Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 15 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе приводится краткий обзор истории:

(I) Двух царей иудейских: Авии, дни царствования которого были коротки и нечестивы (ст. 1−8), и Асы, который царствовал долго и благочестиво (ст. 9−24).

(II) Двух царей израильских: Навата, сына Иеровоамова, и Ваасы, уничтожившего дом Иеровоамов (ст. 25−34).

Стихи 1−8. Данные стихи вкратце описывают недолгое царствование Авии сына Ровоамова, царя Иуды. Он предстает в лучшем виде во 2Пар 13, где описываются его войны с Иеровоамом, его речь, обращенная к собранной армии, и его чудесная победа, обретенная с помощью Бога. Там он назван Abijah — мой отец Господь, ибо в качестве обвинения ему не предъявлены никакие преступления, а в данной главе, которая рассказывает о его ошибках, часть его имени Jah, означающая имя Бога, убрана из имени из-за его позора, и здесь он назван Abijam (см. Иер 22:24). О нем рассказываются некоторые детали.

1. Он взошел на престол в начале восемнадцатого года правления Иеровоама, ибо Ровоам царствовал лишь семнадцать лет (3Цар 14:21). Безусловно, Иеровоам пережил Ровоама, но на смену ему пришел его сын Авия, который стал ужасом для Иеровоама, в то время как его сын Авия (о котором мы читаем в 3Цар 14:1) умер раньше.

2. Он царствовал не более трех лет, ибо почил до того, как истек двадцатый год царствования Иеровоама (ст. 9). Бог истребил его, ибо он стал гордым и самонадеянным благодаря своей победе над Иеровоамом (2Пар 13:21), и освободил путь для его сына Асы, который был лучше его.

3. Имя матери его Мааха, дочь Авессалома, сына Давида; я склонен думать, что это было сделано на том основании, что две другие жены Ровоама были его близкими родственницами (2Пар 11:18): одна дочь Иеромофа, сына Давида, а вторая дочь Елиава, брата Давида. Он послушался предостережений своего отца не жениться на чужестранках, но подумал, что ниже его достоинства жениться на своих подданных, если только они не являются членами царской семьи.

4. Он продолжал войны, развязанные его отцом, против Иеровоама. Продолжалась постоянная война между Ровоамом и Иеровоамом; это не были отдельные сражения (это запрещалось, 3Цар 12:24), а частые стычки, особенно на границах, когда одна сторона совершала набеги и требовала воздаяния с другой. То же самое происходило между Авией и Иеровоамом (ст. 7), пока Иеровоам с большой армией не напал на него; тогда Авия, которому не запрещалось действовать ради собственной обороны, поразил его и значительно ослабил, так что он был вынужден смириться и не беспокоить Иуду до конца своих дней (2Пар 13:20). Но в общем мы узнаем, (1) что он не был похож на Давида и не любил всем сердцем заповеди Бога, хотя для достижения своих планов, направленных против Иеровоама, ссылался на владение храмом и священство как на те статьи, согласно которым он оценивал себя (2Пар 13:10−12). Многие хвалятся своим видом благочестия, хотя совершенно не знают его силы ссылаются на истинность своей религии, хотя не остаются ей верными. Сердце его не было предано Господу, Богу его. Казалось, в нем присутствует ревность, но не хватало искренности; он начал довольно хорошо, но отпал и ходил во всех грехах отца своего последовал его примеру, хотя видел его плохие последствия. Кто все свои дни посвятил войне, тот должен быть достаточно мудрым, чтобы заключить и хранить мир с Богом, а не делать Его своим врагом, особенно после того, как увидел, каким хорошим Он был другом в войне против Иеровоама (2Пар 13:18). Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде (Ис 26:10).

(2) Что он был возвышен и оставался на престоле ради Давида, и ради Давида (ст. 4−5) Бог поставил по нем сына его. Это было сделано не ради него и не ради его отца, по стопам которого он пошел, а ради Давида, примеру которого он не последовал. Грех деградировавших потомков усугубляется тем, что их участь была лучше благодаря благочестию их предков, вследствие чего они были благословлены, но не подражали им. Они стояли на твердом основании, но пренебрегли им и попирали его, безрассудно высмеивали и противились тому, что содействовало бы их выгоде.

Царство Иуды поддерживалось, [1] чтобы Давид имел светильник согласно божественному повелению о светильнике для помазанника Его (Пс 131:17).

[2] Чтобы Иерусалим был утвержден и сохранилась не только слава, которой он был облачен во времена Давида и Соломона, но и слава, предопределенная для последующих времен. В данных стихах Давиду дается очень прославленная характеристика: он делал угодное пред очами Господа, но также приводится весьма знаменательное исключение: кроме поступка с Уриею Хеттеянином, что включает и убийство, в котором он был виновен, и совращение его жены. Это был очень плохой поступок, который оставил пятно на его имени и запятнал его честь; сопутствовавший ему позор не был смыт, хотя вина прощена. Давид был виновен в других ошибках, но они ничего не значили по сравнению с этой; тем не менее, раз он покаялся в своем преступлении (хотя здесь оно упоминается для предостережения других), то не был исключен из завета и его потомки не были лишены права на обетование.

Стихи 9−24. Данные стихи вкратце описывают царствование Асы. Более подробно его история изложена во 2 Книге Паралипоменон, главы 14−15 и 16. В данных же стихах говорится:

I. О продолжительности его царствования: он царствовал сорок один год в Иерусалиме (ст. 10). При перечислении царей Иуды мы видим, что число благочестивых и нечестивых царей практически равно; но при этом для собственного утешения можем отметить, что период царствования благочестивых царей как правило был более длительным по сравнению с нечестивыми царями; и размышления об этом приводят к выводу, что состояние Церкви Божьей в этот период было не таким плохим, как кажется с первого взгляда. Продолжительность дней хранится в деснице Мудрости. Почитай отца твоего, особенно своего небесного Отца, чтобы продлились дни твои.

II. О благочестивом характере его правления в общем (ст. 11): Аса делал угодное пред очами Господа, и, безусловно, мы правильно делаем то, что угодно в глазах Бога. Хвалят тех, кого Он одобряет. Он делал, как Давид, отец его: держался Бога и Им установленного поклонения, был искренним и ревностным в этом вопросе, и это дало ему славную характеристику такого же правителя, как Давид, хотя он не был пророком и псалмопевцем, как тот. Если мы стараемся подражать благодатям тех, кто шел впереди нас, то заслужим похвалу у Бога, даже если не сможем сравняться с ними в дарах. Аса был похож на Давида (хотя не был таким же завоевателем и сочинителем), ибо сердце его было предано Господу во все дни жизни его (ст. 14); то есть он был искренним и постоянным в своей религии. Все, что он делал для Бога, он делал искренне, постоянно и единообразно, основываясь на добром принципе и взирая исключительно на славу Бога.

III. Об отдельных примерах его благочестия. Период его царствования был периодом реформации, ибо:

1. Он удалил всякое зло. С этого начинается всякая реформация, и для его рук нашлось много работы подобного рода, ибо, хотя он начал царствовать всего лишь двадцать лет спустя после смерти Соломона, тем не менее чудовищная порочность распространилась далеко и глубоко укоренилась. Первый удар он нанес безнравственности: он изгнал блудников (содомлян в англ. пер.) из земли и запретил публичные дома, ибо как может какой-либо правитель или народ процветать, пока продолжают существовать такие пристанища всякой нечистой и отвратительной птице, более опасные, чем чумные бараки? Затем он выступил против идолопоклонства: он отверг всех идолов, даже тех, которые сделали отцы его (ст. 12). Особенно он старался уничтожить идолов, сделанных его отцом, чтобы пресечь проклятие и предотвратить наказание, которое могло обрушиться на него и его дом. Более того (что особенно прославило его и показало, что его сердце вполне предано Богу), когда он обнаружил идолопоклонство в царском дворе, то искоренил его и оттуда (ст. 13). Когда оказалось, что его мать Маха, или, скорее, его бабушка (но звал он ее матерью, потому что она воспитывала его в детстве) имела идола в роще, то, хотя она была его матерью, его бабушкой, хотя, похоже, она очень любила этого истукана, которого хранила для личного поклонения, и не прожила бы долго, чтобы покровительствовать ему, тем не менее Аса ни в коей мере не собирался смотреть сквозь пальцы на ее идолопоклонство. Реформация должна начинаться с собственного дома. Нечестивые обряды никогда не удастся искоренить в стране, если они поддерживаются в царском дворе. Во всех остальных вопросах Аса почитал и уважал свою мать; он очень любил ее, но Бога любил больше и (подобно Левию, Втор 33:9) с готовностью забывал о родстве, когда оно препятствовало исполнению долга. Раз она является идолопоклонницей, то (1) ее идол будет уничтожен, публично подвергнут презрению и сожжен в пепел у потока Кедрона, в который он, вероятно, бросил пепел, подражая Моисею (Исх 32:20), в знак своего отвращения к идолопоклонству и своего негодования, если оно будет где-либо обнаружено. Пусть не останется никаких остатков придворного идола.

(2) Она будет низложена. Аса лишил ее звания царицы, или освободил от царицы, то есть лишил общения со своей женой; он выслал ее со двора и ограничил уединенным и непритязательным образом жизни. Имеющие власть счастливы, если подобным образом их сердца расположены так ее использовать.

2. Он восстановил то, что было хорошо (ст. 15): он внес в дом Господень вещи, посвященные отцом его, которые сам поклялся отдать, отняв добычу у покоренных им ефиоплян, и которые его отец поклялся отдать, но не дожил до того времени, чтобы исполнить свое обещание. Мы должны не только перестать делать зло, но и научиться делать добро не только изгнать идолов нашего беззакония, но и посвятить себя и все, что нам принадлежит, чести и славе Бога. Когда те, кто в младенчестве крещением был посвящен Богу, своим решением и делами объединяются с Ним и энергично служат Ему, то тем самым они вносят посвященное то, что посвятили их отцы. Это необходимый акт справедливости воздавать Богу то, что Ему принадлежит.

IV. О политике его царствования. Он построил города, чтобы побудить народ умножаться (ст. 23) и привлечь другие народы присоединиться к ним, глядя на преимущества их образа жизни. Он ревностно препятствовал Ваасе строить Раму, ибо тем самым тот хотел прервать сообщение между своим народом и Иерусалимом, дабы воспрепятствовать людям, послушным Богу, ходить туда поклоняться. Противнику ни в коем случае нельзя было позволять строить укрепленный город на границе государства.

V. Об ошибках его царствования. Хотя за многое Аса заслуживал похвалы, но у него были и недостатки. В характере наилучших людей присутствуют недостатки.

1. Он убрал идолов? Это хорошо, но высоты не были уничтожены (ст. 14); это был недостаток его реформации. Он удалил всех истуканов, которые соперничали с истинным Богом или в ложном свете представляли Его, но позволил оставить жертвенники на высотах, куда приносили то, что должно было возлагаться на алтаре в храме, думая, что от них не будет большого вреда и они использовались благочестивыми людьми до того, как был построен храм. Он не хотел обижать людей, которые любили и были привязаны к ним силой привычки и удобством, поскольку у Иуды и Вениамина единственных коленах во времена Асы, располагавшихся вблизи Иерусалима, где находились жертвенники, было меньше отговорок, чем у колен, расположенных далеко. Они противоречили закону, который повелевал им поклоняться в одном месте (Втор 12:11). Из-за этих рощ люди стали меньше ценить храм и находящиеся там жертвенники; они стали открытой брешью для проникновения идолопоклонства, когда люди слишком привязались к нему. Было плохо, что Аса не удалил их, когда в его руке была власть. Но сердце Асы было предано Господу. Это позволяет нам сделать утешительный вывод о том, что честными и преданными Богу будут считаться даже те, которые в некоторых ситуациях не поступили правильно, хотя могли это сделать; Господь примет и таковых. Не следует понимать безгрешность необходимым качеством для участия в новом завете, ибо все мы несовершенны, а только искренность.

2. Внес ли он посвященные вещи? Это хорошо, но потом он забрал эти посвященные вещи, взяв золото и серебро из дома Господнего, и отправил в качестве взятки Венададу, чтобы с ее помощью убедить его разорвать союз с Ваасой и, напав на его страну, заставить его остановить строительство Рамы (ст. 18−19). Так он согрешил, (1) искушая Венадада расторгнуть союз и таким образом нарушить данное слово. Если в этом случае он поступил неправильно (а так оно и было), то Аса был неправ в том, что убедил его так поступить.

(2) Ибо не смог довериться в этом вопросе Богу, Который так много для него сделал, чтобы освободить его из этого затруднительного положения без использования нечестных методов для облегчения его положения.

(3) Взяв золото из сокровищницы храма, которое можно было использовать только в особенных случаях. Его план был успешен. Венадад напал на Израиль, что вынудило Ваасу вместе со всей армией покинуть Раму (ст. 20−21); и это дало Асе прекрасную возможность разрушить все, что там было построено, а дерево и камни пригодились ему для возведения собственных городов (ст. 22). Но, хотя его план был успешным, мы узнаем, что он не понравился Богу; хотя благодаря ему Аса стал высоко ценить себя и был уверен в том, что тем самым сохранит у себя мир, но ему было сказано через пророка, что он поступил глупо и что за это отныне будут у него войны (2Пар 16:7−9).

VI. О трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться во время царствования. Хотя в основном дела обстояли благополучно, но (1) Вааса, царь Израиля, был для него очень беспокойным соседом. Он царствовал двадцать четыре года и все время воевал с Асой (ст. 16). То, что они постоянно досаждали и ослабляли друг друга, было результатом разделения царства, что в свою очередь сделало их легкой добычей для общего врага.

(2) В преклонном возрасте он страдал от подагры: он был болен ногами, что сделало его менее пригодным для дела и раздражительным для окружающих.

VII. Об итоге его царствования. Его дела более подробно описаны в общей истории (на что ссылается ст. 23), чем в данном месте Священного Писания. Он царствовал долго и закончил свою жизнь с почестями, оставив престол наследнику, который был не хуже его.

Стихи 25−34. А теперь мы посмотрим, в каком бедственном положении был Израиль, в то время как царство Иуды процветало под руководством Асы. Ему угрожали, что он будет как тростник, колеблемый в воде (3Цар 14:15); так и было, ибо пока в Иуде царствовал один царь Аса, руководство в этом царстве шесть или семь раз переходило в разные руки, о чем мы прочитаем в этой и следующей главе. Когда Аса взошел на престол, в Израиле царствовал Иеровоам, а когда оставил его Анаф; в этом промежутке царство было в руках Навата, Ваасы, Илы, Замврия, Фамния и Амврия, которые делали заговоры и убивали друг друга. Это было следствием того, что они оставили дом Бога и дом Давида. Данные стихи описывают:

(1) Гибель и истребление семьи Иеровоама, соответственно слову Господнему, изреченному через пророка Ахию. Престол наследовал его сын Нават. Если бы смерть его брата Авии должным образом воздействовала на него и сделала религиозным, то почести, оказанные брату после смерти, побудили бы Навата следовать его хорошему примеру и тогда он царствовал бы долго и успешно. Но он ходил путем отца своего (ст. 26), поддерживал поклонение его тельцам и запретил своим подданным ходить на поклонение в Иерусалим. Он согрешил и ввел Израиля в грех, и поэтому Бог быстро навлек на него гибель во второй год его царствования. Он осадил Гавафон город, который филистимляне отняли у колена Данова, и пытался вернуть его; и именно там, находясь в армии среди его воинов, Вааса вместе с другими сделал против него заговор и убил (ст. 27). На этом примере мы видим, что народ не любил его, раз воины не только не отомстили за его смерть, но и выбрали преемником царя его убийцу. Неясно, сделал ли это Вааса из личной неприязни к Навату, или хотел отомстить дому Иеровоамову за какие-то обиды с их стороны, или поводом послужило желание освободить страну от тирании такого плохого правителя, или побуждением послужили амбиции и желание расчистить себе путь к престолу. Как бы ни было, но умертвил его Вааса и воцарился вместо него (ст. 28). Первое, что он сделал, завладев венцом, избил весь дом Иеровоамов, чтобы укрепить свое положение и узурпированную власть. Он посчитал, что недостаточно заключить в темницу или изгнать, а уничтожил их, не оставив в живых не только мужчин (как было предсказано, 3Цар 14:10), но и всех оставшихся в живых. Он поступил жестоко, но Бог был праведен. Грех Иеровоама был наказан (ст. 30), ибо огорчающие Бога делают это к стыду своему (Иер 7:19). Пророчество Ахии исполнилось (ст. 29), ибо ни одно слово Бога не останется неисполненным. Божественные угрозы это не пугало.

(2) Продвижение Ваасы. Какое-то время ему предстояло пройти испытания, как Иеровоаму. Он царствовал двадцать четыре года (ст. 3З), и стало очевидно, что он уничтожил семью Иеровоама не из личной антипатии, а причиной тому стали его амбиции и злобность, ибо когда он уничтожил грешника, то сам прилепился к его греху и ходил путем Иеровоама (ст. 34), хотя видел, каков его конец. Так сердце его ожесточилось непонятным образом из-за обманчивости греха.

толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 15 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.