9:1 — 14:20 Пророк говорит здесь о грядущем Царстве Божием (9:1 — 11:17; 12:1 — 14:20).
9:1 — 11:17 Первая пророческая речь второй части книги посвящена грядущему пришествию Бога в обличье Царя, вершащего Свой суд.
9:1−8 В этих стихах Бог предстает в облике воина, вступающего во владение Своей землей и сокрушающего всех врагов-язычников, стоящих на Его пути.
9:1 Пророческое слово Господа. Это выражение употребляется в ВЗ только три раза (12:1; Мал 1:1) и может также переводиться как «бремя», означая в этом случае, что на пророке лежит трудная обязанность быть проводником слова Божия.
Хадрах. Самый северный из городов, упомянутых в 9:1−8.
на Дамаске. Столица сирийцев, непосредственных соседей Израиля на севере.
око Господа на всех людей. Все люди, а в особенности народ Божий, увидят воочию Всемогущего Царя Небесного, когда Он явится им, чтобы свершить Свой справедливый суд.
9:2 Емаф. Город на реке Оронта, к северу от Дамаска.
Тир и Сидон. Города на средиземноморском побережье древней Финикии, бывшие центрами торговли на протяжении всей библейской эпохи. Слова «очень умудрился» могут означать умение вести дела. См. Иер 47:1−7; Иез 28:1−23.
9:5 Аскалон... Газа... Екрон. Могущественные города филистимлян не смогут устоять перед силой грядущего Бога-Воителя. См. Ис 14:28−32; Иез 25:15−17; Ам 1:6−8.
9:8 не будет более. Как раньше, так и теперь народ Божий может искать защиты от врагов у Самого Бога, ибо Христос защищает Свою Церковь. См. Откр 19:11−21.
9:9−10 В этих стихах Захария стремится дать слушателям его пророчества надежду, предрекая грядущее явление Мессии и Его триумфальный вход в Иерусалим (Мф 21:1−11;Ин 12:12−16).
9:9 дщерь Сиона. Так обычно называются в ВЗ святой город Божий Иерусалим и Его народ (Ис 1:8 и ком.; Ис 62:11; Соф 3:14).
торжествуй. Теперь народ Божий может возрадоваться, потому что Господь, наконец, вошел в Иерусалим.
Царь твой. Царственный потомок Давида, неоднократно обетованный в ВЗ (2Цар 7:12−14; Пс 131:1,10−11; Ис 9:7; 11:1−5; Иер 23:5−6; Иер 33:15−22; Иез 34:23−24; Иез 37:24−28).
праведный... кроткий. Он не похож по Своему облику и нраву на земных царей. Он исполняет Божественный закон, как это предписывал царям Ветхий Завет (Втор 17:14−20). Его кротость делает Его открытым и доступным людям (Мф 11:29; Флп 2:5).
на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. См. Мф 21:2−5. То, что Он въезжает верхом на ослице и молодом осле, свидетельствует о Его кроткой и терпеливой натуре.
9:10 истреблю колесницы... коней. Атрибуты войны будут уничтожены в миролюбивом царстве праведного Царя (Ис 2:1−5; Ис 11:6−9; Мих 5:10 и ком.).
мир народам. В Ветхом Завете часто говорится о всеобщем мире, который наступит с приходом Царя-Мессии (Ис 2:1−5; Ис 57:19; Мих 4:1−5; Еф 2:12−18).
владычество Его будет... до концов земли. Верховное и всеобъемлющее владычество Божие есть один из основных постулатов ветхозаветной религии (Пс 71:8; Пс 95:4−6; Дан 2:44−47; Дан 7:13−14,27). Христос есть Тот, Который принесет на землю высшую власть Отца (Мф 12:28; Флп 2:9−11; Откр 19:11−21).
9:11 крови завета твоего. Указание на желание Бога, чтобы грехи людей были искуплены под благодатной сенью Его завета (Исх 24:8; Мф 26:28).
9:12 пленники надеющиеся. Те, которым Царь Небесный дал освобождение и надежду на будущую жизнь.
воздам тебе вдвойне. Благодать Божия, возрождающая нас к жизни, намного превосходит наши чаяния (Мф 19:29).
9:13 Иония. Это обращение к Ионии не обязательно следует считать связанны с войнами Маккавеев (II в. до Р.Х.) и подтверждающим мнение, что автор книги жил в этот период. Вероятно, Иония служит здесь символом языческих народов, ведущих войну против народа Божия.
9:14 явится над ними Господь... в бурях полуденных. Бог Израиля изображен здесь приходящим из южной пустыни в окружении облаков бури (2Цар 22:8−18; Пс 28). Слово, переведенное здесь как «полуденных», в Авв 3:3 имеет значение имени собственного — «Феман» («южная страна»). Поскольку гора Синай была местом обитания Бога, когда Он вывел Свой народ из Египта, в Ветхом Завете Бог часто является из Своей южной обители.
9:15 Господь Саваоф будет защищать их. Бог защитит Свой народ, когда Он выступит против Своих врагов.
будут пить и шуметь как бы от вина. Люди Божий исполнятся священной радости и будут торжествовать от одержанной Богом победы и от Его близости к ним (Деян 2:13−21; Еф 5:18).
9:16−17 В этих стихах говорится о следствиях пришествия Господа и Его победы.
9:16 как овец, народ Свой. Народ Божий находится в безопасности под Его защитой, как овцы под надзором пастыря (13:7; Иез 34:1−24; Иез 37:24).
подобно камням в венце, они воссияют. Народ Божий будет прославлен, оттого что Бог среди него (2Кор 3:18).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Захарии, 9 глава