В данной главе ошибки, на которые Ездра жаловался в предыдущей главе, исправлены. Обратите внимание:
(I) Каким образом для этого были подготовлены сердца людей, когда они глубоко смирились о грехе (ст. 1).
(II) Что в связи с этим Шехания посоветовал Ездре (ст. 2−4).
(III) Как его совет был принят и воплощен в жизнь.
1. Начальствующие поклялись исполнить его (ст. 5).
2. Ездра первый поддержал это предложение (ст. 6).
3. Было созвано общее собрание (ст. 7−9).
4. Все поддержали увещевание Ездры и согласились провести реформацию (ст. 10−14).
5. Было решено назначить уполномоченных, которые изо дня в день выясняли бы, кто из переселенцев женат на чужеземке, и обязывали отпустить их, что и было осуществлено согласно плану (ст. 15−17). В конце главы приведены имена тех, кто был виновен в этом грехе (ст. 18−44).
Стихи 1−5. Данные стихи рассказывают:
I. Какое хорошее впечатление произвело на людей смирение Ездры и исповедание греха. Вскоре обратили внимание, что недавно выбранный губернатор города, которому все были очень рады, тоже пребывал в большой скорби из-за народа и его греха. Тогда стеклось к нему весьма большое собрание, чтобы посмотреть, что послужило тому причиной, и смешать свои слезы с его слезами (ст. 1). Оплакивание грехов других людей может расположить к плачу их самих, хотя в противном случае они оставались бы бесчувственными и не раскаялись. Посмотрите, какое благословенное влияние могут оказать начальствующие на подчиненных своим благочестивым примером. Когда Ездра книжник, ученый и представитель царя так горько оплакивает порочность людей, они могут сделать вывод, что их дела весьма печальны, ибо в противном случае он не скорбел бы так; и это вызвало слезы у многих: у мужчин, женщин и детей, потому что народ много плакал, раз плакал он сам.
II. Какое хорошее предложение в связи с этим внес Шехания. Это место называлось Бохим место плачущих, но, как мне кажется, среди присутствовавших там царила полная тишина, как среди друзей Иова, которые не говорили ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико, пока Шехания, один из спутников, сопровождавших Ездру, когда тот выходил из Вавилона (Езд 8:3,5), не встал и не обратился к нему с речью, в которой:
1. Он признал вину народа, одним словом подвел итог исповеданию Ездры и подтвердил, что все сказанное является истинной: «Мы сделали преступление перед Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных (ст. 2). Ситуация слишком очевидна, чтобы ее отрицать, и слишком плоха, чтобы оправдываться». Не говорится, что сам Шехания был виновен в этом грехе (если бы у него было бревно в глазу, то он не видел бы так четко и не мог выдернуть его из глаза своего брата), но его отец и родственники отца были виновны (что следует из ст. 26), поэтому он причисляет и себя к преступникам. Он не ищет повода, чтобы оправдать или смягчить вину, хотя его родственники виновны в этом грехе, а, защищая дело Божье, как Левий, говорит об отце своем: «Я на него не смотрю» (Втор 33:9). Возможно, чужая жена, на которой женился его отец, была для него злой мачехой и причинила семье много вреда, и он предполагал, что так же поступали другие; и это в свою очередь сделало его особо ревностным в борьбе против этого порока. Если так, то не впервые личное негодование используется и направляется божественным провидением для блага народа.
2. Он ободряет себя и других надеяться, что хотя дела обстоят плохо, но их можно изменить: «Но есть еще надежда для Израиля (а для кого еще есть надежда, как не для Израиля? Писание говорит, что для тех, кто отчужден от общества Израильского, нет надежды, Еф 2:12) даже в этом деле». Положение плохое, но не отчаянное; болезнь опасна, но исцелима. Есть надежда, что народ изменится, виновные исправятся и инфекция больше не будет распространяться; тогда можно будет предотвратить суды, которых заслуживает этот грех, и все будет хорошо. Есть еще надежда теперь, когда болезнь обнаружена и наполовину исцелена. Теперь, когда поднята тревога, люди начали осознавать причиненное ими зло и оплакивать его; похоже, на них излился дух покаяния, и все они тоже смирились перед Богом за свои грехи. Есть еще надежда, что Бог простит и помилует. Долина Ахор (т.е. печали) является преддверием надежды (Ос 2:15), ибо грех, который действительно печалит, не погубит нас. Теперь, когда появился такой благоразумный, благочестивый и ревностный правитель, как Ездра, который руководил делами, у Израиля появилась надежда. Отметьте:
(1) В печальные времена мы должны видеть и обращать внимание на то, что содействует нам, равно как и на то, что нам противодействует.
(2) Через благодать мы можем иметь надежду, даже если осознаем свою большую вину перед Богом.
(3) Где о грехе знают и оплакивают, там предпринимают правильные шаги по направлению к реформации; и даже грешников следует ободрять к этому.
(4) Даже великие святые должны с благодарностью принимать своевременный совет и утешение от тех, кто по положению стоит значительно ниже их, как Ездра принял совет Шехании.
3. Он советует поскорее предпринять эффективные действия для развода с чужими женами. Ситуация была очевидна: то, что сделано ошибочно, нужно поскорее исправить; именно таким является истинное покаяние. «Мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими» (ст. 3). Хотя Ездра знал, что это единственный способ исправить ситуацию, но, возможно, не думал, что это осуществимо, и не надеялся, что ему удастся склонить людей к такому решению; и это повергло его в смятение, о котором мы читали в предыдущей главе. Но Шехания, который больше общался с людьми, заверил, что это практически выполнимо, если только они будут действовать мудро. Что касается нас и нынешнего времени, то очевидно, что грех нужно оставить, дать ему разводную и исполниться решимостью не иметь с ним ничего общего, даже если он дорог, как жена юности твоей (более того, если он дорог, как правый глаз или правая рука), в противном случае мы не получим прощения и мира. Невозможно справедливо владеть тем, что нечестно добыто, с этим нужно расстаться; что же касается чужого ярма с неверными, то совет Шехании, который был ясен в то время, не был бы принят сейчас; такие браки безусловно являются греховными, и их не следует заключать, но их не следует считать недействительными. Quod fieri non debuit, factum valet — То, что не следовало делать, если сделано, должно пребывать. Согласно Евангелию, наше правило гласит: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее» (1Кор 7:12−13).
4. Он излагает хороший метод для осуществления этой реформации и показывает, что ее нужно не только совершить, но и приступить к ней немедленно.
(1) «Пусть Ездра и все присутствующие на собрании примут решение сделать это (проголосуйте немедленно; это должно быть сделано петте contradicente единогласно), чтобы можно было сказать, что это сделано по совету господина моего, председательствующего на собрании, и по единодушному согласию благоговеющих пред заповедями Бога нашего», так охарактеризованы собравшиеся (Езд 9:4). «Заявите, что так считают все благочестивые и благоразумные люди, собравшиеся здесь, которые оказывают большое влияние на израильтян».
(2) «Пусть заповедь Бога, касающаяся этого вопроса, которую Ездра повторил вслух в своей молитве, будет изложена народу, и пусть он увидит, что это делается по закону. Именно этот закон является для нас предписанием, и он велит нам сделать это. Мы ничего не добавили от себя к божественному закону и поэтому обязаны исполнить его».
(3) «Пока мы единодушны, давайте свяжем себя торжественной клятвой и пообещаем осуществить реформацию, чтобы это дело не осталось несделанным, когда нынешние впечатления потускнеют. Давайте заключим завет и пообещаем, что не только отпустим чужих жен, если имеем таковых, но и, не имея таковых, сделаем все возможное на своих местах, чтобы обязать других отпустить их».
(4) «Пусть в этом вопросе председательствует Ездра, которому царь вверил власть и поручил узнать, тщательно ли соблюдается закон Бога в Иудее и Иерусалиме (Езд 7:14); и давайте все примем решение поддерживать его (ст. 4): «Встань, потому что это твое дело». Плач в данной ситуации хорошее дело, но реформация лучше». Посмотрите, что Бог сказал Иисусу Навину в подобной ситуации (Нав 7:10−11).
III. Какое хорошее решение они приняли в связи с этим предложением (ст. 5). Они не только согласились, но и обязали себя клятвой поступить по слову. Крепче привяжешь быстрее найдешь.
Стихи 6−14. Данные стихи описывают, как осуществлялось недавно принятое решение относительно чужих жен; они не теряли времени и решили ковать железо, пока горячо так быстро были приведены в движение колеса реформации.
1. Ездра обратился к церковному совету, где, возможно, собирались священники для решения государственных дел; и пока он туда не пришел (так, по мнению епископа Патрика, должно читаться это место), пока не увидел, что в этом плане Что-то сделано и, похоже, еще больше будет сделано для исправления ошибки, до тех пор хлеба он не ел и воды не пил, продолжая скорбеть. Скорбь о грехе должна быть постоянной; мы должны следить, чтобы она пребывала до тех пор, пока от греха не отказались.
2. Он отправил повеление всем сынам плена, чтобы они посетили его в Иерусалиме в течение трех дней (ст. 7−8); и так как царь дал ему власть усиливать свои приказы наказанием (Езд 7:26), то он грозил отказывавшимся повиноваться призыву лишить их имущества и объявить вне закона. Имущество тех, кто не посетит это религиозное собрание, навсегда будет передано для служения религии, а сам человек с презрением лишен почестей и привилегий их религии; он будет отлучен от общества.
3. В течение определенного времени большинство людей пришли в Иерусалим и встретились на площади у дома Божьего (ст. 9). Те, у кого не было ревности по делу, к которому они были призваны, более того, которым, похоже, оно не нравилось, ибо они сами были виновны, тем не менее оказали Ездре уважение и были так напуганы наказанием, что не осмелились остаться в стороне.
4. Бог продемонстрировал им Свое недовольство в виде сильного дождя, случившегося в то время (ст. 9 и 13), который, возможно, удержал некоторых дома и очень огорчил собравшихся на площади. Небеса плакали вместе с ними, символизируя тем самым, что хотя Бог гневался на них за этот грех, но был доволен их покаянием, и (как сказано в Суд 10:16) не потерпела душа Его страдания Израилева; это также указывало на добрые плоды их покаяния, ибо дождь делает землю плодородной.
5. Ездра обратился с речью к этому великому собранию. Он сказал, в связи с чем собрал их в этот раз: ибо с момента возвращения из рабства они увеличили вину Израиля, взявши себе жен иноплеменных, и тем самым добавили новое преступление к прежним грехам, а это было верным средством возврата к прежнему идолопоклонству греху, за который Бог поразил их и от которого, как он надеялся, они исцелились в плену. Ездра собрал их вместе, чтобы они могли покаяться в этом перед Господом Богом, и, сделав это, заявить о своей готовности и желании угодить Богу (ибо так должны поступать все, кто искренно покаялся в своих ошибках и желает обрести Его благоволение), а именно: отделиться от всех проявлений идолопоклонства, особенно от жен-идолопоклонниц (ст. 10−11). Можно предположить, что он особенно подробно коснулся этих вопросов и, возможно, еще раз исповедал этот грех, как делал раньше (гл. 9), и потребовал, чтобы собрание подтвердило его исповедание, сказав: «Аминь».
6. Народ подчинился не только юрисдикции Ездры в общем, но также его расследованию и приговору в этом вопросе: «Как ты сказал, так и сделаем (ст. 12). Мы согрешили, смешиваясь с язычниками, и из-за этого подверглись опасности не только развратиться, общаясь с ними (ибо мы нравственно неустойчивы), но и потеряться среди них, ибо нас мало. Мы убедились в том, что нам необходимо вновь отделиться от них». У народа есть надежда, если он убежден в том, что расстаться с грехом не только хорошо, но и необходимо: мы должны сделать это, или мы погибли.
7. Было решено отпустить иноплеменных жен, но сделать это не на всенародном собрании, чтобы не думали, что сделать это нужно немедленно, а определить собрание уполномоченных представителей, которые должны выслушивать жалобы и на их основании выносить решение. Не следовало делать это в тот же день, так как не была разработана методика и люди не могли больше находиться на площади из-за дождя. Виновных в этом грехе было много, и требовалось время, чтобы обнаружить и исследовать отдельно каждое дело. Могут возникнуть ситуации, относительно которых нельзя вынести решение без дискуссии и размышления (ст. 13). «Поэтому пусть люди разойдутся, а начальники останутся принимать информацию; пусть они ходят от города к городу и обличают согрешивших в присутствии судей и старейшин города и пусть следят за тем, чтобы повеления исполнялись. Поэтому потратьте время, и мы быстро закончим это дело; в то же время, если мы поторопимся, то сделаем его наполовину (ст. 14). Если в данном вопросе мы совершим основательную реформацию, то пылающий гнев Бога отвратится от нас, который (если мы осознаем это) обрушился бы за это преступление». Ездра хотел, чтобы его ревность руководствовалась человеческим благоразумием, и решил последовать этому методу; он не стыдился признаться, что другие посоветовали ему, а он всего лишь согласился.
Стихи 15−44. Определили, каким образом будет решаться этот вопрос, и собрание разошлось, чтобы каждый чиновник, занимающий важное положение, мог собрать и предоставить информацию, содействующую этому делу. И далее рассказывается:
(1) кем были люди, взявшие на себя обязательство руководить этим делом и регулярно предоставлять дела для рассмотрения уполномоченным. Их звали Ионафан и Яхзея; это были активные люди, не ясно, из священников или из народа; возможно, именно они внесли это предложение (ст. 13−14) и поэтому больше других подходили для его осуществления; к ним присоединились два честных левита и были помощниками им (ст. 15). Д-р Лайтфут по-другому истолковывает это место: «Только (или несмотря ни на что) Ионафан и Яхзея выступили против этого дела (чтение оригинала очень хорошо согласуется по смыслу), и эти два левита были помощниками им, противостоя то ли самому делу, то ли методу, с помощью которого оно осуществлялось». Было бы странно, если бы подобная работа совершалась, не сталкиваясь с оппозицией.
(2) Кем были уполномоченные, выносившие решение. Председательствовал Ездра, вместе с ним участвовали главы поколений, известные своей мудростью и ревностью к этому служению (ст. 16). Им повезло, что их возглавлял такой человек, как Ездра; они не смогли бы все сделать правильно без его наставлений, в то же время и он не смог бы все сделать без их содействия.
(3) Как долго они были заняты этим делом. Они приступили к нему в первый день десятого месяца и начали исследовать дело (ст. 16) т.е. прошло всего десять дней с момента, когда предложили этот метод (ст. 9), и закончили в течение трех месяцев (ст. 17). Уполномоченные полностью посвятили себя этому делу, в противном случае не смогли бы принять решение относительно многих случаев, которые им пришлось рассмотреть в течение короткого времени; ибо мы можем предположить, что всех, кому предъявили обвинение, честно спрашивали, какое основание они могут выдвинуть, чтобы не расставаться; и, судя по другим делам, если жена становилась последовательницей иудейской религии, то ее не отсылали прочь, а подобное испытание требовало особого внимания.
(4) Кем были личности, оказавшиеся виновными в этом грехе. Их имена записаны в этих стихах для их вечного позора; виновными оказались многие священники, более того, члены семьи первосвященника Иисуса (ст. 18), хотя ради сохранения славы их брака закон позаботился, чтобы они были святы и не женились на мирских женщинах (Лев 21:7). Те, которые должны были учить закону других, сами нарушили его и своим примером ободрили других поступать так же. Но, потеряв невинность в этом вопросе, они сделали хорошо, что отреклись и подали пример своим покаянием, ибо дали руки свои во уверение и пообещали отпустить чужих жен (некоторые полагают, что они поклялись с поднятыми руками). Они пошли правильным путем, чтобы получить прощение, ибо принесли в жертву повинности овна, как того требовал закон (Лев 6:6); это означало, что они признают свою вину, оставляют грех и смиренно просят прощения. Здесь перечислено около 113 человек, женившихся на чужих женах, и некоторые имели детей от них (ст. 44); это говорит о том, что таких было мало, и Бог не благословлял эти браки умножением. Неясно, действительно ли детей отпускали вместе с матерями, как предлагал Шехания; скорее всего, нет; тем не менее, похоже, жены, которых отпустили, были хорошо обеспечены соответственно своему положению. Некоторые могут подумать, что теперь эта ошибка была должным образом исправлена, тем не менее мы вновь сталкиваемся с ней позднее (Неем 13:23 и Мал 2:11), ибо подобные пороки легко и неощутимо вкрадываются, и от них довольно трудно избавиться. Наилучшие реформаторы могут всего лишь прилагать свои усилия, но когда придет от Сиона Избавитель, то Он отвратит нечестие от Иакова.
толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 10 глава