11:2−4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф 6:9−13. Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве («когда молитесь, говорите так...»), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки — в ответ на конкретный вопрос одного из учеников.
11:2 Отче. Этим словом передано арамейское «авва», слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети.
да святится имя Твое. Букв.: «пусть будет освящено имя Твое».
да приидет Царствие Твое. См. 17:20−21; статью «Молитва».
11:4 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф 6:14−15; Мк 11:25−26.
не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1Кор 10:13).
11:13 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны.
11:15 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул — имя языческого божества (4Цар 1:2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как «господин навоза», «господин мух» и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк 3:22.
11:16 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14).
11:20 перстом Божиим. Как и в Исх 8:19, это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12:28) сказано: «Духом Божиим», что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки.
то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия.
11:21−22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти «князя мира сего».
11:24 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9:41.
11:25 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра.
11:29 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры.
11:30 как Иона.. так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти.
11:31 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена.
11:32 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы (Иона 3:6−10).
11:34 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение — «если око твое будет чисто».
11:38 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать к ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.
11:39 внешность... очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Фарисеи тщательно следили за тем, чтобы не осквернить свое тело контактами с ритуально нечистыми предметами и людьми, зачастую забывая при этом о чистоте внутренней, духовной. Скрупулезное соблюдение предписаний относительно ритуальной чистоты отнюдь не предохраняет душу от осквернения злом и грехом.
11:41 Подавайте... из того, что у вас есть. Букв.: «...из того, что у вас внутри».
11:42 горе вам. См. ком. к 6:24.
даете десятину. Первоначально приношение десятины являлось изъявлением любви и благодарности Богу. Ко временам Иисуса десятина многими воспринималась формально.
11:43 любите председания в синагогах. Сидеть в синагоге лицом к собравшемуся там народу было очень почетно; такие места отводились особо видным членам общины.
11:44 как гробы скрытые. Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис 19:16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, «скрытая» могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами — источник осквернения.
11:45 из законников. Законники, т.е. люди, сведущие в законе, были одновременно сведущи и в вопросах веры, поскольку закон был дан Израилю Самим Богом.
11:46 налагаете на людей бремена неудобоносимые. С самыми благими намерениями законники дополняли богоданные постановления все новыми и новыми предписаниями и обращали закон в тяжкое бремя для израильского народа.
11:49 премудрость Божия сказала. Следующие далее слова не являются цитатой из ВЗ или какого-либо другого известного текста: Иисус Сам является Премудростью.
11:51 от крови Авеля. Авель был первым человеком, принявшим смерть от руки ближнего (Быт 4:8).
до крови Захарии. Захария — последний из пророков, об убийстве которого говорится в ВЗ (2Пар 24:21−22). См. ком. к Мф 23:35.
11:52 взяли ключ разумения. Присвоили себе право толковать и изъяснять Закон Божий и Слово Божие.
берегитесь закваски фарисейской. В Писании «закваска» часто символизирует зло и грех.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки, 11 глава