Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Иоанна | введение

Новой Женевской Библии


Автор

Со всей определенностью можно утверждать, что автор этого Евангелия еврей. Он близко знаком с еврейскими обычаями, праздниками и верованиями. Хорошее знание географии страны указывает на то, что он уроженец Палестины. Создается впечатление, что он был очевидцем многих событий, описанных в его Евангелии (19:35).

Хотя произведение является анонимным, оно содержит несколько намеков относительно автора. Только в этом Евангелии один из апостолов назван не по имени, а «ученик, которого любил Иисус» (напр., 13:23). Этот ученик охарактеризован как очевидец, который «свидетельствует о сем и написал сие» (21:24). Более того, обращает на себя внимание тот факт, что Иоанн, сын Зеведея, один из самых выдающихся учеников Иисуса, ни разу не упоминается в этом Евангелии. Подобное умолчание трудно объяснить чем-либо иным, кроме того, что Евангелие было написано самим Иоанном, который не стал подчеркивать свое личное участие в описываемых событиях.

Древнее церковное предание (напр., сочинения Иринея Лионского, писавшего во II в.) открыто и последовательно приписывает это Евангелие апостолу Иоанну. Сомнения относительно достоверности самого предания привели многих современных ученых к отрицанию авторства Иоанна, однако никакая другая версия не в состоянии удовлетворительно объяснить факты.

Время и обстоятельства написания

Церковное предание полагает, что Иоанн написал это Евангелие в конце своей жизни, вероятно, около 90 г. по Р.Х. Глубокий антологический подход автора к благовестию позволил радикально настроенным критикам относить время написания Евангелия к более позднему периоду (II в. по Р.Х.), тем более, что учение о Логосе (Слове) получило развитие именно во II-III вв. (гностицизм и неоплатонизм). Однако следует заметить, что впервые понятие «логос» было введено древнегреческим философом Гераклитом в VI в. до Р.Х. Автор Евангелия не излагает самое учение, а пользуется греческим словом (Евангелие написано на греческом языке), которое весьма затруднительно было бы заменить синонимом. Однако обнаружение папируса Райленда, содержащего отрывок Евангелия от Иоанна и датируемого, самое позднее, 130 г., а также свитков Мертвого моря, значительно углубивших наши познания о Палестине I в., заставило многих ученых возвратиться к традиционной датировке. Некоторые специалисты идут еще дальше и датируют Евангелие шестидесятыми годами I в. по Р.Х.

Сам автор так объясняет цель написания этого Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Однако велось немало споров о том, стремился ли Иоанн вызвать веру у неверующих, или же его целью было укрепить веру тех, кто уже уверовал. Оба толкования одинаково допустимы.

Характерные особенности и темы

Евангелие от Иоанна начинается с тех же слов, что и книга Бытие: «В начале». И это Евангелие — единственная книга из всего библейского канона — раскрывает скрытое за этими словами. Если Бытие описывает о том, что было после «начала», то Евангелие от Иоанна раскрывает содержание Самого Начала, которое здесь мыслится не как некая отправная точка на временной оси, а как Источник и Первопричина всякого начинания. Русский язык позволяет объяснить эту мысль с помощью однокоренных слов, каждое из которых, сохраняя семантику корня, вносит дополнительное значение: начинать — начало — начальник. Значение слова «начальник», теперь понимаемое слишком узко, раньше почти совпадало со словом «начало» и подразумевало того, кто стоит в начале и дает начало всему, кто руководит всем, что находится у него «под началом» (см. Деян 3:15).

Особую трудность для толкователей представляет вопрос о зависимости между чудесами и знамениями и уверованием. Автор придает чрезвычайное значение чудесам Иисуса. Однако некоторые отрывки позволяют предположить, что сам автор на такой зависимости не настаивает. Например, Иисус упрекает Своих слушателей: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (4:48). Это отрывок приводит на память слова Фомы (20:25): «Если не увижу... не поверю». Тогда возникает вопрос: почему Иисус творил чудеса? И почему Иоанн уделил так много внимания чудесам Христа (20:30−31)? Ответ прост: то, что мы воспринимаем как чудо, для Христа таковым не является (14:12).

Евангелист исходит из того, что Христос — Сын Божий и чудеса подтверждают Его Божественность.

Если люди верят в Иисуса только как в чудотворца, это означает, что они не воспринимают сообщаемое Иисусом откровение в полном объеме, упуская ту его часть, которая с особой глубиной раскрывается в Евангелии от Иоанна. Чудеса и знамения могут порождать веру и даже способствовать ее развитию. Но цель автора данного Евангелия в том, чтобы эта вера заставляла видеть в Иисусе не просто великого чудотворца, а истинное Слово Божие, единородного Сына Божия.

Евангелие от Иоанна значительно отличается от остальных трех (синоптических) Евангелий, и его весьма затруднительно сопоставлять с ними. Причиной тому — подход автора к излагаемым событиям. Иоанн за видимыми явлениями усматривает их первопричину, иными словами, из времени он смотрит в вечность. А отсюда — и смещение приоритетов (по сравнению с синоптиками).

Содержание

I. Пролог (1:1−18)

II. Общественное служение Иисуса (1:19 — 12:50)

А. Самооценка и свидетельство Иоанна Крестителя (1:19−34)
Б. Призвание первых учеников (1:35−51)
В. Первое чудо — превращение воды в вино в Кане Галилейской (2:1−12)
Г. Очищение Иерусалимского храма (2:13−25)
Д. Никодим (3:1−21)
Е. Свидетельство Иоанна Крестителя (3:22−36)
Ж. Иисус в Самарии (4:1−42)

1. Путешествие в Сихарь (4:1−6)
2. Самарянская женщина у колодца (4:7−30)
3. Духовная пища (4:31−38)
4. Вера самарян (4:39−42)

З. Исцеление сына царедворца в Кане Галилейской (4:43−54)
И. Посещение Иерусалима (гл. 5)

1. Исцеление у купальни Вифезда (5:1−15)
2. Иисус и Отец (5:16−47)

К. Насыщение пяти тысяч человек (6:1−15)
Л. Иисус идет по воде (6:16−21)
М. Речь Иисуса и вызванный ею спор: Иисус — хлеб жизни (6:22−71)
Н. Иисус приходит в Иерусалим на Праздник кущей (гл. 7−8)

1. Путешествие в Иерусалим (7:1−13)
2. Действительно ли Иисус — Мессия? (7:14−52)
3. Женщина, застигнутая в прелюбодеянии (7:53 — 8:11)
4. Иисус свидетельствует о Себе Самом (8:12−59)

О. Исцеление слепорожденного (гл. 9)
П. Речь доброго Пастыря (10:1−21)
Р. Иисус приходит в Иерусалим на Праздник обновления (10:22−39)
С. Служение Иисуса за Иорданом (10:40−42)
Т. Воскрешение Лазаря (11:1−54)
У. Помазание в Вифании (11:55 — 12:11)
Ф. Торжественный вход в Иерусалим (12:12−19)
X. Приход язычников к Иисусу (12:20−36)
Ц. Неверие иудеев (12:37−50)

III. Страстная неделя (гл. 13−19)

А. Иисус наедине с учениками (гл. 13−17)

1. Омовение ног и предсказание предательства (гл. 13)
2. Прощальная речь Иисуса (гл. 14−16)
3. Ходатайственная молитва (гл. 17)

Б. Арест Иисуса и суд над Ним (гл. 18)
В. Распятие, смерть и погребение Иисуса (гл. 19)

IV. Воскресение Иисуса (гл. 20)

V. Эпилог (гл. 21)

А. Чудесная рыбная ловля (21:1−14)
Б. Восстановление Петра (21:15−25)

комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, введение

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
По всем вопросам, кроме богословских, пишите сюда — biblestudydev@gmail.com. P.S.: Мы ничем не торгуем!