посему от начала (Быт 2:3). Если бы суббота впервые была введена сейчас, то как бы Моисей понял, что говорил ему Бог, не упомянув явно субботы, в отношении двойной порции манны, которую надлежало собирать в шестой день (ст. 5)? И как бы люди с такой легкостью уразумели сей намек, к удивлению начальников общества (ст. 22), еще до того, как Моисей сообщил, что сие делается ради субботы, если бы не имели представления о субботе прежде? Отделение одного из семи дней недели для святости и с этой целью для святого отдыха, было Божьим постановлением со времени сотворения человека на земле и является самым древним четко изложенным законом. Путь освящения субботы старый добрый путь.
(2) Говорится, что Господь обеспечил израильтян двойной порцией манны, которой им предстояло запастись в шестой день: Бог дает в шестой день хлеба на два дня (ст. 29). Постановив израильтянам отдыхать в седьмой день, Господь позаботился, чтобы никто из-за этого не был в убытке; и никто никогда не проиграет от того, что служит Господу. В шестой день израильтянам надлежало принести столько, чтобы хватило на два дня, и приготовить (ст. 23). Закон был весьма суров: печь и варить надлежало накануне, но не в субботний день. Отсюда не следует, что нам запрещено разделывать мясо в день воскресный, но сие постановление велит нам планировать свои домашние дела таким образом, чтобы они как можно меньше отвлекали нас от субботы. Неотложные дела, вне сомнения, надлежит выполнить в сей день; однако желательно, чтобы у нас было намного меньше, чем сейчас, жизненно необходимых дел, дабы нам всецело посвящать себя тому одному, что только нужно. Еда, припасенная на субботу, не загнивала (ст. 24). Когда еду оставляли вопреки повелению, то она смердела (ст. 20), когда же оставляли, послушавшись повеления, оставалась вкусной и полезной, ибо все освящается словом Божиим и молитвою.
(3) Говорится о приостановке в снабжении манной в седьмой день. Господь не посылал ее в тот день, и поэтому народу не нужно было ни ожидать ее, ни выходить собирать (ст. 25−26). Отсюда следует, что сие не было произведением сил природы и служило подтверждением божественной власти закона, который предстояло дать Моисею. Бог избрал правильный курс, чтобы таким образом побудить народ помнить день субботний; люди не могли забыть ни сей день, ни день подготовки к нему. Похоже, что некоторые вышли в седьмой день, надеясь найти манну (ст. 27), но безрезультатно, ибо тот, кто желает найти, должен искать в установленное время: ищите Господа, когда можно найти Его. По этому случаю Бог сказал Моисею: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих?» (ст. 28). Почему Он сказал это Моисею? Моисей не проявлял непослушания. Нет, но он был вождем непокорного народа, и Бог спрашивает сие с него, дабы он усерднее спрашивал с людей и позаботился, чтобы по своей собственной вине или небрежности не поощрять их непослушания. Это нарекание прозвучало по причине того, что выходили в седьмой день искать манну. Следует заметить:
[1] Непослушание, даже в малом, весьма вызывающе.
[2] Бог ревнует о чести Своих суббот. Если выход на поиски пищи в субботу был так осужден, то выход ради простого поиска удовольствий для себя в этот день не может быть оправдан.
Стихи 32−36. После повествования о том, как Господь обеспечил израильтян манной, дабы она стала их пищей в пустыне и была для них постоянным праздником, мы узнаем (1) как берегли память об этом. Гомор сей манны поместили в золотой сосуд, согласно Писанию (Евр 9:4), и держали пред ковчегом свидетельства, когда тот впоследствии был изготовлен (ст. 32−34). Хранение этой манны от порчи и тления было постоянно действующим чудом, а посему более подходящим памятником о сей дивной пище. «Дабы потомки видели хлеб, говорит Господь, которым Я питал вас в пустыне»: чтобы увидели, какая это была пища и какой была ежедневная порция для каждого человека, дабы стало очевидным, что люди не сидели ни на строгой диете, ни на скудном пайке, и тогда рассудили бы между Богом и Израилем, был ли у народа какой-либо повод для ропота и стоило ли придираться к снабжению пищей. И разве нет у израильтян и у их потомства веской причины с благодарностью признавать Божью благость к ним? Следует заметить, что съеденный хлеб нельзя забывать. Божьи чудеса и милости надлежит хранить в памяти навеки для нашего ободрения в уповании на Господа во все времена.
(2) Как сия милость длилась столь долго, сколь было необходимо. Манна не прекращалась, пока израильтяне не подошли к границам Ханаана, где хлеба было более чем достаточно (ст. 35). Видите, как постоянна забота провидения; во все дни земли сеяние и жатва не прекратятся. Израиль вел себя в пустыне весьма вызывающе, тем не менее манна никогда не исчезала, подобным же образом Бог до сих пор посылает дождь на праведных и неправедных. Манна названа духовной пищей (1Кор 10:3), потому что она служила прообразом духовных благословений неба. Сам Христос истинная манна, хлеб жизни, прообразом которого она была (Ин 6:49−51). Слово Божие манна, которой питаются наши души (Мф 4:4). Утешения Духа сокровенная манна (Откр 2:17). Они, подобно манне, сходят с неба, поддерживают в душе духовную жизнь и помогают ей, пока мы пребываем в пустыне сего мира. Эта пища для Израильтян, только для тех, кто следует за столпом облачным и огненным. Эту пищу нужно собирать; Христос в Слове должен быть приложен к душе, и средства благодати должны быть использованы. Мы каждый из нас должны собирать для себя и собирать на заре наших возможностей, упустив которые, собирать, возможно, будет уже слишком поздно. Манну, которую собирали израильтяне, нужно было не складывать про запас, а есть; принявшие Христа должны жить по вере в Него, а не принимать Его благодать напрасно. Манны было достаточно для всех, для каждого, и ни у кого не было слишком много; так же и во Христе полная достаточность, но не чрезмерность. Однако евшие манну алкали снова и в конце умирали, и многие из них не были угодны Богу, тогда как питающиеся от Христа верою никогда не взалкают вновь и уже не умрут; таковые навеки будут угодны Богу. Господь дает нам сей хлеб навсегда!
толкование Мэтью Генри на Исход, 16 глава