Данная глава рассказывает:
(I) Об указе Кира, царя персидского, который освобождал всех евреев, находившихся в плену в Вавилоне, и повелевал им восстановить их храм в Иерусалиме (ст. 1−4).
(II) О возвращении многих иудеев на родину благодаря этому указу (ст. 5−6).
(III) О повелении вернуть сосуды в храм (ст. 7−11). Так начался рассвет дня их избавления.
Стихи 1−4. Сейчас нам было бы полезно поразмыслить о том, (1) в каком положении находились пленные евреи в Вавилоне. Во всех отношениях оно было весьма плачевным; они находились во власти халдеев, ненавидевших их, и не имели ничего своего; у них не было ни храма, ни жертвенника; если они пели псалмы, то враги смеялись над ними; но среди них были пророки. Иезекииль и Даниил держались отдельно от язычников. Некоторые евреи занимали важное положение при царском дворе, другие достаточно хорошо устроились в деревне, но все ободряли себя надеждой, что в должное время они вернутся на родину. Эти ожидания помогли им сохранить отличия в семейном укладе, знание своей религии и отвращение к идолопоклонству.
(2) В каком состоянии находилась власть, которой они подчинялись. В первый год своего царствования Навуходоносор увел в плен много евреев (к тому времени Иоаким находился у власти четыре года); он царствовал сорок пять лет, его сын Евилмеродах двадцать три года, а его внук Валтасар три года, что в общем составляет семьдесят лет. Доктор Лайтфут полагает, что в Книге Исайи его обвиняют в том, что он пленников своих не отпускал домой (Ис 14:17), хотя Даниил сказал ему, что если он окажет милость бедным евреям, то продлится мир его (Дан 4:24). Но мера грехов Вавилона наконец наполнилась, и тогда Дарий Мидянин и Кир, царь персидский, уничтожили его, о чем мы читаем в Книге Даниила, гл. 5. Так как Дарий был стар, то предоставил управлять страной Киру, и тот был задействован в качестве инструмента для освобождения евреев. Завладев Вавилоном, он издал указы об освобождении иудеев, возможно, вопреки политике Навуходоносора (чью семью он истребил), так как ему нравилось уничтожать все, что тот сделал; возможно, он сделал это из политических соображений, желая представить свое новое владычество мягким и милосердным, или (как полагают некоторые) из благочестивого уважения к пророчеству Исайи, которое было хорошо известно и опубликовано 150 лет назад, где он назван по имени как человек, который должен сделать это для Бога и для которого Бог совершит великие дела (Ис 44:28; 45:1 и далее); возможно, придворные показали ему его. Как утверждают некоторые, его имя на персидском языке означает «солнце», ибо он принес свет и исцеление Церкви Божьей и был выдающимся прообразом Христа Солнца правды. Некоторые считают, что его имя означает «отец»; Христос наш вечный Отец. И данные стихи:
I. Рассказывают, каким образом появился этот указ: «Возбудил Господь дух Кира». Отметьте: Бог держит в Своей руке сердца царей и поворачивает их, как ручейки воды, куда Ему угодно. О Кире сказано, что он не знал Бога и как Ему нужно служить, но Бог знал его и как с его помощью посодействовать Своим интересам (Ис 45:4). Бог управляет миром Своим влиянием на дух людей, и если когда-либо они делают что-то хорошее, то потому что к этому их возбудил Бог, воздействовав на их дух. Он вкладывает мысли в разум, воздействует на разум, чтобы сформировать правильное суждение, и направляет волю, куда Ему угодно. Поэтому Ему нужно воздавать славу за все добрые дела, совершенные когда-либо для Церкви Божьей.
II. Ссылаются на пророчество Иеремии, через которого Бог не только пообещал, что евреи вернутся на родину, но и указал время их возвращения, и теперь настал час оказать благоволение Сиону. Их пленению было отведено семьдесят лет (Иер 25:12; 29:10), и Бог, пообещавший вывести Израиль из Египта в этот самый день (Исх 12:41), безусловно был очень пунктуален и в данном случае. Издав указ об освобождении, Кир утвердил слово раба Божьего (Ис 44:26), изреченное много лет назад. При жизни Иеремию ненавидели и презирали, но Провидение почтило его много лет спустя, раз слово Господа в его устах воздействовало на могущественного монарха, побуждая следовать ему.
III. Указывают дату, когда был издан указ. Это был первый год его царствования, но не над Персией, царем которой он являлся, а над Вавилоном государством, им завоеванным. Великая честь оказана тем, чей дух возбужден служить Богу с самого начала.
IV. Рассказывают, что данный указ был обнародован словесно и письменно. Кир повелел объявить его по всему царству своему, чтобы он звучал, как юбилейная труба, которая возвещает начало радостного субботнего года после многих печальных лет и дарует свободу пленникам. Для убедительности указ был написан черным по белому, чтобы его можно было отослать в отдаленные районы Мидии и Ассирии, где были рассеяны десять колен (4Цар 17:6).
V. Раскрывают содержание указа об освобождении.
1. Вступление показывает причины и размышления, которые воздействовали на Кира (ст. 2). Похоже, его разум был просветлен знанием об Иегове (ибо именно так он называет Его), Боге Израилевом, как о единственном живом и истинном Боге, Боге небесном, Который является всемогущим Господом и распределяет все царства земли; о Нем он говорит (ст. 3, англ. пер.): «Он есть Бог единственный Бог превыше всех». Хотя соответственно своему воспитанию Кир не знал Бога, но Бог сделал так, чтобы сейчас он узнал Его и совершил служение, взирая на Него. Кир исповедует, что делает это (1) из благодарности Богу за оказанные ему милости: «Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный». Это звучит немного хвастливо, ибо его владычество не коснулось многих царств земли. Но его слова подразумевали, что Бог отдал ему все, что было дано Навуходоносору, чье владычество, по словам Даниила, достигло до небес (Дан 4:22; 5:19). Отметьте: Бог-источник власти; все земные царства находятся в Его распоряжении; все, чем владеет человек, получено от Него; а те, кому Бог вверил большую власть и огромные владения, должны считать себя обязанными сделать много для Него.
(2) Из послушания Богу. «Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме», возможно, во сне или в ночном видении; и это подтверждалось сравнением с пророчеством Исайи, где были предсказаны его действия. Непослушание Израиля повелениям Бога, о которых им часто говорили, усугублялось послушанием этого языческого царя.
2. Кир разрешает всем евреям, проживавшим в его владениях, вернуться в Иерусалим и построить там дом Господу (ст. 3). Уважение к Богу заставило его не придавать значения (1) мирским интересам его правления. Он поступил бы разумно, если бы удержал такое большое количество трудоспособных людей в своих владениях, ибо казалось неразумным отпускать их и позволять вновь укорениться на своей земле. Но благочестие является наилучшей политикой.
(2) Религии своей страны. Почему он не велел им построить храмы богам Вавилона и Персии? Он верил, что Бог Израиля является Богом небесным, поэтому обязал Израиль поклоняться только Ему. Пусть ходят во имя Господа Бога своего.
3. К указу он добавляет просьбу о сборе пожертвований для покрытия расходов бедных людей, которые самостоятельно не могли нести такие большие затраты (ст. 4). «А всем оставшимся кому не хватает средств, чтобы добраться до Иерусалима, пусть помогут жители места того». Некоторые воспринимают эти слова как приказ царя своим чиновникам обеспечить их средствами из государственного дохода (как в гл. 6, ст. 8), но они также могут означать разрешение пленникам просить и принимать милостыню и добровольные пожертвования от всех подданных царя, доброжелательно к ним настроенных. И можно вполне предположить, что евреи хорошо вели себя по отношению к соседям, и поэтому те хотели оказать им услугу, ибо любили их так же, как египтяне, желавшие избавиться от них. По крайней мере, многие хотели помочь им, потому что это хорошо воспринималось их руководством. Кир не только пожелал всего хорошего отправившимся в путь («Да будет Бог их с ними», ст. 3), но и позаботился, чтобы они были обеспечены всем необходимым для переезда. Он считал вполне естественным, чтобы те, кто мог себе это позволить, пожертвовали доброхотные даяния для дома Божия, дабы поспособствовать его строительству. Но помимо этого он хотел, чтобы им была оказана государственная помощь. Кто желает добра храму, тот должен что-то делать для этого.
Стихи 5−11. Данные стихи рассказывают:
I. Как указ Кира воздействовал на других.
1. Он разрешал евреям вернуться в Иерусалим, и многие отправились в путь (ст. 5). Лидерами этих людей были главы поколений Иудиных и Вениаминовых выдающиеся и опытные люди; и так как они были выше своих братьев по положению, то соответственно должны были быть первыми в исполнении долга. Первыми, кто повернул свое лицо к Сиону, были (как и должно) священники и левиты. Если нужно сделать доброе дело, то хорошо, чтобы им руководили служители. Их сопровождали люди, которых Бог склонил отправиться в путь. Тот же Бог, Который возбудил дух Кира возвестить о свободе, возбудил их дух воспользоваться этим указом, ибо это было сделано не воинством и не силою, но Духом Господа Саваофа (Зах 4:6). Возможно, многие испытывали сильное искушение остаться в Вавилоне. Они там благополучно поселились, завязали добрые взаимоотношения с соседями и были готовы сказать: «Хорошо нам здесь быть». Факторов, убеждающих отказаться от возвращения, было много: это было длительное путешествие, их жены и дети не были готовы для него, родная земля стала для них чужой, а дорога к ней была неизвестна. Идти в Иерусалим! Да что они будут там делать? Город лежал в руинах, окруженный врагами, для которых они станут легкой добычей. И многие, поразмыслив об этих проблемах, остались в Вавилоне, по крайней мере, не пошли с первой группой. Но нашлись и такие, которые преодолели трудности, осмелились проломить лед, не испугались льва на пути и льва на улицах. Это были те, чей дух Бог возбудил. Он Своим Духом и благодатью наполнил их благородным стремлением к свободе, благодатной любовью к родине и желанием иметь возможность свободно и публично совершать обряды своей религии. Если бы Бог предоставил их самим себе, чтобы они следовали советам плоти и крови, то они остались бы в Вавилоне; но Он вложил в их сердце желание смотреть в направлении Сиона и спрашивать, как странники, путь туда (Иер 50:5), ибо это было новое поколение евреев, которое, подобно их отцу Аврааму, вышло из этой земли халдейской, не зная, куда идти (Евр 11:8). Отметьте: если мы делаем что-то хорошее, то только благодаря благодати Бога, ибо именно Он побуждает наш дух сделать это: производит в нас и хотение и действие. Наш дух естественным образом склонен к этой земле и земным вещам, и если он движется вверх, совершая добрые дела или побуждаемый благочестивыми чувствами, то именно Бог воздействовал на него. Призыв и приглашение Евангелия похожи на воззвание Кира, ибо оно проповедует пленным освобождение (Лк 4:18). Кто пребывает в узах неправедного владычества греха и ожидает праведного суда Божьего, того может освободить Иисус Христос. Кто покается и верой обратится к Богу и своему долгу перед Ним, дабы обрести блаженство в Боге, для того Иисус Христос открыл путь; таковые смогут избавиться от рабства греха в свободу славы детей Божиих. Это предложение обращено ко всем; его сделал Христос, используя полученный от Отца дар, ибо Ему дана всякая власть на небе и на земле (а это намного больше, чем Он дал Киру, ст. 2) во исполнение данного ему повеления строить дом Богу то есть учредить Церковь в этом мире и Его царство среди людей. Многие, услышав этот радостный призыв, решили остаться в Вавилоне, потому что любили свои грехи и боялись трудностей святой жизни, но нашлись немногие, которые смогли преодолеть страхи и решили строить дом Богу делать небеса своей религии чего бы это ни стоило. Это те, чей дух Бог возбудил и поднял выше этого мира и плоти, кого Он сделал желающими в день силы Своей (Пс 109:3, англ. пер.). Подобным образом будет наполняться небесный Ханаан: хотя многие погибнут в Вавилоне, но предложение Евангелия не будет напрасным.
2. Кир повелел, чтобы соседи евреев помогли им; так и было (ст. 6). Все соседи помогли им посудой и другим имуществом, необходимым для путешествия, желая помочь в строительстве, обустройстве своих домов и храма Божьего. Скиния была построена благодаря добыче из Египта, первый храм за счет труда чужеземцев, а второй храм создан благодаря пожертвованиям халдеев; все это говорило о том, что язычники в должное время будут допущены в Церковь. Если Богу угодно, то Он может склонить сердца чужеземцев быть добрыми к Своему народу и заставить укреплять его руки тех, кто ослаблял их. Земля помогла жене. Сверх всякого доброхотного даяния со стороны самих евреев, решивших остаться, много было пожертвовано недоброхотно (если можно так сказать) жителями Вавилона, которые сделали это под воздействием на их разум божественной силы, хотя сами они не могли объяснить свои действия.
II. Как откликнулся на это воззвание сам Кир. Чтобы доказать искренность своей любви к дому Божьему, он не только освободил народ Бога, но и вернул сосуды храма (ст. 7−8). Здесь обратите внимание:
(1) Как позаботилось Провидение о сосудах храма. Они не потерялись; их не расплавили и не сплавили с другими сосудами, так чтобы их нельзя было узнать, и все они теперь обнаружились. Подобным образом Бог заботится о живых сосудах милосердия, сосудах славы, о которых сказано (2Тим 2:19−20): «Познал Господь Своих, и ни один из них не погибнет».
(2) Хотя их поставили в храме идола и, возможно, использовали для служения ему, но затем вернули, чтобы использовать для Бога. Бог вернет Свое; добыча сильного вооруженного воина будет использоваться победителем.
(3) Даже находясь в плену, Иудея имела князя. Шешбацар (предположительно здесь имеется в виду Зоровавель) назван князем Иудиным. Халдеи называли его Шешбацар, что означает «радость в страдании», но среди своего народа его называли Зоровавель «сильный в Вавилоне»; таким он считал себя, полагая Иерусалим своим домом, хотя, по словам Иосифа Флавия, был начальником охраны царя вавилонского. Он проявлял заботу о делах евреев, обладал некоей властью над ними, возможно, с момента смерти Иехонии, сделавшего его своим наследником, ибо был из дома Давидова.
(4) Именно ему передали сосуды, пересчитав их вначале (ст. 8), и он позаботился, чтобы их благополучно перевезли в Иерусалим (ст. 11). Тот факт, что они уже имели много богатой утвари для храма, готовой для служения, должен был ободрить их в строительстве. Хотя Божьи постановления, равно как и сосуды святилища, могут неправильно использоваться и оскверняться новозаветным Вавилоном, но в должное время они будут возвращены для первоначального использования и предназначения, ибо ни одна йота или буква божественного постановления не останется неисполненной.
толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 1 глава