Данная глава более подробно рассказывает о путешествии Ездры в Иерусалим, которое в общих чертах описывалось в предыдущей главе.
I. В пути его сопровождала группа людей (ст. 1−20).
II. Ездра и его спутники объявили торжественный пост, чтобы добиться присутствия Бога с ними на время этого путешествия (ст. 21−23).
III. Ездра заботливо охранял доверенное ему сокровище и обратился с речью к священникам, на попечение которых передал его (ст. 24−30).
IV. Бог заботился о нем и его спутниках, пока они были в пути (ст. 31).
V. Они благополучно прибыли в Иерусалим и там передали сокровище священникам (ст. 32−34); также начальникам страны были переданы царские повеления (ст. 36); они вознесли Богу жертвы (ст. 35) и затем приступили к делу.
Стихи 1−20. Получив поручение от царя, Ездра начал вербовать добровольцев и поднял знамя, чтобы собрать изгнанников Израиля и рассеянных иудеев (Ис 11:12). «Теперь, когда храм построен и вновь учреждено в нем служение, настало время всем сынам Сиона, обитающим у дочери Вавилона и желающим пойти в Иерусалим, отправиться в путь». Можно было подумать, что, имея такого вождя, как Ездра, и получив такое ободрение, все иудеи наконец-то отряхнут с себя прах и снимут цепи с шеи своей, соответственно полученному призыву (Ис 52:1−2 и далее). Я удивляюсь, как они могли читать эту главу и оставаться в Вавилоне. Но большинство именно так поступило. Они любили покой больше религии, считали свое положение благополучным и то ли не верили, что в Иерусалиме их положение улучшится, то ли боялись отправиться в путь из-за трудностей. Но в данных стихах говорится:
I. Что некоторые добровольно согласились пойти с Ездрой. Здесь перечислены главы некоторых семей и указана численность мужчин в каждой, чтобы прославить их. Всего отправилось в путь 1496 человек. Названы два священника (ст. 2) и один из сыновей Давида, но, похоже, они пошли без своих семей, намереваясь сперва посмотреть, как обстоят дела в Иерусалиме, а затем послать за семьями либо вернуться к ним, смотря по обстоятельствам. Здесь названы некоторые семьи или кланы, упоминавшиеся ранее (гл. 2). Некоторые их представители отправились раньше, остальные теперь, по мере того, как Бог склонял их сердца: одних позвали в виноградник в третий час, других после одиннадцати, но даже им не было отказано. Но здесь мы читаем о последних сыновьях Адоникама (ст. 13), что, как понимают некоторые, позорит их, раз они последние стали под знамя Ездры. Но я полагают, что это сообщается для их похвалы, раз теперь все сыновья этой семьи вернулись на родину и никто не остался в плену.
II. Что на левитов, отправившихся в путь с этой группой, было оказано давление, чтобы побудить их к служению. Ездра назначил определенное место для встречи всей компании в первый день первого месяца нового года (гл. 7, ст. 9). Там он посмотрел и пересчитал их и (что кажется странным) из сынов Левия никого там не нашел (ст. 15). Среди готовившихся в путь было несколько священников, но не было левитов. Куда девался дух этого священного колена? Ездра, священник, подобно Моисею провозгласил: «Кто Господень, ко мне!», но они (что было непохоже на левитов) уклонились и пожелали сидеть между овчарнями, слушая блеяние стад. Можно предположить, что у них была синагога в Вавилоне, где они молились и проповедовали, и что они соблюдали субботу (и раз не смогли устроиться лучше, то имели основание быть благодарными и за это); но теперь, когда открылся храм в Иерусалиме, совершать служение в котором они были рукоположены, им следовало отдать предпочтение вратам Сиона по сравнению со всеми синагогами. Здесь это упоминается, чтобы выразить им порицание, но не рассказывайте в Гефе. Когда Ездра увидел, что в его свите нет левитов, то оказался в недоумении. У него было достаточно денег, чтобы учредить богослужение в храме, но не хватало служителей. Царь и князья со своей стороны сделали много, а сыновья Левия со своей стороны не сделали и половины. Тогда Ездра выбрал из сопровождавших его людей одиннадцать мужей главных и благоразумных, чтобы восполнить этот плачевный пробел; и данные стихи сообщают:
(1) Что их отправили с поручением в особое место, где находилась школа левитов, в местность Касифье; возможно, для этой цели в Вавилоне выделили улицу или площадь, которую можно было также назвать Серебряной улицей, ибо слово «ceseph» означает серебро. Он отправил их к определенному человеку Иддо, главе школы, но не для того, чтобы убедить его идти с ними (можно предположить, что он был стар и непригоден для такого утомительного перехода), а послать несколько учеников быть служителями для дома Бога нашего (ст. 17). Обеспечение дома Божьего хорошими служителями доброе дело, которое поможет приобрести утешение и хорошую репутацию всем участвующим в нем.
(2) Об их успехе. Они вернулись, выполнив поручение; и, хотя обращение было кратким, они привели с собой около сорока левитов, готовых сопровождать Ездру: Шеревию мужа известного и очень образованного, и с ним еще восемнадцать человек (ст. 18); Хашавию и Иешаию и с ними двадцать человек (ст. 19). Из этого следует, что они не противились переезду, но были медлительными и невнимательными, и поэтому их нужно было позвать и ободрить. Как жаль, что благочестивые люди упускают возможность совершить доброе дело лишь потому, что им не говорили о нем! Как жаль, что им нужно было сказать об этом, а узнав, они могли не сделать его! Среди нефинеев слуг в священной школе (species infima самой нижней ступени служителей храма) нашлось больше желающих отправиться в путь, чем среди самих левитов. Услышав торопливый призыв, 220 нефинеев стали под знамя Ездры и удостоились чести быть упомянутыми в свитке Ездры (ст. 20). «Так, сказал Ездра, мы были обеспечены левитами благодаря благодеющей руке нашего Бога над ними». Если там, где недоставало служителей, свободные места заняты правильными людьми, за это нужно воздать славу Богу и признать, что они сделаны годными для служения Его благодеющей рукой, которая вначале склонила их к нему, а затем открыла двери и дала им возможность служить.
Стихи 21−23. Ездра побудил левитов пойти вместе с ним, но какая от этого польза, если с ним не будет Бога? Это его беспокоило больше всего. Мы должны признавать Бога на всех своих путях, особенно в тех ситуациях, когда пытаемся служить интересам Его царства среди людей. Так было с Ездрой. Обратите внимание:
I. Он твердо верил в Бога и Его милостивую защиту. Он сказал царю (ст. 22), в чем заключаются его принципы: ищущие Бога находятся в безопасности под тенью Его крыльев даже в том случае, когда подвергаются величайшей опасности; а оставившие Бога постоянно находятся в опасности, даже когда их ситуация безопасна. За служителей Бога заступается Его сила, но она выступает против Его врагов. Этой истине Ездра верил всем сердцем и своими устами исповедал ее перед царем; и ему было стыдно просить у царя конвой, чтобы не дать Артаксерксу и окружающим повод сомневаться в способности Бога помочь Своему народу или в уповании Ездры на силу Бога. Кто верит Богу и ликует в Нем, тому будет стыдно искать защиты у творений, особенно использовать уловки ради собственной безопасности, ибо тем самым они противоречат себе и своему упованию. Это не значит, что уповающие на Бога не должны использовать определенные средства для собственной безопасности: они не должны стыдиться этого; но когда речь идет о чести Бога, то лучше подвергнуть себя опасности, чем сделать что-либо ей во вред, ибо честь Бога для нас должна быть дороже жизни.
II. Со всем упованием он торжественно обратился к Богу и провозгласил пост (ст. 21). Несомненно, как только эта мысль появилась у него, он просил у Бога наставления в этом деле; но для обретения милости для всего народа нужно всем народом вознести молитву, дабы все, желавшие получить утешение от милости, могли присоединиться к просьбе о ней. Этот пост должен был:
(1) Выразить их смирение. Ездра заявил, что именно таково его намерение и смысл: «...чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего за наши грехи и таким образом стать достойными прощения». Когда в нашей жизни происходят перемены, то мы должны постараться не внести в новую жизнь вину за грехи нашей прежней жизни. Находясь вблизи неминуемой опасности, давайте позаботимся иметь мир с Богом, и тогда мы в безопасности: ничто не сможет причинить нам зло.
(2) Побудить их к молитве. Молитва всегда была неотъемлемой частью религиозного поста. Они приступили к престолу благодати, чтобы просить у Бога благополучного пути, то есть чтобы вверить себя водительству божественного провидения, довериться божественной защите, попросить Бога вести и хранить их во время этого путешествия и благополучно довести до цели. Они были странниками в пути; им предстояло пересечь вражеские страны; у них не было столба облачного и огненного, чтобы вести, как их отцов, но они верили в силу и милость Бога, в то, что вместо него им будут служить ангелы, и надеялись с помощью молитвы обрести божественное благоволение. Отметьте: мы поступим мудро и исполним свой долг, если молитвой вверим Богу заботы о себе, своих семьях и имуществе и предоставим Ему заботиться обо всем (Флп 4:6).
III. Поступив таким образом, они добились успеха (ст. 23): «Мы постились и в совместной молитве просили Бога нашего, и Он услышал нас». В их уме зародилась уверенность в том, что на молитву был дан ответ, и события подтвердили это, ибо никогда искренне ищущие Бога не искали Его напрасно.
Стихи 24−30. Данные стихи рассказывают, что Ездра особо заботился о вверенном ему богатстве, принадлежавшем Божьему святилищу. Обратите внимание:
(1) Предоставив Богу хранить его, он передал его определенным людям на хранение, хотя без Бога они бы напрасно бодрствовали. Отметьте: наши усилия всегда должны оказывать поддержку нашим молитвам; мы не должны предоставлять Христу заботу о Его Евангелии, Церкви и постановлениях, а передать ее верным людям (2Тим 2:2). Помолившись Богу о сохранности всего имущества, которое было у них, Ездра проявил особую заботу о той его части, которая принадлежала дому Божьему и являлась приношением Ему. Вы надеетесь, что Бог Своим провидением сохранит то, что нам принадлежит? Тогда давайте с помощью Его благодати хранить то, что принадлежит Ему. Пусть нашей основной заботой станет слава и влияние Бога; и тогда у нас будут основания надеяться, что наша жизнь и утешения в Его руках. Обратите внимание:
(1) Кому именно он передал приношения, пожертвованные для дома Божьего. Он доверил их двенадцати главным священникам и многим левитам (ст. 24,30), которые, соответственно своим обязанностям, должны были заботиться о святынях Бога и в определенном смысле получать прибыль от этих священных сокровищ. Ездра говорит, почему он передал им эти предметы (ст. 28): «Вы святыня Господу, и сосуды святыня; а кто больше святых людей подходит для заботы о святынях?» Кому оказана великая честь быть священником, тот должен оправдать оказанное ему доверие и исполнить свой долг. Предсказывая возвращение народа Божьего и служителей из Вавилона, пророк торжественно призывает их (Ис 52:11): «Очистите себя, носящие сосуды Господни!»
(2) С какой пунктуальностью он передал это имущество в их руки: «Он передал им весом серебро, и золото, и сосуды» (ст. 25), ибо собирался получить его обратно тоже по весу. Мы должны быть особенно пунктуальными в обращении со священными предметами и хранить правильное понимание с обеих сторон. Во время Зоровавеля сосуды передавали по количеству, а в данном случае по весу, чтобы любой мог справиться и обнаружить, если что-то пропало. Это подразумевало, что те, кому вверены святыни (равно как и домостроители тайн Божиих), принимая имущество и отдавая его, должны помнить, что скоро им придется дать детальный отчет о своих действиях, и поэтому они должны быть честными и дать свой отчет с радостью.
(3) Что вместе с богатствами им был дан наказ (ст. 29): «Будьте бдительны и сберегите это, чтобы они не утерялись, не были присвоены и не смешались с другими вещами. Держите их вместе; храните в надежном месте до тех пор, пока не будете взвешивать их в храме перед начальниками». Эти слова подразумевают, что они должны быть внимательными и верными, и если окажутся таковыми, это прославит их. Подобным образом Павел, возлагая ответственность и передавая Тимофею богатство Евангелия, велит хранить его до явления Господа нашего Иисуса Христа, а когда Он явится дать отчет о своем уповании, и тогда его верность будет его венцом.
Стихи 31−36. Мы продолжаем сопровождать Ездру по дороге в Иерусалим. Путешествие заняло приблизительно четыре месяца, но из-за большого количества народа они двигались медленно и их стоянки были короткими. И в данных стихах рассказывается:
I. Что все это время Бог был добр к нему, и он признал Его милость: «Рука Бога нашего была над нами, чтобы вдохновлять в этом мероприятии». Именно Ему они обязаны за то, что:
(1) Были сохранены во время этого путешествия и их всех не истребили, ибо на пути были подстерегающие их, чтобы причинить им зло, которые, подобно Амалику, хотели истребить заднюю часть войска, но Бог защитил их (ст. 31). Даже обычные опасности, сопутствующие путешествию, обязывают нас освятить молитвой наш выход, а благополучное возвращение хвалой и благодарением; а в таком опасном путешествии, как это, следовало особо взирать на Бога.
(2) Благополучно достигли конечной точки своего путешествия (ст. 32). Пусть же те, которые твердо держат свое лицо по направлению к новому Иерусалиму, продолжают двигаться и будут постоянными до конца, пока не явятся пред Богом на Сионе; и тогда они увидят, что начавший в них доброе дело будет совершать его.
II. Что хранители были верными. Прибыв в Иерусалим, они постарались поскорее освободиться от переданного им имущества и поэтому обратились к начальникам храма, а те приняли его от них и дали расписку о том, что получили все сполна (ст. 33−34). Большим облегчением для сознания человека является освобождение от вверенного ему имущества, а большой славой для его имени возможность показать, что при этом он оказался верным.
III. Что его спутники были людьми набожными. Придя к месту, где находился жертвенник, они сочли себя обязанными принести жертву, не считая того, что было сделано в Вавилоне (ст. 35). Из-за отсутствия возможностей можно обойтись без того, что ожидается от нас, когда дверь вновь открыта. Следует обратить внимание:
(1) Помимо других жертв, они принесли жертву за грех, ибо именно искупительная жертва услаждает и хранит для нас всякую милость, которая не будет воистину утешительной, пока беззаконие не будет удалено от нас и мы не заключим мир с Богом.
(2) Число жертв соотносилось с числом колен: двенадцать тельцов, двенадцать козлов и девяносто шесть овнов (т.е. восемь раз по двенадцать); это подразумевало объединение двух царств соответственно предсказанию (Иез 37:22). Теперь два колена и десять колен не шли разными путями, а все двенадцать колен встретились через своих представителей у одного жертвенника.
IV. Что даже враги иудеев стали их друзьями, преклонились перед поручением Ездры и вместо того, чтобы препятствовать народу Божьему, помогали ему (ст. 36), подражая своему царю: когда он проявил свою сдержанность, то и все алчные стали такими. Тогда церкви были в покое.
толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 8 глава