17:1 Отче! Любимое обращение Иисуса к Первому Лицу Троицы; встречается в этом Евангелии 109 раз. В этой молитве оно употребляется шесть раз, четыре раза самостоятельно и по одному разу с прилагательными Святый и Праведный.
пришел час. Ср. с 2:4.
прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Тема Божией славы, впервые прозвучавшая в 1:14, приобретает в этой молитве особо важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Божеству в целом. Сын прославляется в распятии, воскресении и восшествии на престол (см. ком. к 12:23; 13:31).
17:2 дал. Глагол «давать» использован в этой молитве шестнадцать раз. Этим подчеркивается, что Бог дал Иисусу и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам.
всему, что Ты дал Ему. Здесь подчеркивается (см. также ст. 6:9,24; ср. 6:44; 10:29), что инициатива в деле спасения принадлежит Богу.
жизнь вечную. См. ком. к 3:16.
17:3 да знают Тебя... и Иисуса Христа. Жизнь заключается в общении с Богом, который, по словам Августина, «сотворил нас для Себя, так что наша душа не находит себе покоя, пока не обретет покой в Нем». Знание здесь, как и во многих других местах Писания, означает нечто гораздо большее, чем просто понимание. Знать — значит «соответствовать своему знанию». См. статью «Истинное богопознание».
17:4 совершил дело. Эти слова предвосхищают победный возглас, раздавшийся с креста: «совершилось!» (19:30). Все в жизни Иисуса было направлено на прославление Бога.
17:5 прославь Меня... славою. Здесь Иисус двояко свидетельствует о Своей Божественности. Во-первых, в самом Своем прошении Он утверждает, что Его слава существовала «прежде бытия мира», из чего следует, что Иисус не был создан, а существовал вечно. Во-вторых, указывая на «славу», которую Он имел там (у Отца), Он говорит о той самой славе, которая во всей Библии всегда связывается с истинным, живым и единым Богом.
17:6 открыл имя Твое. Слово «имя» обозначает Бога — во всем Его совершенстве, как оно открывается человеческому роду.
от мира. Указание на то, что искупленные находятся в мире, но предназначены к отделению от него.
они были Твои. Все в мире, включая людей, принадлежит Богу по праву Творца, но здесь имеется в виду, что некоторые люди определены Богом к искуплению. Бог дал избранных Искупителю (ср. Евр 2:12−13).
17:7 все... от Тебя есть. Совершенное единство Отца и Сына — один из основополагающих аспектов учения Иисуса (5:17).
17:8 Здесь указаны три критерия, которым должны соответствовать ученики Иисуса: верить в слова Иисуса, признавать Его Божественное происхождение и верить в Него Самого.
17:9 не о всем мире молю. С какой бы благожелательностью ни относился Иисус ко всему творению, Его искупительная священническая деятельность распространяется только на избранных — на тех, кого дал Ему Отец (10:14−15,27−29). Этот стих служит мощным аргументом в поддержку доктрины искупления избранных: для Иисуса было бы абсурдом умереть за тех, за кого Он отказывался молиться!
В других контекстах, где не столь очевидна роль Иисуса как священника-ходатая, Он молится за Своих врагов; точно так же должны поступать и мы (Мф 5:44; Лк 23:34). См. статью «Предопределенное искупление».
17:10 и Твое Мое. Это явное утверждение Иисусом Своей Божественности.
и Я прославился в них. См. ком. к 16:14.
17:11 Отче Святый! Такая форма обращения встречается только в этом месте НЗ, но она наилучшим образом выражает как близость отношений между Богом и Его детьми, так и величие Бога. Бог хочет защитить Своих избранных, потому что Он заботится о них, и Он может защитить их, потому что Его власть беспредельна.
во имя Твое. Т.е. «силой Твоей и Твоей властью, оспаривать которую не может никто». Откровение Бога о Самом Себе, проявленное в слове и деле, соответствует понятию «имя Твое», поскольку для древних имя являлось выражением сущности.
чтобы они были едино, как и Мы. Единство Лиц Троицы служит величественным образцом для общности верующих через их единство со Христом (см. ком. к 14:10−11). Особенно решительно это подчеркивается в молитве Иисуса (ст. 21−23). Поэтому каждый христианин должен постоянно стремиться к такому единству, чтобы прославить Бога, и проявлять любовь ко всем детям Божиим.
17:12 Я соблюдал их... и никто из них не погиб. Замечательное определение служения, которое Иисус совершал для апостолов.
сына погибели. В 2Фес 2:3 это же выражение употреблено в отношении антихриста. Предательство Иуды служило исполнением слов Писания (Пс 40:10) и было необходимо для осуществления многих других пророчеств, в которых описываются страдания нашего Господа. Иисус рассматривал многие тексты Писания как прорицание различных подробностей Его мессианского служения и подчеркивал, что все они должны претвориться в жизнь, поскольку являются Словом Божиим. Избирая Иуду, Иисус знал о роли, которую этот ученик сыграет в Его страданиях.
17:13 радость Мою. Из этих слов можно заключить, что Иисус молился в присутствии учеников, чтобы они могли почерпнуть радость в Его молитве (ср. 15:11; 16:24).
17:14 Я передал им слово Твое. Здесь, несомненно, говорится об учении Иисуса, которое отождествляется со Словом Божиим, точно так же, как и Ветхий Завет является Словом Божиим (ср. Мк 7:13; Деян 10:36; Рим 9:6).
они не от мира. Новое рождение влечет за собой глубокий раскол в человечестве. Верующие тоже происходят из падшего человеческого мира, но они продолжают жить в этом мире, уже не принадлежа к нему (ст. 16).
17:15 чтобы сохранил их от зла. Хотя Иисус знает, что мир будет ненавидеть Его учеников так же, как ненавидит Его Самого, Он не просит оградить учеников от физических и иных страданий, существующих в мире, а взывает к защите их от морального разложения. См. статью «Христиане в этом мире».
17:17 Освяти их истиною Твоею. Два примечательных аспекта этой просьбы Иисуса: 1) Он молится не о временном благополучии учеников, но об их освящении; более всего Он желает, чтобы они были святы; 2) Он указывает на средство, с помощью которого можно достичь святости (т.е. на истину). Так же, как заблуждение и обман являются корнями, из которых произрастает зло, так из истины произрастает благочестие.
слово Твое есть истина. Эти слова, непосредственно относящиеся к ВЗ (только он один был в распоряжении учеников), распространяются и на учение Иисуса, называемое «словом Божиим» (ст. 14), а также на свидетельство апостолов, включенное в Св. Писание (17:20; Лк 8:11−15:21; Лк 11:28; Деян 4:31; Деян 6:7; Деян 8:14,25; 1Фес 2:13). См. статью «Авторитет Писания».
17:18 Как Ты послал Меня... и Я послал их. Ср. 20:21. Иисус — высший образец миссионера. Каждый истинный христианин является «миссионером», посланным в мир, чтобы свидетельствовать о Христе, достигать погибающих грешников везде, где только их можно найти, и приводить к Спасителю.
17:19 Я посвящаю Себя. Использованный здесь греческий глагол может означать также «освящаю», но Иисус, будучи абсолютно свят, не нуждается в дальнейшем освящении (Евр 7:26). Являясь же первосвященником, Он отдает Себя (Исх 28:41) делу, для исполнения которого и необходима совершенная святость. Из этого следует, что те, кто принадлежит Ему, должны быть богодухновенны и посвящены на свое служение.
17:20 о верующих в Меня по слову их. Начиная с этого момента Господь охватывает в Своей молитве всех верующих, даже тех из них, кто должен прийти к вере спустя многие века. Каждый истинный христианин может быть уверен в том, что в этой молитве Иисус молился и за него.
17:21 да уверует мир, что Ты послал Меня. Предметом этой молитвы является не какое-то незримое единство, но единство, видимое всему миру, дабы мир мог уверовать (см. ком. к 17:11).
17:23 совершены воедино. Мы имеем здесь образец единства, по которому строятся отношения как между Отцом и Сыном, так и между Сыном и христианином (см. ком. к 14:10−11)
Отец — Сын | Сын — верующий | |
---|---|---|
Единство
| ст. 21, 23
| ст. 21, 23, 26
|
возлюбил их, как возлюбил Меня. Это утверждение касается любви Бога Отца к искупленным (3:16). Иногда этой любви не придают должного значения, сосредоточивая все внимание на любви к ним Христа.
17:24 да видят славу Мою. Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса.
17:25 Отче Праведный! См. ком. к 17:11. То же, что и Святый.
17:26 Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь. Учение Иисуса достигает здесь кульминации.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, 17 глава