Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 8 глава

Толкование Мэтью Генри


Здание и внутренне убранство храма поражало великолепием, но по славе его превзошла церемония посвящения, подобно тому как молитва и хвала дело святых превалирует над литьем металла и гравировкой камня делом ремесленников. Предназначение храма поддерживать связь Бога с Его народом; и здесь повествуется о торжественности их первой встречи в нем.

I. Представители всего Израиля собрались вместе (ст. 1−2) на четырнадцать дней (ст. 65) для участия в празднике в честь Бога.

II. Священники перенесли ковчег в Святое Святых и поместили его там (ст. 3−9).

III. Господь вступил во владение храмом, сойдя в виде облака (ст. 10−11).

IV. Воздавая благодарение Богу, Соломон сообщил народу, по какому поводу они собрались (ст. 12−21).

V. В своей обстоятельной молитве Соломон представил милостивому вниманию Господа все молитвы, которые будут совершаться на этом месте или с обращенным на него взором (ст. 22−53).

VI. Он распустил собравшихся с благословениями и наставлениями (ст. 54−61).

VII. Он совершил обильное жертвоприношение, ставшее трапезой для него и для народа, поэтому все разошлись с огромным удовлетворением (62−66). Это были золотые дни Израиля прообраз дней Сына человеческого.

Стихи 1−11. Несмотря на роскошь убранства, в храме еще не было ковчега, и он напоминал тело без души или светильник без свечей или (говоря по существу) дом без жильца. Все труды и средства, потраченные на это величественное строение, будут напрасными, если Бог не примет их; и если Ему не угодно признать это место Своим где Он положит память имени Своего, то оно, по большому счету, всего лишь груда развалин. Поэтому, когда совершена вся работа (3Цар 7:51), одно только нужно, а именно принести в храм ковчег. И это действие стало тем концом, который делу венец, и совершалось таковое с особой торжественностью, о чем и свидетельствует приведенное здесь описание.

I. Возглавил торжественную церемонию сам Соломон, как поступил и Давид, когда ковчег принесли в Иерусалим; и ни один из них не счел ниже своего достоинства идти за ковчегом и показать народу пример служения. Соломон гордился своей репутацией проповедника (англ. пер., Еккл 1:1) и главы собраний (в русск. пер., составители, Еккл 12:11). Он созывает это представительное собрание (ст. 1) и находится в центре такового, ибо все собрались к нему на праздник... в месяце Афаниме (ст. 2), а именно на праздник кущей, начинавшийся в пятнадцатый день этого месяца (Лев 23:34). Давид, как и подобает весьма благочестивому человеку, принес ковчег в удобное место рядом с собой;а Соломон, как и подобает великому человеку, приносит его в величественное место. Пусть каждый человек служит тем даром, который получил; и пусть дети продолжают служение, начатое их родителями.

II. На этой торжественной церемонии присутствовал весь Израиль: судьи и старейшины колен и родов, все начальники гражданские и военные, и (как говорят на севере) главы кланов. Такое представительное собрание правомерно назвать собранием всего Израиля. И пришли они сюда, чтобы:

(1) Воздать честь Соломону и поблагодарить его от имени всего народа за все добрые дела, которые он совершил для людей по милости к ним.

(2) Воздать честь ковчегу, засвидетельствовать ему свое почтение и продемонстрировать всеобщую радость и удовлетворение в связи с тем, что у него теперь постоянное место. Хотя зачастую внешний блеск обрядов становится слишком сильным искушением для лицемерных последователей, тем не менее церемония перенесения ковчега с присущим ей великолепием должна вызывать радость (с трепетом) у всех желающих ему блага, ибо это может оказаться полезным для укрепления его авторитета. Милости, дарованные всему народу, требуют всенародного признания. Все явившиеся перед лицом Господа пришли не с пустыми руками, ибо принесенных в жертву животных овец и волов было неисчислимое множество (ст. 5). Люди во время царствования Соломона жили очень богато, весело и без затруднений, поэтому вполне уместно, что в данном случае они посвятили Господу не только свою радость, но и часть богатства.

III. Священники исполнили свою роль в торжественной церемонии. В пустыне ковчег носили левиты, потому что в то время для этого служения не хватало священников; но здесь (и поскольку нести ковчег предстояло в последний раз) это сделали сами священники; аналогичный приказ у них был при осаде Иерихона. Здесь мы узнаем:

(1) Что находилось в ковчеге ничего, кроме двух каменных скрижалей (ст. 9), сокровища, которое по своей ценности намного превосходило все, что посвятили храму Давид и Соломон. Сосуд с манной и Ааронов жезл помещались рядом с ковчегом, а не в нем.

(2) Что принесли вместе с ковчегом: скинию собрания (ст. 4). Вероятно, в храм принесли как ту скинию, которую Моисей устанавливал в пустыне и которая была в Гаваоне, так и ту, которую Давид поставил на Сионе; таким образом сюда доставили все святыни и они как бы слились в одно целое в храме, который отныне становился тем местом, где следовало вопрошать Бога. Подобным же образом все святыни Церкви на земле, приносящие ей радость и славу, будут поглощены совершенством святости небес.

(3) В каком, определенном для него, месте покоя был установлен ковчег после всех своих странствий: в давире храма (ст. 6), откуда рассчитывали услышать глас Божий, в святом святых, которое стало таковым благодаря присутствию ковчега, под крыльями больших херувимов, установленных Соломоном (3Цар 6:27); и это символизировало, что Божьи таинства и собрания Его народа находятся под особой защитой ангелов. Шесты ковчега были выдвинуты так, чтобы они были видны из-под крыльев херувимов и служили для первосвященника указателем покрывающего ковчег места милосердия, когда тот заходил туда раз в году, чтобы окропить его кровью; так шесты до сих пор использовались, хотя повода для перенесения ковчега уже не было.

IV. Бог благосклонно принимает завершенное дело и подтверждает Свое одобрение (ст. 10−11). Священники могли входить в Святое Святых, пока Бог не явил там Свою славу, а после этого уже никто не мог без риска для жизни приближаться к ковчегу, за исключением первосвященника в день очищения. Поэтому Shechinah (Шехина) — Слава Божия сошла туда, чтобы завладеть этим местом, после того как священники покинули его, причем она заполнила не только Святое Святых, но и весь храм; поэтому священники, сжигавшие фимиам у золотого жертвенника, не смогли там стоять. Этим видимым излучением Своей славы:

(1) Господь облек честью ковчег и признал его как знак Своего присутствия. Долгое время слава ковчега умалялась и тускнела из-за частых перемещений и расположения в непочетных местах, а зачастую из-за пребывания у всех на виду. Теперь же Богу угодно показать, что ковчег дорог Ему, как и прежде, и нам надлежит относиться к нему с почтительностью, которую оказывали ему, когда Моисей впервые принес его в скинию.

(2) Господь подтвердил, что принимает здание и внутреннее убранство храма как доброе служение, совершенное в честь Его имени и царства среди людей.

(3) Господь поверг это огромное собрание в благоговейный трепет; а также благодаря увиденному израильтяне утвердились в своей вере в то, что сказано в Книгах Моисеевых относительно явления Божьей славы их отцам, а это, в свою очередь, побудит их хранить верность служению Богу Израилеву и даст силы против искушения впасть в идолопоклонство.

(4) Господь показал, что готов услышать молитву, которую собирался сейчас произнести Соломон; более того, Он вселился в этот дом, чтобы ободрять молящихся обращаться к Нему с прошениями. Но слава Божья явилась в облаке в темном облаке, и это символизировало:

[1] Мрак той эпохи по сравнению со светом Евангелия, благодаря которому мы... все открытым лицем, как в зеркале, взираем на славу Господню.

[2] Мрак нашего нынешнего состояния по сравнению с блаженством лицезреть Бога на небесах, где с Божьей славы снимут завесу. Сейчас мы можем сказать лишь о том, что Ему не присуще, а тогда увидим Его, как есть.

Стихи 12−21. I. Здесь Соломон ободряет священников, вышедших из храма и прервавших свои действия в сильном испуге от осенившего их облака. Даже ученики Христа устрашились, когда вошли в облако, хотя то облако было ярким (Лк 9:34); священники тоже испугались, когда увидели, что окутаны густым облаком. Чтобы успокоить их страхи:

(1) Соломон напоминает им то, что они, несомненно, знали: это облако является знаком Божьего присутствия: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле (ст. 12). Это отнюдь не признак Божьего гнева, а наоборот знак Его благосклонности, ибо Господь говорил: Я буду являться в облаке (Лев 16:2). Следует заметить: самое действенное средство примирения с мрачными временами это размышление над тем, что сказал Бог, и сопоставление Божьих слов и дел, как это делал Моисей: вот о чем говорил Господь (Лев 10:3). Бог есть свет (1Ин 1:5) и обитает в свете (1Тим 6:16), но с людьми Он благоволит обитать во мгле, и делает ее Своим шатром, потому что они не вынесут ослепительного блеска Его славы. Истинно Ты Бог сокровенный. Так развивается наша святая вера и возрастает святой страх. А где Бог обитает в свете, там вера поглощается видением, а страх любовью.

(2) Сам Соломон восторженно приветствует это явление, которое всякого принятия достойно. И поскольку Бог пришел в облаке, чтобы завладеть храмом, то Соломон весьма лаконично и торжественно отдает его Ему во владение: «Я вхожу», говорит Господь. «Аминь, отвечает Соломон, приди, Господи. Дом принадлежит Тебе. Ты его полновластный хозяин. Я построил его в жилище Тебе и обставил для Тебя; он Твой навсегда. Это место, чтобы пребывать Тебе во веки; его никогда не отнимут и не станут использовать по другому назначению; ковчег останется там навсегда, его уже никуда не унесут» (ст. 13). Соломон радуется тому, что Бог вступил во владение, и желает, чтобы Он сохранил это владение. Так пусть священники не боятся того, чему так сильно ликует Соломон.

II. Соломон наставляет народ и приводит простое объяснение относительно этого дома, которым теперь завладел Бог, чему все они стали свидетелями. Он быстро поговорил со священниками, чтобы удовлетворить их (слово к мудрым), а затем обратился царь лицем своим от них к собранию (ст. 14), стоявшему во внешнем дворе, и адресовал израильтянам обстоятельную речь.

1. Соломон благословляет израильтян. Когда они увидели, как темное облако входит в храм, то благословляли себя сами, изумляясь и опасаясь, как бы густая тьма не превратилась для них в тьму кромешную. Потрясающее зрелище, которого они в своей жизни еще не видели, наверно, побудило к молитве каждого, и даже самые легкомысленные стали серьезными. Поэтому Соломон подключился к их молитвам и благословил всех как власть имеющий (ибо меньший благословляется большим); от Божьего имени он пожелал им мира и благословения, подобно тому как ангел благословил Гедеона, когда тот испытывал страх в похожей ситуации: мир тебе, не бойся, не умрешь (Суд 6:22−23). Соломон благословил их, то есть успокоил и вывел из оцепенения, в котором они находились. Чтобы получить это благословение, все встали в знак почтительности и готовности услышать и усвоить. Когда произносится благословение, уместно принимать его стоя.

2. Соломон сообщает израильтянам о здании, которое он сейчас освящает.

(1) Он начал повествование с выражения признательности Богу, воздавая благодарение за Его добрую руку, которая до сих пор была над ним: благословен Господь Бог Израилев (ст. 15). В чем мы находим удовлетворение, за то нужно воздать хвалу Господу. Так Соломон призвал собравшихся вознести свое сердце в благодарении Богу, что помогло бы им успокоиться (учитывая смятение духа, в котором они, вероятно, пребывали). «Пусть устрашающее явление Бога не отвратит нас от Него, а наоборот приблизит; давайте благословим Господа Бога Израилева», говорит Соломон. Подобным же образом и Иов в мрачное для себя время сказал: да будет имя Господне благословенно! Соломон здесь благословляет Бога [1] за обетование, которое Он сказал Своими устами Давиду. [2] За то, что таковое Он ныне исполнил рукою Своею. Лучше всего мы ощущаем Божьи милости и сильнее благодарим нашего Бога тогда, когда находим потоки, текущие от источника Его завета, и сравниваем дела Господа с Его словами.

(2) Теперь Соломон совершает торжественную передачу, или посвящение, этого дома Богу, причем по Его собственному волеизъявлению. Передача в дар обычно начинается с перечисления предшествовавших этому акту действий с постепенным переходом к тому, что совершается в данный момент; в соответствии с этой процедурой Соломон перечисляет причины и соображения, побудившие его построить этот дом.

[1] Он ссылается на то, что такого места явно недоставало. Наличие данного основания является необходимым. Ибо по Божьему определению в ту эпоху могло существовать только одно место, где Бог «положит память имени Своего». Поэтому, если бы избрали какое-то другое, то действовали бы неправомерно. Но Соломон доказывает, что, на основании сказанного самим Богом, выбор места был правильным: Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое (ст. 16); а, значит, повод для возведения этого здания имелся.

[2] Он ссылается на намерение Давида построить храм. Сначала Бог избрал человека, который будет руководить Его народом: Я избрал Давида (ст. 16), а затем положил ему на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева (ст. 17). Речь идет не о собственном замысле Давида, чтобы возвеличить себя; но благочестивый отец Соломона, добрая ему память, впервые изложил этот план, хотя и не дожил, чтобы заложить первый камень самому.

[3] Он ссылается на обетование Бога относительно самого Соломона. Бог одобрил намерение его отца: хорошо, что это у тебя лежит на сердце (ст. 18). Следует заметить: Бог благосклонно одобряет и принимает искренние намерения творить добро, даже если Провидение препятствует их осуществлению. Желание человека угодно Господу (см. 2Кор 8:12). Господь принял благую волю Давида, но не позволил ему совершить благое дело и приберег эту честь для его сына: он построит храм имени Моему; а значит, Соломон совершил это не по собственным соображениям и не во славу себе, но дело соответствовало замыслу его отца и Божьему определению.

[4] Он сообщает, что сделал сам и с каким намерением: я построил храм не во славу собственного имени, а имени Господа Бога Израилева (ст. 20) и приготовил там место для ковчега (ст. 21). Таким образом, какие бы доводы, притязания, требования ни выдвигали его потомки или он сам в дальнейшем, Соломон добровольно отказывается от всех прав на этот дом и его принадлежности и уступает их Богу навсегда. Ради Его имени, ради Его ковчега. И в этом, как говорит Соломон, исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Следует заметить: какое добро мы ни совершали бы, следует считать это исполнением Божьего обетования нам, а не наших обещаний Богу. Чем больше мы делаем для Господа, тем больше Ему должны, ибо получаем достаток от Него, а не добываем сами.

Стихи 22−53. После того как Соломон торжественно передал храм Богу и Бог выразил Свое одобрение, завладев им, царь совершает молитву, в которой он со всяким смирением и благоговением более подробно останавливается на следствиях передачи храма Господу, желая заручиться согласием Бога. Вкратце: Соломон просит, чтобы к храму относились не только как к месту жертвоприношений (в молитве они, как нечто само собой разумеющееся, ни разу не упоминаются), но как к дому молитвы для всех народов; и в этом отношении храм был прообразом Евангельской Церкви (см. Ис 57:6; ср. Мф 21:13). Поэтому Соломон открыл этот дом не только с замечательным жертвоприношением, но и с замечательной молитвой.

1. Личность, молившаяся этой молитвой, была великой. Соломон не поручил помолиться ни одному из священников, ни одному из пророков, но сделал это сам впереди всего собрания Израильтян (ст. 22).

1. Хорошо, что он смог так поступить: это признак того, что благочестивое воспитание, данное родителями, пошло ему на пользу. Будучи человеком весьма образованным, он, по-видимому, научился и хорошо молиться и знал, как подобает обращаться к Богу pro re nata — в зависимости от обстоятельств, не прибегая к заученным формулам. В многочисленных философских трудах, притчах и песнях он не забывал о своих религиозных чувствах. Молитва приносила ему успех (3Цар 3:11 и след.), и мы вправе предположить, что молился он много, поэтому и обладал столь выдающимся даром молитвы, что и очевидно в данном случае.

2. Хорошо, что он захотел так поступить и не постеснялся совершить богослужение перед таким большим собранием. Он не посчитал роль духовного служителя и речника от имени собрания перед Богом унизительной для себя; и стоит ли думать о себе столь высоко, чтобы отказываться от исполнения этой роли в собственной семье? Соломон во всей своей славе не выглядел в других ситуациях (даже на престоле из слоновой кости) столь величественно, как сейчас. Великие люди должны поддерживать своим величием авторитет религиозного поклонения и воздавать таким образом честь Богу. В этом Соломон служил прообразом Христа Великого Ходатая за всех, кем Он правит.

II. Поза, в которой молился Соломон, была исполнена благоговения и выражала смирение, серьезность и усердие в молитве. И стал Соломон пред жертвенником Господним, подразумевая, что ожидает ответа на свою молитву благодаря Жертве, которая будет принесена в полноту времен и прообразом которой служили жертвы, приносимые у этого жертвенника. Когда же Соломон приступил к молитве:

(1) Он преклонил колени, как становится очевидным из ст. 54, где сказано, что он встал с колен (ср. 2Пар 6:13). Коленопреклонение самая уместная поза для молитвы (Еф 3:14). Величайшие из людей не должны почитать за унижение преклонить колени пред лицем Господа, Творца своего. Г-н Герберт говорит: «Коленопреклонение еще никогда не вредило шелковым чулкам».

2. Он воздвиг руки свои к небу и оставался в этой позе (как явствует из ст. 54) до конца молитвы, выражая свое стремление к Богу как к Небесному Отцу и упование на Него. Он простер руки, дабы показать, что молитва возносится от искреннего и переполненного чувствами сердца к небесам и он готов обеими руками принять милости, о которых молится. Мы не должны относиться с презрением или насмехаться над подобным этому внешним проявлением непоколебимости и усердия в поклонении.

III. Молитва сама по себе была очень долгой и, возможно, длиннее записанной здесь. У престола благодати мы обретаем свободу слова, которой должны пользоваться. Ведь Христос осуждал долгие молитвы не за длину, а за лицемерие. В этой превосходной молитве Соломон подает нам пример, что нужно делать каждый раз, когда мы молимся:

1. Воздавать Богу славу. Именно с этого Соломон и начинает, как с самого уместного проявления благоговения. Он обращается к Богу как к Господу Богу Израилеву, Который заключил завет со Своим народом.

(1) И воздает Ему хвалу за то, Кем Он является, а именно самым лучшим из всего сущего вообще («нет подобного Тебе Бога, никто из власть предержащих на небе или на земле не сравнится с Тобой») и самым лучшим господином для Своего народа: «Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, причем не просто держишь слово, храня завет, но поступаешь лучше, чем сказал, ибо хранишь милость и делаешь для них то, о чем не обещал явно, при условии, что и они ходят пред Тобою всем сердцем своим, ревнуют о Тебе и взирают на Тебя».

(2) Соломон воздает Господу благодарение за то, что Он сделал, в частности для его семьи: «Ты исполнил рабу Твоему Давиду, как исполняешь и другим Своим рабам, что говорил ему» (ст. 24). Слово обетования стало для него огромной милостью, поддержкой и радостью, а теперь увенчалось исполнением: Ты в сей день совершил рукою Твоею. Каждое новое проявление истинности Божьих обетований требует от нас щедрого славословия.

2. Просить у Бога благодати и благосклонности.

(1) Соломон просит, чтобы Бог дал ему и его ближним обещанные ранее милости (ст. 25−26). Обратите внимание, как Соломон к этому подходит: он с благодарностью признает, что частично Господь уже исполнил обетование. До сих пор Он оставался верным Своему слову: «На данный момент Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему, что его сын займет свое место на престоле и построит храм, задуманный Давидом; а посему исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что еще говорил Ты ему и что остается пока неисполненным до поры до времени». Следует заметить: когда мы видим исполнение Божьих обетований, это должно воодушевлять нас полагаться на Господа и ссылаться на уже исполненное; и кто рассчитывает на дальнейшие милости, тому надлежит благодарить за прежние. До сих пор Господь помогал (2Кор 1:10). Соломон повторяет слова обетования: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом», не опуская при этом условие: «если только сыновья твои будут держаться пути своего» (ст. 25), ибо мы вправе ожидать, что Бог исполнит обетование только при исполнении этого условия с нашей стороны. А затем Соломон смиренно умоляет: и ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое (ст. 26). Божьи обетования (как мы часто замечали) должны управлять нашими желаниями и быть основанием для надежд и упований в молитвах. И Давид некогда молился: Господи Боже... исполни то, что Ты изрек (2Цар 7:25). Следует заметить: детям надлежит научиться у своих родителей, как молиться и на что ссылаться в молитве.

(2) Соломон просит, чтобы Бог не обходил Своим вниманием дом, которым Он сейчас завладел, и очи Господни были бы отверсты на храм сей день и ночь (ст. 29), и чтобы Он милостиво признал его Своим и таким образом облек его честью. И с этой целью:

[1] Соломон начинает, во-первых, со смиренного восхищения милостивым снисхождением Бога: «Поистине, Богу ли жить на земле? (ст. 27). Можем ли мы представить, что Сущность бесконечно высокая, святая и блаженная, столь сильно снизойдет, чтобы о Ней сказали: обитает на земле и благословляет земных червей Своим присутствием, ведь речь идет о тленной и зараженной грехом земле проклятой и обреченной на погибель в огне. Господи! Что это?» во-вторых, со смиренного признания неспособности построенного им дома вместить Господа, хотя он был весьма вместительным: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, ибо нет такого места, которое заключило бы в себе Вездесущего; даже этот дом слишком мал и слишком ничтожен, чтобы стать местопребыванием Того, Чье бытие и слава бесконечны». Следует заметить: после того как мы сделаем для Бога все, что смогли, нам надлежит признать неизмеримое расстояние и несоответствием между нами и Господом, между нашим служением и Его совершенством.

[2] После такого начала Соломон приступает к молитве и представляет общие прошения: во-первых, чтобы Бог услышал эту молитву и ответил на нее (ст. 28). Она была смиренной (молитва раба Твоего), усердной (звучала как воззвание), молитвой веры (пред Тобою как Господом и Богом моим): «Господи, услышь... призри на нее не как на молитву царя Израиля (достоинство, титул и честь человека в мире, какими бы высокими они ни были, не говорят в его защиту перед Богом), но как на молитву раба Твоего». Во-вторых, чтобы Бог подобным же образом услышал и ответил на все молитвы, которые когда-либо прозвучат впоследствии в этом только что построенном доме или, если в другом месте, то со взором, обращенным на него, ведь Бог сказал о нем: Мое имя будет там (ст. 29); причем речь идет не только о собственных молитвах Соломона (услышь молитву, которою будет молиться раб Твой), но и о молитвах всего Израиля и каждого израильтянина в отдельности: «услышь на небесах (которые поистине место обитания Твоего, а этот дом лишь прообраз), и когда услышишь, то прости (англ. пер., ст. 30) грех, который отделяет народ от Бога, и даже преступления против святынь».

(А) Соломон предполагает, что Божий народ будет молиться всегда; и сам решает быть верным приверженцем молитвы.

(Б) Он указывает израильтянам, чтобы во время молитвы взирали на то место, где Богу было угодно явить Свою славу, чего Он не делал в каком-либо другом месте на земле. Никто, кроме священников, не мог заходить туда; но, когда люди молятся во дворах храма, они должны обращать свой взор на него, но не как на объект поклонения (иначе это было бы идолопоклонством), а как на учрежденное Богом средство поклонения, помогающее немощной вере и служащее прообразом посредничества Иисуса Христа, Который является истинным храмом на Него мы должны взирать всегда, с чем бы ни пришли к Богу. Кто находился вдали, тот смотрел в сторону Иерусалима ради храма, который был тогда в руинах (Дан 6:10).

(В) Он молится, чтобы Бог услышал молитвы и простил грехи каждого, кто взирает на храм во время молитвы. Это не значит, что Соломон думал, якобы благоговейные молитвы людей, не имевших понятия о доме Господнем, будут отвергнуты; но он желал, чтобы видимые знаки Божьего присутствия, которыми этот дом был благословлен, всегда давали верующим просителям ощутимое ободрение и утешение.

[3] Соломон переходит к частным случаям, представляя разнообразные дела, с которыми, как он предполагает, будут обращаться к Богу в молитве или приходить в этот дом молитвы. Во-первых, к Богу обращались с клятвой, чтобы Он определил, кто прав, кто виноват в спорных вопросах (и клятву надлежало давать у жертвенника), поэтому Соломон просит, чтобы в подобном случае Господь тем или иным образом установил истину и рассудил между двумя спорящими сторонами (ст. 31−32). Он молится, чтобы при возникновении сложных вопросов престол благодати становился престолом суда, где Бог защитит пострадавшего, который пришел туда с верою, и накажет обидчика, явившегося туда в дерзости своей. Был такой обычай клясться храмом и жертвенником (Мф 23:16,18), и, наверно, возник он из-за того, что извратили установление: стали клясться храмом и жертвенником, тогда как следовало приносить клятву вблизи храма или у жертвенника для большей торжественности. Во-вторых, если народ Израиля пострадает от какого-то бедствия национального масштаба или какого-либо отдельного израильтянина постигнет личное горе, то Соломон желает, чтобы Господь услышал и ответил на молитвы, произнесенные в этом доме или со взором на него.

(А) В случае публичных судов, войны (ст. 3З), отсутствия дождя (ст. 35), голода или моровой язвы (ст. 37) и тому подобного любой болезни или эпидемии; ибо нет такого бедствия, которое постигало другие народы и не смогло бы поразить Израиль Божий. И здесь Соломон предполагает, что (а) причиной суда будет не что иное, как грех: «Если народ Твой Израиль будет поражен неприятелем, если не будет дождя, то это потому, что согрешил пред Тобою». Именно грех причиняет все зло. (б) Следствием суда станет то, что израильтяне возопят к Богу и придут к Нему с прошением в этот дом или со взором на него. Пренебрегавшие Господом прежде будут умолять Его потом: Господи! В бедствии они искали Тебя. В скорби своей они с раннего утра и весьма усердно будут искать Меня, (в) Условием устранения суда будет нечто большее, чем просто молитва. Соломон не мог и не осмеливался просить, чтобы Бог ответил на молитвы израильтян, если те не обратятся от греха своего (ст. 35) и не обратятся к Нему (ст. 3З), то есть если не будет истинного покаяния и преобразования. И мы должны искать спасения в этом или ином мире лишь на таких условиях. Но если израильтяне выполнят условие, чтобы быть достойными милости, то Соломон молится: [а] чтобы Бог услышал их с небес из Своего святого горнего храма, на который они могут взирать, благодаря этому храму, [б] Чтобы Бог простил им грех, ибо суды могут быть милостиво устранены, лишь когда грех отпущен, [в] Чтобы Бог Своим Духом, Своим Словом и посредством Своих пророков указал им добрый путь, по которому идти; и таким образом они извлекут из своей беды пользу (ибо блажен человек, которого вразумляет и учит Господь) и будут готовы к избавлению, которое приходит с любовью тогда, когда видит, что мы опять на добром пути служения Богу, [г] И чтобы тогда Бог устранил суд, воздал за скорби каким угодно образом или просто принял молитву, или даровал бы милости, о которых молились.

(Б) В случае личных скорбей (ст. 38−40). «Если у какого-либо израильтянина будет к Тебе дело, то позволь ему найти Тебя здесь и снискать Твое расположение». Частные случаи Соломон не упоминает, ибо весьма многочисленны и разнообразны скорби сынов человеческих, (а) Соломон предполагает, что пришедшие с жалобами будут сильно ощущать собственное бремя и откроют Господу свое дело, которое, наоборот, стараются скрыть внутри и не стали бы обсуждать с кем-либо из людей; каждый человек почувствует бедствие в сердце своем: он знает, что его тревожит и (как мы говорим) где жмет башмак; и тогда он прострет свои руки, то есть «развернет» свое дело, подобно тому как Езекия развернул письмо, в молитве перед этим домом; независимо от того, постигла беда душу или тело, ее надо представить Богу. Здесь, по-видимому, в первую очередь подразумеваются душевные страдания. Грех является настоящим бедствием для нашего сердца, а обитающие внутри пороки это духовные болезни. Каждый израильтянин старается узнать о них, чтобы умертвить их, и следить, чтобы они не появлялись. Именно на это он будет жаловаться. Именно от этого бремени он воздыхает: бедный я человек! Именно это заставляет его преклонить колени, гонит его к святилищу. И плача об этом, он простирает руки свои в молитве, (б) Соломон подразумевает, что со всеми делами подобного рода нужно приходить сюда к Богу, [а] И взывает к Его всеведению: «ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих, не только бедствия их сердец, их разные бремена и нужды (Он знает это, но желает услышать об этом и от нас), но и желания и намерения их сердца, его искренность и лицемерие. Ты знаешь, какая молитва исходит от сердца, а какая только из уст». Для Бога сердце царей не является непостижимым. [б] Взывает к Его правосудию: воздай каждому по путям его; и Господь не преминет сделать это по правилу благодати, а не закона, иначе мы все погибли бы. [в] Взывает к Его милости: Ты услышь... и помилуй и сделай так (ст. 39), чтобы они боялись Тебя во все дни (ст. 40). Божья милость, проявляющаяся в том, что Господь слышит наши молитвы и прощает грехи, должна побуждать нас бояться Его во все дни нашей жизни на земле. Благоговейте пред Господом и благостью Его. И у Него прощение, чтобы мы благоговели пред Ним.

(В) Следующей упоминается ситуация с иноплеменником: когда прозелит, который не является израильтянином, приходит в храм помолиться Богу Израилеву, будучи убежденным в нелепости и нечестии поклонения богам своей страны, (а) Соломон предполагает, что таковых будет много (ст. 41−42), ибо слава о великих делах Бога, которые Он совершил для Израиля и которыми доказал, что превосходит всех других богов, более того, является единственным Богом, дойдет и до дальних стран: «Живущие вдали услышат... о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, что и приведет всех мыслящих и благоразумных людей к этому храму помолиться, чтобы снискать благосклонность Бога, Который способен оказать им настоящую милость», (б) Соломон умоляет Бога, чтобы Он принял и ответил на молитвы прозелитов: сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник (ст. 43). Видите, как давно, прямо издревле проявлялись признаки милости к грешникам из язычников; для природного жителя и для пришельца был один закон (Исх 12:49), точно так же и для тех и для других одно Евангелие, (в) Умоляя об этом, Соломон заботился о славе Господа и о распространении знания о Нем: «Пусть обращение иноплеменника будет иметь особый успех и он пойдет в свою страну и принесет туда добрые вести о Боге Израилевом, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя (если они получат о Тебе правильное представление, то будут бояться Тебя), как народ Твой Израиль». Соломон был настолько далек от того, чтобы монополизировать знания о Боге и служение Ему, ограничив это пределами Израиля (а ведь такое ревностное желание было присущее иудеям в дни Христа и Его апостолов), что даже молился, чтобы все народы знали Господа и боялись Его, как Израиль. Не будет ли Богу угодно, чтобы все сыны человеческие приняли усыновление и стали Божьими детьми?! Отче! Прославь таким образом имя Твое.

(Г) Следующая ситуация, которую Соломон представляет Господу, как достойную Его внимания, касается армии, выходящей на битву. Предполагается, что войско разобьет лагерь на расстоянии, где-то очень далеко, выйдя по Божьему приказу против врага своего (ст. 44). «Когда они будут готовы вступить в бой и, размышляя об опасностях и сомневаясь в исходе сражения, помолятся Богу о защите и об успехе, обратив свой взор к городу... и к храму-тогда услышь... молитву, ободри их сердце, укрепи их руки, покрой их голову и таким образом поддержи их дело и дай им победу». Воинам на поле боя не следует думать, что достаточно и тех молитв, которыми будут молиться о них оставшиеся дома, но и самим надлежит молиться о себе; и здесь их воодушевляют уповать на благосклонный ответ. Борьбу всегда должна сопровождать молитва.

(Д) И в последнюю очередь здесь упоминаются бедные пленники как объект, достойный Божьего сострадания, (а) Соломон предполагает, что Израиль согрешит. Он знал израильтян, как самого себя, и очень хорошо изучил натуру человека, поэтому не счел такое предположение странным; ибо нет человека, который не грешил бы; и Бог праведен, когда самым суровым образом наказывает грешника посредством Своего провидения, ведь любой человек рискует совершить ужасный грех и совершит, если Господь предоставит его самому себе, (б) Соломон предполагает (чего, впрочем, и следовало ожидать), что если Израиль отступит от Бога, то Господь прогневается на них и предаст их врагам, которые уведут их в плен в чужую для них страну (ст. 46). (в) И тогда, предполагает Соломон, они задумаются о себе и о своих путях (ибо скорби побуждают человека к размышлениям), а, начав размышлять, захотят молиться и каяться, признаться в своих грехах и смириться, говоря: «мы согрешили, сделали беззаконие» (ст. 47), и в земле врагов обратятся к Богу, Которого некогда оставили, находясь в собственной. (г) Соломон предполагает, что, молясь, они будут смотреть в сторону собственной земли святой земли, святого города Иерусалима и святого дома храма, и наставляет их молиться именно так (ст. 48) ради Того, Кто дал им эту землю, избрал этот город и в Чью честь был построен этот дом. (д) Соломон молится, чтобы Бог тогда услышал... молитву их и простил народу Своему, в чем он согрешил, заступился за них и склонил врагов, чтобы они были милостивы к ним (ст. 49−50). Сердце каждого человека в Божьей руке, и Он может, когда Ему угодно, повернуть в противоположную сторону самый мощный поток и вызвать сострадание к Своему народу у того, кто некогда был его самым жестоким гонителем. Обратите внимание, какой ответ был дан на эту молитву: и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их (Пс 105:46), которые, если даже не освобождали их, то облегчали им участь в пленении, (е) Соломон ссылается на отношения, которые связывают израильтян с Богом, и Его заинтересованность в них. «Они Твой народ, с которым Ты заключил завет, и они находятся под Твоим попечением и руководством; они Твой удел, который, больше нежели какой-либо иной народ, приносит Тебе в качестве «арендной платы» дань хвалы (ст. 51), ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, и их принадлежность Тебе отмечена особыми милостями (ст. 53). И наконец, представив частные случаи, Соломон завершает молитву общим прошением, чтобы Бог обращал внимание на всех молящихся из Его народа, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Его (ст. 52). Теперь, в евангельское время, нет такого места, воображаемого или реального, на котором или глядя в сторону которого надлежало бы совершать молитвы, как в то время предписывалось в отношении храма. Ведь он был тенью тенью Христа; и что мы ни попросим во имя Его дано будет нам.

Стихи 54−61. В Книге Екклесиаста после своей проповеди Соломон подводит итог всему сказанному; подобным же образом он поступает и здесь после долгой молитвы, и о таком завершении говорится как о благословении народа (ст. 55). Он произнес его стоя, чтобы его лучше слышали и потому что благословлял как имеющий власть. Никогда еще слова не произносились столь уместно и соответственно событию. Никогда еще собрание не распускали с напутствием, которое произведет на людей столь сильное впечатление и надолго запомнится.

I. Соломон воздает Богу славу за великие и добрые дела, которые Он совершал для Израиля прежде (ст. 56). Он встал, чтобы благословить все собрание (ст. 55), но начал с благословения Бога, ибо мы должны за все благодарить. Надеемся ли мы, что Бог будет делать добро нам и нашим близким? Тогда давайте использовать любую возможность, чтобы говорить доброе о Нем и о Его близких. Соломон благословляет Бога, Который дал Израилю покой, как нечто более ценное, нежели все остальное, ведь Соломон не упоминает здесь ни богатство, ни честь, ни силу, ни победу. Поэтому обретшим покой не следует недооценивать это благословение, даже если им не хватает каких-то других. Соломон сопоставляет дарованные Израилю Богом благословения с данными ему некогда обетованиями, чтобы воздать Господу честь за верность и истинность слова, которое Он возвеличил превыше всякого имени Своего.

1. Соломон упоминает обетования, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея, как выше говорил об исполнении обетований, данных Давиду (ст. 15,24). Наряду с заповедями через Моисея были даны и обетования. С тех пор как Бог обещал Израилю мир, прошло много времени, но, наконец, они, после многих испытаний, обрели его. Наступит день, когда и духовный Израиль Божий успокоится от трудов своих.

2. Соломон как бы расписывается в получении полной суммы на обратной стороне долгового обязательства: не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его. Он «выдает этот документ об уплате долга» от имени всего Израиля, чтобы навеки прославить Божью верность и навеки воодушевить всех людей, рассчитывающих на Божьи обетования.

II. Соломон благословляет себя и собрание, выражая искреннее желание об осуществлении четырех упований:

(1) На Божье присутствие, в котором заключается в общем блаженство церкви и народа и каждого человека в частности. Этому огромному собранию вскоре предстоит разойтись, и вряд ли собравшимся суждено встретиться когда-либо всем вместе вновь в этом мире. Поэтому Соломон распускает их с таким благословением: «да будет с нами Господь Бог наш, и этого достаточно, чтобы мы утешались в разлуке друг с другом. Да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас (ст. 57); пусть Он будет для нас сегодня и для наших потомков навеки таким, каким Он был для наших предшественников».

(2) На пребывающую на них силу Божьей благодати: «да будет с нами Господь и да останется с нами, но не для того, чтобы мы расширяли свои границы и умножали богатство, а пусть склонит к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его» (ст. 58). Духовные благословения наилучшие благословения, и нам надлежит сильно и искренне желать обрести таковые. По природе своей наше сердце не расположено к исполнению долга и склонно отказываться от Бога; но именно Божья благодать располагает сердце к Нему, и, чтобы ее получить, надлежит молиться.

(3) На ответ на произнесенную сейчас молитву: «и да будут слова сии... близки к Господу Богу нашему день и ночь (ст. 59). Пусть будет дан благосклонный ответ на каждую молитву, которая прозвучит здесь, и это станет постоянным ответом на молитву Соломона». То, о чем Соломон просит в отношении своей молитвы, до сих происходит благодаря ходатайству Христа, прообразом которого служило его прошение; мощное и действенное ходатайство совершается пред Господом Богом нашим день и ночь, ибо наш Великий Заступник непрестанно уделяет внимание именно этому, и мы можем положиться на Его заботу о нашем деле (против врага, который клевещет на нас день и ночь, Откр 12:10) и об общем деле народа Его Израиля изо дня в день; и в каждом случае, когда требуется, Он может замолвить за нас слово дня в свой день (как говорится дословно в подлиннике), благодаря чему мы всякий раз получаем необходимую и достаточную нам благодать для благовременной помощи.

(4) На прославление Бога в распространении Его царства среди людей. Пусть Израиль получит такое благословение и такую благосклонность; и речь идет не о том, чтобы все народы стали нашими данниками (Соломон видит, что его царство достигло желаемого величия), но чтобы все народы познали, что Господь есть Бог, причем единственный Бог, и чтобы пришли и поклонились Ему (ст. 60). Завершение Соломоновой молитвы подобно завершению молитв его отца Давида, сына Иесеева: и наполнится славою Его вся земля (Пс 71:19−20). И нам трудно придумать более удачное окончание молитвы, чем это: Отче! прославь имя Твое.

III. Соломон торжественно призывает свой народ настойчиво продолжать служение Господу. Он замолвил о них слово перед Богом, а теперь обращается к ним от имени Господа, и пользу от его молитвы получат только те, кто воспользовался наставлениями его проповеди. Увещевание перед расставанием звучит так: «да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему (ст. 61). Будьте послушны всегда и во всем, оставайтесь безраздельно преданными, не притворяйтесь и будьте честными, и не ослабевайте. Таково евангельское совершенство.

Стихи 62−66. Выше мы читали о том, что Иуда и Израиль ели, пили и веселились под собственными виноградными лозами и смоковницами; а сейчас мы видим, что они делают то же самое в Божьих дворах. Теперь они убедились в истинности Соломоновых слов о том, что пути Премудрости пути приятные.

I. Придя в дом Божий, люди нашли огромную радость и удовлетворение, ибо там (1) Соломон сделал обильное жертвоприношение: 22 000 волов и 120 000 овец достаточное количество, чтобы опустошить эту богатую скотом страну, не будь она к тому же весьма плодородной. Язычники считали себя очень щедрыми, когда приносили жертвы сотнями (гекатомбы, как они это называли), но Соломон превзошел их: он принес тысячи. Когда Моисей освящал жертвенник, то мирная жертва состояла из двадцати четырех тельцов, а также из овнов, козлов и агнцев общим числом 180 (Чис 7:88); тогда народ был беден, теперь же, когда израильтяне разбогатели, от них ждали большего. Где Господь щедро сеет, там Он должен получить обильный урожай. Невозможно, чтобы все эти жертвы принесли за один день их приносили в разные дни праздника. Тридцать волов ежедневно попадали на стол Соломона, а тысячу надлежало принести на Божий жертвенник. Не многие готовы таким же образом тратить на душу больше, нежели на тело. Соломон, вероятно, угощал народ мясом мирной жертвы, которая принадлежала приносящему. Христос тоже кормил приходивших к Нему. Медный жертвенник был недостаточно велик, чтобы принять все упомянутые жертвы, так что в данном случае пришлось приносить многие из них в средней части двора (ст. 64) на жертвенниках (существует такое мнение) из глины или камня, которые установили специально для этого, а по завершении торжеств убрали; согласно другому мнению, жертвоприношение совершалось прямо на земле. Кто желает проявить щедрость в служении Господу, тому нет надобности ссылаться на отсутствие места и возможности.

(2) По-видимому, после праздника освящения начался праздник кущей, и оба длились четырнадцать дней (ст. 65), тем не менее никто не говорил: вот сколько труда!

II. Радость и удовлетворение израильтяне принесли с собой в собственные дома. Когда их распустили, они благословили царя (ст. 66), выражая свое одобрение и восхищение; собрание воздало ему благодарение и все пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце, счастливые и довольные. Причиной радости была благость Господа, которая во все времена должна быть причиной и нашей радости. Израильтяне ликовали Божьему благословению царской семьи и царства; с такой же радостью и нам надлежит возвращаться домой после святых таинств и продолжать свой путь, ликуя по поводу благости Бога к Иисусу Христу (прообразом Которого служил раб Его Давид в своем восхождении на престол и в утверждении последнего в соответствии с заветом искупления) и ко всем верующим духовному Израилю Божию: благость Господа к ним проявляется в их освящении и утешении в соответствии с заветом благодати. Если же мы не радуемся этому всегда, то по собственной вине.

толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 8 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.