Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 10 глава

Толкование Мэтью Генри


Соломон по-прежнему поражает своим величием, и все в этой главе говорит о его великолепии. На самом деле мы не находим упоминания о благотворительной деятельности царя, о строительстве больниц или приютов; он сделал свое царство таким богатым, что не нуждался в последних; хотя, вне всякого сомнения, участь многих бедняков облегчалась от изобилия на его столе. Церкви, которую построил Соломон, равных так и не нашлось. Строить школы или коллегиумы было без надобности его собственный дворец служил академией, а двор местом встречи ученых и мудрецов, а также средоточием всех сокровищ этой части мира.

I. О богатстве мудрости Соломона свидетельствует заявление царицы Савской, которая получила огромное удовольствие от того, как ее принимали (ст. 1−13), что верно и в отношении других гостей (ст. 24).

II. Об изобилии богатства можно судить по количеству ввозимого золота и других ценностей ежегодно (ст. 14−15) и раз в три года (ст. 22). Золото дарили (ст. 25), золото использовали для изготовления больших и малых щитов (ст. 16−17) и сосудов (ст. 21). Соломон сделал себе роскошный престол (ст. 18−20). У него было множество колесниц и всадников (ст. 26). Он торговал с Египтом (ст. 28−29). И у его подданных было множество серебра и кедров (ст. 27). Итак, суммируя все вышесказанное, мы должны признать, что, как здесь говорится: «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью» (ст. 23). Тем не менее, кто он по сравнению с Царем царей? Ведь где бы ни пребывал Христос Своим Словом и Духом, мы говорим: «и вот, здесь больше Соломона».

Стихи 1−13. Здесь повествуется о визите, который нанесла Соломону царица Савская; причем таковой, несомненно, имел место, когда Соломон был на пике своего благочестия и процветания. Наш Спаситель говорит об этой женщине царица южная, потому что Сава находилась к югу от Ханаана. Согласно распространенному мнению, это в Африке, и христиане Эфиопии по сей день уверены, что она пришла именно из их страны, а царица Кандакия (упомянутая в Деян 8:27) принадлежала к числу ее престолонаследников. Но более вероятно, что она прибыла из южной части благословенной Аравии. По-видимому, она являлась царицей-регентшей, правительницей своей страны. Многие царства лишились бы огромных благословений, если бы в их конституцию входил Салический закон. Здесь примите во внимание:

I. По какому делу прибыла царица Савская не договариваться о торговле или ремеслах, не согласовывать границы между владениями, не просить Соломона о союзе ради обоюдного усиления или о помощи в борьбе с общим врагом что обычно является предметом переговоров и совещаний венценосных лиц. Нет. Она пришла, чтобы (1) удовлетворить свое любопытство; ибо и до нее дошла весть о славе Соломона, особенно о его мудрости, поэтому она и решила проверить, действительно ли он так велик, как о нем говорят (ст. 1). Флот Соломона проплывал мимо берегов ее страны, и, вероятно, туда заходили, чтобы пополнить запасы пресной воды. Может быть, именно так царица услышала о славе Соломона, что он якобы превзошел в мудрости всех сынов востока; и теперь ее удовлетворит лишь визит к царю, чтобы лично проверить истинность слухов.

(2) Получить у него наставление. Она пришла послушать мудрости Соломоновой (Мф 12:42) и таким образом усовершенствовать собственную, чтобы лучше управлять своим царством, пользуясь стратегическими принципами Соломона. Людям, которых Бог призвал к государственной службе, особенно судьям и министрам, следует всевозможными способами повышать уровень знаний, чтобы лучше соответствовать своей должности, выполнять функции и оправдывать доверие. Но, по всей видимости, царица Савская пришла, главным образом, с намерением получить наставление в Божьих истинах. Она была расположена к религии и услышала не просто о славе Соломона, но о таковой во имя Господа (ст. 1) и о великом имени Бога, Которому Соломон поклонялся и от Которого получил мудрость, именно об этом Боге она хотела узнать больше. И наш Спаситель упоминает заданные ею Соломону вопросы о Боге, чтобы пристыдить неразумных людей, которые не спрашивали о Нем нашего Господа Иисуса Христа, хотя Он, сущий в недре Отчем, мог бы наставить намного лучше.

II. С какой свитой прибыла царица Савская: сопровождение было весьма солидным, соответственно ее рангу; ведь она намеревалась проверить не только мудрость Соломона, но и его состоятельность и щедрость какой прием он сможет и пожелает оказать венценосной гостье (ст. 2). Она пришла не как просительница, но принесла с собой достаточно всего, чтобы покрывать расходы и щедро отблагодарить Соломона за проявленное к ней внимание; она не стала брать с собой что-либо обыденное или не имеющее ценности, но взяла золото, драгоценные камни, благовония, потому что хотела обменять их на мудрость, за которую готова заплатить любую цену.

III. Какой прием оказал ей Соломон. Он не отнесся с презрением к представительнице «слабого пола» и не обвинил ее в том, что она оставила домашние дела, чтобы предпринять столь длительное путешествие, причинив так много хлопот и расходов себе и ему просто ради удовлетворения любопытства; но принял ее вместе со всем караваном весьма радушно и предоставил ей возможность задавать любые вопросы, хотя одни из них, возможно, были несерьезными, другие каверзными, а третьи нескромными; тем не менее Соломон позволил царице Савской беседовать с ним обо всем, что было у нее на сердце (ст. 2), и дал удовлетворительный ответ на все слова ее (ст. 3), независимо от того, касались ли они природы, морали, политики или Бога. А если своими вопросами царица просто испытывала Соломона? Он ответил на них так, что убедительно доказал ей, что обладает колоссальными знаниями. Или благодаря своим вопросам царица хотела получить наставление (предположительно, большинство из них таковыми и являлись)? Она получила от Соломона исчерпывающее наставление, и он удивительно просто объяснил вещи, которые казались ей необычайно сложными, а также убедил ее, что в устах этого царя слово вдохновенное. И вне всякого сомнения, Соломон старательно изложил ей истины о Боге и Его законе и установления о поклонении. Соломон считал само собой разумеющимся, что иноплеменники... услышат о великом имени Бога (3Цар 8:42) и придут сюда спрашивать о нем; и теперь, когда к нему пришла столь важная иноплеменница, он (в чем мы можем быть уверены) успешно отвечал, поощряя ее задавать вопросы, и снабдил ее описанием храма, служителей и служения в нем, чтобы убедить и ее служить Господу, Которого она сейчас искала.

IV. Какое впечатление на нее произвело увиденное и услышанное во дворах Соломона. Здесь говорится о разных вещах, которые восхитили царицу Савскую: здания и убранство его дворца, еда, поставлявшаяся ежедневно на его стол (возможно, сначала она удивлялась, где найдется столько ртов, чтобы поглотить всю эту пищу, а затем, увидев множество присутствующих и гостей, изумлялась, откуда берется пища для всех этих ртов), организованное размещение его подданных каждый на своем месте, одетые в роскошные ливреи слуги с их готовностью служить без заминок и правильное поведение прислуживавших за столом виночерпиев. Все упомянутое восхищало царицу и умножало великолепие Соломона. Но более всего ее восхитила мудрость царя (упомянутая в первую очередь и обуславливавшая все остальное, ст. 4), и теперь у нее были неоспоримые доказательства непревзойденности таковой; и, наконец, упомянуто религиозное усердие Соломона, которое было венцом всего остального: ход, которым он ходил в дом Господень (англ. пер, ст. 5, см. 2Пар 9:4) со всей серьезностью и торжественностью, с лицом, выражавшим благоговение, когда он шел в храм на поклонение Господу; причем его смирение в этот момент было столь же огромным, как и величие в другое время. Во многих более древних переводах (как и в синодальном, прим перев.) эта фраза звучит так: всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. Царица Савская заметила, с какой щедростью он приносил жертвы и с какой благоговейной ревностью следил за совершением жертвоприношения; никогда еще она не встречала такого сочетания благочестия с величием. Все было настолько удивительным, что была она вне себя и стояла в изумлении; она не видела ничего подобного прежде.

V. Что она сказала по этому поводу.

1. Царица Савская призналась, что увиденное и услышанное превзошло все ее ожидания, хотя они были весьма высокими благодаря отзывам о Соломоне (ст. 6−7). Она настолько далека от раскаяния в своем предприятии и от обвинения себя в неразумности, что признает огромную пользу, которую ей принесло столь далекое путешествие, ибо своими глазами увидела то, во что трудно поверить. Обычно донесенное народной молвой или нарисованное собственным воображением оказывается не столь великим, когда мы приходим проверить; здесь же истина превзошла молву и представления. Кому благодать дает испытать радость общения с Богом, тот признается, что ему и вполовину не сказано о наслаждении познания путей Мудрости и о пользе пребывания у ее ворот. А прославленные святые тем более скажут, что слова о блаженстве на небесах были верными, но им не сказали и одной тысячной истины (1Кор 2:9).

2. Царица называет счастливыми тех, кто постоянно находится рядом и прислуживает Соломону за столом: «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои (ст. 8), ведь они могут стать мудрее, слыша мудрость твою». У нее появилось искушение завидовать им и желание стать одной из них. Следует заметить: какое преимущество быть в хорошей семье и иметь возможность часто беседовать с мудрыми, благочестивыми и общительными! Многие имеют это блаженство, но не умеют его ценить. А у нас есть намного больше оснований сказать о слугах Христа: блаженны живущие в доме Его: они непрестанно будут восхвалять Его.

3. Она благословила Бога, давшего Соломону мудрость и богатство, начальника его преуспевания, поставившего Соломона царем (1) по милости к нему, чтобы у него было больше возможностей приносить своей мудростью пользу: Бог благоволил посадить тебя на престол Израилев (ст. 9). Восхождение Соломона началось еще тогда, когда пророк дал ему имя Иедидиа (2Цар 12:25), потому что Господь возлюбил его. Утешения особенно дороги, если у нас есть основание надеяться, что они исходят от Божьего благоволения к нам. Господу было угодно посадить тебя на престол (возможно и такое чтение) не за твои заслуги, а потому что Он считал, что так будет лучше для Него.

(2) По милости к Своему народу, по вечной любви Своей к Израилю Господь задумал продлить ему блаженство, которое сохранилось бы и после ухода заложившего основы такового. «Соломон поставлен царем не для того, чтобы жить в роскоши и наслаждениях и делать все, что заблагорассудится, но чтобы творить суд и правду». Царица вежливо напомнила об этом Соломону, и, вне всякого сомнения, он милостиво это принял. Правители и духовные служители должны в первую очередь стремиться исполнять обязанности на своем месте, а не искать почестей и выгоды. Именно Божьему благоволению, а не мудрости она приписывает процветание Соломона, ибо не всегда мудрым достается хлеб (Еккл 9:11), но кто творит суд и правду, тому будет хорошо (Иер 22:15). Именно так нужно благодарить за царей за хороших царей, подобных ему; они таковы, какими их сделал Бог.

VI. Как они расстались.

1. Царица преподнесла Соломону щедрый дар из золота и благовоний (ст. 10). И Давид предсказывал в отношении Соломона, что будут давать ему от золота Аравии (Пс 71:15). Это стало прообразом дара в виде золота и благовоний, который принесли Христу волхвы с востока (Мф 2:11). Таким образом она отблагодарила царя за мудрость, которой у него научилась, и не сочла, что платит за нее большую цену. Пусть же тот, кто учится у Христа, отдаст Ему свое сердце, и этот дар будет более угоден, чем золото и благовония. Упоминалось также, что Соломон и сам был очень богат, тем не менее царица подарила и он принял золото. И Христос не имеет нужды в том, что Ему дарят, но желает, чтобы мы таким образом выражали свою благодарность. Здесь говорится о красном дереве (ст. 11−12) как о чем-то необычном, наверное, потому, что царица Савская сама восхищалась таковым.

2. Соломон не отставал от нее и дал ей все, чего она желала и чего просила, предположительно, образцы изысканных украшений, по которым она могла сделать подобные; или, возможно, он снабдил ее своими правилами мудрости и благочестия в письменном виде сверх того, что подарил ей царь Соломон от своей царской щедрости (англ. пер., ст. 13). Кто обращается к нашему Господу Иисусу, тот убедится, что Он не только больше Соломона, но и мудрее и милостивее его. О чем ни попросим будет дано нам; более того, по Своей Божьей щедрости, которая бесконечно превосходит царскую щедрость (даже Соломонову), Он даст нам несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем.

Стихи 14−29. Здесь продолжается повествование о процветании Соломона.

I. Как он умножал свое богатство. Хотя у него и так было много, он жаждал приобрести больше, изо всех сил желая испытать все на свете, что может сделать человека счастливым.

1. Кроме золота, доставленного из Офира (3Цар 9:28), он ввозил в свою страну так много из других мест, что общее количество ежегодно составляло 666 талантов золотых (ст. 14) число со зловещим смыслом (см. Откр 13:18 и Езд 2:13). Соломонова казна значительно пополнялась за счет пошлины, которой облагались торговцы, и земельного налога, поступавшего из стран, завоеванных его отцом и ставших данниками Израиля (ст. 15).

3. Соломон был партнером Хирама и получал прибыль от деятельности Фарсисского флота, отходившего и прибывавшего в Тир, который раз в три года привозил не только золото, серебро, слоновую кость и другие материальные ценности, но и обезьян для забав и павлинов с разноцветными перьями для услаждения взора (ст. 22). Хотелось бы думать, что это не является свидетельством того, что Соломон и его народ от избытка богатства стали несерьезными и расточительными.

4. Каждый год Соломону дарили подарки соседние правители и знатные люди, чтобы поддерживать с ним дружеские отношения, но не из страха или зависти, а потому, что любили его и восхищались его мудростью и часто обращались к нему за советом, а посему присылали ему дары, чтобы отблагодарить за помощь в вопросах политики, а он (мы не задаемся вопросом, подобало ли это величию и щедрости) принимал все подарки, даже одежду и благовония, коней и мулов (ст. 24−25).

5. В Египте он покупал коней и льняную пряжу (или, согласно другому чтению, льняное полотно, англ. пер., ст. 28) главные товары той страны; причем у Соломона были собственные купцы или доверенные лица, которые вели торговые дела и отчитывались ему. Пошлина, полагавшаяся египетскому царю за вывоз из Египта коней и колесниц, была очень высокой, но (как считает епископ Патрик) поскольку Соломон был женат на его дочери, то он уладил вопрос с пошлиной, так что мог покупать дешевле, чем его соседи, и, будучи достаточно мудрым, вне всякого сомнения, пользовался своим преимуществом. И поскольку Соломон, один из величайший людей в истории, не считал для себя унижением иметь дело с торговлей, то это делает честь той части населения, которая занимается этим ремеслом, и торговцы стоят на общественной лестнице не намного ниже лиц дворянского происхождения, вопреки мнению, которого придерживаются некоторые. От всякого труда есть прибыль.

II. Как Соломон пользовался своим богатством. Он не складывал его в сундуки, чтобы приходить посмотреть и оставить после себя. В своей Книге Екклесиаста он так часто разоблачал глупость накопительства, что трудно предположить, что сам был повинен в таковом. Нет. Бог, давший ему богатство, благополучие и честь, дал ему также и власть пользоваться от них и брать свою долю (Еккл 5:19).

1. Он расходовал золото на изготовление красивых вещей для себя, на что имел право, после того как отдал так много золота на украшение Божьего дома.

(1) Он сделал 200 больших и 300 малых щитов из кованого золота (ст. 16−17), но не для сражений, а для солидности, чтобы таковые несли перед ним, когда он являлся в величии своем. У нас принято, чтобы перед правителями несли меч и булаву, подобно тому как у римлян несли жезлы и топоры как символ данной им власти наказывать и казнить злодеев, для которых начальствующие должны быть страшны. А перед Соломоном несли большие и малые щиты, чтобы показать, что ему больше нравится использовать власть в целях обороны и защиты добрых, которые получат от него похвалу. Правители это щиты земли.

(2) Соломон соорудил себе величественный престол, на котором он восседал, чтобы издавать законы для своих подданных, давать аудиенцию послам и вершить суд при поступлении жалоб (ст. 18−20). Он был сделан из слоновой кости или из зубов слона очень дорогого материала; тем не менее Соломон еще обложил его чистым золотом, наилучшим золотом, будто его было так много, что царь не знал, что с ним делать. Хотя существует мнение, что слоновая кость была покрыта золотом не везде, а в некоторых местах: престол украсили золотыми завитками, цветами или инкрустировали. Опорой для подлокотников этого великолепного кресла служили фигуры золотых львов; такие же фигуры находились по обе стороны ступеней, по которым Соломон поднимался, и они напоминали ему о необходимости быть смелым и решительным, когда предстоит вершить суд, и не бояться лица человеческого. Праведник на этом месте смел, как лев.

(3) Все сосуды для питья и все принадлежности на своем столе, даже в загородном поместье, он сделал из чистого золота (ст. 21). Он не жалел для себя ничего из своего имущества, но пользовался по назначению и наслаждался этим. Что приносит благо, то нам полезно.

2. Он пустил золото в обращение среди своих подданных, так что царство было богатым, как и его царь; ибо он заботился не о личных интересах, но радел о благосостоянии своего народа. Правители, которые проводят политику обнищания своих подданных, явно не руководствуются Соломоновыми принципами. В этом отношении Соломон служил прообразом Христа, Который не только Сам богат, но и обогащает всех Своих. Соломон настолько успешно ввозил в свою страну и распространял в ней золото, что серебро... считалось ни за что (ст. 21). Его в Иерусалиме было много, как камней; и даже кедры, которые прежде считались большой редкостью, теперь стали распространенными, как сикоморы (ст. 27). Такова природа мирских сокровищ: с увеличением количества они теряют свою ценность; тем более обесценивает земные владения обладание духовным богатством. Если из-за множества золота серебро кажется столь презренным, то разве не станет земное богатство выглядеть еще более презренным в сравнении с мудростью, благодатью и предвкушением небес, которые гораздо лучше золота? И наконец, Соломон был столь великим и богатым, что на самом деле превосходил всех царей земли (ст. 23). Итак, давайте вспомним:

(1) Речь идет именно о том человеке, который в самом начале своего пути в мире не стал просить богатства и почестей, но пожелал иметь сердце мудрое и разумное. Чем скромнее наши желания о мирском, тем лучше мы готовы к обладанию ими и тем вероятнее обретем их. Обратите внимание, что в величии Соломона исполнилось Божье обетование (3Цар 3:13), и пусть это воодушевит нас искать прежде Царства Божия и правды Его.

(2) Речь идет именно о том человеке, который, вкусив радость обладания всем этим, написал целую книгу, чтобы показать суетность всего мирского и томление духа, неизменно сопутствующее этому, ибо мирское не способно сделать нас счастливыми, и мы поступаем неразумно, посвятив ему свое сердце; поэтому Соломон советует нам серьезно воспитывать в себе благочестие, потому что в этом все для человека, и это принесет нам несравненно больше счастья и утешения, нежели богатство и власть, которыми он обладал; причем по Божьей благодати нам это доступно, тогда как в этом мире мы не можем в суетности своей надеяться и на тысячную долю того, чем обладал Соломон.

толкование Мэтью Генри на третью книгу Царств, 10 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.