Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм
(Ср. 3Цар 8:1−11) 1−3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4−6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7−10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11−14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм.
2Пар 5:1. И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия.
2Пар 5:2. Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона.
2Пар 5:3. И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц.
Замечание ст. 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение (3Цар 7:51) (ср. 2Цар 8:7−12; 1Пар 18:7−11). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Ст. 2−3 сн. (3Цар 8:1−2). В 2 Паралипоменон не указано наэвание 7-го месяца этаним или афаним (позже — тисри), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту, собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, Patrolog. Curs. Comp. Ser. gt. t. 80, p. 822).
2Пар 5:4. И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег
2Пар 5:5. и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, — понесли их священники и левиты.
2Пар 5:6. Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества.
По (3Цар 8:3) ковчег подняли и несли священники, как требует и (Чис 4:15). Здесь же, ст. 4, равно как в (1Пар 15:2) и (2Цар 6:15), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: /(гак) коганим (га) левиим/: «левиты» — родовое понятие, священники — видовое (ср. Втор 10:8; 18:7). См. проф. Ф.Г. Елеонского, Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия. Христ. Чтен. 1875, август, с. 192−207; сн. прот. Г. Титова. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис 1876, с. 63−64, примеч. 2.
2Пар 5:7. И принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма — во Святое Святых, под крылья херувимов.
2Пар 5:8. И херувимы распростирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы ковчег и шесты его сверху.
2Пар 5:9. И выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были пред давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня.
2Пар 5:10. Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта.
Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня (ст. 9), сн. (3Цар 8:8) принадлежит современному Соломону — составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. писателю книг Паралипоменон, — предположительно Ездре: уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сусакимом (3Цар 14:25−26; 2Пар 12:9), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом, данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (Cornel, a Lapide ad. h. loc.; проф. А.А. Олесницкий, Государств. Летопись царей иудейских. Труды Киев. Дух. Акад., № 8, с. 420−421; проф. П.А. Юнгеров. Происхождение и историчность кн. Паралипоменон. 1905, сентябрь, с. 15−16. Сн. Толков. Библия II, с. 461).
Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей» сн. (3Цар 8:9) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто, — именно по (Евр 9:4) там были, кроме скрижалей завета (ср. Втор 10:1), еще золотой сосуд с манною (Исх 16:32−34) и жезл Ааронов расцветший (Чис 17:10). См. Толков. Библию I, с. 430 и 523; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 151).
2Пар 5:11. Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились без различия отделов;
2Пар 5:12. и левиты певцы, — все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, — одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами,
2Пар 5:13. и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,
2Пар 5:14. и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.
В сравнении с параллельными стихами (3Цар 8:10−11) здесь имеется значительная вставка документального характера: свидетельство о левитских хорах, устроенных 25:7−31), главных регентах их: Асафе, Емане и Идифуне, и торжественном пении с игрой храмового оркестра при освящении храма (см. у о. прот. Г. Титова, История священства и левитства, с. 94−98. Об Асафе и Емане ср. (3Цар 4:31) и Толков. Библия II, 453−454. Об облаке славы Иеговы — там же, с. 461−462).
комментарии Лопухина на вторую книгу Паралипоменон, 5 глава