Судя по отвратительному характеру правителей и народа Израиля, описанному в предыдущей главе, можно было ожидать, что Бог откажется от народа, который отверг Его; но в доказательство обратному можно сказать, что никогда еще Израиль не был благословлен таким хорошим пророком, как в то время, когда был наказан плохим царем. Не было царя, который грешил так дерзко, как Ахав, и не было пророка, который так дерзко обличал и угрожал ему, как Илия, история которого начинается в данной главе и полна чудес. Вряд ли какая-либо другая часть Ветхого Завета сияет ярче, чем этот рассказ о духе и силе Илии. Он единственный из всех пророков был удостоен чести, оказанной Еноху первому пророку, и перенесен на небо, не увидев смерти, а также чести Моисея великого пророка, и присутствовал при преображении Спасителя. Другие пророки пророчествовали и писали, а он пророчествовал и действовал, но ничего не написал. Его дела прославляют его имя больше, чем их труды. В данной главе:
(I) Он предсказывает голод в Израиле из-за отсутствия дождя (ст. 1).
(II) Бог обеспечивает его продуктами во время голода:
(1) с помощью воронов у потока Хорафа (ст. 2−7); (2) а когда это стало невозможно, то через вдову из Сарепты, которая приняла его во имя пророка и получила награду пророка, ибо он [1] умножил ее муку и масло (ст. 8−16), [2] воскресил к жизни ее умершего сына (ст. 17−24). Так данная история начинается с судов и чудес, которые должны были пробудить это тупое поколение, глубоко растлившее себя.
Стихи 1−7. История Илии начинается несколько неожиданно. Обычно в начале рассказа о пророке приводится информация о его происхождении, где говорится, чьим сыном он был и из какого колена, но Илия выходит из-за облаков (если можно так сказать), словно, как и Мелхиседек, он не имел ни отца, ни матери, ни родословной, что зарождает в некоторых евреях мысль о том, что он был ангелом с небес. Но апостол заверил нас, что он был человек, подобный нам (Иак 5:17); возможно, это подразумевает, что он не только был подвержен обычным человеческим слабостям, свойственным человеческой природе, но и по своему природному характеру был человеком, которому присущи сильные страсти, более страстный и ревностный, чем большая часть мужчин, и поэтому более пригоден для служения среди отъявленных грешников того века, в котором ему пришлось жить. Так Бог чудесным образом делает людей пригодными для того дела, которое Он предназначил для них. Грубый дух призван к резкому служению. Реформации нужен был такой человек, как Лютер, который разрубил лед. Обратите внимание:
(1) На имя пророка: Илия, что означает «мой Бог Иегова», Который послал меня, признает и поможет мне; Он Тот, Кому я верну Израиль, Тот единственный, Который может совершить это великое дело.
(2) На его страну. Он был из жителей Галаадских, проживавших по ту сторону Иордана, из колена Гадова или половины колена Манассии, ибо Галаад был разделен между ними, но неясно, принадлежал ли он какому-либо из этих колен по своему происхождению. Но неизвестность происхождения не стала препятствием для его дальнейшего возвышения. Нам не следует спрашивать, откуда люди, а лишь кто они: если это человек хороший, то неважно, если он из Назарета. Израиль был тяжело ранен, когда Бог послал туда этот бальзам из Галаада этого врача. Он назван Фесвитянином, то есть из Фесвита города, находящегося в той стране. И в самом начале этой истории описывается два момента:
1. Как он предсказал голод, длительный и сильный голод, которым Израиль будет наказан за свои грехи. Эта плодородная земля из-за недостатка дождя станет бесплодной за беззакония живущих на ней. Он пошел и сказал об этом Ахаву; он не говорил о голоде тайно людям, чтобы сделать их недовольными правлением, а возвестил об этом царю, в чьей власти было реформировать страну и таким образом предотвратить суд. Возможно, он обвинил Ахава в идолопоклонстве и других злодеяниях и сказал, что если он не покается и не изменится, то этот суд будет послан на его землю. Он сказал: «В стране не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему», то есть: «Не ожидайте никого другого, пока не услышите об этом от меня». Апостол учит нас понимать эти слова не только как пророчество, но и как молитву, которая поворачивает ключ от облаков (Иак 5:17−18). Он ревностно молился (ибо испытывал святое негодование, видя отступничество Израиля, и святую ревность по славе Бога, Чьи суды были проигнорированы), чтобы не было дождя; и соответственно его молитвам небеса стали как медь, пока он вновь не помолился, чтобы небо дало дождь. Со ссылкой на эту историю о Божьих свидетелях сказано (Откр 11:6): «Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их». Илия извещает Ахава:
(1) Что Господь Иегова Бог Израиля, Которого он оставил.
(2) Что Он живой Бог и не похож на тех богов, которым они поклонялись, ибо они немые идолы.
(3) Что он сам слуга Божий, совершающий служение, и посланник, отправленный Им: «Он Бог, перед Которым я стою, чтобы служить Ему, или Которого я сейчас представляю; вместо Него я сейчас стою и от Его имени говорю, презирая Ваала и рощи».
(4) Что, несмотря на нынешний мир и процветание царства Израиля, Бог недоволен их идолопоклонством и накажет за это отсутствием дождя; а пока Он будет удерживать его, боги, которым они служат, не смогут ничего сделать, ибо есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? (Иер 14:22). Это действенным образом докажет их бессилие и безрассудство тех, кто оставил живого Бога, ибо они пытались угодить тем, кто не может сделать ни хорошего, ни плохого. Свои слова он подтверждает торжественной клятвой: «Жив Господь, Бог Израилев!», чтобы Ахав, услышав эти угрозы, испытал большой страх перед Богом, ибо для их осуществления будут задействованы божественные силы.
(5) Он сообщает Ахаву о том, какое влияние имеет на небесах: «Так будет по слову моему». Он говорит с большим достоинством, когда провозглашает от имени Бога, ибо хорошо понимает, в чем заключается поручение пророка (Иер 1:10): «Я поставил тебя в сей день над народами и царствами». Посмотрите, какой силой обладает молитва и какая истина сокрыта в слове Бога, ибо Он исполняет слово Своих посланников.
II. Какая забота была проявлена о нем самом во время голода.
1. Как ему удалось скрыться. Бог велел ему уйти и скрыться у потока Хорафа (ст. 3). Это делалось не столько для его безопасности, ибо не похоже, что Ахав сразу же стал посягать на его жизнь, сколько в качестве наказания для народа, ибо если бы он где-то открыто появился, то послужил бы благословением для них своими наставлениями и ходатайством, что значительно укоротило бы их бедственные дни. Но Бог определил, что голод должен продолжаться три с половиной года, и поэтому в течение всего этого времени Илии было велено скрываться, чтобы его не уговаривали пересмотреть приговор, исполнение которого, согласно сказанному, будет совершаться по слову его. Когда Бог говорит в адрес народа, что Он искоренит и совершенно истребит его, то находит тот или иной способ, чтобы удалить тех, кто будет стоять в проломе, дабы отвратить Его гнев. Плохо обстоят дела у народа, если его благочестивым людям и служителям велено скрываться. Когда Бог решил послать дождь на землю, тогда велел Илии пойти и показаться Ахаву (3Цар 18:1). Но в то время, повинуясь божественному приказу, он ушел и жил уединенно в неприметном и малопосещаемом месте, где его невозможно было обнаружить; вероятно, он прятался в тростнике, росшем у потока. Если провидение призывает нас удалиться и пребывать в одиночестве, то мы должны покориться; когда мы не можем быть полезными, то должны быть терпеливыми, и когда не можем совершать дело для Бога, то должны тихо сидеть ради Него.
2. Как он питался. Хотя в том месте он мог только размышлять и молиться (что могло помочь ему подготовиться для дальнейшего служения), но ему нужно было что-то есть, ибо в то время он исполнял свой долг и поэтому во дни голода должен быть сыт. Когда женщину, Церковь, ведут в пустыню, то заботятся, чтобы она была накормлена и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени, что составляет как раз тот период, когда Илия скрывался (см. Откр 12:6,14). Илия мог пить воду из потока, а воронам было велено кормить его (ст. 4); так и было: они приносили ему хлеб и мясо (ст. 6). Пищи было достаточно, она была хорошей и поступала постоянно, два раза в день он получал хлеб и мясо имел хлеб насущный. Мы можем предположить, что он питался не так роскошно, как пророки, которые служили в дубравах и питались от стола Иезавели (3Цар 18:19), тем не менее его участь была лучше участи тех Господних пророков, которых Авдий кормил хлебом и водой (3Цар 18:4). Божьим слугам, особенно пророкам, не приличествует слишком беспокоиться о своей пище, любить лакомства и разнообразие; если человеческая природа подкреплена, то неважно, если вкус пищи не очень приятен; вместо того чтобы завидовать тем, кто в изобилии имеет лакомства, нам следует задумываться о том, как много людей, которые лучше нас, довольствуются более суровой едой и были бы рады питаться остатками нашей пищи. Утром и вечером Илии приносили одну и ту же еду, чтобы научить его не задумываться о завтрашнем дне. Пусть те, кто испытывает недостаток в еде, научатся жить, уповая на провидение и доверяясь ему, веря, что хлеб насущный будет вовремя; благодарение Богу за хлеб для этого дня, и пусть день завтрашний принесет хлеб с собой.
(2) Поставщики провизии были очень необычными: вороны приносили ее пророку. Авдий и другие израильтяне, не преклонившиеся Ваалу, были бы рады принять Илию, но он был необычным человеком и должен был питаться необычным образом. Он был прообразом Иоанна Крестителя, который питался саранчой и диким медом. Бог мог послать ангелов, чтобы они служили Илии (как поступил позднее (3Цар 19:5), как сделал это для нашего Спасителя, Мф 4:11), но решил отправить ему крылатых посланников иной природы, дабы показать, что, если Ему угодно, Он может достигать Своих целей с помощью самых ничтожных творений так же, как и самых могущественных. Если бы мы поинтересовались, где вороны брали пищу, как и где ее готовили и честно ли ее добывали, то нам ответили бы словами Иакова (Быт 27:20): «Господь Бог наш послал ее им навстречу», ибо Господня земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней. Но почему вороны?
[1] Они хищные птицы, алчно пожирающие творения, которые скорее отобрали бы пищу у него или выклевали его глаза (Притч З0:17), но на этом примере можно вновь истолковать загадку Самсона: из ядущего вышло ядомое.
[2] Они нечистые твари. Всякого ворона с породою его было запрещено есть по закону (Лев 11:15), но Илия не думал, что из-за этого приносимая ими пища становилась хуже, а ел и благодарил за нее, не задавая никаких вопросов для спокойствия совести. Голубь оказался для Ноя более верным посланником, чем его ворон, но в данной ситуации вороны проявили себя верными и постоянными.
[3] Вороны питались насекомыми и мертвечиной, а пророку приносили пищу, подходящую для человека. Очень жаль, если те, которые несут другим хлеб жизни, сами питаются тем, что не насыщает.
[4] Вороны могли приносить лишь немного мяса, которое им удалось оторвать, но Илия был доволен и этим и благодарил за то, что его кормят, хотя и не пиршествовал.
[5] Вороны пренебрегли своим потомством и не кормили его, а, когда Богу стало угодно, начали кормить Его пророка. Молодые львы и вороны могут иметь недостаток в пище и страдать от голода, но не те, которые боятся Господа (Пс 33:10).
[6] Сами вороны кормились за счет особого провидения (Иов 38:41; Пс 146:9), а теперь они кормили пророка. Пришлось ли нам испытать особую Божью милость для нас и наших близких? Тогда давайте ради Него считать себя обязанными быть добрыми по отношению к тем, кто Ему принадлежит. Давайте на этом примере научимся, во-первых, признавать всемогущую власть Бога над всеми творениями; Он может использовать их так, как Ему угодно для наказания или оказания милости. Во-вторых, ободрять себя в Господе, оказавшись в трудной ситуации, и никогда не переставать доверять Ему. Кто смог накрыть стол в пустыне и сделать воронов поставщиками, поварами и слугами пророка, Тот сможет восполнить все наши нужды соответственно Его богатству в славе. Так в течение довольного большого времени Илия один съедал кусок свой; но вода, которую он получал из потока обычным образом, закончилась раньше, чем пища, поступающая с помощью чудес. Силы природы ограничены, но не силы Бога природы. Поток Илии высох (ст. 7), ибо не было дождя на землю. Если небеса подводят, то и земля; таковы все утешения от творений; мы теряем их, когда больше всего в них нуждаемся, что происходит с потоками летом (Иов 6:15). Но есть речные потоки, которые веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, и никогда не высыхают (Пс 45:5) источник воды, текущей в жизнь вечную. Господи, дай нам этой живой воды!
Стихи 8−16. Данные стихи рассказывают, каким образом Илия был защищен далее и как он обеспечивался питанием в течение своей изоляции. Тот опустошению и голоду посмеется, кто имеет Бога своим другом, который хранит и поддерживает его. Поток Хорафа высох, но милость Бога и Его забота о Своем народе никогда не иссякнут, а останутся такими же; Его милость и забота пребывают и черпаются для тех, кто знает Его (Пс 36:10). Когда поток высох, Иордан все еще был наполнен водой, так почему Бог не послал его туда? Безусловно, для того, чтобы показать, что у Него есть много способов позаботиться о Своем народе и что Он не привязывается ни к одному из них. Теперь Бог позаботится, чтобы у него была какая-то компания и возможность быть полезным, и он не был, как раньше, похоронен заживо. Обратите внимание:
I. Место, куда он был послан, называлось Сарепта Сидонская, и оно находилось за пределами границ Израиля (ст. 9). Наш Спаситель обращает внимание на этот факт как на раннее и древнее указание того, что милость Бога при полноте времени была предназначена и для бедных язычников (Лк 4:25−26). Много вдов было в Израиле во дни Илии, которые, возможно, просили бы его посетить их дома, тем не менее он был послан почтить и благословить своим присутствием город в Сидоне, город языческий; так он стал (как говорит д-р Лайтфут) первым пророком для язычников. Израиль растлил себя идолопоклонниками из народов и стал хуже их; поэтому он был справедливо отвержен, и это стало богатством миру. Соотечественники ненавидели и изгнали Илию, поэтому он обратился к язычникам, как впоследствии было велено поступить и апостолам (Деян 18:6). Но почему он был послан в Сидон? Возможно, потому что поклонение Ваалу, что было в то время вопиющим грехом Израиля, недавно пришло оттуда вместе с Иезавелью, которая была из Сидона (3Цар 16:31), поэтому туда он и отправился, чтобы оттуда началось уничтожение идолопоклонства. «Даже из Сидона призвал Я Своего пророка, Своего реформатора». Иезавель была самым большим врагом Илии, но, чтобы показать бессилие ее злобы, Бог нашел место, где бы он мог укрыться, в ее же стране. Христос никогда не ходил к язычникам за исключением одного раза, когда удалился в страны Сидонские (Мф 15:21).
II. Человек, определенный для того, чтобы принять его, не был богатым купцом или знатным человеком Сидона, как Авдий управитель дома Ахава, который кормил пророков. Это была бедная вдова, всеми оставленная и сильно нуждающаяся. Ей было велено (т.е. дана возможность и желание) помочь ему. Чаще всего Бог избирает немудрое и немощное мира и облачает их почестями так Он прославляется. В определенном смысле Он Бог вдов и питает их, поэтому они должны познавать, как им следует благодарить Его за заботу.
III. О нем была проявлена забота. Провидение привело вдову, которая очень своевременно встретила пророка у городских ворот (ст. 10); и из того, что происходило между нею и Илией, мы узнаем:
1. О ее ситуации и характере; оказалось, (1) что она была очень бедной и нуждающейся. Чтобы выжить, у нее осталась лишь горстка муки и немного масла; в наилучшее время она была нуждающейся, а теперь из-за общей нехватки продуктов была доведена до крайности. Когда она съест то немногое, что у нее есть (как ей казалось), то ей и ее сыну придется умереть от нужды (ст. 12). У нее не было топлива, а только дрова, собранные на улице, и так как не было слуги, то она вынуждена была сама собирать их (ст. 10); поэтому она была больше расположена принимать милостыню, чем гостей. Именно к ней был послан Илия, чтобы иметь возможность жить за счет провидения, как это было, когда его кормили вороны. Из сострадания к бедственному положению Своей служанки Бог послал к ней пророка, но не для того, чтобы просить у нее, а чтобы пожить у нее; позже он очень хорошо заплатит ей за еду.
(2) Что она была очень смиренной и трудолюбивой. Илия встретил женщину, когда она собирала дрова, чтобы спечь хлеб (ст. 10−12). Ее мысли соответствовали ее положению, и она не жаловалась на трудности, с которыми сталкивается, не сердилась на божественное провидение за то, что не было дождя, а приспособилась, насколько это возможно, к условиям жизни. Люди такого склада характера наилучшим образом подготовлены для почестей и помощи от Бога.
(3) Что она была очень доброй и щедрой. Когда незнакомец попросил ее пойти и принести немного воды попить, то она по первому же слову с готовностью отправилась (ст. 10−11). Она не возражала, ссылаясь на нехватку воды, и не спросила, что он даст ей за глоток воды (ибо теперь она стоила денег), не намекала на то, что он чужеземец, израильтянин, с которыми сидоняне не желали иметь ничего общего, как и самаряне (Ин 4:9). Она не оправдывалась, ссылаясь на слабость как следствие голода, или на безотлагательность личных дел, не говорила, что занята и не может идти по его поручению, а оставила сбор дров для личных нужд, чтобы набрать для него воды, что, возможно, сделала охотно, побуждаемая его серьезным видом. Мы должны быть готовы совершить любое доброе дело для чужеземцев; если нам нечего дать человеку, которого постигла беда, то мы должны быть готовы сделать что-то для него. Стакан холодной воды (хотя это будет стоить нам лишь усилий, чтобы принести ее) ни в коем случае не потеряет своей награды.
(4) Что она сильно уповала на слово Бога. Ее вера и послушание были испытаны в большой степени, когда, сказав пророку, как мало у нее муки и масла достаточно для нее самой и ее сына, он велел ей сделать небольшой опреснок для него, и сделать его прежде, а потом для себя и для своего сына. Если мы задумаемся, то это было самым большим испытанием в таком незначительном вопросе. Она могла сказать: «Вначале нужно накормить детей; благотворительность начинается с собственного дома. Не следует надеяться, что я дам, раз имею мало и не знаю, где взять больше, когда все закончится». У нее было намного больше оснований, чем у Навала, спросить: «Неужели я должна взять свою муку и масло и отдать человеку, о котором не знаю, откуда он?» Правда, что Илия упомянул Господа, Бога Израилева (ст. 14), но что Он значил для сидонян? Или если она благоговела перед именем Иеговы и ценила Бога Израилева как истинного Бога, то какую могла иметь уверенность в том, что этот незнакомец был пророком и имел право говорить от Его имени? Голодному бродяге было легко обмануть ее. Но она одерживает верх над этими возражениями и повинуется заповеди, уповая на обетование. Пошла она и сделала так, как сказал Илия (ст. 15). О, женщина! Велика вера твоя; подобной не было найдено во всем Израиле; она превзошла веру вдовы, которая отдала оставшиеся две лепты в сокровищницу. Бедная женщина поверила слову пророка, обещавшего, что она не останется в проигрыше и ей будет возмещено сполна. Кто осмеливается уповать на обетование Бога, тому нетрудно подвергать себя опасности и лишениям ради служения Ему, воздавая Богу должное из того немногого, что он имеет, и отдавая Ему первому Его часть. Кто имеет дело с Богом, тот должен действовать, уповая на Него: прежде всего искать Его царства, а затем все остальное приложится ему. По закону начатки плодов и начатки теста принадлежали Богу (Чис 15:20). Но нет сомнений в том, что умножение веры вдовы до такой степени, что это сделало ее способной подобным образом отречься от себя и уповать на божественное обетование, было таким же великим чудом царства благодати, как и умножение масла в царстве провидения. Блаженны те, кто, вопреки надежде, верит и повинуется.
2. О заботе, проявленной Богом о ее госте: мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, а по мере опустошения продукты в них умножались благодаря божественной силе (ст. 16). Никогда еще количество муки и масла (говорит епископ Холл) не умножались по мере использования, как в данной ситуации; умножение семени сеющему (2Кор 9:10) благодаря ходу обычного провидения является примером силы и милости Бога, и им не следует пренебрегать из-за того, что оно общее. Мука и масло умножались не тогда, когда их копили, а когда использовали, ибо иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется. Когда Бог благословляет малое, то оно осуществляет великое дело и превосходит наши ожидания; и наоборот, если наблюдается изобилие и Он дунет на него, то почти ничего не останется (Агг 1:9; 2:16).
(1) Это делалось для содержания пророка. Хлеб насущный продолжал поступать ему чудесным образом. До сих пор он питался хлебом и мясом, а теперь хлебом и маслом (которое они в то время использовали, как мы используем сливочное масло). Манна была похожа и на то, и на другое, ибо вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем (Чис 11:8). Илия был благодарен за эту еду, хотя раньше привык есть мясо два раза в день, а теперь вообще не имел его. Кто не может обойтись без мяса и должен есть его хотя бы раз в день (как привык), тот не смог бы удовлетвориться, питаясь вместе с Илией и живя за счет чудес.
(2) Это делалось для поддержания бедной вдовы и ее сына и было наградой за то, что она кормила пророка. Ничего не потеряют те, кто добр к народу Божьему и служителям; раз она приняла пророка, то получила награду пророка; она дала ему комнату в доме, и он отплатил ей продуктами для ее семьи. Христос пообещал войти к тому, кто отворит для Него свою дверь, и вечерять с ним, а принявший будет вечерять со Христом (Откр 3:20). Как и Илия в данной ситуации, Он не только приносит Свое угощение пригласившим Его, но и вкушает их угощение. Посмотрите, как награда соответствовала служению. По доброте своей она сделала одну лепешку для пророка и получила в награду много лепешек для себя и своего сына. Когда Авраам собирался принести в жертву Богу своего единственного сына, то ему было сказано, что он станет отцом огромного народа. Что дается из благочестия или щедрости, то вкладывается ради нашей выгоды на наилучших условиях. Бедная вдова дала пророку скудную пшеничную лепешку, и в качестве вознаграждения кормилась она, и он и дом ее несколько времени (ст. 15) около двух лет, когда повсеместно наблюдалась нехватка продуктов. А то, что они имели пищу благодаря особому Божьему благоволению и в такой хорошей компании вместе с Илией, сделало это вдвойне приятнее. Уповающим на Бога обещано, что не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты (Пс 36:19).
Стихи 17−24. Данные стихи описывают, как еще была награждена вдова за свою милость к пророку; словно мало было того, что они остались в живых, ее сын был воскрешен после того, как умер, и таким образом возвращен ей. Обратите внимание:
I. Ребенок заболел и умер. Насколько известно, это был ее единственный сын утешение ее вдовьей участи. Он питался чудесным образом, но это не оградило его от болезни и смерти. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет, ибо он дан для жизни мира (Ин 6:49−50). Страдание вдовы было подобно жалу во плоти: чтобы она не превозносилась выше меры из-за оказанных ей милостей и почестей.
1. Она кормила великого пророка и была задействована в том, чтобы поддерживать его жизнь. И у нее были большие основания полагать, что Господь будет милостив к ней; но вот, теперь она потеряла сына. Отметьте: мы не должны считать странным, если нам приходится сталкиваться с суровыми страданиями даже тогда, когда мы находимся на пути долга и совершаем выдающееся служение для Бога.
2. Она сама кормилась за счет чуда и содержала хороший дом без затрат и забот благодаря поразительному благословению с небес; и вот страдания постигают ее, когда она всем довольна. Отметьте: когда нам четко явлена милость Бога и Его благоволение, то и тогда мы должны быть готовы получить порицание провидения. Наша гора стоит не крепко и может быть сдвинута, поэтому в этом мире мы должны радоваться с трепетом.
II. Как трогательно она жаловалась пророку на свое страдание. Похоже, ребенок умер внезапно, в противном случае она обратилась бы к Илии, когда он был болен, чтобы тот исцелил сына; но раз он умер, умер у нее на груди, то она, скорее, жалуется пророку на это и дает выход своей скорби, а не надеется на помощь (ст. 18).
1. Она пылко выражает свои чувства: «Что мне и тебе, человек Божий?» Как спокойно она говорила о собственной смерти и смерти ребенка, когда была готова умереть от недостатка пищи (ст. 12): «Съедим это и умрем»! Но теперь, когда сын умер, но не презренной смертью от голода, она чрезмерно скорбит об этом. Мы можем говорить пренебрежительно о страдании, когда оно вдалеке, но когда оно доходит до нас, мы изнемогаем (Иов 4:5). Тогда она говорила обдуманно, а теперь в спешке; смерть сына была для нее неожиданностью, и трудно хранить свой дух в равновесии, когда беда внезапно и неожиданно обрушивается на нас, а мы пребываем в мире и процветаем. Она называет его человеком Божьим, но тем не менее высказывает свое недовольство им, словно он стал причиной смерти ее ребенка, и она готова забыть все прошлые оказанные милости и чудеса, будто никогда не видела его: «Что плохого я сделала тебе? Чем я обидела тебя или я плохо справлялась со своей обязанностью?» (как понимают эти слова некоторые). Объяви мне, за что Ты со мною борешься?
2. Тем не менее она с раскаянием выражает свои чувства: «Ты пришел ко мне напомнить грехи мои, которые стали причиной моих страданий? Ты вспомнил грехи мои и напомнил мне о них этим страданием?» Возможно, она знала о ходатайстве Илии против Израиля и, осознавая себя грешницей (вероятно, раньше она поклонялась Ваалу и богу сидонян), осознала, что он ходатайствовал и против нее. Отметьте:
(1) Когда Бог лишает нас утешений, то напоминает наши грехи, возможно, беззакония нашей юности, хотя с того момента прошло много времени (Иов 13:26). Наши грехи это смерть для наших детей.
(2) Когда Бог подобным образом припоминает нам грехи, то тем самым желает, чтобы мы вспомнили их и покаялись.
III. В связи с этой ситуацией пророк обратился к Богу. Он не ответил на ее увещевания, а направил их Богу и изложил этот случай Ему, ибо не знал, что сказать. Он забрал тело мертвого ребенка из объятий матери и положил в свою постель (ст. 19). Возможно, он был особо добр к мальчику и увидел, что страдания по нему вызваны более глубоким чувством, а не симпатией. Он удалился в свою комнату и (1) смиренно обратился к Богу по поводу смерти ребенка (ст. 20). Он знал, что смерть поражает по поручению от Бога: «Ты сделал это зло, ибо если подобное зло совершается в городе или в семье, то разве не Господь совершает его?» Он ссылается на величие страданий матери: «Это зло для вдовы; Ты же Бог вдов и обычно не причиняешь им зла; это добавляет страданий страждущим». Он ссылается на то, что беспокоит его: «Это вдова, у которой я пребываю; так неужели Ты, мой Бог, причинишь зло одному из моих покровителей? Это испортит мою репутацию, и другие будут бояться приглашать меня к себе, если я навлеку зло на дом, в который пришел».
(2) Он ревностно просит Бога вернуть жизнь ребенку (ст. 21). До сего момента мы не читали, чтобы кто-либо был воскрешен к жизни, тем не менее Илия под воздействием божественного порыва молится о воскресении ребенка, что, тем не менее, не позволяет нам поступать так же. Давид не пытался с помощью поста и молитвы вернуть к жизни своего ребенка (2Цар 12:23), но у Илии была сила совершать чудеса, которые не мог совершить Давид. Он простерся над отроком, чтобы воздействовать на себя этой ситуацией и показать, как сильно он страдает, как сильно желает, чтобы ребенок воскрес; если бы он мог, то своим дыханием и теплом вселил бы в него жизнь. Этим действием он также хотел дать знамение того, что Бог сделает Своей силой и что Он делает Своей благодатью, когда воскрешает мертвые души к духовной жизни: Святой Дух сходит на них, покрывает их и вселяет в них жизнь. Пророк очень детален в своей молитве: «Господи, Боже Мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» Эти слова четко предполагают, что душа может существовать отдельно от тела, а следовательно, она бессмертна. Гроций полагает, что с помощью этого чуда Бог хотел дать некоторое представление об этом и привести доказательство ради ободрения Своего страждущего народа.
IV. На воскресение ребенка и огромную радость, которую это событие дало матери: он ожил (ст. 22). Посмотрите на силу молитвы и силу Того, Кто слышит молитвы, Кто умерщвляет и оживляет. Илия привел его к матери, которая, как мы можем предположить, с трудом верила своим глазам; поэтому пророк заверяет ее, что это ее сын: «Смотри, сын твой жив; посмотри, это твой сын, а не чей-то другой» (ст. 23). В связи с этим благочестивая женщина воскликнула: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий», хотя знала об этом раньше, видя умножение продуктов; тем не менее она настолько недоброжелательно восприняла смерть ребенка, что начала сомневаться в этом (хороший человек, безусловно, не поступил бы так с нею); но теперь она была полностью удовлетворена тем, что он имел силу и благость человека Божьего, и больше никогда не будет в этом сомневаться, а посвятит себя наставлению его слова и поклонению Богу Израилева. Подобным образом смерть ребенка (как это было с Лазарем, Ин 11:4) была к славе Бога и чести Его пророка.
толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 17 глава