Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Ездра | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


В заключительной части предыдущей главы мы оставили Израиль в его городах, хотя можно представить, как плохо обстояли у них дела: земля была нераспаханной, города лежали в руинах, везде царил беспорядок. Но данная глава описывает их первые попытки восстановить религию среди своего народа. Тем самым они заложили правильное основание и приступили к делу с правильного конца.

I. Они соорудили жертвенник и приносили на нем жертвы, соблюдали праздники и жертвовали на строительство храма (ст. 1−7).

II. Они заложили основание храма, испытывая радость и печаль (ст. 8−13). Это был день маленьких свершений, который не следовало считать маловажным (Зах 4:10).

Стихи 1−7. Данные стихи рассказывают:

I. Об общем собрании вернувшихся израильтян, состоявшемся в Иерусалиме, когда наступил седьмой месяц (ст. 1). Можно предположить, что они вышли из Вавилона весной и путешествие заняло у них около четырех месяцев, ибо именно столько времени Ездра со своими спутниками находился в пути (Езд 7:9). Вскоре наступил седьмой месяц, когда торжественно отмечали многие праздники Еосподни; поэтому они собрались вместе в Иерусалиме, скорее всего договорившись между собой, а не по повелению от властей. Хотя они только что прибыли в свои города и были очень заняты обустройством, стараясь обеспечить самым необходимым себя и свои семьи, и это могло оправдать их отсутствие у Божьего жертвенника, пока срочные дела не будут сделаны (как многие безрассудно откладывают приход к Богу, пока не устроятся в этом мире), тем не менее они были настолько ревностны в религии теперь, когда наказание за их идолопоклонство было снято, что оставили все свои дела и пришли к Божьему жертвеннику. И (что самое странное) в своей благочестивой ревности они были все единомышленны, ибо пришли как один человек. Мы должны откладывать мирской бизнес ради религии, и тогда он будет процветать.

II. Что их начальники позаботились о жертвеннике, который они могли бы посещать.

1. Иисус и его братья священники, Зоровавель и его братья князья соорудили жертвенник Богу Израилеву (ст. 2), похоже, на том же месте, где стоял прежний, и на том же основании (ст. 3). Епископ Патрик обращает внимание, что, возможно, до того, как храм был построен, для проведения божественных служений поставили скинию, как во времена Давида, но не на горе Мориа, а на горе Сион (1Пар 9:23), предполагая, что там стоял жертвенник; там он должен был стоять, пока храм строился. На этом примере давайте научимся:

(1) Начинать с Богом. Чем более трудное и неотложное дело нам предстоит, тем больше усилий мы должны прилагать, чтобы взять Его с собой в дорогу. Если мы хотим, чтобы нас наставляли Божьи пророчества, то должны почитать Его своими приношениями.

(2) Делать все, что в наших силах, в плане поклонения Богу, если мы не можем делать то, что хотели бы. На то время у них не было храма, но они не хотели оставаться без жертвенника. Куда бы ни пошел Авраам, он строил жертвенник. Возможно, в некоторых ситуациях мы будем лишены привилегии иметь свет проповеди и хлеб предложения для совершения причастия, но если при этом мы не вознесем жертву молитвы и хвалы, то не исполним свой долг, ибо у нас есть Жертвенник, который освящает дар.

2. Обратите внимание на причину, почему они торопились соорудить жертвенник: так как они были в страхе от иноземных народов. Иудеи находились среди врагов, настроенных недоброжелательно к ним и их религии, для которых были неравным противником.

(1) Но, несмотря на это, они построили жертвенник (читают некоторые); они не оставили свою религию из страха перед оппозицией, с которой, возможно, им придется встретиться. Так пусть же страх перед людьми никогда не толкнет нас в эту сеть.

(2) Поэтому они построили жертвенник. Осознание опасности должно подталкивать нас к исполнению долга. У нас много врагов? Значит, хорошо иметь Бога своим другом и поддерживать общение с Ним. Мы должны правильно использовать свой страх: он должен побуждать нас стать на колени. Даже Саул считал себя погибшим, если враг нападал до того, как он успел обратиться с просьбой к Богу (1Цар 13:12).

III. О жертвах, которые они вознесли на этом жертвеннике. Он был готов для служения, и переселенцы использовали его по назначению. Пусть имеющие жертвенник не лишают его пищи.

1. Они начали возносить всесожжения с первого дня седьмого месяца (ст. 6). Не сказано, что у них был огонь с небес, чтобы приступить к жертвоприношениям, как у Моисея и Соломона; для этого использовался обычный огонь, как у патриархов.

2. Начав, они совершали всесожжение постоянное (ст. 5), утреннее и вечернее (ст. 3). На собственном печальном опыте они познали, что значит отсутствие утешения от приношения ежедневных жертв, и ссылались на это в своих молитвах, поэтому теперь, когда традиция ожила, они решили не позволить ей вновь исчезнуть. Ежедневный агнец символизировал Агнца Божьего, Чья праведность должна быть упованием во всех наших молитвах.

3. Они соблюдали все праздники, посвященные Господу, и возносили жертвы, определенные для каждого из них, в частности для праздника кущей (ст. 4−5). Теперь, когда Бог оказал им большую милость, этот веселый праздник был весьма своевременным. И теперь, когда они собирались поселиться в своих городах, этот праздник должен был напомнить им об отцах, живших в палатках в пустыне, а так как он особым образом ссылался на евангельское время (что следует из Зах 14:18), то был возвеличен, ибо это время приближалось. Что касается служений, которые нужно было совершать во время этого праздника, который длился семь дней и требовал принесения определенных жертв, то сказано, что они делали все по уставу каждого дня (см. Чис 29:3,17 и далее). Verbum die in die suo — Слово или дело, определенное для каждого дня (написано в оригинале). Эта фраза стала притчей для тех, кто привык к языку Писания. Если праздник кущей был прообразом евангельского образа жизни в плане постоянного отвыкания от этого мира и радости в Боге, то можно сделать вывод, что все мы должны стараться совершать дело, предписанное для каждого дня в свой день, соответственно долгу, то есть (1) мы должны использовать время и каждый день находить какое-то доброе дело, которое засчиталось бы нам.

(2) Мы должны приспосабливаться и использовать возможности, которые предоставляет нам нынешний день, чтобы совершить хорошее дело. Все хорошо в свое время. Десятый день этого месяца был днем искупления днем торжественным и весьма своевременным; возможно, они отметили его, но здесь об этом не говорится; хотя я не помню, чтобы во всем Ветхом Завете упоминалось о соблюдении этого дня, словно достаточно того, что мы имеем закон о нем в Книге Левит, гл. 16, и благую весть о нем в Новом Завете, что было его основным предназначением.

4. Они приносили добровольное приношение (ст. 5). Закон требовал, чтобы приносили много, но они приносили больше требуемого, ибо хотя не были достаточно богатыми, чтобы нести затраты, связанные с жертвами, но имели много ревности и, возможно, экономили на собственном питании, дабы в изобилии обеспечивать Божий жертвенник. Блаженны те, которые из печи страданий выносят такую святую ревность.

IV. Об их приготовлениях к строительству храма (ст. 7). Переселенцы сразу приступили к ним, ибо хотя мы делаем, что в наших силах, но должны стремиться к большему и лучшему. Тир и Сидон, как и раньше, должны были обеспечить их работниками, а Ливан лесом; эти повеления для тех и других были даны Киром. Когда Бог призывает нас к чему-то, мы должны уповать на Его провидение и верить, что оно обеспечит нас всем необходимым.

Стихи 8−13. Вернувшиеся евреи не спорили о том, стоит ли возводить храм; решение строить его с максимальной скоростью было принято сразу; да и какое утешение они могли получить от пребывания на родной земле, если не имели знака Его присутствия с ними и Его имя не было записано среди них? И данные стихи описывают, как началось это доброе дело. Обратите внимание:

I. Когда они приступили к строительству: во второй месяц второго года, как только позволило время года (ст. 8) и они закончили праздновать Пасху. Им потребовалось немногим более шести месяцев, чтобы приготовить участок и материалы так сильно они стремились к этому. Отметьте: когда нужно сделать хорошее дело, то мы поступим мудро, если сразу приступим к нему и не будем терять времени, даже предвидя трудности и противодействие. Тем самым мы ободрим себя совершить его и побудим Бога заступиться за нас. Хорошее начало (как мы говорим) наполовину законченное дело.

II. Кто начал его: Зоровавель, Иисус и их братья. Дело Божье будет благополучным в том случае, если гражданские власти, служители и народ будут энергичными и примут решение содействовать ему на своих местах. Бог дал им одно сердце, чтобы совершить это служение, и оно хорошо продвигалось.

III. Кого задействовали в строительстве храма. Левитов поставили для надзора за работами (ст. 8), и они стали для надзора за производителями работ (ст. 9), укрепляя их руки добрыми и утешительными словами. Отметьте: кто не может сам сделать работу, тот может сделать доброе дело, побуждая и ободряя работающих.

IV. Как прославили Бога, когда заложили основание храма (ст. 10−11). Поставили священников с трубами, по повелению Моисея, и левитов с кимвалами, по повелению Давида, но не для услаждения слуха, а для помощи поющим вечный гимн, который никогда не устареет и на который наши уста должны быть постоянно настроены: «Благ Господь, ибо вовек милость Его» припев Псалма 135. Все потоки милости исходят из этого источника. Давайте всегда признавать, что Бог благ, в каком бы положении мы ни находились, сколько бы ни имели скорбей и страхов; Его милость не подведет, какие бы неудачи нас ни преследовали. Давайте петь эти слова, указывая, кого они касаются, как в данном случае: не только «вовек милость Его», но и «вовек милость Его к Израилю», даже когда он находится в плену в чужой стране и является чужим на своей земле. Как бы ни было, но благ Бог к Израилю (Пс 72:1), благ и к нам. Пусть возрождение влияния Церкви, когда она, казалось, уже умерла, приписывается вечной Божьей милости, ибо только благодаря ей Церковь существует.

V. Как это воздействовало на людей. В данной ситуации наблюдалось поразительное проявление различных чувств, ибо среди народа Божьего присутствовали разные настроения, и соответственно им каждый выражал свои чувства; но это не значит, что среди переселенцев возникли разногласия, ибо их намерения не отличались и из-за этого они не собирались откладывать намеченное.

1. Переселенцы, знавшие лишь то, как плохо быть вообще без храма, славили Еоспода радостными восклицаниями, когда увидели, что заложено его основание (ст. 11). Им даже этот фундамент казался великим и был подобен жизни после смерти; их изголодавшимся душам даже это было наслаждением. Они восклицали так, что голос слышен был далеко. Отметьте: мы должны благодарить за начало милости, даже если она не пришла еще во всей полноте; и основание храма после длительного опустошения не могло не быть источником радости для каждого верного израильтянина.

2. Те же, кто помнил славу первого храма, построенного Соломоном, и понимал, насколько нынешний будет хуже его (возможно, меньше по размеру и, безусловно, в сравнении с его величием и великолепием), плакали громко (ст. 12). Если мы будем считать начало пленения четвертым годом правления Иоакима, то прошло около пятидесяти двух лет с тех пор, как был сожжен храм, а если с момента пленения Иехонии то пятьдесят девять. Поэтому многие из присутствующих могли помнить, как выглядел храм; и великой милостью для пленников было то, что жизнь многих священников и левитов была продлена до сего момента, и они лично могли рассказать все, что помнили о славе Иерусалима, чтобы побудить их возвратиться.

(1) Существовал повод для оплакивания различия между строящимся храмом и его предшественником; и если они направили свои слезы в правильное русло и оплакивали грех, приведший к этой печальной перемене, то поступили правильно. Грех пятнает славу любой церкви или народа; и когда обнаруживается, что нация стала малочисленной и занимает ничтожное положение, то она должна нести этот позор.

(2) Тем не менее они проявили свою слабость, смешивая слезы со всеобщей радостью и тем самым угашая ее. Они считали день сей маловажным, не благодарили за полученное благо потому, что получили не так много, как имели их предки, хотя это было больше, чем они заслуживали. Давайте не будем расстроенными струнами среди проявлений всеобщей радости. Огорчение, которое плачущие доставляли народу, усугублялось тем, что они были священниками и левитами, которые должны были знать и учить других, как правильно воспринимать различные провидения, и не позволять воспоминаниям о прежних страданиях заглушать ощущения нынешних милостей. Данная смесь печали и радости представляет этот мир. Одни купаются в реках радости, в то время как другие тонут в потоках слез. На небесах все будут петь и никто не будет вздыхать; в аду все будут плакать и стенать и никто не будет радоваться; а здесь, на земле, мы с трудом можем отличить восклицания радости от вопля плача. Давайте научимся радоваться с радующимися и плакать с плачущими будем плакать, как не плачущие, и радоваться, как не радующиеся.

толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 3 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.