Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1−9. После краткого увещания к вниманию (1−2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10−19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20−22. Только удел добродетели — прочное счастье.

Притч 2:1. Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч 2:2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;

Притч 2:3. если будешь призывать знание и взывать к разуму;

Притч 2:4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,

Притч 2:5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Притч 2:6. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;

Притч 2:7. Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно;

Притч 2:8. Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Притч 2:9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1−4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1−9 места условного периода, ст. 5 и дал. — понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8:11), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς, мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов — этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова (Иов 28). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости (Притч 1:7:9.10) отчасти же в качестве венца и завершения ее, — еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках — ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3:9:12; Иов 32:8; Дан 2:21; Прем 7:15) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22:22; Прем 7:25), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: «от лица», (ἀπὸ προσώπου — вследствие смешения евр. миллив, «из уст», со сл.: милланав, «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22:22; Прем 7 дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7−8, сн. Пс 83:12:90.11−12). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1:3).

Притч 2:10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,

Притч 2:11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,

Притч 2:12. дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч 2:13. от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч 2:14. от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,

Притч 2:15. которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;

Притч 2:16. дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Притч 2:17. которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Притч 2:18. Дом ее ведет к смерти, и стези ее — к мертвецам;

Притч 2:19. никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10−12), для которого делать зло — привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6:14:10.31−32,16.30,23.33). Пути последнего рода людей — пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5:11), так как тьма — родная стихия для порока (Ин 3:19); эти пути вместе с тем — пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16−19, сн. Притч 5:3:6.24,7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом (беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой (Иоиль 1:8; Мал 2:14), — заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3:1; Ос 1:1 — Ос 3:1).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но — в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею — преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Притч 2:20. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

Притч 2:21. потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней

Притч 2:22. а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Тем настойчивее и убедительнее взывает Премудрый к здравому смыслу (ср. Притч 2:11) и к совести слушателя — идти в жизни путем правды и добра (ст. 20). Из следования по этому пути для праведников проистекает истинное и высшее благо, обозначаемое Премудрым (ст. 21), как и в псалмах (Пс 36:9), — согласно общей ветхозаветному библейскому еврейству любви к Обетованной земле или Ханаану — Палестине, — пребыванием или обитанием на земле (этот образ выражения из Ветхого Завета и в Евангелии — Мф 5:5). Напротив, ожидающая нечестивых гибель представляется в конкретном образе истребления с земли (ср. Пс 36:9; Иов 18:17).

комментарии Лопухина на притчи Соломона, 2 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.