Ранее фараон велел Моисею убираться с глаз долой (Исх 10:28), и Моисей пообещал, что в последний раз побеспокоил его, однако решает сказать все, что должен, перед тем как покинуть фараона. Соответственно этому, в данной главе изложены:
(I) Распоряжения, данные Богом Моисею ранее, которые теперь он должен выполнить (ст. 1−2), а также преимущество, которым обладали Израиль и Моисей благодаря уважению со стороны египтян (ст. 3).
(II) Последнее сообщение, переданное Моисеем фараону, касавшееся смерти первенцев (ст. 4−8).
(III) Повторение предсказания о том, что фараон ожесточит свое сердце (ст. 9), и последовавшее в ответ на это событие (ст. 10).
Стихи 1−3. Здесь говорится о:
I. Милости, которую Моисей и Израиль снискали у Бога.
1. Моисей был возлюбленным небес, ибо Господь не скрывал от него, что будет делать. Бог не только ставит его посланником, исполняющим Его поручения, но и сообщает ему о Своем намерении (как исполнителю определения Своего) навести на фараона еще одну казнь, и предпоследнюю, благодаря которой он совершит освобождение Израиля (ст. 1). Моисей жаждал увидеть завершение этой страшной работы, увидеть, что Египет более не подвергается казням, а Израиль не притесняется: «Ладно, говорит Господь, теперь дело идет к концу, битва вскоре завершится, цель достигнута; фараон будет вынужден признать себя побежденным и сдаться». После всех прочих казней, Бог говорит: «еще одну казнь Я наведу…» Таким образом, после всех судов, совершенных над грешниками в этом мире, все равно прибережен еще один, который свершится над ними в ином мире, и он смирит тех, кого ничто другое смирить не смогло.
2. Израильтяне были возлюбленными небес; ибо Сам Господь поддерживает их дело о притеснении и заботится о том, чтобы с ними расплатились за все муки, которые они перенесли, служа египтянам. Это был последний день их рабства; они собирались уходить, и их хозяева, унижавшие их в трудах их, не смогут лишить их обманом заработка и отправить с пустыми руками. В то время как бедные израильтяне так возлюбили свободу, что могли бы довольствоваться и ею одной, без денег, и радовались бы, обретя ее на любых условиях, однако Тот, кто творит суд и правду всем обиженным, предусмотрел, чтобы трудящийся не остался без награды своей, и велел израильтянам потребовать таковую перед уходом в виде вещей серебряных и вещей золотых (ст. 2); сие подготовил Господь, который посредством казней побудил египтян с такой же готовностью расстаться с ними на любых условиях, как раньше сами египтяне своей жестокостью побуждали евреев уйти на любых условиях. И хотя терпеливые израильтяне довольствовались бы потерей платы, тем не менее Господь не допустит, чтобы они ушли без таковой. Следует заметить, что так или иначе Бог вознаградит пострадавших, которые в смиренном безмолвии предоставили Ему свое дело, и проследит, чтобы все, кто терпеливо переносит страдания, обрели в конечном счете не меньше, чем в служении.
II. Милости, которую Моисей и Израиль снискали у египтян (ст. 3).
1. Народ, который раньше ненавидели и презирали, теперь стал уважаемым; чудеса, совершенные в поддержку евреев, снискали им честь и заставили с ними считаться. Какими великими становятся те, за кого так борется Господь! Именно таким образом дал Господь милость им в глазах Египтян, показав Свою благосклонность к евреям; Он также изменил отношение к ним египтян и возбудил у притеснителей сострадание к народу (Пс 105:46).
2. Да и Моисей был весьма велик. А как же могло быть иначе, когда все видели, какой силой он облечен и какие чудеса совершаются его рукою? Так же и апостолы, которые в противном случае были бы презренными людьми, удостоились прославления (Деян 5:13). Кто почитает Бога, того и Он почтит; и для тех, кто доказал Ему свою верность, какое бы жалкое существование они ни влачили в этом мире, грядет день, когда они станут великими, весьма великими в глазах всего мира и даже тех, кто сейчас смотрит на них с полнейшим презрением. Следует заметить, что, хотя фараон и ненавидел Моисея, среди фараоновых рабов были такие, кто уважал его. Подобным же образом среди обитателей кесарева дома и даже дома Нерона находились люди, высоко ценившие благословенного Павла (Флп 1:13)
Стихи 4−10. Здесь фараону дано предупреждение о последней победоносной казни, которую предстояло сейчас навести. Речь шла о смерти сразу всех первенцев в земле Египетской, угроза о которой прозвучала первой (Я убью сына твоего, первенца твоего, Исх 4:23), но сама казнь была приведена в исполнение последней; сначала были испытаны меньшие кары, которые, возымей они действие, предотвратили бы эту. Видите, как медлен Господь на гнев и как охотно идет на переговоры на пути судов Своих с готовностью отвратить Свой гнев, и, в особенности, как драгоценна в Его глазах жизнь человека: если бы смерть скота египтян смирила и изменила последних, их детей бы пощадили. Но когда люди не желают исправляться от постепенно нарастающих судов Божьих, то должны винить в этом только себя, если в результате обнаружат, что наихудшее было припасено напоследок.
1. Здесь в подробностях предсказана сама казнь (ст. 4−6). Время оговорено точно около полуночи, в ближайшую полночь, мертвое время суток; когда все спали, всем первенцам надлежало уснуть сном смерти, но не молча и незаметно, дабы сие не обнаружили до утра, но так, чтобы поднять семьи в полночь, чтобы те стояли рядом и видели, как они умирают. Размеры этой казни описаны в стихе 5. Наследник престола находился не столь высоко, чтобы быть недосягаемым; и рабы при жерновах были не столь низко, чтобы остаться незамеченными. Моисей и Аарон не получали приказа навести эту казнь, нет, «Я пройду…» так говорит Господь (ст. 4). Страшно впасть в руки Бога живого! Что сие, если не ад?
2. Особая защита, под которой надлежит пребывать сынам Израилевым, и явление различия, которое следует провести между ними и египтянами. В то время как ангелы обнажили свои мечи против египтян, ни на одного из сынов Израилевых даже не залаял пес (ст. 7). Посредством этого был дан залог различия, которое в День великий будет проведено между Божьим народом и Его врагами; если бы только люди знали, какое различие проводит Господь между теми, кто Ему служит, и теми, кто Ему не служит, и что это навеки, они бы не относились к религии с таким безразличием, с каким они к ней относятся, и не служили бы столь равнодушно, как они служат.
3. Смиренное подчинение, которое фараоновым рабам надлежит явить Моисею, и как покорно они попросят его уйти: придут и поклонятся (ст. 8). Следует заметить, что гордые враги Бога и Его Израиля в конечном счете будут вынуждены пасть перед ними (Откр 3:9) и будут раболепствовать им (Втор 33:29). Сказано, что после того как Моисей передал это сообщение, он вышел от фараона с гневом, хотя и был самым кротким из всех людей на земле. Вероятно, Моисей ожидал, что сама угроза о смерти первенцев заставит фараона уступить, в особенности учитывая, как фараон шел на уступки прежде, увидев, с какой точностью до сих пор исполнялись все предсказания Моисея. Но сие не возымело действия, гордое сердце фараона не пожелало сдаваться, нет, не спасать всех первенцев своего царства; поэтому не удивительно, что людей от их порочных путей не отпугивает перспектива вечных мук в ином мире, если их не пугает угроза неизбежной утраты всего самого дорогого, что у них есть в этом мире. Сие вызвало у Моисея святое негодование, он скорбел (как впоследствии и наш Спаситель) об ожесточении сердца его (Мк 3:5). Следует заметить, что дух добрых служителей весьма тревожится, когда они видят, что люди глухи ко всем обращенным к ним справедливым предостережениям и стремглав несутся навстречу своей погибели, невзирая на все меры, предпринятые, дабы сие предотвратить. Так же Иезекииль шел в огорчении со встревоженным духом (Иез 3:14), потому что Господь сказал ему, что дом Израилев не захочет слушать его (Иез 3:7). Гневаться ни на что иное, кроме греха, верный способ не согрешить во гневе. Выразив таким образом беспокойство, вызванное упорством фараона, Моисей (1) размышляет о предыдущем предупреждении, которое дал ему Господь в связи с этим: сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон (ст. 9). Писание предсказало скептицизм тех, кто услышит Евангелие, чтобы таковой не удивлял нас и не стал для нас камнем преткновения (Ин 12:37−38; Рим 10:16). Да не будем же думать о Евангелии Христовом хуже из-за пренебрежения им людей, ибо нам сказано заранее о том холодном приеме, который оно встретит.
(2) Обобщает суть всего сказанного прежде: Моисей совершил все сии чудеса, как о них здесь сказано, перед фараоном (он видел их собственными глазами), но не достиг цели, что стало верным знаком того, что Господь Сам Своим праведным судом ожесточил фараоново сердце (ст. 10). Подобным же образом непринятие Евангелия иудеями выглядело столь явным абсурдом, который без труда наводил на мысль, что Бог дал им дух усыпления (Рим 11:8).
толкование Мэтью Генри на Исход, 11 глава