Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 29 глава

Толковая Библия Лопухина


1−7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8−11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12−17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям — к серьезному и строгому воспитанию детей. 18−23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24−27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.

Притч 29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Притч 29:2. Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

Притч 29:3. Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

Притч 29:4. Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.

Притч 29:5. Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

Притч 29:6. В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.

Притч 29:7. Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» (Исх 32:9:33.3,34.9; Втор 9:6:31.27 и др.), ср. Притч 28:14. Ст. 2 сн. Притч 28:12:28. Ст. 3 сн. Притч 6:26:28.7. В ст. 4−7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4,7) и лесть (ст. 5).

Притч 29:8. Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

Притч 29:9. Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, — не имеет покоя.

Притч 29:10. Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

Притч 29:11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.

Притч 29:12. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

Притч 29:13. Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.

Притч 29:14. Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

Притч 29:15. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

Притч 29:16. При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

Притч 29:17. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

В ст. 12−14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни — воспитания детей (ср. Притч 23:13).

Притч 29:18. Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

Притч 29:19. Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

Притч 29:20. Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

Притч 29:21. Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

Притч 29:22. Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

Притч 29:23. Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем, более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3:1; Ос 3:4; Ам 8:12; Пс 73:9) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32:25). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26:12. Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33:21. Ст. 22 сн. Притч 15:18. Ст. 23 сн. Притч 15:33:16.18.

Притч 29:24. Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

Притч 29:25. Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

Притч 29:26. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.

Притч 29:27. Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путем.

Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев 5:1). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25 а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11:20:28.4).

комментарии Лопухина на притчи Соломона, 29 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
По всем вопросам, кроме богословских, пишите сюда — biblestudydev@gmail.com. P.S.: Мы ничем не торгуем!