Эта глава полностью посвящена царству Израиля и переменам, имевшим место в этом царстве: там произошло много перемен в течение короткого времени. В предыдущей главе мы прочли о полном истреблении семьи Иеровоама, царствовавшей двадцать четыре года. В этой главе рассказывается:
(I) О гибели семьи Ваасы, которая царствовала в течение двадцати шести лет; это было предсказано пророком (ст. 1−7) и исполнено Замврием одним из его начальников (ст. 8−14).
(II) О царствовании Замврия, которое продолжалось семь дней, а затем о его внезапной гибели (ст. 15−20).
(III) О борьбе между Амврием и Фамнием, о победе Амврия и его правлении (ст. 21−28).
(IV) О начале царствования Ахава, о котором мы много прочитаем позже (ст. 29−33).
(V) О восстановлении Иерихона (ст. 34). А в Иудее в течение всего этого времени все было хорошо.
Стихи 1−14. В данных стихах:
I. Предсказывается гибель семьи Ваасы. Он производил впечатление человека вполне способного возвысить и утвердить свою семью: активный, хитрый и дерзкий, но он был идолопоклонником, и это навлекло гибель на его семью.
1. Бог заранее послал ему предостережение об этом; (1) и если бы в результате его воздействия он покаялся и изменился, то гибель можно было предотвратить, ибо Бог угрожает для того, чтобы не пришлось поражать, так как не желает смерти грешников.
(2) Если это не произойдет, то чтобы стало очевидно, когда опустошение обрушится на его семью, что это действие Божьей справедливости и наказание за грех, кто бы ни был его орудием.
2. Предостережение было послано через Иуя, сына Ананиева. Его отец был провидцем или пророком и в то же время (2Пар 16:7) послан к Асе царю Иудеи, а сын, который был моложе и активнее, отправлен в более длительное и опасное путешествие к Ваасе царю Израиля. Juniores ad labores — Труд и приключения для молодых. Иуй был пророком и сыном пророка. Дар пророчества, который подобным образом передается по наследству, заслуживает особых почестей. Бог использовал Иуя в служении долгое время, ибо позже мы читаем о том, что приблизительно сорок лет спустя он обличал Иосафата (2Пар 19:2) и составлял летопись этого правителя (2Пар 20:34). Послание, принесенное данным пророком Ваасе, во многом совпадает с посланием, которое Ахия отправил Иеровоаму через его жену.
(1) Он напомнил Ваасе о великих делах, которые Бог совершил для него (ст. 2): «Я поднял тебя из праха и вознес на престол славы»; это был великий пример всемогущей силы Бога (1Цар 2:8). Кажется, что Вааса возвысил себя сам за счет предательства и жестокости, но в этих событиях просматривается рука провидения, исполняющая Божий план относительно дома Иеровоама, и из-за того, что Бог способствовал его продвижению, ни в коем случае нельзя считать, что Он покровительствовал его амбициям и предательству. Именно Бог вкладывает силу в руки плохих людей, которые должны послужить ради достижения Его благих целей, несмотря на то что они нечестиво используют ее. «Я сделал тебя вождем народа Моего». Хотя Израиль стал отчаянно порочен, но Бог продолжал называть его Своим народом, ибо они сохранили завет обрезания и среди них было много хороших людей; лишь много лет спустя он был назван Loammi — не Мой народ (Ос 1:9).
(2) Он обвинил его в больших и малых преступлениях: в том, что:
[1] Он ввел в грех израильтян, совратил подданных Бога, которые были верны Ему, и заставил воздавать навозным божествам почести, которые надлежало воздавать только Ему; во всем этом он пошел путем Иеровоама (ст. 2), подражая дому Иеровоамову (ст. 7).
[2] Он раздражал Бога делами рук своих, то есть поклоняясь истуканам делам рук человеческих, хотя, возможно, их делали другие руки, но он служил им и тем самым открыто признавал, что сделал их, и поэтому истуканы называли делами рук его.
[3] Он истребил дом Иеровоама (ст. 7, англ. пер.), то есть его сына и родственников. Если бы он сделал это, взирая на Бога, чтобы исполнить Его волю и воздать Ему славу, из святого негодования, вызванного грехами Иеровоама и его дома, то его дела были бы приняты и одобрены как дела служителя Божьей справедливости. Но, совершая эти поступки, он был всего лишь орудием Божьей справедливости, оставаясь слугой собственных похотей, и был справедливо наказан за злобность и амбиции, которые побуждали его к действию и руководили им во всех его делах. Отметьте: каждый, кто каким-либо образом задействован в возвещении или исполнении решений Божьей справедливости (гражданские власти или служители), должен заботиться, чтобы это служение совершалось на основании добрых принципов и в святости и не вменилось им в грех, из-за чего они стали бы отвратительными.
(3) Он предсказывает, что такое же истребление, которое он сам совершил в семье Иеровоама, постигнет его семью (ст. 3−4). Отметьте: кто подражает грехам других людей, тот должен быть готов, что его постигнет такое же наказание: особенно тех, которые делают вид, что ревностно относятся ко грехам других, а себе позволяют совершать их; с дома Ииуя было взыскано за кровь дома Ахава (Ос 1:4).
II. Говорится, что дается отсрочка на какое-то время, чтобы Вааса умер в мире и был похоронен с почестями в своем царском городе (ст. 6); он не стал добычей ни псов, ни птиц, как угрожали его дому (ст. 4). Он не дожил до того времени, чтобы увидеть или прочувствовать наказание, которым ему грозили, тем не менее он был величайшим преступником. Безусловно, в будущем состоянии нераскаявшиеся грешники будут страдать за свои грехи и не смогут избежать этого, как им часто удается в этом мире. Насколько известно, Вааса умер не от видимого удара божественного мщения, но Бог берег несчастья для детей его, как сказал Иов (Иов 21:19). Подобным образом Он часто наказывает грех. Обратите внимание: Вааса наказан истреблением детей после своей смерти, а дети наказаны плохим обращением с их телами после их смерти. Единственное, что точно определено угрозой (ст. 4), что псы и птицы небесные съедят их, словно подразумевалось, что есть наказание после смерти, когда смерть уже совершила свое главное дело, и это наказание будет самым суровым и ужасным. Эти суды над телами и потомством символизируют суды над душой после того, когда она отделится от тела; их совершает Тот, Кто по убиении может ввергнуть в геенну.
III. Наконец приговор был приведен в исполнение. Сын Ваасы Ила так же, как и сын Иеровоама Нават, царствовал всего лишь два года, а затем был убит Замврием одним из своих солдат так же, как Нават был убит Ваасой; и поэтому согласно угрозе с его домом поступили так же, как с домом Иеровоама (ст. 3). Так как в своем идолопоклонстве он подражал Иеровоаму и одним из грехов, за которые Бог наказывал его, было истребление семьи Иеровоама, то и его истребление было похоже на предыдущее; в данной ситуации наказание было так же похоже на грех, как отражение лица в зеркале.
1. Как в тот раз, так и теперь сам царь был убит первым, но Илу постигла более бесславная смерть, чем Навата. Нават был убит на поле боя с честью, когда со своей армией осадил Гавафон (3Цар 15:27), но в связи с этой бедой осада была снята и город так и остался в руках филистимлян. Теперь же армия Израиля возобновила свои попытки завладеть им (ст. 15), и Ила должен был находиться с войском в качестве главнокомандующего. Но он больше любил покой и безопасность, чем славу, долг или общественное благо, и поэтому остался дома, чтобы наслаждаться жизнью. И в тот момент, когда он допился допьяна в доме начальствующего над дворцом, Замврий убил его (ст. 9−10). Пусть это будет предостережением для пьяниц, особенно тех, кто умышленно напивается, чтобы они знали, что смерть может неожиданно прийти к ним, когда они в таком состоянии.
(1) Смерть без затруднений приходит к тем, кто напивается. Помимо хронических болезней, которые люди навлекают на себя пьянством и которые отсекают их в расцвете сил, людей в таком состоянии особенно легко преодолеть врагу (так Авессалом убил Амнона), когда они попадают в плохие ситуации и не могут оказать себе помощь.
(2) Ужасная смерть обрушивается на людей в таком состоянии. Обнаружив их в процессе греха и неспособными для какого-либо действия поклонения, этот день внезапно постигает их (Лк 21:34), как вор.
2. Как в тот раз, так и сейчас вся семья была истреблена и искоренена. Наследником стал предатель, и безрассудные люди покорно подчинились ему, словно им было все равно, какой человек будет у власти; такого они и получили. Первое, что сделал Замврий, истребил весь дом Ваасы, так он своей жестокостью поддержал то, что было добыто за счет предательства. Похоже, его жестокость превзошла жестокость Ваасы по отношению к дому Иеровоама, ибо он не оставил ни родственников Илы, ни друзей его (ст. 11) ни одного из его мстителей (дословно), которые могли отомстить за его смерть. Тем не менее божественная справедливость вскоре отомстила ему таким поразительным образом, что этот пример использовался в качестве притчи долгое время спустя: «Мир ли Замврию, убийце государя своего?» (4Цар 9:31). В данном случае (1) исполнилось слово Божье (ст. 12).
(2) Было взыскано за грехи Ваасы и Илы, за идолов, которыми они раздражали Бога (ст. 13). Их идолы названы суетой (в англ. пер.), ибо они не могут принести пользы или помочь. Несчастны те люди, чьи божества являются суетой.
Стихи 15−28. Соломон обратил внимание (Притч 28:2), что когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников (так и было в Израиле), а при разумном и знающем муже она долговечна так было в то время в Иудее, когда там царствовал Аса. Когда люди оставляют Бога, то оставляют путь покоя и утверждения. Данные стихи рассказывают, как сражались за венец Замврий, Амврий и Фамний. Гордые целеустремленные люди губят друг друга и увлекают в погибель. Беспорядки закончились воцарением Амврия, и поэтому мы должны вместе с ним исследовать эту часть истории.
I. Он был избран, как часто выбирались императоры Рима, армией на поле боя, расположившейся возле Гавафона. Вскоре туда было доставлено известие о том, что Замврий убил их царя (ст. 16) и сам воцарился в Фирце царском городе. В связи с этим в стане они выбрали царем Амврия, чтобы без промедления отомстить Замврию за смерть Илы. Хотя он был бездельником и человеком невоздержанным, но все-таки царем, и они не хотели покорно подчиниться убийце и оставить убийство безнаказанным. Они не пытались отомстить Ваасе за смерть Навата, возможно, потому, что дом Ваасы царствовал мягче, чем дом Иеровоамов, а Замврию придется прочувствовать негодование недовольной армии. Осада Гавафона была снята (филистимляне всегда выигрывали, когда израильтяне ссорились), и Замврия начали преследовать.
II. Он одержал верх над Замврием, о котором сказано, что он царствовал семь дней (ст. 15); именно столько времени прошло до того момента, когда Амврий был объявлен царем, а Замврий предателем. Но мы можем предположить, что до момента его смерти прошло больше времени, ибо он оставался на престоле достаточно долго, чтобы показать свою склонность ходить путями Иеровоама и сделать себя отвратительным для справедливости Бога, поддерживая идолопоклонство (ст. 19). Фирца была красивым городом, но не укрепленным, и поэтому Амврий быстро завладел им (ст. 17) и вынудил Замврия удалиться во дворец; и так как тот не мог защитить себя и не хотел сдаваться, то он сжег царский дом и себя в нем (ст. 18). Не желая, чтобы соперник насладился жизнью в роскошном дворце, он сжег его; а опасаясь недостойного обращения в том случае, если попадет в руки армии живым или мертвым, он сжег себя в нем. Посмотрите, к каким отчаянным поступкам иногда людей толкает их порочность, как она ускоряет их гибель; посмотрите, как склонны к поджигательству те, кто утверждает дворцы и царства на огне, хотя сами подвергаются опасности погибнуть в пламени.
III. Он сражался с Фамнием и наконец избавился от него. Половина народа стояла за Фамния (ст. 21); возможно, это были люди из числа сторонников Замврия, к которым присоединились не желавшие, чтобы царь выбирался в военном стане (дабы он не царствовал мечом и с помощью регулярной армии), а на собрании представителей колен. Противостояние этих двух партий длилось несколько лет и, скорее всего, стоило много крови, пролитой с обеих сторон, ибо Амврий впервые был избран (ст. 15) в двадцать седьмой год царствования Асы (и именно от этой даты следует отсчитывать двенадцать лет его правления), но только в тридцать первый год Асы он начал царствовать единолично без соперника. Тогда умер Фамний, вероятнее всего, в сражении и воцарился Амврий (ст. 22). Г-н Уолтер Рейлиф (Walter Raleigh) в своей книге «История мира» (2.19.6) задает вопрос, почему в это смутное время переворотов в царстве Израиля никогда не думали о возвращении к дому Давидову, об объединении с Иудой, ибо тогда лучше было им, нежели теперь. Он думает, что причина в том, что цари Иуды обладали более абсолютной и деспотичной властью, чем цари Израиля. Когда они впервые восстали против дома Давидова, то жаловались на тяжесть его ига и из страха испытывали антипатию к нему; поэтому они хотели избирать своих царей, которые в основном царствовали с помощью закона и правил ограниченной монархии.
IV. Как он царствовал, когда наконец-то воцарился на престоле.
1. Он стал известным благодаря строительству Самарии, которая с того времени стала городом царей Израиля (ибо дворец в Фирце был сожжен), а со временем увеличилась и стала такой значительной, что в честь ее была названа средняя часть Ханаана, расположенная между Галилеей на севере и Иудеей на юге, а жителей этой страны называли самаряне. Он купил землю за два таланта серебра, что немного больше 700 фунтов стерлингов нашими деньгами, ибо талант равнялся 353 ф. ст. 11 с. 10 1/2 пенса. Возможно, Семир, продавший ему землю, умышленно просил небольшую плату с условием, что город будет назван его именем, ибо в противном случае она носила бы имя покупателя. Город был назван Самария или Семирен (как написано в иудейском переводе) по имени Семира прежнего владельца земли, на которой был простроен (ст. 24). Цари Израиля меняли свои царские города: вначале это был Сихем, потом Фирца, а теперь Самария, а цари Иуды постоянно жили в Иерусалиме городе Бога. Кто прилепился к Господу, тот постоянен, а кто оставляет Его, тот будет вечно блуждать.
2. Своим нечестием он создал себе плохую репутацию, ибо поступал хуже всех бывших перед ним (ст. 25). Хотя он с большими трудностями добрался до престола и провидение поразительным образом благоволило его возвышению, но он был более мирским или суеверным и более ревностным преследователем, чем Иеровоам или Вааса. Он пошел дальше их, утверждая беззаконие вопреки закону и заставляя своих подданных покоряться ему, ибо мы читаем об обычаях Амврия, соблюдение которых предало Израиль опустошению (Мих 6:16). Иеровоам ввел Израиля в грех искушением, собственным примером и обольщением, а Амврий делал это принудительно.
V. Как закончилось его царство (ст. 27−28). Он был известен своей силой, которую демонстрировал. Многие нечестивцы были людьми крепкими. Он умер в постели, как Иеровоам и Вааса; и так же, как они, предоставил своим потомкам наполнять меру его беззаконий, а затем расплатиться сполна за его беззаконие.
Стихи 29−34. Данные стихи повествуют о начале царствования Ахава, которое описано более детально, чем история любого другого царя Израиля. Здесь приводится только основная его характеристика как наихудшего из всех царей, чтобы мы были готовы к деталям, с которыми придется столкнуться. Он царствовал двадцать два года достаточно долго, чтобы причинить значительное зло.
I. В нечестии он превзошел всех своих предшественников, ибо делал неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него (ст. 30); и, словно он делал это из личной особой враждебности к Богу и Израилю, чтобы оскорбить Господа и уничтожить народ, сказано, что он более всех царей Израильских намеренно раздражал Господа, Бога Израилева, чтобы Тот послал суды на его землю (ст. 3З). Плохо обстоят дела народа, у которого каждый последующий царь хуже предыдущего. К чему же они придут в конце? Он видел гибель других нечестивых царей и их семей, но, вместо того чтобы принять предостережение, его сердце ожесточалось и раздражалось против Бога. Он думал, что мало было для него впадать в грехи Иеровоама (ст. 31). Ему ничего не стоило нарушить вторую заповедь, поклоняясь истуканам, но он захотел отложить и первую, начав служить чужим богам; его маленький палец оказался тяжелее для Божьих заповедей, чем чресла Иеровоама. Смотря сквозь пальцы на незначительные грехи, мы открываем путь для больших грехов; и те, которые стараются смягчить грехи других людей, тем самым лишь усугубляют собственные.
II. Он женился на нечестивой женщине, которая (он знал это) обязательно должна была учредить поклонение Ваалу; похоже, именно для этого он женился на ней. Словно мало было ему впадать в грехи Иеровоама... он взял себе в жену Иезавель (ст. 31) ревностную идолопоклонницу, властолюбивую, злобную по своему природному характеру, склонную к колдовству и блуду (4Цар 9:22), порочную во всех отношениях. Лжепророчица, о которой говорится в Книге Откровение (Откр 2:20), названа Иезавелью, ибо нечестивую женщину нельзя назвать худшим именем, чем это. Сколько зла она причинила и какое зло в конце концов постигло ее (4Цар 9:33), мы узнаем из следующей истории. Эта чужеземная женщина развратила Израиль больше, чем все чужие жены Соломона.
III. Он учредил поклонение Ваалу, оставил Бога Израиля и стал служить богу сидонян: Юпитеру вместо Иеговы (солнцу, как полагают одни, или обожествленному герою финикийцев, как считают другие). Он устал от золотых тельцов и считал, что они и так достаточно долго им поклонялись; такова сущность суеты: кто очень долго увлекался вещами суетными, тот, в конце концов, устает от них и, подобно прелюбодеям, имеет их множество. В честь этого мнимого божества, которого они назвали Ваалом господином, и для удобства поклонения ему (1) Ахав построил храм в Самарии, царском городе, так как храм Бога находился в Иерусалиме, царском городе другого государства. Он хотел, чтобы храм Ваалу находился недалеко и он имел возможность часто посещать его, защищать и воздавать ему почести.
(2) Он воздвиг жертвенник в храме, чтобы на нем приносить жертву Ваалу, с помощью которой они признавали свою зависимость от него и искали его благоволения. Как же тупы идолопоклонники, которые идут на большие затраты, чтобы сделать своим другом того, кого сами выбирают делать его своим богом или нет!
(3) Он сделал рощу вокруг этого храма; возможно, это была естественная роща, созданная при помощи посадки деревьев, или, поскольку требовалось слишком много времени, чтобы ее вырастить, это была искусственная роща, имитирующая природную, ибо не сказано, что он насадил рощу, а сделал нечто, соответствующее его намерению скрыть и таким образом дать санкцию мерзкой нечистоте, имевшей место при грязном поклонении Ваалу. Lucus, a lucendo, quia поп lucet — Творящий зло ненавидит свет.
IV. Один из его подданных, подражая его самонадеянности, осмелился отстроить Иерихон, проявив презрение к проклятию Иисуса Навина, провозглашенному тому, кто попытается это сделать (ст. 34). Это был пример величайшей порочности, до которой дошел народ, особенно в Вефиле, где находился один из тельцов, ибо этот дерзкий грешник проживал в этом городе. Обратите внимание:
(1) Как плохо он поступил. Подобно Ахану он прикоснулся к заклятому, взял для личного пользования то, что Бог посвятил Своей славе. Он начал строить его, презирая проклятие, хорошо известное в Израиле, возможно, насмехаясь над ним, как над пугалом, или вообразив, что со временем его сила иссякла, ибо с момента его провозглашения прошло более 500 лет (Нав 6:25). Он продолжал строить, с презрением относясь к тому, что проклятие частично исполнилось, ибо хотя его старший сын умер, когда он приступил к строительству, но он продолжал свое дело, презирая Бога и гнев, пролившийся с небес на его нечестие.
(2) Как плохо он закончил. Он строил этот город для своих детей, но Бог записал его бездетным: старший сын умер, когда он начал строительство, а младший когда он закончил его, а все остальные предположительно в период строительства. Отметьте: кого Бог проклинает, те, несомненно, прокляты; никогда еще не процветал человек, ожесточивший свое сердце против Бога. Бог удерживает нас от дерзких грехов и больших преступлений!
толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 16 глава