21:3 иду ловить рыбу. Эти слова могут указывать на то, что Петр, отрекшись от Господа, полагал, что в связи с этим он утратил привилегию быть Его свидетелем.
и не поймали в ту ночь ничего. Обстоятельства данного события напоминают чудесную рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников (Лк 5:4−11).
21:4 но ученики не узнали, что это Иисус. См. ком. к 20:14.
21:7 ученик, которого любил Иисус. См. ком. к 13:23.
21:9 видят разложенный огонь, и на нем лежащую рыбу и хлеб. Не сказано, откуда взялись эти продукты. Возможно, их появление было составной частью чуда, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.
21:11 большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Сделано много предположений относительно значения этого числа. Единого мнения не существует.
21:14 в третий раз. Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20:19−23,24−28).
21:15 Симон Ионин. Точно так же Иисус назвал Петра, когда обращался к нему торжественным заявлением в ответно сделанное Петром исповедание (Мф 16:17).
любишь ли ты Меня больше, нежели они? Заданный Иисусом вопрос можно переводить по-разному: «Любишь ли ты Меня больше, чем любят Меня эти люди?»; «Любишь ли ты Меня больше, чем этих людей?»; «Любишь ли ты Меня больше, чем эти вещи (сеть и рыбу)?»
В третьем вопросе, в отличие от двух первых, Иисус использует другой греческий глагол со значением «любить», а Петр во всех своих ответах произносит именно это слово. Некоторые комментаторы полагают, что смена глагола свидетельствует и об изменении смысла задаваемого вопроса.
паси агнцев Моих. «Мои агнцы» и «Мои овцы» — то же, что «Моя церковь» (ср. 10:14,26−27; Мф 18:18). Когда Петр пишет «сопастырям» (1Пет 5:1−2), умоляя их: «Пасите Божие стадо, какое у вас», — он показывает, что слова Иисуса глубоко запали в его сердце.
21:17 в третий раз. Петр опечалился не потому, что Иисус несколько перефразировал Свой третий вопрос, но потому, что три вопроса о его любви к Иисусу напомнили ему о том, как в недавнем прошлом он трижды отрекся от своего Господа. Однако Иисус дал Петру возможность исповедать свою любовь и подтвердил его призвание на служение Господу. И поэтому Петр называет Иисуса «Пастыреначальником» (1Пет 5:4).
21:19 какою смертью. Согласно древнему преданию, Петр принял мученическую смерть, будучи распят на кресте вниз головой.
иди за Мною. Иисус повторяет Свой первоначальный призыв, с которым Он обратился к апостолам (ср. 21:22; Мф 4:19; Лк 5:27). Петр восстанавливается в апостольском служении, которое было поставлено под сомнение его отречением от Иисуса.
21:20 ученика, которого любил Иисус. См. ком. к 13:23. Последующее описание, если соотнести его с 13:23−25, не оставляет сомнения в том, что этим учеником был Иоанн, сын Зеведея.
21:21 а он что? Петр задает вопрос, не имеющий отношения к делу, и Иисус говорит ему то, что относится не только непосредственно к Петру, но к каждому верующему: «...что тебе до того? Ты иди за Мною».
21:24 Сей ученик и свидетельствует. Описавший эти события, и есть тот, кто обозначен в этом Евангелии как ученик, которого любил Иисус (13:23).
знаем. Это письменное свидетельство современника, который, несомненно, хорошо знал Иоанна лично. Поэтому все Евангелие, включая гл. 21, было почти немедленно после написания принято Церковью в качестве канонического.
21:25 самому миру не вместить бы. Эта гипербола ясно показывает, что каждому из евангельских авторов приходилось из обилия материалов отбирать самое важное.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, 21 глава