20:1−9 После записи о разделе земли немедленно следует обеспечение основ правосудия на этой земле, что отражает Божию заботу как о справедливости, так и о самой человеческой жизни. Приведенная в гл. 20 концепция справедливости подразумевает адекватное возмездие за содеянные преступления и отвергает мщение, поскольку оно может обернуться несправедливостью (см. Втор 4:41−43).
20:2 города убежища. Нарушившие закон (ст. 3) могли рассчитывать здесь на беспристрастный суд и спастись от неправедной мести. Кроме того, эти города были определены как места поселений левитов, что подразумевало обязательное исполнение Божиего Закона (21:13,21,27,32,36,38; Чис 35:6).
о которых Я говорил вам чрез Моисея. См. Исх 21:12−14; Чис 35:6−34; Втор 19:1−13.
20:3 по ошибке, без умысла. Неумышленный грех особо оговаривался в иудейском законе (Лев 4:2,13,22,27; Лев 5:15,18; Чис 15:22−29; Чис 35:22; Втор 4:42; Втор 19:4; Иез 45:20; ср. Евр 9:7).
мстящего за кровь. Подразумевается либо ближайший к убитому родственник мужского пола, либо должностное лицо того города, где было совершено убийство (Чис 35:19−21).
20:4 у ворот города. Городские ворота были обычным местом судебных разбирательств (Руфь 4:1−12).
старейшина. По-видимому, старейшины проводили предварительное слушание по делу обвиняемого.
20:5 они не должны выдавать в руки его убийцу. Т.е. существовала презумпция невиновности.
20:6 общество. См. ком. к 9:15.
умрет великий священник. Смерть первосвященника означала конец определенной эпохи, в связи с чем прекращалось или смягчалось действие ряда постановлений.
20:7 отделили. Иначе: «освятили».
20:8 к востоку. См. Втор 4:41−43.
20:9 пришельцев. Закон Моисея предписывал заботиться о чужестранцах, оказавшихся в Израиле (напр., Исх 12:48−49; Исх 20:10; Исх 22:21; Исх 23:9,12).
Города—убежища.
комментарии Женевской Библии на книгу Иисуса Навина, 20 глава