21:1 клавших дары свои в сокровищницу. Во «дворе жен» иерусалимского храма находилось тринадцать вместилищ для даров, на каждом из которых было написано, куда будут употреблены положенные в него приношения.
21:2 бедную. Соответствующее греческое слово, означающее «крайне бедная», «нищая», нигде более в НЗ не употребляется.
две лепты. Лепта — самая мелкая израильская монета. По всей видимости, эти две лепты составляли все имущество вдовы; таким образом, можно утверждать, что она пожертвовала храму больше, чем кто-либо другой.
21:5 украшен дорогими камнями. Иосиф Флавий упоминает о многочисленных украшениях, пожертвованных храму богатыми евреями, в том числе, например, Иродом Великим, который поместил в храм изваяние виноградной лозы из чистого золота, причем грозди ее «высотой достигали роста взрослого мужчины».
21:6 Придут дни... все будет разрушено. Это пророчество исполнилось в 70 г. по Р.Х.
21:8 многие придут под именем Моим. Под именем Христа станет являться множество лже-учителей.
21:9 не тотчас конец. Т.е. не конец мира, предшествующий Страшному суду.
21:13 будет же это вам для свидетельства. Т.е. как неизбежно наступят эти события, очевидцами которых будут многие из присутствующих, так же определенно и неизбежно сбудется все, обещанное Христом.
21:15 Я дам вам уста и премудрость. В период тяжких испытаний Сам Бог будет давать ученикам нужные слова (Деян 4:8−13).
21:16−19 Эти слова должны убедить верующих во Иисуса Христа и Его учеников в том, что верховная власть над миром как принадлежала, так и будет принадлежать Богу. Для кого-то из верующих испытания окончатся мученической смертью, для кого-то — избавлением, но как то, так и другое произойдет по Божией воле.
21:20 Иерусалим. Очевидно, что данный стих относится к разрушению Иерусалима в 70 г. по Р.Х., а не к концу света.
21:21 да бегут в горы. Многие христиане, памятуя слова Христа, покинули Иерусалим до того, как вокруг города замкнулось кольцо римской блокады.
21:22 это дни отмщения. Это будут не бессмысленные страдания, но Божие возмездие.
21:23 Горе. Последняя осада и штурм Иерусалима действительно обернулись для его жителей невиданными страданиями.
21:24 доколе не окончатся. Это окончание явится исполнением Божиего промысла (ср. Рим 11:1−32).
времена язычников. Здесь могут подразумеваться времена, когда власть над Израилем будет оставаться в руках язычников, либо когда язычникам будет проповедано Евангелие. Возможно также, что речь идет одновременно как о той, так и о другой эпохе.
21:27 грядущего... с силою и славою великою. Второе пришествие Христа будет пришествием славного Победителя.
21:28 приближается избавление ваше. Греческое слово, переданное здесь как «избавление», означает освобождение от необходимости платить некую причитающуюся цену. Христос крестной смертью на Голгофе избавил человечество от расплаты за свои грехи. Здесь Он говорит об окончательном исполнении принесенного Им людям избавления.
21:32 не прейдет род сей. Греческое слово, переданное здесь как «род», может означать, во-первых, совокупность всех людей, живущих в какое-то конкретное время; во-вторых — определенный тип, класс людей (напр., нечестивцев или праведников). Может оно также иметь значение расы, племени, и в таком случае Иисус хочет сказать, что евреи как таковые будут существовать до самого конца света. Говоря, что уже предопределено завершение хода вещей, начатого Его земным служением, Иисус, однако, хранит молчание относительно того, когда это завершение наступит.
21:36 бодрствуйте на всякое время и молитесь. Духовное бодрствование и молитва вменяются в обязанность христианам до самого скончания времен.
21:37−38 В последние Свои дни Иисус учил народ в Иерусалиме, а ночи проводил за пределами города на Елеонской (Масличной) горе.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки, 21 глава