Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Ездра | 6 глава

Толкование Мэтью Генри


В главе 3 мы прочли о том, как торжественно закладывали основание храма. Из глав 4 и 5 мы узнали, что он медленно строился, ибо ему пришлось столкнуться с оппозицией. А в данной главе мы узнаем о том, что со многими восклицаниями и почестями был положен последний камень; и даже мы, находясь на большом временном расстоянии, можем воскликнуть: «Благодать, благодать ему!» Работа Бога совершенна, она может медленно продвигаться, но обязательно будет завершена. В данной главе:

(I) Подробно излагается указ Кира о строительстве храма (ст. 1−5).

(II) Указ усилен новым повелением Дария завершить это дело (ст. 6−12).

(III) Благодаря этому работа была закончена (ст. 13−15).

(IV) По окончании строительства храм был торжественно посвящен (ст. 16−18), и в ознаменование этого торжественного события была совершена Пасха (ст. 19−22). И теперь можно было сказать, что в Иудее и Иерусалиме все хорошо.

Стихи 1−12. Данные стихи:

I. Повторно рассказывают об указе Кира построить храм. Самаряне сослались на этот документ, так как о нем упоминали иудеи в своем прошении; возможно, они надеялись, что его не найдут, и тогда их просьба будет отвергнута, а работа остановлена. Дарий дал повеление просмотреть записи, ибо колена, похоже, не постарались сохранить подлинную копию, которая могла бы помочь, и им пришлось обратиться к оригиналу. Документ разыскивали в Вавилоне (ст. 1), где Кир находился в то время, когда подписывал его. Но когда документ там не нашли, Дарий не использовал этот факт как повод, чтобы сделать вывод об отсутствии такового и на его основании принять решение против иудеев. Возможно, зная, что такой указ существовал, он велел исследовать свитки в других местах, и в конце концов он был найден в Екбатане провинции Мидии (ст. 2). Возможно, кто-то, не осмелившийся уничтожить, спрятал его там из недоброжелательности к иудеям, чтобы они не воспользовались им ради своего блага. Но Провидение распорядилось таким образом, что документ вышел на свет и был помещен в данной Книге (ст. 35). Он представляет собой (1) предписание на строительство храма: «Пусть строится дом Божий в Иерусалиме, более того, пусть он будет определенных размеров и построен из определенных материалов».

(2) Предписание покрывать расходы на его строительство из царской казны (ст. 4). Мы не находим, чтобы иудеям была оказана помощь, согласно этому указу, ибо положение при дворе скоро изменилось.

(3) Предписание вернуть на прежнее место сосуды и предметы храма, которые вывез Навуходоносор (ст. 5), вместе с повелением, чтобы священники, служители Бога, вернули их на прежнее место в доме Божьем.

II. Рассказывают, что этот документ был подтвержден указом Дария, который на нем основывался и содействовал строительству.

1. Указ Дария был очень подробный и благоприятный.

(1) Он запретил своим представителям препятствовать строительству храма. Используемые им выражения подразумевают, что он знал об их намерении противодействовать ему: «Удалитесь оттуда (ст. 6) и не останавливайте работы при сем доме Божием (ст. 7)». Так гнев врагов был вынужден прославить Бога, а его остатки были обузданы.

(2) Он велел им из собственной казны помочь строителям деньгами: [1] для продолжения строительства (ст. 8). В этом вопросе он последовал примеру Кира (ст. 4). [2] Для совершения жертвоприношений, когда здание будет завершено (ст. 9). Он велел, чтобы они были обеспечены всем необходимым для совершения всесожжений и приношений хлебных, и согласился, чтобы плата за это взималась из его казны; царь велел, чтобы она обязательно вносилась каждый день, дабы они могли приносить жертвы и вместе с ними возносить свои молитвы (за патриархов, призывая имя Господа, так делали Самуил, Илия и другие) о жизни (т.е. благополучии и процветании) царя и сыновей его (ст. 10). Тем самым он воздал славу, во-первых, Богу Израилеву, Которого раз и навсегда назвал Богом небесным. Во-вторых, Его служителям, велев своим уполномоченным по требованию священников обеспечивать их всем необходимым для храмового служения. Те, которые собирались контролировать их, теперь в данном вопросе должны были выполнять их распоряжения. Священники Бога впервые начали получать деньги от государства. В-третьих, молитве: «Чтобы они молились о жизни царя и сыновей его». Он знал, что они были молящимся народом, и слышал, что Бог близок к нему, когда тот призывает Его. Дарий осознавал, что нуждается в их молитвах и благодаря им может получить выгоду; он был добр к ним, желая получить выгоду за счет их молитв. Долг народа Божьего молиться о властях, поставленных над ним: не только о добрых и кротких, но и о суровых; но он особенно обязан молиться с благодарностью о своих защитниках и благодетелях. Мудро поступают правители, которые желают их молитв и побуждают к молитве. Пусть величайшие князья не пренебрегают молитвами самых презренных святых; желательно, чтобы они молились о нас, ибо опасно, если они молятся против нас.

(3) Он усиливает свой указ угрозой наказания (ст. 11): «Под страхом смерти никто не должен противодействовать строительству и служению в храме или удерживать поддержку, оказываемую престолом. Если после выхода данного указа кто-то осмелится сделать это, то да будет он (повешен перед дверью собствешюго дома, как говорим мы) повешен на перекладине собственного дома и да будет дом его за то обращен в развалины»

(4) Он навлекает божественное проклятие на всех царей и людей, которые будут участвовать в разрушении этого дома (ст. 12). И если он сам не сможет защитить храм, то хочет, чтобы Бог отмщений сделал это. Это свидетельствует о его ревности в данном деле; и хотя храм в конце был справедливо разрушен праведной рукой Бога, но, возможно, римляне, ставшие орудием уничтожения, почувствовали на себе это проклятие, ибо их империя вскоре значительно ослабела.

2. На этом примере можно познать:

(1) Сердца царей находятся в руках Бога, и Он поворачивает их так, как хочет; они такие, какими Он их делает, ибо Он Царь царей.

(2) Когда настает время для исполнения милостивых планов Бога в адрес Своей Церкви, Он определяет инструменты для совершения этого доброго дела среди тех, от кого мы не ожидали. Иногда земля помогает жене (Откр 12:16), и для защиты религии используются те, в ком мало религии.

(3) То, что должно было нанести ущерб Церкви, часто, благодаря главенствующему провидению Божьему, оказывает ей помощь (Флп 1:12). Враги иудеев, обратившись к Дарию, надеялись получить приказ запретить строительство, но вместо него получили приказ оказать им помощь. Так из ядущего вышло ядомое. Апокрифическая Книга Ездры 1 (гл. З и 4) представляет данный указ в пользу евреев в другом свете: якобы Дарий поклялся, что если когда-нибудь станет царем, то построит храм в Иерусалиме, и что Зоровавелю, присутствовавшему при этом (хотя ясно, что в то время он был в Иерусалиме), за то, что он искусно повел разговор на эту тему (Велика истина, и она победит!), было велено сказать, какое вознаграждение он за это просит, но он ответил, что ему нужен только этот указ, чтобы исполнить клятву царя.

Стихи 13−22. В данных стихах:

I. Враги иудеев становятся их друзьями. Получив указ царя, они поспешили ободрить строителей и помочь им в работе так же, как их предшественники старались остановить ее (Езд 4:23). Они исполнили повеление царя, и, так как не хотели, чтобы подумали, что они делают это неохотно, сделали это быстро (ст. 13). Умеренность царя сделала их, вопреки их желанию, тоже умеренными.

II. Рассказывается, что строительство храма продолжилось и вскоре окончилось (ст. 14−15). Теперь старейшины Иудейские строили энергично и с радостью, ибо, насколько мне известно, они трудились на строительстве собственными руками, если так, то это не было унижением для их положения, а ободрением для других тружеников.

1. Они считали себя обязанными участвовать в постройке согласно повелению Бога Израилева, Который дал им власть, чтобы они могли использовать ее для служения Ему.

2. Прежний указ языческого царя Кира, указ Дария, изданный в то время, и повеление Артаксеркса, вышедшее спустя некоторое время, пристыдили их. Разве могли старейшины иудейские быть недобросовестными в этом добром деле, раз иноземные правители так доброжелательно отнеслись к нему? Разве могли израильтяне по своему происхождению жалеть усилий и труда для строительства этого здания, когда иноземцы не жалели расходов для него?

3. Их ободрили пророчества Аггея и Захарии, которые, похоже, раскрыли им (как предполагает епископ Патрик) чудесную благость Бога, склонившую сердце царя Персии благоволить к этому делу. И теперь оно так успешно продвигалось, что скоро было завершено. Что касается Бога, то дела Его совершенны. Евангельская Церковь, этот духовный храм, долго строится, но будет окончена, когда мистическое тело будет завершено. Каждый верующий является живым храмом, который назидает себя в святейшей вере. Это дело столкнулось с сильной оппозицией со стороны сатаны и нашей порочности. Совершая его, мы ведем себя легкомысленно, делаем много передышек и остановок, но Начавший доброе дело доставит суду победу. Духи праведников достигнут совершенства.

III. Описывается посвящение храма. Так как он предназначался только для священного употребления, то по окончании строительства они показали, как он должен использоваться, что, по словам епископа Патрика, является истинным смыслом слова «посвящать». Они торжественно приступили к обряду посвящения и, возможно, публично заявили о том, что он отделен от обычного употребления и посвящается славе Бога, чтобы использоваться для поклонения Ему.

1. В этом служении принимали участие не только священники и левиты, помогавшие им, но и сыны Израилевы из всех двенадцати колен. Иуда и Вениамин были главными, но при этом также присутствовали прочие, возвратившиеся из плена, эти слова подразумевают, что, помимо сынов Израилевых, присутствовали представители других народов, которые радовались вместе с ними и стали последователями их религии. Данные слова можно прочитать и так: «...остаток сынов пленения...», и тогда можно предположить, что это замечание обращает внимание на их презренное и страждущее положение, ибо размышление об этом наполнило их благоговением и благочестием при совершении этого и других религиозных обрядов. Какая печальная перемена! Сыны Израилевы стали сынами пленения, и здесь присутствовал их остаток, соответственно предсказанию (Ис 10:21, англ. пер.): «Остаток возвратится».

2. В связи с этим событием принесли мирные жертвы и всесожжения: волов, овнов и агнцев (ст. 17); не следует их сравнивать по численности с жертвами, принесенными при посвящении храма Соломона, но так как они принесли то, что могли себе позволить, эти жертвы были приняты, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, ибо глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия (2Кор 8:2). Эти сотни для них были дороже, чем тысячи для Соломона. Но помимо этого в жертву за грех они принесли двенадцать козлов по одному за каждое колено во искупление их грехов, ибо считали, что это необходимо сделать, дабы их служения были приняты. Теперь, избавившись от греха, они сами захотели избавиться от жала своих последних бедствий, которое, если его не выдернуть, стало бы червем, поедающим корень их нынешних утешений.

3. Это служение совершалось с радостью. Все радовались, видя храм построенным и его дела в хорошем положении. Давайте научимся с радостью приветствовать святые постановления и с удовольствием совершать их. Давайте служить Господу с весельем. Если мы посвящаем что-либо Богу, то должны делать это с радостью, чтобы Ему было угодно принять наше служение.

4. Посвятив дом, они учредили порядок служения в нем. Иудеи получали бы мало утешения от храма, если бы в нем не совершались богослужения, поэтому поставили священников по отделениям их и левитов по чередам их (ст. 18). Учредив при этом посвящении поклонение Богу, они старались поддерживать его и совершали все, как предписано в книге Моисея, ибо именно к ней обращались при данном учреждении. Хотя в нынешнее время из-за их бедности служение в храме не могло совершаться с такой же помпезностью и изобилием, как раньше, но, скорее всего, оно совершалось с особой чистотой и вниманием к соблюдению божественных постановлений, что являлось его истинной красотой. Нет лучшей красоты, чем красота святости.

IV. Повествуется, как праздновалась Пасха в только что возведенном храме. Теперь, когда они избавились от рабства в Вавилоне, было весьма своевременно отметить их выход из рабства в Египте. Новые милости должны напоминать нам о прежних милостях. Можно предположить, что после возвращения они соблюдали Пасху каждый год, ибо у них был жертвенник и скиния. Но их часто беспокоили враги, они были ограничены местом и не имели всего необходимого и поэтому не могли совершать Пасху с должной торжественностью, пока храм не был достроен; а теперь они устроили радостный праздник, который пришелся на следующий месяц после того, как храм был завершен и посвящен (ст. 19). Здесь обращается внимание:

(1) На чистоту священников и левитов, которые убивали агнцев пасхальных (ст. 20). Во времена Езекии многие священники были виновны в том, что не очищали себя должным образом, а теперь, к их похвале, это правило соблюдалось, и все они, как один, были чисты. Они были единодушны в своих решениях и усилиях сделать и поддерживать себя церемониально чистыми для данного торжества; они объединились для приготовления к празднику, чтобы помогать друг другу, поэтому все были чисты. Чистота служителей значительно умножает красоту их служений; то же можно сказать об их единстве.

(2) На прозелитов, участвовавших вместе с ними в этом постановлении: «Все, отделившиеся к ним, которые оставили свою страну с ее суевериями и бросили свой жребий с Богом Израилевым, отделившиеся к ним от нечистоты народов земли (от их идолопоклонства и безнравственности), чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву, ели пасху». Посмотрите, как описаны прозелиты, то есть новообращенные. Они отделились от нечистоты греха и общения с грешниками, присоединились к Израилю Божьему, подражая ему и общаясь с ним, и решили искать Бога Израилева; а тех, кто искренно это делает, хотя при этом является пришельцем и чужеземцем, приглашают вкушать евангельскую пасху в качестве сограждан святым и своих Богу.

(3) На великую радость и удовольствие, с которыми праздновали праздник опресноков (ст. 22). Обрадовал их Господь, дав им повод для радости и сердца, готовые радоваться. Прошло около двадцати лет с момента заложения основания храма, и можно предположить, что большинство стариков, плакавших при этом событии, вспоминая первый храм, к тому времени умерло, поэтому сейчас не было слез, которые примешивались бы к их радости. Кто радуется, имея для этого доброе основание, у того есть повод быть благодарным, ибо это Бог обрадовал его. Он источник, откуда текут все потоки нашей радости. Всем, кто остался верным завету, Бог пообещал обрадовать в Его доме молитвы. В то время у них был особый повод радоваться, ибо Бог обратил к ним сердце царя, чтобы подкреплять руки их. Если нам помогают те, с чьей стороны мы боялись столкнуться с противлением, то мы можем радоваться этому как доброму знаку того, что Господу угодны наши пути (Притч 16:7); за это Ему нужно воздать славу.

толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 6 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.