В данной главе:
(I) Приводятся повеления, которые Бог дал Израилю:
(1) Освятить Ему всех первенцев (ст. 1−2).
(2) Обязательно помнить освобождение из Египта (ст. 3−4), и в память о таковом соблюдать праздник опресноков (ст. 5−7).
(3) Со всей добросовестностью передать знание о том детям (ст. 8−10).
(4) Отделять Богу первородное из скота (ст. 11−13), а также объяснять значение сего детям (ст. 14−16).
(II) Говорится о заботе Господа об Израиле, когда Он выводил его из Египта:
(1) Бог избирает для него путь (ст. 17−18).
(2) Ведет его по этому пути (ст. 20−22).
(III) Израильтяне заботятся о костях Иосифа (cт. 19).
Стихи 1−10. Здесь уделяется особое внимание тому, чтобы увековечить память:
I. О сохранности первенцев Израиля, когда первенцы египтян были умерщвлены. В память об этой избирательной благодати и в благодарность за нее первенцев во все века предстояло посвящать Господу, как принадлежащих исключительно Ему (ст. 2), и выкупать (ст. 13). Бог, который, как творец, по праву является собственником и верховным владыкой всех сотворенных, здесь, в частности, притязает на первенцев израильтян по праву на защиту: освяти Мне каждого первенца. Родители не должны были считать, что имеют отношение к своему первенцу, до тех пор пока не представили его торжественно Господу, не признали Его право на ребенка и не получили его от Бога по определенной норме обратно.
Следует заметить:
(1) То, что по особой избирательной милости было сохранено для нас, следует особым образом посвятить во славу Господа, по крайней мере, с благодарностью выразить признательность делами благочестия и милосердия, когда наша жизнь или жизнь наших детей дана нам вместо добычи.
(2) Бог, который является первым и наилучшим, должен получать все первое и наилучшее, и ради Него нам надлежит отказываться от самого дорогого и самого ценного. Первенцы были радостью и упованием своих семей. Поэтому Мои они, говорит Господь. По тому станет очевидным, что мы более всего любим Господа (как нам и надлежит), если готовы расстаться ради Него с тем, что более всего на свете любим.
(3) Именно церковь первенцев освящена Богу (Евр 12:23). Христос первородный между многими братиями (Рим 8:29), и, в силу своего союза с Ним, все возрожденные и рожденные свыше считаются первенцами. Им принадлежит верх достоинства и верх могущества; и если дети, то и наследники.
II. О выходе израильтян из Египта: «Помните сей день (ст. 3), помните его по доброму знаку, как самый замечательный день в своей жизни, рождение вашего народа, или день его совершеннолетия, когда он более не подлежит наказанию розгой». Таким же образом надлежит помнить день воскресения Христова, ибо в сей день и мы воскресли со Христом из дома рабства смерти. Писание лишь косвенно говорит нам, в какой день года воскрес Христос (как Моисей сказал израильтянам, в какой день года их выведут из Египта, дабы они ежегодно вспоминали сие), однако точно указывает, в какой день недели сие произошло, явно подразумевая, что вспоминать об этом весьма важном событии и величайшем избавлении следует каждую неделю. Помните это, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле. Следует заметить, что чем отчетливее Бог и Его сила являются в каком-либо избавлении, тем памятнее оно. Итак, чтобы помнить сие:
1. Израильтянам обязательно надлежало наблюдать праздник опресноков (ст. 5−7). Недостаточно было только помнить о нем, но его следовало праздновать так, как определил Господь, прибегая к введенным Им средствам сохранения памяти о таковом. Поэтому в евангельское время мы должны не только помнить Христа, но и сие творить в Его воспоминание. Примите во внимание, насколько строгим был запрет на квасное: его не только нельзя было есть, но оно не должно было попадаться на глаза, более того ему надлежало исчезнуть из жилищ (ст. 7). Соответственно этому, у иудеев был обычай удалять из дома перед праздником Пасхи весь квасной хлеб: его либо сжигали, либо закапывали, либо крошили на мелкие кусочки и развеивали по ветру. Они старательно искали, обходя со светильниками все углы своих домов, чтобы ничего квасного не осталось. Такая строгость и тщательность в данном вопросе имела целью (1) сделать праздник производящим сильное впечатление, дабы дети обратили на него внимание и спросили: «Отчего так много хлопот?»
(2) Научить нас, с каким усердием нам надлежит отложить всякий грех (1Кор 5:7).
2. Израильтяне должны были наставлять своих детей в отношении значения этого праздника и рассказывать им историю своего освобождения из Египта (ст. 8).
Отметьте:
(1) Нужно своевременно позаботиться о том, чтобы наставить детей в знании о Господе. Здесь приведен древний закон о катехизации.
(2) Особенно полезно вовремя ознакомить детей с библейскими историями, дабы те их хорошо знали.
(3) Мы в долгу перед Богом и должны почтить Его на благо душ наших детей, рассказав им о великих делах Божьих, сотворенных Господом для Своей Церкви в наши дни, о делах, которые мы видели собственными глазами, и о делах, о которых мы слышали собственными ушами из уст наших отцов: и объяви в день тот сыну твоему (в день праздника) об этих событиях. Соблюдая таинства, израильтяне должны были объяснять их. Все хорошо в свое время. Пасха определена быть знаком и памятником, дабы закон Господень был в устах твоих. Следует заметить, что нам надлежит беречь память о Божьих делах, дабы пребывать под действием закона Божия. И у кого закон Божий в сердце, у того он должен быть и в устах, чтобы часто о нем говорить для назидания самих себя и наставления других.
Стихи 11−16. В этих стихах даются: I. Дальнейшие указания в отношении посвящения первенцев Господу.
1. Первородное от скота, как часть имения израильтян, надлежало посвятить Богу. Первенцев чистых животных телят, ягнят и козлят, если они были мужского пола, необходимо было принести в жертву (Исх 22:30; Чис 18:17−18). Первенцев нечистых животных, таких как ослят, надлежало заменять ягнятами или убивать. Ибо все нечистое (как и все мы по природе), если не искуплено, будет уничтожено (ст. 11,13).
2. Первенцев детей израильтян надлежало выкупать, но ни в коем случае не приносить в жертву, как поступали язычники, приносившие своих детей в жертву Молоху. Цена выкупа первенцев была определена законом в пять сиклей серебра (Чис 18:16). Мы все подлежим гневу и проклятию Божьему; Кровью Христа мы искуплены, чтобы могли присоединиться к церкви первенцев. Израильтяне должны были выкупать своих детей, также как и первенцев нечистых животных, ибо наши дети по природе нечисты. Кто родится чистым от нечистого?
II. Дальнейшие указания в отношении наставления в этом вопросе детей и всех грядущих поколений в соответствующее время. Следует полагать, что дети, став свидетелями посвящения первенцев, спросят о значении сего, а их родители и учителя должны рассказать им (ст. 14−16), что особое право собственности Господа на первенцев и на все первородное зиждется на том, что Бог по-особому защитил их от меча ангела-губителя. Будучи таким образом избавлены, они должны служить Ему.
Отметьте:
(1) Детей нужно учить и побуждать задавать родителям вопросы о том, что касается Бога, такая практика, возможно, самый полезный, по сравнению со всеми другими, способ катехизации; и родители должны вооружиться полезными знаниями, чтобы всегда быть готовыми дать ответ на вопросы детей. И если когда-нибудь земля наполнится познанием Бога, как воды наполняют море, то первыми должны разверзнуться источники семейного наставления.
(2) Нам всем следует уметь приводить обоснования тому, что мы делаем в религии. Подобно тому как таинства освящены словом, на основании слова их надлежит объяснять и понимать. Служение Господу здраво, и приемлемо оно тогда, когда мы совершаем его разумно, зная, что мы делаем и почему это делаем.
(3) Необходимо обратить внимание на то, как часто в данной главе звучат слова «рукою крепкою» (ст. 3,9,14,16) Господь вывел народ из Египта. Чем большее сопротивление осуществлению Божьих намерений было оказано, тем величественнее явлена сила Всевышнего в них. Именно крепкая рука покоряет жесткие сердца. Иногда говорится, что Господь совершает избавление не воинством и не силою (Зах 4:6), то есть не такими очевидными проявлениями Своей силы, о которых повествуется здесь.
(4) Потомству, которое должно родиться в Ханаане, дано указание говорить: «Господь вывел нас из Египта» (ст. 14,16). Милости, явленные нашим отцам, явлены и нам; мы пожинаем их блага, а посему должны с благодарностью хранить память о таковых. Мы стоим на основании предшествовавшего избавления и были в чреслах своих предков в момент их освобождения. Насколько же больше у нас оснований говорить, что в смерти и воскресении Иисуса Христа мы были искуплены!
Стихи 17−22. Здесь описан:
I. Путь, который выбрал Бог для народа (ст. 17−18). Господь был проводником израильтян. Направлял их Моисей, но согласно направлению, полученному им от Господа. Следует заметить, что путь человека не в его воле (Иер 10:23). Он может обдумывать свой путь, разрабатывать его, но в конечном счете именно Господь управляет шествием его (Притч 16:9). Человек предполагает, а Бог располагает, и, будучи в Его распоряжении, мы должны уступить и настроиться следовать за провидением. Из Египта в Ханаан вели два пути. Один из них кратчайшее расстояние между северной частью Египта и южной частью Ханаана можно было одолеть за пять дней. Другой был намного длиннее и пролегал через пустыню, и именно этот путь выбрал Бог, чтобы повести Свой народ Израиля (ст. 18).
1. Было много причин, почему Бог повел людей дорогою пустынною к Чермному морю. В Чермном море предстояло утонуть египтянам. В пустыне предстояло смириться и быть испытанными израильтянам (Втор 8:2). Господь дал Моисею сие в качестве знамения: вы совершите служение Богу на этой горе (Исх 3:12). Евреи неоднократно говорили фараону, что им нужно пойти в пустыню на три дня пути принести жертву, поэтому было необходимо, чтобы их передвижение соответствовало сему, иначе их могли вполне справедливо во весь голос объявить злостными обманщиками. Прежде чем бросить вызов своим врагам, израильтяне должны были уладить дела со своим Богом: надлежало дать законы, ввести уставы, скрепить заветы, утвердить первоначальный договор, для выполнения которого народу необходимо было удалиться для уединения в пустыню единственное укромное место для такого множества людей; большая дорога была не самым подходящим местом для таких дел. Сказано, что Он…ограждал его (Втор 32:10) на сотни миль вокруг, тем не менее Господь повел их прямым путем (Пс 106:7). Божий путь верный путь, хотя и кажется окружным. Даже если мы думаем, что Бог ведет Свой народ не по ближайшему пути, тем не менее можем быть уверены в том, что ведет его по наилучшему пути, что станет очевидным в конце путешествия. Не судите никак прежде времени.
2. Была одна причина, почему Бог не повел народ по ближайшему пути, который через несколько дней привел бы людей к земле Филистимской (ибо она была той частью Ханаана, которая граничила с Египтом), а именно народ еще не был готов к войне, тем более к войне с филистимлянами (ст. 17). Дух израильтян был сломлен рабством, не так-то просто им было взять вдруг в руки мечи вместо мастерков. Филистимляне были грозными врагами, слишком свирепыми, чтобы встать на пути новобранцев. Более подходящим было начать с амаликитян и подготовиться к сражениям за Ханаан, преодолевая трудности похода по пустыне. Следует заметить, что Бог соизмеряет испытания для Своего народа с его силами и не попустит ему быть искушаемыми сверх сил (1Кор 10:13). Сие обетование, если сравнить его с предшествующими стихами, похоже, относится к данному событию, которое служит ему примером. Бог знает состав наш, Он принимает во внимание наши немощи и малодушие и меньшими испытаниями подготовит нас к большим. Сказано, что Господь вывел Израиля из Египта, как орел носит птенцов своих (Втор 32:11), постепенно обучая их летать. Здесь даны указания, каким образом народу идти, и мы узнаем, (1) что сыны Израилевы вышли сами не беспорядочным сборищем, но дисциплинированно, стройными рядами: они вышли вооруженными (ст. 18). Они вышли шеренгами по пять человек (существует такое мнение) или пятью эскадронами, согласно другому мнению. Они передвигались, подобно армии со знаменами, что весьма прибавляло им силы и чести.
(2) Что они взяли с собой кости Иосифа (ст. 19) и, вероятно, кости остальных сыновей Иакова, если только (существует такое мнение) их не переносили в Ханаан по отдельности (Деян 7:16), когда те умирали. Иосиф, в частности, поручил сынам Израилевым вынести его кости, когда их посетит Бог (Быт 50:25−26), так что вынесение костей стало не только выполнением клятвы, данной их отцами Иосифу, но и признанием исполнения обетования Бога, который через Иосифа сообщил, что посетит их и выведет из Египта; это также воодушевило их веру и надежду на то, что Господь исполнит и вторую часть обетования, то есть приведет их в Ханаан, в уповании на что они носили с собой сии кости, пока ходили по пустыне. Возможно, они думали: «Кости Иосифа должны наконец найти покой, тогда его обретем и мы». Сказано, что кости сии взял с собой Моисей. Теперь он был весьма великим человеком; таким был и Иосиф в свое время, тем не менее сейчас он являл собою не более чем ящик, полный сухих костей, все, что осталось от него в этом мире и что должно было послужить Моисею напоминанием о том, что сам он смертен. «Я поставил тебя Богом…» было четко сказано Моисею (Исх 7:1), «но вы умрете, как человеки».
II. Повествуется о водительстве, которым израильтяне были благословлены в пути: Господь же шел пред ними днем в столпе… (ст. 21−22). На первых двух этапах было достаточно, чтобы Бог направлял Моисея, куда идти: он неплохо знал страну и дорогу; теперь же, когда люди подошли к концу пустыни (ст. 20), у них возникла необходимость в проводнике, с которым им очень повезло, ибо их Руководитель был безмерно мудрым, благим и верным: Господь шел пред ними, shechinah (в облике Божественного Величия, ставшего прообразом Христа), или же сие было предварительным явлением Предвечного Слова, которому при наступлении полноты времен предстояло стать плотию и обитать с нами. Христос был вместе с Церковью в пустыне (1Кор 10:9). Теперь царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь (Мих 2:13). Следует заметить, что тех, кого Бог приводит в пустыню, Он там не покинет и не потеряет, но позаботится, чтобы провести через нее. Мы вправе предположить, что весьма сильным утешением для Моисея и богобоязненных израильтян была уверенность в том, что они пребывают под Божьим водительством. Тому, кого так вели, не нужно бояться сбиться с пути; тому, кем так руководили, не было нужды бояться потеряться; не было нужды бояться быть застигнутым тьмой тому, над кем такой свет; не было нужды бояться быть ограбленным тому, у кого такая охрана. Кто стремится прославить Господа, руководствуется Божьим Словом, подчиняет свои чувства Духу Божьему, а управление своими делами предоставляет Промыслу Всевышнего, те могут быть уверены, что Господь идет пред ними истинно так же, как Он шел перед Израилем в пустыне, хотя и не так зримо; мы должны жить верою.
1. У сынов Израилевых были зримые свидетельства того, что Господь шел перед ними. Все они видели появление с небес столпа, который в ясный день имел вид облака, а во тьме ночи выглядел огненным. Обычно то, что мы видим пламенем в ночи, днем становится дымом; так было и здесь. Бог давал людям наглядное доказательство Своего присутствия в сострадании к немощности их веры и в соответствии с младенческим возрастом Церкви, которая еще нуждалась, чтобы с ней таким вот образом лепетали на ее языке; блаженны же не видевшие и уверовавшие в благодатное присутствие Господа с ними по Его обетованию.
2. Они располагали ощутимыми следствиями Божьего хождения передними в этом столпе, ибо (1) столп прокладывал путь в огромной, унылой пустыне, где не было ни дороги, ни следов, ни указателей; у людей не было ни карты пустыни, ни путеводителя. По мере их передвижения столп шел перед ними в таком темпе, что они успевали за ним, и указывал им место стоянки по усмотрению Безмерной Мудрости, что избавляло их от хлопот и уберегало от опасности как во время передвижения, таки во время отдыха.
(2) Столп укрывал людей днем от жары, которая в определенные времена года была непомерной.
(3) Столп давал людям свет ночью, когда это было необходимо, и в любое время делал их стан уютным, а пустыню, в которой они находились, не такой страшной.
III. Сии чудеса были постоянными и неизменными: не отлучался столп облачный…(ст. 22) даже тогда, когда казалось, что в нем нет особой надобности, если народ проходил через заселенные земли; не отлучался, даже когда люди роптали и раздражали Всевышнего; столп ни разу их не покинул, пока не привел к границам Ханаана. Это было облако, которое не мог рассеять ветер. Благодарная признательность за сию благодать была выражена много позже (Неем 9:19; Пс 77:14). В этом столпе облачном и огненном было нечто духовное.
1. Сыны Израилевы крестились в Моисея в этом облаке, которое, существует мнение, очищало их росой (1Кор 10:2). Проходя под облаком, они свидетельствовали о том, что отдают себя под божественное водительство и под начало духовного служения Моисея. Покровительство требует преданности. Сие облако было символом Божьего покровительства и поэтому стало залогом их преданности. Таким образом, войдя в пустыню, они были допущены и приняты в подданство сего правительства.
2. Существует мнение, что это облако было прообразом Христа. Облако Его человеческого естества служило завесой отсвета и огня Божьего естества Христа; мы находим Его, облеченного облаком… и ноги его как столпы огненные (Откр 10:1). Христос наш путь, свет на пути и водитель по нему.
3. Сие знаменовало особое руководство и покровительство над Церковью Христовой в этом мире. Сам Бог хранитель Израиля, и Он не дремлет и не спит (Пс 120:4; Ис 27:3). Защита создана не только над собраниями Сиона, но и над каждым жилищем в Сионе (см. Ис 4:5−6). Более того, каждый израильтянин поистине укрыт под тенью Божьих крыл (Пс 16:8); ангелы, задействованные на благо израильтян для служения в этом облаке, устанавливали народу шатры. Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ?
толкование Мэтью Генри на Исход, 13 глава