5:2 утаил из цены. Анания и его жена были вправе оставить себе всю выручку от продажи земли, поскольку земля и деньги за нее принадлежали им (5:4). Чистота всей Церкви оказывалась под угрозой из-за лжи нескольких грешников (ср. Лев 10:1−2; Чис 16:23−35; Нав 7:19−25; 2Цар 6:1−7). Основная причина гибели Анании с Сапфирою — они «допустили сатане вложить в сердце» их греховные наущения и действовали согласно им (см. ст. 3), солгав Духу Святому.
5:3 допустил сатане вложить в сердце твое. Позднее Петр предостерегал христиан против силы сатаны и его посягательств на них (1Пет 5:8).
солгать Духу Святому. В ст. 4 Петр говорит Анании, что тот солгал Богу. Так Петр указывает на Божественность Духа Святого (ст. 9).
5:6 приготовили его к погребению. Вероятно, обернули в погребальные пелен (ср. погребение Иисуса, Мф 27:59−60).
5:11 всю церковь. Греч.: «екклезия». В Древней Греции словом «екклезия» назывались собрания народа (ср. 19:32, где это слово так и переведено). Новый Завет первоначально обозначал этим словом верующих, объединенных в общину (8:1; 11:22; 13:1). В посланиях апостола Павла это слово применяется к Церкви Иисуса Христа в более широком смысле: оно означает «Тело Христово», Вселенскую Церковь (Еф 4:3−4; Еф 5:25,29−30).
5:13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним. Ни один неискренний последователь не смел причислить себя к Церкви. Нравственные требования были очень высоки.
5:14 Верующих... мужчин и женщин. Приходили и присоединялись к Церкви истинно верующие. Это — первое место в Деяниях, где среди верующих упомянут женщины. Как и в своем Евангелии (напр., Лк 7:28; 8:2,3; 17:35; 23:27:29:49:55), в Книге Деяний Лука часто упоминает о них (1:14; 8:3,12; 9:2,36; 13:50; 16:1,13,14; 17:4,12,34; 18:2; 21:5).
5:15 тень проходящего Петра. Как целительная сила Иисуса изошла от Него при прикосновении кровоточивой женщины к Его одежде (Мк 5:27−28), так Бог дарует Петру силу исцелять «соприкоснувшихся» с его тенью; это же происходило с платками и опоясаниями с тела Павла (19:11,12).
5:21 синедрион. Верховный иудейский религиозный суд в Иерусалиме, состоявший из семидесяти одного человека. При римском владычестве эта группа, куда входили верхушка саддукейской партии и книжники из среды фарисеев и их единомышленников, решала различные религиозные, общественные и юридические дела в Палестине.
5:28 навести на нас кровь Того Человека. В 2:23; 3:15−16 и 4:10−11 говорится, что Петр и бывшие с ним апостолы возложили вину за смерть Иисуса на членов синедриона. Народ слышал эти обвинения.
5:31 Его возвысил Бог десницею Своею. Это заявление синедрион должен был истолковать как свидетельство о воскресении. Такое возвеличение Богом делало воскресшего Иисуса равным Богу (ср. Ин 5:18; Ин 10:33).
5:34 Гамалиил. Один из наиболее известных раввинов своего времени. Гамалиил был учителем Павла (22:3) и, вероятно, приходился внуком великому рабби Гиллелю, главе одной из двух главных иудейских школ толкования Торы (Закона). В отличие от школы Шаммая, Гамалиил и школа Гиллеля были известны большей терпимостью своего толкования (ср. Мф 19:3).
5:36 Февда. См. Введение: Время и обстоятельства написания.
5:37 во время переписи. Это не та перепись, упомянутая Лукой (2:1), которую император Август велел провести ок. 8 г. до Р.Х. (она была, однако, отложена до 5 или 6 г. до Р.Х.), а перепись, проходившая на 14 лет позже, в 6 г. по Р.Х., в правление прокуратора Копония.
Иуда Галилеянин. Иосиф Флавий («Иудейская война», 20.118) говорит о некоем галилеянине, который поднял восстание, противясь выплате налогов и подчинению римлянам. Восстание не удалось, но, возможно, так зародилась партия зилотов. Апостол Симон Зилот (1:13; Мф 10:4), вероятно, прежде был членом этой группы.
5:40 били их. Апостолы получили традиционные «сорок ударов без одного» (2Кор 11:24).
5:41 за имя. См. ком. к 4:7.
5:42 об Иисусе Христе. Проповеди в Книге Деяний постоянно указывают на Иисуса как на Христа, Мессию (2:31; 3:20; 9:22; 17:3; 18:5,28; 26:23).
комментарии Женевской Библии на Деяния апостолов, 5 глава