Данная глава рассказывает о войне между царем сирийским Венададом и царем Израиля Ахавом, в которой Ахав дважды одерживает победу. Ничего не рассказывается об Илии или Елисее; похоже, ярость Иезавели поутихла, и преследование пророков начало ослабевать, что даровало пророку покой, которым он и воспользовался. Он не являлся при царском дворе, и мы можем предположить, что, узнав, как много благочестивых людей в Израиле (их численность значительно превосходила то количество, которое он представлял), он занялся учреждением религиозных домов, школ или общин для пророков в различных частях страны, чтобы они поддерживали религию и помогли изменить народ, раз престол и правительство не желали изменяться. Пока он был занят этим делом, Бог благословил народ победами, о которых мы прочитаем в этой главе; они были особенно знаменательны тем, что одержаны над Венададом, царем Сирии, чей преемник, Азаил, должен был стать бичом для Израиля. Вскоре израильтянам придется страдать от руки сирийцев, но в то время они одержали над ними победу, чтобы, если возможно, оказанная им милость Бога привела их к покаянию. В данной главе повествуется о том, что:
(I) Венадад напал на Израиль и предъявил ему наглое требование (ст. 1−11).
(II) Ахав нанес ему поражение, получив ободрение и наставление пророка (ст. 12−21).
(III) Сирийцы вновь напали на Израиль, и Ахав повторно нанес им поражение (ст. 22−30).
(IV) Ахав заключил с Венададом мирный договор, когда тот оказался предоставлен его милости (ст. 31−34), за что ему пришлось выслушать упреки и угрозы от пророка (ст. 35−43).
Стихи 1−11. I. Венадад собрал мощную армию и напал на царство Ахава; он обложил осадой Самарию царский город (ст. 1). Нам не сообщается, что послужило поводом для ссоры; основной ее движущей силой были алчность и амбиции, которые никогда не нуждаются в предлоге. В свое время Давид довольно основательно покорил сирийцев и заставил платить дань Израилю, но отступничество Израиля от Бога вновь сделало их грозными врагами. Аса искушал сирийцев вновь напасть на Израиль (3Цар 15:18−20), и теперь они это сделали по собственному желанию. Опасно располагать чужеземную армию в своей стране, и теперь потомкам пришлось дорого заплатить за это. К Венададу присоединилось тридцать два царя, которые либо платили дань и были обязаны сопровождать его, либо объединились с ним, дабы содействовать его интересам и помогать. Каким же незначительным был титул царя, раз на него претендовали все эти несчастные и незначительные владыки!
II. Между этими двумя царями был заключен договор. Безусловно, защита Израиля оставила его, в противном случае сирийцы не смогли бы так беспрепятственно пройти к Самарии сердцу и главе государства, городу, недавно построенному и поэтому, как мы можем предположить, плохо укрепленному и незащищенному от захватчиков, сталкиваясь лишь с незначительной оппозицией. Обе стороны знали об этом и поэтому:
1. Известный своим гордым духом Венадад послал Ахаву наглое требование (ст. 2−3). Мы можем предположить, что в город был отправлен трубач, который звуком трубы возвестил о желании вступить в переговоры, и Ахава известили, что осада будет снята в том случае, если он станет слугой Венадада (более того, рабом) и будет платить не только дань из того, что имеет, но и отдаст ему свой титул, а также все, чем он обладает, своих жен и детей, даже самых благочестивых. Манера, в которой это было сказано, должна была возмутить израильтян: «Все будет моим без исключений».
2. Рабский дух Ахава ответил Венададу позорным подчинением. Его ответ был общим (ибо он не мог в своем отказе перечислить все детали с таким же удовольствием, как Венадад в своем требовании), но всеобъемлющим: «Я и все мое твое» (ст. 4). Посмотрите на последствия греха.
(1) Если бы своим грехом Ахав не побудил Бога отойти от него, то Венадад не смог бы предъявить ему такие требования. Грех вводит людей в стесненные обстоятельства, лишая их божественной защиты. Если Бог не будет руководить нами, то это будут делать наши враги. Кто непокорен Богу, тот является рабом для всех окружающих. Ахав приготовил свое серебро и золото для Ваала (Ос 2:8) и поэтому справедливо лишился его; подобное отступничество приводит к утрате.
(2) Если бы грехом он не причинил вред своей совести и тем самым не восстановил ее против себя, то никогда не пошел бы на такую позорную уступку. Чувство вины лишает людей мужества и делает их трусами. Он знал, что Ваал не может помочь, и у него не было оснований надеяться, что Бог поможет ему, и поэтому он согласился купить свою жизнь на любых условиях. Кожу за кожу, и все, что дорого ему, он отдаст за нее; он лучше будет жить как нищий, чем умрет как царь.
3. Это покорное подчинение еще больше вознесло гордый дух Венадада, и он стал еще более наглым и заносчивым (ст. 5−6). Ахав положил у его ног все, чем обладал, предоставив все его милости и ожидая, что один царь будет вести себя великодушно по отношению к другому и что признание всемогущей власти Венадада удовлетворит его гордость; он надеялся, что в настоящее время ему было оказано достаточно почестей и впоследствии он сможет пользоваться своим имуществом, если будет возможность (Satis est prostrasse leoni — Льву достаточно, чтобы его жертва пала ниц). Но этого не случилось.
(1) Венадад был не только гордым, но и алчным человеком и не мог отступить, пока не завладел всем. Ему показалось недостаточно, чтобы все считалось его собственностью, раз он не имеет ее в своих руках, и он не позволил Ахаву ни одного дня пользоваться тем, что раньше ему принадлежало.
(2) Он был не только высокомерным, но и злобным. Если бы он задумался о том, к чему сам стремился, то оказал бы некое уважение венценосной особе; но он отправил своих слуг оскорбить и унизить владыку; велел им обыскать дворец и лишить его всех украшений. Более того, чтобы еще больше досадить Ахаву, им было велено не только взять, что им понравится, но также выяснить, какими людьми или вещами Ахав особо дорожит, и забрать их: «...чтобы они все, дорогое для глаз твоих, унесли». Нам часто противодействуют в том, что мы особенно любим; и менее защищенным оказывается то, что нам особо дорого.
(3) Венадад был не только несправедлив, но и безрассуден; он решил, что уступка со стороны Ахава также касалась всех его подданных и что они также отданы ему на милость: «Рабы мои обыщут не только твой дом, но и домы служащих при тебе и опустошат их по своему усмотрению». Благословен Бог за мир и имущество, которое мы можем назвать своим.
4. Рабский дух Ахава тоже начал возноситься, видя эту поразительную наглость; и если он не стал смелым, то пришел в отчаяние. Царь был готов рискнуть собственной жизнью, но не лишиться всего таким образом.
(1) Он последовал совету своих старейшин, ободрявших его не соглашаться. Ахав говорил трусливо (ст. 7), обращаясь к ним с вопросом, не является ли Венадад безрассудным врагом и не ищет ли зла. Но чего еще можно ожидать от человека, который без какой-либо провокации в свой адрес напал на его страну и обложил осадой главный город? Он признался им, как трусливо подчинился ему раньше, и попросил посоветовать, как поступить в этой трудной ситуации. И старейшины смело ответили: «Не слушай и не соглашайся» (ст. 8), обещая поддержать его в этом отказе повиноваться.
(2) Тем не менее он очень сдержанно выразил свой отказ (ст. 9), признав над собой владычество Венадада: «Скажите господину моему царю, что у меня нет желания оскорбить его и намерения отказаться от уступки, на которую я согласился; я сделаю то, что обещал ранее, а этого не могу сделать; я не могу отдать то, что мне не принадлежит». Венадада унизило то, что даже такой презренный дух осмелился отказать ему, но по манере, в которой выражался Ахав, было очевидно, что он не осмелился бы этого сделать, если бы народ не вдохновил его.
5. Венадад гордо поклялся уничтожить Самарию. Грозные волны его гнева, столкнувшись с препятствием, вспенились и пришли в ярость, создав шум. В ярости он призвал бессильную мстительность своих богов, пообещав, что праха Самарийского достанет по горсти для всех людей в его армии (ст. 10) такую многочисленную и решительную армию он выведет на поле боя против Самарии и настолько уверен в успехе; это будет сделать так же легко, как взять пригоршню праха; все будут уведены прочь, даже земля, на которой стоит город, будет унесена. Таким самоуверенным был этот человек и такой жестокой была его злоба; это привело его к гибели, хотя такой владыка и такой народ недостойны удовлетворения от созерцания его гибели.
6. Ахав отправил ему пристойный упрек, чем усилил его уверенность, но при этом не противостал его угрозам, а лишь напомнил о превратностях войны (ст. 11): «Пусть развязавший войну и подпоясавшийся мечом, оружием и сбруей не хвалится победой и не будет уверен в ней, как распоясывающийся, словно он вышел победителем». Это были одни из самых мудрых слов, изреченных когда-либо Ахавом; они являются хорошей истиной, которую нам всем следовало бы помнить. Глупо заранее чем-либо хвалиться, раз мы не знаем, что принесет завтрашний день (Притч 27:1), особенно хвалиться исходом сражения, которое может закончиться поражением, а не победой, как мы надеялись. Неразумно презирать врага и быть чрезмерно уверенным в победе, ибо это может привести к поражению. Примените эту истину к нашим духовным конфликтам. Петр пал из-за своей самоуверенности. Находясь здесь, на земле, мы лишь подпоясываемся и поэтому не должны хвалиться, словно уже распоясываемся. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении и никогда не теряет бдительности.
Стихи 12−21. Договор между осажденными и осаждающими внезапно был разорван, и данные стихи описывают сражение, которое сразу же началось.
I. Сирийцы, осадившие город, получали приказы от своего пьяного царя, который не выпускал чашу из рук, ибо пил вместе с царями в палатках (ст. 12) и в полдень напился допьяна (ст. 16). Пьянство это грех, к которому издавна была привержена армия и ее полководцы; поэтому, что касается этого вопроса, не говорите, что старые времена были лучше нынешних, хотя и нынешние достаточно плохи. Если бы Венадад не был слишком самоуверен, то не сел бы пить, а если бы не напился, то не был бы слишком самонадеян. Самонадеянность и любовь к чувственным наслаждениям шли рука об руку в древнем мире, что видно на примере Содома (Лк 17:26 и далее). Пьянство Венадада было предвестником его падения, как и у Валтасара (Дан 5 гл.). Как мог быть успешен человек, который предпочитал удовольствия делу и заставлял своих царей пить вместе с ним в то время, когда они должны были находиться на своих ответственных позициях и сражаться за него?
(1) Пьянствуя, он велел окружить город, установить орудия и сделать все основные приготовления для решающей атаки (ст. 12), но даже не встал со своего места, чтобы посмотреть, было ли это сделано. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок.
(2) Когда осажденные атаковали (а к тому времени он был уже пьян), Венадад повелел взять их живыми (ст. 18) и не убивать, что можно было легко сделать. Он велел схватить нападавших, что давало возможность убить их как агрессоров. Такие безрассудные и несправедливые приказы он отдавал, велев схватить их даже в том случае, если они вышли договориться о мире и обновить договор. Как обычно, он напился, забыл законы тактики и правила ведения войны.
II. Осажденные израильтяне получали наставления от вдохновленного пророка, одного из пророков Господних, которых Ахав ненавидел и преследовал: «И вот, один из пророков подошел к Ахаву, царю Израильскому» (ст. 13).
1. Смотрите и удивляйтесь: Бог послал пророка с милостивым и добрым посланием к такому нечестивому владыке, как Ахав. Но Он сделал это:
(1) ради Своего народа Израиля, который хотя и отчаянно развратился, но был потомком Его друга Авраама и Его избранного Иакова; это дети завета, и поэтому их нельзя было отвергнуть.
(2) Чтобы, сделав добро такому злому и неблагодарному человеку, возвеличить Свою милость и привести его к покаянию или оставить непрощенным.
(3) Чтобы умертвить гордость Венадада и обуздать его дерзость. Идолопоклонство Ахава будет наказано позднее, а надменность Венадада сейчас, ибо Бог гордым противится и Ему нравится, когда говорят, что Он отложил это ради озлобления врагов (Втор 32:26−27). Возможно, в то время в Самарии был лишь один пророк, и он приблизился к царю с этим посланием. Данные слова подразумевают, что он был вынужден держаться на расстоянии. В процветании Ахав не согласился бы смотреть на него, но тогда велел ему приблизиться, раз ни один из пророков дубравных не смог помочь. Он не просил помощи у пророков Господних, но Бог послал ему Своего пророка без его просьбы, ибо Он ожидает случая, чтобы оказать милость.
2. Этот пророк сделал две вещи:
(1) Он вдохнул в Ахава уверенность в победе, и это превзошло все, что смогли сделать для него старейшины Израиля (ст. 8), хотя пообещали поддерживать его. Этот пророк, имя которого здесь не названо (ибо он говорил во имя Бога), сказал ему от Бога, что в тот же день осада будет снята, а армия сирийцев уничтожена (ст. 13). Мы можем предположить, что когда пророк сказал: «Так говорит Господь...», то Ахав затрепетал, ожидая гневного послания; но он ожил, когда оказалось, что это милостивое послание. Ему сообщили, как он должен воспользоваться этим благословенным поворотом событий: «Это сделано, чтобы ты знал, что Я Господь, всемогущий Господь всего сущего». Бог предсказал события, которые вряд ли могли бы произойти благодаря его заслугам.
(2) Он наставил, что ему делать, чтобы одержать победу. [1] Царь не должен ожидать, пока враги атакуют его, а сам напасть и поразить их в вырытых ими траншеях. [2] В операции должны быть задействованы молодые воины (в англ. пер.) слуги областных начальников, лакеи (которых всего насчиталось лишь 232 человека), абсолютно незнакомые с искусством войны и самые неподходящие для участия в подобной дерзкой вылазке. Тем не менее именно они должны были напасть; слабые и безрассудные инструменты должны были победить мудрого и сильного, чтобы в то время, когда хвалившийся Венадад будет наказан, Ахав был сбережен и преизбыточная сила была приписываема Богу. [3] Ахав должен убедительно засвидетельствовать о своем уповании на слово Бога и лично командовать войсками, хотя тем самым подвергал себя крайней опасности, ибо всякий, получающий выгоду от Божьих обетований, должен уповать на них. Тем не менее [4] ему позволено воспользоваться другими военными силами, которые были в его распоряжении. Они должны нанести удар после того, как юноши проломят лед. Всего в Самарии в их распоряжении оказалось 7000 воинов (ст. 15). Следует отметить, что именно такое количество людей, проживавших среди них, не преклонили колен пред Ваалом (3Цар 19:18), хотя, скорее всего, это были другие люди.
III. Соответственно этому был и результат. Гордые сирийцы были поражены, а несчастные презренные израильтяне вышли победителями. Ровно в полдень во время обеда слуги подняли тревогу среди сирийцев, поддерживаемые небольшой армией, оказавшейся в наличии (ст. 16). Вначале Венадад с презрением отнесся к ним (ст. 18), но когда они с поразительной смелостью и ловкостью начали поражать каждый противника своего и таким образом привели его армию в замешательство, этот гордый муж не осмелился взглянуть им в лицо и немедленно, несмотря на опьянение, взобрался на лошадь и сбежал (ст. 20). Посмотрите, как Бог укрощает дух князей и делает Себя страшным для царей земных. А как же золото и серебро, которое он требовал у Ахава? А как насчет горсти Самарийского праха? Чаще всего самые самоуверенные люди оказываются самыми трусливыми. Ахав не упустил возможности воспользоваться этим преимуществом и произвел большое поражение у Сириян (ст. 21). Бог часто делает одного нечестивца бичом для другого.
Стихи 22−30. Данные стихи описывают еще один успешный поход Ахава против сирийцев, совершенный с божественной помощью, во время которого он нанес им большое поражение, превосходившее предыдущее. Странно! Ахав был идолопоклонником, но тем не менее одерживал победы, он был преследователем, но в то же время победителем! Бог преследует мудрые и святые цели, позволяя нечестивцам процветать, и благодаря этому прославляет Свое имя.
I. Пророк предостерег Ахава, чтобы тот готовился к следующей войне (ст. 22). Похоже, в то время царь считал, что находится в безопасности, и не заглядывал далеко вперед. Кто беспечно относится к собственной душе, тот часто беспечен и к своим делам; но пророк, которому Бог открыл дальнейшие планы сирийцев, сказал царю, что они возобновят свои попытки по прошествии года, надеясь восстановить утерянную честь и отомстить за нанесенный удар. Поэтому он велел Ахаву собраться с силами, приготовиться к защите и быть готовым оказать им теплый прием. Бог предопределил исход, но Ахав должен был использовать средства, в противном случае он искушал бы Бога: «Помоги себе, укрепи себя и Бог поможет и укрепит тебя». Враги Божьего Израиля, подстегиваемые злобой, не успокаиваются, и хотя они находят время, чтобы вдохнуть, но при этом продолжают дышать угрозами и убийством на Церковь. Это значит, что мы всегда должны быть готовы к оскорблениям со стороны наших духовных врагов и поэтому отмечать и следить за тем, что мы делаем.
II. Окружавшие Венадада слуги советовали ему, каким образом организовать следующий поход.
1. Они посоветовали сразиться на равнине (ст. 23), ибо не сомневались в том, что их поразил не Израиль, а боги Израиля (такое уважение в то время повсеместно испытывали к невидимым силам), но при этом довольно невежественно отзывались об Иегове: словно Он представлял собой множество богов, в то время как Он был единым Богом и назывался одним именем; они считали, что Он только их Бог, местное божество, принадлежащее только этому народу, в то время как Он был Творцом и Владыкой всего мира; они полагали, что Он был Богом только гор, ибо их великий пророк Давид сказал: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (Пс 120:1), утверждая, что основание его на горах святых (Пс 86:2; 77:54), и много говорил о Его святом холме (Пс 14:1; 23:3). Они полагали, что по Своей сути Он такой же, как и их воображаемые божества, считали, что Он ограничен Своими холмами, не может или не хочет спуститься с них и поэтому в долине Он не сможет оказать помощь армии и защитить ее. Такими суетными были язычники в своих умствованиях о Боге, и так отчаянно омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, они обезумели.
2. Они посоветовали ему сменить военачальников (ст. 24−25) и не задействовать царей, которые были начальниками по своему рождению, а вместо них поставить областеначальников, которые стали начальниками благодаря своим заслугам, были приучены к войне и не стремились произвести впечатление, как цари, а старались исполнить свое служение. Пусть каждый занимается тем, для чего он воспитывался и учился, и пусть продвигается в том, для чего годен. Похоже, в то время Сирия была богатой и густонаселенной страной, раз смогла набрать после такого большого поражения достаточное количество новобранцев: коней, сколько было коней, и колесниц, сколько было колесниц.
III. Обе армии расположились на поле боя. Венадад с сирийцами разбил стан возле Афека, в колене Асировом. Скорее всего, Асир находился в его владении и был одним из городов, завоеванных его отцом (ст. 34), а окружавшая его земля была плоской и ровной, весьма подходящей для его цели (ст. 26). Ахав со своими силами расположился на некотором расстоянии от них (ст. 27). Несоответствие в численности было очень заметно. Сыны Израилевы разделились на два отряда и смотрелись, как два небольших стада коз; их армия была малочисленной, плохо экипированной и выглядела презренно. А Сирияне наполнили землю своей численностью, шумом, колесницами, повозками и имуществом.
IV. Ахава ободряли сразиться с сирийцами, несмотря на их преимущество и самонадеянность. Ему был послан муж Божий сказать, что эта многочисленная армия будет предана в руку его (ст. 28). Но это будет сделано не ради него самого; да знает он, что абсолютно недостоин этой милости со стороны Бога. Бог сделает это не потому что Ахав прославил Бога или молился Ему (мы нигде не читаем об этом), а потому что сирийцы хулили Его и говорили: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин»; Бог сделает это, чтобы оправдаться и сохранить честь Своего имени. Если бы сирийцы сказали: «Ахав и его народ забыли Своего Бога и из-за этого лишились Его защиты и поэтому мы можем попытаться напасть на них», то Бог, возможно, предал бы Израиль в их руки; но раз они осмелились высказать предположение, оскорбляющее всемогущество Бога и честь Того, Кто является Господом всех воинств не только на горах и долинах, но на небесах и на земле, о чем они сознательно не хотели знать, то Бог откроет им глаза за счет гибели их огромной армии предмета их гордости и упования.
V. По прошествии семи дней, в течение которых армии стояли друг против друга (похоже, сирийцы в это время хвалились, а израильтяне трепетали), началось сражение, и армия сирийцев была полностью истреблена. 100000 сирийцев пали от меча израильтян на поле боя (ст. 29), а 27000 воинов, которые считали себя в безопасности под стенами Афека укрепленного города, со стен которого лучники могли поражать врага, если тот преследовал их (2Цар 11:24), нашли свою смерть там, где надеялись обрести защиту. Стена упала на них, возможно, разрушенная землетрясением; а так как города Ханаана строили свои стены до небес, то ее обломки разлетелись далеко и все воины были убиты или ранены или приведены в смятение. Венадад полагал, что его город Афек устоит против победителей, но увидел, что тот лишился стен, а остаток войска пал духом и рассеялся, и ему ничего не оставалось, кроме как тайно скрываться ради собственной безопасности; поэтому он прятался из одной внутренней комнаты в другую, чтобы преследователи не схватили его. Посмотрите, как часто величайшая самонадеянность превращается в величайшую трусость. Так что, является ли Бог Израиля и Богом долин? Он узнает это сейчас, когда вынужден бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться (см. 3Цар 22:25).
Стихи 31−43. Данные стихи описывают, что произошло после того, как Израиль одержал победу над сирийцами.
I. Венадад покорно и позорно подчинился. Даже находясь в своей внутренней комнате, он боялся и если бы мог, то убежал дальше, хотя никто его не преследовал. Его слуги, увидев, что оказались в крайней опасности, посоветовали ему сдаться на милость победителя и стать узниками, умоляющими Ахава сохранить им жизнь (ст. 31). Вначале слуги рискнут вверить победителям свою жизнь, а их хозяин будет действовать судя по обстоятельствам. Поступить подобным образом их побудила хорошая репутация царей Израиля, которые были милосерднее всех своих соседей: «Мы слышали, что их цари милостивые и не угнетают подданных, находящихся в их власти (среди всех прочих правительство Израиля было одним из самых уступчивых и мягких), следовательно, они не будут жестокими по отношению к своим врагам, если те сдадутся им на милость». Возможно, они имели такое представление о царях Израиля, так как слышали, что Он возвестил Свое имя человеколюбивый и милосердый, и из этого сделали вывод, что их цари должны следовать примеру своего Бога. Для царей Израиля было почетно, что их представляли таким образом, как, безусловно, и для каждого израильтянина, когда он облачался, как ему и приличествовало, в милосердие. «Они цари милостивые, и поэтому у нас есть надежда обрести милость, если мы сдадимся». Это ободрение предназначено для бедных грешников, чтобы они покаялись и смирились перед Богом. «Разве мы не слышали, что Бог Израиля милостивый Бог? Разве не видели, что Он таков? Тогда давайте сокрушим свои сердца и вернемся к Нему» (см. Иоиль 2:13). Евангельское покаяние является результатом осознания милости Бога во Христе; в Нем прощение. Слуги Венадада решают представить Ахаву:
(1) Раскаяние господина. Для этого они, как люди скорбящие, возложат вретища на чресла свои и веревки на головы свои. Так выглядят преступники, отправляющиеся на казнь, показывающие, что они сожалеют о том, что напали на страну и потревожили ее покой, и признающие, что заслуживают за это наказания. Они готовы понести наказание и бросаются к ногам того, кому причинили зло. Многие притворно раскаиваются в своих злых делах, когда не добиваются успеха, хотя если бы были успешными, то оправдывали бы их и хвалились ими.
(2) Что их господин проситель и умоляет, чтобы ему сохранили жизнь: «Раб твой Венадад говорит: «Пощади жизнь мою » (ст. 32). Хотя я жил как вечный изгнанник своей страны и пленник этой, но сейчас прошу на любых условиях пощадить мою жизнь». Какая произошла великая перемена [1] в его положении! Как пал он с высоты власти и процветания до глубин позора и несчастья, подвергнувшись бедствиям, сопутствующим бедности и рабству! Посмотрите, как переменчиво положение человека: его дела подвержены таким глобальным переменам, что тот, кто недавно возвещал как самый главный, скоро может стать самым презренным. [2] В его характере. В начале главы он предстал наглым, заносчивым и грозным правителем, предъявлявшим, как никто другой, самые высокие требования, а в данных стихах он предстает как подобострастный и жалкий пленник, готовый пойти на любые условия! Как презренно он просит сохранить свою жизнь того, кого раньше попирал! Самые надменные во время процветания чаще всего оказываются самыми жалкими в беде: презренный дух проявляется в обеих ситуациях. Посмотрите, как Бог прославил себя, когда взглянул на всех высокомерных и унизил их и зарыл всех их в землю (Иов 40:6−8).
II. Ахав безрассудно принял его капитуляцию и необдуманно заключил с ним союз. Он гордился, что перед ним заискивает человек, которого он боялся, и спросил с беспокойством: «Разве он жив? Он брат мой такой же царь, хотя и не израильтянин». Ахав больше оценивал себя по царскому титулу, а не по религии и так же ценил других. «Но брат ли он твой, Ахав? Поступил ли он с тобой как брат, когда отправил тебе жестокое послание? (ст. 5−6). Назвал бы он тебя братом, если бы выиграл сражение? Назвал бы он себя твоим рабом, если бы не оказался в крайней нужде? Разве можно позволять, чтобы тебя так обманывали ложным и вынужденным подчинением?» Слуги схватились за слово «брат» (ст. 3З), ободрились и отправились привести царя. Назвавший братом позволит ему жить. Пусть в этом слове бедные раскаявшиеся грешники услышат Бога, называющего их детьми (Иер 31:20); пусть схватятся за него, отзовутся эхом и назовут Его Отцом. Так как Венадад покорился, то Ахав не только с почетом переправил Венадада (посадил его с собою на колесницу), но и обращался с ним как с союзником (ст. 34): «Он заключил с ним договор», не посоветовавшись с Божьими пророками или старейшинами страны, не подумав, на чем следовало настаивать в данной ситуации, а вел себя так, словно Венадад был победителем и имел право ставить условия. Он мог бы потребовать некоторые города Венадада, раз все они были предоставлены на милость победившей армии, а удовлетворился тем, что ему были возвращены его города. Тогда он мог потребовать склады, сокровищницы и хранилища Дамаска, чтобы умножить богатство и силу своего царства, а удовлетворился ничтожной возможностью за свой счет строить там улицы, что было почетно, но не приносило прибыли; теперь он мог поступать так же, как поступали цари Сирии в Самарии, хотя они никогда не имели такой власти, как он в то время, чтобы настаивать на своих требованиях. Заключив этот договор, он отослал Венадада, даже не отчитав за то, что тот хулил и позорил Бога Израилева, ибо не переживал о Его чести. Отметьте: есть люди, которых успех портит; они не знают, как служить Богу и своему поколению, как содействовать личным интересам и процветанию потомства. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде.
III. Ахаву было высказано порицание за его снисходительность к Венададу и заключенный с ним договор. Это сделал пророк во имя Господа; иудеи говорят, что это был Михей (что похоже на правду), ибо позднее Ахав жалуется (3Цар 22:8), что он пророчествовал о нем худое. Этот пророк должен был обличить Ахава с помощью притчи и вынудить его осудить себя, как это сделал Нафан и женщина фекоитянка в адрес Давида. Чтобы сделать притчу более правдоподобной, пророк решил сыграть роль раненого воина.
1. Преодолев некоторые трудности, он добился, чтобы его ранили, ибо не ранил себя собственными руками. Он повелел одному из своих братьев-пророков, своему ближнему или соратнику (ибо именно это означает данное слово), побить его во имя Бога (ст. 35), но увидел, что тот не желает наносить удары, хотя его просили об этом; он отказался побить его, подумав, что другие желали бы побить пророков и им самим не следует бить друг друга. Мне кажется, он отказался сделать это на добром основании. «Если его нужно побить, то пусть это сделает кто-то другой, но не я; я не могу найти в себе силы поднять руку на друга». Благочестивые люди с большей легкостью примут несправедливый удар, чем нанесут его. Тем не менее за неповиновение четкому повелению Бога (а ведь он сам был пророком), как это было с другим пророком (3Цар 13:24), его тотчас же убил лев (ст. 36). Это должно было не только в общем показать, как сильно Бога гневит непослушание (Кол 3:6), но и намекнуть Ахаву (которому, несомненно, рассказали об этом случае), что раз благочестивый пророк был так сурово наказан за то, что пощадил своего и Божьего друга, когда Господь сказал: «Бей его», то насколько более суровому наказанию подвергнется нечестивый царь, пощадивший своего и Божьего врага, когда Господь сказал: «Бей его». Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего? Мы должны быть милостивы настолько, насколько Он милостив, а не наоборот. Следующему пророку, с которым он встретился, было не трудно побить его (Volenti поп fit injuria — Кто просит, чтобы его ранили, тому это не нанесет ущерба), и он бил его до того, что изранил побоями (ст. 37). Возможно, он ударил его в лицо, в результате чего потекла кровь.
2. В таком состоянии, раненый, вымазанный в золу, чтобы никто не узнал в нем пророка, он обратился к царю с рассказом, в котором обвинял себя в том же, в чем виновен был царь, а именно в том, что он пощадил Венадада, ожидая, как царь рассудит его. Вкратце ситуация была такова. Узник, захваченный во время битвы, был передан под надзор другому человеку (мы можем предположить, что это сделал его военачальник), который был предупрежден, что если узника не станет, то его душа будет за душу его (ст. 39). Так как стражник оказался нерадивым, то узнику удалось сбежать. Так может ли царский суд оправдать его перед этим военачальником, который требовал его жизни взамен жизни узника? «Ни в коей мере, ответил царь, тебе не следовало браться за это дело или быть более внимательным и исполнительным; нет возможности помочь тебе (Currat lex — Пусть закон будет исполнен); ты не исполнил данное тебе поручение и должен быть наказан за это. Таков тебе и приговор; ты сам решил». Теперь, добившись своей цели, пророк открылся, и Ахав узнал его. После этого пророк открыто сказал: «Ты тот человек. Ты сказал, что это мне приговор? Нет, это твой приговор; ты сам так решил. Ты осудишься от своих уст. Бог, твой владыка и военачальник, предал в твои руки человека, четко отмеченного для истребления собственной гордостью и Божьим провидением. А ты упустил его не из-за невнимательности, а сознательно и преднамеренно. Тем самым ты не оправдал оказанного тебе доверия и не достиг цели, ради которой тебе была дарована победа; поэтому будь готов, что душа твоя будет вместо его души, которую ты пощадил (так и было, 3Цар 22:35), и народ твой вместо его народа, который ты также пощадил» (так и было, 4Цар 10:32−33). Когда они были сокрушены за другие грехи, этот грех им припомнился. Бывает время, когда тот, кто удерживает меч Божий от крови, дело Господне делает небрежно (Иер 48:10). Безрассудное сострадание наносит вред городу.
3. Нам сообщается, как Ахав отреагировал на этот упрек. Он отправился домой встревоженный и огорченный (ст. 43); он не раскаялся искренно и не искал возможности исправить свою ошибку, а рассердился на пророка и возмутился против Бога, словно Тот вынес ему слишком суровый приговор; он также был недоволен собой и огорчен, несмотря на одержанную победу. Кто Своим провидением умертвил гордость одного царя, Тот Своим словом подавил ликование другого. Итак вразумитесь, цари... Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс 2:10−11).
толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 20 глава